Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТОВ РФ В ОБЛАСТИ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТОВ РФ В ОБЛАСТИ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
47
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / СУБЪЕКТЫ РФ / ENVIRONMENTAL LEGISLATION / ENVIRONMENTAL-ECONOMIC INSTRUMENTS / ENVIRONMENTAL PROTECTION / WATER USE / RUSSIA' REGIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Раков Иван Дмитриевич

В статье проводится анализ экологического законодательства субъектов Российской Федерации в сфере водопользования с целью выявления инструментов, оказывающих влияние на хозяйствующие субъекты. Проанализированы и структурированы нормативно-правовые акты по водопользованию в разрезе эколого-экономических инструментов. Выделены схожести и особенности по установленным нормативно-правовым актам в регионах России в рамках эколого-экономического регулирования водопользования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Раков Иван Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the environmental-economic legislation for water use in Russia’ regions

In the article analysis is being conducted the environmental legislation of Russia’ regions in the field of water use to identify environmental factors affecting the economic activities of enterprises. Legal acts on water use have been analyzed and structured in the context of environmental-economic instruments. The similarities and features established by the regulatory legal acts of Russia’ regions in based on environmental and economic regulation have been identified.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТОВ РФ В ОБЛАСТИ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО

Том 9 • Номер 1 • Январь-март 2019 ISSN 2222-534Х

>

издательство

Креативная экономика

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law

r.

Особенности эколого-экономического законодательства субъектов РФ в области водопользования

Раков И.Д. 1

В статье проводится анализ экологического законодательства субъектов Российской Федерации в сфере водопользования с целью выявления инструментов, оказывающих влияние на хозяйствующие субъекты. Проанализированы и структурированы нормативно-правовые акты по водопользованию в разрезе эко-лого-экономических инструментов. Выделены схожести и особенности по установленным нормативно-правовым актам в регионах России в рамках эколого-экономического регулирования водопользования.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: экологическое законодательство, эколого-экономические инструменты, охрана окружающей среды, водопользование, субъекты РФ

Features of the environmental-economic legislation for water use in Russia' regions

Rakov I.D. 1

1 Financial research institute of the Ministry of Finance of the Russian Federation

Введение

В последнее время одним из важных направлений экономического развития в глобальном масштабе стало снижение воздействия на окружающую среду и управление экологическими рисками [1, с. 60; 2, с. 9-10] (Bogacheva, Smorodinov, 2018; Yakovlev et al., 2017). Таким решением этих проблем в мире стало внедрение эколого-экономического регулирования1, которое используется во многих развитых странах: Германия, Южная Корея, Канада, Франция, Италия и др.

1 Под эколого-экономическим регулированием в области охраны окружающей среды подразумевается совокупность способов воздействия различных органов власти на поведение субъектов экологических правоотношений (физических и юридических лиц) для формирования у названных субъектов экономической заинтересованности в соблюдении экологических норм, требований и технических регламентов в ходе осуществления хозяйственной и иной деятельности, а также пополнения бюджетных источников финансирования природоохранных мероприятий [3, с. 3].

Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов РФ

АННОТАЦИЯ:

На этом фоне приоритетом национального развития России стало формирование экологически ориентированного экономического роста. Данное направление было отражено в ряде законодательных актов: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года; Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года; Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 [4, с. 10-11] (Yakovlev, Kabir, 2018).

С другой стороны, стоит проблема состояния водных ресурсов, что является значимым фактором как для развития страны в целом, так и отдельных регионов. По данным Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), в 2016 году специалисты зарегистрировали 2990 случаев высокого и экстремально высокого уровня загрязненности водоемов в России. Данный факт отмечается в 53 субъектах Российской Федерации (далее РФ) [5].

Несмотря на наличие таких экологических проблем, в России на федеральном уровне экологическое законодательство в сфере водопользования четко определено следующими нормативно-правовыми актами (далее НПА): Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» - общие вопросы, связанные с охраной окружающей среды; Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»; Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ. Однако согласно указанным законам часть полномочий передается на уровень субъектов РФ.

Новые тенденции в мировом экономическом развитии и формирование экологически ориентированной экономики России, а также проблемы состояния водных

ABSTRACT:_

In the article analysis is being conducted the environmental legislation of Russia' regions in the field of water use to identify environmental factors affecting the economic activities of enterprises. Legal acts on water use have been analyzed and structured in the context of environmental-economic instruments. The similarities and features established by the regulatory legal acts of Russia' regions in based on environmental and economic regulation have been identified.

