Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЭМПАТИИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОГО КАЧЕСТВА СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

ОСОБЕННОСТИ ЭМПАТИИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОГО КАЧЕСТВА СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
480
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМПАТИЯ / СТУДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ / СТУДЕНТЫ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / EMPATHY / STUDENT AGE / STUDENTS OF DIFFERENT SPECIALTIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мещерякова Ирина Николаевна, Демец Екатерина Геннадьевна

В статье дан психологический анализ понятия эмпатия, отражены особенности студенческого возраста, а также приведены результаты эмпирического исследования особенностей эмпатии как профессионально важного качества студентов разных специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мещерякова Ирина Николаевна, Демец Екатерина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF EMPATHY AS PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITY OF STUDENTS OF DIFFERENT SPECIALTIES

The article deals with the psychological analysis of the concept of f empathy, reflects the features of student age, and also presents the results of an empirical study of the features of empathy as a professionally important quality of students of different specialties.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЭМПАТИИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОГО КАЧЕСТВА СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

13. Павлова О.Н. Цивилизационный феномен нарциссизма: векторы объективизации в парадигме психоанализа. // Вопросы философии. 2010. № 6. С. 20-32.

14. Скворцова Л.Л. Сравнительный анализ имплицитных концепций личностной зрелости. // Зборшк навуковых прац акадэмп паслядыпломнай адукацьи. - Минск: Государственное учреждение «Академия последипломного образования». 2016. №14. С. 380-395.

15. Токарь О.В. Психология развития и возрастная психология в схемах, таблицах, комментариях. - М.: Флинта, 2014. 64 с.

16. Шапиро Д. Невротические стили. - М.: Изд-во ИОИ. 2016. 225 с.

Психология

УДК 159.922

кандидат психологических наук Мещерякова Ирина Николаевна

Воронежский институт (филиал) Московского Гуманитарно-экономического университета (г. Воронеж); кандидат педагогических наук Демец Екатерина Геннадьевна

Воронежский институт (филиал) Московского Гуманитарно-экономического университета (г. Воронеж)

ОСОБЕННОСТИ ЭМПАТИИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОГО КАЧЕСТВА СТУДЕНТОВ

РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация. В статье дан психологический анализ понятия эмпатия, отражены особенности студенческого возраста, а также приведены результаты эмпирического исследования особенностей эмпатии как профессионально важного качества студентов разных специальностей.

Ключевые слова: эмпатия, студенческий возраст, студенты разных специальностей.

Annotation. The article deals with the psychological analysis of the concept of f empathy, reflects the features of student age, and also presents the results of an empirical study of the features of empathy as a professionally important quality of students of different specialties.

Keywords: empathy, student age, students of different specialties.

Введение. После окончания вуза студент должен стать компетентным специалистом в области своей профессии. Согласно новым образовательным стандартам, выпускник должен обладать общекультурными компетенциями; определенными профессиональными компетенциями, общими для всех видов профессиональной деятельности. Выпускник должен быть готов руководствоваться в профессиональной деятельности основными международными и отечественными документами о правах ребенка. Выпускник должен обладать профессиональными компетенциями в деятельности по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования. Также выпускник должен обладать профессиональными компетенциями в области психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционном и инклюзивном образовании. Кроме того, выпускник должен владеть не только знаниями, умениями и навыками в рамках приобретаемой специальности, у него также должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции.

Актуальность исследования определяется повышением требований к выпускникам, которые должны обладать не только предметными, но и общекультурными компетенциями, в частности, достаточно развитым уровнем эмпатии, что является необходимым для эффективного выполнения будущей профессиональной деятельности.

Теоретический анализ эмпатии как профессионально важного качества студентов разных специальностей представлен в работах таких авторов: В.В. Бойко [11, Т.П. Гаврилова [2], А.А. Меграбян [4], Ю.А. Менджерицкая [51, Т.И. Пашукова [71, Ю.В. Сутурина [91, И.М. Юсупов [141.

В качестве теоретической основы нашего исследования выбран подход В. В. Бойко [11, согласно которому эмпатия рассматривается как форма рационально-эмоционально-интуитивного отражения другого человека, которая является утонченным средством «вхождения» в психоэнергетическое пространство другого человека.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время особое внимание уделяется не только знаниям выпускников, но и наличию у них профессионально важных личностных качеств, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности. Применительно к студентам психолого-педагогического факультета одним из таких качеств является эмпатия. Эмпатия является важным компонентом готовности будущих психологов к профессиональной деятельности.

