Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ ЯПОНИИ'

ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ ЯПОНИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
66
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическая этика / устойчивое развитие / Япония / глобальные экологические проблемы / деятельность человека / окружающая среда / environmental ethics / sustainable development / Japan / global environmental problems / human activity / environment

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Насибулина Анастасия Сергеевна

Статья исследует три ключевых аспекта японской экологической этики. Первый аспект касается разделения экологических проблем на «глобальные» и «ло-кальные» и подчеркивает важность совмещения глобальной и местной перспектив в решении экологических вопросов. Второй аспект фокусируется на различии между «материальными и количественными» и «духовными и качественными» экологиче-скими проблемами, подчеркивая, что рассмотрение экологических проблем должно включать оба аспекта. Третий аспект связан с методологией решения экологических проблем и взаимодействием «социально-институционального» и «индивидуально-этического» подходов в контексте устойчивого развития. В статье также отмечаются изменения в отношении Японии к экологической устой-чивости, а также важность сбалансированного подхода к решению экологических проблем, который включает в себя как индивидуальные, так и социальные усилия. Подчеркивается важность экологической этики в контексте устойчивого развития и стремление Японии к экологической устойчивости посредством сочетания традици-онной мудрости и современных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ENVIRONMENTAL ETHICS IN JAPAN

The article explores three key aspects of Japanese environmental ethics. The first aspect concerns the division of environmental problems into “global” and “local” and em-phasizes the importance of combining global and local perspectives in solving environ-mental issues. The second aspect focuses on the distinction between “material and quanti-tative” and “spiritual and qualitative” environmental problems, emphasizing that consider-ation of environmental problems should involve both aspects. The third aspect is related to the methodology for solving environmental problems and the interaction of “social-institutional” and “individual-ethical” approaches in the context of sustainable develop-ment. The article also pays attention to the changes in Japan's attitude towards environmental sustainability, as well as to the importance of a balanced approach to solving environmen-tal problems that involves both individual and social efforts. We emphasize the importance of environmental ethics in the context of sustainable development and Japan's commit-ment to environmental sustainability through a combination of traditional wisdom and modern technology.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ ЯПОНИИ»

Научная статья УДК 101.1:316.3

Б01: 10.18101/1994-0866-2023-3-77-82

ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ ЯПОНИИ

© Насибулина Анастасия Сергеевна

научный сотрудник,

Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления

Россия, 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В

dn.nastia@gmail.com

Аннотация. Статья исследует три ключевых аспекта японской экологической этики. Первый аспект касается разделения экологических проблем на «глобальные» и «локальные» и подчеркивает важность совмещения глобальной и местной перспектив в решении экологических вопросов. Второй аспект фокусируется на различии между «материальными и количественными» и «духовными и качественными» экологическими проблемами, подчеркивая, что рассмотрение экологических проблем должно включать оба аспекта. Третий аспект связан с методологией решения экологических проблем и взаимодействием «социально-институционального» и «индивидуально -этического» подходов в контексте устойчивого развития.

В статье также отмечаются изменения в отношении Японии к экологической устойчивости, а также важность сбалансированного подхода к решению экологических проблем, который включает в себя как индивидуальные, так и социальные усилия. Подчеркивается важность экологической этики в контексте устойчивого развития и стремление Японии к экологической устойчивости посредством сочетания традиционной мудрости и современных технологий.

Ключевые слова: экологическая этика, устойчивое развитие, Япония, глобальные экологические проблемы, деятельность человека, окружающая среда.

Благодарность

Статья является частью исследования, финансируемого РНФ, проект №19-18-00412-П. Для цитирования

Насибулина А. С. Особенности экологической этики Японии // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2023. Вып. 3. С. 77-82.

Введение. Экологическая этика представляет собой междисциплинарную научную область, которая исследует моральные аспекты взаимодействия человека с миром природы. Несмотря на глобальный характер, различные культуры и общества выработали уникальные точки зрения и подходы к своей этической ответственности по отношению к окружающей среде. Одна из таких отличительных точек зрения содержится в японской экологической этике, которая отражает глубокую связь между культурой, историей Японии и ее окружающей природной средой.

Японский философ Акихиро Ёсинага, исследуя характерные черты и проблемы японской экологической этики, выделяет три аспекта. Первый аспект связан с

масштабом изучения экологических проблем — разделение на «глобальное» и «локальное». Второй аспект исследует характер проблем окружающей среды — «материальные и количественные» и «духовные и качественные» экологические проблемы. Третий аспект анализирует методологию решения проблем, в которой выделяют два обстоятельства: «социально-институциональный» и «индивидуально-этический» подходы к решению проблем [1].