KEYWORDS: environmental legislation, environmental-economic instruments, environmental protection, water use, Russia' regions

JEL Classification: F64, K32, O44, Q58, R59 Received: 13.02.2019 / Published: 31.03.2019

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Rakov I.D. (rakov0nifi.ru)

CITATION:_

Rakov I.D. (2019) Osobennosti ekologo-ekonomicheskogo zakonodatelstva subektov RF v oblasti vodopolzovaniya [Features of the environmental-economic legislation for water use in Russia' regions]. Ekonomika, predprinimatelstvo ipravo. 9. (1). - 31-43. doi: 10.18334/epp.9.1.40682

ресурсов в субъектах РФ актуализируют анализ экологического законодательства субъектов РФ в сфере водопользования [6-9].

Анализ в региональном законодательстве по установленным инструментам эко-лого-экономического регулирования (далее ЭЭР) в области водопользования (забор воды, сброс сточных вод и защита водных объектов) производится по 85-ти субъектам Российской Федерации. Базой данных по законодательству РФ выступает справочно-правовая система Гарант.

В результате выделены следующие элементы системы ЭЭР, которые были затронуты в региональном законодательстве России [10, с. 93-173; 11, с. 128] (Sarkisov, Lyubarskiy, 2014; Saenko, Truschina, 2016): природоохранное законодательство, экологические стандарты и нормативы; лицензирование хозяйственной деятельности; прогнозирование, планирование и программирование природоохранной деятельности; экологический мониторинг; оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза проектов; экологический аудит; добровольные согласования между органами экологического контроля и природопользователями; плата за пользование природными ресурсами; компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого использования или за ухудшение качества этих ресурсов; плата за загрязнение окружающей среды и размещение отходов; налог на выпуск экологически опасной продукции и применение экологически опасных технологий; налоговые льготы; политика компенсаций.

К природоохранному законодательству в сфере водопользования были отнесены региональные НПА, содержащие запрет при осуществлении сельскохозяйственных и производственных процессов на сброс любых сточных вод и отходов в местах нереста, зимовки и массовых скоплений водных и околоводных животных или запрет на сброс сточных вод на особо охраняемой территории или в водоохранной зоне, а также законы об охране окружающей среды или экологические кодексы, регламентирующие водоохранную деятельность.

К примерам можно отнести следующие НПА:

- Постановление Правительства Рязанской области от 18 июня 2009 г. № 159 «Об утверждении требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи»;

ОБ АВТОРЕ:_

Раков Иван Дмитриевич, младший научный сотрудник Центра международных финансов, Научно-исследовательский финансовый институт [rakov0nifi.ru]

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Раков И.Д. Особенности эколого-экономического законодательства субъектов РФ в области водопользования // Экономика, предпринимательство и право. - 2019. - Том 9. - № 1. - С. 000-000. Сог 10.18334/ ерр.9.1.40682

- Постановление Правительства Саратовской области от 17 февраля 2009 г. № 50-П «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения»;

- Постановление Правительства Вологодской области от 6 ноября 2012 г. № 1319 «Об утверждении положений об особо охраняемых природных территориях областного значения в Бабаевском районе Вологодской области»;

- Приказ Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды от 21 мая 2018 г. № 465 «Об утверждении местоположения береговой линии (границы водного объекта), границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы озера Городищенское Печорского района Псковской области»;

- Экологический кодекс РТ от 15 января 2009 г. № 5-ЗРТ;

- Закон Республики Хакасия от 7 июля 2004 г. № 44 «Об охране окружающей среды» (с изменениями и дополнениями).

Региональные НПА, имеющие отношение к лицензированию хозяйственной деятельности в области водопользования, выявлены в Калужской области, Костромской области, Республики Татарстан и Самарской области. В Калужской области устанавливаются размеры сборов, взимаемых за выдачу лицензий на водопользование2. В остальных 3-х регионах установлен региональными НПА только порядок выдачи разрешений в сфере водопользования (например, Приказ Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 22 мая 2018 г. № 480-п «Об утверждении Административного регламента Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты»).

