Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНОК ИГРОВЫХ ВИДОВ СПОРТА В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ'

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНОК ИГРОВЫХ ВИДОВ СПОРТА В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
154
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Булынко Е.С.

В данной статье рассматриваются особенности мониторинга психического состояния спортсменок игровых видов спорта различной спортивной квалификации. Анализ полученных данных в ходе исследования установил влияние эмоциональной устойчивости на ситуативную тревогу спортсменок в период соревнований, а также, позволил определить направленность работы психолога с девушками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Булынко Е.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers features of a mental state monitoring of sportswomen of various sports qualification of gaming sports. Obtained data analysis during research set up the influence of emotional stability on situational anxiety of sportswomen during competitions and also allowed to define working orientation of psychologist with girls.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНОК ИГРОВЫХ ВИДОВ СПОРТА В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ И АСПЕКТЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

УДК 612.821:796

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНОК ИГРОВЫХ ВИДОВ СПОРТА В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

Е. С. Булынко, магистр психол. наук,

Республиканский научно-практический центр спорта

Аннотация

В данной статье рассматриваются особенности мониторинга психического состояния спортсменок игровых видов спорта различной спортивной квалификации. Анализ полученных данных в ходе исследования установил влияние эмоциональной устойчивости на ситуативную тревогу спортсменок в период соревнований, а также позволил определить направленность работы психолога с девушками.

FEATURES OF THE EMOTIONAL STATE OF SPORTSWOMEN OF GAIMING SPORTS IN THE COMPETITIVE PERIOD

Annotation

The article considers features of a mental state monitoring of sportswomen of various sports qualification of gaming sports. Obtained data analysis during research set up the influence of emotional stability on situational anxiety of sportswomen during competitions and also allowed to define working orientation of psychologist with girls.

Введение

Успех на соревнованиях зависит не только от высокого уровня физической, технической и тактической подготовленности спортсмена, а также от его специальной психологической подготовленности - особенностей эмоционального состояния. Уровень эмоционального напряжения откладывает свой отпечаток не только на итоги соревнований, но и может оказывать непосредственное влияние на получение спортивной травмы, что, в свою очередь, снижает результативность спортсмена в целом [1, 2].

Психическое состояние - это психическая деятельность в определенном промежутке времени, показывающая особенности протекания психических процессов, детерминированных условиями внешней среды и особенностями личности [3].

Напрямую с психическим состоянием и доминирующим настроением связаны субъективное благополучие личности, переживание полноты жизни, устойчивость в экстремальных и трудных жизненных ситуациях. Настроение, считается, относительно устойчивым компонентом психических состояний, основополагающим звеном во взаимосвязи структур личности с различными компонентами психических состояний (чувствами и эмоциями, переживаниями событий, происходящих в духовной, социальной и физической жизни личности спортсмена, психическим и физическим тонусом индивида).

Доминирующим состоянием спортсмена называется психическое состояние, которое преобладает во время его подготовки к соревнованию (подготовительный период). Такие состояния, зависящие от особенностей определенной ситуации, характерны не столько в данный конкретный момент, сколько вообще для настоящего периода жизни спортсмена. Стоит заметить, что в структуре психического состояния выделяется не только «доминирующая», но и «ситуативная» составляющая, так как на фоне доминирующих формируются и существуют актуальные состояния [4].

Цель исследования - определить у девушек игровых видов спорта в соревновательном периоде подготовки влияние показателей доминирующего психического состояния на актуальное.

Методики исследования

Для определения относительно устойчивого, доминирующего состояния был использован опросник С. Л. Куликова, назначение которого состоит в выявлении тенденций настроений и некоторых других характеристик личностного уровня психических состояний с помощью субъективных оценок испытуемых. В зависимости от преобладающих эмоций все состояния можно условно разделить на две группы - стенические и астенические. К первой группе относятся все положительные эмоциональные состояния, связанные с повышением уровня жизнерадостности - активность личности, бодрость, высокий тонус, спокойствие, раскованность, устойчивость эмоционального фона, удовлетворенность. Астеническим называют состояние, при котором преобладают негативные эмоциональные переживания - пассивность личности, уныние, низкий тонус, тревога, неустойчивость эмоционального фона, неудовлетворенность жизнью [4].

Выявление актуального состояния спортсменок осуществлялось при помощи проективной методики «Восьмицветовой тест М. Люшера» (в модификации Л. Н. Собчик), проводимой на аппаратно-программном комплексе «НС-ПсихоТест» [5].

