КЛИНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
(ИНФЕКЦИИ, СВЯЗАННЫЕ С ОКАЗАНИЕМ МЕДИЦИНСКОЙ
ПОМОЩИ)
УДК 6l6.831-002-022:578.833.26]-053.2-036.22
ОСОБЕННОСТИ ЭПИДЕМИОЛОГИИ КЛЕЩЕВОГО ВИРУСНОГО ЭНЦЕФАЛИТА У ДЕТЕЙ
И.А. Окунева
Пермский государственный медицинский университет им. академика Е.А Вагнера, Россия
EPIDEMIOLOGIC PECULIARITIES OF TICK-BORNE VIRAL ENCEPHALITIS IN CHILDREN
I.A. Okuneva
Academician Ye.A. Vagner Perm State Medical University, Russian Federation
Цель. Оценить проявления эпидемического процесса клещевого вирусного энцефалита у детей и выявить некоторые факторы, определяющие заболеваемость.
Материалы и методы. Анализ проявлений эпидемического процесса клещевого вирусного энцефалита у детей и социальных факторов риска проведен по данным официальной статистики ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» за 32 года (формы № 1, 2, 5 и 27). Результаты. Заболеваемость детей клещевым вирусным энцефалитом превышала таковую взрослых ф < 0,05). Группами риска явились неорганизованные дети в возрасте 3-6 лет с показателем заболеваемости 36,6 ± 9,2 на 100 000 населения и школьники с показателем 26,1 ± 2,9 на 100 000 населения ф > 0,05). Доля больных со средним и тяжелым клиническим течением у детей составила 92,4 ± 2,5 % против 71,6 ± 1,3 % у взрослых ф < 0,05). Выявлена более выраженная цикличность и сезонность заболеваемости детей по сравнению со взрослыми.
Выводы. Особенности проявлений эпидемического процесса клещевого вирусного энцефалита у детей обусловлены различиями в условиях заражаемости и более высоким охватом детей профилактическими прививками.
Ключевые слова. Клещевой вирусный энцефалит, дети, проявления эпидемического процесса, факторы риска.
© Окунева И.А., 2017 тел. +7 909 110 43 24 е-шаП: [email protected]
[Окунева И.А. - аспирант кафедры эпидемиологии с курсом гигиены и эпидемиологии факультета дополнительного профессионального образования].
Aim. To estimate the manifestations of epidemic process of tick-borne viral encephalitis in children and detect some factors, determining morbidity.
Materials and methods. Manifestations of epidemic process of tick-borne viral encephalitis in children and social risk factors for 32 years were analyzed using official statistics of "Centre of Hygiene and Epidemiology in Perm Krai" (forms №1, 2, 5 and 27).
Results. Tick-borne viral encephalitis sickness rate in children exceeded the adult's morbidity (p < 0,05). Risk groups included unorganized children aged 3-6 years with morbidity index equal to 36,6 ± 9,2 per 100 thousand of the population and schoolchildren with this index 26,1 ± 2,9 per 100 thousand of the population (p > 0,05). The share of patients with moderate and severe clinical course in children was 92,4 ± 2,5% versus 71,6 ± 1,3% in adults (p < 0,05). Cyclic recurrence and seasonality of morbidity among children was more marked, as compared with the adults.
Conclusions. Peculiarities of manifestations of epidemic process in children with tick-borne viral encephalitis are determined by differences in conditions they were infected and wider involvement into prophylactic immunization.
Key words. Tick-borne viral encephalitis, children, epidemic process manifestations, risk factors.
Введение
Инфекции, передаваемые клещами (ИПК), характеризуются масштабностью распространения, этиологическим полиморфизмом и многогранностью нозологических форм и клинических проявлений. В структуре ИПК клещевой вирусный энцефалит (КВЭ) занимает ведущее место вследствие его высокой летальности и инвалидности [2, 3, 4, 8].
Активно вовлекаются в эпидемический процесс и дети, которые занимают в возрастной структуре заболеваемости КВЭ от 10 до 30 % [3, 9]. Доля КВЭ у детей в структуре ИПК колеблется от 13 до 27 % [6, 9]. Следует заметить, что КВЭ у детей протекает более тяжело с максимальной выраженностью общемозговых и менингеальных симптомов в виде серозного менингита в 4 % случаев, который в 70 % заканчивается диффузными изменениями головного мозга. Основными клиническими проявлениями КВЭ у детей являются полиоэнцефаломиелиты (в 25 % случаев) и менингоэнцефалиты (в 75 %) [5, 9, 10, 11].
Вместе с тем при высокой распространенности и тяжести клинического течения заболевания в детской популяции проявления эпидемического процесса КВЭ у детей остаются малоизученными.
Цель работы - оценить проявления эпидемического процесса КВЭ у детей и выявить некоторые факторы риска, определяющие заболеваемость.
