Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ, ИСПЫТЫВАЮЩИХ ЧУВСТВО ОДИНОЧЕСТВА'

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ, ИСПЫТЫВАЮЩИХ ЧУВСТВО ОДИНОЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
83
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ОДИНОЧЕСТВО / ОТЧУЖДЕНИЕ / ВОЗРАСТНОЙ КРИЗИС / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ / КОНФОРМИЗМ / МАРГИНАЛИЗАЦИЯ / ЭМАНСИПАЦИЯ / ПРИЧИНЫ ПОДРОСТКОВОЙ ОДИНОЧЕСТВА / "Я" - КОНЦЕПЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абдураманова Л.Р.

Статья посвящена проблеме ощущение одиночества в подростковом возрасте. Раскрывается сущность этогофеномена и осуществлен анализ основных причин возникновения ощущения одиночества у подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE EMOTIONAL SPHERE OF ADOLESCENTS EXPERIENCING THE SENSE OF LONELINESS

The article is devoted to the problem of the feeling of loneliness in adolescence. The essence of this phenomenon and analyzed the main causes of the sensation of loneliness in adolescents.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ, ИСПЫТЫВАЮЩИХ ЧУВСТВО ОДИНОЧЕСТВА»

4. https://tuit.uz/masofaviy-talim-tizimi

5. http://dl.freenet.uz http://nuu.uz

6. http://www.bilim.uz

7. http://www.ilm.uz

8. http ://www. study.uz

УДК 159.947.5

Абдураманова Л.Р. студент 4 курса факультет психологии ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

научный руководитель: Жихарева Л.В.

Россия, г. Симферополь ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ, ИСПЫТЫВАЮЩИХ ЧУВСТВО ОДИНОЧЕСТВА Аннотация: Статья посвящена проблеме ощущение одиночества в подростковом возрасте. Раскрывается сущность этогофеномена и осуществлен анализ основных причин возникновения ощущения одиночества у подростков.

Ключевые слова: подростковый возраст, одиночество, отчуждение, возрастной кризис, социализация, социальная дезадаптация, конформизм, маргинализация, эмансипация, причины подростковой одиночества, "Я" -концепция.

Abduramanovа L.R.

GBUUVO RK "Crimean Engineering and Pedagogical University"

Student of the Faculty of Psychology FEATURES OF THE EMOTIONAL SPHERE OF ADOLESCENTS EXPERIENCING THE SENSE OF LONELINESS Annotation: The article is devoted to the problem of the feeling of loneliness in adolescence. The essence of this phenomenon and analyzed the main causes of the sensation of loneliness in adolescents.

Key words: adolescence, loneliness, alienation, age crisis, socialization, social disadaptation, conformism, marginalization, emancipation, causes of teenage loneliness, "I" - concept.

Актуальность. В психологии хронологический промежуток времени под названием подростковый возраст часто называют переходным, критическим или кризисным. Само понятие "кризис" характеризует состояние, порожденный проблемой, возникший перед индивидом, и с которой он не может справиться в короткий промежуток время и привычным способом [5; 156].

Кризис подросткового возраста связан с переходом с детства к взрослости и сопровождается качественными и количественными новообразованиями. В этот возрастной период происходит ломка старых

взглядов, стереотипов, структур и формирования новых стереотипов и построения новых структур. Это может сопровождаться снижением производительности и способности к учебной деятельности, негативизмом, эмансипацией от родителей: "современный подросток имеет, в целом, эмоционально положительное отношение к своей семье. Тем не менее, наблюдается тенденция к некоторой отгороженности подростка от семьи и его нежелание пытаться решать свои проблемы, используя советы и опыт своих родителей "[12,55], проявлением интереса к другому полу (свидания, увлечения), повышением агрессивности, возникновением печали и глубокого несчастья, страха, замкнутостью и отстраненностью личности. В это время наибольшей трансформации испытывает "Я" - концепция подростка. Происходит построение нового образа "Я", на который влияет внешнее социальное окружение подростка (семья, школа, друзья и сверстники). Подросток пытаясь доказать себе и другим свою самостоятельность и уникальность, стремится к уединению, что помогает ему в индивидуализации.

Постановка проблемы. Подростковый возраст - это время активного формирования мировоззрения, интересов, системы ценностных представлений, развития рефлексии, изменения самооценки и формирование чувства взрослости. Период взросления, переход от детства к юности как никакой другой этап онтогенеза личности характеризуется эмоционально

- психологическими новообразованиями и акцентуациями. На этом возрастном этапе происходит созревание личности сразу в трех сферах: половой (гормональная активность, половая идентификация, построение представления о привлекательности своего физического "Я", изменение психосексуального сознания), общеорганической (изменение внешности, быстрое увеличение роста и внутренних органов, непосредственно связано с половой и социальной сферами), а (усвоение новых норм и ценностей, отделения от мира взрослых и вхождения в референтные групп, эмоциональный фон в подростковом возрасте, характеризуется нестабильностью и полярностью: "подростковый возраст по сравнению с младшим школьным, характеризуется бесспорным развитием эмоциональной сферы. Переживания становятся более глубокими, появляются более устойчивые чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений жизни делают значительным и устойчивым "[8; 16-17]).