Результаты исследования

В исследовании приняли участие 41 девушка игровых видов спорта (футбол, хоккей на траве) различной спортивной квалификации. Результаты исследования доминирующего психического состояния спортсменок представлены на рисунке.

Рисунок - Результаты исследования доминирующего психического состояния спортсменок игровых видов спорта в соревновательном периоде подготовки

Как видно из данных, представленных на рисунке по шкале «активное -пассивное», высокие показатели наблюдаются у 37 % спортсменок, а 49 % испытуемых имеют средний уровень. Эти данные подтверждают оптимистическое отношение к жизненной ситуации, готовность к преодолению препятствий, веру в свои возможности. У 14 % девушек отмечается пассивное отношение к жизненной ситуации; в оценке многих жизненных ситуаций преобладает пессимистическая позиция, неверие в возможность успешного преодоления препятствий.

Результаты по шкале «бодрость - уныние» распределились следующим образом. Состояние 68 % испытуемых характеризуется умеренным бодрым настроением. У 32 % спортсменок преобладает положительный эмоциональный фон, повышенное настроение, расширение интересов, ожидание радостных событий в будущем, выраженное желание действовать. В данной группе спортсменок не было выявлено низкого уровня, что свидетельствует о высоком уровне соревновательной мотивации.

По шкале «тонус» 91 % (высокий и средний уровени) девушек имеют высокую активность и готовность к длительной работе, а также у них наблюдается стеническая реакция на возникающие трудности, субъективное ощущение внутренней собранности; 9 % спортсменок характеризуются усталостью, несобранностью, вялостью, инертностью, низкой работоспособностью, а также имеют склонность проявлять астенические реакции на возникающие трудности.

Шкала «раскованность - напряженность». Состояние 66 % испытуемых можно охарактеризовать умеренным стремлением осуществлять какие-либо изменения в себе, в своем поведении или ситуации. При необходимости они выполняют нужные преобразования и в меру раскованы. Излишняя раскованность 29 % спортсменок вызывает у них размытость эмоциональной остроты, неприятие текущей ситуации. Остальным 5 % испытуемых свойственно стремление осуществлять необходимое, вести себя желаемым образом. Им характерно увеличенное вовлечение внутренних ресурсов личности или даже активизация защитных механизмов.

Анализ данных по шкале «спокойствие - тревога» выявил, что у 29 % спортсменок наблюдается высокая уверенность в своих силах и возможностях, у 66 % девушек отмечены средние значения, которые также считаются пределами нормы эмоционального состояния личности, и только 5 % испытывают беспокойство в любых жизненных трудностях, видят угрозу престижу, благополучию независимо от того, насколько реальны причины. Для них свойственно ожидание событий с неблагоприятным исходом, предчувствие будущей угрозы (наказания, потери уважения или самоуважения) без ясного осознания ее источников.

По шкале «устойчивость - неустойчивость» 32 % девушек обладают ровным положительным эмоциональным фоном, спокойствием протекания эмоциональных процессов, высокой эмоциональной устойчивостью, адекватностью и эффективностью психической саморегуляции поведения и деятельности в состоянии эмоционального возбуждения. Психическое состояние 56 % спортсменок можно охарактеризовать как адекватное относительно их жизненных условий. В данной группе 12 % девушек характеризуются сниженной эмоциональной устойчивостью, быстрым и легким возникновением эмоционального возбуждения, изменчивостью настроения, раздражительностью, преобладанием негативного эмоционального фона.

Шкала «удовлетворенность - неудовлетворенность» показывает, что 46 % и 52 % испытуемых имеют высокие и средние показатели по шкале, удовлетворены жизнью в целом, ее ходом, самореализацией, способны брать на себя ответственность и делать свой выбор, в котором слышен голос собственного «Я», чувство готовности к преодолению трудностей и возможность реализации своих способностей.

Актуальное состояние в нашем исследовании определялось по следующим показателям: психическая работоспособность, вегетативный коэффициент, суммарное отклонение от аутогенной нормы и ситуативная тревога. Результаты, полученные в ходе исследования, представлены в таблице.

