Научная статья на тему 'Театр в творчестве Мирсаида Яруллина (по материалам архива Татарского государственного академического театра имени Г. Камала)'

Театр в творчестве Мирсаида Яруллина (по материалам архива Татарского государственного академического театра имени Г. Камала) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Мирсаид Яруллин / спектакль «Азат» / «Зубайда — дитя человеческое» / Татарский государственный академический театр имени Г. Камала / Mirsaid Yarullin / the play “Azat” / “Zubaida is a human child” / the Tatar State Academic Theater named after G. Kamal

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хайрутдинова Дилия Флюровна

В истории татарской музыки Мирсаид Яруллин сыграл выдающуюся роль как композитор, педагог, музыкально-общественный деятель, а также он известен как младший представитель знаменитой музыкальной династии Яруллиных. В творчестве М. Яруллина заметное место занимает сотрудничество с Татарским государственным академическим театром имени Г. Камала. В статье впервые дается обзор театрального наследия композитора. На основе архивных материалов и нотных рукописей, сохранившихся в фондах этого театра, выявляется специфика музыкального языка автора в контексте воплощения образного мира татарских драматических спектаклей. Изучение театральных работ М. Яруллина позволило определить их место в творчестве композитора, а также ввести в научный обиход неизвестные ранее музыкальные произведения, созданные для ТГАТ имени Г. Камала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theater in the work of Mirsaid Yarullin (based on materials from the archive of Tatar State Academic Theater named after G. Kamal)

Mirsaid Yarullin played an outstanding role in the history of Tatar music as a composer, teacher, musical and public figure, and is also known as the youngest representative of the famous Yarullin musical dynasty. In M. Yarullin’s creative work, a prominent place is occupied by cooperation with the Tatar State Academic Theatre named after G. Kamal. An overview of the composer’s theatre heritage is given in the article for the first time. On the basis of archival materials and musical manuscripts preserved in the funds of this theatre, the specifics of the composer’s musical language in the context of the embodiment of the figurative world of Tatar dramatic performances are revealed. The study of M. Yarullin’s theatre works made it possible to determine their place in the composer’s oeuvre, as well as to introduce musical works created for the Kamal Tatar State Academic Theatre that were not known before.

Текст научной работы на тему «Театр в творчестве Мирсаида Яруллина (по материалам архива Татарского государственного академического театра имени Г. Камала)»

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ТАТАРСТАНА

MUSICAL CULTURE OF TATARSTAN

Д. Ф. Хайрутдинова

Театр в творчестве Мирсаида Яруллина

(по материалам архива Татарского государственного

академического театра имени Г. Камала)

Аннотация

В истории татарской музыки Мирсаид Яруллин сыграл выдающуюся роль как композитор, педагог, музыкально-общественный деятель, а также он известен как младший представитель знаменитой музыкальной династии Яруллиных. В творчестве М. Яруллина заметное место занимает сотрудничество с Татарским государственным академическим театром имени Г. Камала. В статье впервые дается обзор театрального наследия композитора. На основе архивных материалов и нотных рукописей, сохранившихся в фондах этого театра, выявляется специфика музыкального языка автора в контексте воплощения образного мира татарских драматических спектаклей. Изучение театральных работ М. Яруллина позволило определить их место в творчестве композитора, а также ввести в научный обиход неизвестные ранее музыкальные произведения, созданные для ТГАТ имени Г. Камала. Ключевые слова: Мирсаид Яруллин, спектакль «Азат», «Зубайда — дитя человеческое», Татарский государственный академический театр имени Г. Камала.

D. F. Khairutdinova

Theater in the work of Mirsaid Yarullin (based on materials

from the archive of Tatar State Academic Theater named after G. Kamal)

Summary

Mirsaid Yarullin played an outstanding role in the history of Tatar music as a composer, teacher, musical and public figure, and is also known as the youngest representative of the famous Yarullin musical dynasty. In M. Yarullin's creative work, a prominent place is occupied by cooperation with the Tatar State Academic Theatre named after G. Kamal. An overview of the composer's theatre heritage is given in the article for the first time. On the basis of archival materials and musical manuscripts preserved in the funds of this theatre, the specifics of the composer's musical language in the context of the embodiment of the figurative world of Tatar dramatic performances are revealed. The study of M. Yarullin's theatre works made it possible to determine their place in the composer's oeuvre, as well as to introduce musical works created for the Kamal Tatar State Academic Theatre that were not known before. Keywords: Mirsaid Yarullin, the play "Azat", "Zubaida is a human child", the Tatar State Academic Theater named after G. Kamal.

