УДК 37
13.00.00 Педагогические науки
ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
Юнов Сергей Владленович
кандидат физико-математических наук, профессор,
кафедра прикладной математики
БРШ-код= 9260-5285
ФГБОУВО «Кубанский государственный
университет», Краснодар, Россия
Фешина Елена Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры компьютерных технологий и систем РИНЦ БРШ-код 1535-6479
ФГБОУ ВО «Кубанский ГАУ им. И.Т. Трубилина»,
Краснодар, Россия
Обосновывается актуальность проблемы совершенствования экономического воспитания студентов, выявляются особенности её разрешения в информационной подготовке высшей школы. Актуальность исследований по совершенствованию экономического воспитания студентов обусловлена рядом факторов: необходимостью развития малого и среднего бизнеса в России; необходимостью обеспечения конкурентоспособности выпускников; необходимостью профилактики многочисленных финансовых проблем, возникающих у молодых людей по причине их экономической безграмотности и др. В глобальном плане работа по совершенствованию экономического воспитания студентов призвана способствовать формированию национальной философии «опоры на собственные силы». Во многих странах мира такая работа в образовательных учреждениях проводится как в качестве самостоятельных предметов, так и в рамках существующих предметов, изучаемых в учебных заведениях. Утверждается, что информационная подготовка студентов высшей школы может и должна вносить определенный вклад в реализацию каждой из общественных функций экономического сознания: просвещенческой, развивающей, воспитательной, организующей, эстетической и прогностической. Обосновывается, что при информационной подготовке наиболее целесообразно формирование одной из таких функций - прогностической. Отмечается эффективность решения указанной проблемы на основе авторской методологии ролевого информационного моделирования
Ключевые слова: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
UDC 37
Pedagogical sciences
PECULIARITIES OF ECONOMIC EDUCATION IN THE PROCESS OF INFORMATION TRAINING OF STUDENTS OF HIGH SCHOOLS
Yunov Sergei Vladlenovich Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Professor of the Department of Applied Mathematics Kuban State University, Krasnodar, Russia e-mail: [email protected]
Feshina Elena Vasilevna
Candidate of Pedagogical sciences
Federal State Budgetary Educational Institution of
Higher Education "Kuban State Agrarian University
named after I. T. Trubilin ", Krasnodar, Russia
e-mail: [email protected]
The urgency of the problem of improving the economic education of students is justified, there are considered features of its resolution in informatics training in the higher school. The relevance of research on improving the economic education of students is due to a number of factors: the need for the development of small and medium-sized businesses in Russia; The need to ensure the competitiveness of graduates; The need to prevent the numerous financial problems that arise in young people due to their economic illiteracy, etc. In the global plan, the work to improve the economic education of students is called upon to contribute to the formation of a national philosophy of "self-reliance". In many countries of the world such work in educational institutions is carried out both as independent subjects, and within the framework of existing subjects studied in educational institutions. It is asserted that the information education of high school students can and should make a definite contribution to the realization of each of the social functions of economic consciousness: enlightened, developing, educational, organizing, aesthetic and prognostic. It is substantiated that with information preparation it is most expedient to form one of such functions - prognostic. It is worthwhile to solve this problem based on the methodology of role information modeling
Keywords: ECONOMIC CONSCIOUSNESS,
СОЗНАНИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ECONOMIC EDUCATION, CONTINUING
ВОСПИТАНИЕ, НЕПРЕРЫВНОЕ EDUCATION INFORMATION, ROLE
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, INFORMATION MODELING РОЛЕВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
Doi: 10.21515/1990-4665-128-032
Особенности экономического воспитания в процессе информационной
подготовки студентов вузов
В современных педагогических исследованиях выделяют умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, правовое, гражданское, экономическое и экологическое воспитание. Между тем вопросы воспитания студентов в процессе их математической и информационной подготовки не часто рассматриваются в научных исследованиях и, еще реже - в практической преподавательской деятельности. Ведь это, как отмечал Р.Н. Щербаков (относительно воспитания на занятиях по физике) «считалось явлением чуждым самому существу науки, подменой полноценного процесса обучения воспитанием и, по сути, признаком дурного тона» [8]. Несмотря на периодическое обращение ряда исследователей к этой теме, и сегодня «вопросы воспитания в процессе преподавания многих учебных дисциплин остаются на втором после обучения месте, являясь необязательным к нему дополнением» [19].