В результате построения собственных жизненных ценностей и установления межличностных отношений одним из самых острых переживаний становится ощущение одиночества и отчуждения.

Анализ последних исследований и публикаций. Вообще проблема одиночества личности нашла отображение в исследованиях Р.С. Вейса, Л. Выготского, С.В. Малышевой, Н.А. Рождественской, И.С. Кона, О.Б. Долгунова, И.М. Слободчикова, А. В. Мудрик, И. Дж. Тендер.

Целью написания статьи является анализ основных детерминантов возникновения чувства одиночества и отчуждения у подростков.

Изложение основного материала. Согласно большинству возрастных периодизаций психического развития личности, подростковый возраст определяется периодом "11 - 13 (младший подростковый возраст, негативная фаза, и до 13 - 15 лет (старший подростковый возраст, положительная фаза) "[2, 26].

"Ощущение одиночества - нормальное явление, следствие рождения внутренней жизни ", - пишет И. С. Кон [3; 67]. Но в процессе своей индивидуализации отделения своего «Я», личность сталкивается с проблемой одиночества, он в силу своей неповторимости осознает, что никто в этом мире не понимает, «меня понимают только в том случае, если другой человек не только знает мотивы моих переживаний, но и принимает их как некоторую, причем безусловную, ценность "[11, 38].

Подростки по своей природе является конформистами, им бывает трудно отказать группе, придерживаться собственной мысли, поскольку сделав это, они теряют чувство безопасности, которое дает им принадлежность к группе: "сознание групповой принадлежности не только облегчает подростку автономизации от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости"[3, 128-129].

Все выше сказанное активно влияет на процесс социализации индивида, которая в период кризиса проходит очень сложно из-за роста социальной и нравственной зрелости и его вхождения в новую систему отношений. Поэтому, при недостаточной поддержки со стороны авторитетных для ребенка людей и референтных групп у него может возникнуть чувство ненужности и как следствие одиночества и отчуждения.

Определение одиночества Л.Симеоновой лучше отображает положение вещей: "Одиночество - это не просто сложилась ситуация, когда ты проводишь время один. Это чувство, что у тебя нет близкого человека, который смог бы тебя понять ... это ощущение, что в твоих социальных связях что-то разрушилось или никогда не существовало »[9, 14].

Чувство отчуждения следует рассматривать и как следствие переживания подростком чувства одиночества, и как фактор, который несет в себе социальную депривацию.

"Характеристики отчужденности соответствуют трем уровням психического отражения:

1.Отчуждение на эмоциональном уровне трактуется как проявление неспособности к привязанности и любви, отсутствие эмоциональной связи с другими людьми.

2.Отчуждение когнитивное проявляется в равнодушии или отрицательной оценке когнитивной деятельности личности.

3.Отчуждение на психосоциальном уровне является следствием психосоциальной изоляции "[1, 56].

Для подросткового возраста одиночество - особое психоэмоциональное состояние, которое может стать базовым для формирования таких негативных явлений, как комплекс неполноценности,

напряжение, тревожность, нарушение коммуникативной сферы.

"Одиночество - это болезненное осознание того, что у нас отсутствуют значимые контакты с другими людьми. Она обрекает человека на внутреннюю пустоту, что сопровождается грустью, угнетением, чувством изоляции, беспокойством и сильными желанием быть нужным и желанным кому-нибудь "[13; 72].

Однако не все психологи определяют одиночество в подростковом возрасте как патологическое отрицательное явление. Так, И.С. Кон рассматривает одиночество подростка как нормальное состояние личности этого переходного периода: "Открытие своего внутреннего мира - очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других, приходит чувство одиночества. Юношеское «Я» еще неопределенное, отчаянное, диффузное, оно часто переживается как беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-нибудь необходимо заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается избирательность в общении, потребность в одиночестве "[3, 62].

По мнению И.М. Слободчикова, "одиночество - это особый феномен, имеющий собственную картину проявлений, динамику, ценность и значимость »[10, 1]. Поэтому данную проблему следует разделить на два вида. В первом речь идет о противопоставлении подростковых групп и общества в целом. Вторым является одиночество как следствие противопоставления отдельно взятого ребенка и группы.

Одной из основных проблемных последствий переживания одиночества у подростков, склонность к асоциальному поведению и маргинализации.

В период собственной идентификации и поиска своего места в обществе подростку как никогда нужна поддержка и понимание со стороны взрослых; если он не находит такой поддержки, то обращается к таким же "отторгнутым обществом" сверстников: "одинокий среди взрослых и среди законопослушных сверстников, беззащитен перед внешними притязаниями, подросток, входя в асоциальное группу, получает реальную физическую, психологическую, моральную и даже материальную поддержку. Это в корне меняет его самочувствие и формирует уверенность в том, что группа защитит его от оскорблений и притеснений »[7; 39-46].

Отражая реальную картину важности влияния чувства одиночества и отчуждения на личность подростка, следует определить причины, которые могут привести к такому состоянию.

