Научная статья на тему 'Усиление роли институтов ЕС в продвижении внешней региональной деятельности стран-членов'

Усиление роли институтов ЕС в продвижении внешней региональной деятельности стран-членов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
871
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЛЬГИЯ / ФЛАНДРИЯ / ВАЛЛОНИЯ / ЕС / КОМИТЕТ РЕГИОНОВ / СУБСИДИАРНОСТЬ / СТРУКТУРНЫЕ ФОНДЫ ЕС / ТРАНСГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / COMMITTEE OF THE REGIONS / SUBSIDIARITY / STRUCTURAL FUNDS OF THE EU / FLEMISH REGION / WALLOON REGION / CROSS-BORDER COOPERATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ермакова Элла Владимировна

В статье рассматриваются способы осуществления политики ЕС по расширению полномочий регионов стран-членов на примере регионов Бельгии Фландрии и Валлонии. Автор анализирует механизмы продвижения внешних региональной связей на примере Бельгии как способа решения проблем на национальном и общеевропейском уровне, приводя конкретные примеры инициатив ЕС для реализации данного направления своей деятельности. В статье рассматривается деятельность Комитета регионов ЕС (КОР) консультативного органа ЕС, обладающего правом политической инициативы и защищающего принцип субсидиарности в осуществлении региональной политики стран-членов ЕС. Одновременно прослеживается участие Фландрии и Валлонии в работе Комитета регионов. Отдельным пунктом рассматривается очередное полугодовое председательство Бельгии в ЕС в 2010 г., когда страну, погружённую в тяжёлый правительственный кризис и оставшуюся без федерального правительства, представляли оба региона. Особое внимание в статье уделяется участию бельгийских регионов в реализации стратегической программы Евросоюза «Европа 2020». Приводятся конкретные примеры инициатив Фландрии и Валлонии в осуществлении данной программы. Автор подробно разбирает примеры самостоятельного участия Фландрии и Валлонии в различных структурах ЕС, выявляя черты, характерные для продвижения региональных интересов в рамках ЕС. В этой связи особую актуальность приобретает, к примеру, самостоятельное участие Фландрии в международной программе сотрудничества в области энергетики «Пакт 2020». В статье приводятся высказывания фламандских и валлонских политических деятелей, отражающие отношение бельгийского общества к процессам регионализации в стране. Большое значение для развития регионального направления в деятельности институтов ЕС имеют структурные фонды, которые призваны помогать в финансировании этой политики. В заключении автор делает вывод о причинах возрастающего внимания институтов ЕС к поощрению политики большего развития межрегиональных связей стран-членов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Growing Significance of EU Institutions in Promotion of Inter-regional policies

The article explores the variety of tools and vehicles applied within the EU to expand the prerogative of the regions of the EU member states. The author uses as an example the inter-regional policies in Belgium in respect of the Flemish Region and the Walloon Region. The author analyzes the mechanisms of promotion of external regional relations in Belgium as a means of addressing different problems both on national and all-European level, supporting the arguments and conclusions by examples of relevant EU initiatives. The article details the activities of the EU Regional Committee (RC), the EU advisory body with the powers of political initiative, upholding the principle ofsubsidarity in the implementation of the EU member states' regional policies. The involvement of the Flemish Region and the Walloon Region in the activities of EU RC is described and summarized. As a case study, the article deals with Belgium's rotating six months presidency in the EUin 2010 when the country, which was going through a severe political crisis with no federal government in place, was represented by the two regions. The special focus of the article is on the strategic EU program "Europe2020" and its implementation by the regions of Belgium. There is an account of the initiatives undertaken by the Flemish Region and the Walloon Region within the framework of this program outlining the interaction of the two regions. The author provides a comprehensive analysis of the involvement of the Flemish Region and the Walloon Region with various EU institutions describing how each party achieves the promotion of its regional interests. Within this context, it is a noteworthy development that the Flemish Region is participating in the international program "Pact 2020" on energy all by its own. The article features quotations by Flemish and Walloon political figures which serve as an illustration of the prevailing attitudes in the Belgian society to the process of regionalization of their country. The EU structural funds aimed at funding these policies play a crucial role in the maturing of the regional dimension of the activities pursued by the EU institutions. The author finalizes with the review of the EU reasons for placing high importance on the promotion of the development of inter-regional ties between member states.

Текст научной работы на тему «Усиление роли институтов ЕС в продвижении внешней региональной деятельности стран-членов»

ПОЛИТОЛОГИЯ

УСИЛЕНИЕ РОЛИ ИНСТИТУТОВ ЕС В ПРОДВИЖЕНИИ ВНЕШНЕЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАН-

ЧЛЕНОВ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛЬГИИ)

Э.В. Ермакова

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Россия, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76.

В статье рассматриваются способы осуществления политики ЕС по расширению полномочий регионов стран-членов на примере регионов Бельгии - Фландрии и Валлонии. Автор анализирует механизмы продвижения внешних региональной связей на примере Бельгии как способа решения проблем на национальном и общеевропейском уровне, приводя конкретные примеры инициатив ЕС для реализации данного направления своей деятельности. В статье рассматривается деятельность Комитета регионов ЕС (КОР) - консультативного органа ЕС, обладающего правом политической инициативы и защищающего принцип субсидиарности в осуществлении региональной политики стран-членов ЕС. Одновременно прослеживается участие Фландрии и Валлонии в работе Комитета регионов.

