Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ-СИРОТ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА'

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ-СИРОТ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
179
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ПОДРОСТКИ / ДЕТИ СИРОТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Начинкина Л.В.

В статье рассмотрены особенности развития эмоционального интеллекта у детей - сирот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF EMOTIONAL INTELLIGENCE OF TEENAGE ORPHANS

The article discusses the features of the development of emotional intelligence in orphaned children.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ-СИРОТ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА»

УДК 159.9

Начинкина Л.В. студент магистратуры ФНК КГПУ им. В.П. Астафьева г. Красноярск

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ-СИРОТ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: В статье рассмотрены особенности развития эмоционального интеллекта у детей - сирот.

Ключевые слова: Эмоциональный интеллект, подростки, дети -сироты.

Nachinkina L. V. master's student of FNK KSPU named After V. P. Astafyev

KrasnoyarsM

FEATURES OF EMOTIONAL INTELLIGENCE OF TEENAGE

ORPHANS

Annotation: The article discusses the features of the development of emotional intelligence in orphaned children.

Keywords: Emotional intelligence, teenagers, children - orphans.

Понятие «эмоциональный интеллект», выделенное в конце ХХ века, несомненно явилось одним из важнейших открытий психологической науки. С течением времени, это понятие исследовалось все более интенсивно, появлялись различные модели эмоционального интеллекта, выявлялись связи эмоционального интеллекта с другими сферами человеческой успешности. На сегодняшний день известно о ключевой роли эмоционального интеллекта в формировании личности ребенка, так как именно эмоционально-волевая сфера отвечает за ее становление.

Особую значимость проблема развития эмоционального интеллекта имеет в вопросе социально-психологической адаптации детей - сирот. При изучении исследований Н.П. Ивановой, П. Котли, Н.Н. Максимовой, И.И. Осиповой, В.Н. Ослон, Н.Ф. Рыбаковой, Г.В. Семья и др. становится очевидно, что в условиях учреждения у детей в первую очередь возникают проблемы в развитии эмоциональной сферы, которые впоследствии приводят и ко многим другим нарушениям. При учете вышеперечисленных фактов, мы можем предположить, что что развитие эмоционального интеллекта у детей сирот находиться на низком уровне.

А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых считают, что дети и подростки, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, в большей степени склонны к развитию эмоциональных отклонений и девиантному поведению из-за переживания именно эмоциональной депривации. Воспитываясь в подобных учреждениях, дети приобретают специфические социально -психологическими черты, а именно: плохая ориентированность на будущее; заниженная самооценка; отсутствие сформированной избирательности в отношении к миру, взрослым и сверстникам; зависимость от внешних факторов среды; ослабленное здоровье, как физиологическое, так и психологическое; отклонения в развитии из-за нарушения работы центральной нервной системы и др.

Ученые отмечали, что маленький ребенок, в условиях приюта, лишается возможности удовлетворять многие свои естественные потребности. Основной из которых является физический контакт с матерью и формирование эмоциональной привязанности со значимыми взрослыми. Приобретенные под гнетом ситуации поведенческие и эмоциональные расстройства продолжают проявляться и во взрослом возрасте. Такие дети не умеют дружить, вступать в близкие отношения с другими людьми, у них нарушена социально-психологическая адаптация. По мнению Л.Г. Жедуновой, результатом депривации и проблемной социализации служат такие показатели: утрата базового доверия к миру, в первую очередь ограничивающее развитие автономии и инициативности личности. Утрата базового доверия проявляется в подозрительности, недоверчивости, агрессивности ребенка, с одной стороны, и формировании невротического механизма слияния - с другой, как с конкретным человеком (воспитатель, учитель и др.), так и с группой людей (известное детдомовское «Мы»). Слияние блокирует, а иногда делает вовсе невозможным развитие автономности ребенка, его инициативности и ответственности за свое поведение. В более поздние годы действие этого механизма может провоцировать формирование различного рода зависимостей:

- гипертрофированная адаптированность к социальным процессам (социальный конформизм) или гипертрофированную автономность (полное неприятие норм отношений, складывающихся в социуме).

- социальный аутизм, выражающийся в отстранении от окружающего мира и как следствие в отставании в социальном развитии.

