Научная статья на тему 'Особенности экономического поведения российских предпринимателей'

Особенности экономического поведения российских предпринимателей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1120
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зотова Т. А.

Экономическое поведение предпринимателей определяет характер их взаимодействия с потребителями, деловыми партнерами, конкурентами, государством, специфику деятельности в целом. Оно вобрало в себя особенности рыночных отношений, взаимосвязей между отдельными, самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами. В рамках существующих моделей экономического поведения предприниматель в наибольшей степени соответствует характеристикам «экономического человека»: индивидуализм и рациональность, способность максимизировать собственную выгоду в условиях ограниченности ресурсов и склонность к конкуренции скорее ассоциируются с поведением предпринимателей, чем, например, потребителей или наемных работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности экономического поведения российских предпринимателей»

хозяйства имеющих богатый опыт работы на земле. Практика передачи паев арендаторам разного уровня в безраздельное финансовое и хозяйственное управление:

- во-первых, не позволяет собственнику земли принимать участие в рациональном и целесообразном ее использовании;

- во-вторых, владельцы паев не получают реальных оплат за использование земли от арендаторов, т.к. не знают реальных хозяйственных и финансовых результатов полученных при эксплуатации земель. Будучи не вовлеченными в процесс управления собственники участков не могут повлиять на выхолащивание земель, когда за счет неграмотного, а порой умышленного использования под «выгодные» культуры для получения сиюминутного очень высоко дохода арендатором, но не собственником пая наносится вред земле.

Поэтому, важнейшим фактором должна стать новая структура управления земельными участками (паями) через создание местного Комитета по управлению земельными участками. Такая структура не только решит вопросы рационального использования земель сельскохозяйственного назначения, но резко повысит уровень жизни сельских жителей, прежде всего, потому что, противоречие между личностью и обществом — одно из коренных причин разбалансированности интересов. На данном этапе формируется новая культура управления своей собственностью, в основе которой лежит предпринимательская суть.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Беленький В.Р. Многоукладное землепользование Карачаево-Черкесской Республики (экономичес-

кие основы развития) / В.Р. Беленький, В.Н. Плотников, Н.А. Науменко. Волгоград: Из-во ВолГУ, 2001.

2. Воропаев А. Система экономических интересов сельских тружеников // АПК: Экономика, управле-

ние. 1996. № 3.

3. Пандаков К.Г. Аграрно-земельная реформа: законодательство, теория, практика / К.Г. Пандаков, □ А.Е. Черноморец. Саратов: 0риент-2000, 2003. О

о

I—

®

Ш

.D Ь U ffl

т ^

01 Z

ЗОТОВА Т.А.

ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

а

> о

Экономическое поведение предпринимателей определяет характер их взаимодействия с потре- °

бителями, деловыми партнерами, конкурентами, государством, специфику деятельности в целом. Оно ®

вобрало в себя особенности рыночных отношений, взаимосвязей между отдельными, самостоятель- £ но принимающими решения хозяйствующими субъектами.

В рамках существующих моделей экономического поведения предприниматель в наибольшей степени соответствует характеристикам «экономического человека»: индивидуализм и ра- о циональность, способность максимизировать собственную выгоду в условиях ограниченности о ресурсов и склонность к конкуренции скорее ассоциируются с поведением предпринимателей, ° чем, например, потребителей или наемных работников. Безусловно, экономическое поведение § предпринимателей не свободно от влияния исторических, культурных, демографических, соци- о ально-психологических факторов. От ряда факторов внешней среды, от того, каковы существую- о. щие в обществе обычаи и институты (социальная престижность предпринимательства, этичес- ^ кие нормы, законодательство, система налогообложения, государственная поддержка, возмож- о ность получения соответствующего образования и др.) зависит степень развития предпринима- 2 тельства в целом, а также преобладание положительных или отрицательных черт в экономичес- '! ком поведении предпринимателей. о

В экономике России и на сегодняшний день в ней присутствуют черты, характерные для пере- ^

ходного типа экономических систем, формирующихся рынков. За годы реформ определенного уров- §

ня развития достиг малый, средний и крупный бизнес: число зарегистрированных малых предприя- о