Отдельным пунктом рассматривается очередное полугодовое председательство Бельгии в ЕС в 2010 г., когда страну, погружённую в тяжёлый правительственный кризис и оставшуюся без федерального правительства, представляли оба региона. Особое внимание в статье уделяется участию бельгийских регионов в реализации стратегической программы Евросоюза «Европа 2020». Приводятся конкретные примеры инициатив Фландрии и Валлонии в осуществлении данной программы. Автор подробно разбирает примеры самостоятельного участия Фландрии и Валлонии в различных структурах ЕС, выявляя черты, характерные для продвижения региональных интересов в рамках ЕС. В этой связи особую актуальность приобретает, к примеру, самостоятельное участие Фландрии в международной программе сотрудничества в области энергетики «Пакт 2020».

В статье приводятся высказывания фламандских и валлонских политических деятелей, отражающие отношение бельгийского общества к процессам регионализации в стране. Большое значение для развития регионального направления в деятельности институтов ЕС имеют структурные фонды, которые призваны помогать в финансировании этой политики. В заключении автор делает вывод о причинах возрастающего внимания институтов ЕС к поощрению политики большего развития межрегиональных связей стран-членов.

Ключевые слова: Бельгия, Фландрия, Валлония, ЕС, Комитет регионов, субсидиарность, структурные фонды ЕС, трансграничное сотрудничество.

Европейский Союз принято считать объединением государств. Однако он играет не меньшую роль для организации взаимодействия приграничных регионов. Образование ЕС и связанные с его появлением общеевропейские интеграционные процессы придали новое ускорение региональной политике стран-членов. В 1980-х гг. европейская политика регионального сотрудничества вышла на новый уровень. Данный феномен объясняется новым этапом развития ЕС, связанным с перспективой вступления в него бывших стран Восточной Европы. В 1988 г. Европейский парламент принял Хартию Сообщества по проблемам регионализации. Важность данного документа заключается в том, что в нем впервые определяется понятие «регион» как территория или гомогенный комплекс территорий, которые, с географической точки зрения, формируют отличные единицы или отдельные структуры, и население которых имеет некоторые особые характеристики. Эти характеристики включают в себе, согласно Хартии Сообщества, язык, культуру и исторические традиции [1].

Принятие «Хартии регионов сообщества» 1991 г. и создание в Маастрихте Комитета регионов - консультативного органа ЕС, обладающего правом политической инициативы, стали значимым этапом в продвижении региональной политики в рамках ЕС [2]. Комитет регионов является гарантом того, что местные и региональные власти принимают непосредственное участие в деятельности институтов власти Европейского союза. Члены Комитета регионов, в основном депутаты местных парламентов, мэры городов и другие представители региональных органов власти, назначаются по представлению государств-членов ЕС. Продолжительность их мандата составляет пять лет. Самые крупные страны ЕС -Германия, Франция, Великобритания и Италия - направляют в Комитет регионов по 24, а, например, Мальта - только 5 представителей [3].

В настоящее время Комитет регионов играет дополнительную роль в системе принятия решений, включающую Европейскую комиссию, Европейский парламент и Совет. После вступления в силу в 1999 г. Амстердамского договора, который реформировал ЕС, Комитет регионов был наделен автономной организационной структурой и собственными процедурными правилами (не нуждается в предварительном утверждении решений Европейским Советом, как было до Амстердамского соглашения). Кроме того, сфера деятельности комитета была существенно расширена, в особенности в таких областях, как социальные дела, окружающая среда и транспорт. Амстердамский договор расширил компетенции Комитета регионов, предоставив ему дополнительные законодательные полномочия и утвердив для него возможность получать консультации Европейского парламента. Эти изменения были зафиксированы в ст. 109Q п.2, 109Я, 118 п.3, 125 Амстердамского договора [4].

Начало активной деятельности Комитета регионов относится к марту 1994 г., когда состоялась первая сессия пленарной ассамблеи, на которой Комитет регионов заменил существовавший ранее орган под названием Консультативный совет региональных и местных властей Европейского союза. Основополагающими документами Комитета регионов являются политическая программа и устав. В них определены статус, цели, задачи, функции и основные направления деятельности организации.

Комитет регионов состоит на сегодняшний день из 353 членов и такого же числа их заместителей, которые назначаются Советом по представлению стран-членов ЕС сроком на пять лет с возможностью повторного назначения. Руководящие органы ЕС - Комиссия, Совет и Парламент - обязаны консультировать Комитет регионов по 10 основным направлениям деятельности, представляющим общий интерес. К ним относятся вопросы, связанные с политикой экономического и социального сплочения (подтягивание отсталых регионов до уровня развитых), трансъевропейские транспортные, телекоммуникационные и энергетические инфраструктурные сети, здравоохранение, образование, культура, занятость населения, социальные вопросы, охрана окружающей среды, подготовка кадров, транспорт.

Основная цель Комитета регионов состоит в том, чтобы реально влиять на принятие решений Комиссией, Советом и Парламентом Евросоюза по вышеуказанным направлениям, особенно в тех случаях, когда региональные и местные власти несут прямую ответственность за осуществление принимаемых решений. Вторая цель заключается в том, чтобы информировать гражданское общество о решениях высших руководящих органов ЕС, и через региональные и местные власти привлекать граждан к выработке решений.

