УДК 355.1
Кислов Владлен Рудольфович Щёголь Алексей Илларионович
кандидат педагогических наук Ярославское высшее военное училище ПВО kislov. [email protected], [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КУРСАНТОВ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Статья посвящена проблеме формирования эмоционально-волевой устойчивости будущих офицеров. Раскрывается содержание понятия «эмоционально-волевая устойчивость», включающее в себя две основных составляющих - «эмоции» и «воля». В повседневной жизни эмоции и воля могут выступать как два антагонизма. Современные исследования подтверждают тот факт, что эмоции оказывают влияние на познавательные процессы субъекта. Особое внимание авторы работы акцентируют на необходимости наличия педагога, владеющего технологией тьюторского сопровождения, а именно педагога, способного прогнозировать, проектировать, конструировать, организовывать и анализировать процессы развития субъектности обучающегося. Авторами статьи обобщается практический опыт формирования эмоционально-волевой устойчивости через развитие ценностных ориентации курсантов высших военных учебных заведений, прежде всего, индивидуально-личностных.
Ключевые слова: эмоционально-волевая устойчивость, эмоции, воля, ценностные ориентации, индивидуально-личностные ценности, тьюторское сопровождение, военная образовательная среда.
В настоящее время проблема формирования эмоционально-волевой устойчивости курсантов высших военных учебных заведений входит в список приоритетных задач, стоящих перед профессорско-преподавательским составом и руководством военных институтов. Противоречие между социально-экономическим и политическим положением в нашей стране вызывает необходимость коренных перемен в системе воспитания военнослужащих. Умение владеть собой в напряженных условиях учебной и служебной деятельности внутри военной образовательной среды, которая имеет ряд специфических особенностей, а также способность противостоять негативным факторам при выполнении своих обязанностей при любых неблагоприятных условиях рассматриваются авторами данной статьи как важнейший показатель психологической подготовленности будущих офицеров.
В нашем понимании эмоционально-волевая устойчивость есть свойство личности, занятой напряжённым и опасным трудом, обеспечивающее гармоническое сочетание всех психических компонентов, что способствует успешному выполнению боевой задачи. Понятие «эмоционально-волевая устойчивость» включает в себя две основных составляющих - «эмоции» и «воля». В Российской педагогической энциклопедии под термином «эмоции» (от лат. ешоуео - потрясаю, волную) понимается «переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе» [1, с. 285]. В экстремальных ситуациях, когда удовлетворение важнейших для субъекта потребностей крайне затруднено, сильные эмоции (аффекты) порождают
Успех - не окончателен, поражение - не фатально, мужество продолжать - вот, что имеет значение.
Уинстон Черчилль
стойкое эмоциональное напряжение, т.е. эмоциональный стресс, который в свою очередь может способствовать развитию психосоматических заболеваний и неврозов. Можно предположить, что в подобных ситуациях эмоциональный механизм субъекта позволяет быстрее принимать жизненно необходимые решения, затрачивая при этом минимум умственных усилий и извлекая максимум выгоды для самого субъекта. В данном случае эмоции оказываются сильнее нашего сознания и могут существенно влиять на принимаемые нами решения.
Современные исследования (А.Я. Чебыкин, В. Д. Шадриков и другие) подтверждают тот факт, что эмоции оказывают влияние на познавательные процессы субъекта. В отличие от негативного настроя, позитивный эмоциональный настрой раскрывает обучающихся к получению новой информации, выражению полезных суждений и к налаживанию обратной связи. Эмоции лежат в основе творческого подхода и любознательности и выступают в качестве мотивационных факторов в процессе обучения. Следовательно, связь эмоций с процессом обучения существует и вопрос о возможностях облегчения обучения и преподавания остаётся весьма актуальным на сегодняшний день.
Вторая составляющая понятия «эмоционально-волевая устойчивость» - «воля» трактуется как «...способность человека действовать в направлении достижения сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия...» [1, с. 162]. Именно проявляя волю, человек способен изменить свое отношение к намеченному действию, если меняются обстоятельства и условия в его осуществлении. Прояв-
46
Вестник КГУ 2019
© Кислов В.Р., Щёголь А.И., 2019
Формирование эмоционально-волевой устойчивости курсантов..