тий на начало 2005 г. составило 953 тыс., на них работают почти 8 млн. человек [4]; крупнейшие ^

российские ТНК являются лидерами рейтингов по Центральной и Восточной Европе, растет число компаний с привлечением иностранных инвестиций. Тем не менее, число зарегистрированных малых предприятий в России в расчете на тысячу жителей в 6 раз меньше, чем в Германии и в 13 раз меньше, чем в США, даже самые успешные экспортные компании, приобретающие зарубежные активы на фоне мировых ТНК довольно малы (17-е место в страноведческом рейтинге), а приток инвестиций недостаточен.

Благоприятными характеристиками внешней среды, способствующими возникновению стимулов к предпринимательской деятельности являются рост платежеспособного спроса и емкости национального рынка, политическая стабилизация, некоторые положительные изменения в налоговой системе и законодательной базе, развитие инфраструктуры, деятельность властей и некоммерческого сектора по развитию малого бизнеса. Факторами привлекательности России для зарубежных предпринимателей, осуществления инвестиций также являются темпы роста экономики, геополитическая значимость, богатейшие природные ресурсы, наличие достаточно квалифицированной и дешевой рабочей силы, повышение качества корпоративного управления, развитая сеть транспорта и телекоммуникаций.

Неблагоприятные условия внешней среды формируют основные проблемы, с которыми сталкиваются российские предприниматели. Результаты опроса, проведенного Всероссийским центром ГМ исследований общественного мнения в 2005 г. в 80 субъектах РФ показали, что наибольшие трудя ности в работе предпринимателей вызывают ситуация с судебно-правовой защитой (лишь в 7 из

0 80 регионов респонденты оценили ее как благоприятную) и доступ к производственным площа-

1 дям. Так, лишь 0,7% российских предпринимателей полностью уверены в том, что возможно отстоит ять законные интересы своего бизнеса вопреки воле региональных властей. 68,8% считают, что эти

шансы минимальны или их нет вовсе [10, с. 42-48]. Существенную озабоченность респондентов вызывает состояние конкурентной среды и уровень безопасности бизнеса. Речь идет о преферен-д циях со стороны региональных властей определенным компаниям и о давлении со стороны круп-□ ного бизнеса.

В целом, к основным рискам осуществления предпринимательской деятельности в России мож--<> но отнести: бюрократию и коррупцию, неэтичную конкуренцию, риск потери собственности, непрозрачность финансов и риск изменения законодательства [9]. Либерализация хозяйственной деятель-ф ности, интеграция в международное экономическое сообщество принесли России кроме выгод угро-и зу экономической безопасности страны от усиления криминализации хозяйственной деятельности, ф росту которой способствует распространение незаконного предпринимательства на внутреннем

СО „ и и и

| рынке и во внешнеэкономической деятельности. По различным оценкам, теневой сектор российской

^ экономики рос на протяжении всех 1990-х, и в настоящее время достигает 40-50% ВВП [8]. В России

о существуют многочисленные возможности для злоупотреблений в таких областях, как сложные на-

х логовые и таможенные системы, механизмы контроля над капиталом, управление государственным

ЕЕ имуществом, включая приватизацию.

о. Наряду с экзогенными факторами, определяющими стимулы к осуществлению хозяйственной

< деятельности, на экономическое поведение предпринимателей, формирование его мотивов влияют

^ эндогенные факторы — сложившиеся стереотипы мышления, ценностные установки, нормы мора-

д ли. Все эти регуляторы экономического поведения, ориентирующие рыночных агентов на те или иные

о формы активности и играющие роль социальной памяти экономического развития представляют собой

^ элементы национальной культуры.

2 Экономическое поведение предпринимателей в России никогда не будет идентичным таковому £ у западного человека. Рационализм экономического поведения в западноевропейском варианте тождественен стремлению к получению выгоды не в результате случайного акта, а в результате посто-

^ янного сопоставления дохода и издержек, оценки рисков, что выступает нормой поведения. В Рос-

си сии в силу социально-исторических особенностей развития рационализм в западноевропейском ва-

>| рианте возникнуть не мог. Экономическое поведение здесь часто имеет иррациональный характер,

* и экономическая выгода иногда упускается из-за влияния субъективного восприятия окружающих и

® причастности к коллективному духу. Это отличительная особенность российского человека вносит

Л моменты неопределенности в ситуации, сопряженные с экономическим выбором.

