Научная статья на тему 'Особенности экономического поведения потребителей аддиктивных товаров'

Особенности экономического поведения потребителей аддиктивных товаров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1331
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аддиктивные товары / потребительское поведение / государственное регулирование / человеческий капитал / addictive goods / consumer behavior / state regulation / human capital

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скоков Роман Юрьевич, Попова Лариса Витальевна

Статья посвящена анализу особенностей экономического поведения потребителей аддиктивных товаров для повышения эффективности государственного регулирования соответствующих рынков: увеличение предельной полезности потребления аддиктивных товаров по мере роста их потребления в прошлом; низкая эластичность спроса по доходу и цене; нулевая полезность для полностью зависимого потребителя иных товаров, кроме аддиктивных; по мере развития привыкания разнообразные предпочтения потребителей изменяются в пользу аддиктивных и в пределах ограниченного промежутка времени могут рассматриваться как стабильные; с развитием привыкания утрата связи уровня потребления аддиктивных товаров с бюджетным ограничением и покрытие дефицита из криминальных источников. Злоупотребление аддиктивными товарами характеризуется наличием обратной связи между изменением прибыльности человеческого капитала и издержками потребителя. В практике государственного регулирования рынков аддиктивных товаров важно учитывать: дифференцированное применение методов и средств сокращения спроса в зависимости от степени привыкания потребителей; инвестиции в снижение деградации человеческого капитала от потребления аддиктивных товаров являются фактором, способствующим экономическому росту; наиболее эффективным способом оптимизации потребления аддиктивных товаров является сочетание экономических и неэкономических регуляторов спроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF ECONOMIC BEHAVIOR OF CONSUMERS OF ADDICTIVE GOODS

The article is devoted to the identification and analysis of the peculiarities of the economic behavior of consumers of addictive goods for increasing the effectiveness of state regulation of the appropriate markets: an increase of the marginal utility of consumption of addictive goods as their consumption has increased in the past; low elasticity of demand according to income and price; zero utility for a completely addictive consumer of other goods, except addictive; As the addiction develops, the various preferences of consumers change in favor of addictive ones and within a limited period of time can be considered as stable; with the development of addiction, the loss of the connection between the level of consumption of addictive goods and the budget limitation and the coverage of the deficit from criminal sources. Abuse of addictive goods is characterized by feedback between the change in the profitability of human capital and the costs of the consumer. In the state regulation of the markets of addictive goods, it is essential to take into account: the differentiated use of methods and means for demand reduction, depending on the degree of consumer addiction; investments in reducing the degradation of human capital caused by consumption of addictive goods are a factor contributing to economic growth; The most effective way to optimize consumption of addictive goods is the combination of economic and non-economic demand regulators.

Текст научной работы на тему «Особенности экономического поведения потребителей аддиктивных товаров»

ЭКОНОМИКА ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ MICROECONOMICS AND ECONOMICS OF ENTERPRISES

Вестник Челябинского государственного университета.

2019. № 11 (433). Экономические науки. Вып. 67. С. 102—110.

УДК 339.13 00110.24411/1994-2796-2019-11111

ББК 65.291.31

ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ АДДИКТИВНЫХ ТОВАРОВ

Р. Ю. Скоков, Л. В. Попова

Волгоградский государственный аграрный университет, Волгоград, Россия

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФ11 и Администрации Волгоградской области

в рамках научного проекта № 19-410-340006. р_а.

Статья посвящена анализу особенностей экономического поведения потребителей адднктивных товаров для повышения эффективности государственного регулирования соответствующих рынков: увеличение предельной полезности потребления адднктивных товаров по мере роста их потребления в прошлом: низкая эластичность спроса по доходу н цене: нулевая полезность для полностью зависимого потребите.ля иных товаров, кроме адднктивных; по мере развития привыкания разнообразные предпочтения потребителей изменяются в пользу адднктивных и в пределах ограниченного промежутка времени могут рассматриваться как стабильные; с развитием привыкания утрата связи уровня потребления адднктивных товаров с бюджетным ограничением и покрытие дефицита из криминальных источников. Злоупотребление аддиктивными товарами характеризуется наличием обратной связи между изменением прибыльности человеческого капитала и издержками потребителя. В практике государственного регулирования рынков адднктивных товаров важно учитывать: дифференцированное применение методов и средств сокращения спроса в зависимости от степени привыкания потребителей: инвестиции в снижение деградации человеческого капитала от потребления адднктивных товаров являются фактором, способствующим экономическому росту: наиболее эффективным способом оптимизации потребления адднктивных товаров является сочетание экономических и неэкономических регуляторов спроса.

