УДК 355.23
Кислов Владлен Рудольфович
Ярославское высшее военное училище ПВО [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Статья посвящена актуальной проблеме формирования эмоционально-волевой устойчивости личности. Рассматриваются особенности становления и развития эмоционально-волевой устойчивости курсантов военных институтов. Процесс формирования личности военнослужащего, способного переводить непроизвольные эмоциональные реакции в экстремальных ситуациях в сознательные и контролируемые, является одним из основных в системе военного образования. Показаны особенности проявления эмоционально-волевой устойчивости будущих офицеров на разных курсах обучения, а также определены задачи профессорско-преподавательского состава и командиров для достижения целей по развитию всесторонне развитой личности, физически выносливой, способной преодолевать тяготы и лишения воинской службы.
Ключевые слова: эмоционально-волевая устойчивость, стресс-факторы, экстремальные условия, эмоциональные реакции, профессиональные и духовно-нравственные ценности, развитие волевых качеств, мировоззрение, идейные позиции.
В современном российском обществе Вооруженные Силы Российской Федерации, несомненно, являются одной из важнейших нравственно-духовных опор и занимают особое место в системе государственной власти страны. Благодаря высоким морально-психологическим качествам российских воинов сохраняется государственность России. Степень развития общества как в зеркале отражается на уровне развития вооруженных сил страны.
Институт военного образования в России является консервативным социальным институтом, однако все трансформационные процессы российского общества вносят изменения в процесс обучения и воспитания военной молодежи. Сложные экономические и организационно-структурные преобразования в стране ставят военное образование в тяжелые условия выживания. Несмотря на это, обучение и воспитание будущих офицеров продолжает транслировать общечеловеческие ценности любви к Родине и формировать всесторонне развитую личность, физически выносливую, способную преодолевать тяготы и лишения военной службы. Личностное становление военнослужащего, формирование системы профессиональных и духовно-нравственных ценностей курсантов являются важнейшим приоритетом военного образования [3, с. 50].
Курсанты военных институтов представляют собой особый совокупный субъект социальных отношений. Притом, что они имеют определенный материальный достаток, обеспечены питанием, одеждой и жильём, жизнедеятельность курсантов полностью регламентируется и подлежит постоянному контролю. Стресс-факторы процесса обучения, а именно перегрузка учебными занятиями, недостаточный учет индивидуальных особенностей курсантов в обучении и воспитании, а также серьезные физические, информационные и эмоциональные нагрузки снижают уровень психофизической культуры курсантов. В результате курсан-
там становится сложнее преодолевать различные стрессовые ситуации, что может вызывать снижение профессиональной активности, развитие психосоматических заболеваний, нервных истощений, нарушений желудочно-кишечного тракта, сердечнососудистой системы. Таким образом, формирование и развитие личностной, в том числе -эмоционально-волевой, устойчивости будущих защитников Отечества становится приоритетным вопросом, поскольку на сегодняшний день практика показывает, что далеко не все военнослужащие психологически готовы к эффективному исполнению своих профессиональных обязанностей в овладении современными технологиями в сложных и экстремальных условиях [4, с. 15].
Проблема эмоционально-волевой устойчивости является одной из наиболее сложных и актуальных в современной науке. Многими учеными большое внимание уделяется вопросу влияния эмоционально-волевых факторов на успешность деятельности человека в различных условиях, особенно экстремальных. Умение человека регулировать психическое состояние в ситуациях сильного эмоционального напряжения, проявляя свои лучшие волевые качества, имеет огромную педагогическую и психологическую значимость для регулирования всей его деятельности и поведения [5, с. 12].
Однако объективности ради необходимо рассматривать проблему воли и развития волевых качеств личности и с точки зрения и педагогики, с опорой на исследование практических технологий и средств воспитания. Этот факт и определяет приоритетную направленность педагогических исследований эмоционально-волевой сферы личности [8, с. 9].
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по данной проблематике, мы пришли к выводу, что мнения исследователей в определении понятия «эмоционально-волевая устойчивость» носят разноречивый характер. Широкое распространение получили работы, в которых
182
Вестник КГУ 2018
© Кислов В.Р., 2018
Особенности эмоционально-волевой устойчивости курсантов высших военных учебных заведений
эмоциональная устойчивость рассматривается как характеристика эмоциональной сферы личности, устойчивость эмоций, эмоциональная стабильность, отсутствие склонности к частой смене эмоций (Н.Д. Левитов, С.М. Оя и другие).
Ряд исследователей, изучая данную проблему, связывают эмоциональную устойчивость с проявлением волевых качеств личности, способностью сознательно управлять возникающими эмоциями (В.Л. Марищук, К.К. Платонов, Е.А. Миле-рян, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская и другие). Х.И. Цечоев в своем исследовании определяет эмоционально-волевую устойчивость как систему, интегрирующую в себя три подсистемы, а именно сознания, воли и аффекта. При этом существуют субординационные связи между подсистемой сознания и двумя другими, а подсистемы воли и аффекта связаны координационно [9, с. 23].
Среди показателей эмоционально-волевой устойчивости весьма значимыми являются адекватное понимание обстановки, анализ и оценка сложившейся ситуации и принятие решения в выборе наиболее верных действий, требуемых для достижения поставленной цели и выполнению своих обязанностей. Л.М. Аболин, П.Б. Зильберман, О. А. Сиротин и другие исследователи полагают, что свойства нервной системы не предопределяют полностью эмоциональную устойчивость личности, а лишь оказывают влияние на ее проявление. Эмоционально-волевая устойчивость является определенным сочетанием особенностей личности, которые обеспечивают успешность деятельности в эмоциогенной обстановке, то есть в ситуациях, вызывающих ту или иную эмоцию.
