Автоматический режим работы роботизированной установки пожаротушения включается по сигналу от автоматических пожарных извещателей общего обзора или от зонных автоматических пожарных извещателей. Расстановку роботизированных установок пожаротушения обычно осуществляют так, чтобы каждая точка защищаемого объекта находилась в зоне действия не менее чем двух установок.
Совокупность нескольких роботизированных установок пожаротушения, объединенных общей системой управления и обнаружения пожара, называют роботизированным пожарным комплексом. Такой подход к управлению несколькими роботизированными установками пожаротушения предусматривает наличие общего пульта управления, алгоритм работы которого зависит от особенностей решаемой задачи.
В настоящее время в нашей стране активно ведутся работы в данном направлении. Предполагается, что наибольшее распространение получат роботизированные установки (стационарные роботы), выполненные на базе лафетных стволов. Активность в разработке и создании пожарных роботов проявляется в патентовании различных устройств, отличающихся как по конструкции, так и по принципу управления.
Применение дистанционно-управляемых лафетных стволов является, несомненно, шагом вперед по сравнению с использованием ручных лафетных стволов, однако не позволяет автоматизировать процесс противопожарной защиты объектов. Кроме того, в помещениях замкнутого объема применение данных установок неэффективно из-за сильной задымленности и потери видимости.
Для решения задач автоматизации противопожарной защиты объектов в состав контура управления должны входить подсистемы пожарной сигнализации и пожаротушения.
Учитывая концепцию построения комплексной системы безопасности объекта, очевидно, что современные средства пожаротушения должны отвечать следующим принципам: гибкость, открытость, перепрограммируемость, модульное построение и автономное функционирование.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Рекомендации по особенностям ведения боевых действий и проведении первоочередных аварийно - спасательных работ, связанных с тушением пожаров на различных объектах. - М.: ГУГПС МВД России, 2000. - 62с.
2. Руководство по тушению пожаров нефти и нефтепродуктов в резервуарах и резервуарных парках. М.: МЧС РФ, 2013. - 79 с.
3. Шароварников А.Ф. Тушение пожаров нефти и нефтепродуктов / А.Ф. Шароварников, В.П. Молчанов, С.С. Воевода, А.С Шароварников. - М.: Издательский дом «Калан», 2002. - 448 с.
4. Шароварников А.Ф. Научное обеспечение противопожарной защиты объектов переработки, хранения и транспортировки нефти /А.Ф. Шароварников. Юбилейный сборник трудов Академии ГПС МЧС России. Под ред. Е.А. Мешалкина.-М.: Академия ГПС МЧС России, 2003.-с.49-65.
УДК 614.084.
Д.В. Конорев, А.В. Жердев
ВУНЦ ВВС «ВВА им. Проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АЭРОДРОМНЫХ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
В данной статье излагаются особенности эксплуатации аэродромных пожарных
автомобилей состоящих на вооружении в службах поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов. Продление срока службы аэродромных пожарных автомобилей.
Ключевые слова: аэродромные пожарные автомобили, эксплуатация, пожарная техника, срок службы.
D. V. Konorev, A. V. Zherdev
FEATURES OF OPERATION OF AIRPORT FIRE TRUCKS
This article describes the features of operation of airfield fire trucks in service of search and rescue support of flights. Extension of service life of airfield fire trucks.
Keywords: airfield fire trucks, operation, fire equipment, service life.
На эксплуатации в службах поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов авиапредприятий должны находиться только аэродромные пожарные автомобили (далее АА), рекомендованные и допущенные в установленном порядке к эксплуатации.
Техническая эксплуатация АА в авиапредприятиях должна осуществляться на основании эксплуатационной документации предприятия (завода) - изготовителя данного образца аэродромного автомобиля.
Внесение любых изменений в конструкцию эксплуатируемых пожарных автомобилей, без согласования с заводом - изготовителем данного образца автомобиля, запрещается.
Внесение изменений в конструкцию систем и агрегатов эксплуатируемых АА (состав и тип систем пожаротушения, тип насоса и лафетного ствола, установок для покрытия ВПП пеной, запас огнетушащих веществ), приводящих к изменению базовых тактико-технических характеристик автомобиля, возможно только при согласии завода-изготовителя и положительном заключении органа по сертификации.