Ключевые слова: аддиктивпые товары, потребительское поведение, государственное регулирование, человеческий капитал.

Введение

По исследованиям, 45,9 млн чел. взрослого населения страны потребляют алкогольные напитки (ВЦИОМ), 37,6 млн — табачные изделия (Минздрав), около 29 млн — энерготоники (Ромир), 7,3 млн — наркотики (ФСКН) [Скоков, 2019]. Функционирование рынков данных товаров сопровождается широким спектром эффектов для государства, общества, бизнеса, потребителей. В 2016 г., с одной стороны, сумма поступлений в российский бюджет от акцизов на табачные изделия составила 466,9 млрд руб., на крепкую алкогольную продукцию — 164,2 млрд руб.. пиво — 148,3 млрд руб. С другой стороны. в 2016 г. смертность по причинам, связанным с употреблением алкоголя, составила 56,3 тыс. чел. (Росстат), наркотиков — 90 тыс. (ФСКН), курением — 330—400 тыс. чел. (Эксперты). Число

преступлений, совершенных лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, — 440,2 тыс. в 2016 г. (Росстат). Удельный вес преступлений в состоянии опьянения в общем их количестве увеличился с 8,7% в 2007—2011 гг. до 17,8% в 2012—2016 гг. Уровень использования легальных производственных мощностей, например, по алкогольной продукции — менее 30%, а доля теневого сектора — 70%. Доля нелегальных сигарет в 2018 г. достигла 8,4% общего объема российского табачного рынка против 4,5% в 2017 г.

Основными рынками адднктивных товаров являются: алкогольная и спиртосодержащая продукция. табачные изделия, электронные сигареты, энергетические напитки, наркотики, азартные игры. Их функционирование происходит со значительными отклонениями от стандартных эконо-

ми чес к их моделей и закономерностей. без исследования и учета которых трудно проводить эффективное государственное регулирование.

Цель исследования — выявить особенности экономического поведения потребителей аддиктивных товаров, важные для эффективного государственного регулирования соответствующих рынков.

Методология

В исследовании ную роль сыграл дисциплинарный

тез экономического

важ-меж-син-знания с экономической социологией, психологией, аддиктологией. наркологией, что актуализировало необходимость институционального подхода. Были использованы методы экспертных оценок, анализа, синтеза, аналогии, сравнения, статистический.

Полезность аддиктивных товаров

На рис. 1 график обшей полезности обычного товара (TUa) показывает, что если сначала общая полезность товара растет, то после некоторой точки она убывает.

Кривая предельной полезности обычного товара (MUa) показывает, что полезность потребляемых одна за другой частей товара постепенно убывает, поскольку растет степень удовлетворения потребителей. График общей полезности наркотиков (TUn) показывает постоянный рост общей полезности. Кривая предельной полезности наркотиков (MUJ показывает, что полезность потребляемых одна за другой доз наркотика постепенно растет. В случае наркотиков предельные издержки их потребления повышаются с длительностью их приема и с продолжительностью предыдущей интоксикации, поскольку при введении одинаковых доз наркотика в организм его действие постепенно снижается [8. С. 7].

Кривые безразличия на аддиктивные товары

На рис. 2 представлены кривые потребительского безразличия на наркотики и любой другой возможный товар [6. С. 184—185].

-Общая полезность наркотика (TUn)

Гредельная полезность обычного товара (MUa) ■ Общая полезность обычного товара (TUa) --11редепьная полезность натжотика (MUn)

à A... . - - MUa

13 14 ê If?*!?-1» 1:>

Y (количество товара)

Рис. 1. Оощая и предельная полезность обычного товара и наркотика

Наркотики и любой другой товар соотносятся между собой как исключительные безразличные товары. На кривой 1С1 потребляется один наркотик (ситуация «без выбора». MRS = 0). на который тратится весь доход, поэтому точки бюджетной линии и кривой безразличия лежат на оси Qn. После удовлетворения потребности в наркотике появляется ситуация с возможностью выбора (MRS = 1) между наркотиком и другими возможными товарами. что показывают классические бюджетные линии 1С2,1С3,1С4.

