Научная статья на тему 'Особенности этнической идентичности в младшем школьном возрасте'

Особенности этнической идентичности в младшем школьном возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
417
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ETHNIC IDENTITY OF PRIMARY SCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кадацких И.Ю.

В статье рассматриваются структурные компоненты этнической идентичности, особенности развития в младшем школьном возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper examines the structural components of ethnic identity, especially the development in the early school years.

Текст научной работы на тему «Особенности этнической идентичности в младшем школьном возрасте»

Список литературы

1. Вербина Г.Г., Рындина О.Г. Основы психосоматики. -Чебоксары, 2007.

2. Гнатюк М.А., Печкуров И.В. Ключевые риски трансформации трудовых ценностей российской молодежи и их социальные последствия // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 8. С. 97-102.

3. Летягин Л.Н., Валицкая А.П., Романенко И.Б., Романенко Ю.М., Корольков А.А., Фомин А.П., Громова Л.А., Муравьев А.Н., Преображенская К.В., Романенко Н.В., Францишина С.С., Белоус В.А., Игнатьев Д.Ю., Апевалова З.В., Семерник С.З., Градинар И.Б., Кутыкова И.В., Янутш О.А., Бун М.З., Провоторов Н.Ф. и др. Картина человека : философия, культурология, коммуникация. - Санкт-Петербург, 2016. - 560 с.

4. Петрова Е.Г., Холина О.А. Психологический портрет подростков, входящих в «группу риска» по возникновению наркотической зависимости // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2017. № 2. С. 139-149.

5. Пичугин В.Г. Детская беспризорность и безнадзорность: соотношение понятий // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2009. № 7. С. 238-241.

6. Чебарыкова С.В. Феноменология типов личности, развивающейся в условиях дизонтогенеза, с позиции ее адаптивности: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Москва, 2005. - 23 с.

Кадацких И.Ю.

ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: этническая идентичность, младший школьный возраст.

Аннотация: В статье рассматриваются структурные компоненты этнической идентичности, особенности развития в младшем школьном возрасте.

Keywords: ethnic identity of primary school age.

Abstract: The paper examines the structural components of ethnic identity, especially the development in the early school years.

В современной России наряду с социальными преобразованиями и социальной нестабильностью наблюдается усиление процессов осознания гражданами своей этнической принадлежности. Человек, ощущая нестабильность окружающего мира, ищет поддержку и защиту в стабильных ценностях предков. Таким стабильным объединением является этнос.

В процессе становление этнической идентичности в младшем школьном возрасте происходит освоение своей этнической культуры, складывается эмоционально-оценочное отношение к своему этносу.

Актуальность темы исследования определяется современными требованиями к активному использованию элементов этнической культуры в содержании начального образования, необходимостью оптимизировать процесс формирования этнической идентичности в младшем школьном возрасте в процессе обучения, а также потребностью выявить механизм влияния этнической культуры на этническую идентификацию ребёнка в начальной школе.

Многие психологи обращаются к исследованию различных феноменов этничности. В.Г. Крысько, В.Н. Павленко, Ю.П. Платонова, Г.У. Солдатова исследуют методологические проблемы этнопсихологии. Изучению механизмов межэтнического взаимодействия уделяют внимание B.C. Агеев, Т.Г. Стефаненко. Структурные компоненты этнической идентичности - предмет исследования А.О. Бороноева, Е.М. Галкиной, О.Л. Романовой, В.Ф. Петренко.

Этническая идентичность - осознание своей принадлежности к определенной этнической общности [3]. В ее структуре выделяют два основных компонента - когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как ее члена на основе определенных характеристик) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства).

В процессе своего становления этническая идентичность проходит этапы, соотносимые с этапами психического развития ребенка. В младшем школьном возрасте этническая идентичность проходит этап становления своей этнической принадлежности, представления о своем и других народах, способен в качестве особенностей разных народов отметить уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры [4].

В качестве компонентов этнической идентичности были выделены:

-познавательный - уточнение, конкретизация и расширение системы знаний о собственной стране, национальных ценностях и традициях;

-эмоциональный - отношение к собственной этнической принадлежности, стереотипы о национальном характере русских, наличие в нем определенных психологических черт, а также эмоциональное отношение к себе как представителю этноса и другим русским людям;

- поведенческий - закрепление знаний и отношений к собственной этнической принадлежности в конкретных ситуациях взаимодействия и общения.

Одним из компонентов этнической идентичности являются знания и представления о Родине, о «малой родине». С целью выявления этих представлений учащихся младших классов в анкету были включены вопросы, ответы на которые позволяли судить об уровне знаний детей о Родине, стране в которой они живут.

Проинтерпретируем более подробно результаты анкетирования младших школьников по категориям анализа:

1. Этническая идентичность. Отвечая на вопрос о собственной национальности и национальности родителей, подавляющее большинство респондентов ответили «русский» - 87% ответов, 3% ответили, не знаю, 10% отметили другую национальность

2. Включенность в этнокультурный контекст. Вопросы, направленные на знание национальных праздников и обычаев, песен и танцев, поговорок и пословиц, сказок и их героев, позволяют, на наш взгляд, говорить о включенности школьников в этническую культуру.

В качестве национальных праздников и обычаев ребята выделили: Масленицу, Пасху, - 70% ответов; Рождество, Новый год - 67% ответов; праздник Ивана Купалы, Калядки - 25% ответов.

