УДК 159.9
Чупина В.Б., к психол. н.
доцент
кафедра клинической психологии и психотерапии с курсом ПО
Позднякова К.В. студент 6 курса
медико-психолого-фармацевтический факультет Красноярский государственный медицинский университет
им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого Россия, г. Красноярск ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
ПОДРОСТКОВ
Аннотация:
В статье рассматриваются особенности эмоционального интеллекта подростков от 12 до 15 лет. Предположено, что существуют различия в показателях эмоционального интеллекта подростков - девочек и подростков - мальчиков. В ходе экспериментального исследования выявлена необходимость целенаправленного развития эмоционального интеллекта в подростковом возрасте.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, подростковый возраст.
Chupina V.B., Ph.D. in Psychology (Psychology), Associate Professor Associate Professor of the Department of Clinical Psychology and
Psychotherapy with a postgraduate course Krasnoyarsk State Medical University of Professor V.F. Voino-Yasenrtsky Russia, Krasnoyarsk Pozdnyakova K.V., a 6-year student medical-psychological-pharmaceutical faculty Krasnoyarsk State Medical University of Professor V.F. Voino-Yasenrtsky Russia, Krasnoyarsk FEATURES OF EMOTIONAL INTELLIGENCE OF ADOLESCENTS
Abstract:
The article deals with the peculiarities of emotional intelligence of adolescents from 12 to 15 years. It is assumed that there are differences in the indicators of emotional intelligence of adolescent girls and adolescent boys. In the course of experimental research the necessity of purposeful development of emotional intelligence in adolescence is revealed.
Key words: emotional intelligence, adolescence.
Актуальность работы обусловлена тем, что эмоциональный интеллекта является одним из важных личностных компонентов и новообразований
подростков, влияющих на полноценное общение и эффективные межличностные коммуникации подростков.
Феномен эмоционального интеллекта признаётся во всем мире всё большим числом исследователей. Важность, и необходимость развития составляющих эмоционального интеллекта как факторов, способствующих личностному и профессиональному росту индивида и влияющих на его успешность в жизни, также неоспоримы. Интеллектуальные тесты, популярные в начале XX века, в настоящее время всё реже применяются в целях отбора соискателей на определённую работу или школьников в соответствующие специализированные классы, хотя первоначально были созданы именно для этого. Возникла потребность в новом подходе к оценке успешности личности. Ответом на практический запрос стала концепция эмоционального интеллекта, которая активно развивается в рамках зарубежной и отечественной психологии [2].
Большую разработанность проблема эмоционального интеллекта получила в рамках зарубежной психологиии [5].
Понятие «эмоциональный интеллект» является многозначным и недостаточно определенным пока в современной психологии.
Специалист по изучению эмоционального интеллекта Г. Орме рассматривает этот феномен как умение «интеллектуально» управлять своей эмоциональной жизнью [7]. Он отмечает, что эмоциональный интеллект включает в себя такие свойства, как умение разбираться в собственных чувствах, свойства эмпатии, умение регулировать собственные эмоции и распознавать эмоции других.
В современных зарубежных и отечественных теориях, эмоция рассматривается как особый тип знания, и, соответственно выдвигается понятие «эмоциональный интеллект». Данное понятие определяется - как способность действовать с осознанием внутренней среды своих чувств и желаний, определяется как совокупность эмоциональных, личных и социальных способностей. А они, в свою очередь, оказывают влияние на общую способность эффективно общаться и справляться с требованиями и давлением окружающей среды.
Эмоциональный интеллект по И.Н. Андреевой - это устойчивая ментальная способность личности и является частью обширного класса ментальных способностей [1]. Она считает, что эта способность может рассматриваться как важная подструктура социального интеллекта. В конечном счете, эмоциональный интеллект лежит в основе эмоциональной оценки саморегуляции деятельности, самомотивации и сохранения психоэмоционального здоровья [4].
Для исследования особенностей эмоционального интеллекта подростков был подготовлен комплекс диагностических методик.
Методика «выявления коммуникативных склонностей учащихся Р. В. Овчаровой» [6].
Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся.
Ход проведения. Учащимся предлагается следующая инструкция: «Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только «да» или «нет». Если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак «+», если отрицательный, то «-». Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро».
Тест К. Томаса «Стратегия поведения в конфликтных ситуациях».
Данный опросник содержит 30 пар высказываний, описывающих варианты возможного поведения в конфликтных ситуациях. В каждой из пар необходимо обвести кружком вариант А или В, более характерный для поведения испытуемого.
