Научная статья на тему 'ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПОНЯТИЯ ОДИНОЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ'

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПОНЯТИЯ ОДИНОЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
171
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДИНОЧЕСТВО / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ИЗОЛЯЦИЯ / УЕДИНЕНИЕ / МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ / ТРЕНИНГ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абдураманова Л.Р.

В статье рассмотрены современные подходы к проблеме одиночества в психологии, проанализированы проблема переживания одиночества в подростковом возрасте, раскрыты особенности развития одиночества в зависимости от потребностей учащихся и их эмоциональных состояний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHENOMENOLOGY OF THE CONCEPT OF THE UNIVERSITY OF PERSONALITY

The article considers modern approaches to the problem of loneliness in psychology, analyzes the problem of experiencing loneliness in adolescence, reveals the features of loneliness development depending on the needs of students and their emotional states.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПОНЯТИЯ ОДИНОЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ»

2. Банковская хроника: Лондон. // Бизнес и банки. - 1995. - №37. -

3. Андрюшин, С. А. Банковские системы / С.А. Андрюшин. - М.: Альфа-М, Инфра-М, 2011

УДК 159.947.5

Абдураманова Л.Р. студент 4 курса факультет психологии ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

научный руководитель: Жихарева Л.В.

Россия, г. Симферополь ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПОНЯТИЯ ОДИНОЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

Аннотация: В статье рассмотрены современные подходы к проблеме одиночества в психологии, проанализированы проблема переживания одиночества в подростковом возрасте, раскрыты особенности развития одиночества в зависимости от потребностей учащихся и их эмоциональных состояний.

Ключевые слова: одиночество, подростковый возраст, изоляция, уединение, методы диагностики, тренинг социальных навыков.

Abduramanovа L.R.

GBUUVO RK "Crimean Engineering and Pedagogical University"

Student of the Faculty of Psychology PHENOMENOLOGY OF THE CONCEPT OF THE UNIVERSITY

OF PERSONALITY

Annotation: The article considers modern approaches to the problem of loneliness in psychology, analyzes the problem of experiencing loneliness in adolescence, reveals the features of loneliness development depending on the needs of students and their emotional states.

Keywords: loneliness, teenage age, isolation, solitude, diagnostic methods, training of social skills.

Актуальность. Проблема одиночества в подростковом возрасте является проблемой социального и педагогического характера. Эти вопросы должны решаться по инициативе родителей, педагогов и социально -психологической службы учебного заведения. При отсутствии одного из этих факторов влияния на формирование сознания ученика и его воспитания остальные должны компенсировать потерю. Так, например, в ситуации отсутствия родителей по тем или иным причинам частично родительскую роль и ответственность за развитие ребенка должна взять на себя администрация школы. И, наоборот, в ситуации нарушения процесса социализации школьника в рамках учебного заведения (при домашнем обучении) должен быть обеспечен полноценный педагогическое воздействие на ученика.

Постановка проблемы. Межличностные отношения, общение имеют большое значение для развития личности, самооценки, формирование представлений о самом себе, в то же время существует и потребность в одиночестве, особенно в подростковом возрасте, когда возникает необходимость остаться наедине со своими переживаниями. Как указывают современные исследования (Р. Шагивалеева: 2007), как и отсутствие возможности удовлетворить эту потребность, так и невозможность общаться со сверстниками или старшими, может вызвать негативные последствия для самого подростка.

В то же время в большинстве современных учебных заведениях не обеспечено общения между учениками после завершения занятий, в свою очередь создает трудности в освоении норм межличностных отношений, в формировании жизненной позиции, собственных убеждений, мировоззрения, выбором жизненного пути, общении с представителями противоположного пола. Нереализованное^ этой потребности способствует возникновению состояния устойчивой одиночества в подростковом возрасте.