Подростковый возраст -один из самых сложных в жизни человека, когда происходит физическая и психическая перестройка организма, изменяется система социальных отношений. И конечно же, наиболее остро, этот кризис переживают сироты и дети из неблагополучных семей группы риска, так как у них отсутствует внешний и внутренний ресурс для преодоления кризиса. Ведущей деятельность в подростковом возрасте становится общение, общение подростков-сирот с окружающими людьми опосредовано их психологическим особенностями, поэтому система

отношений у таких детей может быть искажена, таким образом, ведущая деятельность не приводит к решению психологических возрастных задач развития и формированию новообразований.

Исследователи отмечают, что младшие подростки, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, выстраивают с окружающими отношения определенного типа, исходя из того, может ли человек быть им полезен. У них не формируется эмоциональных привязанностей, они ведомы, конформны, многие моральные нормы не интериоризованы, такие подростки переживают чувство своей ущербности и ждут от окружающих жалости, потакания, компенсации своих внутренних конфликтов.

Подросток стремится обрести свободу, «отвоевать» ее у взрослых, отсюда вытекают негативизм, подростковый бунт, радикализм, склонность нарушать нормы и правила, враждебность по отношению к взрослым. Регламентированная жизнь детей в учреждениях социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не способствует формированию стихийной социализации. Каждый день воспитанников в таком учреждении расписан педагогами, что не позволяет развиваться у них самостоятельности и ответственности. В связи с ограниченным социальным пространством, однообразии контактов среди людей, у детей поднимается проблема поиска себя в жизни, а также в профессиональной деятельности.

Таким образом, можно сказать, что у детей, оставшихся без попечения родителей, существуют множество проблем с социализацией (например, усвоение социального опыта, системы социальных связей и отношений, необходимых для успешной самостоятельной жизни), и весь этот процесс имеет свою специфику, которая заключается в том, что она происходит в большей мере в рамках целенаправленного процесса, специально организуемого в интернатных учреждениях при отсутствии влияния семьи, а также дети находятся под постоянным контролем, свобода их действий, круг общения ограничены, в связи с чем степень их самостоятельности и ответственности очень низка.

Рассмотрим также результаты некоторых исследований, которые напрямую касаются особенностей эмоционального интеллекта у подростков, воспитывающихся в социальных учреждениях.

Е.С. Снегиревой, В.Н. Сазоновой было проведено исследование особенностей эмоционального интеллекта у младших подростков, которые были помещены в приемные семьи. Авторами было выявлено, что такие дети имеют сложности в распознавании и понимании собственных эмоций, а также в произвольном управлении ими, поэтому для них характерны эмоциональные «взрывы» и неконтролируемое поведение.

Также выявлено, что подростки-сироты, даже оказавшись в семье, не могут распознавать чужие эмоции, не умеют сопереживать, не умеют влиять на эмоциональное состояние другого человека. Приемные дети также

испытывают сложности в выражении своих чувств, они часто также не распознают физические явления, связанные с эмоциональными проявлениями, например, не осознают, что они краснеют, когда волнуются. Также они практически не осознают причинно-следственные связи в эмоциональной ситуации, например, если сказать человеку обидное слово, то он обидится, ему станет грустно, заплачет и т.д. Это создает много сложностей во взаимодействии с другими, так как приемные дети не осознают, что могут своим поведением причинить боль другому человеку, не предвидят последствия. Они не могут смоделировать поведение другого человека в эмоциональной ситуации, опираясь на свой личный опыт.

В эмоционально-насыщенных ситуациях приемные дети предпочитают держаться в стороне, не проявлять интереса или любопытства к другому, не делают попыток понять другого и как-то с ним взаимодействовать. Например, если дети видят плачущего сверстника, то подростки, проживающие с биологическими родителями, чаще всего начинают спрашивать, что случилось, пытаются помочь, утешить, а приемные дети стараются никак не реагировать на ситуацию, делают вид, что ничего не произошло и т.д.

Таким образом, в целом, уровень эмоционального интеллекта у детей из приемных семей ниже, чем у родных.