Данная методика позволяет изучить следующие стили поведения в конфликте: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление.
В результате исследования коммуникативных склонностей обучающихся с помощью методики Р.В. Овчаровой выявлено, что для 10% детей младшей подростковой группы характерен низкий уровень коммуникативных склонностей. Для 20% младших подростков характерен уровень ниже среднего. Обращает внимание, что средний уровень развития коммуникативных склонностей также характерен для 20% детей.
Уровень выше среднего выявлен у 20% детей, а высокий уровень коммуникативных склонностей обнаружен у 30% респондентов младшей группы.
Также представим результаты изучения коммуникативных склонностей в старшей подростковой группе. Для 20% старших подростков характерен уровень ниже среднего. Обращает внимание, что средний уровень развития коммуникативных склонностей также характерен для 20% детей. Уровень выше среднего выявлен у 30% детей, а высокий уровень коммуникативных склонностей обнаружен еще у 30% респондентов старшей группы. Низкого уровня коммуникативных склонностей в данной подростковой группе нами не выявлено.
По методике К. Томаса «Стратегия поведения в конфликтных ситуациях» мы наблюдаем, что 42% опрошенных используют деструктивную стратегию соперничества. Это стремление удовлетворить только свой интерес, не принимая в расчет интересов партнера. Соперничество помогает добиваться необходимого результата, стимулирует развитие, способствует прогрессу. В ряде ситуаций соперничество является движущей силой и сутью, например спортивные соревнования, артистические состязания, случаи устройства на работу и др. В то же время соперничество требует приложение всех сил, что может приводить к их истощению, болезни. Соперничество, как правило, нарушает отношения между людьми, причем не только непосредственно с конкурентами. У человека часто просто не хватает сил на личные отношения. Соперничество
создает искушение выиграть любой ценой, вплоть до применения нечестных и жестоких методов.
Конструктивную стратегию компромисса используют 38% опрошенных. Иногда компромисс является единственно возможным и наилучшим мирным вариантом разрешения проблемы. Каждая из сторон получает что-то устраивающее ее, вместо того чтобы продолжать войну и, возможно, потерять все. Однако компромисс часто служит лишь временным выходом, поскольку ни одна сторона не удовлетворяет свои интересы полностью, и основа конфликта сохраняется. Если же компромисс не является равным для обеих сторон, а одна из них уступает больше, чем другая, то риск возобновления конфликта становится еще больше.
Обращает внимание, что для 48% опрошенных предпочтительной является конструктивная стратегия сотрудничества. Эта стратегия отличается стремлением достигнуть максимально возможного удовлетворения и своих интересов, и интересов партнера. Сотрудничество привлекательно прочностью разрешения проблемы, партнерским характером отношений в его ходе. Это единственный способ выхода из конфликта, который позволяет одновременно достичь искомого результата и не нарушить отношения между партнерами. Успешное сотрудничество способствует улучшению отношений и желанию продолжать взаимодействие в будущем. В то же время сотрудничество не всегда возможно. Для него необходимо взаимное желание разрешать проблему совместно, с учетом истинных интересов всех сторон.
Конструктивную стратегию приспособления в конфликтной ситуации используют 52% респондентов. Уступки могут демонстрировать добрую волю и служить позитивной поведенческой моделью поведения. Такая стратегия позволяет сохранить ресурсы до более благоприятного момента. Если баланс сил складывается явно не в нашу пользу, капитуляция может оказаться наилучшим выходом. Иногда мы уступаем, поскольку признаем правоту оппонента. Однако уступка может сослужить нам и плохую службу. Она может быть воспринята оппонентом как проявление слабости и привести к эскалации.
Для 36% опрошенных характерно использование деструктивной стратегии избегания. Такая стратегия означает, что человек игнорирует конфликтную ситуацию, делает вид, что ее не существует, и не предпринимает никаких шагов по ее разрешению или изменению.
Иногда такая стратегия оптимальна. К ним можно отнести ситуации, которые не особенно значимы для нас и не стоит того, чтобы тратить свои силы и материальные ресурсы на их разрешения. С другой стороны, невмешательство нередко может приводить к эскалации конфликта, так как проблема не решается и интересы участников конфликта остаются неудовлетворенными.
Так, 55% опрошенных подростков используют деструктивную стратегию соперничества. Это стремление удовлетворить только свой
интерес, не принимая в расчет интересов партнера. Соперничество помогает добиваться необходимого результата, стимулирует развитие, способствует прогрессу. В ряде ситуаций соперничество является движущей силой и сутью, например спортивные соревнования, артистические состязания, случаи устройства на работу и др.
