Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЭВОЛЮЦИИ ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО РЕШЕНИЯ ХРИСТИАНСКИХ ХРАМОВ'

ОСОБЕННОСТИ ЭВОЛЮЦИИ ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО РЕШЕНИЯ ХРИСТИАНСКИХ ХРАМОВ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
231
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА ХРАМОВ / ХРИСТИАНСКИЕ ХРАМЫ / КАТОЛИЧЕСКИЕ ХРАМЫ / ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ / ПРОТЕСТАНТСКИЕ ХРАМЫ / КАНОНЫ ХРАМОВОГО ЗОДЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Ульченко Наталья Владимировна, Самойлов Константин Иванович

Рассматривается влияние христианства на архитектуру храмов в зависимости от религиозного направления. Освещаются основные различия в храмовом зодчестве. Дается краткая характеристика разнообразия форм архитектуры церквей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЭВОЛЮЦИИ ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО РЕШЕНИЯ ХРИСТИАНСКИХ ХРАМОВ»

ОСОБЕННОСТИ ЭВОЛЮЦИИ ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО РЕШЕНИЯ ХРИСТИАНСКИХ ХРАМОВ Ульченко Н.В.1, Самойлов К.И.2

'Ульченко Наталья Владимировна — магистрант;

2Самойлов Константин Иванович — доктор архитектуры, профессор, кафедра архитектуры, Казахский национальный исследовательский технический университет им. К.И. Сатпаева, г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: рассматривается влияние христианства на архитектуру храмов в зависимости от религиозного направления. Освещаются основные различия в храмовом зодчестве. Дается краткая характеристика разнообразия форм архитектуры церквей.

Ключевые слова: архитектура храмов, христианские храмы, католические храмы, православные храмы, протестантские храмы, каноны храмового зодчества.

УДК 726.5

Возникшее в начале нашей эры на Ближнем Востоке христианство, распространившись, постепенно сформировалось в одну из глобальных религий. Так, например, на территории Центральной Азии наличие храмов этого вероучения фиксируется уже с III в. [1]. В Индию миссионеры прибыли в IV в., а в Китай - в VII в. Государственной религией христианство в ряде стран фиксируется с начала IV в. Организация пространства для совершения богослужения в зависимости от историко-культурного контекста эволюционировала от приспособленных частных домов и пространств в катакомбах заброшенных каменоломен, до специальных зданий и комплексов различной вместимости и архитектурно-градостроительной значимости [2, 3, 4, 5, 8]. При этом природно-климатические условия участка строительства, эволюционирующие материало-конструкционные возможности строителей и культурно-мировоззренческие особенности мышления верующих, определяющие соответствующие объёмно-планировочные и архитектурно-художественные решения, получали соответствующую смысловую интерпретацию, иногда возводимую в ранг своего рода канона. Причём «часто содержание одной архитектурной формы сочетает в себе не один символ, а несколько» [7]. Развитие христианского миросозерцания, появление различных его региональных и глобальных интерпретаций естественным образом затрагивало пространственную организацию мест совершения богослужений. Однако попытки прямого перенесения изначальных образцов в иные природно-климатические условия и наличествующие местные строительные материалы естественным образом вело к корректировке некоторых объёмно-планировочных решений. Особенно показательны в этом отношении формы кровель.

Современное храмостроение во многом опирается как на традиционалистские решения, так и интерпретирует модернистские архитектурно-художественные идеи. Ряд параметров храмов православной интерпретации христианства в Российской Федерации в определённой степени регламентирован [6].

Структура и региональные особенности христианских храмов являются актуальной темой современных диссертационных исследований (С.В. Боголюбская, В.А. Жемчугова, М.П. Киба, Н.В. Лайтарь, Л.К. Масиель-Санчес, Д.С. Масленникова, Ю.В. Охотникова, В.В. Пищулина, З.В. Попова, Н.В. Чирков, Л.А. Ющук и др.) [9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19].