§ Если западная культура — это культура разума, то русская — культура сердца. Русскими фи-

<т) лософами отмечались такие национальные характеристики, как иррациональность, общинность, сла-

бая самодисциплина, недостаток честности, конформизм (Бердяев) [2]; церковность, соборность (Соловьев), перевес начал этических над правовыми (Флоренский) [11]. В России на протяжении столетий формировался тип экономического поведения, основанный на ценностях наиболее распространенной религии — православия (восточное крыло христианства), таких как нравственный либерализм в повседневной жизни, терпимость, бескорыстие, недоверие к богатству. Это сильно отличается от ценностей католицизма, и особенно протестантизма, опирающихся на силу, корысть, имущество, дисциплину, закон [5]. Характерно для российской экономической культуры осуждение алчности, чрезмерного богатства, высокая ценность социального равенства, справедливости, уравнительности в распределении благ, что определяет не всегда положительное отношение к деятельности предпринимателей в России. Традиционно российскому обществу присущи также неразвитость правосознания, недоверие закону.

Масштабность страны, малая социальная освоенность территории определяли потребность в централизации, сильной государственной власти; богатство российской земли, ее недр, зачастую оборачивались отсутствием у многих представителей российского общества в экономическом поведении рачительности, экономности. С другой стороны, сложные природные условия делали россиянина трудолюбивым, наблюдательным, формировали находчивость, инициативу.

Неоднозначно влияние командно-административной системы, сформировавшейся и действовавшей в стране в ХХ веке, на экономическое поведение россиян: получили мощный импульс традиции о) сильной авторитарной власти, патернализм, приоритет государственного над личным, уверенность в завтрашнем дне, а наряду с этим — социальная и духовная апатия, иждивенческие настроения, ц уравнительность в распределении благ. Несмотря на то, что частного предпринимательства, подоб- ® ного тому, что существовало в странах с рыночной экономикой, в СССР быть не могло, фактически ^ ряд предпринимательских функций выполняли руководители государственных предприятий, а так- ^ же те, кто осуществлял хозяйственную деятельность вне прямого контроля и санкций со стороны ^ официальных органов управления. Сформировавшиеся в тот период стереотипы поведения можно □ встретить и в условиях современного российского бизнеса. О

На основе особенностей национальной культуры складывается особый тип российского экономического мышления, который формируется как сочетание свойств Запада и Востока. В основе рос- ^ сийского экономического мышления лежит государственное экономическое мышление, связанное с 0 восточными цивилизациями и несущее такие черты, как прочная включенность индивидуального ®

сознания в структуру сознания общественного, иерархичность, зависимость от государства, нетер- о

а

пимость к отклонениям от принятых норм экономического поведения, неразвитость правосознания, ®

СО

недоверие закону [1]. Вместе с тем сегодня все большее влияние на поведение людей оказывают | элементы рыночного экономического мышления, имманентные Западу: чувство хозяина, личная ^ хозяйственная самостоятельность, инициатива, прагматизм, гибкость, адаптивность, предприимчи- о

х

вость, готовность действовать в условиях конкуренции. ^

В современной рыночной экономике поведение предпринимателей со знаком «плюс» подра- £5

зумевает не только уважение законов и правосознание, но и следование не зафиксированным за- ^

конодательно, но постоянно совершенствующимся нормам этики бизнеса. К последним можно от- <

нести политику честности и открытости по отношению к потребителям, социальную ответствен- о

ность по отношению к наемным работникам, противодействие коррупции, содействие защите ок- 0

ружающей среды, нравственность, благотворительность, цивилизованную конкуренцию. Все это °

сочетается с такими классическими чертами экономического поведения предпринимателей, как т