ляя волевое усилие, такой человек сумеет воздержаться от того или иного действия, так как сможет мобилизовать все свои физические, интеллектуальные и моральные силы на преодоление различных трудностей и препятствий. С.Л. Рубинштейн определяет «волевое действие» как «сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет поставленную перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом» [3, с. 187]. Среди основных качеств воли можно выделить настойчивость, целеустремленность, решительность, смелость, самообладание, мужество и другие.
В повседневной жизни эмоции и воля могут выступать как два антагонизма: эмоции могут подавить волю, а воля, в свою очередь, может подавлять эмоции. В ходе обучения молодой человек ежедневно сталкивается с различного рода затруднениями. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь ему понять причины этих трудностей, а так же определить способ и порядок их преодоления. Т.Н. Гущина полагает, что «на развитие активного субъекта требуется педагог, владеющий технологией тьютор-ского сопровождения. Такой педагог сможет прогнозировать, проектировать, конструировать, организовывать и анализировать процессы развития субъектности обучающегося. Преподаватель-тьютор сопровождает процесс самообразования и самоорганизации обучающихся» [2, с. 214, 218].
При формировании личности курсантов высших военных учебных заведений, профессорско-преподавательским составом и командирами вузов особое внимание уделяется проблеме формирования и развития ценностных ориентаций будущих офицеров. «Формирование ценностных ориента-ций курсантов - это создание системы определенных элементов внутренней структуры личности, обеспечивающей ее личностный рост и саморазвитие» [6, с. 220]. Среди основных ценностей курсантов военно-учебных заведений ВС РФ выделяют следующие: военно-профессиональные, индивидуально-личностные и общественно-социальные [6, с. 222]. В современных условиях ценностные ориентации индивидуально-личностного характера «предполагают обеспечение смысловым, эмоционально задевающим личность военнослужащего отношения к жизни и воинской службе. Процесс формирования ценностных ориентаций личности в военных организациях имеет ряд особенностей. Курсант является субъектом военной деятельности, направленной на выполнение задач по защите территориальной целостности и суверенитета страны, а также безопасности государства» [7, с. 28]. На основе военного и переосмысленного через него социального опыта происходит формирование не только ценностных ориентаций будущих офицеров, но и их эмоционально-волевой устойчивости.
Среди основных методов формирования индивидуально-личностных ориентаций курсантов познавательный метод занимает главное место. Данный метод предполагает изложение материала, демонстрацию, закрепление знаний и отработку полученных курсантами знаний. Воспитательный метод подразумевает убеждение, пример, поощрение и порицание. Метод по организации творчества совместно с методом рекреации включают в себя «выдвижение творческой задачи, организацию творческого содружества и творческого соревнования курсантов, а также организацию досуговых и игровых форм» [7, с. 142-143]. Безусловно, что все эти методы будут актуальны и в вопросе формирования эмоционально-волевой устойчивости курсантов, поскольку будут способствовать развитию механизмов психической саморегуляции, адаптации к физическим и психическим перегрузкам и эмоциональной стабильности будущих офицеров.
Организация развития индивидуально-личностных ценностей в военных вузах призвана выполнять ряд функций, а именно информационную, обучающую, развивающую, социализирующую и релаксационную. Информационная функция выражается в оказании содействия курсантам «... в выборе вида деятельности для их профессионального, социального и духовного самоопределения.». Обучающая функция направлена на оказание содействия курсантам «. в усвоении знаний, умений, навыков технической, компьютерной, художественной, спортивной или иной профессиональной деятельности военнослужащего.». Развивающая функция ориентирует развитие курсантов «. в физическом, эмоциональном, интеллектуальном, духовно-нравственном и психическом плане.». Социализирующая функция оказывает содействие курсантам «. в духовном становлении, в знакомстве со структурой и социальными ролями военной организации, в личностном проживании успеха и неуспеха в служебно-профессиональной деятельности и во взаимоотношениях с другими членами военного коллектива.». Основная задача релаксационной функции - «. оказание содействия в снятии психологических затруднений и барьеров, возникающих вследствие напряженности служебно-профессиональной деятельности, тем самым способствуя профилактике нарушений психологического и психического здоровья курсантов.» [7, с. 139].