Курсанты высших учебных заведений, находясь в юношеском возрасте, проходят этап взросления и становления личности в весьма строгих и ограничительных условиях. В этом возрасте желания и стремления развиваются быстрее, чем воля и сила характера. Среди особенностей курсантов можно выделить прямоту суждений, острую восприимчивость и повышенную эмоциональность. Особенно ярко это проявляется на первом году обучения, когда курсанты встречаются с новой обстановкой и происходит противоречие между привычными формами поведения и уставными требованиями. Очевидно, что эмоционально-волевая устойчивость юношей в данной обстановке весьма низкая. Процесс перестройки старых стереотипов и выработки новых проходит достаточно болезненно и может вызвать отрицательные психические реакции. На этом этапе обучения основной задачей преподавателей и курсовых офицеров будет являться оказание помощи курсантам в развитии навыков и умений самостоятельной работы в условиях военного училища.
Курсанты второго года обучения характеризуются более повышенной эмоционально-волевой устойчивостью, поскольку они уже имеют опреде-
ленный опыт учебы и службы в военном вузе. Среди них складываются сплоченные военные коллективы и их действия при выполнении воинского устава становятся более уверенными.
На третьем курсе обучения уже сформированы основные профессиональные навыки и умения будущих офицеров, становится содержательным мировоззрение, что позволяет курсантам упрочить их идейные позиции. Эмоционально-волевая устойчивость военнослужащих укрепляется, поскольку приобретенные знания перерастают в убеждения и курсанты уже обладают умениями аргументировано их отстаивать.
Сформировавшимися в профессиональном плане личностями становятся курсанты четвертого и пятого курсов обучения: у них вырабатывается устойчивые жизненная позиция и черты характера, в полной мере раскрываются способности.
Таким образом, при формировании и дальнейшем развитии эмоционально-волевой устойчивости курсантов одной из основных задач профессорско-преподавательского состава высших военных учебных заведений и командиров будет являться развитие умений курсантов в поддержании и восстановлении своих положительных психических состояний в экстремальных ситуациях, а также формирование способностей курсантов переводить непроизвольные эмоциональные реакции в экстремальных ситуациях в сознательные и контролируемые, используя приемы самоуправления.
Библиографический список
1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / под ред. В.В. Давыдова. - Казань, 1987. - 262 с.
2. Аболин Л.М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения // Вопросы психологии. -1989. - № 4. - С. 141-149.
3. Иванова Т.Н. Армия в условиях трансформации современного общества [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 38. - С. 49-54. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/56805.htm (дата обращения: 15.09.2018).
4. Калачинская О.А. Особенности личностной устойчивости военнослужащих в условиях повышенной боевой готовности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Ростов-н/Д, 2012. - 22 с.
5. Куземко Ю.В. Педагогическая технология развития эмоционально-волевой устойчивости у студентов вузов (На примере физической подготовки): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Саратов, 2002. - 19 с.
6. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. - М.: Просвещение, 1964. - 344 с.
7. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. -СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2001. - 260 с.
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
183
8. Николаева Е.В. Социально-культурные условия формирования эмоционально-волевой устойчивости подростков в коллективе спортивно-бальной хореографии: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2006. - 26 с.
9. Цечоев Х.И. Пути воспитания эмоционально-волевой устойчивости курсантов вузов ГПС МЧС России: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2011. - 142 с.
References
1. Abolin L.M. Psihologicheskie mekhanizmy ehmocional'noj ustojchivosti cheloveka / pod red. V.V. Davydova. - Kazan', 1987. - 262 s.
2. Abolin L.M. EHmocional'naya ustojchivost' i puti ee povysheniya // Voprosy psihologii. - 1989. -№ 4. - S. 141-149.
3. Ivanova T.N. Armiya v usloviyah transformacii sovremennogo obshchestva [EHlektronnyj resurs] // Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal «Koncept». - 2016. - T. 38. - S. 49-54. - Rezhim dostupa: http://e-koncept.ru/2016/56805.htm (data obrashcheniya: 15.09.2018).
4. Kalachinskaya O.A. Osobennosti lichnostnoj ustojchivosti voennosluzhashchih v usloviyah povyshennoj boevoj gotovnosti: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. - Rostov-n/D, 2012. - 22 s.
5. Kuzemko YU.V. Pedagogicheskaya tekhnologiya razvitiya ehmocional'no-volevoj ustojchivosti u studentov vuzov (Na primere fizicheskoj podgotovki): avtoref. dis. . kand. ped. nauk. - Saratov, 2002. - 19 s.
6. Levitov N.D. O psihicheskih sostoyaniyah cheloveka. - M.: Prosveshchenie, 1964. - 344 s.
7. Marishchuk V.L., Evdokimov VI. Povedenie i samoregulyaciya cheloveka v usloviyah stressa. -SPb.: Izdatel'skij dom «Sentyabr'», 2001. - 260 s.
8. Nikolaeva E.V Social'no-kul'turnye usloviya formirovaniya ehmocional'no-volevoj ustojchivosti podrostkov v kollektive sportivno-bal'noj horeografii: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2006. - 26 s.
9. Cechoev H.I. Puti vospitaniya ehmocional'no-volevoj ustojchivosti kursantov vuzov GPS MCHS Rossii: dis. ... kand. ped. nauk. - SPb., 2011. - 142 s.
184
Вестник КГУ 2018