DOI: 10.48201/22263330_2023_43_77 УДК 78.071.1 ББК 85.3

Статья поступила: 19.08.2023

I/ Л галерее портретов выдающихся деятелей музыкального искусства Татарстана совершенно особое место занимает династия Яруллиных: Загидулла Яруллович Яруллин (1888-1964) — композитор, один из первых татарских профессиональных музыкантов; Фарид Загидуллович Яруллин (19141943) — основоположник татарского балета и автор знаменитого «Шурале»; Мирсаид Загидуллович Яруллин (1938-2009) — композитор, профессор Казанской консерватории, председатель Союза композиторов Татарстана в 1977-1989 годы, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист Республики Татарстан. Три поколения музыкантов ознаменовали этапы развития татарской профессиональной музыки XX века — от её становления, освоения академических традиций до признания и высокого авторитета в отечественной культуре.

В 2023 году музыкальная общественность России и Татарстана в связи с юбилейными датами вспоминает выдающихся музыкантов династии Яруллиных, и в частности Мирсаи-да Яруллина, которому могло бы исполниться 85 лет. Он внёс яркий вклад в развитие татарской музыкальной культуры, профессионального музыкального образования, являлся крупным музыкально-общественным деятелем. В его творчестве основное место занимают камерно-инструментальные сочинения, песни, романсы. Кроме того, М. Яруллин — автор первой в татарской музыке оратории «Кеше» («Человек», 1970).

Мирсаид Яруллин входит в число татарских композиторов, активно сотрудничавших с различными театрами, и в частности с ведущим в республике Татарским государственным академическим театром имени Г. Камала (далее — ТГАТ им. Г. Камала, театр, камаловский театр). Этот театр всегда отличался высоким уровнем постановочной культуры, большим вниманием к музыкальной составляющей своих спектаклей, что началось еще со времён Салиха

Сайдашева — создателя жанра музыкальной драмы, работавшего в качестве дирижёра и заведующего музыкальной частью камалов-ского театра в 1920-1940-е годы. К созданию своих спектаклей ТГАТ им. Г. Камала привлекал в разные периоды выдающихся композиторов Татарстана: М. Музафарова, Н. Жиганова, Дж. Файзи, З. Хабибуллина, Р. Яхина, Ш. Шарифуллина, А. Монасыпова и многих других [См. об этом: 7].

Судя по составленному М. Яруллиным списку сочинений, он являлся автором музыки к более 15 театральным постановкам [См.: 5]. Однако, несмотря на достаточно большое количество драматических спектаклей, где звучала музыка М. Яруллина, к настоящему времени детального изучения «театрального» наследия композитора не проводилось.

Предметом настоящего исследования стали нотные автографы из архива ТГАТ им. Г. Камала, а также печатные и фотоматериалы театральных постановок, в которых композитором являлся Мирсаид Яруллин. Это позволит дополнить представление о музыкальном наследии композитора, его сотрудничестве с драматическим театром в контексте эволюции творчества.

Сотрудничество М. Яруллина с театром пришлось главным образом на 1960-70-е годы, причём музыка к первому спектаклю «Янар чэчэк» («Горицвет») была написана еще в 1961 году во время обучения в Казанской консерватории в классе композиции А. С. Лемана. Большинство театральных работ М. Яруллина — это отдельные песни для спектаклей, как правило, предназначенные для исполнения главными героями, как например, песни Фаузии и Лиры из спектакля «Янар чэчэк», «Канкай углы Бэхтияр» из одноимённого спектакля, «Тац кызы ^ыры» из спектакля «Соцгы тен» и др.