Готовность аэродромного ПА определяется технически исправным состоянием всех его узлов, систем и агрегатов, заправкой горюче-смазочными материалами, огнетушащими веществами, укомплектованностью пожарно-техническим оборудованием, снаряжением и инструментом.
Начальники служб авиационных предприятий, их заместители - начальники ведомственной пожарной охраны несут ответственность за эксплуатацию пожарной техники, постоянную готовность аэродромных пожарных автомобилей, средств пожаротушения и правильное их использование, организацию технического обслуживания, ремонта, учета работы, а также за техническую подготовку личного состава, проведение мероприятий по охране труда и предупреждению дорожно-транспортных происшествий.
Аэродромные пожарные автомобили, состоящие на вооружении в ведомственной пожарной охране, должны использоваться только для выполнения оперативных задач по тушению пожаров, дежурства по противопожарному обеспечению и тренировок пожарно-спасательных расчетов. Использование аэродромных пожарных автомобилей для выполнения работ, не связанных с противопожарным обеспечением полетов и объектов аэропорта, запрещается.
Средний срок эксплуатации (службы) всех типов аэродромных пожарных автомобилей установлен заводом-изготовителем в соответствии с технической документацией на пожарный автомобиль. Если срок службы пожарного автомобиля не установлен заводом-изготовителем, то в соответствии с Законами «О сертификации продукции и услуг» и «О защите прав потребителей» средний срок службы аэродромного пожарного автомобиля должен не превышать 10 лет со дня его изготовления.
Продление установленного срока эксплуатации аэродромного пожарного автомобиля производится индивидуально для каждого пожарного автомобиля, находящегося в эксплуатации.
Решение о продлении срока эксплуатации аэродромного пожарного автомобиля принимается руководителем территориального органа ФАС России на основании акта по результатам специальной комиссионной проверки данного пожарного автомобиля.
Специальная комиссионная проверка аэродромного пожарного автомобиля проводится по окончании установленного срока эксплуатации пожарного автомобиля с использованием «Методики проверки технического состояния аэродромного пожарного автомобиля» на продление срока эксплуатации, согласованной с органом по сертификации.
Комиссия, с целью продления срока эксплуатации аэродромного пожарного автомобиля, создается в территориальном органе. Комиссия формируется из специалистов службы ПАСОП, службы спецтранспорта и других сотрудников авиапредприятия и соответствующего территориального органа.
На основании выполненных работ комиссия составляет Акт по результатам специальной проверки данного образца аэродромного пожарного автомобиля. В выводах и предложениях даются заключения об общем техническом состоянии аэродромного пожарного автомобиля и рекомендации по продлению срока эксплуатации, либо по его списанию или ремонту.
Запись о продлении срока эксплуатации автомобиля, с указанием даты и номера приказа или другого распорядительного документа, вносится в формуляр (паспорт) пожарного автомобиля.
При проведении инспекционной проверки специалисты имеют право снять с эксплуатации аэродромные пожарные автомобили, не соответствующие требованиям, изложенным в «Методике проверки технического состояния аэродромного пожарного автомобиля» на продление срока эксплуатации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Безбородько М.Д., Цариченко С.Г., Роенко В.В. и др.; под ред. Безбородько М.Д. Пожарная и аварийно-спасательная техника: учебник: в 2 ч. Ч. 1 - М.: Академия ГПС МЧС России, 2012. - 353 с.
2. ПовзикЯ.С. Пожарная тактика: М.: ЗАО «Спецтехника», 1999, - 419 с.
3. Теребнев, В.В. Пожарная техника. Кн. 1. Пожарно-техническое вооружение. Устройство и применение / В. В. Теребнев, Н. И. Ульянов, В. А. Грачев. - М.: Центр Пропаганды, 2007. - 328 с.
4. Яковенко Ю.Ф. Современные пожарные автомобили. М.: Стройиздат, 1998. -
352 с.
УДК 614.841.4
В.А. Копылов, В.А. Бородин, А.А. Соколов
Воронежский институт - филиал ФГБОУ ВО «Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России»
ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРОВ В ТОРГОВО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСАХ
В статье рассмотрены особенности тушения торгово-развлекательных комплексов, а также описываются разнообразные способы тушения пожаров подразделениями пожарной охраны.
Ключевые слова: особенности, тушение пожаров, торгово-развлекательные.
163