Отметим два принципиальных обстоятельства [10].
Первое. Любое направление воспитательной работы (экономическое, правовое, экологическое и т.д.) должно рассматриваться через призму нравственного воспитания. Так, задача достижения финансового благополучия за счёт других людей безнравственна и, следовательно, не должна быть предметом экономического воспитания.
Второе. Нельзя сформировать (воспитать) некоторые желаемые социумом качества личности в процессе преподавания какой-нибудь одной учебной дисциплины. Только осознание решаемой проблемы всеми
субъектами образовательного процесса в совокупности с профессиональным мастерством преподавателей может способствовать её решению.
Говоря о воспитании в процессе информационной (информатической) подготовки, отметим, что само по себе изучение тех или разделов курса информатики и ИКТ отнюдь не гарантирует развития каких-либо положительных личностных качеств обучаемых. Более того, всегда следует помнить о том, что «информационные технологии могут и отрицательно воздействовать на обучаемых, деформируя их личность» [7]. Поэтому осознанный выбор методологии преподавания представляется нам исключительно важным. Обоснуем, в контексте исследуемой в настоящей работе проблемы, применяемую нами методологию ролевого информационного моделирования (РИМ).
В информационной подготовке моделирование должно рассматриваться в трёх аспектах: как средство обучения, как инструмент познания и как объект изучения (С.А. Бешенков, Е.А. Ракитина). Нами было показано, что эффективность применения моделирования в информационной подготовке студентов вузов во всех этих аспектах, существенно повышается за счёт интеграции его с ролевым подходом, заключающемся во введении в процесс обучения набора социальных ролей, детерминированного дидактическими задачами [9], [12-15], [17-20], [22], [24].
Под методологией ролевого информационного моделирования (РИМ) в системе высшего образования мы понимаем такую организацию педагогической деятельности, которая, интегрируя педагогические возможности информационного моделирования (как средства обучения, объекта изучения и инструмента познания) и ролевого подхода, позволяет не только целенаправленно формировать у студентов общеучебные умения информационного моделирования, но и готовить их к выполнению
различных социальных ролей и взаимодействию с людьми, выступающими в различных социальных ролях. При этом РИМ выступает не только как эффективное дидактическое средство, используемое преподавателем, но и как формируемые умения, причем умения двоякие: мы учим студентов не только критически анализировать разработанные кем-то информационные модели (с позиции различных социальных ролей), но и разрабатывать их самостоятельно [19].
Отметим, что нравственному воспитанию студентов нами уделяется особое внимание, ведь забота о другом составляет стержень методологии РИМ. Работа над разработкой и защитой компьютерных информационных моделей с точки зрения различных социальных ролей может воздействовать на подсознание студентов, способствуя формированию у них положительных личностных качеств. Приведем примеры таких заданий.
Задание на разработку серии информационных моделей «Черные ящики», предназначено для освоения встроенных функций в среде процессоров электронных таблиц, условного форматирования, проверки и защиты данных. Воспитательный эффект здесь проявляется (может проявиться) в том, то освоение социальных ролей старших, побуждает студентов задуматься об интересах младших [21].
Задание на анализ проблем, которые могут возникнуть у тех людей, кому отправляется некоторый файл по электронной почте, направлено на организацию обобщающего повторения школьного учебного материала (рассматриваются вопросы архивирования, защиты информации, правовые вопросы, проблемы совместимости программных приложений и т.д.). Воспитательный эффект здесь проявляется (может проявиться) в том, что мы учим студентов моделировать различные проблемы, избавляя от них получателей [23].