о , „ СУ 13

12 11 10 У

7 6 5 4 л 2

1С, КС КС

1С,

0 1 3 5 7 8 9 10 11 12 13 1

[('2

-IC3

-[('I

-IC4

Qn

Рис. 2. Кривые потребительского безразличия на наркотики и другие товары [1Ср 1С2,1Ср 1С4 — кривые безразличия (лат. тё^егепНат сигха); Qn — количество наркотика; Ос — количество любого возможного товара, кроме наркотика]

Спрос на аддиктивные товары и кривые Торпквиста

На рис. 3 представлены кривые Л. Торнквиста для трех групп товаров: первой необходимости (I), второй необходимости (П). предметов роскоши (III) [2] и кривая для AT (IV).

Начинающий потребитель наркотиков может сомневаться, тратиться ли ему на них, и можно было бы предположить, что спрос на эту группу товаров возникает только после того, как доход достигает величины bl или ЬТ Однако наркоторговцы часто предоставляют потребителю первую дозу бесплатно — через друзей или напрямую. Для упрощенного вхождения на рынок первая покупка наркотиков дешева и не отражается существенно на бюджете потребителя. Также потребителю на легальном и теневом рынках предлагаются алкогольная продукция, табачные изделия и другие аддиктивные товары различной ценовой категории. Поэтому спрос на аддиктивные товары в модели может возникнуть при любом доходе, как на товары первой необходимости. Если потребление товара перестает увеличиваться при любом увеличении дохода (или любом снижении цен), то можно говорить о насыщении потребности в нем. Достигнутый уровень его потребления — предельный. На высшем пределе рыночный спрос на аддиктивные товары. как и на многие товары первой необходимости, определяется физиологическими возможностями человека. Даже законченный наркоман старается контролировать принимаемую дозу, чтобы она не стала последней. Характер спроса на наркотики подчеркивает статус владельца, например, как на товары первой необходимости. Потребитель неспособен покинуть рынок в результате сознательного экономического выбора. Его социальное и экономическое поведение целиком и полностью

Y (спрос)

(h

направлено на поиск средств платежа на рынке наркотиков. По мере возрастания аддиктивности наркоман готов присваивать и обменивать на наркотики все больше доступных ему легитимных и нелегитимных ресурсов. Очевидно, что траектория развития наркомании имеет тенденцию возрастания. Однако закономерности, по которым строится модель рынка наркотиков и которыми она отличается от модели других рынков, проявляют себя в движении к безвозвратной точке крайней зависимости. Смерть наркомана от передозировки. как правило, является пределом спроса на наркотики, что наблюдается и когда наркоман прекратил их принимать.

Для аддиктивного товара (кривая IV) спрос возникает при любом доходе, растет, постепенно замедляется (так, что сР-у / сЬ2 < 0) и имеет уровень насыщения (предел) а4. то есть кривая асимптотически приближается к а4. Функцию спроса на ад-диктивный товар можно представить:

у =

_4_-

(1)

öl

ш

Z (доход)

Рис. 3. Кривые спроса на аддиктивные товары и кривые Торнквиста

Человеческий капитал потребителя аддиктивпых товаров

Приобретение наркотиков и потребление их приводит к снижению качества рабочей силы или человеческого капитала. Снижение капитала сопровождается сокращением сферы его применения и эффективности. Это, в свою очередь, приводит к снижению доходов потребителя. При этом спрос на наркотики не снижается, а наоборот, продолжает расти. Потребитель тратит последнее, но эффективность снижается еще больше. Таким образом, приобретение и потребление наркогиков приводят к снижению имеющегося дохода с пределом до нуля, в том числе в случаях, когда доход не зависит от аддиктив-ной деятельности. Даже если потребность остается на прежнем уровне, платежеспособный спрос снижается. При аддиктив-ном поведении, продиктованном аддиктивным потреблением,возникает противоречие, при котором потребитель ищет способы удовлетворения высокой потребности при

низком платежеспособном спросе. Наркоман, потерявший возможность увеличить доход легальными способами, выходит за пределы юридических и этических норм. Постоянная забота о том, чтобы доход обеспечивал непроизвольно растущий спрос, составляет основное содержание экономического поведения наркозависимого потребителя — настойчивого стремления к обретению наркотиков (drug seeking behavior — DSB-доход) [6. С. 199].

Доход наркомана по степени легальности формирования можно разделить на два источника: легальный (Z]S) и криминальный DSB-доход (ZDSB).

= ZE + ZDSB . (2)

Чем меньше легальный доход потребителя (Z/s), тем больше потребность в криминальном DSB-доходе (ZDSB).