Очевидно, что песни для спектаклей создавались М. Яруллиным с учётом вокальных возможностей актёров камаловского театра. Необходимо заметить, что следование

традициям исполнения музыкальной драмы в татарском театре накладывает определённые требования к серьёзной вокальной подготовке артистов, которые соблюдаются и по сей день.

В различных публикациях о творчестве М. Яруллина встречаются упоминания о создании композитором музыки «к целому ряду драматических спектаклей Татарского государственного академического театра имени Г. Камала, пьесам Т. Миннуллина, И. Юзеева, Г. Мухаметшина», песни из которых «зажили самостоятельной жизнью» [3. С. 168-169]. В 2006 году был издан нотный сборник М. Яруллина «Тан, кызы: Дырлар», в который вошли его песни из некоторых драматических спектаклей: «Азат», «Канкай углы Бэхтияр» («Бахтияр Канкаев»), «Янар чэчэк» («Горицвет»), «Сон,-гы тен» («Последняя ночь»), «Тынгысыз тен» («Беспокойная ночь») [8].

Песни М. Яруллина, написанные для театральных спектаклей, создавались «без скидок» на драматический театр. Несмотря на простые

формы и традиционную куплетность, песни таили в себе исполнительские трудности, связанные с прихотливой ритмикой и характерной для татарской песенности мелизматикой, широким амбитусом, приёмами лирико-драматического развития по типу романса (см. пример 1).

Сам композитор серьёзно относился к созданию музыки для театра. Об этом свидетельствует одно из последних интервью, где он рассказал о посещении его отцом Загидуллой Яруллиным детского спектакля «Азат» в ТГАТ им. Г. Камала. Тогда Мирсаид Яруллин с гордостью отметил: «Музыку к нему написал я» («Музыкасын мин язган идем») [6. Б. 9].

В настоящее время в архиве камаловского театра сохранились нотные материалы лишь к двум спектаклям — «Азат» по пьесе Т. Миннуллина (1963) и «Зебэйдэ — адэм баласы» («Зубайда — дитя человеческое», 1965) по пьесе Ш. Хусаинова. Постановки имели большой успех у зрителей, много лет входили в постоянный репертуар ТГАТ им. Г. Камала (см. ил. 1 и 2).

ъяяяэ&иршмляжсмеяшгс ЛЕНИН ОРДЕНЛЫ ТАТАР ДО/ЛОТ АКАДЕМИЯ ТЕАТРЫ

его с углжр сжвсжмъ/эг^

ОРДЕНА АЕНМНА; ТАТАР С К И И АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР

11 12 14 15

ПРЕМЬЕРА

ш. хесэЕнов

30БЭИДЭ-АДЭМ БАЛАСЫ

(Зубайда — дитя человеческое)

РеЖИССеР"х^эе;'уРАЗИКОв''Г'" Художник "|^-сУТК)ШЕВ Композитор— Мирсзет ЯРУЛЛИН КАТНАШАЛАР Нэл?ип Г А ЙНУ ЛЛ И Н,' К АМ А л"п1Хесэен УРАЗИКОВ

Галимэ ИБРАЬЙМОВА Шэукэт Биктимеров, Вера Минкина, Рауза Хэйретдинова

А спя Г Л ЛИ ЕВА, Наила ГОРОЕВА, Решит ГАЛНЭКБЭРОВ, ;>нвар ГОБОЙ ДУЛ Л ЯН. Наиль ДУН А КН. Ваки., ЗА КИРОВ. Раеим С АЛ АХОВ, Нажийв ИХСАНОВА. ГэуЬар КАМА ЛОВА, Ринат ТАЖЕТДИНОВ, Иасгуда ХЭЙРУЛЛИНА, Дамнр ХОЙРУЛЛИН, Равиль 1Ш>Р;>ФИЕВ. Фнрдэнес ОХТЭМОВЛ. Наиль О ЮН О Г, Хэлнм ЖИЛ АЛОВ

Театрныц директоры -

- Рэшидэ Ж,ИКАНШИН А

Ил. 1. Программа спектакля «Азат», Ил. 2. Афиша спектакля «Зебэйдэ — адэм баласы»

1963 год («Зубайда — дитя человеческое»), 1965 год

Премьера спектакля «Зебэйдэ — адэм бала-сы» состоялась 14 октября 1965 года в постановке режиссёра Х. Уразикова, при участии художника М. Сутюшева, композитора М. Яруллина, в заглавной роли выступила восходящая звезда театра Н. Гараева (см. ил. 3).

