10. Pospelova, Yu.P. Sovremenny'e trendy' samoobrazovaniya v vy'sshej shkole (po ovladeniyu inostranny'mi yazy'kami): monografiya/Yu.P. Pospelova, A.V. Fakhrutdinova / / Kazan': Otechestvo, 2023. 204 s.
УДК 781.7 EDN NMOMID
М.В. Белоусова, Т.Ю. Гордеева, С. Г. Додонова, Л.И. Салихова
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКИ СТУДЕНТАМИ-МУЗЫКАНТАМИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ
При выявлении эмоциональных откликов отдельных социальных групп на те или иные музыкальные произведения формируется репертуар, отвечающий задачам духовного развития и гармоничного психоэмоционального состояния общества. Исследуемый срез произведений татарской народной и композиторской музыки (Э. Низамов, Ф. Яруллин, Р. Яхин, Ф. Шарифуллин и др.) показал, что эти произведения вызывают яркие, сходные в своем большинстве, эмоциональные реакции (умиротворение, радость, оптимизм, интерес, беспокойство, грусть) у студентов музыкальных направлений подготовки вне зависимости от их национальности. Вместе с тем выяснилось, что выбранные произведения не входят в плейлист студентов, что ставит перед культурой и образованием Республики Татарстан задачи воспитания любви к данной музыке с детства и активного введения ее в музыкальные программы на всех уровнях образования.
Ключевые слова: национальная музыка, татарская народная музыка, музыка татарских композиторов, эмоциональное восприятие, музыкальное воздействие
Для цитирования: Белоусова М.В., Гордеева Т.Ю., Додонова С. Г., Салихова Л.И. Особенности эмоционального восприятия национальной музыки студентами-музыкантами Казанского государственного института культуры // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 3. С. 167-173, EDN NMOMID.
Marina V. Belousova, Tatyana Yu. Gordeeva, Svetlana G. Dodonova, Lilia I. Salikhova THE STUDY OF THE PECULIARITIES OF THE EMOTIONAL PERCEPTION OF NATIONAL MUSIC OF DIFFERENT GENRES AMONG STUDENTS RECEIVING MUSICAL EDUCATION AT THE KAZAN STATE INSTITUTE OF CULTURE
When identifying the emotional responses of individual social groups to certain musical works, a repertoire is formed that meets the tasks of spiritual development and a harmonious psycho-emotional state of society. The studied cross-section of works of Tatar folk and composer music (E. Nizamov, F. Yarullin, R. Yakhin, F. Sharifullin, etc.) showed that these works evoke vivid, similar in their majority, emotional reactions (pacification, joy, optimism, interest, anxiety, sadness) among students of musical fields of study, regardless of their nationalities. At the same time, it turned out that the selected works are not included in the students' playlist, which sets the culture and education of the Republic of Tatarstan the task of fostering love for this music from childhood and actively introducing it into musical programs at all levels of education.
Keywords: national music, Tatar folk music, music of Tatar composers, emotional perception, musical impact
For citation: Belousova M.V., Gordeeva T.Yu., Dodonova S.G., Salikhova L.I. The study of the peculiarities of the emotional perception of national music of different genres among students receiving musical education at the Kazan state institute of culture // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 3. С.167-173, EDN NMOMID.
Введение
Воспитание здорового, образованного поколения, опирающегося на духовно-нравственные ценности (ценность жизни, созидательный труд, создание семьи, забота о близких, активная гражданская позиция, любовь к Родине и ответственность за ее судьбу) достижимо при сохранении идентичности народа, при обращении к его культуре, традициям, к богатству его языка и искусства. «Развитие культуры - один из важнейших ресурсов для укрепления государства и гражданского общества, сохранения межнационального мира и согласия, воспитания подрастающего поколения», - отметил Раис Республики Татарстан Р.Н. Минниханов в январе 2023 года [6]. В марте 2024 года на Всемирном
фестивале молодежи Президент РФ В.В. Путин подчеркнул: «Популярная культура необходима, однако душа народа лежит в его национальных традициях» [5].