Кроме того, Комитет регионов ставит целью защищать принцип субсидиарности, который в федеративном государстве выражается в том, что если один из уровней государственной власти (федеральной или субъекта федерации) оказывается неспособным нести ответственность за последствия своих действий (или бездействия), то другой её уровень либо берёт ответственность на себя, либо через систему соответствующих механизмов принуждает его нести должную ответственность [5].

В соответствии с политической программой и уставом Комитет регионов формирует мнение по вопросам, касающимся интересов регионов и муниципальных образований, при обязательной консультации по ним с Комиссией, Советом и Парламентом Европейского союза, ставит перед руководящими органами новые вопросы, касающихся региональных и местных интересов; вносит вклад в усиление программы «Европа граждан» в соответствии с собственной ролью прямого представителя граждан при органах ЕС

и укрепление интеграции путём приближения общеевропейской политики к нуждам граждан.

Одно из приоритетных направлений деятельности КОР, которому в последнее время уделяют все больше внимания в общеевропейской дискуссии, лежит в плоскости программ территориального сотрудничества. Оно предполагает три основные ответвления:

1) трансграничное сотрудничество (между территориями по обе стороны границы, включая морскую);

2) транснациональное сотрудничество (между соседними регионами в соответствии со стратегическими приоритетами ЕС);

3) межрегиональное сотрудничество, которое не зависит от географического месторасположения территорий.

Среди перечисленных направлений на трансграничное сотрудничество возлагается наибольшая ответственность, как на самый эффективный инструмент для выполнения антикризисных функций в рамках Европейского Союза.

Совместно с другими органами Европейского союза Комитет регионов осуществляет ряд долгосрочных программ в различных областях: «Сократ» (образование); «Леонардо да Винчи» (подготовка кадров); «Молодёжь» (проблемы молодёжи); «Культура - 2000» (культура); «Тем-пус - I, II, III» (высшее образование); «Ариан» (книги); «Калейдоскоп» (культура) [6]. В последнее время его руководители все чаще выступают за усиление роли организации в европейской политике в рамках обсуждения реформы структуры руководящих органов. По их мнению, Комитет мог бы стать ещё одним руководящим органов Европейского союза наряду с Комиссией, Советом и Парламентом.

Ниццкий договор 2001 г. закрепил демократическую легитимность Комитета регионов, уточнив, что его члены (их общее количество составляет 350 человек) должны быть выбраны или быть политически уполномоченными местными законодательными органами. Места распределяются пропорционально. Бельгия располагает 12 местами. Членами Комитета регионов, согласно той же статье Договора, являются депутаты местных органов власти, мэры городов, главы муниципальных советов, избираемые на четыре года [7].

В работе над «Конвенцией о будущем Европы» 2002 - 2003 гг. приняли участие более 200 человек из 28 стран, которые в течение целого года обсуждали самые острые проблемы европейского строительства [8]. Ещё одним шагом ЕС в направлении большей самостоятельности регионов стран-членов стала Лаакенская декларация 15 декабря 2001 г. Основной документ брюссельского саммита назван в честь дворца, в котором проходя заседания [9]. В декларации особое место уделялось намерениям Европейского союза приблизить свою деятельность к чаяниям граждан.

Помимо нормотворческой деятельности, которая, правда, вызывает немало упрёков из-за излишней бюрократизированное™, по инициативе Комитета регионов проводятся многочисленные региональные мероприятия. Среди них обращает на себя внимание своей масштабностью «Неделя европейских регионов и городов», объединяющая ежегодно тысячи участников для обсуждения насущных проблем и для поиска потенциальных партнёров для реализации совместных проектов. «Неделя европейских регионов и городов» была организована в 2002 г. для более масштабного обмена мнениями по определению основных направлений европейской региональной политики.

Одиннадцатая «Неделя европейских регионов и городов», проходившая в Брюсселе 7 - 10 октября 2013 г. (5500 участников) имела особое значение. В коммюнике Комитета регионов говорится, «что данное событие происходит в тот момент, когда Европейский союз проводит коренные реформы своей региональной политики и когда перспективы развития ЕС на период 2014 -2020 гг. вступил в завершающую стадию». Во вступительной речи накануне «Недели» представитель Австрии, еврокомиссар по региональной политике Йоханес Ган сказал, что обновлённая региональная политика предоставляет право субнациональным единицам реальную возможность пойти по пути экономического роста и будущего процветания [10].

Председатель Комитета регионов испанец Рамон Луис Вальсарсель Сисо отдельно отметил роль Комитета регионов в проведении реформированной политики сплочения и призвал в кратчайшие сроки разработать эффективные методы для восстановления экономики регионов и для стимулирования занятости [11].

Фландрия и Валлония всегда с большим энтузиазмом работали в Комитете регионов, считая этот орган одним из главных проводников региональной политики стран-членов ЕС. Особенно активизировалось влияние Валлонии и Фландрии в Комитете во время двенадцатого по счету полугодового председательства Бельгии в руководящих органах Евросоюза, которое началось в июле 2010 г. Этот период совпал с чередой тяжёлых правительственных кризисов в Бельгии. В этот момент в стране в очередной раз правительство ушло в отставку из-за провалившейся попытки урегулировать вопрос об административном делении двуязычного избирательного округа Брюссель-Халле-Вилворде. Во время ротационного председательства в Европейском совете ЕС в Бельгии не был сформирован новый кабинет. Все правительство, включая премьер-министра Ива Летерма, считалось исполняющим обязанностями.