Пословицы русского народа были выбраны следующие: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» - 80% ответов; «Семь раз отмерь -один отрежь», «»Терпенье и труд все перетрет» - 60%; «Поспешишь -людей насмешишь» - 40% ответов; «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Труд человека кормит, а лень портит», «У страха глаза велики», «Делу время - потехе час» - по 10% ответов.

Героями русских сказок выступили: колобок - 80% ответов; Иванушка - дурачок, Емеля - по 60%, Василиса Прекрасная и Царевна-лягушка - по 40% ответов; Золотая рыбка, Гуси-лебеди -30% ответов; Баба-Яга, Кащей-бессмертный - 20% ответов; были названы также - Репка, Красная шапочка Буратино, волк и семеро козлят, три медведя - по 5% ответов.

3. Включенность в исторический контекст. Отвечая на вопрос, «Каким событием гордится твой народ?», большинство школьников отметили Победу в Великой Отечественной войне - 90% ответов; проведением олимпиады Сочи 2014 г - 30% ответов, первым полетом в космос - 10% ответов.

В качестве известных русских были выбраны: А.С. Пушкин - 70% ответов; В.В. Путин - 50% ответов; Ю. Гагарин - 30%, Л.Н. Толстой, К. Чуковский - по 10 % ответов, В. Ленин, С. Маршак - 5%.

4. Этностереотипы (автостереотипы).

Отвечая на вопрос, «Русские - они какие?», учащиеся младших классов отмечают в качестве черт, присущих русским людям следующие характеристики: смелые, добрые - по 80% ответов; веселые, смелые - 70% ответов; общительные, сильные - по 50% ответов; красивые, патриоты - по 20% ответов; также были отмечены - верующие, отважные, трудолюбивые, гордые, умные.

Выделяя отличие русских от других народов, большинство учащихся отметили: язык - 80%, гостеприимством - 50%, характер -30%, обычаи - 30%. Отмечались также - смекалка, ловкость, доверчивость.

5. Эмоционально-оценочный компонент представлен в анкете вопросом «Что значит быть для тебя русским?». Нами были получены следующие ответы: «Любить свой народ и свою Родину» - 40% ответов; «Быть свободным», «Любить свою Родину, защищать ее » -30% ответов; «Быть верным своей стране» - 20% ответов; «Говорить по-русски, жить в Росси» 10% ответов; «Всех спасать» - 5% ответов.

Результаты обработки ответов на анкету «Этническая идентичность» методом контент-анализа представлены в таблице 1.

Анализируя полученные в ходе анкетирования результаты, можно сделать вывод о том, что младшие школьники достаточно включены в этнокультурный и исторический контекст, идентифицируют себя со своим этносом, автостереотипы и эмоционально-оценочный компонент представлены положительным отношением.

Диагностика особенностей этнической идентичности в младшем школьном возрасте показала достаточно высокий уровень этнической идентификации, положительную направленность автостереотипа и эмоционально-оценочного компонента. Полученные данные в определенной степени соответствуют объективным возрастным закономерностям становления этнической идентичности.

Таблица 1 - Результаты контент-анализа ответов младших школьников

Категории анализа Единицы анализа (номера вопросов анкеты) Направленность и частоты выявленных признаков, %

Положительные Отрицательные

1.Этническая идентичность 2,3 55 5

2.Включенность в этнокультурный контекст 4,5,6,7 53 7

З.Включенностьв исторический контекст 8,9 60 0

4.Этностереотипы (автостереотипы) 10,11 58 2

5.Эмоционально-оценочный компонент 12 60 0

С помощью этнической идентичности человек соотносит свое поведение с идеалами, стандартами своего этноса, понимает отличие своего этноса от другого этноса. В итоге выявляется и осознается уникальность и неповторимость своего этноса, его культуры. Этническая идентичность - это не только осознание своей тождественности с этнической общностью, но и оценка значимости членства в ней. Кроме того, она дает человеку наиболее широкие возможности для самореализации. Эти возможности опираются на эмоциональные связи с этнической общностью и моральные обязательства по отношению к ней. Поэтому так важно понять и найти способы эффективного формирования позитивной этнической идентичности.

Этническую идентичность надо формировать в соответствии с развитием самосознания в онтогенезе. Обучающую программу необходимо проводить на трех уровнях: повышение когнитивной информированности, выработка этнокультурной чувствительности, повышение поведенческой компетентности, что способствует эффективному межэтническому взаимодействию.

Список литературы

1. Акутина С.П. Семейный уклад в воспитании духовно-нравственных ценностей школьников // Ярославский педагогический вестник. 2009. № 2. С. 51-54.

2. Бездухов В.П., Носков И.А. Сущность гуманистического мировоззрения школьника // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2012. Т. 14. № 2-3. С. 574-578.

3. Bichurina S.U., Kawano A. Especially of labor education junior schoolchildren // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. № 3. С. 279-287.

4. Каткова Е.Н. Развитие комбинаторных способностей детей дошкольного возраста: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. -Хабаровск, 2005. - 23 с.

5. Спесивцева О.И. Превенция социальной депривации детства в контексте социального анализа // Вестник Челябинского государственного университета. 2001. Т. 8. № 1. С. 99-105.

6. Черникова В.Е. Межэтническая коммуникация в контексте современного поликультурного пространства // Вестник Калмыцкого университета. 2014. № 3 (23). С. 113-118.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.