«Глобальное» и «локальное» в экологической этике. Первая точка зрения связана с восприятием экологических проблем. В конце 1980-х гг. стали актуальными проблемы разрушения озонового слоя и глобального потепления, представляющие собой глобальные экологические проблемы. В то время как «традиционные» экологические проблемы рассматриваются в качестве внутренних «локальных» проблем, глобальные экологические проблемы характеризуются тем, что их последствия выходят за пределы национальных границ. Следовательно, необходимо принимать глобальную перспективу, преодолевая традиционное представление, сосредоточенное на государственном суверенитете.

Тем не менее существуют аргументы, указывающие на проблемы глобальной перспективы. Например, социолог Шинко Иишима подчеркивается, что в отношении глобальных экологических проблем остается важным вопрос о том, как их освещение и интерес к ним могут воздействовать на проблемы, существующие на уровне местного сообщества. Конкретным эффектом этого является то, что проблемы местной экологии и воздействия на местную среду стали оцениваться как малозначимые. В результате стало видно, что усилия по улучшению среды сосредоточиваются на выполнении индивидуальных действий по экономии ресурсов. При этом Иишима отмечает, что глобальные экологические проблемы фактически возникают как накопление проблем разрушения и загрязнения окружающей среды на местном уровне [2]. Глобальную и локальную перспективы следует рассматривать как взаимосвязанные, а не как противоположные. В рамках стратегии ноосферного развития «для продолжения своей истории человеку, — писал Н. Н. Моисеев, — необходимо научиться согласовывать не только локальную, но и собственную глобальную деятельность с потребностями природы в установлении жестких рамок собственного развития, своей деятельности, их согласования с развитием глобальной биосферы; эти требования столь суровы, что их правомерно назвать экологическим императивом» [3].

Техногенные аварии и природные катастрофы углубили дискуссию о глобальном и локальном измерениях последствий. Современная система управления рисками Японии, в частности, строится на локальном опыте разрешения последствий техногенных катастроф. Так, например, концепция Йоккаити, основанная на исследовании загрязнения воздуха в одноименном городе, была создана с целью «понять прошлое, связанное с загрязнением воздуха, проанализировать настоящее и предложить будущий образ города» [4]. Кроме того, исследования, подобные Йоккаити, являются эффективными инструментами образования в интересах устойчивого развития, способствующие развитию глобально-местных человеческих ресурсов, которые укоренены в данной местности, а также применимы ко всему миру.

«Материальные и количественные» и «духовные и качественные» экологические проблемы. Второй подход связан с содержанием экологических проблем.

Понятие «экологические проблемы» охватывает разнообразные аспекты. Однако с момента активного обсуждения глобальных экологических проблем, таких как управление ресурсами, отходами, населением и т. д., особое внимание уделяется вопросам материального и количественного управления. Это стало явным на международных конференциях, например, в 1992 г. на конференции ООН по окружающей среде и развитию ключевым словом в обсуждении экологических проблем стал термин «устойчивое развитие»1.

Масштабы так называемых экологических проблем не ограничиваются исключительно количественными характеристиками. В этом контексте актуальны классификации экономистов Казухиро Уэда и Тоси Тераниси, которые разделяют экологическое разрушение на три категории: 1) загрязнение окружающей среды, включающее в себя проблемы загрязнения воздуха и воды; 2) разрушение природы (экологических ресурсов) — уничтожение лесов и сокращение численности дикой природы; 3) разрушение благоустройства (ухудшение качества жизни) [Т^—'^ШШ, атепШ Ьакш] — нарушение жилых районов, утрата исторических архитектурных ценностей и городских пейзажей [5]. Хидефуми Кура-сака также объясняет это, сосредоточив внимание на духовных аспектах. Согласно Курасаке, «истощение ресурсов окружающей среды разрушает ценность окружающей среды как источника материальных ценностей, а разрушение благоустройства можно объяснить как разрушение нематериальных ценностей» [6].

Эстетический аспект окружающей среды также важен в контексте духовных и качественных ценностей. Эстетическое совершенство человека и эстетическое совершенство природы имеют внутреннюю связь и единство, и этот тип единства можно охарактеризовать как общую красоту природного и человеческого бытия [7]. Следовательно, важно учитывать оба аспекта при обсуждении экологических проблем.

«Индивидуальная этика» и «социальная система». Третья перспектива касается методологии решения экологических проблем. С появлением глобальных экологических проблем интерес людей к экологии возрос и в повседневной жизни стали происходить различного рода экологические мероприятия — энергосбережение, раздельный сбор мусора, кампании по переработке отходов. В этом контексте можно считать, что такие усилия имеют смысл поскольку они позволяют задуматься о потребительском образе жизни и культуре одноразового использования.