Республика Татарстан представляет собой яркий пример многонационального современного государственного субъекта, объединяя в своем составе представителей восточнославянских, тюркских и финно-угорских этносов. Население Татарстана составляют татары, русские, удмурты, чуваши, мордва, узбеки и другие народы. Для Республики Татарстан актуальной задачей является формирование музыкально-культурного ландшафта, учитывающего богатство национального колорита и эмоциональные оценки народного репертуара.
Современная музыкальная культура изобилует всевозможными жанрами и стилями: укоренившееся в памяти поколений народное творчество (фольклор), оперно-
симфоническое искусство, современные направления (поп-музыка, джаз, рок-культура). В последние полвека активно появляются новые направления музыкальной эстрады: диско, панк, рэп и др., электронная музыка, а также различные варианты музыкальных кроссоверов и кавер-версий. Прогрессирующее многообразие музыкальных жанров свидетельствует о возможности удовлетворения самых притязательных и разборчивых музыкальных вкусов.
Актуальной исследовательской темой является изучение востребованных населением музыкальных жанров, а также мотивов к выбору музыкального контента. Нередко причины выбора музыкальных произведений различных жанров и стилей определяются эмоциональным откликом на музыкальный материал, обусловленным духовными запросами личности, уровнем музыкальной культуры и образования, актуальным психологическим состоянием человека.
Исследуя музыкальные предпочтения отдельной социальной группы, формируется представление об эмоционально-образном портрете произведений, выбранных участниками. С другой стороны, анализ музыкальных предпочтений позволяет в некоторой степени определить психологическое состояние представителей данного социального сегмента. Это важный материал для понимания перспектив влияния музыкально-звуковой среды на духовное развитие и психоэмоциональное состояние не только личности, но и общества в целом.
Особенностью данного исследования является тот факт, что ракурс анализа эмоционального восприятия татарского репертуара многонациональной студенческой молодежью РТ предпринят впервые и тем самым представляет особый научный интерес.
Цель исследования: изучение особенностей эмоционального восприятия национальной музыки разных жанров у молодежи Республики Татарстан.
Исследование включает отбор и создание списка вокальных и инструментальных произведений национальной музыки; составление эмоционально-образного портрета наиболее часто выбираемых произведений; изучение эмоциональных реакций, возникающих
у участников при прослушивании данных произведений.
Материалы и методы
Исследование проводилось на базе факультета «Высшая школа искусств» Казанского государственного института культуры.
Целевая аудитория: студенты в возрасте 19-25 лет, обучающиеся в Казанском государственном институте культуры по музыкальным направлениям подготовки бакалавриат / магистратура - 66 человек.
С учетом поставленной цели, в исследовании использован квалитативный подход, позволяющий обнаруживать скрытые контексты и тенденции в развитии социальных явлений и культурных процессов через анализ субъективного человеческого опыта, а также изучать коммуникационную активность и поведение людей посредством анализа их представлений о собственных мотивах, ценностях и смыслах.
Принципы квалитативного подхода включают: погружение исследователя в социальную среду участников исследования, изучение их мнений, интерпретация их ответов и эмоциональных переживаний в контексте рассматриваемой темы. Повышение достоверности результатов достигается посредством использования разных источников информации, в том числе - увеличения числа участников исследования, и, соответственно, увеличения числа групп, ранжированных по возрасту и специфическим образовательным критериям.
В работе использовались следующие квалитативные методы:
• наблюдение за участниками (при прослушивании созданных музыкальных треков);
• фокус-группы: модерированные исследователем дискуссии в мини-группах с обменом мнениями и эмоциональными откликами, рожденными прослушиванием предложенных музыкальных треков;
• полуструктурированное интервью, в силу гибкой структуры предполагающее исследование темы по заранее заявленным аспектам /вопросам с возможностью более глубокого погружения в определенные зоны восприятия, эмоционального реагирования и в субъективный опыт участников.
С целью получения репрезентативных количественных характеристик также проводилось анкетирование целевой аудитории с последующей статистической обработкой полученных данных.
Материал исследования представлен разработанной подборкой музыкальных треков, включающих татарскую народную вокальную и инструментальную музыку, а также произведения татарских композиторов ХХ и XXI века: Э. Низамова, Ф. Шарифуллина, Ф. Яруллина, Р. Яхина. Произведения отбирались по принципам разножанровости и разнохарактерности, «узнаваемости» (известности), мелодичности, присутствию богатого национального колорита и в аранжировке, и в исполнении произведения.
