Научная статья на тему 'Особенности применения информационных технологий в формировании экономических знаний студентов педагогических специальностей'

Особенности применения информационных технологий в формировании экономических знаний студентов педагогических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / СТУДЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / INFORMATION TECHNOLOGY / ECONOMIC KNOWLEDGE / STUDENT OF PEDAGOGICAL SPECIALTIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бейбалаева Д. К., Абубакаров М. В., Джангаров А. И.

В статье выявлены особенности применения информационных технологий в формировании экономических знаний студентов педагогических специальностей. Сделан вывод о том, что использование компьютера позволит осуществить индивидуальный подход к каждому обучаемому, выбрать оптимальные для него моменты подачи и обеспечить оптимальный темп усвоения материала, а также устранить возникновение у студентов иллюзий усвоения. Выявление степени усвоения материала с применением компьютера позволяет: сократить время, затрачиваемое на контроль, повысить объективность контроля, проконтролировать большое число студентов за короткий промежуток времени. Грамотное использование компьютера на занятии по формированию экономических знаний даёт возможность погрузить обучаемых в такую психолого-педагогическую обстановку, в которой студенты и преподаватель получают радость и наслаждение от обучения, работают заинтересованно, увлечённо, на высоком эмоциональном подъеме, когда достигнута высокая степень активности учебной деятельности каждого обучаемого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE FORMING ECONOMIC KNOWLEDGE OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL SPECIALTIES

The article reveals features of how to form information technologies in forming economic knowledge of students of pedagogical specialties. It is concluded that the use of a computer will allow for an individual approach to each student, to choose the best moments for his submission and to ensure the optimal rate of assimilation of the material, as well as to eliminate the occurrence of students' illusions of assimilation. Identification of the degree of assimilation of the material, using a computer, allows to reduce the time spent on control, improve the objectivity of control, control a large number of students in a short period of time. Competent use of the computer in the classroom, the formation of economic knowledge, makes it possible to immerse students in a psychological and pedagogical environment in which students and teachers get joy and pleasure from learning, work with interest, passionately, on a high emotional rise, when a high degree of activity of educational activity of each student.

Текст научной работы на тему «Особенности применения информационных технологий в формировании экономических знаний студентов педагогических специальностей»

УДК 378

Beybalaeva D.K., Doctor of Sciences (Economics), senior lecturer, Department of Information Technologies, Economics and Design, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Abubakarov M.V., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Department of Economics and Management in Education, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]

Dzhangarov A.I., assistant, Department of Programming and Information and Communication Technologies, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]

FEATURES OF THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE FORMING ECONOMIC KNOWLEDGE OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL SPECIALTIES. The article reveals features of how to form information technologies in forming economic knowledge of students of pedagogical specialties. It is concluded that the use of a computer will allow for an individual approach to each student, to choose the best moments for his submission and to ensure the optimal rate of assimilation of the material, as well as to eliminate the occurrence of students' illusions of assimilation. Identification of the degree of assimilation of the material, using a computer, allows to reduce the time spent on control, improve the objectivity of control, control a large number of students in a short period of time. Competent use of the computer in the classroom, the formation of economic knowledge, makes it possible to immerse students in a psychological and pedagogical environment in which students and teachers get joy and pleasure from learning, work with interest, passionately, on a high emotional rise, when a high degree of activity of educational activity of each student.

Key words: information technology, economic knowledge, student of pedagogical specialties.

Д.К. Бейбалаееа, д-р экон. наук, доц. каф. информационных технологий, экономики и дизайна, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

М.В. Абубакарое, канд. экон. наук, доц. каф. экономики и управления в образовании, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]

А.И. Джангарое, ассистент каф. программирования и инфокоммуникационных технологий, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

В статье выявлены особенности применения информационных технологий в формировании экономических знаний студентов педагогических специальностей. Сделан вывод о том, что использование компьютера позволит осуществить индивидуальный подход к каждому обучаемому, выбрать оптимальные для него моменты подачи и обеспечить оптимальный темп усвоения материала, а также устранить возникновение у студентов иллюзий усвоения. Выявление степени усвоения материала с применением компьютера позволяет: сократить время, затрачиваемое на контроль, повысить объективность контроля, проконтролировать большое число студентов за короткий промежуток времени. Грамотное использование компьютера на занятии по формированию экономических знаний даёт возможность погрузить обучаемых в такую психолого-педагогическую обстановку, в которой студенты и преподаватель получают радость и наслаждение от обучения, работают заинтересованно, увлечённо, на высоком эмоциональном подъеме, когда достигнута высокая степень активности учебной деятельности каждого обучаемого.