Так, исследования С.В Малышевой и Н.А. Рождественской, которые изучали проблему одиночества в подростковом возрасте, позволили сделать выводы о причине ее возникновения:

- осознание себя как уникальной неповторимой, ни на кого непохожей личности. В ходе переживания своей уникальности могут возникнуть мысли

о том, что никто в принципе не сможет понять другого человека, в силу чего все "обречены" на одиночество.

- отсутствие достаточного количества межличностных контактов со сверстниками. Только в общении со сверстниками подросток может самоутвердиться, научиться взаимодействовать в неформальной группе сверстников, почувствовать поддержку друзей и поддержать кого-то самому.

Подростки, не имеющие в достаточном количестве межличностного общения в референтных группах, как правило, испытывают чувство одиночества.

- Подростковый кризис поиска "смысла жизни" также может привести к обострению одиночества.

- Вынужденное содержание подростков в каких-либо группах. Данный феномен часто наблюдается в детских приютах: дети не имеют возможности остаться в одиночестве, поэтому нереализованная потребность в уединении порождает в них мысли о непонимании окружающих их личных потребностей [4; 63 - 68].

Ф.Райс сгруппировал возможные причины возникновения чувство одиночества в подростковом возрасте, основными из которых являются:

- чувство отчужденности от родителей (или недостаток положительного родительского участия в жизни ребенка); неполные семьи; маргинальный статус подростка в обществе; избыточное ожидания внимания к своей персоне; повышенное желание, выделиться, которое приводит к тому, что подросток чувствует себя неудачником и отторгнутым; сниженная самооценка и обостренное чувство жалости к себе, пессимизм относительно возможности быть положительно оцененным окружающими; чувство безразличия к жизни, его бессодержательность, низкие ожидания относительно собственных успехов в учебе, что приводит в цепи неудач и замкнутости; повышенная тревожность и застенчивость; раскрытие собственных когнитивных способностей, которые позволяют лучше себя узнать; рост ощущение свободы, которое пугает ребенка; стремление к самоидентификации [6; 324].

Выводы. Итак, одиночество в подростковом возрасте - это определенно психологически-социальное положение изоляции личности, отчуждение, сопровождаемое тревожностью, чувством ненужности, депрессиями и фрустрацией. Осуществив анализ научной литературы, мы определили основные группы причин возникновения одиночества у подростков: индивидуальные особенности подростка (низкая самооценка, застенчивость, неумение устанавливать межличностные контакты, страх быть отторгнутым) особенности подросткового возраста, как одного из самых кризисных в жизни личности; особенности микросоциума подростка, характер отношений в семье, особенности воспитания, кризисные обстоятельства, такие как смерть родителей или развод и другие тяжелые стрессовые ситуации; особенности макросреды, процессы, которые характеризует политическую, социально - экономическую ситуацию в

стране и в мире в целом.

Особенности переживания и темпы прохождения подросткового кризиса зависят от индивидуальных особенностей подростка, и все же своевременное выявление появления чувства одиночества и отчуждения, а также установление их причин создает возможность помочь личности эффективно справиться с этой проблемой.

Использованные источники:

1. Долгинова О.Б. Одиночество и отчужденность в подростковом и юношеском возрасте. Диссертация / О.Б. Долгинов. - СПб., 1996. - 151 с.

2. Истратова А. Н. Большая книга подросткового психолога / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. - [Изд. 3-е.]. - Ростов н / Д, 2010. - 636 с.

3. Кон И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. - М., 1989. - С 252-129; Кон И.С. психология юношеского возраста / И. С. Кон. - М., 1979. - С 54.

4. Малышева C.B. Особенности чувства одиночества у подростков / Малышева C.B., Рождественская А.В. // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 2001. - №3. - С. 63-68.

5. Основы практической психологии / В. Панок, Т. Титаренко и др. - K.: Просвещение, 2003. - 536 с.

6. Райс Ф. Психология подросткового возраста / Ф. Райс. - СПб. : Питер, 2000. - 720 с.

7. Рогова Е. Е. Переживание одиночества подростками с разной социальной направленностью / Е. Рогова // Вопросы психологии. - М., 2007. - №5 - С. 3946.

8. Салдер Р.А. От одиночества к аномии / Салдер Р.А., Джонсон Т.Б. // Лабиринты одиночества. - М.,1989. - С. 16- 17.

9. Симонова Л. Человек рядом / л Симонова. - М., 1989. - С. 14.

10. Слободчиков И. М. Социально-педагогическое прогнозирование одиночества как средство предупреждения дезадаптивного поведения подростков: автореф. дисс. на получение науч. степени канд. пед. наук: спец 13.00.01 "Общая педагогика" / Слободчиков Илья Михайлович. -Екатеринбург, 2000. - 159 с.

11. Шваль Ю.М. Одиночество: социально - психологические проблемы / Ю. Шваль, А.В. Данчева. - М., 1991.

12. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка / Ярцев Д.В. // Вопросы психологии. 1999. - № 6. - С. 55.

13. Gary R. Collins, Christian Conseling: A Comprehensive Guide (Waco, Tex .: Word, 1980) 72 - 79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.