Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЭКСТРАВЕРСИИ И ИНТРОВЕРСИИ У ЛИЧНОСТИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА)'

ОСОБЕННОСТИ ЭКСТРАВЕРСИИ И ИНТРОВЕРСИИ У ЛИЧНОСТИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
239
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРАВЕРСИЯ / ИНТРОВЕРСИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ДИСПОЗИЦИОННЫЕ СООТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лухменева Анна Сергеевна

В статье предпринимается попытка в изучении индивидуально-типологических особенностей личности, в частности экстраверсии и интроверсии. Сопоставляются точки зрения исследователей в изучении экстраверсии и интроверсии в рамках теорий личности. Анализируются возможные диспозиционные соотношения экстраверсии и интроверсии у личности. Полученные данные могут быть полезны как для психологической службы учебного заведения, так и для самого студента, с целью самопознания. Знания о своих индивидуально-типологических особенностей позволяет личности координировать себя в жизнедеятельности. Создает безопасное пространство для реализации своего потенциала, как в профессиональном, так и в повседневном поприще. Учет полученных данных, может помочь педагогу-психологу в формировании индивидуальные маршруты для студентов. Знание о степени выраженности экстраверсии и интроверсии не является исчерпывающим. Существующие знание о диспозиционных соотношениях экстраверсии и интроверсии, а также особенностях их проявления формируют индивидуальную картину личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF EXTRAVERSION AND INTROVERSION IN PEOPLE WITH DIFFERENT LEVEL OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING (BY THE EXAMPLE OF YOUTH)

The article attempts to study individual typological features of personality, in particular extroversion and introversion. The points of view of researchers on the study of extroversion and introversion in the framework of personality theories are compared. The possible dispositional relations of extraversion and introversion in a person are analyzed. The data obtained can be useful both for the psychological service of the educational institution and for the student himself, for the purpose of self-knowledge. Knowledge about their individual typological characteristics allows a person to coordinate himself in life. Creates a safe space for realizing your potential, both professionally and in everyday life. The use of the obtained data helps the teacher-psychologist to form individual routes for students based on their leading individual characteristics. Knowledge about the severity of extroversion and introversion is not exhaustive. Knowledge about the dispositional relations of extroversion and introversion, as well as about the peculiarities of their manifestation, form an individual picture of the personality.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЭКСТРАВЕРСИИ И ИНТРОВЕРСИИ У ЛИЧНОСТИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА)»

детском саду / Ю.А. Лаптева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2018. - № 9. -С. 57-63

6. Лаптева, Ю.А. Содержательные характеристики мониторинга психического развития детей в условиях дошкольной образовательной организации / Ю.А. Лаптева, Н.И. Федорова // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: гуманитарные и общественные науки. - Т. 3. - 2019. - №3 (11). - С. 240-249

7. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков / А.М. Прихожан. - СПб.: Питер, 2009. - 191 с.

8. Смолева, Т.О. О психологическом здоровье детей дошкольного возраста / Т.О. Смолева, Г.Н. Олонцева // Мир детства и образование: сб. мат-ов Х очно-заоч. Межд. науч.-практ. конф. - Магнитогорск: МГТУ им. Носова, 2016. -С. 27-30

9. Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) // Диагностика эмоционально-нравственного развития / ред. и сост. И.Б. Дерманова. - СПб.: Речь, 2002. - С. 19-28

10. Тимофеева, О.А. Проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста / О.А. Тимофеева // Бюллетень науки и практики. - 2017. - №11. - С. 497-501

11. Чертенкова, Г.И. Комплексный медико-психолого-педагогический мониторинг как условие оптимизации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях / Г.И. Чертенкова // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 6. - С. 240-249

12. Щур, В.Г. Методика изучения представлений ребенка об отношениях к нему других людей // Психология личности: теория и эксперимент / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Академия, 1982. - С. 108-114

Психология

УДК 5.3.1

магистрант Лухменева Анна Сергеевна

Оренбургский государственный педагогический университет (г. Оренбург)

ОСОБЕННОСТИ ЭКСТРАВЕРСИИ И ИНТРОВЕРСИИ У ЛИЧНОСТИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА)