В то же время соперничество требует приложение всех сил, что может приводить к их истощению, болезни. Соперничество, как правило, нарушает отношения между людьми, причем не только непосредственно с конкурентами. У человека часто просто не хватает сил на личные отношения. Соперничество создает искушение выиграть любой ценой, вплоть до применения нечестных и жестоких методов.
Конструктивную стратегию компромисса используют 24% опрошенных подростков старшей группы. Иногда компромисс является единственно возможным и наилучшим мирным вариантом разрешения проблемы. Каждая из сторон получает что-то устраивающее ее, вместо того чтобы продолжать войну и, возможно, потерять все. Однако компромисс часто служит лишь временным выходом, поскольку ни одна сторона не удовлетворяет свои интересы полностью, и основа конфликта сохраняется. Если же компромисс не является равным для обеих сторон, а одна из них уступает больше, чем другая, то риск возобновления конфликта становится еще больше.
Обращает внимание, что для 32% опрошенных подростков предпочтительной является конструктивная стратегия сотрудничества. Эта стратегия отличается стремлением достигнуть максимально возможного удовлетворения и своих интересов, и интересов партнера. Сотрудничество привлекательно прочностью разрешения проблемы, партнерским характером отношений в его ходе. Это единственный способ выхода из конфликта, который позволяет одновременно достичь искомого результата и не нарушить отношения между партнерами. Успешное сотрудничество способствует улучшению отношений и желанию продолжать взаимодействие в будущем. В то же время сотрудничество не всегда возможно. Для него необходимо взаимное желание разрешать проблему совместно, с учетом истинных интересов всех сторон.
Конструктивную стратегию приспособления в конфликтной ситуации используют 48% респондентов. Уступки могут демонстрировать добрую волю и служить позитивной поведенческой моделью поведения. Такая стратегия позволяет сохранить ресурсы до более благоприятного момента. Если баланс сил складывается явно не в нашу пользу, капитуляция может оказаться наилучшим выходом. Иногда мы уступаем, поскольку признаем правоту оппонента. Однако уступка может сослужить нам и плохую службу. Она может быть воспринята оппонентом как проявление слабости и привести к эскалации.
Для 25% опрошенных подростков характерно использование деструктивной стратегии избегания. Такая стратегия означает, что человек
игнорирует конфликтную ситуацию, делает вид, что ее не существует, и не предпринимает никаких шагов по ее разрешению или изменению.
Ни одну из вышеприведенных стратегий нельзя назвать однозначно «хорошей» или «плохой». Каждая из них может быть оптимальной и обеспечить наилучший эффект в зависимости от конкретных условий возникновения и развития конфликта. В то же время именно сотрудничество в наибольшей степени соответствует современным представлениям о конструктивном долгосрочном взаимодействии между людьми.
Выбирая стратегию своего поведения в конфликте, целесообразно в каждом конкретном случае исходить из того, насколько важно достижение результата, с одной стороны, и сохранение хороших отношений с оппонентом с другой. Если ни то, ни другое не представляет большой ценности, то, видимо, оптимальным будет уход. Если результат принципиально важен, а отношения не являются значимыми, стоит добиваться своего с помощью соперничества. Если отношения важнее всего, то, наверное, лучше уступить (приспособление). Если же и отношения, и результат существенно важны, стоит приложить усилия и потратить время на достижение сотрудничества.
Использованные источники:
1. Андреева И.Н. Способности эмоционального интеллекта // Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития: Материалы международной научно-практической конференции, 13-14 апреля 2007 года, г. Санкт-Петербург. - СПб, 2007. - С.12-15.
2. Березовская Т. Эмоциональное развитие старшеклассников в детском театральном объединении // Женщина. Образование. Демократия. - Минск, 2013. - С. 196-198.
3. Волков Б.С., Волкова Д.А. Возрастная психология. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014. - 300 с.
4. Гоулмен Д. Эмоциональный интеллект. - М.: АСТ, 2008. - 371 с.
5. Давыдова Ю.В. Особенности эмоционального интеллекта подростков // Вестник РУДН. - Серия: Психология и педагогика. - 2012. - № 2. - С. 92100.
6. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. - М.:. Изд. Центр «Академия», 2013. - 448 с.
7. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. -М: «КСП+», 2003. - 272 с.