Научная статья на тему 'Государственное управление системой противодействия теневой экономике субъектов малого предпринимательства'

Государственное управление системой противодействия теневой экономике субъектов малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
343
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ / МЕХАНИЗМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ / SHADOW ECONOMY / STATE CONTROL OVER THE SYSTEM OF SHADOW ECONOMY COUNTERACTION / MECHANISM OF COUNTERACTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буров Виталий Юрьевич

Рассмотрены вопросы государственного противодействия теневой деятельности субъектов малого предпринимательства. Предложен механизм политики противодействия теневой экономике и экономический механизм поддержки официальной деятельности субъектов малого предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Буров Виталий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE CONTROL OVER SMALL BUSINESS SHADOW ECONOMY COUNTERACTION SYSTEM

The article covers issues of state counteracting small businesses' covert activities. The author suggests a mechanism of counteraction policy, as well as a mechanism of state support of small businesses' legal economic activities.

Текст научной работы на тему «Государственное управление системой противодействия теневой экономике субъектов малого предпринимательства»

О

(N

УДК У050 ББК 65.05

В.Ю. Буров

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Рассмотрены вопросы государственного противодействия теневой деятельности субъектов малого предпринимательства. Предложен механизм политики противодействия теневой экономике и экономический механизм поддержки официальной деятельности субъектов малого предпринимательства.

Ключевые слова: теневая деятельность, государственное управление системой противодействия теневой экономике, механизм противодействия.

V.Yu. Burov

STATE CONTROL OVER SMALL BUSINESS SHADOW ECONOMY COUNTERACTION SYSTEM

The article covers issues of state counteracting small businesses’ covert activities. The author suggests a mechanism of counteraction policy, as well as a mechanism of state support of small businesses’ legal economic activities.

Keywords: shadow economy, state control over the system of shadow economy counteraction, mechanism of counteraction.

SSI

Zsl

KS г

€і'

н51

НА

Ой"

%<s ^ 1

5s 1

^ П £

S Еґ І

8s!

о

ЕнО а

£яц

ИО І See

К

н

н

о

н

PQ

со

Н

Наиболее высокая эффективность решения актуальных экономических проблем предпринимательской деятельности субъектов малого бизнеса достигается лишь при условии, если теневая деятельность малых предприятий будет исследоваться как подсистема, органически взаимодействующая с другими подсистемами в рамках единого комплекса экономики.

Основная проблема, инициирующая теневую деятельность малых предприятий, имеет более глобальный характер — это недостаточная государственная поддержка малого бизнеса, в аспекте создания адекватных экономических и правовых условий: финансовая и имущественная поддержка; доступ к ресурсам; здоровая конкуренция; низкие административные барьеры.

Проблемным остается вопрос государственного регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства в том числе в вопросе противодействия теневым отношениям. Методы, формы, пути и средства государственного противодействия теневой экономике малого бизнеса рассматриваются редко. Регулирование деятельности субъектов МП невозможно без ограничений, но неадекватные ограничения провоцируют предпринимателя на переориентацию своей деятельности в теневой сектор экономики.

Для совершенствования системы государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства целесообразно рассмотреть функции исследуемой системы. Государственное регулирование предпринимательства, по мнению ученых, представляет собой систему эко-

© В.Ю. Буров, 2011

номического, социального, организационного, правового и политического обеспечения государством благоприятной среды для формирования и устойчивого развития современного предпринимательства.

В настоящее время государство в период становления предпринима-^ тельства выполняет следующие основные функции:

5^ - формирование субъектов современного предпринимательства;

- создание режима наибольшего благоприятствования для использования потенциала предпринимателей;

- формирование конкурентной среды;

- создание условий для устойчивого развивающегося предложения товаров и услуг;

- стимулирование и формирования спроса;

- формирование организационной и рыночной инфраструктуры предпринимательства;

- социальной ориентации процесса формирования и развития предпринимательства.

Коротко рассмотрим содержание данных функций.

Первая функция — это формирование субъектов современного предпринимательства, способных и реализующих свои возможности к инновационной, рисковой деятельности во всех сферах экономики.

Второй функцией государственного регулирования является создание режима наибольшего благоприятствования для использования потенциала предпринимателей.