Таким образом, ролевое информационное моделирование позволяет нам разрабатывать бифункциональные информационные модели с двумя доминирующими функциями: обучающей и воспитывающей. Некоторые из этих моделей представлены в работах [9, 12, 14, 22].
В работе [10] одним из авторов показано, что методология РИМ способствует экономическому воспитанию учащихся. Настоящая статья продолжает эту актуальную, на наш взгляд, тематику.
Под экономическим воспитанием понимают системную педагогическую деятельность, целью которой служит формирование экономического сознания учащихся. Экономическое сознание, являясь частью научного мировоззрения студентов, обеспечивает понимание ими экономической жизни общества, позволяя принимать в ней осознанное и эффективное участие. Согласно [3, с.226-227] экономическое сознание выполняет ряд общественных функций: просвещенческую, развивающую, воспитательную, организующую, эстетическую и прогностическую. В работе [10] одним из авторов было проанализировано, какой вклад в реализацию каждой из этих функций может и должна вносить информационная подготовка учащихся в системе непрерывного информационного образования. В настоящей работе мы остановимся на одной из таких функций - прогностической, формирование которой наиболее целесообразно при информационной подготовке.
Актуальность исследований по совершенствованию экономического воспитания студентов обусловлена целым рядом факторов. Это и необходимость развития малого и среднего бизнеса в РФ, и необходимость обеспечения конкурентоспособности выпускников, и необходимость профилактики многочисленных проблем (неоправданные кредиты, не умение распознавать мошеннические финансовые схемы и т.п.), возникающих у молодых людей по причине их экономической
безграмотности [25]. В работе [6] особо отмечается, что «В целом ряде стран программы и проекты по повышению финансовой грамотности населения призваны способствовать формированию национальной философии «опоры на собственные силы», чтобы каждый гражданин достиг финансовой независимости и сохранил ее в пожилом возрасте». При этом практическая реализация таких программ проводится как в качестве самостоятельного предмета, так и в рамках существующих предметов, изучаемых в учебных заведениях. Однако повышение финансовой грамотности - важная, но далеко не единственная задача, решению которой может способствовать методология РИМ.
Семакин И. Г. и Шеина Т.Ю. приводят следующую классификацию задач из области информационного моделирования [5, с. 149]:
1. Дана информационная модель объекта; научиться её понимать, делать выводы, использовать для решения задач;
2. Дано множество несистематизированных данных о реальном объекте (системе, процессе); систематизировать и, таким образом, получить информационную модель;
3. Дан реальный объект (процесс, система); получить информационную модель.
Понятно, что говорить о формировании прогностической функции экономического сознания в полной мере можно лишь при реализации двух последних типов задач на построение информационных моделей. Хотя и грамотная работа с нетривиальной, уже существующей моделью, может быть весьма полезной в рассматриваемом аспекте.
Приведём ряд примеров разработанных нами в этом направлении практических заданий, которые, как известно, иногда бывают «полезнее правил» (Исаак Ньютон).
Третьему типу задач из области информационного моделирования соответствует следующая постановка задачи на разработку ролевой компьютерной информационной модели.
Вы - помощник руководителя фирмы. Вам необходимо помочь выбрать ему автомобиль из предварительно одобренных им 8-10 вариантов. Критерий выбора - минимальная суммарная цена покупки и владения в течение года.
В процессе работы над решением этой задачи студентам необходимо не только разобраться с различными затратами автовладельца (страховки, ежегодный налог, техническое обслуживание, топливо и т.д.), но и научиться создавать элементы управления в среде электронных таблиц, обеспечивающие удобный пользовательский интерфейс (списки, радиокнопки, флажки, счётчики и т.д.). Повышенные требования к интерфейсу обусловлены тем, что задача решается не для себя, а для другого пользователя.
Следующий пример.