По мнению Э. Титченера [101, слово эмпатия произошло от греческого «empateia» - «сопереживать» и рассматривается в психологии как умение индивида эмоционально отзываться на переживания другого, понимание его эмоционального состояния.

Л.П. Калининский [31 рассматривает эмпатию как социально-психологическое качество личности. Оно предполагает собой комплекс социально-психологических возможностей индивида. В ряд таких возможностей входят:

• умение эмоционально отвечать на переживания другого,

• умение идентифицировать чувственные состояния другого и мысленно переносить себя в идеи, чувства и действия другого.

Д.Б. Эльконин [111 рассматривает эмпатию как умение проникать во внутренний мир другого человека, осознание его идей, чувств, состояний, сопереживание и отзывчивость им, а также ответное реагирование на них.

Г. Этчегоен [131 утверждает, что эмпатийный индивид выделяется высоким уровнем развития общественных эмоций и высочайшей чувствительностью к нравственным ощущениям вины, стыда. Способность к эмпатии важно коррелирует с такими качествами, как толерантность к минусам других, не высокая чувственная уязвимость, альтруизм и доступность в общении.

Студенческий период жизни играет особую роль в формировании эмоциональной сферы человека, его эмоциональной жизни, в том числе эмпатии. По мнению В.В. Полякова [81, юность - это возраст

эмоциональной активности, в этот период усиленно реализуются все те эмоциональные потенции, которые свойственны натуре человека, соответствуют типу его темперамента. В связи с тем, что в студенческом возрасте межличностные контакты обычно предполагают наличие соревновательности, борьбы за место и авторитет, то наряду с формированием товарищеских взаимоотношений студенческий возраст характеризуется поиском дружеских отношений в связи с потребностью в крепкой и глубокой эмоциональной привязанности.

Студенческий возраст, по Э. Эриксону [12], характеризуется развитием идентичности, основанной на индивидуальных выборах, идентификации и самоопределении. Если юноше не удается выполнить эти задачи, у него развивается неполная идентичность. Само понятие идентичности Э. Эриксон определяет как сумму базовых психологических, общественно-значимых и экзистенциальных референций личности. Социальные причины и обращенность в будущее начинают стимулировать учебные достижения в студенческом возрасте, основанные на выборе профессии. В юности сказывается большая селективность к учебным знаниям. Основным источником познавательного интереса в юности становится желание приобрести профессию. В студенческом возрасте личность стремится к самоопределению, к проявлению собственной индивидуальности. Одной из основных задач этого возраста является профессиональное самоопределение.

В.С. Мухина [6] считает, что психологическую основу для профессионального самоопределения в студенчестве образует, прежде всего, потребность юношей и девушек занять свое место в обществе, проявить себя в качестве члена сообщества, осознать себя и собственные способности наряду с определением своего места в жизни.

Главными индивидуальными новообразованиями в студенческом возрасте являются: формирование мировоззрения; самостоятельности суждений, повышение требований к моральному облику, развитие самооценки, стремление к самовоспитанию.

Объект исследования: эмпатия как психологический феномен.

Предмет исследования: особенности эмпатии как профессионально важного качества студентов разных специальностей.

Цель исследования: выявить особенности эмпатии как профессионально важного качества студентов разных специальностей.

С учетом результатов теоретического анализа проблемы была сформулирована гипотеза исследования: студенты психолого-педагогического факультета обладают более высоким уровнем эмпатии по сравнению со студентами гуманитарного факультета.

Исследование проводилось на базе Воронежского государственного педагогического университета. В исследовании приняли участие студенты 4 курса психолого-педагогического факультета (25 человек в возрасте 21-22 лет, из них 1 юноша и 24 девушки) и студенты 4 курса гуманитарного факультета (25 человек в возрасте 20-21года, из них 4 юноши и 21 девушка).

На первом этапе нашего исследования была проведена методика «Диагностика уровня эмпатических способностей», автор В.В. Бойко [1]. При обработке методики В.В. Бойко «Диагностика уровня эмпатических способностей» в ходе сравнительного анализа показателей эмпатии у студентов психолого-педагогического факультета и студентов гуманитарного факультета, были подсчитаны ответы по следующим шкалам: рациональный канал эмпатии, эмоциональный канал эмпатии, интуитивный канал эмпатии, установки, проникающая способность, идентификация в эмпатии. Затем мы определили суммарную оценку по 6 шкалам. Суммарный показатель был переведен в баллы: 30 баллов и выше — очень высокий уровень эмпатии, 29-22 — средний, 29-22 — средний, менее 14 баллов — очень низкий.