По мере роста потребления наркоман утрачивает и человеческий капитал в его классической трактовке Г Беккера. как имеющийся запас знаний, навыков. мотиваций [1С. 649]. Под человеческим капиталом понимаем только конструктивную составляющую, не связанную с развиваемыми знаниями, навыками, мотивацией по добыванию наркотиков. Доход с человеческого капитала выражается в заработной плате, дивидендах, вкладах на счетах, имуществе, выручке от личного подсобного хозяйства и т. д. При прочих равных условиях с ростом расходов наркомана на аддиктивные товары будет сокращаться его личный легальный доход с человеческого капитала, однако с учетом низкой эластичности спроса на наркотики будет увеличиваться доля криминального DSB-дохода.

Потребитель рационально стремится увеличить доход, и, если бы его доход имел только легальные источники и при этом не был бы ниже затрат на покупку наркотиков, его экономическое поведение не отличалось бы от поведения рациональных и законопослушных потребителей любых других рынков.

Основной характеристикой аддиктивных товаров. по мнению Г. Беккера, Б. Гордона и Б. Сунна. М. Пономаревой, является «увеличивающееся потребление со временем», «усиление влечения», «развитие у потребителя зависимости». С подобным крилери-ем нро многие обычные товары можно сказать, что они являются аддиктивными. Графики потребления товаров первой необходимости и наркотиков также схожи, однако на них не отражено изменение человеческого капитала. Разница между товарами первой необходимости и наркотиками — во влиянии на че-

ловеческий капитал. Поэтому важно подчеркнуть, что рост потребления аддиктивных товаров, например наркотиков, приводит к снижению дохода с человеческого капитала, деструктивным последствиям в субъекте потребления, деструктивному поведению покупателей этих товаров. Деградация человеческого капитала потребителя аддиктивных товаров означает сокращение доходов индивидов из-за снижения учебной успеваемости и производительности труда, ухудшения здоровья, несчастных случаев, отравлений, рискованного сексуального поведения и др.

По мнению А. Брюхова. «человеческий капитал представляет определенную стоимость для работодателя в виде арендной (заработной) платы, а также инвестиций в него, при этом данный капитал создает добавленную стоимость, в том числе прибыль» [3]. По данным Федеральной службы государственной статистики, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций в целом по экономике Росаш в 2015 г: составила 34.03 тыс. руб. [4]. Существует очевидная и прямая зависимость между темпами роста валового внутреннего продукта и темпами увеличения национального человеческого капитала, поскольку в развитых странах основной прирост валового внутреннего продукта (до 85%) обеспечивается за счет увеличения национального человеческого капитала [10]. Прогноз средних темпов роста реального валового внутреннего продукта мировой экономики на уровне 3 % в год [16] можно экстраполировать на изменение человеческого капитала потребителя обычных товаров, который развивается за счет приобретенного опыта, квалификации, правильного питания. График человеческого капитала потребителя обычного товара (НСп) на рис. 4 показывает его рост со временем НСп0 < НСпХ (за 10 лет увеличился на 34.4%).

Главным фактором формирования человеческого капитала является личное потребление. Причем при потреблении жизненно необходимых товаров обеспечивается простое воспроизводство человеческого капитала, а при потреблении, например, услуг образования, науки, медицины обеспечивается расширенное воспроизводство человеческого капитала. Человеческий капитал у работника, который стал потреблять аддиктивные товары в ненормальных дозах, будет падать. Результаты исследования В. Кима и С. Рощина показали, что чрезмерное потребление алкогольной продукции мужчинами снижает вероятность занятости, заработную плату и часы работы [7]. Женщина в среднем спивается за 3—5 лет регулярного употребления алкогольной

0,0

2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025

1. годы

Человеческий 1.Т1ПТ (ТПЛ шщнпцда при потре&пешл! обычного товара (НСп)

---Человеческий капитал неквалифицированного рабочего (НСь)

-Человеческий капитал индивида злоупотребляющего алкоголем (НСа)