Экологические стандарты и нормативы по водопользованию в региональном законодательстве в основном представлены в виде градостроительных нормативов (например, Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 г. № 524 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга»). Кроме этого, выявлен ряд нормативов и стандартов, охватывающий другие сферы:

- в Оренбургской области утвержден порядок использования методики оценки риска для здоровья населения и охраны среды обитания, который рекомендован всем хозяйствующим субъектам (Указ Губернатора Оренбургской области от 30 июля 2008 г. № 97-ук «О порядке использования методики оценки риска для здоровья населения и охраны среды обитания в Оренбургской области»);

- Межрегиональные соглашения, которые обязывают регионы ежегодно уточ-

2 Приказ Департамента регионального развития Калужской области от 25 апреля 2003 г. № 102-п «Об утверждении размеров сборов, взимаемых за выдачу лицензий на водопользование».

нять на взаимной основе лимиты и места забора и сброса сточных вод в водные объекты совместного ведения (Республика Башкортостан и Правительство Удмуртской Республики)3;

- установлены нормативы на сброс загрязняющих веществ в Ленинградской области4, Смоленской области5 и др.

В субъектах РФ прогнозирование, планирование и программирование природоохранной деятельности устанавливаются в региональных государственных программах, схемах территориального планирования, прогнозах социального-экономического планирования, стратегиях, инвестиционных программах для компаний. К примерам можно отнести следующие НПА:

- Приказ Службы Республики Коми по тарифам от 19 ноября 2015 г. № 70/41 «Об утверждении инвестиционной программы АО «Коми тепловая компания» (Усть-Цилемский филиал) в сфере водоотведения»;

- Постановление Администрации Смоленской области от 20 ноября 2013 г. № 933 «Об утверждении областной государственной программы «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в Смоленской области» на 2014-2020 годы»;

- Закон Липецкой области от 25 декабря 2006 г. № 10-ОЗ «Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года»;

- Постановление Правительства Самарской области от 30 октября 2013 г. № 579 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Развитие водохозяйственного комплекса Самарской области в 2014-2020 годах»»;

- Постановление Правительства Челябинской области от 24 ноября 2008 г. № 389-П «О схеме территориального планирования Челябинской области».

Законодательное регулирование в отношении регионального экологического мониторинга или экологического надзора в целом по всем природоохранным областям или только в области водопользования заключается:

1) в прописывании его в природоохранном законодательстве (например, Закон Архангельской области от 23 июня 2005 г. № 66-4-ОЗ «Об охране окружающей среды на территории Архангельской области»);

2) издании закона по экологическому мониторингу (например, Закон г. Москвы от 20 октября 2004 г. № 65 «Об экологическом мониторинге в городе Москве»);

3 Постановление Правительства УР от 25 марта 1996 г. № 176 «О Соглашении между Кабинетом Министров Республики Башкортостан и Правительством Удмуртской Республики».

4 Постановление Правительства Ленинградской области от 30 декабря 2004 г. № 326 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ленинградской области».

5 Постановление Главы Администрации Смоленской области от 17 мая 2000 г. г. № 304 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Смоленской области».

3) издании регламента по осуществлению регионального государственного экологического мониторинга или надзора (например, Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия от 8 августа 2017 г. № 010-763-пр «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством природных ресурсов и экологии Республики Хакасия государственной функции по осуществлению регионального государственного экологического надзора за сбросом сточных вод через централизованную систему водоотведения»);

4) предоставлении перечня объектов, подлежащих региональному государственному экологическому надзору (например, Постановление Правительства Кировской области от 22 августа 2008 г. № 143/351 «О перечне объектов, подлежащих региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов»).

Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза проектов на региональном уровне законодательно регламентируется в следующих случаях:

- экологическая экспертиза устанавливается на региональном уровне в законе об охране окружающей среды или в экологическом кодексе (Брянская область, Тульская область, Республика Татарстан и др.);

- предоставляется регламент по проведению государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня (например, в Удмуртской Республике);

- государственная экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду устанавливаются в регламенте предоставления государственной услуги по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в собственности субъектов РФ (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Республика Бурятия, Забайкальский край и др.);

- в Москве при разработке проектной документации на проведение строительных работ и реконструкции сетей и сооружений централизованной системы водоотведе-ния и водоснабжения нужно проводить оценку воздействия на водные объекты6;

- в Московской области при выдаче разрешительной документации и согласований технических условий строительства (реконструкции) объектов недвижимости необходимо предоставить данные по воздействию на окружающую среду7.

