Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
315
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧУВСТВО ОДИНОЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абдураманова Л.Р.

Исследованы теоретические аспекты феномена одиночества. Проанализированы особенности переживания одиночества в подростковом возрасте. Представлены эмпирическое исследование взаимосвязи чувства одиночества с индивидуально-психологическими характеристиками подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Абдураманова Л.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL-PSYCHOLOGICAL FEATURES OF LONELINESS EXPERIENCE IN ADOLESCENT AGE

Theoretical aspects of the loneliness phenomenon are investigated. The features of the experience of loneliness in adolescence are analyzed. An empirical study of the relationship between feelings of loneliness and the individual psychological characteristics of adolescents is presented.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК 159.947.5

Абдураманова Л.Р. студент 4 курс факультет психологии ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

научный руководитель: Жихарева Л.В.

Россия, г. Симферополь ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация: Исследованы теоретические аспекты феномена одиночества. Проанализированы особенности переживания одиночества в подростковом возрасте. Представлены эмпирическое исследование взаимосвязи чувства одиночества с индивидуально -психологическими характеристиками подростков.

Ключевые слова: подростковый возраст, особенности общения, индивидуально-психологические особенности, чувство одиночество.

Abduramanovа L.R.

Student of the Faculty of Psychology GBUUVO RK "Crimean Engineering and Pedagogical University" INDIVIDUAL-PSYCHOLOGICAL FEATURES OF LONELINESS EXPERIENCE IN ADOLESCENT AGE

Annotation: Theoretical aspects of the loneliness phenomenon are investigated. The features of the experience of loneliness in adolescence are analyzed. An empirical study of the relationship between feelings of loneliness and the individual psychological characteristics of adolescents is presented.

Key words: teenagers, individually-psychological peculiarity, feelings of loneliness.

Одиночество относится к тем понятиям и категориям, реальных жизненных смыслов которых, казалось бы, четко понятны каждому, но сходная четкость обманчива, поскольку прячет сложное содержание [3, с. 7].

Одиночество - это явление многоплановое. Это и психологическое состояние человека, его переживания, эмоции, чувства, а также характеристика межличностных отношений.

М. Мицелли, Б. Моралли, Л. Пепло рассматривают одиночество в тесной взаимосвязи с самооценкой, К. Роджерс - как отчуждение личности от собственных чувств [2, с. 46]. Многие психологи, которые занимаются этой проблемой (И.С. Кон, Я.Л. Коломинский, Л. Симеонова, Ф. Фромм -Рейхман), рассматривают одиночество как нарушение границы межличностных отношений. Вейс рассматривает одиночество как недостаток дружеских отношений. Ф. Фромм -Рейхман отмечает, "Что стремление к взаимной близости сохраняется у человека с детства и на протяжении всей жизни. И нет ни одного человека, который не боялся бы его потерять "[2, 256].

Исследуя причины одиночества в подростковом возрасте, Ф. Райс

приходит к выводу, что важнейшими из них являются следующие:

• чувство отчужденности от родителей (или недостаток положительной родительского участия в жизни ребенка);

• неполные семьи;

• маргинальный статус (смещение ролей) подростка в обществе;

• избыточные ожидания внимания к своей персоне;

• повышение желание выделиться, которое приводит к тому, что

• подросток чувствует себя неудачником и отторгнутым;

• заниженная самооценка и обостренное чувство жалости к себе, пессимизм относительно возможности быть положительно оцененным окружающими;

• чувство безразличия к жизни, его бессодержательность, низкие ожидания относительно собственных успехов в учебе, что приводит к цепи неудач и замкнутости;

• повышенная тревожность и застенчивость;

• раскрытие собственных когнитивных способностей, которые позволяют лучше себя узнать;

• рост ощущение свободы, которое пугает ребенка;

• стремление к самоидентификации [3].

Ощущение одиночества способно усиливаться и ослабляться в зависимости от динамических изменений в индивидуально-психологических особенностях человека. Важно отметить, что эта проблема очень остро стоит именно в подростковом возрасте, ведь это самый сложный период формирования личности.