Рис. 4. Человеческий капитал потребителя обычного и аддиктивного товара

продукции, мужчина — за 8—9 лет [9]. Трудовой кодекс России предусматривает основание для расторжения трудового договора по инициативе работодателя в случае появления работника в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения [11]. Руководители предприятий отмечают злоупотребление алкогольной продукцией как третью по важности проблему в сфере здоровья сотрудников (после курения и сердечнососудистых заболеваний), и. по мнению большинства (74%), злоупотребление алкогольной продукцией оказывает негативное влияние на деятельность компаний [Там же]. Поэтому велика вероятность того, что алкоголик лишится стабильного источника заработной платы, будет заниматься низкооплачиваемым простым трудом неквалифицированного рабочего. Доля неквалифицированного труда в валовом внутреннем продукте развитых и развивающихся стран, включая Россию, становится все меньше, а в технологически передовых странах она уже исчезающе мала [5], поэтому человеческий капитал неквалифицированного рабочего будет увеличиваться в соответствии темпом роста реального валового внутреннего продукта мировой экономики, а может остаться и на неизменном уровне. Человеческий капитал работника со средней квалификацией и оплатой труда с началом потребления алкогольной продукции в ненормальных дозах может падать до уровня оплаты труда неквалифицированных рабочих, который, по статистике (2005—2013), составляет около 45—47% к средней начисленной заработной плате работников [15]. а может и далее стремиться к нулю. График человеческо-

го капитала работника, злоупотребляющего алкогольной продукцией (НСа), показывает его падение по мере роста зависимости (НСа0 < НС(за 10 лет уменьшился на 39 % при оптимистическом прогнозе). При этом чем больше экономический потенциал аддиктивного товара, тем выше скорость уменьшения человеческого капитала (за исключением потребления в медицинских целях, например, спирта или наркотиков, когда может сохраняться и даже увеличиваться человеческий капитал). В итоге человеческий капитал потребителя с крайней формой алкогольной зависимости может оказаться в 2,2 раза ниже человеческого капитала нормально развивающегося работника, воздерживающегося от потребления или умеренно потребляющего АП. То есть НС^/НС^ < 1. при г = 0 ЯС 0 = ЯС 0, в других случаях НСсь -< НСт.

Для эффективной реализации меры государственного регулирования рынков аддиктивных товаров должны разрабатываться специально для этапов аддиктивного поведения потребителя:

1. Начальная точка аддиктивного потребления. Цель государственных мер — в ограничении начала аддиктивного потребления.

2. Аддиктивное потребление. Цель государственных мер — в замедлении деградации человеческого капитала и возврате потребителя к нормальному развитию.

3. Предельная точка аддиктивного потребления и деградации человеческого капитала. Цель государственного регулирования — в возврате потребителя к нормальному развитию, а при невозможности — снижение отрицательных экстернальных эффектов.

Потребление аддиктивных товаров предлагается оценивать показателем доходности (убыточности) применения человеческого капитала (1у с):

не = Л//Г //о : (3)

А ¥/Уя-г

где НС — человеческий капитал, выраженный в доходе, Y— расходы потребителя на аддиктив-ные товары.

Изменения дохода и расхода определяются следующим образом:

ДНС = НСп - НСпЧ, AY= Yn - 7„_, (4)

Расходы на аддиктивные товары неэффективны, поскольку доход с человеческого капитала имеет тенденцию снижаться. Потребление аддиктивных товаров характеризуется наличием обратной связи между изменением человеческого капитала и расходами потребителя на аддиктивные товары (— оо < Iус < 0). При этом динамичный рост расходов на аддиктивные товары, приводящий к снижению человеческого капитала, показывает неэффективность трат и деградацию человеческого капитала, а обратное движение свидетельствует о восстановлении человеческого капитала. Для нормальных товаров характерно изменение человеческого капитала и расходов на их покупку в одном направлении. При НС = 0 человеческий капитал будет абсолютно неэластичным Iг€ = 0. А при Y = 0 человеческий капитал становится совершенно эластичным: =-оо. При |lyc| > 1 человеческий капитал эластичный, при | if^ <1 — неэластичный. Можно заключить, что увеличивающиеся расходы в чрезмерное потребление аддиктивных товаров являются неэффективными, поскольку ведут к деградации человеческого капитала.

Практически во всех странах действуют законы, предписывающие определенный минимум вложений в человеческий капитал, например, в образование. Инвестиции в снижение деградации человеческого капитала oi потребления аддиктивных товаров также являются фактором, способствующим экономическому росту.

Эластичность спроса на аддиктивные товары по цене и доходу

Следующей важной особенностью потребления наркотиков является готовность потребителя заплатить любую цену за них, чтобы получить и максимизировать полезность. В экономическом смысле это снижение эластичности цены. Спрос но цене на наркотики и другие аддиктивные товары с ростом при-

выкания становится неэластичным, как на товары первой необходимости. Наркотик для наркомана становится труднозаменяемым товаром первой необходимости, который непременно будет приобретен на рынке по любой цене в необходимом количестве за счет легальных (2^) и криминальных источников дохода. Спрос на наркотики не меняется или меняется в меньшей степени, чем цена (эластичность в диапазоне 0 < Ер -< I). Спрос на товар с множеством заменителей меняется в той же степени, в большей степени, неограниченно по сравнению с изменением (незначительным изменением) цены (1 < Е^ <оо).

