2.4. ОСОБЕННОСТИ ЭВОЛЮЦИИ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА В РОМАНО-ГЕРМАНСКОЙ ПРАВОВОЙ СЕМЬЕ: ИДЕИ И ПРОБЛЕМЫ
Савченко Валентина Витальевна, аспирантка. Место учебы: Российская академия адвокатуры и нотариата. Должность: адвокат. Место работы: Адвокатский кабинет, г.Таганрог. E-mail: [email protected]
Аннотация: В настоящей статье нормативный правовой акт рассматривается с позиции доминантности данного источника права в романогерманской правовой семье, которая охватывает большое количество стран, проводится анализ принципов формирования правовых систем Франции, Германии и России.
Ключевые слова: право, нормативный акт, источник права, унификация, правовая семья.
PECULIARITIES OF EVOLUTION NORMATIVE LEGAL ACT IN
THE ROMANO-GERMANIC LEGAL FAMILY: IDEAS AND PROBLEMS
Savchenko Valentina Vitalyevna, postgraduate student. Place of study: Russian academy of legal practice and notariat. Position: Lawyer. Place of employment: Law office, Taganrog. E-mail: [email protected]
Annotation: The normative legal act is considered from the position of dominance this source of law in Romance-German legal family in this article. The family includes big amount of countries. And it realized analyze on principle of forming legal system of France, Germany and Russia. Keywords: law, regulation, legal source, unification, the legal family.
Право как всеобщий регулятор общественных отношений формируется в каждой правовой системе под влиянием множества социальных, экономических, политических и иных факторов. Нормативный акт как одна из форм права занимает далеко неодинаковое место в различных правовых системах современности. По сути, нормативный акт в государстве является общеобязательным предписанием, принятым в определенном порядке таким органом власти, который наделен нормотворческими полномочиями. Названная форма права может выступать одной из основных в системе его источников, а может занимать довольно скромное место в ней.
В современной юридической литературе принято разделять государства по признаку доминантности в их правовых системах тех или иных источников права при формировании национальной законодательной базы, а соответственно и всей правовой системы в связи с ней.
Правовые системы стран, где основным видом источников права традиционно признаются нормативные правовые акты: законы, принятые парламентом, указы, декреты или иные акты главы государства и исполнительные акты правительства и министров, относят, как известно, к романо-германской правовой семье.
В настоящее время эта правовая семья охватывает право стран континентальной Западной Европы, подавляющего большинства государств Центральной и Южной Америки (бывших колоний Испании, Португалии и Франции), право Японии, Южной Кореи, Индонезии, Таиланда и некоторых других азиатских стран. Правовые системы многих африканских государств, а также
стран Ближнего и Среднего Востока также тяготеют к романо-германскому праву. Как значимую современную тенденцию исследователи отмечают распространение её и в афро-азиатском регионе1.
Как известно, в названных странах нормативный акт занимает приоритетное положение в системе источников права и возглавляется он конституцией как высшим законом страны. Все другие источники могут расцениваться и использоваться как субсидиарные, дополнительные.
Представительные органы власти, как правило, принимают нормативные акты, стоящие в юридической иерархии выше актов органов исполнительной власти.
Современные вызовы человечеству наряду с цивилизационными достижениями представляются мощными факторами в развитии различного рода правовых явлений в различных правовых системах, зачастую традиционно им несвойственных, позволяют говорить о том, что в формировании различных правовых систем все более и более проявляется принцип взаимодействия и взаимного влияния, в том числе и рецепции некоторых правовых институтов, в частности, в формировании нормативной базы посредством определенного рода источников права. И анализ современных тенденций в этой сфере подтверждает, что наравне с нормативным актом в современных правовых системах стран романогерманского права зачастую весьма активным регулятором выступают и другие источники права.
При этом в странах традиционного права, например, в современный период развития, нормативный акт как источник права постепенно начинает завоевывать свое место основного регулятора правоотношений. Естественно, что эти правовые системы значительно модернизируются под влиянием западных правовых систем, они приобретают все более и более черты «западного права с национальной спецификой». Обычай и традиции здесь зачастую получают законодательное закрепление в форме нормативного правового акта, приобретая черты писанного источника права.