Список музыкальных треков включал следующие произведения:
1) Р. Яхин - Р. Абязов. Концерт-рапсодия для фортепиано и струнного оркестра. Исп: струнный оркестр La Primavera.
2) Татарские народные наигрыши. Исп.: дуэт тальянок. Исполнители неизвестны.
3) Ф. Яруллин. Танец Огненной Ведьмы и Шайтана из балета «Шурале». Исп.: Симфонический оркестр.
4) Ф. Яруллин. Танец девушек с платком из балета «Шурале». Исп.: Симфонический оркестр.
5) Ф. Яруллин Детский танец из балета «Шурале». Исп.: Симфонический оркестр.
6) Э. Низамов. Концерт для органа с оркестром «Великий шёлковый путь». Исп.: Симфонический оркестр.
7) Татарская народная песня «Ай, был-былым». Исп.: Дина Гарипова.
8) Муз. З. Хайретдинов, сл. К Валиева. «Салкын чэй». Исп.: Салават Фатхетдинов.
9) Татарская народная песня «Кара Урман». Исп.: Ранис Габбазов.
10) Ф. Шарифуллин. Концертные вариации для балалайки на тему татарской народной песни «На заре». Исп.: Артур Давлетшин (балалайка), концертмейстер - Татьяна Аксенова.
Результаты
Согласно поставленной цели, дизайн исследования включал следующие этапы:
• разработка анкеты, ориентированной на изучение данной темы;
• составление трек-листа - поиск, отбор и утверждение списка произведений, опираясь на разнообразие их характера, жанров (вокальная, инструментальная музыка, обработки народных произведений) и тембровых составов (симфонический оркестр, солирующие инструменты и оркестр и т.п.);
• проведение анкетирования по группам, параллельно - наблюдение за эмоциональными реакциями участников;
• проведение по итогам анкетирования полуструктурированного интервью участников;
• проведение бесед в мини-группах по обратной связи, включающей пояснение своих оценок и описание запомнившихся эмоциональных реакций;
• анализ и интерпретация результатов.
На первом этапе исследования была составлена анкета, состоящая из 22 вопросов: 6 вопросов общего характера, 10 вопросов по эмоциональной реакции на прослушиваемый трек и 6 вопросов об актуальных музыкальных предпочтениях на момент исследования с опорой на испытываемое эмоциональное состояние. Основной блок с вопросами содержал стандартные модули: 1) фильтрующий (доказательство принадлежности к целевой аудитории и спецификацию некоторых параметров - например, курс и направление обучения), 2) реквизитный (составление социально-демографического портрета участника - например, пол, возраст, национальность респондента), 3) тематический (целевые вопросы в рамках данного исследования - касающиеся прослушивания музыки в повседневной жизни, знакомства с нею в детстве и т.д.).
В экспериментальном исследовании участвовало 66 респондентов - студентов очного (47) и заочного отделений (19).
Количественная характеристика групп по профилю подготовки:
• «Оркестр народных инструментов» (п
= 14 чел)
• «Музыкальное искусство эстрады» (п =
14 чел),
• «Сольное народное пение» (п = 16 чел),
• «Педагогическое образование. Музыка» (п = 22 чел).
Гендерный состав: мужчины (15/22,7%) и женщины (51/77,3%).
Национальный состав участников: татары (45/68,2%), русские (15/22,7%), другие (6/9%)
На вопрос о прослушивании татарской национальной музыки в повседневной жизни респонденты дали следующие ответы: часто (29/44%), иногда (19/29%), редко (12/18%), не слушаю (6/9%). Соотнесение полученных ответов с национальностью респондентов татар, для кого эта музыка является родной, продемонстрировала высокую долю (28/62%) присутствия национальной музыки в ежедневном прослушивании.
Поскольку все респонденты, с учетом специфики выбранного ими образования, постоянно взаимодействуют с музыкальным контентом, важно было определить, когда в их жизни появилась татарская национальная музыка. На данный вопрос были получены следующие ответы: в семье с детства (44/67%); при обучении в музыкальной школе (4/6%); на праздниках (7/10%); спонтанно, при прослушивании музыкальных треков по радио (6/9%); (5/8%) участников отметили, что не слушают такую музыку, («переключаю радиоканал, если ее слышу»).