Несмотря на опасения аналитиков, которые считали, что из-за серьёзного внутриполитического кризиса Бельгия не сможет реально влиять на решение общеевропейских проблем, итоги председательства были признаны положитель-

ными. По мнению вице-премьера и министра иностранных дел Бельгии на тот период Стивена Ванакере, во время полугодового председательства в ЕС реальные успехи были достигнуты по следующим основным направлениям:

- реализация положений Лиссабонского договора;

- принятие бюджета ЕС на 2011 г. в соответствии с новыми положения Лиссабонского договора;

- борьба с экономическим кризисом;

- реализация стратегических задач по обеспечению экономического роста и занятости в рамках программы Европейского Совета «Европа 2020»; климат, защита окружающей среды;

расширение ЕС;

- проблемы юстиции, политического убежища, миграции [12].

Направления деятельности бельгийских регионов в профильных органах ЕС, совпадая в принципе с общей стратегической линией Бельгии, имеют ряд особенностей. Прежде всего, речь идёт о тех областях, которые полностью относятся к компетенции региональных властей. В соответствии с Законом о сотрудничестве 1994 г. между федеральным центром, с одной стороны, и сообществами и регионами - с другой, была определена ротационная очередность председательства бельгийских регионов в органах ЕС. Это означает, что бельгийские сообщества и регионы наравне с федеральными структурами страны поочередно председательствуют в ЕС, занимаясь в полной мере общеевропейскими вопросами

[13].

Таким исключительным правом обладает только Бельгия в силу специфики административного устройства страны и расширенных функций её субнациональных образований. По мнению Руди Демотта, занимавшего в 2010 г. пост председателя Европейского Совета по «Политике сплочения» и одновременно премьер-министра правительства Валлонии и Французского сообщества, бельгийские регионы, благодаря подобной уникальной практике могут считаться полноправными участниками общеевропейского интеграционного процесса. Руди Демотт также считает, что для его региона, как и для всего Европейского Союза, территориальное сотрудничество представляет собой реальный, оправдавший себя инструмент европейского строительства, который должен быть сохранен для развития больших европейских регионов, развития и обмена знаниями и опытом [14].

Бельгийские регионы и сообщества сосредоточили свои усилия на реализации положений Лиссабонского договора, положения которого значительно укрепило позиции в ЕС субнациональных образований. В данном контексте важно упомянуть встречу в конце июня 2010 г., накануне начала полугодового председательства Бельгии в ЕС, между Карлом-Хайнцем Лам-бертсом, главой правительства германоязыч-ного сообщества с членом Комитета регионов,

Мерседес Брессо, представительницей Италии, и Председателем Европейской комиссии Хосе Мануэлем Баррозу. Во время этих консультаций обсуждалась роль каждого из бельгийских регионов на предстоящее полугодие во главе ЕС. Было определено, что Валлонский регион в рамках председательства будет заниматься региональной политикой и структурными фондами, которые являются инструментами для развития инфраструктуры и обеспечения стабильного экономического роста на уровне регионов. Также была достигнута договорённость всесторонне способствовать политике сплочения в рамках общеевропейской стратегии регионального развития [15].

Валлонский регион осуществляет связи с институтами ЕС через свой парламент. Данное право зафиксировано в статьях 115 и 116 его регламента. Региональный парламент получает информацию от ЕС о его инициативах, различные уведомления о новых законопроектах согласно Протоколу о роли национальных парламентов в Евросоюзе. Для осуществления полноценного сотрудничества с ЕС парламент Валлонии в 1993 г. создал специальный орган - Консультативный комитет по общеевропейским вопросам. Члены Валлонского парламента заседают в Комитете регионов, а сам парламент региона входит в Конференцию законодательных собраний регионов Европы [16].

Бельгийские регионы также активно участвуют в реализации стратегической программы Евросоюза «Европа 2020». Исходя из того, что местные органы самоуправления ближе всего находятся к повседневным нуждам граждан, к их социальным проблемам, лучше, чем федеральные власти осведомлены о реальном положении вещей, Валлония настояла на разработке дополнений к соответствующим положениям Лиссабонского договора. В специальный итоговый документ от 9 декабря 2009 г. «Будущее стратегии Лиссабона после 2010 г.» были включены пункты, фиксирующие возрастающее значение регионов и сообществ в разработке общеполитических задач Евросоюза [17]. Однако никакой реакции руководящих органов Евросоюза на эти предложения не последовало. Поэтому валлонская делегация в Комитете регионов приняла решение продолжать проводить политику усиления регионального влияния в программе «Европа 2020» через такой важный институт, как Комитет регионов.

Помимо участия в реализации стратегии «Европа 2020», делегация Валлонии во время председательства в ЕС сделала акцент на усилении позиций структурных фондов ЕС для противодействия глобальному кризису, а также на претворении в жизнь принципа «территориального сплочения», закреплённого в Лиссабонском договоре. Валлония, выражая мнения Бельгии во время ее председательства в ЕС в 2010 г., приняла решение придать новый импульс пилотной инициативе в рамках программы «Европа 2020».

Программа получила название «Промышленная политика в эпоху глобализации» [18]. Это новое направление внешней деятельности Вал-лонии необходимо для продвижения в общеевропейском и даже мировом масштабе новые экологически чистые технологии, а также новые промышленные предприятия, которые бы обеспечили переход к производству без выбросов С02.