У фирмы есть два варианта выполнения некоторого объёма работ. При первом - эту работу предлагает сделать другая фирма (за 40 000 р.). При втором - можно поручить эту работу своим сотрудникам (их дополнительная зарплата составит 30 000р.). Какой из вариантов выгоднее, если известны следующие тарифы налогов и страховых взносов на зарплаты (данные на 2016 г.): в Пенсионный фонд РФ (ПФР) - по ставке 22% от начисленной зарплаты; в Фонд социального страхования (ФСС) - по ставке 2,9%; в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) - по ставке 5,1%? Взносы на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний составляют 0,2% от зарплаты. Сколько денег получит «на руки» работник, если налог на доходы физических лиц составляет 13%?
В такой постановке от студентов не требуется знание предметной области, а только умение рассчитывать проценты (что, правда, не для всех из них является простой задачей).
Но формулировка задания может быть и такой.
У фирмы есть два варианта выполнения некоторого объёма работ. При первом - эту работу предлагает сделать другая фирма (за 40 000 р.). При втором - можно поручить эту работу своим сотрудникам (их дополнительная зарплата составит 30 000р.). Какой из вариантов выгоднее?
В этом случае задача усложняется: помимо предыдущих знаний и умений от студентов требуется знание предметной области!
В практической деятельности встречаются и такие случаи, когда информационная компьютерная модель этой задачи (например, в среде MS Excel) уже кем-то разработана, а от лица, принимающего решение (ЛПР) требуется просто заносить в соответствующие ячейки электронной таблицы данные в требуемом формате. При этом грамотное, целенаправленное варьирование тех или иных параметров может позволить ЛПР сделать правильные выводы (если, конечно, разработанная информационная модель адекватна целям моделирования).
Понятно, что приведенные задания относятся к трём вышеперечисленным видам информационных моделей.
Вводя в рассмотрение социальную роль руководителя фирмы, логично задаться вопросом, какова должна быть оплата труда сотрудника, чтобы суммарные затраты фирмы не превысили 50000 рублей? Т.е. руководителю важно дать заработать своему работнику, однако при этом сделать так, чтобы не пострадали интересы фирмы. Для реализации поставленной задачи целесообразно использовать инструментальную возможность MS Excel «Подбор параметра».
Еще одна задача [1, с. 191], приводимая в сокращенном виде.
В районе шесть населённых пунктов, некоторые из которых соединены между собой дорогами. Известно время, необходимое машине «скорой помощи», чтобы проехать от одного пункта до другого и обратно (понятно, что это время в общем случае не совпадает). В одном из населённых пунктов необходимо открыть пункт скорой медицинской помощи, причем выбрать этот пункт надо так, чтобы время поездки до самого удалённого пункта и обратно было наименьшим.
В указанном пособии приведённая задача находится в параграфе «Разные модели одной задачи», и решается разными способами: исходные данные представляются в виде графов, таблиц; математическая модель реализуется на языке Паскаль и в среде электронных таблиц MS Excel. Мы же считаем, что дидактический потенциал этой задачи гораздо шире. «Играя» постановкой задачи, можно и нужно добиваться от студентов -будущих руководителей понимания того, что небольшие (на первый взгляд) изменения в постановке могут в общем случае не только принципиально поменять решение задачи, но и поменять программную среду для её реализации. Дело в том, что в информатике можно выделить две большие составляющие: преобразование информации и представление информации. Эти две составляющие отнюдь не равнозначно представлены в системе непрерывного информационного образования: преобразованию информации уделяется гораздо больше внимания, нередко в ущерб её релевантному представлению.
А что произойдёт с решением, если построить новую дорогу или отремонтировать старую? Что будет, если какая-то дорога временно не доступна? Изменится ли решение задачи, если появятся новые автомобили для «скорой помощи»?
Во всех таких случаях, рассмотрение информационной модели с точки зрения некоторой социальной роли, вносит в неё существенные
коррективы, заставляя студентов осваивать далеко не всегда тривиальные возможности изучаемых программных продуктов.
Формирование у студентов прогностической (от греч. prognosis -предвидение, предсказание) функции экономического сознания означает, учить их предвидеть последствия научно-технического прогресса и социально-экономического развития. Это позволяет будущим выпускникам высшей школы совершенствовать товары и услуги, разрабатывать тактические и стратегии планы развития своего бизнеса.