Экологический аудит на региональном уровне прописывается в законах об охране окружающей среды (Алтайский край, Курганская область и др.) или в законе об экологическом аудите (Томская область и Костромская область). В данном региональном законодательстве устанавливается порядок проведения аудита или возможность

6 Постановление Правительства Москвы от 21 сентября 2016 г. № 574-ПП «Об утверждении схем водоснабжения и водоотведения города Москвы на период до 2025 года».

7 Постановление Правительства Московской области от 25 января 1999 г. № 10/3 «О порядке выдачи исходных данных и технических условий на проектирование, согласования документации на строительство (реконструкцию) объектов недвижимости, а также оплаты указанных работ (услуг) на территории Московской области».

проведения экологического аудита по решению региональных властей. Например, экологический аудит проводится по предложению исполнительного органа государственной власти Костромской области в области охраны окружающей среды в случае длительного (более трёх лет) устойчивого негативного воздействия объекта хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду8. Также отмечается, что ряд регионов в своих законах по экологии указывают статью «Экологический аудит», ссылаясь на добровольный характер процедуры и регламентирование этой процедуры федеральным законодательством (Республика Башкортостан, Кировская область и др.), а в Чеченской Республике проведение экологического аудита является функцией Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Чеченской Республики9.

К регулирующим региональным актам по добровольным согласованиям между органами экологического контроля и природопользователями можно отнести только регламент по предоставлению государственной услуги по согласованию планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади в Саратовской области10.

Региональные нормативно-правовые акты, устанавливающие плату за пользование природными ресурсами в сфере водопользования (за забор воды и водоотведение), можно разделить на три группы:

1. НПА, устанавливающие единую плату за водопользование по всему субъекту РФ или за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъекта РФ (Республика Мордовия11, Саратовская область12, Республика Карелия13 и др.).

8 Постановление Администрации Костромской области от 18 марта 2011 г. № 81-а «Об экологическом аудите на территории Костромской области».

9 Постановление Правительства Чеченской Республики от 10 июня 2015 г. № 135 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Чеченской Республики».

10 Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 16 марта 2015 г. № 101 «Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги».

11 Постановление Правительства Республики Мордовия от 6 августа 2007 г. № 368 «О порядке расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности Республики Мордовия».

12 Постановление Правительства Саратовской области от 22 июля 2008 г. № 292-П «Об утверждении Правил расчета и взимания платы за пользование поверхностными водными объектами, находящимися в государственной собственности Саратовской области, и ставок платы за пользование ими».

13 Закон Республики Карелия от 25 июля 2002 г. № 613-ЗРК «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Карелия «О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия»».

2. НПА, устанавливающие тарифы для потребителей за водопользование отдельным предприятиям в сфере ЖКХ (например, Постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 11 апреля 2018 г. № 10/4 «Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальный участок № 2» в Вознесенском сельском поселении Амурского муниципального района на 2018-2022 годы»).

3. НПА, устанавливающие тарифы за водопользование отдельным предприятиям (например, Приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 14 ноября 2012 г. № 191-Т «Об установлении тарифов на водо-отведение для открытого акционерного общества «ГМК «Норильский никель» филиал Норильскэнерго, г. Норильск»).

Региональное законодательное регулирование по компенсационным платежам за выбытие природных ресурсов из целевого использования или за ухудшение качества этих ресурсов реализуется следующим образом:

- корректирующие коэффициенты для аренды государственной земли под водопользование (Ямало-Ненецкий автономный округ, Еврейская автономная область, Республика Мордовия);

- в Белгородской области принята методика по определению размеров ущерба за загрязнение вод;

- установлена правовая норма по компенсации вреда водным объектам в добровольном или судебном порядке в природоохранном законодательстве Пермского края и Республики Башкортостан.

Плата за загрязнение окружающей среды, налоги на выпуск экологически опасной продукции и применение экологически опасных технологий, политика компенсаций устанавливаются в каждом регионе преимущественно одним законом. Данный закон содержит порядок определения и взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации, а также возможность корректировки платы за сверхнормативный сброс сточных вод (т.е. налог на выпуск экологически опасной продукции) и в счет освоенных капиталовложений на водоохранные мероприятия (политика компенсаций). К примерам можно отнести следующие НПА:

- Постановление Администрации Мурманской области от 20 мая 1996 г. № 166 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Мурманской области»;

- Постановление Правительства Республики Марий Эл от 3 марта 2017 г. № 90 «Об утверждении Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ с превышением нормативов водоотведения по составу сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Марий Эл».

Ряд регионов помимо прописанного порядка установки платы за загрязняющие

вещества в своих НПА указывают нормативы платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты (Республика Марий Эл, Смоленская область и др.).