Третья функция — формирование конкурентной среды. Эта функция способствует развитию подлинной экономической состязательности, в которой конкурентные преимущества обеспечиваются за счет непрерывного обновления технологии и техники на базе высших достижений прогресса; внедрения инновационного менеджмента и маркетинга; полной реализации инновационных и рисковых способностей §ЦЦ¥ предпринимателей

; Четвертой функцией является создание условий для устойчиво раз-

вивающегося предложения товаров и услуг высокого качества, производи § димых на инновационной основе, с помощью стимулирования, целенап-

равленной ориентации, поддержки предпринимательских структур в ^ | сфере производства. При этом формирование предложения инновацион-

1 ных товаров и услуг требует соответствующей ориентации инновационен ной политики государства, определенной стратегии предпринимательски | ских структур в рамках всего инновационного цикла: фундаментальная

в наука — прикладная наука — сфера воспроизводства на всех уровнях

з макро-, мезо- и микроэкономики.

к®3 Характеристика содержания функций государства в области поддели ржки малого предпринимательства позволяет выделить еще одну фун-

кцию: формирование организационной и рыночной инфраструктуры предпринимательства.

Государственное регулирование процесса формирования и развития

малого предпринимательства, кроме отмеченных, выполняет также функцию стимулирования и непосредственного формирования спроса 1^ на инновационную продукцию. Для реализации этой функции, прежде

всего, необходима разработка системы государственных заказов на наукоемкую продукцию.

Н Государственное воздействие на формирование и развитие предпри-

нимательской деятельности в секторе малого бизнеса подразумевает и

О

внедрение механизма противодействия теневым экономическим отношениям субъектов малого предпринимательства. На рис. 1 представлен механизм политики противодействия теневой экономике в секторе малого бизнеса.

©

«К1 Яз =

€і'

оК

^ 1

1

«Л*

ь Е

« V I

8Н! й§ о

ЕнО а

£мЦ

МО I £И4

нее

и

н

н

о

н

м

со

Н

Рис. 1. Механизм политики противодействия теневой экономике

Главной целью государственной политики в противодействии теневой экономики в России на всех уровнях является создание высокоэффективного механизма противодействия, обеспечивающего широкие возможности участия всех заинтересованных лиц: правоохранительных органов, органов государственного управления всех уровней, общественных и политических организаций, объединений и партий.

Существует практическая необходимость взаимодействия субъектов малого предпринимательства как носителя хозяйственной власти и, являющимся в странах с развитой рыночной экономикой доминирующим субъектом рыночной экономики, с государственными структурами — носителями законодательной и исполнительной власти.

Сущность и содержание этого взаимодействия раскрывается в его механизме как сложная совокупность принципов, методов, экономичес-

ких и правовых форм, технологий, организационных структур, в рамках и посредством которых строятся отношения между органами государственной власти и субъектами предпринимательства.

Механизм взаимодействия прежде всего представляет собой конк-^ ретные формы производственных отношений, складывающихся между

5^ обществом в лице органов законодательной и исполнительной власти на

всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном) и предпринимательством как основной движущей силой рыночного хозяйства в процессе функционирования и развития национальной экономики.

Среди методов взаимодействия субъектов малого бизнеса с органами государственной власти и управления необходимо выделить:

- политико-экономические, реализуемые во всевозможных формах лоббирования;

- экономические, находящие свое выражение в таких формах экономически выгодного взаимодействия, как государственная система контрактирования; смешанное частно-государственное предпринимательство; всевозможные формы владения и пользования ресурсной базой, находящейся в государственной собственности (аренда, концессия, траст, лизинг и т.п.); инвестиционное взаимодействие в рамках реализации государственных, региональных и муниципальных программ социального, экономического и научно-технического развития и т.д.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- социальные, воплощающиеся в практике социального партнерства;

- теневые (противоправные), проявляющиеся в коррупционной деятельности во всех ее видах и формах.

Проблема формирования государственного противодействия теневым экономическим отношениям в секторе МП находится на стыке ряда экономических проблем.

Во-первых, проблем общественного воспроизводства в целом, с выде-; лением в нем места, роли, значения, функций предпринимательства.

Во-вторых, проблем непосредственно предпринимательской деятель-ой § ности, ее характера, видов, форм, механизмов, стимулов, особенностей

^1 управления и т.д.

^ | В-третьих, проблем экономического и хозяйственного механизмов

1 национальной и региональной экономики в целом, учитывающих в той

в ^ | или иной мере особенности предпринимательской деятельности и самого

§к§ региона.

в В-четвертых, проблем государственного воздействия на экономику,

з включая регулирование, стратегическое планирование, программирова-

к®Э ние, бюджетное финансирование, а также поддержку малых предприми ятий на внутреннем и внешнем рынках.

В-пятых, проблемы формирования государственного механизма про-23 тиводействию теневой экономике субъектов МП.

Концепция противодействия теневой экономике требует построения ее общественной системы, одним из элементов которой и является механизм борьбы с теневыми отношениями, в частности его организационноэкономической составляющей.

