Научная статья на тему 'Особенности эколого-экономического развития нефтедобывающих стран и регионов на современном этапе'

Особенности эколого-экономического развития нефтедобывающих стран и регионов на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ковалева Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности эколого-экономического развития нефтедобывающих стран и регионов на современном этапе»

ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2006 г. Выпуск 5. С.60-63

УДК 591.5+332

ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НЕФТЕДОБЫВАЮЩИХ СТРАН И ТЕРРИТОРИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

О.В. Ковалева

Экология и экономика долгое время развивались как две практически изолированные области знания. Каждая из этих наук искала свои принципы и свою методологию, разрабатывала свои критерии и математические модели. Во второй половине XX века бурный научнотехнический прогресс резко меняет положение, человечество сначала локально, а затем во все более увеличивающихся масштабах стало сталкиваться с тревожными проблемами, которые требовали комплексного эколого-экономического анализа. Начался процесс интеграции экологических и экономических знаний, а затем стали появляться и эколого-экономические модели, математически описывающие механизмы взаимодействия общества и окружающей среды, раскрывающие законы их совместного развития. Важно, что на данном этапе, экологические проблемы, все в больших количествах появляющиеся повсеместно, сейчас не воспринимаются отдельно, как что-то обособленное от экономики, их игнорирование незамедлительно приводит к ухудшению экономической ситуации. В настоящее время, когда ассимиляционный потенциал окружающей среды близок к исчерпанию, нельзя строить экономическую стратегию независимо от экологических условий и без учета ее экологических последствий [1]. По этой причине государству необходимо осуществлять контроль в этой сфере. Широкая сфера вмешательства государства в вопросы регулирования и контроля за природными ресурсами увеличивает силу государства в охране всех социальных ценностей и интересов, но в то же время ограничивает свободу предпринимателей в использовании природных ресурсов наиболее выгодным для них способом. Государство, используя различные способы влияния, устраняет недостатки рыночной системы, осуществляет распределение общественного дохода. Средством активного воздействия на эколого-экономическую систему так же служит, сама производственная деятельность, продукты которой (здания, техника, новые технологии) входят в эту систему и преобразуют ее (производство и эксплуатация техники, строительство зданий, дорог, сетей энергообеспечения и т.д.). Эта деятельность, опираясь на технический прогресс, осуществляется независимо от каждого конкретного хозяйства и требований экологии. С одной стороны, она обеспечивает увеличение производства биологического продукта и улучшение жизни людей, а с другой - стихийно развивающееся производство, массовое строительство постоянно нарушают экологическое равновесие. Примеры таких нарушений многочисленны - загрязнение среды, эрозия почвы, обезлесива-ние, отравление гербицидами и др. Рассмотрим это подробнее на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В настоящее время в Ханты-Мансийском автономном округе осуществляют производственную деятельность свыше 7 тыс. предприятий-природопользователей, в том числе свыше 100 нефтегазодобывающих предприятий и крупные энергетические предприятия (Сургутская ГРЭС-1, ГРЭС-2 и Нижневартовская ГРЭС), чья деятельность естественно отражается на экологической обстановке. Округ по своему экономическому потенциалу входит в первую десятку субъектов Российской Федерации и занимает первое место по добыче нефти (57,2% по России, 6,9% от общемировой добычи) и по выработке электроэнергии (60,2 млрд. КВт/час), третье - по добыче газа (24,4 млрд. м3) [2].

Интенсивное освоение природных ресурсов в последние десятилетия сопровождалось беспрецедентным антропогенным воздействием на окружающую среду. За это время построено более 10 современных городов, десятки поселков городского типа, проложено более тысячи км железных дорог, более 5 тысяч км автодорог с твердым покрытием, протянуты тысячи километров нефте- и газопроводов, ЛЭП и т.п.