Исследование эмоционально-волевой сферы показало, что приемные дети отличаются высоким уровнем тревожности, защитной агрессии, недоверия, напряженности, у них низкий уровень самооценки, активности, волевого самоконтроля.

Т.П. Усыниной также было поведено сравнительное исследование уровня развития эмоционального интеллекта у подростков 12 -17 лет из дома-интерната и воспитывающихся в семьях. Ею были получены данные, которые свидетельствуют о том, что подростки контрольной группы довольно хорошо способны распознавать чужие эмоции, дифференцировать свои эмоции, выявлять причины возникновения тех или иных эмоций, обозначать эмоциональные переживания вербально.

Подростки, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, распознают свои и чужие эмоции гораздо хуже по сравнению с детьми из семей, у 64% подростков-сирот низкий уровень эмоционального интеллекта. Они плохо распознают эмоции, не могут их произвольно контролировать, в том числе, агрессию. Автор сделал вывод о том, что низкий уровень эмоционального интеллекта у подростков-сирот связан с депривацией потребности эмоциональной связи со значимым взрослым, несформированностью навыков поведения, коммуникативных и речевых навыков, малым жизненным опытом.

Противоположные данные получены в исследовании А.Ф. Минуллиной, И.М. Гильмутдиновой. По их данным, у подростков, воспитывающихся в интернате, уровень эмоционального интеллекта выше,

чем у подростков из семей. Авторы это объясняют тем, что подростки в детском доме постоянно контактируют с большим количеством людей, чем подростки из семей, опыт общения обширнее, распознавание чужих эмоцией и управление ими являются необходимыми навыками адаптации и выживания для детей-сирот, в то время как круг общения современных подростков из семей ограничен, у них нет необходимости налаживать связи с большим количеством людей, а также они менее самостоятельны, самокритичны, все жизненные потребности у них, как правило, уже удовлетворены.

Таким образом, данные, полученные об уровне развития эмоционального интеллекта у подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, противоречивы, возможно, эмоциональный интеллект зависит от конкретных условий воспитания, в целом же, по результатам большинства исследований, эмоциональный интеллект у подростков-сирот развитии хуже, чем у детей, проживающих в семьях.

Использованные источники:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов /Г.С. Абрамова. - Москва: Изд. центр "Академия": Раритет, 2015. - 702с.

2. Бюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. — СПб, 2001. — 304 с.

3. Бурменская Г. В., Захарова Е. И., Карабанова О. А. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416 с.

4. Вышинская, Е.Г. Особенности адаптации личности юношеского возраста / Е.Г. Вышинская // Вестник Полоцкого государственного университета. Сер. E, Педагогические науки. - 2016. - N 11. - С. 69-72.

5. Егорова О.В. Эмоциональный интеллект и его развитие у студентов педагогического колледжа // МИТС-НАУКА: международный научный вестник: сетевое электронное научное издание. 2016. № 4. - С. 35.

6. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса: учебник / Л.А.Китаев-Смык -М.: Наука, 2015. - 115 с.

7. Минуллина А.Ф., Гильмутдинова И.М. Исследование характеристик эмоционального интеллекта у детей-сирот // Russian Journal of Education and Psychology. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-harakteristik-emotsionalnogo-intellekta-u-detey-sirot (дата обращения: 20.10.2020).

8. Овешникова Н.А. Исследование эмоционального интеллекта студентов-психологов// Теоретическая и прикладная психология: традиции и перспективы: материалы X Всероссийской молодёжной научно-практической конференции. 2017. - С. 165-168.

9. Плохоцкий А.И., Шишаева Е.А. Связь памяти и эмоций//Акмеология. -2015. - № 3 (55). - С. 216-217.

10. Прихожан, А.М. Психология сиротства: Научный контекст, история, экспериментальное исследование проблемы / А.М. Прихожан, Н. Н.Толстых - СПб.: Питер - 2005. - 354 с.

11. Усынина Т. П. Эмоциональный интеллект в структуре социоэмоциональной компетентности в старшем школьном возрасте // Russian Journal of Education and Psychology. 2011. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyy-intellekt-v-strukture-sotsioemotsionalnoy-kompetentnosti-v-starshem-shkolnom-vozraste (дата обращения: 21.10.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.