Научная статья на тему 'Особенности этнополитического определения казачества (на примере Приволжского федерального округа)'

Особенности этнополитического определения казачества (на примере Приволжского федерального округа) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
282
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКОЕ КАЗАЧЕСТВО / ВОЛЖСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО / ОРЕНБУРГСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО / RUSSIAN COSSACKS / VOLGA COSSACK ARMY / ORENBURG COSSACK ARMY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Семенов Владимир Васильевич

Статья посвящена особенностям этнополитического определения казачества на примере его положения на территории Приволжского федерального округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the peculiarities of ethnic and political determination of the Cossacks on the example of the Volga federal region.

Текст научной работы на тему «Особенности этнополитического определения казачества (на примере Приволжского федерального округа)»

Этносы и конфессии

Владимир СЕМЕНОВ

ОСОБЕННОСТИ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОГО

ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЗАЧЕСТВА

(на примере Приволжского федерального округа)

Статья посвящена особенностям этнополитического определения казачества на примере его положения на территории Приволжского федерального округа.

The article is devoted to the peculiarities of ethnic and political determination of the Cossacks on the example of the Volga federal region.

Ключевые слова:

российское казачество, Волжское казачье войско, Оренбургское казачье войско; Russian Cossacks, Volga Cossack army, Orenburg Cossack army.

Обращение к данной теме обусловлено современным поло -жением казачества в России, процессы возрождения кото -рого резко активизировались в конце XX — начале XXI вв., и растущим интересом к наиболее проблемным аспектам истории казаков со стороны ученых и общественности страны, прежде всего в регионах их проживания. Актуальность казачьей тематики обусловлена во многом геополитическими факторами, определяю -щими положение территорий, входящих в Приволжский федераль -ный округ (ПФО), сочетающий в себе особенности одновременно и центрального, и пограничного региона. Это обусловлено не только сложностью развития современных социальных процессов в регионе, но и вовлеченностью казачества в политизацию межэт -нических отношений в ряде республик и областей Поволжья, его активным противостоянием стратегиям сепаратизма и этнонацио нализма, ориентацией на сохранение государственной и террито -риальной целостности России, вовлеченностью казачества во вну три и внешнеполитические процессы.

В настоящее время казачество ПФО принадлежит к разным орга -низациям.

Волжское войсковое казачье общество официально образовано в 1734, возродилось в 1993 г. Войско располагается на территории современных субъектов РФ: республик Марий - Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртия, Чувашия; Пермского края; Кировской, Нижегородской, Пензенской, Самарской, Саратовской и Ульяновской обл. Штаб войска располагается в г. Самаре. Устав Волжского войскового казачьего общества утвержден распоря жением Президента Российской Федерации от 11 июня 1996 г. № 308 - рп. Министром РФ по делам национальностей и федератив -ным отношениям 12 июня 1996 г. войско внесено в государствен -ный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

Оренбургское войсковое казачье общество действует на терри тории Республики Башкортостан и Оренбургской обл., а также за пределами ПФО — в Курганской, Свердловской и Челябинской обл. Штаб войска располагается в г. Екатеринбурге.

Среди множества этнических групп русского народа особым своеобразием отличалось казачество, состоявшее, в свою очередь, из отдельных «войск». Каждое из них имело культурно - бытовые отличия. Политика государственной власти придала им с конца XVIII в. единый сословный привилегированный статус, но в целом казачество оставалось хотя и особой, но составной частью русского

СЕМЕНОВ

Владимир

Васильевич —

к.полит.н.,

доцент кафедры

политических

наук Поволжского

института

управления

им. П.А.Столыпина

— филиала РАНХиГС

semenov54@mail.ru

народа. Социальный феномен, имевший наименование «казаки», был известен в период позднего средневековья многим славянским и тюркским этносам, прожи -вавшим в степной зоне Евразии. К сере -дине XVI в. в русских землях сложилось несколько групп населения, носивших название казаков. Выделялись вольные, служилые и «воровские» казаки. Вольные казаки принадлежали к полузависимым от Русского государства самоуправляемым общинам, располагавшимся за офици -альными пределами России. В XVI в. они не представляли собою сколько нибудь устойчивых коллективов с постоянным населением, что объясняется слаборазви -той хозяйственной деятельностью воль ных казаков и, самое главное, отсутствием земледелия. Женщин в их среде было мало, и, при высокой смертности, коллективы пополнялись только новоприбывшими.