Классическим образцом названной системы, как следует уже из её названия, является система права Франции. Нормативный акт в системе французского права имеет особенности, обусловленные длительной правовой историей страны. В основе системы нормативных актов до настоящего времени здесь лежат кодексы наполеоновской эпохи, которые, в современный этап своего развития, несмотря на многочисленные поправки, конечно же, существенно устарели. В системе нормативных актов Франции действует множество актов, не входящих в традиционные кодификации.
Так, Конституция Франции не содержит положений, которые могли бы определить систему нормативных актов, а лишь положения о предметной компетенции органов власти в области нормотворчества. Некоторые современные исследователи отмечают, что в ныне действующей системе нормативных актов Франции довольно отчетливо прослеживается тенденция размывания границ юридической силы закона и подзаконных актов2.
Анализ нормативно-правовой базы названного государства показывает, что в настоящее время в системе
1 Саидов А.Х. Сравнительное правоведение: Основные правовые системы современности. Учебник / Под ред. Туманова В.А., М.: Юристъ, 2009. - 2-е изд., перероб. и доп. С. 252.
2 Берман Г.Д. Западная традиция права : эпоха формирования. М., 2004. Лубенский А.И. Систематизация законодательства.
1970., Сафонова Е.В. Современное право Французской Республики М., 2009 С.17.
3'2012
Пробелы в российском законодательстве
источников французского права существуют следующие виды нормативных актов: кодексы, ордонансы, декреты, решения, постановления, циркуляры, инструкции, уведомления и т.п. Нельзя не отметить при этом, что для французского нормативного акта во многом характерна весьма специфичная внутренняя структура: кодексы зачастую носят характер отраслевых сборников, включающих как законодательные, так и подзаконные акты. Некоторые такие нормативные акты имеют исключительно обширный предмет регулирования и включают положения, регламентирующие правоотношения, относящиеся к двум и более отраслям права, но касающиеся конкретных областей промышленности, хозяйства или культуры.
В настоящее время в правовой системе Франции насчитывается несколько десятков таких кодексов. Такие нормативные акты по своей правовой природе являются актами консолидации действующего права. Хотя мы отмечали существенное влияние наполеоновских актов на современное французское право, в области кодификации французские юристы отмечают, что современные нормативные акты несут в себе значительные отличия от актов наполеоновской эпохи.
Прежде всего, эти кодексы не преследуют цели изменить содержание совокупности норм той или иной отрасли права, а направлены на логическую перегруппировку уже принятых законодательных актов и регламентов. Новая форма нормативного акта несколько ослабила принцип верховенства законов-кодексов в системе актов в их традиционном понимании.
Наряду с тем, существенное место в системе актов в рамках таких сводных нормативных актов заняли акты правительственной власти. Это связано с тем, что Конституция Франции 1958 года существенно изменила структуру нормативной базы в целом, изменив классическое распределение компетенции между законодательной и исполнительной властью. В Конституцию включен исчерпывающий перечень вопросов, входящих в компетенцию парламента, что и ограничивает сферу его законодательной деятельности, соответственно, компетенция правительственной власти существенно расширилась, что повлекло возрастание, как удельного веса, так и значения её актов в системе источников права3.
Весьма характерной особенностью права Франции представляется наличие такого источника права как общие принципы права. Особенно важно, что эти общие принципы играют роль регулятора общественных отношений в случае пробелов в нормативной базе. В правоприменительной практике при рассмотрении дел суды часто ссылаются на общие принципы права. Это же отмечают и в деятельности Государственного совета и иных органов исполнительной власти.
В Германии, как и во Франции, основой нормативной базы правовой системы являются кодексы, в том числе довоенные, времен Веймарской республики, с большим числом изменений и дополнений. Однако в отличии от французских, здесь нет консолидированных кодексов. Так же отличает систему германских нормативных актов от французской строгое распределение нормотворческих функций. Нормативный акт в форме закона является продуктом исключительно органов законодательной власти. Основной закон ФРГ 1949 года не признает за исполнительной властью права на автономную нор-
3 Жюлио де ла Морандьер Л. Гражданское право Франции. М., 2005. Т.1.
мотворческую функцию, при этом также запрещена практика декретов-законов.