о

инициативность, склонность к инновационной деятельности, направленность на достижение при- £ были посредством производства, реализации необходимых потребителям товаров и услуг, что связано с самостоятельностью в принятии решений и риском. Экономическое поведение предприни- ;= мателей со знаком «минус» включает в себя такие негативные черты, как крайний индивидуализм ^ и эгоизм, жажда наживы, сопровождающаяся, недобросовестным отношением к людям — потре- 2 бителям, работникам, а также пренебрежением законами государства и нравственными нормами >| общества. Такой тип поведения встречается и в экономически развитых странах, но в большей о степени характерен для стран, где рыночные отношения еще находятся в стадии формирования; к | сожалению, зачастую только такое поведение (например, уход от уплаты налогов) обеспечивает | предпринимателю выживание в несовершенной экономической среде. Предприниматель постоян- о но разрывается в поисках рационального выбора между выгодой и морально нравственными цен- оо

ностями — быть законопослушным и ограничить свою финансовую свободу или скрываться от налогов; «проедать» доходы, направлять их на формирование материально-технической базы или развивать социальную инфраструктуру своего предприятия. Социальное поведение человека при этом может быть негативным по отношению к проводимой налоговой политике, а экономически выражаться в усилении «теневой экономики».

Особое внимание следует уделить воздействию процессов глобализации мирового хозяйства на экономическое поведение российских предпринимателей. Глобализация мирового хозяйства проявляется, в частности, в свободе предпринимательской деятельности и экономического поведения вне зависимости от территориального происхождения и расположения таких факторов как капитал, рабочая сила и т.д. Ведение экономической деятельности в планетарном масштабе снимает национальные, социальные, культурные, государственные и иные ограничения поведения и постепенно приводит к образованию единого экономического пространства. Одним из существенных следствий глобализации является снижение роли государства и национальных культур как совокупности норм и ценностей, определяющих поведение. Современные исследователи выделяют несколько форм, в которых может осуществляться взаимодействие зарождающейся глобальной культуры — западной, американской по своему происхождению и различных обществ, как на уровне элит, так и широких масс: «принятие», «отрицание», «сосуществование» и «синтез» [6]. 2 Влияние глобализации на экономическое поведение предпринимателей представляется доста-я точно противоречивым. Во-первых, глобализационные процессы неравномерны, и предпринимате-

0 ли экономически развитых стран — лидеров глобализации — извлекают из них наибольшую выго-

1 ду. Предприниматели других стран, в том числе России, наделяясь дополнительными возможностями реализации своих идей, попадают в условия жесткой международной конкуренции, и, в зависимости от ситуации, имеют различные шансы отстоять свою конкурентоспособность. Соответственно, воздействие глобализации на экономическое поведение предпринимателей в различных странах и

д секторах экономики будет неодинаково. Во-вторых, существуют особенности экономического пове-□ дения предпринимателей в сфере мелкого, среднего, и крупного бизнеса. В условиях глобализации 2основными субъектами хозяйственной жизни стали крупные транснациональные корпорации. Эко--<> номическое поведение в рамках ТНК наиболее унифицировано, влияние на него национальных, религиозных факторов сведено к минимуму. Сам масштаб предприятия требует применения безлико-ф рациональных правил построения организационной структуры и управления таким бизнесом исхо-и дя из требований рынка. Тем не менее, крупные фирмы не всегда могут оставаться достаточно гиб-ф кими, адаптивными, что наиболее актуально в условиях глобализации; в таком случае самые умные | и талантливые работники уходят и начинают работать «на себя». Свободные агенты — фрилансе-^ ры, микропредприниматели (по некоторым оценкам в США это 25% трудоспособного населения) о успешно функционируют в глобализирующейся экономике, демонстрируя в высшей степени адап-х тивное экономическое поведение [7].