Низкая эластичность спроса на наркошки по цене используется государством для проведения политики борьбы с наркорынком. Дж. Кох и С. Групп провели графический анализ способов борьбы с наркорынком: ограничение их предложения полицейскими операциями; ограничение спроса на них усилением профилактики: медицинская легализация наркотиков [17. Р. 348]. Они показали, что наиболее эффективным способом борьбы с наркотиками является ограничение спроса, например, посредством усиления профилактики наркомании, когда уменьшится потребление наркотиков, их цена, общие расходы потребителей [Е1ж1. Р. 237—243].

Выводы

Закономерности формирования спроса на аддиктивные товары:

— Характер спроса на аддиктивные товары при сильной зависимости соответствует спросу на товары первой необходимости, возникает при любом доходе, растет, постепенно замедляется и имеет предел насыщения. Эластичность спроса по доходу и цене низкая.

— Доход наркомана по степени легальности формирования делится на легальный и криминальный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-доход). Чем меньше легальный доход потребителя. тем больше потребность в криминальном.

— Злоупотребление аддиктивными товарами сопровождается деградацией человеческого капитала индивида по мере роста зависимости.

— Потребление аддиктивных товаров характеризуется наличием обратной связи между изменением прибыльности человеческого капитала и издержками потребителя.

Для практики государственного регулирования рынков аддиктивных товаров важно: инвестиции в снижение деградации человеческого капитала от потребления аддиктивных товаров являются фактором, способствующим экономическому

росту: наиболее эффективным способом оптимизации потребления аддиктивных товаров является сочетание экономических и неэконо-

мических регуляторов спроса, чему в России уделяется недостаточно внимания.

Список литературы

1. Беккер. Г. С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории : пер. с англ. / Г. С. Беккер ; сост.. науч. ред., послесл.: Р. И. Капелюшников ; предисл.: М. И. Левин. — М. : ГУ ВШЭ. 2003. — 672 с.

2. Бочкарева. Е. А. Построение функции Торквиста для товаров первой необходимости [Электронный ресурс] / Е. А. Бочкарева // SWorld. — 2014. — URL: http://www_sworidcom.ua/korifer37/675.pdf (дата обращения 08.09.2019).

3. Брюхов. А. М. Научный анализ понятий «человеческий капитал» и «управление человеческим капиталом» [Электронный ресурс] / А. М. Брюхов // Челябинский гуманитарий. — 2012. — № 1 (18). — URL: http://cyberieninka. ги/ar ticle/п/nanchnyy-analiz-ponyatiy^iidovecheskiy-kapital-i-upra vleme-cheloveche skim-kapitaloru (дагга обращения 08.09.2019).

4. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций в целом по экономике Российской Федерации в 1991—2016 гг. [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. — URL: http://www.gks.iTi/wps/wcm/cormect/rosstaJ rnafn/rosstat/m/ statistics/wages/ (дата обращения 08.09.2019).

5. Казаринова. Д. Б. Учебно-методический комплекс дисциплины (курса) «Управление человеческим капиталом» [Электронный ресурс] (2017) / Д. Б. Казаринова // Учебный портал РУДН. — URL: http://web-local.riidn.rn/web-local/prep/rj/index.php?id=3319&mod=disc&disc_id=6278&disc_razdel=43941&p=-l (дата обращения 08.09.2019).

6. Кесельман. Л. Е. Социальное пространство наркотизма. Наркобизнес. Начальная теория экономической отрасли / Л. Е. Кесельман. М. Г. Мацкевич., Л. М. Тимофеев. — 2-е изд.. перераб. и доп. — СПб. : Медицинская пресса? 2001. — 272 с.

7. Ким. В. В. Влияние потребления алкоголя на заработную плату и занятость в России [Электронный ресурс] / В. В. Ким. С. Ю. Рощин // Экономический журнал ВШЭ. — 2011 — № 1. — URL: http://cyberleiiiiika.rn/article/n/vliyaiiie-potrebleniya-alkogolya-iia-zarabotiiuyii-platu-i-zauyatost-v-rossii (дата обращения 08.09.2019).