Правительственное нормотворчество в германском праве полностью подзаконно. Соответственно, система нормативных актов имеет четкую вертикальную иерархическую структуру: конституция - закон -подзаконный акт. Кроме того, особенность германского права состоит и в том, что это право федеративного государства - каждая из земель в составе страны имеет свое законодательство, в связи с чем возникают дополнительные характеристики и требования к нормативному акту - для него обязательна и другая иерархия, которая обусловлена сферами компетенции федерации и её субъектов, соотношением актов федерации и актов субъектов и т.п.
В связи с изложенным нельзя не отметить, что для отечественной правовой системы, как известно, являющейся по своей правовой природе, романогерманской, наиболее актуален опыт систематизации права германского образца. Многие институты, относящиеся к созданию, изменению, действию законодательной базы государства, могут быть использованы как в методологическом, так и эмпирическом плане при совершенствовании российского законодательства.
Так, в соответствии с Основным законом ФРГ (ст.31) федеральное право имеет приоритет над правом земель и в целом действует правило, в соответствии с которым при коллизии федеральных нормативных актов и актов земель приоритет остается за федеральными нормативными правовыми актами. Нельзя при этом забывать, что земли участвуют через верхнюю палату парламента- бундесрат в федеральном нормотворчестве, влияя тем самым на принимаемые законы, а так же они имеют в своей законодательной компетенции вопросы, не отнесенные Основным законом к ведению федерации, а исключительно состоящие в ведении земель4.
В системе источников германского права в последнее время все определение выделяются судебные механизмы совершенствования нормативно-правового акта как источника права. Важное в этом механизме место занимают решения Конституционного Суда Германии, поскольку по юридической силе и месту в правовой иерархии они фактически приравниваются к законам парламента. Решения Конституционного Суда о толковании законов являются общеобязательными, как для всех правоприменителей, так и для самого законодателя при принятии иных нормативных актов.
Любопытная ситуация существует в Германии, где научная общественность и юристы-практики не подвергают сомнению решения Федерального Конституционного Суда. В первую очередь, свою деятельность он выстраивает на основе утверждения своей независимости от исполнительной ветви власти, а затем к верховным судам земель. А самое главное - он выступает не как кассационный орган, а как доктринально направляющая авторитетная инстанция. В двух принципиально важных решениях, Б^вэ (1957) и 1_иШ (1958), Суд распространил применимость конституционных исков на все ситуации, которые влекли конфликт с общим правом на «личную свободу», а также развил идею, согласно которой основные права создают объективный правопорядок, организованный вокруг некоторых общих ценностей и принципов. В другом решении Конституционного Суда
4 См.: Основной закон Федеративной республики Германии / Федеративная республика Германия. Конституция и законодательные акты./ Под ред. Ю.П.Урьяса. М.,1991.
ФРГ сказано: «Право не тождественно совокупности писанных законов. В противовес положительным установлениям государственной власти и помимо них может существовать право, способное корректировать писанные законы; его источником служит весь конституционный порядок как смысловое целое; задача правосудия -отыскивать это право и фиксировать в решениях»5. Отсюда, значительной, является «убеждающая» или «направляющая» функция, посредством которой Суд выносит решения о том, как интерпретировались или применялись те или иные фундаментальные права, после чего суды специальной юрисдикции добровольно принимают мнение суда.
Как видим, положение нормативного акта как доминанты в правовых системах названных стран обеспечивается различными путями и методами, различны принципы взаимодействия и соотношения нормативного акта с другими источниками права, но роль нормативного акта в системе источников права, ещё раз подчеркнем, является исключительно приоритетной и основополагающей.
Анализ состояния и развития нормативного акта в зарубежных правовых системах в современный период, по нашему мнению, неизменно свидетельствует об общих тенденциях и стремлениях к более полному и взвешенному регламентированию общественных отношений посредством нормативных предписаний.
Именно нормативный акт как источник права способен составить действительную основу наиболее предсказуемых и формально определенных представлений о должном поведении, что составляет несомненную социальную ценность на современном этапе бурного экономико-социального развития мирового сообщества.
В разных государственных и национальных системах прослеживается весьма положительная тенденция к унификации регулирования, что так же ценно, поскольку составляет основу действительно прочного сотрудничества и взаимосвязей в общемировых масштабах.