Как отмечает В.В. Пищулина: «Первым христианским храмом считается Сионская горница [...]. В этот период выступления проповедников (апостолов) происходят в синагогах, а собрания верующих -в домах членов общин. После разрыва с иудаизмом, для совершения богослужений христиане старались использовать наиболее подходящие чистые просторные помещения, изолированные от мiрской суеты. Позднее эти дома приспосабливаются под самостоятельные церкви» [16]. Обычно пространство храма решено по основной оси трехчастно - нартекс (притвор), служащий вестибюлем и олицетворяющий переход Божественному миру; неф, олицетворяющий возрождённую землю; алтарная часть как небесное преддверие. Иногда, в небольших храмах встречаются двухчастные решения. В структуру основного пространства храма включается трапезная. Боковые приделы формируют трансепт. Образующаяся крестообразная схема канонически олицетворяют Тело Христово. Здесь иногда устраиваются дополнительные входы. Тем не менее, встречаются пространства храмов круглой, многоугольной формы, хотя организация поведения в них базируется на крестовой форме. Форма плана интерпретировалась следующим образом: крест - знак открытия райских врат; круг - нерушимость церкви; восьмиконечная звезда - путеводная звезда Вифлеема; восьмиугольник - воскресение Христа на восьмой день; корабль - ковчег в царствие небесное.

Смешанные формы плана обычно обуславливались особенностями участка или этапностью строительства, например, храм Гроба Господня в Иерусалиме (335-629-1048-1149 гг.).

Центром пространства, как и в большинстве ранее возникших культов, является алтарь, обращенный в подавляющем количестве примеров на восток, так как Иисус интерпретируется как восходящее Солнце правды. Однако, например, собор Святого Петра в Риме (1626 г.) имеет алтарь, обращенный ввиду градостроительных особенностей территории на запад. В староримских базиликах вход также был с восточной стороны. Современный норматив Российской Федерации даёт следующее указание: «Положение храмов определяется церковным требованием ориентации алтаря в восточном направлении с возможным смещением в пределах 30 в связи с градостроительными особенностями размещения участка» [6]. Планировочно алтарь бывает встроенным или пристроенным. Над алтарной частью не должно располагаться никаких помещений. В храмах большой вместимости предусматривается несколько алтарей.

В православной традиции алтарь визуально изолирован иконостасом, а в католической традиции -алтарь открыт и массово используются вместо икон скульптуры. Также отсутствует иконостас в Армянской Апостольской церкви. В протестантских церквях, иллюстрируя отсутствие сакральности, отсутствует алтарь, заменённый кафедрой для проповедника.

Старообрядцы в большинстве случаев используют для собраний приспособленные молитвенные дома. Храмовая архитектура этих групп христианских конфессий не отличается большим разнообразием и скорее стремится подражанию старине. Сохранение старинного (исконного) уклада в семейном быту, национальные одежды, консервативное образование, старинное пение на богослужениях, повлекло за собой своего рода законсервированность этих групп религиозных меньшинств, что в свою очередь привело к использованию в своей архитектуре традиционных древних форм с обязательными росписями стен (фресками). Особенностью является также отсутствие иконостасов, так как духовенства в этих группах отсутствует. К таким группам можно отнести Поморское согласие, темноверы, зольное согласие, островное согласие, кулугуры, федосеевцы, нетовцы и прочие. Большинство из этих групп проживало или проживает в Сибири и за Уралом.

Первоначально наиболее подходящим для массового богослужения пространством в Римской империи считалась одно-, трех- или пятинефная базилика («царский дом»), которая стала постепенно вытесняться на востоке купольным (бесстолпным, четырех-, шести- или многостолпным) храмом, планировочно сохраняющим, однако, одно-, трех- или пятинефную структуру. На часто встречающихся галереях располагаются места для певчих или места для женщин, первоначально молившихся изолированно. Крестово-купольный храм в классическом представлении представляет собой четыре свободно стоящие в середине здания опоры, соединённые арками, на которые опирается барабан, перекрытый куполом. Переходом от арок к барабану служат паруса. Между опорами по осям храма по образу креста расходятся к внешним стенам сводчатые проходы, а образующиеся в результате угловые помещения также покрываются небольшими куполами или сводами. Эта устойчивая система взаимосвязанных пространств, ячеек обусловливает стройную композицию. Главную роль в ней играет центральный купол, высоко поднятый на барабане. Ярусом ниже располагаются сводчатые рукава креста, ещё ниже — угловые помещения. Эта композиция наглядно обозрима и изнутри, и снаружи храма. Наряду с организацией пространства большую роль в создании архитектурного образа играет пластическая выразительность массивных стен и опор. В разных школах зодчества царства Ромеев развились другие варианты крестово-купольных храмов: храмы с куполом на тромпах, укреплённых на восьми опорах; храмы с куполом, опирающимся на две свободно стоящие опоры и на две стены; храмы, в которых добавлены по два столба со стороны апсид и входа (в средневековой Греции). Также существуют храмы с куполами, перекрывающими рукава креста, и др.