ЕЕ В сфере среднего и мелкого бизнеса национальные особенности осуществления предпри-

о. нимательской деятельности проявляются в значительной степени. Особенно это характерно для < так называемого этнического предпринимательства — ведения бизнеса этническими меньшин-^ ствами в инонациональной для них среде, связанного с таким проявлением глобализации, как д увеличение мобильности рабочей силы. Лидеры этнического предпринимательства — китайс-о кая диаспора (см., например: [3]) (по различным оценкам, в России численность мигрантов из ^ Китая достигает от 400 тыс. до 2 млн. человек); годовой ВВП частных компаний этнических

2 китайцев, размещенных в более чем 140 странах мира превышает 1 трлн. долл. На экономичес-£ кое поведение предпринимателей в подобных бизнес организациях огромное влияние оказывают национальные традиции, религиозные обычаи, семейные и родственные связи, взаимоотно-

^ шения в общине. В рамках этнической диаспоры оказывается поддержка начинающим предприми нимателям и тем, кто попал в трудное финансовое положение, при необходимости осуществля->| ется перераспределение доходов, происходит урегулирование конфликтных ситуаций, к которо-* му привлекаются наиболее авторитетные члены общины, вводятся санкции за нарушение слова ® чести, злоупотребление доверием.

Л Можно предположить, что в глобализирующемся мире поведение предпринимателей изменя-

§ ется в соответствии с несколькими противоречивыми тенденциями. С одной стороны, происходит <т) формирование единой нормативной среды предпринимательства, стандартизация экономического

поведения, основанного на западных, неолиберальных ценностях; с другой стороны, отстаивает свое право на существование и эффективность этнический тип экономического поведения предпринимателей, окрашенный национальным колоритом, учитывающий нормы и традиции различных культур.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Архипов А.Ю. Становление современного экономического мышления в России. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1999.

2. Бердяев Н. Душа России. «Русская идея». М., 1992.

3. Васильев И. Желтое племя // Эксперт. 2000. № 27.

4. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2004 году // Ежекварталь-

ный информационно-аналитический доклад Национального института системных исследований проблем предпринимательства. М., 2005.

5. Королев В.К. Экономика как феномен культуры. Ростов н/Д, 1999.

6. Многоликая глобализация: культурное разнообразие в современном мире / Под ред. П. Бергера и

С. Хантингтона. М., 2004.

7. Пинк Д. Нация свободных агентов. М., 2005.

8. Попов Ю.Н., Тарасов М.Е. Теневая экономика в системе рыночного хозяйства. М., 2005. q]

9. Предпринимательская этика и корпоративное управление в России: события, мнения инвесторов ^ // Доклад аналитического центра «Эксперт» и West Bridge Consulting. М., 2004. ц

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Пресс-выпуск ВЦИОМ № 194 от 20.04.2005 г. // http:www.wciom.ru. ю

11. Флоренский П. Соч. в 4-х т. М., 1994.

Z

- CD

ИСМАИЛОВ М.М. □

ш

ОСОБЕННОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДА В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Как показал опыт постсоциалистических государств, рыночно-трансформационные преобразования осуществлялись различными темпами не только в разных странах, но и внутри нацио-

а

I—

®

I—

s

о

а

®

> о

нальных экономических систем. Например, аграрная реформа не может идти одинаковыми темпа- о

ми в разных регионах республики. Северные районы, в том числе и Согдийская область, отличают- х

ся и благоприятными природно-экономическими условиями, обеспечивающими высокую отдачу £5

капитальных вложений. На севере же на республики помимо фактора высокой отдачи вложений о.

в землю население сохранило навыки трудолюбия и дисциплинированности. Эти факторы, а также <

высокие темпы аграрной реформы в Согдийской области, обусловили привлечение инвестицион- о

ного кредита. о

Аграрная реформа как основа формирования рыночных форм распределения и потребления о доходов включает следующие направления:

- земельную реформу, т.е. перераспределение земли в частную, коллективно-долевую и дру гие формы собственности;

- реорганизацию колхозов, совхозов и приватизацию государственных сельскохозяйственных ;= предприятий; ^

- приватизацию третьей сферы АПК на основе реорганизации предприятий переработки, об- <£ служивания, материально-технического снабжения АПК в открытые акционерные общества с прода- >| жей акций по закрытой квотной подписке сельскохозяйственным товаропроизводителям, приведшим о свой статус в соответствие с законом Республики Таджикистан «0 предприятии». Становление ры- | ночных отношений и осуществление аграрной реформы в Республике Таджикистан привело к изме- | нению структуры и числа предприятий в сельском хозяйстве (табл. 1). о

00

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.