Внедрение экологически чистых технологий призвано вывести экономику стран-членов Европейского союза на новый уровень для большей конкурентоспособности в мировом масштабе. Для того чтобы промышленные предприятия стран-членов как на национальном, так и на региональном уровнях могли бы полноценно конкурировать на международной арене, экономические эксперты Валлонии предлагают сделать упор на развитие малых и средних предприятий в сторону их интернационализации. Речь идёт о стимулировании доступа малого и среднего бизнеса самостоятельно выходить на внешние рынки, об упрощении административного системы, облегчении доступа к финансированию и получению необходимого образованиях Ьа

Валлонский регион также участвует в общеевропейской деятельности через Европейскую службу союза городов и коммун Валлонии. Этот орган осуществляет координацию обмена информацией между региональными властями и соответствующими структурами ЕС, следит за реализацией на местном уровне общеевропейских проектов. К тому же Союз городов и коммун Валлонии входит в Совет коммун и регионов Европы - ассоциацию городов и регионов 38 стран европейских стран. Эта организация была создана 28 января 1951 г. в присутствии 56 представителей местных властей из Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Швеции, Люксембурга, Дании, Нидерландов [19]. Поль Фишруль, заместитель бургомистра бельгийского города Шарлеруа и член бельгийской делегации от Валлонии в Комитете регионов считает, что влияние Комитета регионов в рамках Европейского Союза должно возрастать, что обеспечивается, по его словам, усилением принципа субсидиар-ности, зафиксированным Лиссабонским договором. «Субсидиарность - это главный принцип, в соответствии с которым определяются границы между компетенциями стран-членов Комитета регионов и ЕС», - считает Поль Фишруль. Он, в частности, отметил роль Комиссии по экономике и Комиссии, занимающейся внешними связями ввиду постоянного расширения ЕС [20].

Фландрия также играет активную роль в Комитете регионов. Крис Петерс, премьер-министр Фландрии в 2010 г. заявил, что внимание, которое его регион уделяет работе в Комитете регионов, объясняется приоритетным направлением Фландрии в сторону «европеизации» и даже «широкой интернационализации». «Эта интернационализация нашего региона и его жи-

телей проходит красной линией через все наши промежуточные проекты. Они объединены в широкомасштабный проект «Фландрия в действии», цель которого поставить наш регион в пятёрку первых в Европе к 2020 г.» [21].

Фламандское правительство и все его наиболее важные социальные партнёры закрепили наиболее важные направления развития самостоятельности региона в «Пакте 2020», подписанном 20 января 2009 г. Ежегодно правительство Фландрии проверяет, как реализуются цели, зафиксированные в этом документе. Фландрия располагает всеми возможностями для осуществления намеченных задач. Развитие внешних связей и улучшение инвестиционного фона определяется как первоочередная задача. В «Проекте ускоренных инвестиций» указывается, что развитие региона невозможно без уничтожения «позорных» бюрократических проволочек, с которыми сталкиваются потенциальные местные и иностранные инвесторы [19].

Международное сотрудничество в области энергетики также включено в «Пакт 2020». Этот проект напрямую касается предприятий Фландрии, которые по своей конкурентоспособности способны полноценно действовать на международных рынках. Фландрия ставит перед собой задачу расширения и укрепления своего экономического присутствия на международной арене. «Энергетический вопрос является одним из наиболее важных социальных и экономических вызовов в международном масштабе. Фландрия хочет играть в этом процессе важную роль»,- говорится в документе [22].

«Пакт 2020», среди прочих целей, ставит координацию политики инноваций в области изменения климата, старения населения, эффективного управления материально-техническим снабжением, борьбу с бедностью, строительство современного жилья, современное обустройство городов для всестороннего соответствия общеевропейскому и мировому уровню. Фламандский план развития получил высокую оценку Комитета регионов. На 102-й пленарной сессии этой организации, проходившей 3 - 4 июля 2013 г. в Брюсселе, председатель Комитета Рамон Луис Вальсарсель Сисо объявил лауреатов премии «Предприимчивый европейского региона». Наравне с итальянской областью Марке и нидерландской провинцией Брабант, лауреатом стал бельгийский регион Фландрия за особый вклад в разработку стратегического развития Европейского союза до 2020 г.

Было отмечено, что Фландрия представила чрезвычайно интересный проект развития региона в перспективе до 2020 г., соединив прежний ценный опыт и проекты, устремленные в будущее. Выбор Фландрии в качестве лауреата объясняется еще и тем, что в регионе хорошо развита система поддержки малых и средних предприятий, что важно для более мобильного и эффективного ведения бизнеса. Также отмечалась постоянное проявление инициативы и

творчества в реализации и планировании своей деятельности. К тому же в представленном плане развития Фландрии ясно прописана система контроля выполнения его пунктов. Как отметил Крис Петерс, премьер-министр правительства Фландрии в 2010 г., «эта премия означает не только международное признание фламандского правительства, но и признание той работы, которую ежедневно выполняют сотни тысяч фламандских предпринимателей путем создания новых рабочих мест и общего богатства» [22].

Одним из важнейших инструментов реального трансграничного регионального сотрудничества являются структурные фонды ЕС. Речь идёт, прежде всего, о Европейском фонде развития и о Фонде сплочения. Ст. 176б, 177 и 178 Договора о функционировании Европейского Союза определяют функции этих фондов. Ст. 176б гласит: «Европейский фонд регионального развития призван способствовать исправлению основных региональных диспропорций в рамках Союза путем участия в развитии и структурной адаптации регионов, отстающих в своем развитии, и переквалификации промышленных регионов, находящихся в упадке» [23].