С VIII в. фиксируется появление колоколов, созывающих мирян на молитву. Колокола размещаются во встроенных, пристроенных и отдельно стоящих колокольнях или стеновых, столпообразных, палатообразных звонницах.

Количество куполов олицетворяет такие символы как: один - единство и совершенство; два -двуединство ангельской и человеческой областей творения; три - Троица; четыре - евангелие; пять -Иисус и евангелисты; семь - таинства и добродетели; девять - чины евангельские; тринадцать -Иисус и апостолы; двадцать пять - Похвала Пресвятой Богородице; тридцать три - земные годы Христа. Природно-климатически и материало-конструкционно обусловленная форма куполов рассматривается следующим образом: полусферическая - свет небесный; шлемовидная - духовная борьба церкви; луковичная - пламя свечи. При этом, например, луковичная форма наиболее адекватна с точки зрения эксплуатации в снежно-дождливых условиях севера России.

Материало-конструкционная составляющая и квалификационный уровень строителей, определяющие формы куполов иллюстрируется историей эксплуатации собора Премудрости Божей в Константинополе: первоначально реализованный Исидором Милетским и Анфимием Тралльским

103

низкострельчатый купол (537 г.), был после разрушения его землетрясением заменен Исидором Младшим чуть более высоким (551 г.) с упрочившей его аркадой световых проёмов у основания [20]. Этот купол также был разрушен землетрясением (989 г.). Купол восстановил Трдат, а само здание было усилено контрфорсами. Землетрясение XIV в. вновь разрушило купол, который был восстановлен и существует до сих пор, пережив несколько сильных землетрясений. При этом аркада световых проёмов в подкупольном барабане впоследствии становится канонизированным приёмом, позволяющим лицезреть «парящий купол». Однако этот канон был нарушен по материало-конструкционным и финансово-организационным соображениям Филиппо Брунеллески во флорентийском соборе Святой Марии в цветах (1436 г.). По мере возведения купола назревал конфликт с заказчиками ввиду мрачности подкупольного пространства. Коллизия неожиданно разрешилась, когда ударившая в зенитное отверстие купола храма молния, фантастически ярко осветившая интерьер во время церемонии открытия, позволила рассматривать это как знак Небес, обративших внимание на гений флорентийцев.

Цвет куполов зависит от посвящения храма: золотой - Иисус и двунадесятые праздники; синий со звёздами - Богородица; зелёный - Троица; многоцветие - райская красота. Хотя, например, храмы Покрова, что на Рву в Москве (1561 г.) и Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге (1907 г.) имеют многоцветные купола.

С природно-климатическим условиями связана и насыщенность фасадов декором: «Достигнув верха здания, влага активно испарялась, чему помогало увеличение подобного листве кроны разнообразного декора, сложность и дробность форм верхов храмов» [7].

Важным с точки зрения формообразования была устойчивость системы государственного и муниципального управления. Так, например, в Раннем Средневековье в европейских городах храмы, как и все остальные гражданские постройки, строились в Романском стиле с достаточно массивными стенами и небольшими окнами, подразумевающими возможность достаточно успешно на протяжении некоторого времени оборонять здание в случае серьёзных уличных беспорядков. Упрочение государственной и муниципальной власти в десятых веках позволило перейти к новому стилю, позднее названному Готическим. Одной из характерных конструктивных особенностей этого стиля стало каркасное решение с перераспределением распора арок нефов через аркбутаны на контрфорсы. При этом аркбутан над стыком с контрфорсом пригружался башенкой - пинаклей. По сути, все основные элементы жёсткости и устойчивости конструкции выносились на внешнюю сторону здания. Подобным образом решённое здание невозможно успешно оборонять, так как противнику достаточно было, снести одну или две пинакли над аркбутанами, чтобы нефы обрушились. Соответственно только перспектива отсутствия или быстрого пресечения серьёзных уличных беспорядков позволила массово применять данное конструктивное решение, обогатив искусство архитектуры множеством выдающихся построек.