Служилые казаки являлись одним из низших разрядов государевых служи -лых людей по прибору. В ХУ1—ХУ11 вв. в зависимости от времени, места и условий их набора на военную службу они дели лись на множество обособленных групп: казаков городовых, беломестных, кор -мовых, сторожевых, станичных, помест ных и верстаных (два последних разряда были близки по статусу и обеспечению к дворянам - помещикам).

В ХУ[—ХУП вв. отдельные группы казаков довольно часто переходили из одного состояния в другое, с одной территории на другую (с Дона на Волгу, Терек, Яик). Вместе с тем в XVI в. наблюдался про -цесс консолидации мелких групп казаков в более крупные. К XVII в. сложились 4 региональные группы вольных казаков

— донские, волжские, терские и яицкие. Их основным этническим компонентом были русские, однако каждая имела свои особенности. В составе яицких казаков в XVII в. имелись татары, калмыки, кара -калпаки, туркмены, казахи. Однако до начала XVIII в. яицким казакам не уда -лось создать постоянное потомственное население края. Основная их часть явля лась выходцами из поволжских губерний. Кроме русских, в среде казаков на Яике имелись немногочисленные калмыки.

С подчинением казачества централь -ной власти вольные казаки исчезли не только как социальный институт, но и как группа населения. Это были в основном представители последней волны беглых

из Центральной России, зачисленных в казаки. Теперь казачество окончательно стало военно пограничным сословием в общественной и государственной системе Российской империи, и прием беглых был запрещен; он производился либо в нарушение правил, либо в случае крайней необходимости ввиду большой убыли в личном составе.

Фиксация казачьего населения дает с этого времени возможность представить довольно полную картину этнического состава казачества. Именно в XVIII в. окончательно складываются группы каза ков, существующие и поныне.

Основное казачье население Яицкого войска (переименованного в 1775 г. в Уральское), возникшего в XVI в. из выход -цев с Волги, сложилось в первой половине XVШ в. Во второй половине XVШ—XIX в. сколько - нибудь значительных переселе -ний на его территорию не было, и прави тельство мало вмешивалось в формирова ние этой группы казаков, в которую при нимались выходцы из различных сосло вий. Кроме русских, в ней всегда присут ствовали татары, башкиры и калмыки, чьи станицы располагались на правобережье Урала (Яика). Здесь они соприкасались с казахами, что наложило отпечаток на их культуру и быт. Большое значение в их хозяйственной жизни имело занятие рыб ным промыслом на р. Урал и в Каспии. Разговорным у казаков был среднерусский диалект. Среди православных большин ство составляли старообрядцы. Татары и башкиры были мусульманами суннитами, а калмыки — буддистами. В целях защиты российских границ в степном Заволжье и на юге Западной Сибири правитель -ство создавало новые казачьи войска — Волжское (1739 г.), Ставропольское кал -мыцкое (1739 г.), Оренбургское (1748 г.). Ядро этих войск складывалось из пересе ленных донских и городовых казаков.

Оренбургское казачье войско начало складываться к 1755 г. из русских каза -ков и башкир с Самарской, Уфимской, Алексеевской и Исетской укрепленных линий. В XVIII в. в него зачисляли сибир -ских городовых казаков (русских) и яицких казаков, отставных солдат, крестьян (рус -ских) из Центральной России, башкир, татар - мишарей, татар - тептярей, калмы -ков. Разговорным у оренбургских казаков был язык, сочетавший северо восточные диалекты русского языка и южнорусское

наречие. Верующие русские и калмыки придерживались православия, башкиры и татары — ислама (сунниты).

К началу XX в. казаки не были еди -ной этнической общностью, а представ ляли собой ряд локальных культурно территориальных групп сложного этниче ского состава, в основе своей русского.

Неоднозначность в отношениях власти и казачества в разных регионах России заставляет признать недостаточность или даже несостоятельность многочис ленных теоретических изысканий в дан ной области.

В настоящее время руководство страны и значительная часть ее населения посте пенно пришли к пониманию того, что в такой огромной по территории стране, которую населяют более 150 националь -ностей, пользующихся различной сте пенью суверенитета, необходимо иметь сильное и эффективное государство. В условиях ослабления роли государства, ставшего следствием издержек преобразо ваний, происшедших в стране в последние десятилетия, необходимо использовать все имеющиеся ресурсы для укрепления его основных устоев. Одним из таких ресурсов, до сего времени в полной мере не использованным, объективно явля ется российское казачество. Тем не менее выработка государственной политики в отношении этой своеобразной части рос сийского населения уже идет. А следо вательно, поступил и социальный заказ науке на разработку концепции казаче ства.