Масштабное высокодинамическое освоение Севера с его уязвимыми экосистемами сопровождалось на первых этапах спонтанными и часто экологически необоснованными управленческими решениями, что привело к резкому ухудшению экологической обстановки. Одна из самых больших экологических проблем - это состояние атмосферы ХМАО. В 2003 г. выбросы загрязняющих веществ в атмосферу на территории округа составили 2 435, 2 тыс. т (за 2002 г. - 2553,8 тыс. т), а в 2004 году уже 2969,29 тыс. т. Высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха обусловлен содержанием в нем большого количества вредных веществ. Средние за год концентрации превышали предельно-допустимую норму: бенз(а)пирена - в г. Сургуте; формальдегида - во всех городах. В 3 населенных пунктах округа уровень загрязнения воздуха определяется как очень высокий - Белоярский, Березово, Радужный, а в Сургуте и Нижневартовске - как высокий (значения ИЗА от 7 до 11).

Для борьбы с такими экологическими нарушениями необходимы ужесточение контроля, внедрение запретов и норм на осуществление определенных производственных процессов, использование средств экологической защиты, проведение специальных мероприятий по оздоровлению окружающей среды, а так же необходимо определять материальный ущерб.

Экономическая оценка лежит в основе платности природопользования, что создает материальную заинтересованность предприятий в рациональном использовании ресурсов природы, совершенствовании технологических процессов с целью сокращения выбрасываемых в окружающую среду отходов. Экологические платежи за выбросы в атмосферу, сбросы в водные объекты, хранение отходов в 2004 г. составили в Югре более 600 млн.руб., что составляет около 6% данных платежей в стране.

Инвестиции в охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в ХМАО за 2004 г. составили 35,6% природоохранных инвестиций в Уральском федеральном округе. Из них 3628,8 млн. руб. - капитальные вложения, 18862,5 млн. руб. - текущие затраты [3].

Средства решения проблем охраны окружающей среды можно разделить на технические и экономические. Внедрение безотходных технологий представляет собой лучший путь охраны окружающей среды, однако в настоящее время общество стоит еще на этапе, предшествующем внедрению безотходных технологий и характеризующемся в большей степени процессами обезвреживания, очистки производственных отходов с последующим выбросом их в окружающую среду. В то же время методология оценки проектов должна быть единой для отходных и безотходных технологий. Поэтому, хотя главным направлением в природоохранной деятельности является обезвреживание отходов, пространство параметров, определяющих эффективность природоохранных мероприятий, расширяется такими составляющими, характеризующими сущность безотходного производства, как экономический ущерб от загрязнения окружающей среды, утилизация отходов, экономия природных ресурсов.

Из результатов природоохранных мероприятий, реализованных в 2004 г. на территории Ханты-Мансийского автономного округа, можно выделить следующие:

- ввод биологических очистных сооружений производительностью 4,17 тыс. м3/сут.;

- ввод предприятий и полигонов по утилизации, обезвреживанию токсичных, бытовых и иных отходов производительностью 93,42 тыс. т/год.

Помимо всего выше сказанного, в экономическом развитии необходимо принимать во внимание, по крайней мере, два все более явных ограничения со стороны экологии:

- ограниченные возможности окружающей среды принимать и поглощать, ассимилировать различного рода отходы и загрязнения.

- конечный характер невозобновимых природных ресурсов.

Если первое ограничение сейчас учитывается везде, то о втором только начинают задумываться. А для ХМАО, проблема конечности природных ресурсов, должна встать особо остро, так как в основу благосостояния экономики округа положены именно природные ресурсы (нефть, газ).

Существуют разные мнения по поводу того, когда именно закончится наиболее широко используемый на планете энергоресурс. Например, как считает президент крупнейшей саудовской нефтяной компании Лгашео Абдалла Джума (ЛЬёаПаЬ 1иш'аЬ), запасов нефти на планете при нынешних темпах потребления хватит еще на 140 лет, человечество израсходовало лишь 18 процентов от общих запасов нефти и под землей находятся еще 4,5 триллиона баррелей углеводородного сырья. В связи с этим президент Лгашео призвал страны-члены ОПЕК ускорить геологическую разведку и добычу нефти, оставив в недрах минимум углеводородного сырья. В то же время, согласно последнему исследованию, опубликованному нефтяной компанией ВР, запасов нефти на планете осталось всего на 40 с небольшим лет. Эксперты компании оценили их в 1156,7 триллиона баррелей.