Выявлено, что у 4% студентов психолого-педагогического факультета выявлен очень высокий уровень эмпатии, средний уровень эмпатии выявлен у 28% студентов, у большинства студентов психолого-педагогического факультета (60%) наблюдается заниженный уровень эмпатии, у 8% - очень низкий уровень эмпатии.

Сравним полученные результаты с результатами студентов гуманитарного факультета.

Не выявлено ни одного студента с очень высоким уровнем эмпатии, у большей части испытуемых (56%) выявлен заниженный уровень эмпатии, у 9% испытуемых средний уровень эмпатии, и у 2% наблюдается очень низкий уровень эмпатии.

По результатам сравнения распределений значения уровня эмпатии у студентов психолого-педагогического факультета и студентов гуманитарного факультета различия в уровне эмпатии не выявлены, заниженный уровень находится на первом месте по степени выраженности, далее идет средний уровень и на последнем месте очень низкий уровень эмпатии.

У большинства опрошенных студентов психолого-педагогического факультета наиболее развит средний уровень 64%, 20% испытуемых на высоком уровне и 16% на низком уровне рационального канала. Высокий уровень эмоционального канала наблюдается у 20% испытуемых, средний у 48%, низкий у 32%. Интуитивный канал у 16% испытуемых на высоком уровне, у 44% испытуемых данный канал на среднем уровне и у 40% на низком. У 28% испытуемых на высоком уровне установки, 52% средний уровень и 20% низкий. Проникающая способность у 12% испытуемых на высоком уровне и у 68% на среднем, на низком уровне 20%. Идентификация у 16% на высоком и у 64% на среднем уровне, низкий уровень 20%.

У студентов гуманитарного факультета 12% студентов имеют высокий, 32% средний и 56% низкий уровень эмпатии по рационального канала.

Эмоциональный канал эмпатии - у 40% высокий уровень, средний - у 44% и у 16% низкий. Интуитивный канал - у 16% высокий уровень, средний уровень у 40% испытуемых и у 44% низкий уровень эмпатии. По шкале установки высокий уровень у 28%, у 56% - средний и у 16% низкий уровень эмпатии. Проникающая способность у 12% на высоком уровне, у 76% - на среднему, и у 12% - на низком уровень эмпатии. Идентификация у 12% испытуемых высокий уровень, средний у 64% и низкий у 24%.

По результатам анализа распределения значений уровня эмпатии у студентов психолого-педагогического факультета и студентов гуманитарного факультета выявлено, что у студентов психолого-педагогического факультета значимо выше степень выраженности рационального канала эмпатии по сравнению со студентами гуманитарного факультета (р=0,02 по и-критерию Манна-Уитни).

На втором этапе исследования были подсчитаны результаты по методике И.М. Юсупова «Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии» [14], по 6 диагностическим шкалам эмпатии, выражающих

отношение к родителям, животным, пожилым людям, детям, героям художественных произведений, знакомым и незнакомым людям, были получены балльные оценки диагностирующие уровень эмпатии по каждой из составляющих и в целом.

У большинства опрошенных выявлен нормальный уровень эмпатийности, на втором месте по степени выраженности - низкий уровень, и слабо выражен высокий уровень. Очень высокий и очень низкий уровни не выявлены.

У студентов гуманитарного факультета также наиболее выражен средний уровень эмпатии, на втором месте - высокий, далее идет очень высокий уровень, очень низкий и низкий уровень слабо выражены.

По результатам распределения значения уровня эмпатии у студентов психолого-педагогического факультета и студентов гуманитарного факультета, статистические различия не выявлены. Однако выявлена тенденция к более низкому уровню эмпатии у студентов-психологов по таким параметрам как отношение к родителям, детям, пожилым людям, героям художественной литературы и мало знакомым людям. То есть почти по всем параметрам у студентов-психологов показатели эмпатии незначительно ниже, чем у студентов гуманитарного факультета.

При обработке результатов методики А.А. Меграбяна [4] степень выраженности способности личности к эмоциональному отклику на переживания других людей (эмпатии) определяется по таблице пересчета «сырых» баллов в стандартные оценки шкалы стенов.