Кроме ответов на вопросы анкеты, респонденты прослушивали 10 предложенных им треков и оценивали возникающие при этом эмоции по десятибалльной шкале. Среди предложенных эмоциональных состояний были перечислены следующие: радость; безмятежность, умиротворение; оптимизм; интерес, любопытство; тревога; беспокойство; грусть; раздражение, нервозность; также присутствовала строка «никаких эмоций не возникает».
Наблюдение за участниками в процессе анкетирования показало их сосредоточенность и погруженность в процесс прослушивания, «проживание» ими тех эмоциональных реакций, которые они отмечали в анкете. Наряду с этим, подчеркнем, что некоторые формировали свое суждение и выносили оценку, не дослушав произведение до конца - особенно это касалось тех произведений, которые маркировались участниками, как «тревожные», «вызывающие беспокойство» или тех, которые не заинтересовали, «не отозвались» с первых тактов прослушивания.
По результатам анкетирования проводились дискуссии в мини-группах с целью обмена обратной связью. Многие участники (12/18,2%) отметили, что им было трудно соотнести прослушивание музыки с рефлексией, вызываемой музыкой эмоции, и ее вербальным обозначением. Привычнее было отмечать для себя в общепринятой парадигме «нравится-не нравится», «мое- не мое». Некоторые респонденты (42/63,6%) поделились, что это был интересный опыт «нахождения отклика музыки в себе» и внимательное отслеживание собственных реакций. Для неко-
торых участников было сложно дифференцировать свое состояние, вербализуя его: если с понятием «радость» проблем не возникало, то «беспокойство» / «раздражение» / «тревогу» верифицировать было сложнее. Например, респонденты делились тем, что они чувствуют появившуюся «минорность» своего настроения, но не знают, какое слово отображает эту эмоцию. Некоторые (17/25,7%) отметили, что им не нравилась музыка, не попавшая в их исходное эмоциональное состояние («слишком громко», «слишком резко», «слишком ярко», «слишком запутанно») - трудно было воспринимать ее объективно, вне присутствующих изначально ощутимых эмоциональных состояниях.
В результате анкетирования были получены следующие данные: в каждом треке выделились одна или две ведущие эмоции, которые испытало при прослушивании большинство респондентов. Так, умиротворение как ведущую эмоцию вызвал Трек 4. Ф. Яруллин. Танец девушек с платком из балета «Шурале» - 75%, а также Трек 9. Татарская народная песня «Кара Урман» - 52%; умиротворение (47%) и грусть (26%) - Трек 7. Татарская народная песня «Ай, былбылым»; умиротворение (38%) и интерес (29%) - Трек 10. Ф. Шарифуллин. Концертные вариации для балалайки на тему татарской народной песни «На заре». Радость (46%) и оптимизм (38%) явились ведущими эмоциями Трека 2. Татарские народные наигрыши, Трека 5. Ф. Яруллин Детский танец из балета «Шурале» (47% / 32%) и Трека 8. Муз. З. Хайретдинов, сл. К. Ва-лиева. «Салкын чэй» (52% / 31%). Трек 1. Р. Яхин - Р. Абязов. Концерт-рапсодия для фортепиано и струнного оркестра вызвал эмоции оптимизма (17%) и интереса (27%). Беспокойство испытали респонденты при прослушивании Трека 3. Ф. Яруллин. Танец Огненной Ведьмы и Шайтана из балета «Шурале» (45%) и Трека 6. Э. Низамов. Концерт для органа с оркестром «Великий шёлковый путь» (31%). В Треке 3 беспокойству сопутствовал интерес (27%), а в Треке 6 - тревога (32%). В целом в ходе прослушивания программы ведущими эмоциями стали оптимизм, умиротворение, радость, интерес, беспокойство, тревога и грусть (см. таблицу 1).
