К. В. Ким
ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ИНДИВИДОВ ИЗ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ СЕМЕЙ
В последнее время в связи с процессами глобализации увеличивается значимость этнической идентичности в современном обществе. В настоящее время происходит интенсификация межэтнических отношений, в ходе которых стираются границы между национальностями. Одним из видов межэтнических отношений являются межэтнические браки. Что испытывают люди, вступившие в такой брак, и их дети, рожденные в таких браках, к какому этносу причисляют себя?
В настоящее время в психологии исследования идентичности (социальной, личностной, этнической и т. д.) проводились неоднократно. В современном мире благодаря развитию технологий происходит увеличение принадлежности к различным реальным и виртуальным группам. При этом остаются первичные группы, причисление к которым происходило всегда.
Понятие этнической идентичности довольно новое в научном обиходе. Ю. В. Бромлей предлагает определять этническую идентичность в узком и широком смысле. В узком смысле этническая идентичность понимается как осознание своей принадлежности к этнической общности, в широком же — как представление людей о культуре, языке, историческом прошлом своего народа, в том числе, об его территории1. Н. М. Лебедева считает, что этническая идентичность — это часть социальной идентичности, а именно — представление человека о себе как о члене определенной этнической группы2. Т. Г. Стефаненко под этнической идентичностью понимает составную часть социальной идентичности личности, психологическую категорию, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности3. Л. Г. Почебут под этнической идентичностью понимает установку в отношении самого себя в связи с принадлежностью к этнической группе4.
В структуре этнической идентичности выделяют следующие компоненты:
Когнитивный компонент (знания, представления об особенностях собственной группы, осознание себя ее членом на основе этнодифферинцирующих признаков).
Аффективный компонент (чувство принадлежности к группе, оценка ее качеств, отношение к членству в ней)5.
Некоторые авторы выделяют и поведенческий компонент этнической идентичности, понимая его как реальный механизм не только осознания, но и проявления себя членом определенной группы, «построение системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях».
Этническая принадлежность — одно из средств адаптации, лучшей ориентации и достижения определенных социальных целей в современном мире. Большое значение имеет эмоциональная окраска идентичности. Характер испытываемых по отношению к собственной группе чувств отражает динамику образа группы с точки зрения ее привлекательности, влияет на взаимоотношения с другими группами.
© К. В. Ким, 2008
Для того чтобы рассмотреть, какие проблемы с этнической идентичностью могут возникнуть у индивидов из межэтнических семей, нужно рассмотреть, как формируется этническая идентичность.
Ж. Пиаже в исследовании 1951 г. рассматривал развитие этнической идентичности как создание когнитивных моделей, ответом на которые являются этнические чувства. Он выделяет три этапа: 1) в 6-7 лет ребенок приобретает первые — фрагментарные и несистематичные — знания о своей этнической принадлежности; 2) в 8-9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации — национальность родителей, место проживания, родной язык; 3) в младшем подростковом возрасте (10-11 лет) этническая идентичность формируется в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной культуры. Практически все психологи согласны с Ж. Пиаже в том, что «реализованной» этнической идентичности ребенок достигает в младшем подростковом возрасте, когда рефлексия себя имеет для человека первостепенное значение6. По мнению Э. Эриксона, формирование идентичности протекает «большей частью бессознательно» на всех уровнях психической деятельности. Процесс формирования идентичности продолжается всю жизнь индивида7.
Как происходит становление этнической идентичности у индивидов, родившихся в межэтнической семье? Ведь этническая идентичность формируется в процессе социализации ребенка, где основными социализирующими агентами являются родители. К какому народу чувствует свою принадлежность ребенок?
В. А. Кирсанов обозначает два условия, при соблюдении которых не возникает проблем с идентификацией себя с каким-либо этносом:
• Если родители одной национальности;
• Если данная национальность является преобладающей в месте жительства данного человека8.
• Существует модель двух измерений этнической идентичности9. В ней выделяются следующие типы этнической идентичности:
• Моноэтническая идентичность с конкретной этногруппой;
• Биэтническая идентичность;
• Маргинальная этническая идентичность.
Для большинства индивидов характерна моноэтническая идентичность, совпадающая с официальной этнопринадлежностью. Как и другие варианты идентичности, она проявляется в многочисленных уровнях интенсивности. При благоприятных социальноисторических условиях позитивная этническая идентичность сопровождается чувством гордости, достоинства, оптимизма, уверенности, удовлетворения, патриотизма10.
Если индивид идентифицирует себя с двумя взаимодействующими группами, то у него формируется биэтническая идентичность. Имеющие такую идентичность люди обладают особенностями обеих групп, осознают свое сходство с обеими культурами. Таких людей называют посредниками или медиаторами между культурами. Осознание и принятие своей принадлежности к двум этническим общностям благотворно сказывается и на личностном росте потомков межэтнических браков.