У испытуемых наиболее часто встречается очень высокий и высокий (у 44% студентов) уровни эмпатии. У 12% - нормальный уровень, низкие и очень низкие уровни не выявлены. Сравним эти результаты с результатами студентов гуманитарного факультета.

У студентов гуманитарного факультета наиболее часто встречается высокий уровень (64%) и очень высокий уровень (32%) эмпатии, очень низкий уровень выявлен у 4%, нормальный и низкий уровень не выявлены.

При проведении статистического анализа, направленного на выявление статистически значимых различий в уровне эмпатии по методике А.А. Меграбяна у студентов психолого-педагогического и гуманитарного факультетов, статистически значимые различия выявлены не были.

Перейдем к рассмотрению результатов статистического анализа.

Для выявления статистически значимых различий нами были использованы параметрический критерий Стьюдента для независимых выборок и непараметрический u-критерий Манна-Уитни для определения наличия или отсутствия статистически значимых различий в результатах студентов психолого-педагогического и гуманитарного факультетов.

При проведении статистического анализа, направленного на выявление статистически значимых различий в уровне эмпатии по методике А.А. Меграбяна у студентов психолого-педагогического и гуманитарного факультетов, статистически значимые различия выявлены не были. Итак, по результатам анализа распределения значений уровня эмпатии у студентов психолого-педагогического факультета и студентов гуманитарного факультета, обнаружены незначительные различия, у студентов психолого-педагогического факультета очень высокий и высокий уровень набрали одинаковое количество баллов, низкий и очень низкий уровни не выявлены, а у студентов гуманитарного факультета высокий уровень преобладает над очень высоким, а нормальный и низкий не выявлены.

По методикам И.М. Юсупова «Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии» статистически значимые различия не были выявлены. По методики В. В. Бойко «Диагностика уровня эмпатических способностей», были обнаружены статистически значимые различия в степени выраженности рационального канала эмпатии. В ходе статистического анализа доказано, что у студентов-психологов уровень рационального канала эмпатии выше. По остальным параметрам статистически значимые различия не были выявлены.

Таким образом, в ходе статистического анализа наша гипотеза не подтвердилась, так как не были выявлены статистические различия между общим уровнем эмпатии студентов психолого-педагогического факультета и студентов гуманитарного факультета. Отсутствие статистически значимых различий может объясняться недостаточным объемом выборки. Также в ходе исследования выявлена не подтвержденная статистическими результатами тенденция к более высокому уровню эмпатии по отношению к родителям, пожилым людям, детям, героям художественной литературы и мало знакомым людям у студентов гуманитарного факультета по сравнению со студентами психолого-педагогического факультета.

Выводы:

1. Не выявлены статистически значимые различия в общем уровне эмпатии у студентов психолого-педагогического факультета и студентов гуманитарного факультета.

2. Выявлено, что для студентов психолого-педагогического факультета характерен более высокий уровень рационального канала эмпатии, чем для студентов гуманитарного факультета.

3. Выявлена тенденция к более высокому уровню эмпатии по отношению к родителям, пожилым людям, детям, героям художественной литературы и мало знакомым людям у студентов гуманитарного факультета по сравнению со студентами психолого-педагогического факультета.

Литература:

1. Бойко В.В. Диагностика уровня эмпатических способностей / В.В. Бойко // Психологический журнал. - 2007. - С. 1-4.

2. Гаврилова Т.П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга / Т.П. Гаврилова. - Краснодар.: Экоинвест, 2008. - 308 с.

3. Калиниский Л.П. Функциональная классификация эмпатии как феномена социальной перцепции // Психология общения и проблемы коммунистического воспитания: Тезисы докладов / Л.П. Калининский., Н.В. Богданова., Т.Е. Петрова., Л.М. Смоленская. - Омск.: Русь, 2009. - 576 с.

4. Меграбян А.А. Диагностика эмпатии / А.А. Меграбян. -(http://hrliga.com/index.php?module=profession&op=view&id=847).

5. Менджерицкая Ю.А. Особенности эмпатии субъектов затрудненного общения // Практическая психология / Ю.А. Менджерицкая. - М.: Академия, 2005. - 288 с.

6. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2005. - 456 с.

7. Пашукова Т.И. Мотивирующая функция эмпатии // Исследования мотивационной сферы личности / Т.И. Пашукова. - М.: Академия, 2007. - 379 с.

8. Полякова В.В. Формирование социально-ориентированных признаков эмпатии и временной перспективы как профилактика отклонений в поведении подростков / В.В. Полякова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 54-63.