Аннотация. В статье предпринимается попытка в изучении индивидуально-типологических особенностей личности, в частности экстраверсии и интроверсии. Сопоставляются точки зрения исследователей в изучении экстраверсии и интроверсии в рамках теорий личности. Анализируются возможные диспозиционные соотношения экстраверсии и интроверсии у личности. Полученные данные могут быть полезны как для психологической службы учебного заведения, так и для самого студента, с целью самопознания. Знания о своих индивидуально-типологических особенностей позволяет личности координировать себя в жизнедеятельности. Создает безопасное пространство для реализации своего потенциала, как в профессиональном, так и в повседневном поприще. Учет полученных данных, может помочь педагогу-психологу в формировании индивидуальные маршруты для студентов. Знание о степени выраженности экстраверсии и интроверсии не является исчерпывающим. Существующие знание о диспозиционных соотношениях экстраверсии и интроверсии, а также особенностях их проявления формируют индивидуальную картину личности.

Ключевые слова: экстраверсия, интроверсия, индивидуально-типологические особенности, психологическое благополучие, диспозиционные соотношения.

Annоtation. The article attempts to study individual typological features of personality, in particular extroversion and introversion. The points of view of researchers on the study of extroversion and introversion in the framework of personality theories are compared. The possible dispositional relations of extraversion and introversion in a person are analyzed. The data obtained can be useful both for the psychological service of the educational institution and for the student himself, for the purpose of self-knowledge. Knowledge about their individual typological characteristics allows a person to coordinate himself in life. Creates a safe space for realizing your potential, both professionally and in everyday life. The use of the obtained data helps the teacher-psychologist to form individual routes for students based on their leading individual characteristics. Knowledge about the severity of extroversion and introversion is not exhaustive. Knowledge about the dispositional relations of extroversion and introversion, as well as about the peculiarities of their manifestation, form an individual picture of the personality.

Key words: extraversion, introversion, individual typological features, psychological well-being, dispositional relations.

Введение. Дифференциальная психология фокусируется на изучении индивидуальных различий между людьми, а также поиске, как источников, так и последствий этих различий. Существование индивидуально-типологических особенностей формируют потребность в понимании их происхождения, и необходимости учитывания их в учебной и профессиональной деятельности. Расширение знаний о своих индивидуально-типологических особенностях позволяет юношам и девушкам решать как возрастные, так и текущие задачи в своей повседневной жизнедеятельности. Опираясь на знание о своих индивидуальных особенностях, юноши выбирают наиболее подходящие для себя методы обучения, стратегии поведения, социальных партнеров, профессию и так далее. Такой выбор оказывает положительное влияние на личность, тем самым повышая уровень его психологического благополучия.

Общепсихологические аспекты индивидуально-типологических особенностей исследовались такими известными учеными, как К. Юнг, Р.Б. Кеттела, Л.Н. Собчик, их исследования строились в рамках изучения самих особенностей, а также влияние, которое они оказывают на личность. В частности, к чертам «экстраверсия» и «интроверсия» обращались следующие известные ученые: К. Юнг, Г. Айзенка, Р.Б. Кеттела, Л. Голдберг, Дж. Гилфорд, Л.Н. Собчик. Раскрытие экстраверсии и интроверсии как индивидуально-типологических черт личности представлено в следующих теориях личности: аналитическая теория личности Карла Юнга; трехфакторная теория личности Г. Айзенка; структурная теория черт личности Р. Кеттелла; теория акцентуаций характера К. Леонгарда; теория ведущих тенденций личности Л.Н. Собчик. Общим во всех теориях личности является то, что авторы определяли экстраверсию и интроверсию как диспозиционные личностные черты.