Необходимым представляется пере -осмысление роли казаков в новых усло -виях с учетом геополитических интересов России и ее территориальной целостности как жителей приграничья с их специфиче ским менталитетом.

Эволюция казачества неразрывно свя зана с развитием государства, эффектив ной системой землепользования, станов лением вооруженных сил и с защитными функциями. Казачество как уникаль ный в мировом масштабе социально политический институт играло важную роль в истории России на протяжении нескольких столетий. Высокая значимость роли казачества в структуре государства была связана в нашей истории после довательно с необходимостью установ -ления контроля со стороны государства над казачеством как дестабилизирующим

политическим фактором, государствен ным освоением занимаемых казачеством окраинных земель, с развитием имперских органов власти и вооруженных сил.

На протяжении столетий своего суще ствования казачество как феномен посто янно меняло свой статус. Обычно решение предлагается в виде дихотомии: казачество

— сословие, казачество — народ (этнос). Взгляды на казачество как на субэтнос русских (или украинцев) насторажи вает казаков своей недоговоренностью, а некоторых лидеров казачества отталки вает невозможностью извлечения из этого статуса «дивидендов» в виде льгот, приви легий, территориальной автономии и т.п. Со времени становления новой России (с начала 90 -х гг. XX в.) споры вокруг статуса казачества так и не утихают.

В данной статье предлагается следую -щее видение феномена казачества. Казаки

— это уникальная социальная общность, имеющая сложный конфессиональный и этнический состав, основу которой составляет особый субэтнос русского народа православного вероисповедания. Казачество представляет собой доста точно открытую самоорганизующуюся социальную систему, являющуюся, в свою очередь, составной частью политической, социально- экономической, духовно-нравственной, идеологической и куль -турной систем российского государства и общества. Казачество, как и любое другое социальное явление, не имеет застыв ших форм, оно живет и развивается под влиянием изменений внешних условий его существования и внутренних про цессов, протекающих внутри системы. Первоначально казаки населяли не имею -щую государственной принадлежности территорию «порубежья», представляли собой особый тип «людей пограничья», ярко проявляющих признаки этнической общности, характерной для контактной зоны.

Социально-политический и этнокультурный статус казачества менялся в зависимости от конкретных геополити ческих факторов, прежде всего влияния Российского государства. Казаки посте -пенно эволюционировали от сообщества наемных воинов и жителей пограничья до сначала иррегулярных, а в XIX в. и регулярных частей в составе русской армии. В связи с изменениями военного статуса казачества меняются быт, культурный

уклад и хозяйственно культурный тип казачества. Активное участие казаков в социальной борьбе в России обусловлены, в первую очередь, особенностями реак ции казачества на вовлечение его в строй общероссийских процессов и спецификой казачьего менталитета, сложившегося в предшествующую эпоху

В настоящее время, в начале XXI в., казаки являются органической частью российского государства и социума, пред ставляют собой сложную и до конца еще не определившуюся социальную общ ность с достаточно четко выраженными этническими признаками.

После перехода СССР к перестроечным преобразованиям на территории бывших казачьих областей развернулось движение возрождения казачества. Первые перспек тивы для формирования правого статуса казачества открыл еще Закон РСФСР от 26 апреля 1991 г. «О реабилитации репресси рованных народов», где казачество впер -вые называлось «культурно - этнической общностью людей», подвергшейся нео боснованным преследованиям власти. Социальная неоднородность возрождаю щегося казачества и наличие в нем, наряду с казаками, маргинальных элементов при вели к расколу казачьего движения и со зданию параллельных казачьих структур.

Правовые и организационные фак торы обусловили неоднородность состава современного российского казачества, разнотипные части которого не система тизированы, не имеют консолидирующей идеологии, единых органов управления.

Вследствие этого казачество разобщено и представлено казачьими обществами, внесенными в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации, и общественными объединениями, кото рые имеют разные степени институцио нальной зрелости. Казачьи общества, внесенные в государственный реестр РФ, обладают институциональным статусом и функциями, по степени институциона лизации к ним приближаются отдельные казачьи общественные организации, под держиваемые государственными органами субъектов федерации. Большинство граж дан, идентифицируемых с российским казачеством, не имеют устойчивых отно шений с казачьими обществами и органи зациями, которые в связи с этим артику лируют, агрегируют и реализуют интересы только части казачества России.

