Научная статья на тему 'Исследование эмпатии как психологического качества личности у студентов "Техносферной безопасности" в процессе профессионального образования'

Исследование эмпатии как психологического качества личности у студентов "Техносферной безопасности" в процессе профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
78
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Ключевые слова
EMPATHY / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / PERSONALITY / VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Реброва Надежда Юрьевна, Жидарева Карина Анатольевна, Сабурова Наталья Александровна, Назарова Ольга Михайловна

Результаты исследования позволили оценить степень развития у студентов «Техносферной безопасности» профессионально важного качества (эмпатии), то есть выявить их соответвие выбранной профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Реброва Надежда Юрьевна, Жидарева Карина Анатольевна, Сабурова Наталья Александровна, Назарова Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of the study allowed to assess the degree of development of a professionally important quality (empathy) among the students of “Technosphere safety”, that is, to identify their correspondence to the chosen profession.

Текст научной работы на тему «Исследование эмпатии как психологического качества личности у студентов "Техносферной безопасности" в процессе профессионального образования»

УДК 378; 159.9

Психолого - педагогические науки

Реброва Надежда Юрьевна, магистрант ФГБОУВО МГУТУ им К.Г.Разумовского ПКУ (филиал), г.Пенза, ул.Володарского,6, e-mail: nazarovaolgam @mail. ru Жидарева Карина Анатольевна, магистрант ФГБОУ ВО МГУТУ им К.Г.Разумовского ПКУ (филиал), г.Пенза, ул.Володарского,6, e-mail: nazarovaolgam@mail. ru Сабурова Наталья Александровна, учитель первой квалификационной категории лицей информационных систем и технологий №73 г. Пензы, 440064 г.

Пенза, улица Ладожская, 125, e-mail:nazarovaolgam @mail. ru Назарова Ольга Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Защита в чрезвычайных ситуациях» ПКИТ (ф) ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г.

Разумовского (Первый казачий университет)», 440006, г. Пенза, ул.

Володарского 6, e-mail:nazarovaolgam@mail.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМПАТИИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ «ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: результаты исследования позволили оценить степень развития у студентов «Техносферной безопасности» профессионально важного качества (эмпатии), то есть выявить их соответвие выбранной профессии.

Ключевые слова: эмпатия, профессионально важные качества, личность, профессиональное образование.

Annotation: the results of the study allowed to assess the degree of development of a professionally important quality (empathy) among the students of "Technosphere safety", that is, to identify their correspondence to the chosen profession.

Keywords: empathy, professionally important qualities, personality, vocational education.

Любая из профессий имеет определенный перечень качеств, совершенство и наличие оных прежде всего упрощает выполнение профессиональных обязанностей и способствует дальнейшему саморазвитию в определенной профессиональной сфере.

В постановке проблемы данного исследования лежало следующее предположение: уровень развития эмпатии у студентов, получаюш^ образование по специальности «Техносферная безопасность», обучающихся на факультете «Защита систем и безопасности» МГУТУ им. К. Г. Разумовского (ПКУ), обладают достаточным уровнем профессиональных эмпатийных способностей, который необходимо совершенствовать в ходе получения профессионального образования.

Целью исследования было исследовать профессионализацию эмпатии как психологического качества личности у студентов «Техносферной безопасности» в процессе профессионального образования

В процессе исследовательской работы был применен определенный спектр основные и вспомогательные методов психологического исследования: наблюдение, беседа и тестирование.

Математическая обработка полученных результатов исследования была проведена с помощью современного программного обеспечения и используя программу Micrоsоft Excel.

В самом начале исследовательской работы группе студентов специальности «Техносферная безопасность», обучающихся на факультете «Защита систем и безопасности» МГУТУ им. Разумовского (ПКУ), было

предложено ознакомиться со списком профессионально - важных качеств специалиста данного профиля, который составлялся непосредственно для данной специальности. Студентам специальности «Техносферная безопасность» необходимо было выбрать по 3 характеристики, наиболее необходимые, по их мнению, для специалиста их профиля. Студентам предстоял выбор между лидерскими качествами, уравновешенностью, терпимостью, эмпатией, коммуникабельностью и активностью [4; 5].

Вторым этапом исследовательской работы стала реализация опросникового метода путем диагностики по следующим методикам:

A) Методика «Диагностика уровня эмпатии В.В.Бойко»;

Б) Методика «Диагностика уровня эмпатии И.М.Юсупова»;

B) Шкала эмоционального отклика А. Мергабяна и Н.Эпштейна [1; 2; 3;

5].

Анализ полученных результатов реализованного исследования позволил сделать определенные выводы.

Результаты тестирования по методике В. В. Бойко, позволили увидеть особенности каналов эмпатии у каждого из испытуемых [1; 3].

Исходя из соотношения баллов были получены следующие результаты (см. таблицу 1).

Далее полученные результаты были переведены в процентное соотношение от общего числа испытуемых, для полной картины видения исследуемого процесса (см. таблицу 1).

% Человек

Очень высокий уровень эмпатии 10 2

Средний уровень эмпатии 80 16

Заниженный уровень эмпатии 5 1

Очень низкий уровень эмпатии 5 1

Таблица 1 - Степень развития эмпатии и направленности личности студентов «Техносферной безопасности».