Для выявления закономерностей и понимания причинно-следственных связей в экономике, прогнозирования, планирования, принятия управленческих решений, применяется компьютерное информационное моделирование экономических систем. Все рассмотренные выше примеры представляют собой простейшие случаи таких систем.
Информационное компьютерное моделирование экономической деятельности производится в различных программных средах. Например, для имитации систем массового обслуживания разработаны специальные приложения, позволяющие существенно упростить разработку и отладку программ, что выгодно отличает их от традиционных языков программирования. Однако в информационной подготовке студентов различных направлений подготовки имитационное моделирование зачастую ограничивается разработкой имитационной модели существующего процесса, вместо того, чтобы варьируя параметры отдельных объектов, принимать решения, оптимизирующие те или иные стороны этого процесса.
Многие работодатели отмечают факт плохой «клиентоориентированности» выпускников вузов, их неумение понять, почувствовать интересы различных групп потребителей. Решению указанной проблемы, на наш взгляд, будет способствовать освоение в
высшей школе современных CRM-систем (Customer Relationship Management) - программных сред, помогающих автоматизировать некоторые аспекты отношений с реальными и потенциальными клиентами. Освоение CRM-систем позволит студентам в ближайшем будущем грамотно структурировать данные, что, в свою очередь, позволит упростить принятие управленческих решений. Это касается как оценки работы отдельных подразделений фирмы, так и отдельных менеджеров; возможности оперативной реакции на жалобы покупателей; учета мнений различных сегментов потребителей; ведения статистики доходов, как по отдельным товарам, так и по отдельным продавцам; возможности выявить проблемные места в бизнес-процессах; возможности осуществления прогнозирования объема продаж и др. [2].
Многочисленными и, к сожалению, не часто изучаемыми в вузах возможностями по разработке и анализу информационных моделей обладают процессоры электронных таблиц MS Excel [16]. При этом здесь, за лёгкостью использования кем-то разработанных компьютерных информационных моделей, важно не упустить сущность изучаемых экономических процессов.
В системе высшего профессионального образования в процессе экономического воспитания сегодня немало внимания отводится маркетингу. При этом важно, чтобы студенты, поняв его суть - изучение потребностей людей и / или их формирование, став предпринимателями, работали над удовлетворением этих потребностей наиболее эффективными способами, а не манипулировали сознанием людей, имитируя заботу о своих клиентах [11, с.235].
Литература
1. Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Моделирование и формализация: Метод. пособие. М.: Лаборатория базовых знаний, 2002.
2. Данилишина А.А., Юнов С.В. Об освоении CRM-систем в системе высшего образования. В сборнике научных трудов по итогам III международной научно-
практической конференции «Актуальные вопросы психологии, педагогики образования», Самара, 2016.
3. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Юрайт, 1999.
4. Николаева И.В. Мировые тенденции в области обеспечения качества высшего образования / И.В. Николаева // Перспективы развития науки в области педагогики и психологии: Сб. науч. тр. по итогам II Междунар. науч.-прак. конф. - Челябинск: ИЦРОН, 2015. - С. 55-57.
5. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2007.
6. Стахович Л.В. Необходимость повышения финансовой грамотности молодежи как важнейший приоритет государственной политики [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://iq.hse.ru/more/finance/neobhodimost-povishenia-finansovoj-gramotnosti
7. Федосов А.Ю. Обучение информатике и информационным и коммуникационным технологиям в средней школе в контексте решения задач воспитания: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2009.
8. Щербаков Р.Н. Теоретические основы формирования у учащихся гуманистических ценностей (на материале обучения физике): Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2000.
9. Юнов С.В. О сериях развивающих задач в системе образования // Информатика и образование. 2010. № 9.
10. Юнов С.В. Общественные функции экономического сознания и особенности их реализации в системе непрерывного информационного образования // Дистанционное и виртуальное обучение. 2016. №3.
11. Юнов С.В. Понятный маркетинг: взгляд со спины индийского слона. Краснодар, Кубанский госуниверситет, 2015.