Таблица 1. Ведущие эмоции студентов-музыкантов при прослушивании треков
Название трека Ведущие эмоции %
Трек 1. Р. Яхин - Р. Абязов. Концерт-рапсодия для фортепиано и струнного оркестра. Интерес / оптимизм 27/17
Трек 2. Татарские народные наигрыши. Радость /оптимизм 46/38
Трек 3. Ф. Яруллин. Танец Огненной Ведьмы и Шайтана из балета «Шурале». Беспокойство / интерес 45/27
Трек 4. Ф. Яруллин. Танец девушек с платком из балета «Шурале» . Умиротворение 75
Трек 5. Ф. Яруллин Детский танец из балета «Шурале». Радость /оптимизм 47/32
Трек 6. Э. Низамов. Концерт для органа с оркестром «Великий шёлковый путь». Тревога / беспокойство 32/31
Трек 7. Татарская народная песня «Ай, былбылым». Умиротворение / грусть 47/26
Трек 8. Муз. З. Хайретдинов, сл. К. Валиева. «Салкын чэй». Радость /оптимизм 52/31
Трек 9. Татарская народная песня «Кара Урман». Умиротворение 52
Трек 10. Ф. Шарифуллин. Концертные вариации для балалайки на тему татарской народной песни «На заре». Умиротворение /интерес 35/29
Обсуждение
Эмоциональное восприятие включает две ступени: формирование эмоционального образа и возникновение актуального эмоционального состояния. Эмоциональный образ -отражение смыслового содержания ситуации в результате эмоционального восприятия. Актуальное эмоциональное состояние - ответ человека на ситуацию в процессе ее эмоционального восприятия.
Специфика прослушивания музыки для создания, изменения и поддержания своего эмоционального состояния была различной у респондентов с учетом их образовательной направленности.
При ответах на вопрос о музыке, которая наполняет силами и вызывает чувство радостного возбуждения, ответы отличались согласно выбранным направлениям подготовки. У представителей сольного народного пения и инструменталистов-народников в большей степени была отмечена татарская народная и композиторская музыка, а так же татарская эстрада, а у педагогов-музыкантов и эстрадников - джаз, классика и поп-музыка. Расслабление и спокойствие у представителей всех учебных направлений большей частью вызывает классическая музыка, звуки природы, музыка релакса, а у джазменов эти чувства формируют джаз-баллады. При раздражении и гневе большая часть студентов всех направлений слушают тяжелый рок, ме-
талл, а при грусти и печали - зарубежную классическую музыку (Григ), татарскую классику (Сайдашев), поп-музыку. Приятные ощущения, расслабление у большинства опрошенных вызывает музыка барокко, классических композиторов-романтиков, современные обработки классической музыки, а у эстрадников к этому списку добавляются произведения джазовых музыкантов (Sonny Rollins, David Garrett, Daniel Moreno). На вопрос о том, какая музыка способствует лучшей концентрации, погружению в деятельность большинство реципиентов указали на классику (Бетховен, Моцарт, Григ, Вагнер, Брамс, Шостакович, Яхин), а также неоклассику (Эйнау-ди) и джаз.
В целом, большинство студентов-татар (сольники и народники-инструменталисты) при различных эмоциональных состояниях слушают народную и композиторскую татарскую музыку (85%). Выбор музыкантов педагогического направления чаще останавливается, в первую очередь, на поп-музыке (80%), роке, меньше - на джазе и классике. Студенты эстрадно-джазового отделения предпочитают джаз-музыку разных жанров (85%). Инструменталисты - народники включают в свой плейлист рок (50%), татарскую народную музыку (42 %) и произведения мировой классики (44%).
При таких разнообразных музыкальных предпочтениях любопытно было выяснить
отношение студентов-музыкантов к предложенной программе национальной татарской музыки, составленной из 10 треков.
Студенты, обучающиеся сольному народному пению, чутко реагировали на национальную музыку, поскольку с детства воспитаны на ней, слушают ее дома. Студенты, обучающиеся по музыкальной педагогике, несмотря на то, что практически не слушают дома национальную музыку (хотя кто-то знает ее с детства, слышал на праздниках или по телевизору), тоже активно отреагировали на программу. Особенный отклик вызвала народная музыка и композиторская на фольклорных истоках. Живая, веселая музыка у всех вызывала радость и оптимизм, лирическая -умиротворение и безмятежность. Не все из педагогов-музыкантов восприняли исполнение татарской народной песни «Кара урман» («не было эмоций» (3), «раздражение» (1)).