Прикладной аспект в психологической науке представлен исследованиями отличительных особенностей экстравертов и интровертов, проявляющихся в поведении, общении, мыслительных операциях (В.В. Белоус, Р. Драммонд и А. Стоддарт), речи, особенностях памяти (А.В. Пенская, Хорвата и Г. Айзенка) и внимания (В.А. Петровский и Е.М. Черепанова). Эмпирические исследования проводились в рамках изучения влияния экстраверсии и интроверсии на: риск употребления ПАВ (Л.Меренак); отношение к алкоголю (Т.И. Палачева); профессиональную направленность (Х.Ч. Хок); удовлетворенность жизнью (благополучием) (Ю.Д. Чертковой, О.С. Алексеевой и А.Я. Фоминых); психологическое благополучие (E.S. Huebner,B.Rigbi, 2006г.). Резюмируя, отметим, что экстраверсия и интроверсия как индивидуально-

типологические особенности личности оказывают влияние как на повседневную жизнедеятельность личности, так и на профессионализацию.

Очевидным является противоречие между необходимостью расширения знаний об экстраверсии и интроверсии как индивидуально-типологических черт личности, и недостаточностью эмпирических данных относительно особенностей выраженности данных черт личности в контексте юношеского возраста.

Совершая попытку в разрешении противоречия целью исследования является выявление особенностей выраженности и диспозиционных соотношений экстраверсии/интроверсии у юношей и девушек, имеющих различные уровни психологического благополучия.

Объект исследования: экстраверсия и интроверсия как индивидуально-типологические особенности личности.

Предмет исследования: различия выраженности и диспозиционных соотношений экстраверсии/интроверсии у юношей и девушек с разным уровнем психологического благополучия.

Задачи исследования:

1) теоретически проанализировать черты личности «экстраверсия» и «интроверсия» через психологические теории личности;

2) подобрать и обосновать методы и методики для определения выраженности экстраверсии/интроверсии и уровня психологического благополучия в юношеском возрасте;

3) определить степень выраженности экстраверсии и интроверсии, диспозиционных соотношений у юношей и девушек.

Изложение основного материала статьи. В психологической науке существуют подходы к пониманию личности. Наиболее актуальными и разработанными среди них являются следующие: биологический (развитие личности как развертывание генетической программы); социологический (продукт культурно-исторического развития); индивидуально-психологический (личность как совокупность индивидуальных черт). В рамках индивидуально-психологического подхода личность характеризуется чертами и особенностями, образующими ее индивидуальность.

Впервые термин «экстраверсия» ввел К.Г. Юнг. К.Г. Юнг выделил установки, характеризующие поведение человека: экстраверсия и интроверсия. Экстраверсия как установка «движение интереса направлено на объект, а в другом случае оно отвращается от объекта и направляется к субъекту, на его собственные психические процессы» [3, С. 27].

К.Г. Юнг характеризовал интровертов как личностей, предпочитающих погружение в мир воображения и размышлений, направленных на себя, а экстравертов как направленных на растрачивание собственной энергии, движение их по направлению к окружающим объектам.

Все представленные теории личности объединяет диспозиционный подход к исследованию экстраверсии/интроверсии как индивидуально-типологических черт личности. Мы в своем исследовании опираемся на теорию личности Л.Н. Собчик, и определяем интроверсию и экстраверсию как индивидуально-типологические свойства, проявляющиеся в обращенности индивида в мир собственных переживаний и фантазий, и обращенности в мир реально существующих ценностей, соответственно.

Наше исследование проводится в логике констатирующего эксперимента и состоит из нескольких этапов:

1. Организационный. В соответствии с задачами нашего исследования целью организационного этапа служит обоснование методов и методик исследования, характеристика выборки исследования. В соответствии с этим, нами выбран метод опроса, методики «Шкалы психологического благополучия» (К. Рифф), «Индивидуально-типологические особенности» (Л.Н. Собчик). В связи с тем, что метод опроса, как и любой другой метод, обладает как преимуществами, так и недостатками. Учитывая недостатки данного метода, в дальнейшем планируем минимизировать недостатки метода опроса, дополнительным методом - наблюдение.

2. Диагностический. На данном этапе реализовываются эмпирические задачи. А именно диагностируется выраженность экстраверсии и интроверсии у студентов первого курса. В ходе диагностического этапа отмечено, что для выявления особенностей экстраверсии и интроверсии у юношей с разным уровнем психологического благополучия, недостаточно определение только степени выраженности экстраверсии и интроверсии. Так как данные индивидуально-типологические особенности могут иметь различную степень выраженности у личности. В связи с чем, мы предпринимаем попытку в группировании по различным степеням выраженности экстраверсии и интроверсии у юношей.