В подростковом возрасте значительная часть детей сталкивается с подобными проблемами.

Подростковый возраст - это время интенсивного формирования взглядов, идеалов, системы ценностных представлений, на которые оказывают влияние многие факторы. Особое значение приобретает влияние ценностей лиц, референтных для подростка. Противоречивое положение подростка выражается внешне в дисгармонии в важных системах отношений (родители, учителя, сверстники, отношение к себе). Происходит сложная внутренняя работа - трансформация «Я-концепции», поиск внутреннего стержня, вокруг которого можно было бы интегрировать требования, которые выдвигает мир взрослых.

Именно поэтому переживания одиночества часто является причиной обращения подростка за психологической помощью, именно с этим связана необходимость определить адекватные формы работы с такими детьми, а это возможно при условии соотношения данного явления с индивидуально -психологическими особенностями подростков. Это важно, поскольку одиночество самими подростками трактуется как одна из важнейших проблем. Следует отметить, что многочисленные исследования подросткового возраста одиночество рассматриваются как особенность этого

периода, как феномен, связанный с изменениями, которые происходят в личности подростка. Однако лишь небольшая часть работ рассматривают одиночество как специальный предмет исследования. Соответственно, мы можем сказать об определенной ограниченности исследований на фоне актуальности данной проблемы.

Постановка проблемы. В современном обществе проблема одиночества приобрела значительную остроту. Одиночество - тяжелое эмоциональное переживание, связанное с разрушением глубинных ожиданий личности, что является важной составляющей человеческого бытия.

Переживания одиночества именно в подростковом возрасте, в наше время, есть очень важной для общества проблемой, на что мы и обратили внимание в нашей статьи.

Целью данной статьи было проанализировать феномен одиночества в подростковом возрасте и определить индивидуально-психологические характеристики личности, которые могут его вызывать.

Методы решения проблемы. В нашем исследовании, проведенное по двум методикам: определение одиночества и особенностей индивидуально -психологических характеристик, приняли участие 50 школьников 7 -х, 8-х классов в возрасте от 12 до 14 лет, из них 19 девушек и 31 юноша.

С целью получения информации о характере переживания одиночества подростка мы использовали методику диагностики уровня субъективного переживания одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона.

Подросткам было роздано тестовые бланки, где надо было выбрать одну из трех ответов по 20 утверждениям. Перед началом проведения исследования участников были проинструктированы.

На втором этапе было проведено исследование по методике многофакторного исследования личности Р. Кеттелла, поскольку одиночество воспринимается как острое субъективное, индивидуальное и часто уникальное переживание.

Опросник Р. Кеттелла является наиболее популярным средством экспресс-диагностики личности. Он используется во всех ситуациях, когда необходимы данные об индивидуально-психологических особенностях человека. В ходе исследования мы использовали сокращенный вариант опросника, который используется в условиях дефицита времени. Он содержит 105 вопросов.

Методика многофакторного исследования личности по Р. Кеттелом включает в себя 16 факторов, по которым респондент мог набрать определенное количество баллов:

Фактор А интерпретируется как «замкнутость - коммуникативность», фактор В - интеллект, фактор С - «эмоциональная неустойчивость -эмоциональная устойчивость», фактор Е - «подчиненность - оминирование», Фактор F - «сдержанность - экспрессивность », Фактор G - «подвластность чувством - высокая нормативность поведения», Фактор H - «боязливость -

смелость», Фактор I -«жесткость - чувствительность », Фактор L -« доверчивость- подозрительность », Фактор М -«практичность - развитое воображение», Фактор N -«прямолинейность - дипломатичность», Фактор В - «уверенность в себе - тревожность», Фактор Q1 -«консерватизм -радикализм», Фактор Q2 -« конформизм -нонконформизм», Фактор Q3 -«низкий самоконтроль - высокий самоконтроль», Фактор Q4 -«расслабленность - напряженность», фактор МР - «адекватность самооценки».

На основе качественного и количественного анализа содержания личностных факторов и их взаимосвязи могут быть выделены следующие блоки факторов:

1. Интеллектуальные особенности: факторы В, М, Q1.