Таблица - Результаты исследования актуального психического состояния спортсменок игровых видов спорта в соревновательном периоде подготовки (в процентах)

Показатели актуального состояния Уровни

низкий средний оптимальный высокий

Психическая работоспособность 2 17 не выделяется 81

Вегетативный коэффициент 0 37 56 5

Суммарное отклонение от аутогенной нормы 24 71 не выделяется 5

Ситуативная тревога 93 5 не выделяется 2

Как видно из таблицы, 81 % девушек данной группы характеризуется высоким уровнем психической работоспособности, что говорит об умении выполнять работу с максимальной отдачей сил, а также об эффективном осуществлении учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. У 17 % спортсменок отмечено снижение психической работоспособности, но не выходящей за пределы нормы. И только у 2 % девушек данной группы наблюдается низкий уровень.

Вегетативный коэффициент определяет степень активности функциональных систем, уровень готовности спортсменок к деятельности, а также способность личности к преодолению стресса [6]. 56 % девушек имеют оптимальный уровень, который характеризуется эрготропным типом активации и связан с подъемом энергии, повышением уровня готовности к деятельности. Средний уровень имеют 37 % спортсменок, что говорит о снижении энергического потенциала, установке на оптимизацию расходования сил. Актуальное состояние 5 % девушек отмечается затруднениями в переносимости нагрузки, применением волевых усилий.

Суммарное отклонение от аутогенной нормы - это степень рассогласования между идеальным состоянием психических функций и конкретным, актуальным эмоциональным состоянием спортсменок [5]. У 71 % девушек отсутствуют конфликты и стрессы, отмечается настроенность на работу. У 24 % испытуемых был диагностирован незначительный уровень нервно-психического напряжения, что препятствует установке на активную деятельность. И только 5 % спортсменок имеют стрессовую конфликтную ситуацию.

Ситуативная тревога оказывает огромное влияние на результативность соревновательной деятельности спортсмена. В сфере спорта высших достижений бытует тезис о том, что состояние тревоги затрудняет деятельность спортсмена, снижая тем самым его достижения, однако в реальности ряд исследователей-практиков (В. Ф. Сопов, Б. Карольчик-Бернацка, Г. Д. Бабушкин и др.) утверждают обратное. Дело в том, что определенный уровень тревоги, который выступает как естественная и обязательная особенность активной деятельной личности спортсмена, мобилизует атлета на достижение высоких результатов [7].

Изучение влияния уровня тревожности на результативность спортивной деятельности проводилось многими исследователями (Ч. Спилбергер, Ю. Л. Ханин, В. Ф. Сопов и др.). По литературным данным уровень тревожности напрямую связан со спортивной квалификацией и стажем занятий спортом. Как правило, высококвалифицированные атлеты в экстремальных ситуациях имеют оптимальный (средний) уровень тревоги, что обеспечивает им состояние бодрости, приподнятости, радости на грани эйфории. Спортсмены с низким уровнем спортивной квалификации и небольшим спортивным стажем обычно испытывают

состояние утомления, удрученности (Р. С. Розенталь, 1968). Таким образом, существует оптимальный, желательный уровень тревоги - это так называемая полезная тревожность, оценка спортсменом которой станет существенным компонентом самоконтроля и дальнейшей саморегуляции [8].

В нашем исследовании низкий уровень ситуативной тревоги отмечается у 93 % спортсменок, что говорит об отсутствии суетливости и сниженного настроения. 5 % девушек имеют тенденцию к снижению настроения и повышению суетливости. Остальные 2 % обладают высоким уровнем ситуативной тревоги. Этим девушкам скорее всего будет сложно мобилизоваться на успех в условиях предстоящего соревнования.

Статистический анализ показателей психического состояния спортсменок в исследуемой группе в соревновательном периоде выявил влияние доминирующего состояния на актуальное. Это значит, что при снижении эмоциональной устойчивости отмечается тенденция к возрастанию ситуативной тревоги (коэффициент ранговой корреляции -4,54 при р < 0,01).

На основании вышеизложенного по оценке эмоциональной устойчивости спортсменок в соревновательном периоде можно разделить на 3 группы. К первой группе относятся девушки, у которых наблюдается преобладание стенических состояний. Таким спортсменкам в соревновательном периоде рекомендуется системная коррекционная работа, направленная на поддержание их стениче-ского психического (оптимально-боевого) состояния.

Ко второй группе относятся девушки, для которых характерны средние показатели по доминирующему и актуальному состоянию. Для них характерно нарастание внутреннего беспокойства, но они еще находятся в пределах допустимой нормы. При работе с данной группой рекомендуется делать акцент на уже имеющиеся навыки саморегуляции.

Третьей группе спортсменок, которой характерны астенические состояния, рекомендуется системная коррекционно-развивающая работа, направленная на снятие нарастающей тревоги и беспокойства, а также с последующим обучением навыкам саморегуляции.