В исследовании принимают участие студенты 1-го курса, из них 68 девушек и 11 юношей, всего 79 студентов, разных факультетов. Возраст 18-21 год. Обучающиеся относятся к юношеской возрастной группы.

На первом этапе исследования было проведено диагностирование с помощью методики «Индивидуально-типологические особенности».

Таблица 1

Степени выраженности экстраверсии и интроверсии у юношей и девушек

Индивидуально-типологические особенности Тип выраженности

Гармон. Акцент. Дезадапт. Эмотив.

В % Абст. знач. В % Абст. знач. В % Абст. знач. В % Абст. знач.

Экстраверсия 11 9 32 25 47 37 10 8

Интроверсия 30 24 41 31 1 1 28 23

Экстраверсия как акцентуированная черта личности продиагностирована у 32% обучающихся, что свидетельствует об обращенности студентов в мир реальных явлений, общительности и открытости. Гармоничная степень выраженности данной черты диагностируется у 11% студентов. У таких студентов, вероятнее всего, проявление данной черты находится в пределах нормы, а то есть студенты проявляют общительность, любовь к групповой работе, но в пределах нормы. Дезадаптивный тип экстраверсии был продиагностирован у большинства студентов первого курса - 47%. Данный тип характеризуется неразборчивостью и назойливостью в межличностном общении.

Анализируя шкалу «гопоэмотивность», отметим, что 10% студентов показали высокие результаты. Полученные результаты свидетельствуют о неискренности во время исследования или, как отмечает автор, «плохого самопонимая» [2].

По шкале «Интроверсия» у 1% обучающихся продиагностирован дезадаптивный тип. Что отражается в застенчивости и недостаточной общительности. У 41% испытуемых результаты соответствовали акцентуированному типу интроверсии, который характеризуется склонностью избегать социальных контактов, направлять свое внимание на себя. У 30%

обучающихся, данная шкала определяется в пределах нормы. По шкале «гопоэмотивность» 28% студентов показали высокие результаты.

В дальнейшем студенты, чьи результаты не прошли шкалу искренности (эмотивность) в исследовании участие не принимали.

Полученные результаты могут свидетельствовать о разно-выраженной степени экстраверсии и интроверсии у студентов первого курса. У большинства студентов выраженность экстраверсии определяется как дезадаптивная, что говорит о чрезмерной потребности в общении, возможно, нарушая границы другого человека. Акцентуированная экстраверсия встречается у 25 студентов, что составляет 32% всей группы. Такие студенты испытывают выраженную потребность в общении, они открыты миру и общению с ним. Гармоничная и эмотивная степени выражены у меньшего количества студентов, у 9 и 8 студентов, относительно. Гармоничная степень выраженности экстраверсии проявляется в умеренной открытости личности, потребности ее в общении с социумом. Такие студенты входят в пределы «нормы».

Интроверсия как индивидуально-типологическая особенность, у большинства студентов (31 человек) выражена как акцентуированная черта личности. Студенты с акцентуированной интроверсией, вероятнее всего, стремятся к уединению. Они склоны к самоанализу и анализу других людей, также, вероятно всего, проявляют выраженную эмпиричность по отношению к окружающий, как результат самоанализа. Дезадаптивная интроверсия выражена лишь у одного студента всей группы, и, вероятно, проявляется в стремлении закрыться и укрыться от окружающих его людей. Такой человек может характеризоваться замкнутостью и необщительностью. Интроверсия, выраженная как гармоничная, проявляется у 24 студентов группы, что выражается в умеренно стремлении к уединению и обращенности внимания в мир собственных переживаний.

Полученные данные по степени выраженности экстраверсии и интроверсии не дают точной картины реальности. Поэтому в ходе исследования нами были определены группы по степени соотношения экстраверсии и интроверсии у студентов (табл.2). В таблице представлены степень выраженности экстраверсии/интроверсии, данные степени группируются в диспозиционные соотношения.