Список литературы:
Саидов А.Х. Сравнительное правоведение: Основные правовые системы современности. Учебник I Под ред. Туманова В.А., М.: Юристъ, 2009. - 2-е изд., перераб. и доп. С. 252.
Берман Г. Д. Западная традиция права: эпоха формирования. - М., 2004.
Лубенский А.И. Систематизация законодательства. М., 1970.
Сафонова Е.В. Современное право Французской Республики М., - 2009 С.17
Жюлио де ла Морандьер Л. Гражданское право Франции. Т. 1. М., 2005.
Основной закон Федеративной республики Германии I Федеративная республика Германия. Конституция и законодательные акты I Под ред. Ю. П. Урьяса. - М., 1991.
Право ХХ века: идеи и ценности, М., 2000. С. 163-164.
Literature list:
Saidov A.k. Oomparative law: basic legal system of modern times. TutorialI Edited by Vladimir Tumanov, m.: «Lawer», 2009. -2-Ed. reworked. and extras. C. 252.
Berman, d. Western tradition: the era of formation. - m., 2004.
Lubnu A.i. Systematization of legislation. M.1970.,
Safonova E.v. Мodern law of the French Republic, m.-2009 c. 17
2й!ю de la Morand'er l. French civil law. T. 1. M., 2005.
Тііє Basic Law of the Federal Republic of GermanyIFederal Republic of Germany. The Constitution and legislation! Edited by Y. P. Urasa. - m., 1991.
5 Цит. по: Право ХХ века: идеи и ценности, М., 2000. С. 163-164.
The right of the twentieth century: ideas and values, m., 2000. C. 163-164.
Рецензия
на статью Савченко Валентины Витальевны, аспирантки Российской академии адвокатуры и нотариата «Особенности эволюции нормативного правового акта в романогерманской правовой семье: идеи и проблемы»
Представленная на рецензирование статья выполнена по одной из наиболее интересных и важных тем наук теории государства и права и истории государства и права зарубежных стран.
В данном очерке автор попыталась рассмотреть важнейшее правовое явление - закон в западной правовой традиции.
В статье автору удалось показать особенности закона как вида нормативного правового акта в романо-германской правовой семье (Германия, Франция и т.д.), выявить их общие и специфические черты по сравнению с отечественной правовой системой. Причем автор ссылается на законодательство этих стран и решения высших судебных инстанций данных государств.
Автор смогла на основе сравнительного анализа выявить не только особенности данного правового акта, но и представить его тенденции эволюции в отдельных правовых системах семьи романо-германского права.
Важной особенностью данной статьи является то обстоятельство, что автор затрагивает основные аспекты закона как акта правотворчества, что представляется вполне уместным и актуальным, в виду необходимости совершенствования качества правотворческого материала и механизма правового регулирования. Особенно это злободневно в контексте анализа действующего российского законодательства, которое образует основной нормативный компонент всей системы права.
Привлекает то обстоятельство, что в качестве центрального момента был сделан акцент на изучении таких важных вопросов как деятельность конституционных и правотворческих инстанций романо-германской правовой традиции.
Важным доводом автора в статье является признание того обстоятельства, что
роль нормативного акта как источника права в разных правовых система различна. Это связано с возможностью классификации государств по признаку доминантности в них тех или иных источников права, оказывающих особое влияние на формирование национальной правовой системы. В статье автор рассматривает правовые системы Франции и Германии, отмечая особенности правовых систем указанных стран с позиции места и роли определенных источников в системе источников права, а также проводит сравнительный анализ с существующей концепцией в России.
Проведенное автором исследование позволило прийти к выводу, что отечественная система права в большей степени тяготеет к систематизации права германского образца, что позволяет использовать многие правовые институты германского права для совершенствования российского законодательства. Следует согласиться с позицией автора относительно того, что в разных странах различными путями и методами обеспечивается положение нормативного акта как источника права, даже в странах, относящихся к романо-германской правовой семье.
В целом, статья соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода работам и может быть опубликована в соответствующих периодических изданиях (в том числе рекомендованных ВАК России).
Доцент кафедры теории и истории государства и права Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации,
кандидат юридических наук, доцент Федорченко А. А.