Несмотря на стремление многих стран развивать альтернативные и возобновляемые источники энергии, доминирующее положение в первой половине ХХ1 века будет занимать углеводородное сырье. Из этого следует, что предложение ограничено, а спрос растет все быстрее. Основанные на недропользовании экономики стран в случае прекращения добычи нефти претерпят ряд изменений. Существуют ли способы чтобы уменьшить негативные последствия этого? Рассмотрим пример Норвегии. Если говорить о Норвегии, то 8!а1»П (крупнейшая нефтяная компания) дает государству 78 % валютного дохода, а правительство перекачивает эти нефтяные деньги в специальный нефтяной фонд, который предназначен для расходования в тот период, когда истощатся нефтяные месторождения. Сегодня в Норвегии накоплен крупнейший пенсионный фонд в мире, который позволяет стране устроить свою жизнь вполне комфортно.

Неудивительно, что Норвегия сегодня считается самым богатым обществом в мире. У страны полностью отсутствует государственный долг, имеется огромный излишек налоговых поступлений, Норвегия имеет самый низкий уровень безработицы в Европе. Все это определяется нефтяными доходами и особыми методами, которые применяет норвежское правительство, чтобы отложить нефтяные доходы на будущее. Многие страны за прошедшие десятилетия растратили свои нефтяные богатства, но только не Норвегия и при нынешних высоких ценах на нефть деньги продолжают прибывать. Страна не тратит деньги из своего фонда, а живет за счет процентов.

В России тоже предполагается разделить стабилизационный фонд на два. Первый - это нефтяной фонд, а второй - фонд будущих поколений. Нефтяной фонд должен застраховать россиян от падения цен на нефть, то есть компенсировать возможные в этом случае потери, а средства второго фонда предполагается вложить в самые ценные и самые надежные иностранные бумаги для того, чтобы будущие поколения жили на проценты от инвестиций, были обеспечены и без нефтяных доходов, то есть создать норвежскую модель.

Еще один способ уберечься от падения нефтяных доходов (или вообще исчезновения нефти из природы и замены ее другими возобновляемыми видами топлива) - это не создание новых фондов, а развитие экономики. Сокращение добычи будет происходить постепенно, а экономика будет постепенно перестраиваться на другие сектора.

Ханты-Мансийскому автономному округу, как региону активного недропользования следует четко выстроить свою экономическую политику, учитывая конечность ресурсов.

Аналитики расходятся в своих прогнозах относительно того, когда истощатся мировые залежи нефти, но соглашаются в одном - в том, что это время приближается, и что воздействие на экономику будет глобальным.

Но в ближайшее время добыча и переработка природного сырья останутся основой экономического развития не только России, но и мира в целом. Это обуславливает огромное значение регионов недроресурсной специализации, выдвигает в качестве первоочередной задачу разработки долгосрочной стратегии их развития [4].

Важно единство задач экономических и экологических. Они настолько переплетены, что вычленить что-то одно просто невозможно. Сегодня, с одной стороны, в экологию нужно вкладывать деньги, чтобы зафиксировать ситуацию и, может быть, ее улучшить. А с другой

стороны, сегодня экология может приносить серьезные доходы в бюджет. Это и полезные ископаемые, и те природные ресурсы, которые у нас есть [5]. Так же необходимо помнить об особенностях конкретной территории и выстраивать стратегию эколого- экономического развития исходя из них, это максимизирует положительный результат.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гусев А.А. Современные экономические проблемы природопользования - М.: Международные отношения, 2004

2. Государственный доклад “О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2003 году”.

3. Государственный доклад “О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2004 году”.

4. Грошев А.Р. Особенности и проблемы сбалансированного эколого-экономического развития региона в экономике переходного периода. - Ханты-Мансийск: Югорский государственный университет, 2005. - 154с.

5. Щетинин М. Экология может приносить серьезные доходы в бюджет// www.amic.ru (статья от 14.10.2005).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.