2. Эмоционально-волевые особенности: факторы С, G, I, О, Q3, Q4.

3. Коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия: факторы А, Н, F, Е, Q2, N L.

Все баллы были обработаны с ^критерию Стьюдента и корреляционный критерием Пирсона, который позволяет выявить статистически значимые связи на пятипроцентном уровне между изучаемыми явлениями.

В исследовании приняли участие ученики 7-А, 7-Б и 8-мые классы МБОУ «школа-лицей» имени А.С.Макаренко г. Симферополя в количестве 50 человек. Средний возраст составляет 12-13 лет.

Результаты исследования. В начале исследования были получены результаты корреляционных связей между исследуемым уровнем переживания одиночества и индивидуально -психологическими характеристиками подростков, представлены в таблице.

По методике на определение субъективного переживания одиночества мы получили такие данные. Так, среди школьников 12% респондентов имеют высокий уровень одиночества, 26% школьников имеют средний уровень одиночества, соответственно 62% подростков характеризуются низким уровнем одиночества.

Корреляционные связи между исследуемым уровнем одиночества и индивидуально-психологическими характеристиками подростков представлены в табл. 1.

Согласно полученным данным существует положительная корреляционная связь между уровнем переживания одиночества и такими индивидуально-психологическими характеристики подростков: 1) замкнутость - коммуникабельность (г = -0,57, при р <0,05) - подростки, которые имеют более высокий уровень одиночества более замкнутые; 2) эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость (г = -0,48, р<0,05) - подростки, в которых более высокий уровень одиночества, имеют эмоциональную неустойчивость; 3) робость - смелость (г = -0,47, р <0,05) -подростки с высоким уровнем одиночества имеют высокий уровень робости; 4) жесткость - чувственность(г = 0,3, р <0,05) - подростки, которые имеют

высокий уровень одиночества является более чувствительными, для них не характерна жесткость; 5) конформизм - нонконформизм (г = 0,29, р <0,05) -подростки с высоким уровнем одиночества характеризуются независимостью в своих действиях и суждениях; 6) расслабленность -напряженность (г = -, 53, р <0,05) - подростки, которые имеют высокий уровень одиночества более напряжены.

Интерпретация результатов исследования. В результате корреляционного анализа мы увидели, что уровень одиночества не зависит от адекватности самооценки у школьников. Опираясь на то, что подростки в связи с переживанием психологического кризиса постоянно пытаются завысить свои возможности, не могут объективно ценить собственную самооценку, можем сделать вывод, что уровень самооценки не играет важной роли в процессе переживания одиночества.

Таблица 1

Корреляционная связь между уровнем одиночества и индивидуально-психологическими характеристиками подростков

Факторы г р

Фактор МР «адекватность самооценки» -,2205 Р = ,124

Фактор А "замкнутость - коммуникабельность» -,5738 р = ,000

Фактор В «интеллект» ,1136 Р = ,432

Фактор С «эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость » -,4786 р = ,000

Фактор Е «подчиненность - доминирование» ,0135 р = ,926

Фактор F "сдержанность - экспрессивность» -,0907 Р = ,531

Фактор О «подвластность чувством - высокая ,0505 Р = ,728

Фактор Н «робость - смелость» -,4749 р = ,000

Фактор I «жесткость - чувствительность» ,3073 р = ,030

Фактор L «доверчивость - подозрительность» ,0699 р = ,629

Фактор М «практичность - развитое воображение» ,2370 р = ,097

Фактор N "прямолинейность - дипломатичность» ,0728 р = ,616

Фактор О «уверенность в себе - тревожность» ,1942 р = ,177

Фактор Q1 «консерватизм - радикализм» ,0555 р = ,702

Фактор Q2 «конформизм - нонконформизм» ,2939 р = ,038

Фактор Q3 «низкий самоконтроль - высокий самоконтроль -,0081 р = ,956

Фактор Q4 «расслабленность - напряженность» ,5336 р = ,000

В результате исследования мы установили, что существует зависимость одиночества от высокого уровня замкнутости среди школьников. Следует отметить, что подростки, думают, об одиночестве как о слабости часто сталкиваются с такими проблемами, как: большие трудности во взятии на себя ответственности, в самоутверждении, в принятии себя в компаниях, разговорах по телефону и на вечеринках. Трудности в самораскрытии и в общении с другими людьми. Тенденция ожидания того, что его оттолкнут.