8. Левин, М. И. Экономические модели аддиктивного поведения [Электронный ресурс] /М. И. Левин. А. Б. Фенько // Финансы и бизнес. —URL: http://fuibiz.spb.ru/download/4_2008_levin.pdf (дата обращения 08.09.2019).

9. Нарколог: «Женщины спиваются быстрее, чем мужчины» [Электронный ресурс] (2013) // Аргументы и Факты». — URL: http://www.smoLaif.ru/health/938253 (дата обращения 08.09.2019).

10. Подберезкин. А. И. Темпы роста ВВП и человеческий капитал (2013) [Электронный ресурс] . А. И. Подберезкин // МГИМО Университет МИД России. — URL: http://mgimo.ru/about/news/experts/242193/ (дата обращения 08.09.2019).

И. Практическое пособие по организации программы профилактики злоупотребления алкоголем и наркотиками на предприятиях [Электронный ресурс] (2014) / под общ. ред. канд. мед. наук Т. Б. Греча-ной // Центр медицинской профилактики. Новокузнецк. — URL: http://mpjikz5.ru/wp-content/uploads/2014/10/ Пpaкт-пocoбиe-Пpoфилaктикa-з.лoyпoтpeб.лeния-aлкoгoлeм-и-нapкoтикaми-нa-пpeдпpиятияx.pdf (дата обращения 08.09.2019).

12. Розничная торговля, услуги населению, туризм [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. — URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/counect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ enterprise/retail/# (дата обращения 08.09.2019).

13. Российский статистический ежегодник : стат. сб. / Госкомстат России. — М., 1997. — 749 с.

14. Россия в цифрах : крат. стат. сб. / Росстат. — М., 2017. — 511 с.

15. Средняя начисленная заработная плата работников по профессиональным группам [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. — URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/coiuiect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_costs/# (дата обращения 08.09.2019).

16. Экономический прогноз «Мир в 2050 году» [Электронный ресурс] (2015) // ПрайсвотерхаусКуперс Аудит. — URL: http://www.pwc.iWni/press-releases/2015/econonuc_forecast_2050.htiiil (дата обращения 08.09.2019).

17. Koch. J. V. The Economics of Drug Control Policies / J. V. Koch. . S. E. Grupp // The Economics of Crime. — Cambridge (Mass.), 1980. — P. 339—350.

Сведения об авторах

Скоков Роман Юрьевич — доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента и логистики в АПК Волгоградского государственного аграрного университета. Волгоград, Россия, rskokov@mail.rn

Попова Лариса Витальевна — доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономической безопасности Волгоградского государственного аграрного университета. Волгоград. Россия, lvpopova@bk.ni

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2019. No. 11 (433). Economic Sciences. Iss. 67. Pp. 102—110.

PECULIARITIES OF ECONOMIC BEHAVIOR OF CONSUMERS OF ADDICTIVE GOODS

R.Y. Skokov

Volgograd State Agrarian University, Volgograd, Russia, iskokov@mail.ru

L. V. Popova

Volgograd State Agrarian University, Volgograd, Russia, lvpopova@bk.ru

The article is devoted to the identification and analysis of the peculiarities of the economic behavior of consumers of addictive goods for increasing the effectiveness of state regulation of the appropriate markets: ail increase of the marginal utility of consumption of addictive goods as their consumption has increased in the past; low elasticity of demand according to income and price: zero utility for a completely addictive consumer of other goods, except addictive; As the addiction develops, the various preferences of consumers change in favor of addictive ones and within a limited period of time can be considered as stable: with the development of addiction, the loss of the connection between the level of consumption of addictive goods and the budget limitation and the coverage of the deficit from criminal sources. Abuse of addictive goods is characterized by feedback between the change in the profitability of human capital and the costs of the consumer. In the state regulation of the markets of addictive goods, it is essential to take into account: the differentiated use of methods and means for demand reduction, depending on the degree of consumer addiction; investments in reducing the degradation of human capital caused by consumption of addictive goods are a factor contributing to economic growth: The most effective way to optimize consumption of addictive goods is the combination of economic and non-economic demand regulators.

Keywords: addictive goods, consumer behavior, state regulation, human capital.

Referances

1. Becker G.S. CheJovecheskoe povedenie: ekonomicheskij podhod [Human behavior: an economic approach. Seleced works on economic theory], Moscow, State University Higher School of Economics. 2013. 672 p. (In Russ.).