Существующие противоречия в оценке характера воздействия одиночества на жизнеспособность человека выражается в том, что, с одной стороны, она понимается как деструктивность для личности, с другой -считается необходимым этапом самопознания и самоопределения. В связи с этими проблемами подростковое одиночество является крайне неоднозначной и причины такого резкого различия взглядов состоят, прежде всего, в недостаточной изученности феноменологии одиночества и тем более - психологических механизмов ее возникновения, особенно, когда речь заходит о конкретном ребенке. Учитывая особенности физиологического и психологического развития учащихся подросткового возраста создание благоприятных условий для их самопознания и самоопределения должно быть ведущей задачей воспитания, во избежание негативного влияния переживания чувства одиночества.

Анализ последних исследований и публикаций. Исторически обзор вопроса чувство одиночества вызвал у ученых много вопросов, начиная с того, это чувство вообще существует. Изучением особенностей протекания и возникновение чувства одиночества занимались: Г.Зилбург, М.Салливан, К. Роджерс, К.Боумен, Д.Рисмен, Ф.Слейтер, Р.Вейс, У.Садлер, Т.Джонс и др.

Западные ученые Д.Перлман и Л.Пепло рассматривают чувство одиночества как такое, которое является абсолютно реальным, но с позиции нормы или патологии, влекущее за собой положительный или отрицательный опыт, анализируя причины возникновения одиночества: индивидуально внутренние и социально вызванные - и наличие эмпирически подтвержденных данных [14]. Исследования в области психологических наук свидетельствуют о том, что отечественные и зарубежные авторы изучают ход одиночества, в основном, у лиц старшего возраста.

Несмотря на то, что проблема изучения одиночества в подростковом возрасте нарушается в работах многих отечественных психологов

(О.Данчева, Т.Драгунова, И. Кон, С.Малышева, ЮШвалб и другие), наблюдается явный дефицит исследований, раскрывающих феноменологию подростковых переживаний одиночества. Вместе с тем многие специалисты указывают на негативные последствия одиночества в пубертатный период -заостренные переживания одиночества характерны для молодых людей с суицидальными тенденциями. Так, С. Малышева отмечает, что на сегодняшний день количество подростковых суицидов увеличивается. В этой связи особую актуальность приобретают работы, посвященные как изучению влияния переживаний одиночества на развитие личности подростков, так и создание психолого-педагогической системы профилактики негативных эмоциональных состояний у них.

Результаты и обсуждение. Феномен одиночества, по мнению Р. Шагивалеевой, имеет сложную структуру, проявляется в различных формах, предопределяет сложность ее научного анализа. Автор указывает, что одиночество в западной науке рассматривается как обязательное условие становления личности, формы ее переживания - как психологический механизм, формирует потребность в человеческом понимании, поиска эмоциональных контактов, общении с другими [18]. Т.Ю. Довбий указывает, что в рамках общей психологической науки одиночество рассматривается в различных научных подходах (психодинамическом, феноменологическом, экзистенциально-гуманистическом, социологическом,

интеракционистичном, когнитивном, интимном и теоретико-системном), в пределах каждого рассматриваются и анализ этого состояния, и причины его возникновения [5], а Р.С. Немов дает определение понятию одиночества как тяжелом психическом состояния, сопровождается плохим настроением и тяжелыми эмоциональными переживаниями [11]. В.В. Овсянникова указывает на существование двух видов одиночества: социальное одиночество и психологическое одиночество [12]. Рассматривая одиночество как психический феномен, большинство исследователей подчеркивает его разногласия с такими понятиями, как «одиночество», «состояние одиночества», «одинокий человек», «уединение» и «изоляция», предполагая, что одиночество имеет определенный специфический внутренний контекст [6].

Одной из характеристик подросткового возраста является переориентация общения, которое становится интимно-личностным и по-разному выражается в различных сферах деятельности, но остается ведущим в этом возрасте и для осуществления которого необходимы коммуникативные способности и самосознание. Следует отметить, что и поведение школьников в подростковом возрасте по своей сути является коллективно-групповой, поэтому школьники имеют или создают специфический канал информации, который интересует подростков в этот период и знание которого позволяет быть в центре группы сверстников или референтной группы. В то же время подросток нуждается в пространственной автономии, неприкосновенности личного пространства,

что является причиной желания одиночества. Однако психологическое развитие в подростковом возрасте зависит от системы взаимоотношений, которое устанавливается с окружающими, в том числе и со взрослыми.