Для групп сольников и музыкальных педагогов непростым для восприятия оказалось эпическое произведение Э. Низамова, достаточно сложная музыка, далекая от традиционной, вызвавшая беспокойство (32%) и тревогу (31%). Вместе с тем можно отметить эмоциональную реакцию интереса (22%) к этому произведению (форме произведения, разворачиванию композиторской мысли, выстраиванию музыкальной фразы, введению красочной палитры звучаний инструментов симфонического оркестра и органа) у инструменталистов народников и эстрадников.
Необходимо отметить, что встречались в ответах отрефлексированные эмоции, которые студенты выражали своими обозначениями, например, «восхищение», «бодрость», «задумчивость», «надвигающийся мрак», «погружение в небытие» и др., что выдает тонкую дифференциацию психологических состояний, присущую данному студенческому контингенту опрошенных в ответ на музыкальные воздействия.
Также можно заключить, что эмоциональные отклики на то или иное произведение в целом большей частью обладали идентичностью слушательских реакций, что свидетельствует об адекватности выбранного национального материала в аспекте «композитор-слушатель». В лирических произведениях наблюдалась более широкая палитра вызываемых чувств (умиротворение, например, с грустью), в энергичных, мажорных произведениях эмоциональные реакции были однозначны и практически полностью совпадали.
Важно отметить, что поскольку исследование проводилось среди музыкантов, следует принимать во внимание, что на их эмоциональную реакцию влияли специфические характеристики музыкального произведения или особенности аранжировки и исполнения, незаметные для обывателей.
Бакалавры и магистры, обучающиеся исполнительству на народных инструментах, отметили, что характер музыки, обусловленный ладом, темпом, динамикой, определяет эмоцию. Магистры подошли к прослушиванию с мерками музыкального анализа, дополнив картину эмоционального воздействия типом оркестровки и структурной организацией музыкальных произведений.
Заключение
Татарская музыкальная культура, в которой заложены духовные ценности народа, самобытна и уникальна, обладает непревзойденными художественными достоинствами и яркостью исполнения. Это богатая сокровищница красивых мелодий и поэтических образов, в которой объединяются восточные и западные музыкальные традиции. Сохранить это национальное наследие и передать ее будущим поколениям можно только при неустанном ее сбережении и внедрении в культурный код народов, проживающих на территории Республики Татарстан и во всей нашей многонациональной стране. Знакомство с нею с раннего детства и последующее привнесение национальной музыки в жизнь молодежи сохраняет преемственность поколений и самоидентификацию каждого человека в контексте культуры, традиций и смыслов своего народа.
Очевидно, что любовь к национальной культуре рождается и развивается в семье, укрепляясь в дальнейшем в семейных праздниках и традициях. Наряду с основополагающей ролью семьи в духовно-нравственном и культурном воспитании ребенка важна роль школьного музыкального образования. Присутствие народных и классических произведений татарской национальной культуры в репертуаре школьников с 1 по 7 класс обучения обогащает их знания, развивает их вкус и интегрирует огромный пласт национальной культуры в жизнь ребенка.
Несмотря на то, что при прослушивании процент татар (68%) был выше, чем остальных национальностей, яркий эмоциональный отклик на большинство произведений наблюдался и у остальных респондентов. Это свидетельствует о резонировании народной и
композиторской академической татарской музыки со слуховыми пристрастиями студенческой молодежи, которая в основном ориентирована на популярную эстраду и современные жанры. Тем не менее, проведенное исследование продемонстрировало необходимость дальнейшей работы в данном направлении со студенческой молодежью.
Целевая аудитория, состоящая из будущих педагогов, музыкантов, исполнителей, профессиональные компетенции которых включают активное распространение культуры в массы, должна быть эмоционально заряжена и мотивирована к работе с национальным музыкальным наследием.
Литература
1. Иванова В.В., Третьякова Е.В., Еловикова Т.М. Анализ эмоционального и эстетического восприятия будущими врачами произведений современных уральских художников || Актуальные вопросы современной медицинской науки и здравоохранения: сборник статей V Международной (7S Всероссийской) научно-практической конференции. 2020. № 3. С. 216-221.