Музыка к спектаклю «Зебэйдэ — адэм баласы» в сохранившихся рукописях включает лишь два номера: «Зебэйдэ ^ыры» («Песня Зубайды») и Колыбельная, оба исполняются в Третьем действии. Очевидно, современный сюжет спектакля, по мысли режиссёра, не предпо-

Ил. 3. Сцена из спектакля «Зебэйдэ — адэм баласы» («Зубайда — дитя человеческое»). Зубайда — Н. Гараева, Фарид — Д. Хайруллин [2]

лагал развитой музыкальной ткани, а созданные М. Яруллиным номера были призваны лишь дополнить эмоциональный контекст в развитии образа главной героини1. «Песня Зубайды», написанная в жанре вальса, характеризует уверенную, не лишённую романтических иллюзий девушку (см. пример 2).

Совершенно неожиданно воспринимается второй инструментальный номер — «Колыбельная». Её проникновенная музыка в испол-

нении камерного ансамбля — гобой солирует на фоне струнного квартета — транслирует изменившееся сознание повзрослевшей Зубайды, способной к глубоким и искренним чувствам. По сюжету девушка тихо напевала, стараясь успокоить больного ребёнка. Колыбельная демонстрирует отточенный композиторский почерк М. Яруллина, камерное письмо выявляет склонность к мелодизации фактуры, прозрачности звучания (см. пример 3).

\П\ J 1 - J

J к а-зан г J - ныц кы - Л J J /7? * ✓ il - ен - Us di ^s- мин ма - Us)-J—1 ляр ул

. J j М- 9- —ф— » ^ О ф "г-- ? —4 # ^- >- » а- * # —*-*- -я- "i—г^— -J— > F i

J ft ц* —ф г =н -Ф-Ф- -4—1—Ф— -4--Ф—

Музыка к спектаклю «Азат» явилась наиболее масштабной работой М. Яруллина в театре. Спектакль «Азат», поставленный известным режиссёром Р. Бикчантаевым, отличался яркой зрелищностью, благодаря привлечению видных деятелей искусства республики: художника А. Тумашева, художника по костюмам Э. Гельмса, композитора М. Яруллина, хореографа Г. Гайзатуллина (см. ил. 4).

В массовых сценах спектакля были задействованы учащиеся Казанского театрального училища. Роли исполнили звёзды татарского театра: Н. Гараева (Азат), Ф. Ильская и Ш. Ас-фандиярова (Урман-ана), А. Губайдуллин (Ба-бай), И. Гафуров (Шурале), М. Хайруллина (Айгел) и др. (см. фото 1-4).

«Азат» — это детский спектакль в трёх действиях, названный именем главного героя — мальчика Азата, который в своих фантазиях, навеянных рассказом Бабая, встречается со сказочными персонажами — Дию, Шурале, ведьмой (Убырлы), карликом, матерью леса

(Урман-ана) и её дочерью Айгел (Айгуль), говорящими зверями — змеями, зайцами, белка-ми2.

«Азат» стал заметной вехой в истории татарского драматического театра, связанной с развитием детской драматургии. На это обратила внимание и видный театральный критик Дания Гимранова в своей большой статье, посвящён-ной премьере «Азата», где она, в частности, отметила: «В последние годы театр избегает детскую драматургию. Сложилась очень печальная ситуация. К радости, появление „Аза-та" исправляет сложившееся положение»3 [4].

В нотном архиве ТГАТ им. Г. Камала сохранились клавир (см. ил. 5), партитура и оркестровые партии музыки М. Яруллина к спектаклю «Азат». Создание клавира датируется 24 декабря 1964 года, хотя премьера спектакля состоялась 15 декабря 1963 года. По-видимому, процесс оформления самого нотного текста занял у композитора довольно длительный период, и его завершение состоялось лишь спустя почти год после премьеры.