Но возможна и маргинальная этническая идентичность. В этом случае человек колеблется между двумя культурами, не овладевая в должной мере нормами и ценностями ни одной из них. В современной психологической и социологической науке выходцев
из межэтнических семей именуют маргиналами, подразумевая, что они занимают промежуточный статус между двумя культурами.
Эмпирическое исследование этнической идентичности. Было проведено исследование относительно этнической идентичности индивидов из межэтнических семей. Исследование проводилось в Республике Саха (Якутия). Предмет исследования — этническая идентичность индивидов из межэтнических семей. Цель работы — изучение особенностей этнической идентичности индивидов из межэтнических семей.
Были выдвинуты следующие гипотезы:
• Для индивидов из межэтнических семей, как правило, характерна гипоидентичность (слабо выраженная этническая идентичность и этническая индифферентность);
• Для индивидов из межэтнических семей будут характерны «анти-аффилятивные тенденции» (низкая потребность в этнической принадлежности);
• В структуре идентификационной матрицы личности у индивидов из межэтнических семей этническая принадлежность будет занимать более низкий ранг, чем у индивидов из моноэтнических семей.
Методики исследования:
• Тест Куна-Макпарленда «Кто Я?». Испытуемому предлагается 20 раз ответить на вопрос «Кто я есть?» в письменной форме;
• Методическая разработка Г. У. Солдатовой «Типы этнической идентичности»;
• Методическая разработка Г. У Солдатовой «Этническая аффилиация».
Объект исследования: студенты разных факультетов от 17 до 22 лет. Исследуемые были разделены на три группы — экспериментальная и две контрольные. В качестве экспериментальной группы выступили студенты из межэтнических семей (саха и русских). В качестве контрольных групп были взяты студенты, родившиеся и выросшие в моноэтнических семьях. Всего выборка составила 90 человек.
Результаты исследования и их обсуждение.
1. Место этнической идентичности в системе образа Я.
В контрольной группе саха на высокую акцентуацию этнической идентичности указали 35 %, в группе русских — 5 %. В экспериментальной выборке индивидов из межэтнических семей на принадлежность к определенному этносу указали 20 % испытуемых, среднее место этнической идентичности в идентификационной матрице было 7. Результаты показали, что значимость этнической идентичности наиболее высокая в группе саха. Там на этническую принадлежность указывали чаще, и ставили ее на более высокий уровень, что, возможно, связано с тем, что народ саха является титульным народом данного региона. У экспериментальной группы и контрольной группы русских данный показатель примерно одинаков и находится ближе к нижней границе. Наименее часто на этническую принадлежность указывают респонденты из контрольной группы русских. Для них более значимо гражданская идентификация, которая выражается в категориях «россиянин», «гражданин РФ».
Экспериментальная группа указывает на принадлежность к этносу одного из родителей, но в то же время встречаются указания на принадлежность к «скорее русским» или к «сахалярам». «Сахаляры» не являются отдельным официальным этносом, это обыденное название выходцев из межэтнических семей саха и русских. Но этот «этноним» позволяет определить принадлежность к обоим этносам и отнести себя к более устойчивой группе. В то же время перед этим человеком открываются более
широкие возможности — чувство принадлежности к обеим группам дает более большой диапазон поведенческих стратегий. Это дает возможность чувствовать себя более комфортно в ситуациях межэтнического взаимодействия, ощущать себя «проводником» от двух культур.
При сравнении групп использовался ^2-критерий. Для данной выборки ^2 критический составил 42,557 при р = 005; 49,588 при р = 0,01. При сравнении экспериментальной выборки с контрольной выборкой саха ^2 эмпирическое = 94,47. ^2 эмпирическое > х2 критического, что говорит о существовании различий между этими двумя выборками. При сравнении экспериментальной выборки с контрольной выборкой русских х2 эмпирическое = 19,04, х2 эмпирическое < х2 критического, что говорит об отсутствие существенных различий между этими двумя выборками.
2. При исследовании типов этнической идентичности были получены следующие результаты: у всех групп преобладающим является тип этнической идентичности по типу нормы (т. е. позитивная этническая идентичность)11. По мнению Г. У. Солдатовой12 и других исследователей, данный тип идентичности характерен для большинства людей. Но индивиды, родившиеся и выросшие в межэтнической семье, показали высокие результаты по типу этнической индифферентности (3,07). Разница между баллами по норме и этнической индифферентности составила 2,86. Полученные данные говорят о возможной тенденции в сторону гипоидентичности. Для избегания возможного конфликта индивиды из межэтнических семей могут избрать особый механизм психологической защиты, заключающийся в том, что индивид избирает стратегию отрицания значимости этнического фактора как в своей жизни, так и в обществе в целом. Подобную тенденцию можно объяснить тем, что этническая идентичность (как и любая другая) является динамическим образованием. В спокойной ситуации межэтнических взаимоотношений этническая идентичность не актуализирована, «размыта», находится в латентном состоянии.