Структурные фонды представляют собой те финансовые инструменты, при помощи которых Евросоюз осуществляет региональную политику, направленную на преодоление различий между регионами на экономическом, социальном и территориальном уровне. Европейский фонд регионального развития был создан в 1975 г. и был предназначен для поддержки развития инфраструктуры и инвестиций для увеличения занятости, в основном, на предприятиях. Деятельность Европейского социального фонда с 1958 г. направлена на борьбу с безработицей среди наименее имущих слоев, а также на улучшение системы обучения и переквалификации.

В 1994 г. Евросоюз создает Фонд сплочения для финансирования проектов, связанных с развитием инфраструктуры в области окружающей среды и транспорта. В период с 2007 по 2013 г. была проведена реформа структурных фондов. В результате были сформулированы три основные направления деятельности Европейского фонда регионального развития: взаимодействие (конвергенция) регионов; обеспечение их конку-

рентоспособности; содействие занятости и европейскому территориальному сотрудничеству. Задача всех трех перечисленных фондов лежала в плоскости общеевропейской региональной политики с 2007 до 2013 г., учитывая новые цели. Первая цель - конвергенция наиболее развитых и наименее развитых регионов стран-членов ЕС путем стимулирования экономического роста и занятости. Вторая цель - региональная конкурентоспособность и занятость - предполагает меры по изменению экономического и социального положения регионов, внедрение инновационных технологий, защиту окружающей среды. Наконец третья цель - европейское территориальное сотрудничество, направленное на усиление трансграничных, транснациональных и межрегиональных связей в таких областях, как развитие городов, сельской местности, прибрежных зон, экономическое взаимодействие и поощрение средних и малых предприятий. Реализация третьего направления возлагается на Европейский фонд регионального развития [25].

Как Фландрия, так и Валлония, сумели воспользоваться частичным финансированием из структурных фондов ЕС для реализации многих проектов, реально повышающих уровень жизни населения. Региональные власти Бельгии, так же, как и руководство Европейского Союза постоянно сталкиваются со все большей критикой Европейского Союза со стороны своих граждан. В связи с этим была определена основная задача трансграничного сотрудничества на местном уровне - эффективное и направленное облегчение жизни простых людей в кризисный период. Внешние связи регионов могли бы стать одним из инструментов общего механизма борьбы не только с последствиями кризиса, но и со сложными внутренними межнациональными конфликтами, поскольку позволяют субъектам федерации ощутить себя полноправными участниками международных отношений. К тому же опыт широкой автономии субнациональных образований в Бельгии, как это ни парадоксально, имеет определенные шансы гарантировать не только целостности этой страны, но и способствовать продолжению общеевропейских интеграционных процессов.

Список литературы

1. Регионы в Европейском сообществе с точки зрения субсидиарности [Электронный ресурс]. // Казанский центр федерализма и публичной политики. Режим доступа: http://www.kazanfed.ru/publications/ kazanfederalist/n4/stat6/, дата обращения 12.05.2014 г.

2. Хьюеглин Т. Федерализм, субсидиарность и европейская традиция [Электронный ресурс]. // Казанский центр федерализма и публичной политики. Режим доступа: http://www.kazanfed.ru/publications/ kazanfederalist/n4/stat5/, дата обращения 12.05.2014 г.

3. Зонова Т.В. От Европы государств к Европе регионов // Полис. № 5. 1999. С.160.

4. The Treaty of Amsterdam [Электронный ресурс]. // The"Summaries of EU legislation"website. Режим доступа: http://europa.eu/legislation_summaries/institutional_affairs/treaties/amsterdam_treaty/index_en.htm, дата обращения 12.05.2014 г.

5. The Committee of the Regions. Political Priorities for 2012-2015. Brussels: European Union, July 2013. 30 p. P. 28.

6. Хабибулин А.Г. Субсидиарность - основа построения федеративного государства [Электронный ресурс]. // Казанский центр федерализма и публичной политики. Режим доступа: http://www.kazanfed. ru/actions/konfer6/doklad6/, дата обращения 12.05.2014 г.

7. Комитет регионов Европейского Союза [Электронный ресурс]. //МИД РФ. Режим доступа: http://www. mid.ru/bdomp/bull.nsf/b8c211ca1a623d7f432568e900412a30/ef30cd02fe571aa743256abc0028b324!0p enDocument, дата обращения 23.03.2014 г.

8. Treaty of Nice [Электронный ресурс]. Official Journal of the European Communities, C 80/1, 10.3.2001. Режим доступа: http://www.ecb.europa.eu/ecb/legal/pdf/en_nice.pdf, дата обращения 03.04.2014 г.

9. European convention. The Laeken Declaration [Электронный ресурс]. //The EU Information Centre in Denmark. Режим доступа: http://www.eu-oplysningen.dk/euo_en/spsv/all/5/?print=1, дата обращения 03.04.2014 г.

10. Sommet européen de Laeken. Conclusions de la Présidence- 14/15 décembre 2001// Le Monde diplomatique, 28.04.2005.

11. European Week of Regions and Cities (4-7 October): towards Europe 2020 [Электронный ресурс]. // Communication department of the European Commission. Режим доступа: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-10-1236_en.htm?locale=en, дата обращения 02.03.2014 г.