Ил. 4. Декорация 1-го действия спектакля «Азат» (художник А. Тумашев)

Фото 1. Режиссёр Р. Бикчантаев и Н. Гараева — исполнительница роли Азата

Фото 2. Сцена из спектакля «Азат». Г. Фатхуллин в роли Карлика, Н. Гараева в роли Азата

Фото 3. Сцена из спектакля «Азат». Ф. Ильская в роли Урман-ана и М. Хайруллина в роли Айгуль

Фото 4. Сцена из спектакля «Азат». Ф. Ахтямова в роли Змеи

Последовательность номеров, изложенная на титуле клавира, не является однозначно достоверной. Возможно она была сформирована с целью сохранения финального текстового варианта для библиотеки театра. Изучение оркестровых партий, использованных непосредственно в период подготовки спектакля и во время его премьерных показов, позволило сделать вывод о том, что для спектакля было создано 10 номеров в следующей последовательности:

1. Песня пионеров (она же «Кояшлы ^ыр»);

2. Сказка дедушки;

3. Сон Азата;

4. Лесные существа;

5. Танец Шурале;

6. Пробег зверей;

7. Проводы Азата (она же «Урман ^ыры»);

8. Хор рабов;

9. Танец бабочек;

10. Песня Айгуль.

Музыкальная ткань спектакля выстроена по

принципу единого наполнения всех трёх актов путём повтора номеров, соответствующих выходу героев и их «активности» в сцениче-

ском действии. Этот принцип наглядно прослеживается в оркестровых партиях, в которых музыканты для удобства в процессе репетиций самостоятельно выписывали порядок исполнения номеров (см. ил. 6).

Очевидно, что музыкальный компонент в спектакле «Азат» является весьма весомым и несёт в себе значительную функцию в процессе создания и развития театральных образов и сценического действия постановки. Работа молодого композитора М. Яруллина в театре была воспринята крайне положительно, хотя и не без замечаний: «Образы природы в песне Айгуль переданы весьма поэтично и звукоизо-бразительно. Однако использованные в музыке выразительные средства не были восприняты юными зрителями с должным пониманием в силу их возрастных особенностей и психологии. Как нам кажется, музыкальный язык спектакля в некоторых случаях не смог раскрыть его образную специфику» [4].

Партитура «Азата» включает инструментальные, вокальные и хоровые номера. Герои спектакля танцуют, поют, играют на сцене «под музыку», которая органично вплетается в теа-

тральное действие и играет важнейшую роль в характеристике сказочных персонажей, создании волшебного мира ожившей природы. Единство сценического и музыкального развития позволяет говорить о признаках жанра музыкальной драмы, в данном случае детского музыкально-драматического спектакля.

На первый взгляд при знакомстве с клавиром «Азата» возникают ассоциации с известной симфонической сказкой С. С. Прокофьева «Петя и волк», где главный герой мальчик-пионер бесстрашно побеждает волка, а у каждого персонажа (дедушка, охотники, утка, кошка и др.) есть свой неповторимый тембр. Поиски средств индивидуальной характеристики велись и М. Яруллиным.

В последовательности номеров драматургически значимую роль играет первый номер «Кояшлы жыр» («Солнечная песня»), который является своего рода музыкальным портретом

храброго Азата. Песня неоднократно звучит в первом и втором действиях, замыкает их, а также является музыкальным финалом всего спектакля. В оркестровых партиях и партитуре этот номер чаще прописан под названием «Пионер-лар жыры» («Песня пионеров»). По всей видимости, первоначально Азат, как и Петя в сказке Прокофьева, должен был характеризоваться как юный пионер, готовый к борьбе с нечистью за свободу жителей леса. Однако впоследствии идеологический акцент был снят. Песня «Ко-яшлы жыр» написана в жанре марша с характерной ритмикой, преобладанием мелодического движения по устоям основной тональности фа мажор (см. пример 4).

Номер «Проводы Азата» (другое название «Урман жыры» — «Лесная песня») также звучит в фа мажоре, и, несмотря на трёхдольность, благодаря пунктирному ритму и опорным сильным долям, в музыке ощущается размеренная

Ил. 5. Титульный лист клавира музыки к спектаклю «Азат»

Ил. 6. Титульный лист оркестровой партии кларнета

поступь. Таким образом, утверждается лейтто-нальность Азата и жанровый приоритет в его музыкальной характеристике (см. пример 5).