К организационным формам формирования эмоционально-волевой устойчивости через развитие индивидуально-личностных ценностей относятся различного рода семинары, а также инструктивно-методические занятия и беседы с личным составом. Расширению кругозора молодых военнослужащих могут способствовать проводимые научно-технические выставки, активизация работы кружков по интересам и объединений по
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1
47
овладению общественно-полезными знаниями. Участие в художественной самодеятельности помогает курсантам раскрыть свой внутренний потенциал и является отличной возможностью для самоиспытания на предмет владения собственными эмоциями.
Таким образом, развитие индивидуально-личностных ориентаций курсантов, а именно обеспечение будущих офицеров смысловым и эмоционально задевающим личность военнослужащего отношения к жизни и воинской службе, тесно переплетается с формированием эмоционально-волевой устойчивости, а именно таких основных качеств воли как настойчивость, целеустремленность, решительность, смелость, самообладание, мужество и выработке навыков принятия правильных решений в экстремальных ситуациях при выполнении воинского долга. Несомненно, тью-торское сопровождение курсантов профессорско-преподавательским составом и командирами высших военных учебных заведений в решении задачи по формированию у будущих офицеров таких личностных качеств, как патриотизм, верность долгу, морально-психологическая готовность к самопожертвованию во имя Отечества, является очевидным и весьма значимым. Эффективным средством в решении данной проблемы могут служить проводимые в военном вузе организационные мероприятия, направленные, прежде всего, на создание благожелательной атмосферы всеобщей поддержки, товарищества и взаимопомощи, а также способствующие формированию и соблюдению положительных коллективных традиций, направленных на переключение и отвлечение внимания военнослужащих от психотравмирующих факторов.
Библиографический список
1. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х тт. / гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - Т. 1. - 608 с.
2. Гущина Т.Н. Тьюторское сопровождение развития субъектности обучающихся и их самоорганизации в контексте гуманистической парадигмы дополнительного образования // Педагогическое наследие К. Д. Ушинского: материалы науч.-практ.
конф. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2014. - С. 214-218.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1989. - Т. II. - 187 с.
4. Чебыкин. А.Я. Эмоциональная регуляция учебной деятельности: автореф. дис. ... д-ра пси-хол. наук. - М., 1991. - 31 с.
5. Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. - М.: Логос, 2002. - 156 с.
6. Щёголь А.И. Система ценностей курсантов военно-учебных заведений в современных условиях // Ученые записки университета им. П.Ф. Лес-гафта. - 2016. - № 10 (140). - С. 220-224.
7. Щёголь А.И. Формирование ценностных ори-ентаций личности военнослужащего как целевая функция центра дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2016. - 185 с.
References
1. Rossijskaya pedagogicheskaya ehnciklopediya:
V 2-h tt. / gl. red. V.V. Davydov. - M.: Bol'shaya Rossijskaya ehnciklopediya, 1993. - T. 1. - 608 s.
2. Gushchina T.N. T'yutorskoe soprovozhdenie razvitiya sub"ektnosti obuchayushchihsya i ih samoorganizacii v kontekste gumanisticheskoj paradigmy dopolnitel'nogo obrazovaniya // Pedagogicheskoe nasledie K.D. Ushinskogo: materialy nauch.-prakt. konf. - YAroslavl': Izd-vo YAGPU im. K.D. Ushinskogo, 2014. - S. 214-218.
3. Rubinshtejn S.L. Osnovy obshchej psihologii:
V 2-h t. - M.: Pedagogika, 1989. - T. II. - 187 s.
4. CHebykin. A.YA. EHmocional'naya regulyaciya uchebnoj deyatel'nosti: avtoref. dis. ... d-ra psihol. nauk. - M., 1991. - 31 s.
5. SHadrikov V.D. Vvedenie v psihologiyu: ehmocii i chuvstva. - M.: Logos, 2002. - 156 s.
6. SHCHyogol' A.I. Sistema cennostej kursantov voenno-uchebnyh zavedenij v sovremennyh usloviyah // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. - 2016. -№ 10 (140). - S. 220-224.
7. SHCHyogol' A.I. Formirovanie cennostnyh orientacij lichnosti voennosluzhashchego kak celevaya funkciya centra dopolnitel'nogo obrazovaniya: dis. ... kand. ped. nauk. - Kostroma, 2016. - 185 s.
48
Вестник КГУ 2019