12. Юнов С. В. Практические аспекты ролевого информационного моделирования // Информатика и образование. 2011. №9.
13. Юнов С. В. Психолого-педагогические проблемы освоения новых информационных технологий в системе непрерывного информационного образования // Дистанционное и виртуальное обучение. 2015. №1.
14. Юнов С.В. Ролевое информационное моделирование в педагогической деятельности. Краснодар: Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования, 2010.
15. Юнов С.В. Теоретические аспекты ролевого информационного моделирования. // Информатика и образование. 2011. №8.
16. Юнов С.В. Я могу работать с Microsoft Excel. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
17. Юнов С.В., Акиньшина В.А. Ролевое информационное моделирование в контексте компетентностного подхода в системе высшего образования // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2016. № 1 (59).
18. Юнов С.В., Архипова А.И., Грушевский С.П. Информационно-профессиональная подготовка студентов вузов на основе теории ролевого информационного моделирования // Дистанционное и виртуальное обучение. 2011. № 7.
19. Юнов С.В., Фешина Е.В. Воспитательные возможности ролевого информационного моделирования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2011. № 2.
20. Юнов С.В., Юнова Н.Н., Фешина Е.В. Воспитание, эвфемизмы, информатика // Материалы докладов XIV годичного собрания Южного отделения РАО и XXVI психолого-педагогических чтений Юга России. Ростов на Дону: ПИ ЮФУ, 2007. Ч. 4.
21. Юнов С.В., Юнова Н.Н., Фешина Е.В. Конструирование черных ящиков в среде Excel // Информатика и образование. 2007. № 8.
22. Юнов С.В., Юнова Н.Н., Фешина Е.В. О воспитании школьников на занятиях по информатике (из опыта работы) // Воспитание школьников. 2010. № 7.
23. Юнов С.В., Теленьга А.П. О содержательной линии «Компьютерные телекоммуникации» в обучении информатике // Информатика и образование. 2008. № 8.
24. Юнов С.В., Юнова Н.Н. Шесть способов решения одной задачи в Microsoft Word // Информатика и образование. 2008. №1.
25. Юнов С.В. Кастомизированное мошенничество: сущность и образовательные средства противодействия // Информационное общество. 2016. №6.
References
1. Beshenkov S.A., Rakitina E.A. Modelirovanie i formalizatsiia: Metod. posobie. M.: Laboratoriia bazovykh znanii, 2002.
2. Danilishina A.A., Iunov S.V. Ob osvoenii CRM-sistem v sisteme vysshego obrazovaniia. V sbornike nauchnykh trudov po itogam III mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Aktual'nye voprosy psikhologii, pedagogiki obrazovaniia», Samara, 2016.
3. Likhachev B.T. Pedagogika. Kurs lektsii: Ucheb. posobie dlia studentov ped. ucheb. zavedenii i slushatelei IPK i FPK. M.: Iurait, 1999.
4. Nikolaeva I.V. Mirovye tendentsii v oblasti obespecheniia kachestva vysshego obrazovaniia / I.V. Nikolaeva // Perspektivy razvitiia nauki v oblasti pedagogiki i psikhologii: Sb. nauch. tr. po itogam II Mezhdunar. nauch.-prak. konf. - Cheliabinsk: ITsRON, 2015. - S. 55-57.
5. Semakin I.G., Sheina T.Iu. Prepodavanie bazovogo kursa informatiki v srednei shkole: metodicheskoe posobie. M.: BINOM, Laboratoriia znanii, 2007.
6. Stakhovich L.V. Neobkhodimost' povysheniia finansovoi gramotnosti molodezhi kak vazhneishii prioritet gosudarstvennoi politiki [Elektronnyi resurs] // Rezhim dostupa: https://iq.hse.ru/more/finance/neobhodimost-povishenia-finansovoj-gramotnosti
7. Fedosov A.Iu. Obuchenie informatike i informatsionnym i kommunikatsionnym tekhnologiiam v srednei shkole v kontekste resheniia zadach vospitaniia: Avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. M., 2009.