Экспонирование образа дедушки Азата представлено во втором номере «Бабай экияте» («Сказка дедушки»), имеющем исключительно инструментальный характер. С самого начала в музыке задаётся неспешный повествовательный тон, голос дедушки «звучит» в тембре солирующего гобоя (см. пример 6).

Центральным женским номером в партитуре спектакля стала «Айгел ^ыры» («Песня Айгуль»), написанная в традициях татарской романсовой лирики. Трихордовые сцепления в мелодической линии, исходящие из пентатонного мелоса татарских народных песен, придают девичьему образу характерный национальный колорит. Фактурные «украшения» в виде гаммообразных фиоритур и трелей призваны наполнить звучание спектакля «голосами природы» (см. пример 7).

Пожалуй, самыми интересными с точки зрения звучания и сценической визуализации являются номера, характеризующие жителей

волшебного леса: «Лесные существа», «Танец Шурале», «Пробег зверей», «Танец бабочек». Это симфонические миниатюры М. Яруллина, демонстрирующие его великолепное владение средствами оркестровки и тембровой драматургии, принципами создания и разработки острохарактерного тематизма. При этом, как и его брат Фарид Яруллин, Мирсаид Заги-дуллович прибегал к синтезу «ангемитонных элементов с альтерированными ладами и хроматикой» [1. С. 8]. Наиболее показательным в этом отношении является Танец Шурале, в характеристике которого также применены приёмы комической карикатуры в виде форшлагов, трелей в сочетании с pizzicato струнных, неожиданно громких унисонных фраз (см. пример 8).

Живописная красочность волшебного мира тонко воплощена в «Танце бабочек», решённом в жанре вальса. Невесомая парящая мелодия, исполняемая solo флейты в третьей октаве, поддерживается лёгкими аккордами у деревянных духовых и струнных pizzicato в 1-2-й октаве и нежным звоном треугольника (см. пример 9).

г^Рт-о —-1-1—г л ^ 1

Ба - рып щит - сен (Ф £ ÉfOr 1 ул mu - зе - рэк 1 fff>[-1 хэ -ер - ле Г f' к т, хэ - ер ф m ш - ле rv __ юл!

V lit), „ В г г г е-г с J'НИ n i т 4 Р1 9- 4

™....... 1 : arco 'Г, J-J-J-JJJ- --m-^-^- 1 cj 1 m LJ 1 J IJ IJ IJij -L 1 j 1 J 1

O:. r—Г-Г—Г—Г—1

У \? \ Il ' ^ cJ

42

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г Г J - * ф -ri

зш и мизнет im _е. ? бу X) ! "^- д- щ_ р-лык -» т ф на --ё— ту - m зет ¿ il г то рым Us Ml -J _—M __— ■

tr -И tr ff tr ф ф Г -—J- ф ^ Л tr 1 -*-г-

/ < t 9 1—* —'— —ф— -ф- ф ~9 -ф -è-=--

Музыка М. Яруллина к спектаклю «Азат» тральной премьеры4. Произведение с успехом впоследствии легла в основу его «Детской сю- исполнялось в разных городах страны, а так-

иты» для симфонического оркестра, которая же за её пределами — в Югославии и Турции появилась в 1969 году спустя 6 лет после теа- [См.: 3. С. 170]. Сюита состоит из четырёх ча-

стей: «Танец бабочек», «Ночной лес и шествие джиннов», «Светлая поляна», «Танец Шурале». Оригинальные названия сохранены только в крайних частях, а остальные переименованы: «Светлая поляна» — это «Бабай экияте» («Сказка дедушки»), а «Ночной лес и шествие джиннов» — «Лесные существа». Музыкальная красочность сюиты достигалась оригинальной оркестровкой — «лёгкое кружево деревянных духовых на фоне пиццикато... шелест струнных с сурдиной, глиссандо арфы. Композитор умело использует колористическую тембровую палитру ксилофона, колокольчиков, арфы, придающих музыке „Детской сюиты" особый, „волшебный аромат"» [3. С. 170].