Материалы и методы
ИССЛЕДОВАНИЯ
Анализ проявлений эпидемического процесса КВЭ (интенсивность, многолетняя и внутригодовая динамика, структура) проведен по данным официальной статистики ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» за 1985-2016 гг. (статистические отчетные формы № 1, 2). Выраженность тенденции в многолетней динамике заболеваемости оценивали по критериям, предложенным В.Д. Беляковым [1]. Цикличность эпидемического процесса определялась по методике кафедры эпидемиологии и дезинфектологии СПбМАПО с выявлением периодов высокого и низкого уровня заболеваемости [7]. Внутригодовая ди-
Пермский медицинский журнал
2017 том XXXIV № 4
намика заболеваемости КВЭ изучена по методике В.И. Речкина и соавт. (1989) с определением типовой помесячной динамики заболеваемости, верхнего предела круглогодичной заболеваемости и сезонной активизации эпидемического процесса. Возрастная и клиническая структура заболеваемости в многолетней динамике оценивалась в интенсивных и экстенсивных показателях. Условия заражаемости КВЭ детей и взрослых были изучены на основе экспертизы карт эпидемиологического обследования эпидемических очагов (n = 1500). Оценка влияния неспецифической и специфической профилактики на заболеваемость КВЭ проведена по данным официальной статистики ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» (статистические отчетные формы № 27, 5 соответственно). Статистическую обработку данных проводили с использованием «APZ», «Прививки», «ARM» и пакета статистических программ «BIOSTAT» для Windows (Microsoft), Statistica 6.0 применимо к методам параметрической и непараметрической статистики. Оценку достоверности различий показателей определяли с помощью t-критерия Стьюдента. Различия считали статистически значимыми при р < 0,05. Для корреляционного анализа применяли параметрические и непараметрические расчеты, сделанные с помощью программы Statistica 6.0. В работе был использован коэффициент детерминации r2 с целью оценки точности аппроксимации данных.
Результаты и их обсуждение
Анализ заболеваемости КВЭ в Пермском крае среди детского и взрослого населения за указанный период показал, что заболеваемость
детей за весь период наблюдения превышала таковую среди взрослого населения: 16,1 ± 1,65 на 100 тыс. детского населения против 12,3 ± 0,7 на 100 000 взрослого ф < 0,05). Выравнивание кривой заболеваемости по параболе первого порядка в многолетней динамике заболеваемости среди детского и взрослого населения не выявило существенных различий: как у детей, так и у взрослых наблюдались умеренные тенденции заболеваемости к снижению со среднегодовым темпом убыли 1,2 и 1,11 % соответственно ф > 0,05). Дифференцированная оценка цикличности эпидемического процесса КВЭ среди детей и взрослых выявила некоторые отличия. Заболеваемость КВЭ у детей характеризовалась большим числом полных циклов (четыре против трех у взрослых), меньшей продолжительностью циклов (от 3-4 лет у детей до 7 лет у взрослых). Продолжительность положительных фаз циклов заболеваемости у детей также была более короткой: 2-3 года против 3-5 лет у взрослых. Амплитуда колебаний как положительных, так и отрицательных фаз циклов у детей характеризовалась более выраженной интенсивностью, в 1,5-6,0 раза превышающей значения у взрослых. В настоящее время заболеваемость как детей, так и взрослых находится в положительной фазе цикла.
Анализ внутригодовой динамики заболеваемости КВЭ у детей выявил свои особенности в ее распределении по месяцам. Так, дети вовлекались в эпидемический процесс с июня по октябрь. Продолжительность сезонного подъема заболеваемости у детей составила 5 месяцев против 7 у взрослых. Интенсивность сезонного подъема заболеваемости среди детского населения была более выраженной по сравнению со взрослой популяцией: индекс
сезонности составил 4,7 против 3,6, коэффициент сезонности 76 ± 0,5 и 70 ± 0,9 % соответственно (р < 0,05).
Оценка заболеваемости КВЭ в различных возрастных группах детей в интенсивных показателях (на 100 000 соответствующего возраста) показала, что группами риска явились неорганизованные дети в возрасте 3-6 лет со среднемноголетним показателем заболеваемости 36,6 ± 9,2 и школьники с показателем 26,1 ± 2,9. Уровень заболеваемости в данных возрастных группах в 2,8 и 2,0 раза соответственно превышал заболеваемость взрослых и в 2,1 и 1,5 раза - заболеваемость детей до 14 лет (р < 0,05).
Многолетняя динамика заболеваемости КВЭ во всех возрастных группах детей характеризовалась неравномерным распределением по годам. Тенденции в заболеваемости детей разных возрастных групп имели существенные различия. Заболеваемость детей раннего возраста (до 2 лет) характеризовалась умеренной тенденцией к росту со среднегодовым темпом прироста 1,8 %. Заболеваемость неорганизованных детей в возрасте 3-6 лет была стабильной (среднегодовой темп прироста составил 0,7 %). Заболеваемость организованных детей этого же возраста характеризовалась выраженной тенденцией к росту со среднегодовым темпом прироста 7,7 %. Заболеваемость школьников (7-14 лет), напротив, характеризовалась выраженной тенденцией к снижению со среднегодовым темпом убыли 7,9 %.
КВЭ у детей протекал более тяжело, доля больных со средним и тяжелым течением составила 92,4 ± 2,5 % против71,6 ± 1,3 % у взрослых (р < 0,05).