Ключевые слова: информационные технологии, экономические знания, студент педагогических специальностей.

Преобразования в современном обществе, инновации в экономике, основанные на высоких технологиях и интеллектуальном труде, требуют от любого специалиста не только профессиональных знаний и умений, но и самостоятельного ориентирования в информационных потоках, преобразования полученной информации, умелого её применения в своей практической деятельности. В условиях насыщения образовательных учреждений персональными компьютерами, разработки и применения информационных технологий обучения необходимо осмыслить те дидактические принципы и условия, которые отражают теоретические основы информатизации обучения. Уровень экономической культуры населения на данный период остаётся пока еще достаточно низким. Это связано с плохой осведомлённостью населения в вопросах экономики, а также и в его недостаточной подготовленности к тому, чтобы внести посильный вклад в решение локальных, региональных и глобальных экономических проблем. Поэтому одним из путей решения этой проблемы должно стать широкое использование новых информационных технологий, ориентированных на личностно-деятельностное обучение.

Анализ педагогической литературы показывает, что сегодня нет разработанных педагогических технологий, которые показывали бы студенту действительную степень успешности усвоения им учебного материала.

По мнению ученых Л.Г. Семушиной и Н.Г Ярошенко, «применение компьютеров эффективно на всех стадиях педагогического процесса: на этапе предъявления учебной информации студентам; на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером; на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний и умений; на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения; на этапе корректировки самого процесса обучения и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его систематизации».

Компьютер, «используемый в учебном процессе, может обеспечить консультирование и воспитание обучаемого на основе накопления и быстрой переработки большого количества сведений о нём» отмечает О.А. Ашотов.

Ю.К. Бабанский считает, что компьютер целесообразней использовать в качестве инструмента при проведении вычислений, как средство контроля и самоконтроля, а также как справочное устройство.

Применение электронного учебника на занятии, по мнению М.А. Пивова-ровой, «охватывает все этапы учебного процесса вплоть до контроля знаний, комплекс дает преподавателю возможность максимально индивидуализировать процесс обучения, отойти от стандартизации и подражания, управлять процессом усвоения знаний: можно подобрать индивидуальный темп обучения с учётом подготовки, специфики восприятия, потребностей каждого студента, работать в удобном для него режиме (от быстрого ознакомления до глубокого изучения и контроля знаний); есть возможность вернуться к любой точке текста, заново проиграть ситуацию, просмотреть результаты тестов и проанализировать их».

Все авторы, исследовавшие проблему компьютеризации образования, считают компьютер мощным средством обучения, применение которого позволяет повысить эффективность учебного процесса, облегчить работу преподавателя, уменьшить разрыв между требованиями к выпускнику и тем, что действительно дает профессиональное образование.

Обобщение отечественных и зарубежных публикаций свидетельствует о том, что основные возможности информационных технологий в сфере образования, могут быть реализованы по следующим направлениям: компьютер как объект изучения; компьютер как средство учебно-воспитательной деятельности; компьютер как компонент системы педагогического контроля и управления; компьютер как средство повышения эффективности педагогических исследований.

Учитывая, что обучение компьютеризируется, стоит говорить уже о важности диалога обучаемого с обучающим - компьютером. Исследования педагогов и психологов показали, что на начальных этапах изучения нового материала обратная связь более значима, чем на более поздних этапах обучения. А в связи с возникновением иллюзий усвоения у студентов, приводящих к закреплению неверных представлений в усваиваемой области знаний, постоянный диалог между студентом и преподавателем, начиная с первого и заканчивая последним этапом формирования умственных действий, просто необходим.