12. European Week of Regions and Cities (4-7 October): towards Europe 2020 [Электронный ресурс]. // Communication department of the European Commission. Режим доступа: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-10-1236_en.htm?locale=en, дата обращения 02.03.2014 г.

13. Belgian presidency of the Council of the EU. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eutrio. be/, дата обращения 02.03.2014 г.

14. Termino G. L'européanisation du système politique belge / G. Duchenne. Regards croisés sur l'integration européenne. Louvain: UCL Presses Universitaires de Louvain, 2011. 200 p. P.175.

15. The EU's Assembly of Regional and Local Representatives [Электронный ресурс]. //Belgian presidency of the Council of the EU. Режим доступа: http://www.eutrio.be/files/bveu/media/documents/Coter_en_0. pdf, дата обращения 04.04.2014 г.

16. The EU's Assembly of Regional and Local Representatives [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// cor.europa.eu/archive/news/Pages/ce16644c-51ac-4806-9383-ffde92e3762b-fr.aspx, дата обращения 02.03.2014 г.

17. The Waloon parliament and the EU. [Электронный ресурс]. //Committee of the Regions Website. Режим доступа: https://portal.cor.europa.eu/subsidiarity/maps/Pages/Belgium-Walloon.aspx, дата обращения 10.02.2014 г.

18. The post-2010 (Lisbon) Strategy. Proposals from organised civil society. Integrated Report to the European Council. January 2010 [Электронный ресурс]. // European Economic and Social Committee. Режим доступа: http://www.eesc.europa.eu/resources/docs/integrated-report-en.pdf, дата обращения 10.02.2014 г.

19. The Belgian EU presidencey [Электронный ресурс]. //Brussels Network Office: International Press Centre. Режим доступа: http://www.euractiv.com/priorities/the-belgian-eu-presidency-linksdossier-495582, дата обращения 14.01.2014 г.

20. Bergeret-Cassagne A. Pour une Europe fédérale des collectivités locale. 2009. Bruxelles:Editions L'Harmattan. 280 p. P.7.

21. Ficheroulle, P. La question des services de proximité sera un défi européen majeur// Mouvement Communal. Mensuel N°853. Decembre 2010, p.25.

22. Flanders in Action. Pact 2020. [Электронный ресурс]. //The official website of the Flemish government. Режим доступа: http://www.flanders.be/en/publications/detail/flanders-in-action-i-m-all-for-it, дата обращения 12.10.2013 г.

23. Европейский Союз: Основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями. М.: ИНФРА-М, 2013. 698 с. С.305.

24. The Treaty of the European Union [Электронный ресурс]. // Eurotreaties.com. Ehe British Management Data Foundation. Режим доступа: http://www.eurotreaties.com/lisbontext.pdf, дата обращения 17.02.2014 г.

25. European Structural and Investment Funds Regulations 2014-2020. [Электронный ресурс]. // The European Commission's DG for Regional and Urban Policy. Режим доступа: http://ec.europa.eu/regional_policy/ information/legislation/index_en.cfm, дата обращения 17.03.2014 г.

26. European Structural and Investment Funds Regulations 2014-2020 [Электронный ресурс]. //The European Commission's DG for Regional and Urban Policy. Режим доступа: http://ec.europa.eu/regional_policy/ information/legislation/index_en.cfm, дата обращения 17.03.2014 г.

■ Э.В. Ермакова

Об авторе

Ермакова Элла Владимировна - соискатель кафедры дипломатии МГИМО (У) МИД России. E-mail: [email protected]

GROWING INFLUENCE OF EU INSTITUTIONS IN PROMOTION OF INTER-REGIONAL POLICIES (CASE STUDY FOCUSED ON BELGIUM)

Ella V. Ermakova

Moscow State Institute of International Relations (University), 76 Prospect Vernadskogo, Moscow, 119454, Russia

Abstract: The article explores the variety of tools and vehicles applied within the EU to expand the prerogative of the regions of the EU member states. The author uses as an example the inter-regional policies in Belgium in respect of the Flemish Region and the Walloon Region. The author analyzes the mechanisms of promotion of external regional relations in Belgium as a means of addressing different problems both on national and all-European level, supporting the arguments and conclusions by examples of relevant EU initiatives. The article details the activities of the EU Regional Committee (RC), the EU advisory body with the powers of political initiative, upholding the principle ofsubsidarity in the implementation of the EU member states' regional policies. The involvement of the Flemish Region and the Walloon Region in the activities of EU RC is described and summarized. As a case study, the article deals with Belgium's rotating six months presidency in the EU in 2010 when the country, which was going through a severe political crisis with no federal government in place, was represented by the two regions. The special focus of the article is on the strategic EU program "Europe2020" and its implementation by the regions of Belgium. There is an account of the initiatives undertaken by the Flemish Region and the Walloon Region within the framework of this program outlining the interaction of the two regions. The author provides a comprehensive analysis of the involvement of the Flemish Region and the Walloon Region with various EU institutions describing how each party achieves the promotion of its regional interests. Within this context, it is a noteworthy development that the Flemish Region is participating in the international program "Pact 2020" on energy all by its own. The article features quotations by Flemish and Walloon political figures which serve as an illustration of the prevailing attitudes in the Belgian society to the process of regionalization of their country. The EU structural funds aimed at funding these policies play a crucial role in the maturing of the regional dimension of the activities pursued by the EU institutions. The author finalizes with the review of the EU reasons for placing high importance on the promotion of the development of inter-regional ties between member states.