Оценка влияния неспецифической профилактики (объемы акарицидных обработок) на заболеваемость КВЭ детей выявила обратную связь средней силы (г = -0,62, р < 0,05), коэффициент детерминированности составил 45 %. Сопоставление многолетней динамики заболеваемости КВЭ взрослых и объемов ака-рицидных обработок выявило аналогичную ситуацию: наличие обратной связи средней силы (г = -0,55; р < 0,05), однако детерминированность заболеваемости взрослых от объемов акарицидных обработок была в два раза меньше и составила 22,2 %.
Корреляционный анализ между заболеваемостью КВЭ и охватом профилактическими прививками обнаружил обратную сильную связь (г = -0,7; р < 0,05) у детей и обратную связь средней силы (г = -0,5; р < 0,05) у взрослых. Детерминированность заболеваемости КВЭ детей с профилактическими прививками составила 60,3 против 43,0 % у взрослых. Таким образом, на заболеваемость детей КВЭ специфическая профилактика оказывает достоверно более значимое влияние, чем на взрослых.
Различия в проявлениях эпидемического процесса КВЭ у детей и взрослых (меньшая продолжительность циклов в многолетней динамике заболеваемости и более интенсивная амплитуда колебаний у детей по сравнению со взрослыми) обусловлены, как показали наши исследования, более высокими охватами детей профилактическими прививками. Так, охват профилактическими прививками среди детей составил - 11,5 %, у взрослых - 6,3 % (р < 0,05).
Меньшая продолжительность сезонного подъема у детей, как показал анализ карт эпидемиологического обследования эпидемических очагов, определяется различиями в усло-
Пермский медицинский журнал
2017 том XXXIV № 4
виях заражаемости. Так, 51,3 ± 3,6 % заболевших детей были инфицированы в парках города, и только 26,0 ± 3,1 % - на дачах в период летней оздоровительной кампании. В структуре заражаемости взрослых преобладали заражения на дачных участках (37,3 ± 1,7 %), в лесу при сборе ягод и грибов (23,2 ± 1,5 %) - преимущественно в осенний период, и в городских парках города (23,5 ± 1,5 %). Различия в условиях заражаемости, на наш взгляд, определили и различия в детерминированности эпидемического процесса акарицидными обработками.
Различия в интенсивности уровня заболеваемости детей разных возрастных групп, как показали полученные данные, определяются также охватами профилактическими прививками детей этих возрастных групп. Так, охват профилактическими прививками школьников, где зарегистрирована выраженная тенденция к снижению, составил 33,5 %. Охват профилактическими прививками организованных детей в возрасте 3-6 лет, в группе которых наблюдалась выраженная тенденция к росту заболеваемости КВЭ, составил лишь 6,5 %.
Выводы
Таким образом, эпидемический процесс КВЭ у детей характеризуется большей интенсивностью, выраженной цикличностью и сезонностью, что обусловлено более высокими охватами их профилактическими прививками и различиями в условиях заражаемости по сравнению со взрослыми.
Библиографический список
1. Беляков ВД., Дегтярев А.А., Иванников Ю.Г. Качество и эффективность противоэпидемических мероприятий. Л.: Медицина 1981; 304.
2. Злобин В.И. Клещевой энцефалит в Российской Федерации: этиология, эпидемиология и стратегия профилактики. Terra Medica Nova 2010; 2: 13-21.
3. Злобин В.И., Горин О.З. Клещевой энцефалит: этиология, эпидемиология и профилактика в Сибири. Новосибирск: Наука 1996; 177.
4. Конькова-Рейдман А.Б., Тер-Багда-сарян Л.В. Современные аспекты эпидемиологии инфекций, передаваемых клещами. Эпидемиология и инфекционные болезни 2014; 19(5): 26-31.
5. Кузнецова В.Г., Краснова Е.И., Патури-на Н.Г. Клещевой энцефалит в клинической практике врача. Лечащий врач 2015; 1: 20-24.
6. Попов И.В., Харит С.М. Клещевой энцефалит: этиология, вакцинация, профилактика. Terra Medica 2011; 1: 15-19.
7. Речкин В.И. Лебедев А.И., Першин АС. Румовский В.И. Анализ многолетней динамики заболеваемости. Под ред. Л.И. Шляхтенко. Л. 1989; 25.
8. Рудаков Н.В. Клещевые трансмиссивные инфекции человека: учебное пособие. Омск: Омский научный вестник 2016; 192.
9. Скрипченко Н.В. Клещевой энцефалит у детей: диагностика, лечение и профилактика. Terra Medica Nova 2010; 1: 10-17.
10. Скрипченко Н.В. Особенности клещевого энцефалита у детей. Инфекционные болезни 2014; 2: 5-11.
11. Скрипченко Н.В. Иванова М.В., Вильниц А.А., Скрипченко Е.Ю. Нейроин-фекции у детей: тенденции и перспективы. Российский вестник перинатологии и педиатрии 2016; 61 (4): 9-22.
Материал поступил в редакцию 24.05.2017