Технологии возрождения казачества должны оптимизировать организационно -политический механизм институциона-лизации казачества, синхронно разви вать в его структуре специализированные органы государственной власти и муни ципального управления, обеспечивающие сотрудничество с казачьими обществами и организациями, а также приводить нормативно - правовую базу в соответствие с реальными потребностями артикуляции и реализации интересов казачества, имею щими общественно значимый характер.

Процесс организации современного российского казачества, называемый «возрождением казачества», представ -ляет собой взаимозависимую деятель ность объединений потомственных каза -ков, органов государственной власти и местного (муниципального) управления, других участников политики, направлен ную на цели организации казачьей соци альной общности и ее преобразования в социально политический институт, спо собный выполнять общественно значи мые функции артикуляции, агрегации и реализации запросов граждан, иденти-фицируемых с современным российским казачеством.

Самоорганизация потомственных каза ков и сочувствующих им граждан, начатая в 1980 - х гг., организационное оформле -ние и институционализация казачества детерминированы процессом трансфор мации российского общества, его потреб ностями и возможностями. В период перестройки (1985—1991 гг.) казачество создавало неполитические общественные объединения. Но обострение социального кризиса в 1991 — 1994 гг. вызывало поли -тизацию казачьих общественных органи заций, их трансформацию в социально политический институт, претендовавший на статус, функции и правомочия, харак терные для казачества Российской импе рии.

В конце XX — начале XXI в. российское казачество является многокомпонентной полиэтничной и поликонфессиональной социальной общностью, состоящей из потомков казачьих родов и граждан, под -держивающих возрождение казачества из социально психологических, экономиче ских, политических и иных интересов.

Специфика образа жизни и бытового уклада казачества выделяла его среди дру гих групп русского населения и в соци -

альном, и в этнокультурном отношении. Участие в создании казачества целого ряда народов — татар, башкир, калмыков, казахов, представителей Северного Кавказа и Сибири — наложило отпечаток на его этнический и культурный облик. Вбирая в себя разнообразные традиции многих народов, оно сохраняло в себе основу общерусской культуры.

Значение православия для становления и жизни российского казачества трудно переоценить. Одним из основных факто ров становления российского казачества как социальной силы и служилого сосло -вия в XГV—XV вв. была христианская вера. По сути, можно сказать, что православная вера, казачья вольница и государево служение были (да и во многом остаются) основой самоидентификации россий -ского казачества.

За два десятилетия существования новой России казаки и атаманы казачьих обществ вновь начинают видеть в Русской православной церкви своего традицион -ного духовного наставника. Но это еще не завершенный процесс, т.к. становление новой формы служения российского каза чества еще не завершилось. В Типовом уставе войскового казачьего общества, одобренном Советом при Президенте РФ по делам казачества 11 февраля 2010 г., впервые учтена роль православия в жизни казачьих обществ, что свидетель ствует как о новом уровне соработниче ства российского казачества и Русской православной церкви, так и о признании российским государством глубокой вза имосвязи казачества и религиозной тра диции. Регулярно под эгидой Совета при Президенте РФ по делам казачества про

водятся методические семинары для вой сковых казачьих обществ, организуемые Минрегионом России, Минюстом России и Синодальным комитетом Русской пра вославной церкви.

Сегодня казаки принимают активное участие в восстановлении культовых со оружений и благоустройстве церковных подворий, в обеспечении безопасности во время проведения массовых православных мероприятий и в организации совместных памятных акций (День славянской пись -менности и культуры, праздник Покрова Пресвятой Богородицы и т.д.).

18 октября 2012 г. в Москве на заседа -нии Совета при Президенте РФ по делам казачества президент РФ В.В. Путин утвердил Стратегию развития государст -венной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года. В п. 2 первого раздела документа говорится: «Российское казачество исторически имеет многонациональ ные корни. Важным фактором укрепле ния межнациональной стабильности в Российской Федерации, консолидации российского общества должно стать при влечение к государственной и иной службе российского казачества представителей различных национальностей, развитие взаимодействия российского казачества с национально культурными автономиями и другими общественными объедине -ниями, способствующими сохранению и развитию культуры народов Российской Федерации».

Это определение оставляет возмож ность дальнейшего дихотомического понимания того, чем является россий ское казачество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.