2. Кузнецова Е.П. Исследования музыкальных предпочтений молодежи || Грамота . 2017. № 9 (ВЗ). С. 115-118.
3. Леер Е.И., Зверева С.В. Особенности влияния музыки разных направлений на физиологические характеристики активности сердца юношей и девушек 14-16 лет 11 Молодой ученый. 2013. Т.2. №1 (4В). С. 311-318.
4. Напреенко И., Рондарев А. Практики музыкального потребления россиян. Основные особенности и тренды. Москва: Институт исследований культуры НИУ ВШЭ, 2022. 86 с.
5. Путин уверен, что поп-культура нужна, но душа народа заключается в национальных традициях [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/kultura/20176887 (дата обращения 20.04.2024).
6. Рустам Минниханов: Развитие культуры - один из важнейших ресурсов для укрепления государства и гражданского общества [Электронный ресурс]. URL: https://tatarstan.ru/index.htm/news/2162889.htm (дата обращения 31.03.2024).
7. Xаржевская А.А. Исследование взаимосвязи предпочитаемых музыкальных стилей с личностными особенностями начинающих педагогов-музыкантов || Музыкальное искусство и образование. 2019. Т. 7. № 2. С. 41-56.
References
1. Ivanova V.V., Tret'jakova E.V., Elovikova T.M., Analiz jemocional'nogo i jesteticheskogo vosprijatija budushhimi vrachami proizvedenij sovremennyh ural'skih hudozhnikov // Aktual'nye voprosy sovremennoj medicinskoj nauki i zdravoohranenija: sbornik statej V Mezhdunarodnoj (75 Vserossijskoj) nauchno-prakticheskoj konferencii. 2020. № 3. S. 216-221.
2. Kuznecova E.P., Issledovanija muzykal'nyh predpochtenij molodezhi // Gramota . 2017. № 9 (83). S. 11S-118.
3. Leer E.I., Zvereva S.V. Osobennosti vlijanija muzyki raznyh napravlenij na fiziologicheskie harakteristiki aktivnosti serdca junoshej i devushek 14-16 let || Molodoj uchenyj. 2013. T.2. №1 (48). S. 311-318.
4. Napreenko I., Rondarev A. Praktiki muzykal'nogo potreblenija rossijan. Osnovnye osobennosti i trendy. Moskva: Institut issledovanij kul'tury NIU VShJe, 2022. 86 s.
5. Putin uveren, chto pop-kul'tura nuzhna, no dusha naroda zakljuchaetsja v nacional'nyh tradicijah [Jelektronnyj resurs]. URL: https://tass.ru/kultura/20176887 (data obrashhenija 20.04.2024).
6. Rustam Minnihanov: Razvitie kul'tury - odin iz vazhnejshih resursov dlja ukreplenija gosudarstva i grazhdanskogo obshhestva [Jelektronnyj resurs]. URL: https://tatarstan.ru/index.htm/news/2162889.htm (data obrashhenija 31.03.2024).
7. Harzhevskaja A.A. Issledovanie vzaimosvjazi predpochitaemyh muzykal'nyh stilej s lichnostnymi osobennostjami nachinajushhih pedagogov-muzykantov // Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie. 2019. T. 7. № 2. S. 41-56.
УДК 371.3 EDN 5С1РиШ
Е.С. Крючкова
РОЛЬ ДИСЦИПЛИН ДИРИЖЕРСКОГО ЦИКЛА В ПОДГОТОВКЕ РУКОВОДИТЕЛЯ
ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
В статье рассматриваются актуальные вопросы подготовки руководителей творческих коллективов в современной системе высшего образования. Выявлена важность структурированной организации образовательного процесса по специальности 53.03.02. «Музыкально-инструментальное искусство». Автором проведена аналитика современных образовательных стандартов, учебно-методической литературы, научных публикаций по дисциплинам «Инструментоведение», «Чтение и анализ оркестровых партитур». В связи с этим определена цель работы - рассмотреть взаимосвязь двух дисциплин из общего цикла, являющихся базовыми в подготовке студентов. Доказана значительная роль рассматриваемых дисциплин в формировании профессиональных компетенций студентов будущих руководителей инструментальных коллективов. Выявлена не-