2. Bochkareva E.A. Postroenie funkcii Torkvista dlya tovarov pervoj neobhodimosti [Construction of the Torquist function for essential goods]. SWorld [SWorld]. 2014. Available at: http://www.sworld.coni.ua/kon-fer37/675.pdf (In Russ.).

3. Bryukhov A.M. Nauchnyj analiz ponyatij "chelovecheskij kapital" i L'upravlenie chelovecheskim kapita-lom" [Scientific analysis of the concepts "Human Capital" and "Managing Human Capital"]. Chelyabinskij git-manitarij [Chelyabinsk Humanitarian], 2012. no. 1 (18). Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/nauchnyy-analiz-ponyatiy-chelovecheskiy-kapital-i-upravlenie-chelovecheskim-kapitalom (In Russ.).

4. The average monthly nominal wages of employees for a full range of organizations in general for the economy of the Russian Federation in 1991-2016. Federal State Statistics Service. Available at: http://www.gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/ {In Russ.).

5. Kazarinova D.B. Uchebno-metodicheskij kompleks discipliny (kursa) "Upravlenie chelovecheskim kapi-talom" [Educational-methodical complex of the discipline (course) "Managing human capital"]. Educational portal of the Peoples' Friendship University. 2017. Available at: http://web-local.rudn.ru/web-local/prep/rj/in-dex.php?id=3319&mod=disc&disc id=6278&disc razdel = 43941 & p =-1 (In Russ.).

6. Keselman L.E., MatskevichM.G., Timofeev L.M. Social'noe prostranstvo narkotizma. Narkobiznes [Social space of drug addiction. The drug business. The initial theory of the economic sector]. St. Petersburg. The medical press, 2001. 272 p. (In Russ.).

7. Kim V.V., Roshchin S.Yu. Vliyanie potrebleniya alkogolya na zarabotnuyu platu i zanyatost' v Rossii [The Influence of Alcohol Consumption on Wages and Employment in Russia]. Ekonomicheskij zhurnal VSHE [The Economic Journal of the Higher School of Economics], 2011, no. 1. Available at: http://cyberleninka.ru/article/ii/ vliyanie-potrebleniya-alkogolya-na-zarabotnuyn-platu-i-zanyatost-v-rossii (In Russ.).

8. Levin M.I. Ekonomicheskie modeli addiktivnogopovedeniya [Jekonomicheskie modeli addiktivnogo po-vedenija]. 2008. Available at: finbiz. spb.ru> download/4_2008_levin.pdf (In Russ.).

9. Narcologist: "Women are getting addictive faster than men". Arguments and Facts. 2013. Available at: http://www.smol.aif.ru/health/938253 (In Russ.).

10. Podberezkin A.I. Tempy rosta VVP i chelovecheskij kapital [GDP growth rates and human capital]. MGIMO Universitet MID Rossii [MGIMO University of the Russian Foreign Ministry]. 2013. Available at: http://mgimo.ru/about/news/experts/242193/ (In Russ.).

11. Practical manual on the organization of the program of prevention of alcohol and drug abuse at enterprises. Under the general editorship of the candidate of medical sciences. Center for Medical Prevention of Novokuznetsk. 2014. Available at: http ://mp. nkz 5. ni/wp - c ontent/uplo ads/2014/10/IIp a kt-noc o one-lip o (J) tin a ki mca-3Ji0yn0Tpe6neHHa-aiiK0r0JieM-H-HapK0THKaMH-Ha-npeflnpMTiiax.pdf (In Russ.).

12. Retail trade, public services, tourism. Federal State Statistics Service. Available at: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retail/# (In Russ.).

13. Rossijskij statisticheskij ezhegodnik. Stat, sbornik. Goskomstat Rossii [Russian Statistical Yearbook Stat, digest. Goskomstat of Russia], 1997. 749 p. (In Russ.).

14. Rossiya vcifrah [Russia in figures. Brief stat. digest]. Rosstat, 2017. 511 p. (In Russ.).

15. Average wages of workers within professional groups. Federal Service of State Statistics. Available at: http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_costs/# (In Russ.).

16. Economic forecast "The World in 2050" (2015). PricewaterhouseCoopers Audit. Available at: http:// www.pwc.ru/ru/press-releases/2015/economic_forecast_2050.html (In Russ.).

17. Koch J.V., Grupp S.E.. The Economics of Drug Control Policies [The Economics of Drug Control Policies]. The Economics of Crime. Cambridge [The Economics of Crime]. Cambridge (Mass.), 1980. Pp. 339-350. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.