Заключение. Мирсаид Яруллин обрёл опыт создания музыки для театра практически в начале своего творческого пути, будучи студентом Казанской консерватории. Сотрудничество с театром в ранний период стало для композитора своего рода творческой лабораторией, где он осваивал разные типы музыкально-сценической образности: историко-героический («Кан-кай углы Бэхтияр»), эпический («Абугалиси-на»5), лирико-драматический («Янар чэчэк», «Зебэйдэ — адэм баласы» и др.), сказочно-фантастический («Азат»). Как итог, большая часть песен для спектаклей заняла достойное место в камерно-вокальной лирике М. Яруллина. Однако приобретённый композитором «театральный» опыт в драме не послужил для него импульсом к освоению в дальнейшем жанров музыкального театра.

Работа над детским музыкально-драматическим спектаклем «Азат» стала, пожалуй, самой яркой страницей в театральном наследии композитора, обогатила его творчество новой сказочно-фантастической образной сферой. В музыке отразились характерные черты авторского стиля, особенности симфонического и вокально-хорового письма. Сюжет спектакля, предполагающий два образных мира — реальный и волшебный, поставил перед композитором задачи поиска самобытных дифференцированных и в то же время зримых музыкальных характеристик, соответствующих сценическому

и образному развитию театрального действия. Несмотря на найденные оригинальные тембровые и ладогармонические решения, музыкальный язык «Азата» ярко национален.

Партитура «Азата» подвигла М. Яруллина на создание симфонической сюиты, которая существенно дополнила «детскую» область творчества композитора. К сожалению, кроме четырёх номеров, вошедших в «Детскую сюиту» для симфонического оркестра, музыка спектакля «Азат» остаётся неизвестной для широкого слушателя. Её включение в концертную практику способно существенно расширить современный репертуар татарской музыки и дополнить представление о музыкальном творчестве М. Яруллина.

Примечания

Список литературы

1 Зубайда — заносчивая, амбициозная девушка, которая уверена в своём поступлении в институт, мечтает о богатом и преуспевающем женихе, беспечной жизни. Однако судьба преподносит ей неожиданные трудности, сложные семейные ситуации, неразделённую любовь. Однажды по стечению обстоятельств в их доме появляется маленький ребёнок, сын друга отца, который пробуждает в Зубайде новые чувства ответственности, сострадания и материнской нежности. Постепенно девушка начинает смотреть на мир по-новому, осознавая, что её мечтам не суждено сбыться... (краткая версия сюжета дана автором статьи).

2 Капризный и своенравный мальчик Азат, слушая наставления деда, засыпает. Во сне Азат попадает в сказочный лес, в котором Дию с нечистью (Убырлы, Елан-Змея) украли у матери леса (Урман-ана) её дочь Айгуль. Жители леса тоже угнетены. Азат, преодолевая хитрости и коварства нечисти, при помощи Шурале и волшебных сил Урман-ана спасает Айгуль. Проснувшись, Азат видит деда, чьи наставления помогли мальчику пройти испытания (краткая версия сюжета дана автором статьи).

3 Здесь и далее цитируемые фрагменты статьи Д. Гимрановой приводятся в переводе с татарского языка на русский. Переводы выполнены Д. Ф. Хайрутдиновой.

4 Рукопись партитуры «Детской сюиты» М. Яруллина хранится в библиотеке Казанской консерватории.

5 Спектакль «Абугалисина» по пьесе Р. Ба-туллина с музыкой М. Яруллина был поставлен в Казанском кукольном театре (ныне Татарский государственный театр кукол «Экият») в 1967 году [См.: 3].

eferences

1. Алмазова А. А. О некоторых новаторских чертах и музыкальных редакциях первого татарского балета «Шурале» Ф. Яруллина // Искусство Татарстана: пути становления. Казань: ИЯЛИ КФАН СССР, 1985. С. 5-14. Almazova A. A. O nekotorykh novatorskikh chertakh i muzykalnykh redaktsiyakh pervogo tatarskogo baleta "Shurale" F. Yarullina [On Some Innovative Features and Musical Revisions of the First Tatar Ballet "Shurale" by F. Yarullin]. Iskusstvo Tatarstana: puti stanovleniya. Kazan', IYALI KFAN SSSR, 1985, рр. 5-14. (In Russ.)