8. Shcherbakov R.N. Teoreticheskie osnovy formirovaniia u uchashchikhsia gumanisticheskikh tsennostei (na materiale obucheniia fizike): Avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. M., 2000.
9. Iunov S.V. O seriiakh razvivaiushchikh zadach v sisteme obrazovaniia // Informatika i obrazovanie. 2010. № 9.
10. Iunov S.V. Obshchestvennye funktsii ekonomicheskogo soznaniia i osobennosti ikh realizatsii v sisteme nepreryvnogo informatsionnogo obrazovaniia // Distantsionnoe i virtual'noe obuchenie. 2016. №3.
11. Iunov S.V. Poniatnyi marketing: vzgliad so spiny indiiskogo slona. Krasnodar, Kubanskii gosuniversitet, 2015.
12. Iunov S.V. Prakticheskie aspekty rolevogo informatsionnogo modelirovaniia // Informatika i obrazovanie. 2011. №9.
13. Iunov S.V. Psikhologo-pedagogicheskie problemy osvoeniia novykh informatsionnykh tekhnologii v sisteme nepreryvnogo informatsionnogo obrazovaniia // Distantsionnoe i virtual'noe obuchenie. 2015. №1.
14. Iunov S.V. Rolevoe informatsionnoe modelirovanie v pedagogicheskoi deiatel'nosti. Krasnodar: Krasnodarskii kraevoi institut dopolnitel'nogo professional'nogo pedagogicheskogo obrazovaniia, 2010.
15. Iunov S.V. Teoreticheskie aspekty rolevogo informatsionnogo modelirovaniia. // Informatika i obrazovanie. 2011. №8.
16. Iunov S.V. Ia mogu rabotat' s Microsoft Excel. M.: BINOM. Laboratoriia znanii,
2007.
17. Iunov S.V., Akin'shina V.A. Rolevoe informatsionnoe modelirovanie v kontekste kompetentnostnogo podkhoda v sisteme vysshego obrazovaniia // Voprosy sovremennoi nauki i praktiki. Universitet im. V.I. Vernadskogo. 2016. № 1 (59).
18. Iunov S.V., Arkhipova A.I., Grushevskii S.P. Informatsionno-professional'naia podgotovka studentov vuzov na osnove teorii rolevogo informatsionnogo modelirovaniia // Distantsionnoe i virtual'noe obuchenie. 2011. № 7.
19. Iunov S.V., Feshina E.V. Vospitatel'nye vozmozhnosti rolevogo informatsionnogo modelirovaniia // Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriia: Informatizatsiia obrazovaniia. 2011. № 2.
20. Iunov S.V., Iunova N.N., Feshina E.V. Vospitanie, evfemizmy, informatika // Materialy dokladov XIV godichnogo sobraniia Iuzhnogo otdeleniia RAO i XXVI psikhologo-pedagogicheskikh chtenii Iuga Rossii. Rostov na Donu: PI IuFU, 2007. Ch. 4.
21. Iunov S.V., Iunova N.N., Feshina E.V. Konstruirovanie chernykh iashchikov v srede Excel // Informatika i obrazovanie. 2007. № 8.
22. Iunov S.V., Iunova N.N., Feshina E.V. O vospitanii shkol'nikov na zaniatiiakh po informatike (iz opyta raboty) // Vospitanie shkol'nikov. 2010. № 7.
23. Iunov S.V., Telen'ga A.P. O soderzhatel'noi linii «Komp'iuternye telekommunikatsii» v obuchenii informatike // Informatika i obrazovanie. 2008. № 8.
24. Iunov S.V., Iunova N.N. Shest' sposobov resheniia odnoi zadachi v Microsoft Word // Informatika i obrazovanie. 2008. №1.
25. Iunov S.V. Kastomizirovannoe moshennichestvo: sushchnost' i obrazovatel'nye sredstva protivodeistviia // Informatsionnoe obshchestvo. 2016. №6.