При сравнении экспериментальной группы с контрольными использовался ^2 критерий для данной выборки ^2 критический составил 42,557 при р = 0,05; 49,588 при р = 0,01. При сравнении с контрольной выборкой саха по всем типам этнической идентичности были получены достоверные различия по типам: этническая индифферентность (х2 = 122,467), позитивная этническая идентичность (норма) (^2 = 52,54), национальный фанатизм (^2 = 84,43). При сравнении с контрольной группой русских значимые различия были по: этническая индифферентность (^2 = 748,48), позитивная этническая идентичность (норма) (^2 = 60,638).
3. Исследование особенности этнической аффилиации. Были получены следующие результаты: у индивидов из межэтнических семей преобладающими оказались анти-этноаффилиативные тенденции, в то время как у индивидов из моноэтнических семей саха и русских преобладали этноаффилиативные тенденции.
Под аффилиацией понимается стремление человека быть в обществе других людей. Именно общество других людей позволяет ему проверить избранный способ поведения и характер реакций на определенную ситуацию. Блокирование аффилиации может вызвать чувство одиночества, отчужденности, породить фрустрацию. Выраженность этноаффилиативных тенденций предполагает склонность следовать правилам, нормам и целям своей этнической группы.
Потребность в идентичности многие психологи рассматривали как базовую потребность. Э. Эриксон, например, рассматривая психосоциальную идентичность, определял ее как необходимое условие развития для здоровой личности, ее внутреннего мира13. Аффилиативный мотив относится к аффективному образованию в структуре этнической идентичности. Индивиды с низким уровнем потребности в этнической принадлежности характеризуются слабой идентификацией со своей этнической группой. Но это явление
возможно вследствие того, что индивиды, родившиеся и выросшие в межэтнической семье, не могут четко идентифицировать себя с этносом одного из своих родителей.
При сравнении экспериментальной выборки с контрольной выборкой саха по этно-аффилиативным тенденциям ^2 эмпирический — 211,49, ^2 эмпирический > ^2 критической, что говорит о существовании различий. По анти-этноаффилиативным тенденциям Х2 эмпирический — 100,82, ^2 эмпирический > ^2 критического, что говорит о существовании различий. При сравнении экспериментальной выборки с контрольной выборкой русских по этноаффилиативным тенденциям ^2 эмпирический — 73,18, что говорит о существовании различий. По анти-этноаффилиативным тенденциям ^2 эмпирический — 100,69, Х2 эмпирический > х2 критического, что также говорит о существовании различий.
Выводы. Для индивидов, родившихся и выросших в межэтнических семьях, как правило, характерна гипоидентичность (слабо выраженная этническая идентичность и этническая индифферентность). Данная гипотеза не получила полного подтверждения, в ходе проведения исследования была выявлена тенденция к гипоидентичности.
Для индивидов из межэтнических семей будут характерны «анти-аффилятивные тенденции» (низкая потребность в этнической принадлежности). Данная гипотеза получила подтверждение. Для индивидов из межэтнических семей характерны анти-этно-аффилиативные тенденции.
В структуре идентификационной матрицы личности у индивидов из межэтнических семей этническая принадлежность будет занимать более низкий ранг, чем у индивидов из моноэтнических семей. Данная гипотеза получила частичное подтверждение, т. к. по сравнению с контрольной группой саха, индивиды из межэтнических семей, действительно реже указывают этническую принадлежность. Указание на этническую принадлежность занимает более низкий ранг, чем у индивидов из моноэтнических семей саха. В контрольной выборке русских такой тенденции не замечено, т.к. индивиды из моноэтнических семей русских реже указывают свою этническую принадлежность, ранг этнической принадлежности выше, чем у индивидов из межэтнических семей.
Таким образом, этническая идентичность более акцентирована в группе саха, чем в группе русских. Это можно связать с социально-политической ситуацией в республике. Группа саха является титульным народом республики, содержащей в названии этноним данной этнической группы. Индивиды из группы русских, возможно, более акцентируют свою гражданственную идентичность, выражающуюся понятием «россиянин». Индивиды из межэтнических семей указывают на свою национальную принадлежность, подчеркивая пограничный статус.
1 Бромлей В. Ю. Очерки теории этноса. М., 1983.
2 Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999.
3 Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М, 1999.
4 Почебут Л. Г. Психология межэтнической толнрантности // Кросс-культурная психология / Под ред. Л. Г. Почебут, И. А. Шмелевой. СПб., 2005. С. 61-105.
5 Стефаненко Т. Г. Указ. соч.
6 Там же.
7 Эриксон Э. Детство и общество. М., 1996.
8 Кирсанов В. А. Маргинальность и типы этнической идентификации // Обновление: международные отношения и перестройка (материалы научно-практической конференции). Л., 1989.
9 Солдатова Г. У Психология межэтнического напряжения. М., 1998.
10 Стефаненко Т. Г. Указ. соч.
11 Почебут Л. Г. Указ. соч.
12 Почебут Л. Г. Указ. соч.; Солдатова Г. У. Указ. соч.; Стефаненко Т. Г. Указ. соч.
13 Эриксон Э. Указ. соч.