Относительно компенсационной политики на региональном уровне можно отметить, что есть регионы, которые четко прописывают перечень природоохранных мер и порядок предоставления компенсации (Ленинградская область, Мурманская область, Краснодарский край, Астраханская область, Ростовская область), а есть регионы, где данному вопросу уделяется очень мало внимания (Республика Дагестан, Вологодская область, Новгородская область). И не все регионы, у которых есть НПА, регулирующие плату за сброс сточных вод, устанавливают политику компенсаций.

Также к налогам на выпуск экологически опасной продукции и применение экологически опасных технологий отнесена административная ответственность за несоблюдение природоохранного законодательства в сфере водопользования: штраф за сброс сточных вод на территорию общего пользования (г. Санкт-Петербург); штрафы за загрязнение вод и нарушение экологических требований при эксплуатации очистных сооружений и сетей ливневой канализации (г. Москва); штраф за несоблюдение хозяйствующими субъектами показателей объема и состава сточных вод, разрешенных к приему (сбросу) в системы канализации (Ивановская область).

Налоговые льготы законодательно установлены по налогу на прибыль в Пермском крае для организаций, строящих очистные сооружения для сточных вод и производящих оборудование по очистке сточных вод, и по налогу на имущество в Магаданской области и Еврейской автономной области для организаций, осуществляющих сбор, транспортировку и обработку сточных вод.

Также выделяются региональные нормативно-правовые акты, не попадающие ни в одну из представленных выше категорий, такие как акты, устанавливающие природоохранные показатели для оценки деятельности регионального правительства (Республика Башкортостан14, Республика Дагестан15, Свердловская область16).

Из представленных выше 14-ти инструментов системы ЭЭР максимально регионы в законодательстве одновременно применяют только 10 инструментов. Среди лидеров по степени охватываемых региональным законодательством инструментов можно выделить: Костромскую область (10 инструментов) и Алтайский край (9 инструмен-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 Постановление Правительства Республики Башкортостан от 27 декабря 2013 г. № 640 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Башкортостан от 30 ноября 2013 года № УП-371 «Об оценке эффективности деятельности республиканских органов исполнительной власти»».

15 Указ Президента Республики Дагестан от 27 декабря 2013 г. № 347 «Об утверждении перечня показателей для оценки эффективности деятельности руководителей органов исполнительной власти Республики Дагестан».

16 Постановление Правительства Свердловской области от 29 декабря 2017 г. № 1033-ПП «Об утверждении Порядка (методики) и перечня показателей оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности в Свердловской области».

тов), а наименьшее количество применяемых данных инструментов отмечается в следующих регионах: Республика Адыгея (0 инструментов), Ставропольский край (1 инструмент), Республика Тыва (1 инструмент).

В таблице представлено распределение субъектов РФ по количеству охватываемых инструментов эколого-экономического регулирования.

Таблица

Распределение субъектов РФ по количеству охватываемых инструментов эколого-экономического регулирования

Группы регионов по количеству Количество субъектов РФ

используемых инструментов ЭЭР абсолютное в % к итогу

ниже 2 3 3

2 - 4 9 11

4 - 6 32 38

6 - 8 28 33

свыше 8 13 15

Итого 85 100

Источник: составлено автором

В России наибольшая доля регионов приходится на регионы со средней и высокой степенью охвата инструментов НПА: 32 субъекта РФ (38 %) используют от 4 до 6 инструментов системы ЭЭР, 28 субъектов РФ (33 %) - от 6 до 8 инструментов системы ЭЭР и свыше 8 инструментов используют 13 субъектов РФ (15 %). Меньше 4 инструментов системы ЭЭР используются в региональном законодательстве у 12 субъектов РФ (14 %).

Далее рассмотрим наиболее популярные инструменты системы ЭЭР в региональном российском законодательстве (рис.).

Анализ показал, что наибольшее число субъектов РФ в своих нормативно-правовых актах регулируют аспекты, связанные с платой за загрязнение окружающей среды (66 субъекта), планированием и программированием природоохранной деятельности (63 субъекта), налог на выпуск опасной продукции (62 субъекта), природоохранное законодательство (62 субъекта). Наименьшее количество актов попали в следующие категории: добровольные согласования между органами экологического контроля и природопользователями (1 субъекта); налоговые льготы (3 субъекта); лицензирование хозяйственной деятельности (4 субъекта).