Выводы

На основании анализа вышеизложенных данных можно сделать следующие выводы.

Для диагностики психического состояния спортсменок мы считаем целесообразным применение стандартизированного опросника «Доминирующее состояние» (А. С. Куликов) и проективной методики «Восьмицветный тест М. Люшера» (в модификации Л. Н. Собчик), так как они позволяют исследовать основные показатели эмоционального состояния (вегетативный коэффициент, ситуативную и личностную тревогу, психическое напряжение, эмоциональную устойчивость).

Спортсменки игровых видов спорта характеризуются преобладанием сте-нического состояния, эмоциональной устойчивостью в соревновательный период. Обращает на себя внимание низкий уровень ситуативной тревоги девушек, который может повлиять на результат соревновательной деятельности из-за сниженной эмоциональной активности, мотивации достижения. Поэтому необходимы динамические наблюдения за эмоциональным состоянием, особенно в период соревнований.

Таким образом, в качестве профилактики возможного эмоционального срыва в соревновательных условиях для девушек игровых видов спорта необходим мониторинг их психического состояния, начиная с подготовительного периода.

Список использованных источников

1. Блеер, А. Н. Особенности личностных характеристик, сопряженных с возможностью возникновения травм у юных спортсменов / А. Н. Блеер, Л. Л. Головина, Ю. А. Копылов // Спортивный психолог. - 2009. - №1 (16). - С. 36-40.

2. Сопов, В. Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте: метод. пособие / В. Ф. Сопов. - М., 2010. - 116 с.

3. Хекалов, Е. М. Неблагоприятные психические состояния спортсменов, их диагностика и регуляция: учеб. пособие / Е. М. Хекалов. - 2-е изд. - М.: Советский спорт, 2003. - 64 с.

4. Куликов, Л. В. Психические состояния / Л. В. Куликов. - СПб.: Питер, 2001. - 512 с.

5. Собчик, Л. Н. Метод цветовых выборов - модификация восьмицветового теста Люшера / Л. Н. Собчик. - СПб.: Речь, 2010. - 132 с.

6. Руненко, С. Д. Исследование и оценка функционального состояния спортсменов: учеб. пособие для студентов лечебных и педиатрических факультетов медицинских вузов / С. Д. Руненко, Е. А. Таламбум, Е. Е. Ачкасов. - М.: Профиль-2С, 2010. - 72 с.

7. Карольчик-Бернацка, Б. Влияние переживаний, тревоги и стресса на соревновательную успешность спортсменов / Б. Карольчик-Бернацка // Спортивная психология в трудах зарубежных специалистов: хрестоматия/сост. и общ. ред. И. П. Волкова, Н. С. Цикуновой. - М.: Советский спорт, 2005. - С. 63-70.

8. Сопов, В. Ф. Особенности психических состояний в актуальных отрезках спортивной деятельности: «актуализация и реализация потребности в достижении» / В. Ф. Сопов // Спортивный психолог. - 2009. - №1 (16). - С. 28-35.

20.05.2016

УДК 796.92

МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СПЕЦИАЛЬНОЙ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЛЫЖНИЦ-ГОНЩИЦ 14-20 ЛЕТ

И. В. Листопад, канд. пед. наук, профессор,

Республиканский научно-практический центр спорта,

Белорусский государственный университет физической культуры

Аннотация

Статья посвящена исследованию уровня специальной скоростно-силовой подготовленности лыжниц-гонщиц 14-20 лет. На основании анализа научно-методической литературы выявлены наиболее информативные тесты, которые можно применять для контроля уровня специальной скоростно-силовой подготовленности. После проведенных исследований разработаны оценочные шкалы.

MODEL-BASED CHARACTERISTICS OF SPECIAL VELOCITY AND STRENGTH READINESS OF RACING SKIERS OF THE AGE OF 14-20

Annotation

The article is dedicated to the research study of the level of special velocity and strength readiness of racing skiers of the age of 14-20. On the grounds of the analysis of the scientific-methodical literature were revealed the most informative tests which could be applied to control of the level of special velocity and strength readiness. After the research are evolved the rating scales.

Введение

В современных условиях без высокого уровня специальной скоростно-силовой подготовленности добиться высоких спортивно-технических результатов в лыжном спринте представляется весьма трудной задачей, так как от уровня специальной скоростно-силовой подготовленности в значительной степени зависит скорость передвижения лыжниц-гонщиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.