Таблица 2

Соотношение экстраверсии и интроверсии у студентов первого курса

Экстраверсия Интроверсия

Гармоничный Акцентуированный Дезадаптивный

В % Абсолют. знач. В % Абсолют. знач. В % Абсолют. знач.

Гармоничный 2 2 9 7 0 0

Акцентуированный 6 5 19 15 0 0

Дезадаптивный 21 17 4 3 0 0

По таблице 2, можно увидеть, что:

1) у 2% (2) испытуемых в равном количестве выражается и экстраверсия интроверсия как гармонично развивающийся черты личности;

2) акцентуированная экстраверсия и гармоничная интроверсия была продиагностирована у 6% (5) испытуемых;

3) дезадаптивная экстраверсия и гармоничная интроверсия была диагностирована у 21% (17) испытуемых;

4) акцентуированная интроверсия и гармоничная экстраверсия была диагностирована у 9% (7) испытуемых;

5) акцентуированная интроверсия и акцентуированная экстраверсия была продиагностирована у 19% (15) испытуемых;

6) акцентуированная интроверсии и дезадаптивная экстраверсия была продиагностирована у 4% (3) испытуемых.

Таким образом, можно сделать попытку в группировании полученных результатов:

1) студенты с гармонично выраженной экстраверсией продемонстрировали гармонично развитую интроверсию (2%), что может характеризовать их как личностей общительных, открытых, рефлексирующих, но при этом анализирующих окружающий мир. Такие студенты способны к взаимодействию, открыты новому из мира, но при этом могут испытывать краткосрочные потребности в уединении, и необходимость в анализе своих поступков и поступков окружающих;

2) студенты с гармонично выраженной экстраверсией и акцентуированной интроверсией - 9%. Такие студенты могут характеризоваться открытостью к миру, но их проявление краткосрочно, так как возникает потребность в уединении, рефлексии, тишине и так далее. Такие студенты способны делать работу в команде, но при большой необходимости, так как наиболее комфортно и эффективно работать одному;

3) студенты с акцентуированной экстраверсией и гармоничной интроверсией - 6%. Такие студенты предпочитают находиться в обществе, общаться, получать информацию извне. Вероятно, склонны к проявлению интереса к людям. Но также могут стремиться к краткосрочному уединению, анализу;

4) студенты с акцентуированной экстраверсией и акцентуированной интроверсией - 19%. Такие студенты, вероятнее всего, могут переживать подростковый кризис, переход от детства к взрослости. Так как их эмоциональный фон не стабилен, склонны к крайностям в выраженности экстраверсии и интроверсии. Также такое проявление может свидетельствовать о нарушенной адаптации, или сам пик приспособления человека в новое общество. Данный тип может характеризоваться быстрой сменой настроения, от общительности к полному уединению и нежеланию входить в новые контакты;

5) у большинства студентов был продиагностирован следующий тип «дезадаптивная экстраверсия-гармоничная интроверсия» - 21%. Такие студенты характеризуются способностью быстро надоедать собеседникам, быть назойливыми. И, возможно, при неудачах в такого рода общении способны уйти в уединение с собой;

6) студенты с дезадаптивной экстраверсией и акцентуированной интроверсией - 4%. Такие студенты проявляют чрезмерный интерес к собеседнику, возможно даже надоедая или наскучивая ему, при этом резко реагирующие на критику, склонны уйти в себя и прекратить общение.

Таким образом, отметим, что среди студентов первого курса были выявлены личности с акцентуацией обеих черт личности, что может быть предпосылкой социальной дезадаптацией, нарушенной адаптации в новом социуме. Так же такое проявление может свидетельствовать о незаконченном протекании кризиса, так как в данный период характеризуется эмоциональной нестабильностью. Также были студенты с дезадаптивной экстраверсией и гармоничной интроверсией, что также характеризуется как потребность в общении, излишнее вмешательство в жизнь другого человека, размытие границ как своих, так и чужих. Так же были студенты со следующими типами выраженности «гармоничная экстраверсия-

акцентуированная интроверсия», «акцентуированная экстраверсия-гармоничная интроверсия», «гармоничная экстраверсия-гармоничная интроверсия» и «дезадаптивная экстраверсия-акцентуированная интроверсия».