Наше исследование доказывает, что одиночество не зависит от уровня интеллекта школьников. Это можно объяснить тем, что в школьной жизни именно подростков и юношей процесс обучения не влияет на статус детей в

коллективе, на их социальные отношения.

Иногда чем выше успехи в обучении ребенка, тем меньше он чувствует поддержку, расположение других. Ребенок с высоким уровнем интеллекта в большей степени подвержен на чувство отчужденности, поскольку детей со средними и низкими успехами в обучении гораздо больше в каждом коллективе. Они образуют отдельную группу общения, где нет места, скажем так «интеллектуалам».

В результате анализа мы видим, что существует зависимость между переживанием одиночества и низким уровнем эмоциональной устойчивости. Это можно объяснить тем, что склонность к чувственности, быстрая утомляемость, низкая противодействие стрессам, быстрое изменение интересов, высокая утомляемость, раздражительность становятся предпосылкой для проникновения у человека такого психологического состояния, как одиночество. Возможно также, что эмоциональная устойчивость в жизни школьников играют большую роль, а эмоциональная неустойчивость обусловливает переживания и возникновения состояния одиночества. Как мы знаем, уровень эмоциональной устойчивости связан с типом нервной системы человека. Таким образом, можем сказать, что тип нервной системы достоверно влияет на уровень переживания одиночества.

Результаты корреляционного анализа показали, что не существует значимой зависимости между уровнем одиночества и уровнем подчиненности - доминирование.

По результатам корреляционного анализа мы видим, что уровень переживания одиночества не зависит от уровня экспрессивности. Это объясняется тем, что у всех подростков жизнь является обязательно эмоционально окрашенной, и все они проявляют высокую динамичность общения, а также играет важную роль в их жизни и тем самым не допускает возникновения такого переживания, как одиночество.

Результаты корреляционного анализа показали, что зависимость одиночества от уровня подвластности чувством у подростков не прослеживается. Это можно объяснить приспособленностью подростков к школьным нормам и правилам. Регулярное выполнение школьного распорядка жизни и учебы не вызывает у детей чувство ограничения своих прав и свободы, чем добросовестные ученики соблюдают правила школьной жизни, тем выше их статус в глазах педагогов и товарищей. Такая же ситуация прослеживается и в юношеском возрасте.

По результатам корреляционного анализа мы определили, что существует яркая зависимость у школьников между высоким уровнем одиночества и высоким уровнем робости ^ = -0,48 при р <0,05). Возможно это вызвано тем, что, чувствуя определенный страх, боязнь перед внешним окружением, обществом, дети чувствуют себя неуверенно, тревожно, одиноко. Подростки с такими эмоциями не проявляют социальной активности, им трудно иметь дружеские отношения с окружающими, а тем более с незнакомыми людьми.

В результате исследования подтвердилось существование зависимости между высоким уровнем переживания одиночества и высоким уровнем чувствительности подростков. У школьников коэффициент корреляции составляет 0,3 при р <0,05. Обоснуем это тем фактом, что чувствительные люди подвержены зависимости от других, они склонны иметь человека, который бы заботился о них, у них полностью отсутствует автономия в действиях, поведении, принципах. Такие люди наиболее склонны испытывать высокий уровень одиночества, когда теряют близкого человека или когда его вовсе нет. Они могут душевно переживать даже временное физическое одиночество.

Результаты корреляционного анализа показали, что зависимость одиночества от уровня доверительности-подозрительности не существует в подростковом возрасте.

По результатам корреляционного анализа не подтвердилась зависимость одиночества от индивидуально -психологической характеристики практичность - развито воображение.