Рисунок. Количество субъектов в разрезе используемых инструментов эколого-экономического регулирования Источник: составлено автором

Заключение

Н ^ а основе проведенного исследования формулируются следующие выводы:

1. Природоохранное региональное законодательство в области водопользования и защиты водных объектов распространяется преимущественно на отдельные природоохранные территории (заповедники, санитарно-курортные зоны и др.). Выделяются также отдельные регионы, которые имеют экологический кодекс или закон об охране окружающей среды (Курганская область, Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Чувашская Республика, Пермский край, Тульская область, Калужская область), и охватывают они все природоохранные объекты.

2. Основными инструментами ЭЭР в региональном законодательстве являются НПА: определяющие порядок взимания платы за сброс сточных вод и за превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ в них; региональные государственные программы, в которые включаются природоохранные мероприятия.

3. Выявлены нормативно-правовые акты в разных регионах, которые имеют схожее название, структуру и предмет регулирования: акт, устанавливающий запрет на

сброс любых сточных вод и отходов в местах нереста, зимовки и массовых скоплений водных и околоводных животных при осуществлении сельскохозяйственной и производственной деятельности; акт, регулирующий порядок взимания платы за сброс сточных вод, а также дающий возможность корректировки платы в счет освоенных капиталовложений на водоохранные мероприятия; акты, защищающие природоохранные территории, и др.

4. Выявлены субъекты РФ, где плата за водопользование устанавливается НПА отдельно для каждого предприятия или организации жилищно-коммунального хозяйства, осуществляющих деятельность по водопользованию или сбросу сточных вод (Камчатский край, Томская область, Омская область, Красноярский край и другие субъекты РФ), что увеличивает экономический риск для предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства.

Таким образом, на уровне субъектов РФ отмечается схожесть по структуре и содержанию между нормативно-правовыми актами в разных регионах. Различия в региональных НПА по охватываемым вопросам в сфере водопользования проявляются из-за специфики региона или из-за существования федеральных актов, регулирующих данные вопросы. Однако настоящая работа не рассматривает эффективность данных мер и их влияния на экологическую ситуацию в регионе, что дает возможности для дальнейших исследований.

ИСТОЧНИКИ:

1. Богачева О.В., Смородинов О.В. Управление экологическими рисками в организа-

циях финансового сектора стран Группы двадцати // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. - 2018. - № 2. - с. 59-71. - doi: 10.31107/2075-1990 -2018-2-59-72.

2. Яковлев И.А., Кабир Л.С., Никулина С.И., Раков И.Д. Финансирование «зеленого» экономического роста: концепции, проблемы, подходы // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. - 2017. - № 3. - с. 9-21.

3. Аналитическая записка: Эколого-экономическое регулирование в странах «Группы

двадцати»: причины и подходы к его организации [Электронный ресурс] / науч. рук. Яковлев И.А.: Научно-исследовательский финансовый институт (НИФИ). 2017. URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/international/cooperation/G20/ green/# (дата обращения: 31.10.2018).

4. Яковлев И.А., Кабир Л.С. Механизм финансирования «зеленых» инвестиций как эле-

мент национальной стратегии финансирования устойчивого развития // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. - 2018. - № 3. - с. 9-20. - doi: 10.31107/2075-1990 -2018-3-9-20.

5. Загрязнение воды в России. Интернет-журнал «Экология сегодня». [Электронный

ресурс]. URL: https://ecologynow.ru/knowledge/zagraznenie-vody-v-rossii ( дата обра-

щения: 07.05.2019 ).

6. Астафьева О.В., Дерягина С.Е. Внедрение системы экологического менеджмента в

органах местного самоуправления // Лидерство и менеджмент. - 2018. - Том 5. - № 4. - с. 171-182. - doi: 10.18334/lim.5.4.39515.

7. Дерягина С.Е., Астафьева О.В. Адаптация существующей системы экологического

менеджмента с новой версией стандарта ISO 14001 (на примере ОАО «Уральский завод гражданской авиации») // Лидерство и менеджмент. - 2018. - Том 5. - № 3. -с. 115-124. - doi: 10.18334/lim.5.3.39378.

8. Студеникин Н.В. Цифровые технологии и новые возможности для КСО в России

в контексте зеленой экономики, цифровой экономики и «шеринг экономики» // Государственно-частное партнерство. - 2017. - Том 4. - № 4. - с. 257-266. - doi: 10.18334/ppp.4.4.38648.