2. Ахметзянов Р. «Зубайда — дитя человеческое» // Советская Татария. 1963. 22 октября. № 250 (14058).

Akhmetzyanov R. "Zubayda — ditya chelovecheskoye" ["Zubaida is a human child"]. Sovetskaya Tatariya. 1963, October 22. № 250 (14058). (In Russ.)

3. Губайдуллина Г. Б. Мирсаид Яруллин: жизненный и творческий путь // Из истории татарской музыкальной культуры: научные труды Казанской консерватории. Казань: КГК, 2010. Вып. 2. С. 163-174. Gubaydullina G. B. Mirsaid Yarullin: zhiznennyy i tvorcheskiy put [Mirsaid Yarullin: life and creative path]. Iz istorii tatarskoi muzykal'noi kul'tury: nauchnye trudy Kazanskoi konservatorii. Kazan', Kazan-skaja konservatorija, 2010, Vol. 2, pp. 163-174. (In Russ.)

4. Гыймранова Д. Экият деньясында // Соци-алистик Татарстан. 1964. 15 гыйнвар.

Gyjmranova D. Akiyat dynjyasynda [In the world of fairy tales]. Socialistik Tatarstan. 1964, January 15. (In Tatar).

5. Основные сочинения [Мирсаида Яруллина] // Композиторы Яруллины: научно-популярное издание. Казань: Ж^ыен, 2021. С. 651.

Osnovnye sochineniya [Mirsaida Yarullina] [Mirsaid Yarullin's main works]. Kompozitory Yarulliny: nauchno-populyarnoe izdanie. Kazan', Zhyen, 2021, р. 651. (In Russ.)

6. Фархетдинова Ч. Н. «Эти композиторлык эшенэ бик ^аваплы карый иде» (интервью с М. З. Яруллиным) // Мэдэни ^омга. 2008. 29 августа. Б. 8-9.

Farhetdinova Ch. N. "Ati kompozitorlyk eshena bik dgavaply karyj ide" (intervyu s M. Z. Yarullinym) ["My father was very responsible for composing" (interview with M. Z. Yarullin)]. Madani zhomga, 2008, August 29, pp. 8-9. (In Tatar).

7. Хайрутдинова Д. Ф. Музыка Назиба Жиганова к татарским драматическим спектаклям в контексте развития театрального творчества композитора в 40-50-е годы XX века // Музыка. Искусство, наука, практика. 2022. №1(37). С. 49-65.

Khayrutdinova D. F. Muzyka Naziba Zhiganova k tatarskim dramaticheskim spektaklyam v kontekste razvitiya teatralnogo tvorchestva kompozitora v 40-50-e gody XX veka [Nazib Zhiganov's music for Tatar dramatic performances in the context of the development of the composer's theatrical work in the 40-50s of the XX century]. Music. Art, research, practice. 2022, no. 1(37), pp. 49-65. (In Russ.)

8. Яруллин М. З. Тац кызы: Ж^ырлар. Казан: Татарстан китап нэшрияты, 2006. 147 б. Yarullin M. Z. Tan kyzy: Zhyrlar [Dawn girl: Songs]. Kazan', Tatarstan kitap nsshrijaty, 2006. 147 p. (In Tatar).

Об автор_

Хайрутдинова Дилия Флюровна — кандидат искусствоведения, директор Департамента по науке, информационным технологиям и просветительской деятельности, заведующая кафедрой менеджмента музыкального искусства Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова, заслуженный работник культуры РТ. Россия, Казань. khairutdinovadf@mail.ru

Khairutdinova Dilia Flurovna — Candidate of Art History, Director of the Department of Science, Information Technology and Educational Activities, Head of the Department of Music Art Management of the Kazan State Conservatory named after N. G. Zhiganov, Merit Worker of Culture of the Republic of Tatarstan. Russia, Kazan. khairutdinovadf@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.