Условием повышения качества образовательной среды, мы рассматриваем использование информационных технологий в подготовке студентов педагогического профиля к профессиональной деятельности, на ряду с такими авторами, как Баранова Н.Г, Боголюбов В.И., Булдырина Н.В., Сухомлин В.А, Урсова О.В., Эрлих. Л.П. и др. В настоящее время необходимость применения информацион-

ных технологий студентами образовательных учреждений определяется рядом основных факторов:

- происходит быстрая адаптация к социальным изменениям;

- приобретается информационно-технологический опыт, самое главное -повышается качество обучения и образования.

При формировании информационной среды обучения необходимо создать систему, когда каждый обучающийся чётко представляет реальный уровень своего обучения. Следует ориентировать студентов на осознанное участие в процессе получения новых знаний с целью научиться самостоятельно обновлять собственный запас знаний. Подобная работа выполняет познавательную, обучающую и воспитательную функции. И здесь важно построить обучение таким образом, чтобы компьютер способствовал развитию творчества обучаемых, использовать его как инструмент исследования и обработки информации для достижения профессиональных целей. Среди причин можно назвать следующие: различный уровень подготовки, а у некоторых - отсутствие таковой; недостаточная адаптированность предъявляемых требований к будущей профессиональной деятельности; отсутствие навыков организации самостоятельной деятельности; недостаточно сформированное логико-исследовательское мышление.

Таким образом, необходимо создать условия, позволяющие студенту усваивать материал в посильном для него режиме, в соответствии с его уровнем подготовки, позволяющие по необходимости возвращаться к пройденному этапу. Такую возможность даёт использование информационной среды обучения, благодаря которой наиболее эффективно активизируется познавательная деятельность студентов. С помощью такой среды:

- повышаются пределы доступности обучения за счёт направленного поиска знаний;

- возможно комплексное представление подачи информации, контроля, самоконтроля, тренажеров, справочно-поисковой системы и других средств;

- обеспечивается образное представление информации, что существенно повышает эффективность процесса обучения студентов экономических специальностей;

- привлекаются все органы чувств с использованием технологии мультимедиа, что приводит к возрастанию уровня усвоения материала по сравнению с традиционными методами;

- устраняется психологическая боязнь использования сетевых технологий и оперирования большим объемом информации;

- обеспечивается личностно-ориентированная направленность обучения;

- повышается стремление обучаемого к самостоятельной учебной деятельности;

- происходит развитие творческих способностей и потенциальных возможностей;

- дается возможность использовать полученные навыки в профессиональной деятельности в условиях современной информационной среды.

Существенным отличием информационных технологий от других областей науки и производства, как указывают исследователи, является то, что они претерпевают постоянные изменения, вызванные бурным развитием средств компьютерной техники и современной связи. В нашем исследовании мы будем учитывать две основные стороны применения ИТ студентами: с одной стороны -ИТ, направлены на развитие личности студентов, то есть создание профессионально-ориентированной среды развития личности профессионала; с другой стороны - ИТ, выступает в качестве содержания образования, то есть то, чем надо овладеть для применения в будущей профессиональной деятельности. Учёт этих сторон позволит обеспечить профессиональное совершенствование, формирование личности в условиях информатизации. Данные стороны находят отражение в основополагающих нормативных документах, в том числе, в ФГОС

Библиографический список

нового поколения. В соответствии с первой стороной в ФГОС нового поколения, можно выделить следующие общие компетенции, направленные на развитие личности студентов, которые можно сформировать посредством ИТ:

- Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

- Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

- Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Согласно второй стороны, выделены общие компетенции использования ИТ в качестве содержания образования, также в ФГОС нового поколения:

Осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

Проведённый нами анализ психолого-педагогической литературы показал, что исследования в области компьютеризированного диалога в указанных условиях практически отсутствуют, не разработаны критерии частоты обратных связей, не обоснованы корректирующие воздействия и др.

Обратная связь неразрывна с контролем и оценкой знаний обучаемых. Выявление степени усвоения материала, с применением компьютера, позволяет: сократить время, затрачиваемое на контроль, повысить объективность контроля, проконтролировать большое число студентов за короткий промежуток времени.

Несмотря на большое число работ, посвященных контролю знаний с помощью компьютера, в настоящее время нет разработанных технологий применения компьютера на этапе формирования знаний, устраняющих заблуждения студентов относительно понятности материала.