Также мы видим, что не существует высокого уровня зависимости одиночества от уровня прямолинейности среди школьников. Такая тенденция может быть объяснена тем, что молодые люди сейчас позволяют обнаруживать свои взгляды прямолинейно, не вкладывая их в определенные ограниченные рамки. Поэтому в раннем возрасте нет предпосылок возникновения недосказанности, современная молодежь сделает все возможное, чтобы ее услышали.

В результате корреляционного анализа мы не увидели четкой зависимости одиночества от уверенности в себе - тревожности. Подростки имеют коэффициент корреляции 0,19 при р <0,05.

Исследование показало, что уровень корреляции между одиночеством и показателем консерватизма недостаточен, чтобы утверждать о наличии соответствующей зависимости. Такую связь можно объяснить отсутствием страхом перед изменениями, тревоги за свое будущее после этих изменений. Как правило, молодежь всегда испытывает влечение к экспериментам, новой информации, адекватно относиться к новым идеям. Такая активность и оптимистичный настрой исключает вероятность возникновения одиночества.

Результаты корреляционного анализа показывают, что существует высокая степень зависимости между уровнем одиночества и высоким уровнем конформизма среди представителей подросткового возраста. Это можно объяснить, что современные подростки отдают предпочтения собственным решениям, взглядам, они независимы и имеют собственное мнение.Они не нуждаются в поддержке или одобрении других, они просто самостоятельно идут к своей цели. В этот период они могут чувствовать одиночество, но не страдать от нее.

Мы увидели, что зависимости одиночества от уровня самоконтроля у подростков не существует.

По результатам исследования мы обнаружили, что существует четкая корреляционная связь между одиночеством и высоким уровнем напряженности у подростков (г = 0,53 при р <0,05). Обоснуем это тем фактом, что сам подростковый возраст трактуется как кризисный. В настоящее время для детей характерно повышенный уровень обеспокоенности, тревожность, возбуждения, волнения. А активное недовольство собственных нужд может спровоцировать скрытность в поведении, переключение на свой внутренний мир, ограничения социальных контактов во избежание стрессовых ситуаций, и, наконец, острое чувство одиночества.

Выводы.

Итак, в результате проведенного нами исследования связи уровня переживания одиночества и индивидуально-психологических характеристик подростков мы увидели, что одиночество связано не со всеми чертами характера респондентов. Группируя исследования характеристики в блоки, можем сделать вывод, что у подростков в связи с переживанием одиночества доминирующими выступают черты характера, входящих в блок «эмоционально-волевые особенности» человека - это фактор эмоциональной неустойчивости - эмоциональной устойчивости, твердость -чувствительность, расслабленность - напряженность.

Также наше исследование показало, что в значительной степени одиночество у подростков зависит от коммуникативных особенностей и межличностного взаимодействия с окружающими. В этот блок входят такие факторы, как замкнутость - коммуникативность, робость - смелость, конформизм - нонконформизм. Именно за этими факторами коэффициент корреляции оказался> 0,5.

Эмпирическое исследование показало, что в подростковом возрасте не прослеживаются зависимости между уровнем одиночества и блоком, характеризующий интеллектуальные особенности человека: интеллект, практичность - развитое воображение, консерватизм - радикализм.

Результаты данного исследования являются значимыми и важными для понимания подростков, их можно совершенствовать в дальнейшем.

Использованные источники:

1. Бандура А. С. Подростковая агрессивность. Изучение влияния воспитания в семейных отношениях / А. Бандура, Р. Уолтерс. - М.: Прогресс, 1999. - 218 с.

2. Кулагина Л. Моральный выбор подростка / л Кулагина // Школьный мир. -2001. - № 5. -С. 65-71.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Покровский Н. Е. Человек, одиночество, гуманизм / Н. Е. Покровский // Лабиринты одиночества: пер. с англ. / Сост., Общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. - М.: Прогресс, 1989. - 624 с.

4. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие / Д. Я. Райгородский. - Самара: Изд. дом «БАХРАХ-М», 2002. - 672 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.