Для определения групп психологического благополучия была проведена методика «Шкалы психологического благополучия» (К. Рифф). С помощью данной методики был продиагностирован уровень психологического благополучия у студентов первого курса.

У большинства обучающихся наблюдается высокий (48%) и средний (39%) уровни психологического благополучия, что, вероятнее всего, характеризует их как людей, оценивающих себя как самостоятельных, независимых от общественного мнения людей. Их поведение и самооценка зависят исключительно от личных стандартов и адекватного субъективного восприятия. Низкий уровень (13%) характеризуется конформностью, внешним контролем, чувством скуки и незаинтересованности в жизни, затруднениями в социальных контактах.

Резюмируя, отметим, что большинство студентов первого курса обладают высоким уровнем психологического благополучия. Такие студенты, скорее всего, бережно относятся к своему психологическому состоянию, стремятся к удовлетворению своих потребностей и интересов. Студенты со средним уровнем психологического благополучия, могут характеризоваться независимостью от окружающих, самостоятельностью, положительным отношение к себе, и, вероятнее всего, имеют цель в жизни, а также стремятся к ее достижению. Наименьшее количество студентов показали результаты с низким уровнем психологического благополучия, что, вероятнее всего, характеризует из как зависимых от мнения окружающих, не способных к удовлетворению своих интересов и потребностей.

Таблица 3

Содержательные различия экстраверсии и интроверсии на разных уровнях психологического благополучия

Черты личности Уровни психологического благополучия

Высокий Средний Низкий

Абсолют. знач. В % Абсолют. знач. В % Абсолют. знач. В %

Экстраверсия Гармонич. 2 9 5 21 2 67

Акцент. 11 50 8 33 1 33

Дезадапт. 9 41 11 46 0 0

Интроверсия Гармонич. 11 50 12 50 1 33

Акцент. 11 50 12 50 2 67

Выраженность экстраверсии и интроверсии представлена гармоничной, акцентуированной и дезадаптивной типами.

При высоком уровне психологического благополучия наблюдаются 2 человека (9%) с гармоничной, 11 человек (50%) с акцентуированной и 9 человек (41%) с дезадаптивной экстраверсией. Интроверсия на высоком уровне психологического благополучия выражена как гармоничная (11 чел. - 50%) и акцентуированная (11 чел. - 50%).

При среднем уровне психологического благополучия наблюдаются 5 человек (21%) с гармоничной, 8 человек (33%) с акцентуированной и 11 человек (46%) с дезадаптивной экстраверсией. Интроверсия на среднем уровне психологического благополучия выражена как гармоничная (12 чел. - 50%) и акцентуированная (12 чел. - 50%).

При низком уровне психологического благополучии наблюдаются 2 человека (67%) с гармоничной и 1 человек (33%) с акцентуированной экстраверсией. Интроверсия на низком уровне психологического благополучия выражена как гармоничная (1 чел. - 33%) и акцентуированная (2 чел. - 67%).

Выводы. Таким образом, отметим, что различия в выраженности экстраверсии и интроверсии на разных уровнях психологического благополучия представлены не единообразно. Экстраверсия и интроверсия как индивидуально-типологические особенности личности оказывают влияние не только на эмоциональную составляющую личности, но и на когнитивную (мышление, ощущение и так далее) и волевую (например, принятие решения). Изучение только степени выраженности индивидуально-типологических особенностей не целесообразно, так как при ведущем типе экстраверсии/интроверсии возможна различная вариативность соотношений. Результаты исследования могут стать основой для психологической службы по разработки индивидуальных маршрутов.

Литература:

1. Мишкевич, А.М. Изменчивость черт личности и установок на черты в коротких временных интервалах.: автореферат дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Мишкевич Арина Михайловна. - Пермь, 2019. - 12 с.

2. Собчик, Л.Н. Индивидуально-типологический опросник. Практическое руководство к традиционному и компьютерному вариантам теста / Л.Н. Собчик. - М.: Боргес, 2010. - 60 с.

3. Юнг, К.Г. Психологические типы: пер. с нем. / К.Г. Юнг. - М.: Прогресс-Универс, 1995. - 716 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.