Возрастная психология рассматривает подростковый возраст как период отчуждения от взрослых, однако современные исследования показывают сложность отношение подростка к взрослым: с одной стороны, зависимость от помощи, защиты и поддержки взрослым, а с другой -желание независимости от них, поэтому одновременно ярко выражаются и стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать собственную независимость и права, и желание быть признанным взрослым.

Потребность в общении со сверстниками, принадлежность к группе сверстников играет существенную роль в самоопределении подростка, в определении его статуса в группе, в формировании дружеских отношений со сверстниками как меры выборочной, прочной и глубокой эмоциональной привязанности. В случае негативного отношения сверстников к подростку формируется чувство одиночества.

Важным толчком стремления к уединению, которое со временем может перерасти в одиночество, является физиологическое состояние учеников этого возраста. Подростковый возраст - это, в первую очередь, возраст полового созревания. Учитывая то, что у девушек половое созревание обычно начинается быстрее, чем у мужчин, собственно, в исследуемый нами период развития (13 -14 лет), то переживания одиночества у них может быть более выраженным. Гормональный всплеск, который происходит в организме девушек в период полового созревания, значительно повышает уровень их раздражительности и агрессивности. Это часто становится причиной многих конфликтов с окружающими (в первую очередь, с семьей), что, соответственно, способствует появлению мыслей о тотальном недоразумении со сверстниками и соответственно дальше способствует желанию к уединению.

Эффективным в преодолении подростковой одиночества является тренинг социальных навыков по С.В. Малышевой, в структуру которого входят такие элементы: моделирование, разыгрывание ролей, самонаблюдения (включая видеометоды) и домашние задания. Во время тренинга подростки приобретают новые навыки взаимодействия с другими: вступление в разговор, умение поддержать телефонные разговоры, умение делать и принимать комплименты, регулировать периоды молчания, подчеркивать привлекательность физических данных, повышать роль невербальных методов общения [10].

Выводы. Анализ разработанной литературы на тему переживания чувства одиночества говорит на о том, что одиночество на сегодня активно и широко обсуждаемым вопросом, принимая во внимание то, что подростковый возраст - очень изменчивый период онтогенеза, в период которого прослеживается постоянное, часто резкое, изменение настроения, взглядов, увлечений и др., что является причиной возникновения желания

быть в одиночестве. Для одних одиночество становится толчком к самоопределению и творчества, а для кого-то - шагом к полной изоляции от общества.

Вероятно одновременное сочетание этих амбивалентных понятий, из -за чего стоит считать проблему одиночества в этот период развития понятием циклическим и нестабильным. В ходе проведенного нами исследования было определено, что 100% респондентов испытывает чувство одиночества, хотя высокого уровня обнаружено не было.

Подросткам свойственно переживание чувства одиночества по разным причинам, но это связано с подростковым кризисом смысла жизни, отсутствием взаимопонимания со сверстниками и родителями. И, несмотря на то, что в возрастной психологии есть много эмпирических исследований, такие исследования должны проводиться психологом учебного заведения постоянно.

Использованные источники:

1. Авдуевская Е. П., Петровская Л.А. Проблема одиночества с позиции гуманизма // Вопросы психологии, 1999. - №6. - С.179-181.

2. Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Под ред. Е.Н. Покровского. - М .: Прогресс,1989. - 624 с.

3. Райс Ф. Психология подросткового возраста. - СПб .: Питер, 2000. - 720 с.

4. Швалб Ю.М., Данчева А.В. Одиночество: социально-психологические проблемы.- М .: Украина, 1991. - 270 с

УДК 336.71

Аваков Н. С. магистрант Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации научный руководитель: Шаталова Е.П., к.э.н.

доцент Россия г. Москва ДИСТАНЦИОННОЕ БАНКОВСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БАНКОВСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Аннотация: В статье рассматривается сущность, особенности и предназначения дистанционного банковского облуживания. Определяются перспективы и недостатки дистанционного банковского облуживания, которые влияют на эффективность банковской деятельности.

Ключевые слова: банк, дистанционное банковское обслуживание, домашний банкинг, клиент-банкинг, удаленный банкинг, клиент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.