В зависимости от территории распространения христианства, помимо отличий вероисповеданий на места богослужения влияло и географические особенности расположения храмов. Так, например, пещеры естественного и искусственного происхождения стали местом проведения сакральных церемоний и обрядов во многих мировых религиях. Яркими представителями таких храмов являются пещерный храм в честь Рождества Христова в Вифлееме (упоминаемый со 150 г.), а также храм Воскресения Христова в Иерусалиме (место поклонения с I в., храм основан в 326 г.). На территории Европы древнейшими подземными сооружениями, использовавшимися христианами с богослужебными целями, являются катакомбы Рима. Во □-IV вв. здесь проходили общественные богослужения. Катакомбы также служили местом погребения членов христианской общины, в том числе мучеников, останки которых становились священными реликвиями, употреблявшимися в подземных храмах с литургическими целями. Со временем некоторые пещерные храмы превращались в монастыри. Подземные храмы обычно имели архитектурное убранство определённого функционального назначения: ниши для икон и светильников, места для мощей и иных христианских реликвий, полки, уступы, колонны, аналои и т.п. Входы в помещения могли оборудоваться дверями, а храмы иметь иконостасы. Со временем под землёй возникали целые многоуровневые пещерные комплексы, состоявшие из нескольких соединённых подземными галереями отдельных пространств. Порой после кончины основателей такие монастыри угасали, а пещеры использовались только как некрополи, а затем возрождались снова [8].

В УШ-ХГХ вв. на территории России частым явлением становится уход лиц обоего пола в пещеры для совершения молитвенного подвига. Множество верующих самостоятельно копало пещеры по примеру первых христианских подвижников. Наибольшее распространение эта практика получила в среднем Подонье, особенно на территории современных Липецкой и Воронежской области, а также Белгородчины. Первые письменные упоминания о пещерных монастырях в этом регионе появляются

с XVII столетия. Пещерные монастыри и храмы юга России сосредоточены по склонам речных долин, где имеются выходы коренной породы: мела, песчаника, глины [21].

Инкультурация христианства естественно учитывала местную этнокультурную специфику [18], например, в Улан-Баторе в конце ХХ в. появился католический храм в форме юрты (арх. Предак Ступар). При этом католицизм в Монголии фиксируется с XIII в.

Современный этап храмостроения показателен строительством большого количества храмов различной величины в зависимости от численности прихожан. Например, базилика Пресвятой Девы Марии Мира в Ямусукро (1989 г.), считающаяся самой большой католической церковью в мире, вмещает около 18000 чел., а Евангелическая церковь располагает «Куполом славы» в Абудже (2018 г.), который вмещает 100000 чел.

Список литературы

1. Хронология католической церкви в Казахстане. Католическая церковь в Казахстане. [Электронный ресурс]. Режим доступа:: https://catholic-kazakhstan.org/hronika/ (дата обращения: 01.12.2020).

2. Конфессиональные особенности храмовой архитектуры. Части I и II. Питер Девелопмент. - Май, 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.piterdevelopment.ru/our/articles/articles_69.html; http://www.piterdevelopment.ru/our/article s/articles_70.html/ (дата обращения: 01.12.2020).

3. Католический храм (здание). Часть 1. / Заметки на ходу. Жизнь как паломничество. Jan. 7th, 2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pelegrinito.livejournal.com/18642.html/ (дата обращения: 01.12.2020).

4. Архитектура Католичества. Художественная культура Католичества и Православия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sc135.vega-int.ru/sch_site/projects/semerenk/arx/AK.htm/ (дата обращения: 01.12.2020).

5. Архитектура Православия. Художественная культура Католичества и Православия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sc135.vega-int.ru/sch_site/projects/semerenk/arx/AP.htm/ (дата обращения: 01.12.2020).

6. СП 31-103-99 Здания, сооружения и комплексы православных храмов / Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой России). М., 2000.

7. МДС 31-9.2003 Православные храмы. Том 1. Идея и образ / Архитектурно-художественный центр Московской Патриархии АХЦ «АРХХРАМ» / Автор-составитель М.Ю. Кеслер. М., 2004.

8. Кирьянова О.Г. Пещерные храмы и монастыри России: историко-культурный потенциал. Культурологический журнал, 2018/1(31). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cr-journal.ru/rus/journals/432.html&j_id=34/ (дата обращения: 01.12.2020).

9. Белолюбская С.В. Православные христианские храмы на территории Якутии: нач. XYII - нач. XXI вв.: автореф. дис. ... канд. архитектуры: 05.23.20. Новосибирск, 2011.

10. Жемчугова В.А. Архитектура католических храмов Западной Европы ХХ в.: Тенденции развития и основные вопросы организации пространства: автореф. дис. ... канд. архитектуры: 18.00.01. М., 2001.

11. Киба М.П. Архитектурно-художественные характеристики римско-католических храмов Южной и Восточной Украины: конец XVIII - начало XX столетия: автореф. дис. ... канд. архитектуры: 18.00.01. Харьков, 2004.

12. Лайтарь Н.В. Современная православная церковная архитектура России. Тенденции стилевого развития и типология храмов: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.04. СПб., 2009.