9. Сутурина Ю.В. Эмпатия как профессионально значимое свойство личности / Ю.В. Сутурина. -Бурятия.: Вестник Бурятского государственного университета. - 2008. - № 5. - С. 108-113.

10. Титченер Э.Б. Очерки психологии / Э.Б. Титченер. - СПб.: Ювента, 2005. - 159 с.

11. Эльконин Б.Д. Психология развития / Б.Д. Эльконин. - М.: Академия, 2008. - 144 с.

12. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. — М.: Прогресс, 2006. - 352 с.

13. Этчегоен Г. Эмпатия / Г. Этчегоен // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2005. -№1. - С. 61-64.

14. Юсупов И.М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты) / И.М. Юсупов. - СПб.: Гос. Ун-т., 2005. - 252 с.

Психология

УДК 376.37

кандидат психологических наук, доцент Ольхина Елена Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Романова Анастасия Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

К ВОПРОСУ О ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Аннотация. В статье представлен теоретический анализ современного состояния проблемы дифференциальной диагностики интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Анализируется понятие дифференциальной диагностики, принципы и этапы ее проектирования и реализации. Отмечается значение своевременной и качественной дифференциальной диагностики сферы интеллекта у дошкольников с нарушениями зрения для определения их дальнейшего образовательного маршрута. Доказывается, что вопросы дифференциальной диагностики с учетом особых образовательных потребностей слепых и слабовидящих детей недостаточно разработаны в тифлопедагогике.

Ключевые слова: дифференциальная диагностика, интеллектуальное развитие, дошкольники с нарушениями зрения, старший дошкольный возраста, дошкольная образовательная организация.

Annоtation. The article presents a theoretical analysis of the current state of the problem of differential diagnosis of intellectual development of preschool children. The concept of differential diagnostics, principles and stages of its design and implementation are analyzed. The importance of timely and high-quality differential diagnostics of the sphere of intelligence in preschool children with visual impairments for determining their further educational route is noted. It is proved that the issues of differential diagnosis, taking into account the special educational needs of blind and visually impaired children, are not sufficiently developed in typhlopedagogics.

Keywords: Differential diagnostics, intellectual development, preschool children with visual impairments, senior preschool age, preschool educational organization.

Введение. В последнее время задача своевременной дифференциальной диагностики интеллектуального развития детей с нарушениями зрения занимает одно из центральных мест в тифлопедагогике и психологии слепых и слабовидящих. Актуальность и практическая значимость данного вопроса обусловлена острой необходимостью грамотного определения образовательного маршрута ребенка с учетом его особых образовательных потребностей и интеллектуального потенциала. Однако реализация этой первоочередной задачи осложнена недостаточным методическим обеспечением программ дифференциальной диагностики, нехваткой диагностических комплексов, разработанных с учетом тифлопедагогических требований. Практические работники дошкольного образования нуждаются в программах диагностики когнитивного развития и познавательной деятельности слепых и слабовидящих воспитанников, составленных в соответствии с ФГОС ДО и примерными адаптированными основными образовательными программами.

Особое внимание в дошкольных образовательных организациях обращается на важность организации процесса сопровождения ребенка с нарушениями зрения с позиции индивидуального подхода. В его основу чаще всего закладываются критерии овладение дошкольниками программой, уровень и готовность интеллектуального развития. Интеллектуальная готовность, суть которой впервые определил Л.С. Выготский, состоит в развитии у ребенка умения обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления. Современная психология связывает умственное развитие дошкольника с овладением им познавательными ориентировочными действиями. Следовательно, диагностика в данном направлении направлена на изучение реального уровня интеллектуальной деятельности ребенка и определения последующих приемов и методов коррекционно-развивающей работы.

Единство диагностики и коррекции остается основополагающим принципом сопровождения детей с нарушениями зрения. На его реализации настаивают выдающиеся исследователи в области тифлопедагогики: Плаксина Л.И., Денискина В.З., Дружинина Л.А., Фомичева Л.В. и др. [7]. Авторы подчеркивают необходимость создания развернутых и качественных диагностических комплексов, удобных для использования в педагогической практике. К сожелению в тифлологических исследованиях встречаются отдельные разработки в этой области. В работах Подколзиной Е.Н. предложена основные направления диагностики познавательной и социальной сферы дошкольников с нарушением зрения, проводится оценка зрительного восприятия, сенсомоторного развития детей с нарушениями зрения. В трудах Осиповой Л.Б.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.