Исходя из данных результатов, можно утверждать о том, что для данной выборки в целом характерен средний и заниженный уровень эмпатии, т.е. у 2/3

всех испытуемых достаточно неплохо развит эмпатийный компонент, который считается профессионально важным качеством для специалиста в сфере техносферной безопасности.

Проведя анализ по показателям каждой из шкал опросника, для более качественного определения значимости каждого канала в структуре эмпатии Все полученные данные занесены в таблицу 2.

№ Каналы эмпатии Кол-во человек Баллы

1 Рациональный канал 2 человек 6 баллов

2 Эмоциональный канал 4 человек 6 баллов

3 Интуитивный канал 4 человек 6 баллов

4 Установки, способствующие или препятствующие эмпатии 4 человек 5 баллов

5 Проникающая способность в эмпатии 4 человек 4 баллов

6 Идентификация 2 человек 6 баллов

Таблица 2 - Показатели отдельных шкал по опроснику В.В. Бойко.

Результаты диагностики по методике В. В. Бойко показывают тот факт говорящий о заниженном уровне эмпатии у большого число испытуемых студентов «Техносферной безопасности», ведь это в будущие специалисты в сферу профессиональной деятельности которых включено призвание помогать людям, а следовательно, не каждый из потенциальный специалист в данной сфере способен сострадать и сопереживать, т.е. проявлять эмпатию. Но все -таки, если учесть показатели прагматичности в направленности личности каждого из выборки испытуемых, то вывод о том, что большинству из них соответствует средний уровень эмпатии сделать можно.

Следующий этап - это диагностика по методике Юсупова [1; 3].

В конечном итоге после диагностики эмпатии по методике И. М. Юсупова были получены следующие результаты. Среди студентов студентов специальности «Техносферная безопасность» адекватный уровень эмпатии выявлен и он присущ 16-ти студентам из выборки, у четыреx испытуемых -выявлен высокий уровень эмпатийности. Низкий уровень эмпатии

зафиксирован не был.

Рис 1 - Уровни эмпатии студентов «Техносферной безопасности» по методике Юсупова.

Следующий этап состоял из диагностики тех же студентов по методике, разработанной А. Меграбяном и Н. Эпштейном [1; 3].

С помощью диагностики методикой «Шкала эмоционального отклика» есть возможность проанализировать наиболее общую форму сформированности эмпатии испытуемых, а так же ее особенности исходя из параметров связанных с уровнем выраженности способности к эмоциональной реакции на переживания других и ее степень соответствия - несоответствия валентности переживаний объекта и субъекта эмпатии. Объекты эмпатии - это социальные ситуации и общество, сопереживание к которым можно проявлять.

Рис 2 - Уровни эмпатии студентов «Техносферной безопасности» по методике Меграбяна и Эпштейна.

Проанализировав полученные обработанные результаты реализованной диагностики с помощью критерия согласия Пирсона, можно утверждать о

незначимости различий между двумя эмпирическими распределениями [1; 3].

Рис. 3 - Различия между двумя эмпирическими распределениями по критерию согласия Пирсона.

Вышеприведенные сведения дают возможность подвести черту и сделать определенные выводы, а оменно: в исследуемой группе студенческие эмпатийные способности развиты на среднем уровне, что подтверждает нашу гипотезу и говорит о том, что в процессе обучения формируются профессионально ориентированные эталоны эмпатии, т.е. происходит профессионализация эмпатии.

В результате проведенного исследования получило подтверждение гипотеза о достаточном развития эмпатии у опрошенные. Полученные итоговые цифры уровня эмпатии свидетельствуют о среднем уровне эмпатии у студентов по специальности «Техносферная безопасность».

Подводя итог, можно еще раз отметить, что большинство студентов -специальности «Техносферная безопасность» обладает средним уровнем эмпатийных способностей, что является достаточным для успешной работы по выбранной специальности.

Библиографический список:

1. Батаршев А. В. Диагностика профессионально важных качеств/СПб., 2009.

2. Горбунова М. И. О формировании профессионально важных качеств специалистов опасных профессий//Пожары и чрезвычайные ситуации,

X2 33,924

40,289

2012

3. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с.

4. Карягина Т. Д. Проблема формирования эмпатии // Консультативная психология и психотерапия. 2010. N0 1. С. 38—54.

5. Методическое руководство по сопровождению деятельности профессиональных контингентов МЧС России / Т. Н. Гуренкова, И. Н. Елисеева, Н. С. Забурина, В. И. Лиманов, Д. В. Мельникова, А. В. Шаповалова, под руководством Ю. С. Шойгу. - М.: ЦЭПП, 2009.

6. Петелина В. А., Назарова О. М. Особенности использования аппаратных методов для психологической реабилитации сотрудников МЧС России / Наука XXI века: взгляд в будущее Материалы IX Национальной заочной научно-практической конференции учащейся молодежи. Международная академия наук педагогического образования, Шадринский государственный педагогический университет; Редакторы: Н. В. Ипполитова, Н. С. Стерхова. 2017. С. 25-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.