13. Масиель Санчес Л.К. Каменные храмы Сибири XVIII века: эволюция форм и региональные особенности: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.04. М., 2003.

14. Масленникова Д.С. Архитектура православных храмов на востоке Азии: начало XVIII - первая половина XX вв.: автореф. дис. ... канд. архитектуры: 18.00.01. Хабаровск, 2006.

15. Охотникова Ю.В. Православное храмовое зодчество юга Дальнего Востока России: середина XIX - нач. XX вв.: автореф. дис. ... канд. архитектуры: 05.23.20. Новосибирск, 2011.

16. Пищулина В.В. Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа VI-XVI вв.: автореф. дис. ... док. архитектуры: 18.00.01. М., 2007.

17. Попова З.В. Православное зодчество городов северо-восточного Казахстана: XVIII - нач. XXI вв.: автореф. дис. ... канд. архитектуры: 18.00.01. Новосибирск, 2007.

18. Чирков Н.В. Инкультурация христианства в этнические традиции народов в миссионерской деятельности Римско-католической церкви: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.14. СПб., 2019.

19. Ющук Л.А. Архитектура зданий римско-католической и евангелическо-лютеранской церквей в Сибири и на Дальнем востоке (1792-1917гг.): автореф. дис. ... канд. архитектуры: 18.00.01. Новосибирск, 2000.

20. ГлазычевВ.Л. Эволюция творчества в архитектуре. М.: Стройиздат, 1986. 496 с.

21. Стёпкин В.В. Пещеростроительство в лесостепном Подонье: УШ-ХХ вв.: автореф. дис. ... канд. исторических наук: 07.00.02. Воронеж, 2005.

ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN SHAPING A MODERN CITY Abilev D.N.1, Samoilov K.I.2, Jakipova G.S.3

'Abilev DinmukhamedNurlanyly — Bachelor of Arts, undergraduate Student;

2Samoilov Konstantin Ivanovich — Doctor of Architecture, Professor, ARCHITECTURE DEPARTMENT, SATBAYEV UNIVERSITY; 3Jakipova Gulzara Saitgalieva — Professor, INSTITUTE OF ARCHITECTURE AND CONSTRUCTION NAMED AFTER T.K. BASENOV SATBAYEV UNIVERSITY, ALMATY, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: with the development of technologies and their implementation in everyday life, there is also the possibility of their professional use in various industries and structures. The AI system is a virtual assistant, whose development every year can create a perfect model of urban control and a virtual assistant to help in many routine tasks of people. This article describes the prospects for using AI and examples of its development.

Keywords: artificial intelligence, architecture, smart city, smart home.

At the beginning of the twentieth century, the percentage of the human population living in cities ranged from 10-15% worldwide, by the end of 2010, the percentage of people living in cities was half of the world's population, excluding those living in suburban areas and rural areas, and this percentage continues to grow as the number of modern cities itself.

At the time of the mid-twentieth century, the number of large cities with millions of inhabitants throughout the World did not exceed more than 85 cities with a population of more than one and a half million people each, excluding those living in suburban areas and rural areas at the moment, their number has increased significantly as the population itself living in them, similar processes are underway in Kazakhstan.

Nevertheless, every year the population of urban agglomerations grows, and the need to improve the quality of life of citizens, and the formation of modern urban public spaces is growing. If earlier city territories were controlled by local Executive bodies in compliance with standards and norms, in the modern world all activities are also carried out by local authorities along with digital technologies that created the concept of a smart city with artificial intelligence.

The concept of a smart city is the main stage of the digital economy, the main concept of which is the widespread introduction of digital technologies in the processes of urban infrastructure-starting from the control of transport highways, urban communications such as water and power supply, and security systems of private property [1].

As you know, the information infrastructure of a smart city itself is a complex bundle of systems that is divided into even more subsystems responsible for controlling the main communications of the city's life, these are huge information farms that process data in large quantities coming from various devices, sensors and sensors. The data that is received is processed, analyzed and transferred to the server for storage in the future, contributing to the development of certain subsystems responsible for monitoring the comfort of city residents. As an example, you can specify the transport system of the city. for example, in the event of an accident on one of the busy highways, video cameras and sensors that recorded the incident send data for processing to the AI subsystem that controls this structure, and that then transmits the coordinates of the site to the responsible authorities, and there are many such examples.

However, with the growth of the urban population, there is also a problem with the formation of transport collapse in large cities, increasing the burden on city-forming services such as health, law enforcement, housing and communal services, etc. All this led to the decision to transfer most of the load from management

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.