Организационно-экономический механизм противодействия теневой со деятельности субъектов МП представляет собой совокупность методов,

Н средств, приемов, рычагов, технологий воздействия субъекта управле-

ния на управляемый объект (рис. 2).

О

н

«К1

2нё Д 5 =

§«!■

«31

оК %<ї ^ 1

5к 1

^ Л £ ё§! ь Е

« V I

8Н! й§ о

ЕнО а

£мЦ

МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

Макроэкономический уровень

Компенсация 50% процентных ставок по выделяемым кредитам

Снижение налоговой нагрузки в 2 раза, предоставление налоговых каникул

Софинанси-рование поддержки МП 50х50 с регионами

Государственная гарантия за результаты финансовой деятельности субъектов МП

Образование адекватного Снижение социальной

среднего класса напряженности

Фонд поддержки и развития мало бизнеса

Сектор малого предпринимательства

т

Увеличение бюджетных поступлений

Департамент по развитию МП и противодействию теневой экономике МП

Социально экономическое развитие территории

Компенсация 50% процентных ставок по выделяемым кредитам. Софинансирование поддержки МП . 50х50 с РФ у

Административная, экономическая и социальная ответственность за развитие малого бизнеса

Прямая заинтересованность в развитие малого бизнеса всвязи с 100% поступлением налогов на территорию

Мезоэкономический уровень

Рис. 2. Экономический механизм поддержки официальной деятельности субъектов МП и противодействия их теневым отношениям

Для повышения эффективности деятельности субъектов МП в официальном секторе экономики предполагается введение принципа прямой заинтересованности регионов в их деятельности, что предусматривает следующее:

- во-первых, все налоговые поступления от деятельности всех субъектов малого бизнеса остаются на территории, где зарегистрирован субъект МП;

- во-вторых, финансовая поддержка деятельности субъектов МП предусматривает софинансирование региона и федерации в пропорциях 50 на 50, т.е. при выделении регионом сектору МП финансовых средств происходит увеличение выделенной суммы в два раза за счет федеральных средств;

- в-третьих, при получении субъектами малого бизнеса кредитов, компенсация процентов по выделенным кредитным ресурсам происхо-

О

(N

SS1

2нё Д 5 =

Kplni

hS-*

«31

Ен^ 1

ой-

%<s ^ 1

5к 1

^ Л £ ё§|

« V I

8s! й§ о

ул* ЕнО а

£мщ

МО £ £И4

Sffle

К

н

н

о

н

PQ

со

Н

дит за счет регионального и федерального бюджетов (фондов) на паритетных началах — 50 на 50.

Без активного воздействия государства на формирование и развитие предпринимательской деятельности в секторе малого бизнеса, ее становление не может быть достаточно гармоничным и эффективным. Стихийное развитие предпринимательства приводит к значительным диспропорциям в экономике страны, сама предпринимательская деятельность субъектов МП серьезно деформируется, в частности концентрируется в теневом секторе экономики, вместо того, чтобы развиваться в официальном секторе экономики. Для устойчивого эффективного развития сектора МП на здоровой экономической основе оно должно постоянно подвергаться разумному воздействию государства, его регулированию и поддержке, которое возможно только в том случае, если само воздействие государства на предпринимательство будет формироваться и развиваться рациональным образом. Для обеспечения этого на практике необходимы фундаментальные и прикладные научные исследования в области формирования и развития государственного регулирования деятельности субъектов малого бизнеса, поддержки сектора малого предпринимательства и противодействия их теневой деятельности.

К числу недостаточно исследованных проблем предпринимательства и воздействия на него государства относятся, помимо прочего, следующие:

- уточнение понятия предпринимательства в современных условиях, в том числе в связи с объективным процессом трансформации индустриального общества в информационное, глобализации экономики, нарастания экологического кризиса;

- раскрытие функций предпринимательства с учетом его понимания в широком и узком значении;

- определение применительно к современной смешанной экономике теоретико-методологических основ деятельности государства по созданию условий, благоприятных для формирования и развития предпринимательства;

- построение эффективного механизма регулирующего и поддерживающего воздействия государства на предпринимательство;

- системная оценка воздействия государства на предпринимательскую деятельность в ходе осуществления радикальных рыночных реформ в России;

- нахождение наиболее эффективных путей и методов воздействия государства на предпринимательство.

Информация об авторе

Буров Виталий Юрьевич — доцент, заведующий кафедрой антикризисного управления, финансов и кредита, Читинский государственный университет, г. Чита, e-mail: burovschool@rambler.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Author

Burov Vitaliy Yurievich — Associate Professor, Chairholder, Chair of AntiCrisis Management, Finance and Credit, Chita State University, Chita, e-mail: burovschool@rambler.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.