9. Каменик Л.Л. Эколого-экономическая сбалансированность - стратегия управления

инновационным развитием общества XXI века // Вопросы инновационной экономики. - 2018. - Том 8. - № 1. - с. 25-38. - doi: 10.18334/vinec.8.1.38866.

10. Саркисов О.Р., Любарский Е.Л. Экологическое право: учеб. пособие для студ. учреждений высшего проф. образования. - 2014.

11. Саенко О.Е., Трущина Т.П. Экологические основы природопользования. -2016. -214 с.

REFERENCES:

Bogacheva O.V., Smorodinov O.V. (2018). Upravlenie ekologicheskimi riskami v organizatsiyakh finansovogo sektora stran Gruppy dvadtsati [Environmental Risk Management in Financial Sector of G20 Countries]. Finansovyj zhurnal = Financial Journal, no. 2(42), pp. 59-71. doi: 10.31107/2075-1990 -2018-2-59-72 (in Russian) Yakovlev I.A., Kabir L.S., Nikulina S.I., Rakov I.D. (2017). Finansirovanie «zelenogo» ekonomicheskogo rosta: kontseptsii, problemy, podkhody [Financing Green Economic Growth: Conceptions, Problems, Approaches]. Finansovyj zhurnal = Financial Journal, no. 3(37), pp. 9-21. (in Russian) Analiticheskaya zapiska: Ekologo-ekonomicheskoe regulirovanie v stranakh «Gruppy dvadtsati»: prichiny i podkhody k ego organizatsii. Financial Research Institute, 2017. Retrieved from https://www.minfin.ru/ru/perfomance/international/ cooperation/G20/green/# Yakovlev I.A., Kabir L.S. (2018). Mekhanizm finansirovaniya «zelenykh» investitsii kak element natsional'noi strategii finansirovaniya ustoichivogo razvitiya [Green Investment Financing Mechanism as an Element of the National Strategy for Sustainable Development Financing]. Finansovyj zhurnal = Financial Journal, no. 3(43), pp. 9-20. DOI: 10.31107/2075-1990 -2018-3-9-20. (in Russian) Zagryaznenie vody v Rossii. Internet-zhurnal «Ekologiya segodnya». Retrieved from

https://ecologynow.ru/knowledge/zagraznenie-vody-v-rossii Astafeva O.V., Deryagina S.E. (2018). The introduction of environmental management systems in local governments [Vnedrenie sistemy ekologicheskogo menedzhmenta v organakh mestnogo samoupravleniya]. Leadership and Management, 5(4). (in Russian). - doi: 10.18334/lim.5.4.39515. Deryagina S.E., Astafeva O.V. (2018). Adaptatsiya suschestvuyuschey sistemy ekologicheskogo menedzhmenta s novoy versiey standarta ISO 14001 (na primere OAO «Uralskiy zavod grazhdanskoy aviatsii»). Leadership and Management, 5(3). (in Russian). - doi: 10.18334/lim.5.3.39378. Studenikin N.V. (2017). Digital technologies and new opportunities for CSR in Russia in the context of green economy, digital economy and "sharing economy" [Tsifrovye tekhnologii i novye vozmozhnosti dlya KSO v Rossii v kontekste zelenoy ekonomiki, tsifrovoy ekonomiki i «shering ekonomiki»]. Public-Private Partnership, 4(4). (in Russian). - doi: 10.18334/ppp.4.4.38648. Kamenik L.L. (2018). Ecological and economic balance - a strategy for managing innovative development of the society of the XXI century [Ekologo-ekonomicheskaya sbalansirovannosty - strategiya upravleniya innovatsionnym razvitiem obschestva XXI veka]. Russian Journal of Innovation Economics, 8(1). (in Russian). - doi: 10.18334/vinec.8.1.38866. Sarkisov O.R., Lyubarskii E.L. (2014). Ekologicheskoe pravo: ucheb. posobie dlya stud. Uchrezhdenii vysshego prof. obrazovaniya. Kazan, Tsentr innovatsionnykh tekhnologii, 335 p. Retrieved from https://kpfu.ru/portal/docs/F331996391/ PRAVO.pdf

Saenko O.E., Trushchina T.P. (2016). Ekologicheskie osnovy prirodopol'zovaniya. Scientific magazine "Kontsep, 214 p. Retrieved from https://books.google.ru/ books?id=lFg0DQAAQBAJ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.