В традиционной системе обучения невозможно осуществить индивидуализацию и дифференциацию обучения вследствие того, что используется рассеянный информационный поток. Все вынуждены двигаться в одном темпе, а это - огромные физические перегрузки обучающегося студента. Индивидуализация и дифференциация обучения представляют собой адаптацию обучающих воздействий к особенностям каждого студента.

Индивидуализировать обучение можно, лишь реализовав направленный информационный поток, а его реализация возможна с помощью либо учителя-репетитора, либо компьютера.

Использование компьютера позволит осуществить индивидуальный подход к каждому обучаемому, выбрать оптимальные для него моменты подачи и обеспечить оптимальный темп усвоения материала, а также устранить возникновение у студентов иллюзий усвоения.

Не все желают учиться с полной отдачей сил. Заинтересовать, сделать процесс познания интересным - одна из задач преподавателя. Интерес - один из инструментов, побуждающий учащихся к более глубокому познанию предмета, развивающий их способности.

Таким образом, грамотное использование компьютера на занятии по формированию экономических знаний, даёт возможность погрузить обучаемых в такую психолого-педагогическую обстановку, в которой студенты и преподаватель получают радость и наслаждение от обучения, работают заинтересованно, увлечённо, на высоком эмоциональном подъеме, когда достигнута высокая степень активности учебной деятельности каждого обучаемого, то есть равнодушие, безучастность и безразличие у студентов при работе с качественными обучающими программами не возникают.

1. Алипханова Ф.Н., Алиева РР Применение компьютерных игр в образовании. Современные педагогические технологии профессионального образования. Москва, 2018.

2. Сергеева М.Г. Перспективные технологии обучения в профессиональном образовании. Специалист. 2009; 1: 26 - 31.

3. Томашевский Д.А. Использование информационных технологий в системе среднего профессионального образования. Профессиональное образование: проблемы и перспективы развития: материалы V краевой заочной науч.-практ. конфер. 17 октября 2014. Составители: Е.М. Калашникова, Н.В. Бочкарёва. Пермь, 2014.

4. Кузнецов А.А., Зенкина С.В. Учебник в составе новой информационно-коммуникационной образовательной среды. Информатика и образование. 2009; 6: 3 - 11.

5. Захарова Т.Б., Зенкина С.В., Сурхаев М.А. Актуальность введения курса «информатизация управления образовательным процессом» в методическую подготовку будущих учителей информатики. Информатика и образование. 2011; 5 (223): 46 - 52.

6. Азизова Н.Р, Савотина Н.А., Бочаров М.И., Зенкина С.В. Формирование профессиональной компетентности педагога: поликультурная и информационная компетентность: учебное пособие. Москва, 2018.

References

1. Aliphanova F.N., Alieva R.R. Primenenie komp'yuternyh igr v obrazovanii. Sovremennye pedagogicheskie tehnologiiprofessional'nogo obrazovaniya. Moskva, 2018.

2. Sergeeva M.G. Perspektivnye tehnologii obucheniya v professionalem obrazovanii. Specialist. 2009; 1: 26 - 31.

3. Tomashevskij D.A. Ispol'zovanie informacionnyh tehnologij v sisteme srednego professional'nogo obrazovaniya. Professional'noe obrazovanie: problemy iperspektivy razvitiya: materialy V kraevoj zaochnoj nauch.-prakt. konfer. 17 oktyabrya 2014. Sostaviteli: E.M. Kalashnikova, N.V. Bochkareva. Perm', 2014.

4. Kuznecov A.A., Zenkina S.V. Uchebnik v sostave novoj informacionno-kommunikacionnoj obrazovatel'noj sredy. Informatika i obrazovanie. 2009; 6: 3 - 11.

5. Zaharova T.B., Zenkina S.V., Surhaev M.A. Aktual'nost' vvedeniya kursa "informatizaciya upravleniya obrazovatel'nym processom" v metodicheskuyu podgotovku buduschih uchitelej informatiki. Informatika i obrazovanie. 2011; 5 (223): 46 - 52.

6. Azizova N.R., Savotina N.A., Bocharov M.I., Zenkina S.V. Formirovanie professional'noj kompetentnostipedagoga: polikul'turnaya i informacionnaya kompetentnost': uchebnoe posobie. Moskva, 2018.

Статья поступила в редакцию 02.06.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.