Key words: Committee of the regions, subsidiarity, structural funds of the EU, Flemish Region, Walloon Region, cross-border cooperation.

References

1. Regiony v evropeiskom soobschestve s totchky zreniya subsidiarnosty [Regions in the European Community from the subsidiarity point of view]. Available at: http://www.kazanfed.ru/publications/ kazanfederalist/n4/stat6/ (accessed 12.05.2014) (In Russian)

2. Hueglin Th. Federalism, subsidiarnost i evropeiskaya traditsia [Federalism, subsidiarity and European traditions]. Available at: http://www.kazanfed.ru/publications/kazanfederalist/n4/stat5/ (accessed 12.05.2014) (In Russian)

3. Zonova T. Ot Evropy gosudarstv k Evrope regionov [From Europe of states to Europe of regions]. In Polis Polis, no. 5, 1999 (In Russian)

4. The Treaty of Amsterdam. Available at: http://europa.eu/legislation_summaries/institutional_affairs/ treaties/amsterdam_treaty/index_en.htm (accessed 12.05.2014)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Political priorities for 2012-2015. The Committee of the Regions. Brussels: European Union, 2013. 30 p.

6. Khabibulin A. Subsidiarnost - osnova postroeniya federativnogo gosudarstva [Subsidiarity - the base of the creating of the federal state]. Available at: http://www.kazanfed.ru/actions/konfer6/doklad6/ (accessed 12.05.2014) (In Russian)

7. Komitet regionov Evropeiskogo Soyuza [Committee of the Regions of the EU]. Ministry of Foreign Affaires of the Russian Federation. Available at: http://www.mid.ru/bdomp/bull.nsf/b8c211ca1a623d7f432568 e900412a30/ef30cd02fe571aa743256abc0028b324!0penDocument (accessed 23.03.2014) (In Russian)

8. Treaty of Nice. Available at: http://www.ecb.europa.eu/ecb/legal/pdf/en_nice.pdf (accessed 03.04.2014)

9. European convention. The Laeken Declaration. Available at: http://www.eu-oplysningen.dk/euo_en/ spsv/all/5/?print=1 (accessed 03.04.2014)

10. Sommet européen de Laeken. Conclusions de la Présidence- 14/15 décembre 2001[ The European Summit of Laeken] // Le Monde diplomatique, 28.04. 2005.

11. European Week of Regions and Cities (4-7 October): towards Europe 2020 Available at: http://europa. eu/rapid/press-release_IP-10-1236_en.htm?locale=en (accessed 02.03.2014)

12. European Week of Regions and Cities (4-7 October): towards Europe 2020 Available at: http://europa. eu/rapid/press-release_IP-10-1236_en.htm?locale=en (accessed 02.03.2014)

13. Belgian presidency of the Council of the EU. Available at: http://www.eutrio.be/(accessed 02.03.2014)

14. Termino G. L'européanisation du système politique belge / G. Duchenne. Regards croisés sur l'integration européenne. [The europeanisation of the belgian political system]. Louvain : UCL Presses Universitaires de Louvain, 2011. 200 p.

15. The EU's Assembly of Regional and Local Representatives. Available at: http://www.eutrio.be/files/bveu/ media/documents/Coter_en_0.pdf (accessed 04.04.2014)

16. The EU's Assembly of Regional and Local Representatives. Available at: http://cor.europa.eu/archive/ news/Pages/ce16644c-51ac-4806-9383-ffde92e3762b-fr.aspx (accessed 02.03.2014)

17. The Waloon parliament and the EU. Available at: https://portal.cor.europa.eu/subsidiarity/maps/Pages/ Belgium-Walloon.aspx (accessed 10.02.2014)

18. The post -2010 (Lisbon) Strategy. Available at: http://www.eesc.europa.eu/resources/docs/integrated-report-en.pdf (accessed 10.02.2014)

19. The Belgian EU presidency. Available at: http://www.euractiv.com/priorities/the-belgian-eu-presidency-linksdossier-495582 (accessed 14.01.2014)

20. Bergeret-Cassagne A. Pour une Europe fédérale des collectivités locale [For the federal Europe of local authorities]. 2009. Bruxelles:Editions L'Harmattan. 280 p. (In French)

21. Ficheroulle, P. La question des services de proximité sera un défi européen majeur [Question of the nearby services will be the major european task. Mouvement Communal. [Comunal mouvement]. Decembre 2010, no.853, (In French)

22. Flanders in Action. Pact 2020. Available at: http://www.flanders.be/en/publications/detail/flanders-in-action-i-m-all-for-it (accessed 12.10.2013)

23. Evropeiskiy Soyuz: Osnovopolagauschie acty v redaktsii Lissabonskogo dogovora s kommentariyami [Basic acts as revised be Lisbon treaty with comments] Moscow, INFRA-M Publ., 2013. (In Russian)

24. European Structural and Investment Funds Regulations 2014-2020. Available at: http://ec.europa.eu/ regional_policy/information/legislation/index_en.cfm (accessed 17.03.2014)

25. European Structural and Investment Funds Regulations 2014-2020. Available at: http://ec.europa.eu/ regional_policy/information/legislation/index_en.cfm (accessed 17.03.2014)

About the authors

Ella V. Ermakova - PhD researcher, Department of Diplomacy of the Moscow State Institute of International

Relations (MGIMO University). E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.