С другой стороны, возникают сомнения в эффективности таких индивидуальных усилий в повседневной жизни и говорится о необходимости социальных изменений на уровне политики, экономики и культуры - изменений в структурах, которые являются причиной экологических проблем.

Например, Юичи Инуэ развивает теорию об экологическом образовании и утверждает, что «современные экологические проблемы требуют изменений в общественных структурах (политика, экономика, культура), а не просто усилий по переработке отходов или экономии энергии на уровне индивида» [8].

1 Повестка дня на XXI век [Принята на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 года]. URL: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/ agenda21 (дата обращения: 05.09.2023). Текст: электронный.

79

Физик Ацуши Цучида определяет индивидуальную этику в контексте экологических проблем как «усилия по сдерживанию желаний» и обращает внимание на социальную природу желаний, утверждая, что усилия индивида не способны справиться с социальными желаниями. Он приходит к выводу, что проблемы, порожденные социальными желаниями, следует решать на уровне общества через этические ограничения, запреты и введение экономических принципов [9].

Эффективность институциональных структур значительно уменьшается, если сами индивиды не осознают значение охраны окружающей среды. Важно учитывать и индивидуальную этику, и социальные системы при решении экологических проблем.

Отношение Японии к экологической устойчивости изменилось с конца 1980-х гг. как на государственном, так и на корпоративном уровне. Осознавая зависимость от ископаемого топлива и природных ресурсов, Япония приступила к созданию нового глобального имиджа, инвестируя в разработки экологичных технологий, снижая потребление углерода, увеличивая свою роль в решении глобальных экологических проблем.

В 2007 г. правительство Японии объявило о формировании «ведущей экологической нации», ключевым инструментом которой выступала «мудрость сосуществования с природной средой». Традиционная мудрость, согласно которой люди проявляют смиренное отношение к природе и совместно работают над сохранением окружающей среды и управлением ею, представляет собой подход, который имеет большое значение в стремлении к устойчивому развитию общества. В японской стратегии устойчивого развития отмечается: «Используя сильные стороны в экологических и энергетических технологиях, а также применяя в современное время традиционную мудрость жизни в гармонии с природой, мы должны стремиться создать ведущую экологическую нацию»1.

По итогам отчета об устойчивом развитии за 2020 год, который содержит всесторонний анализ текущего состояния каждого индекса в отношении достижения целей устойчивого развития (ЦУР), прошедшей деятельности, прогнозов на 2030 год и перспектив ЦУР в современных условиях, Япония занимает 17-е место среди 166 стран2. В том числе Япония получила высокий рейтинг по ЦУР 4 — Качественное образование.

Экологическое воспитание должно быть адаптировано к местным условиям и реализовываться в том числе посредством практического взаимодействия с природоохранными институтами [10]. Японский подход к образованию в интересах устойчивого развития концентрируется на ценности комплексного обучения и междисциплинарного развития, в том числе темы «сотрудничества», «местных сообществ» и «активного обучения». Эти темы широко распространены в японской культуре и естественным образом согласуются с упором на справедливые

1 Becoming a Leading Environmental Nation in the 21st Century: Japan's Strategy for a Sustainable Society. URL: https://www.env.go.jp/press/files/en/164.pdf (дата обращения: 01.06.2023). Текст: электронный.

2 Sustainable Development Report 2021 The Decade of Action for the Sustainable Development Goals Includes the SDG Index and Dashboards. URL: https://s3.amazonaws.com/sustainabledevelopment.report/2021/2021-sustainable-development-report.pdf (дата обращения: 29.02.2023). Текст: электронный.

80

социальные отношения [ Ш Ш, kankei] и целостную взаимосвязь [ Ж V , tsunagari]. Эти идеи глобальной устойчивости гармонично сочетаются с целями устойчивого развития [11].

Заключение. Экологическая этика Японии, глубоко укоренившаяся в ее истории и культуре, дает ценную информацию о том, как общество может ориентироваться в сложных отношениях между деятельностью человека и окружающей средой. Япония все чаще включает современные экологические принципы, инновационные технологии и международное сотрудничество в свой подход к сохранению окружающей среды. Эта адаптация отражает способность культуры, глубоко укорененной в традициях, принимать изменения и находить решения насущных экологических проблем нашего времени.

Значение японской экологической этики выходит за пределы Японии и служит примером того, как можно использовать культурные ценности и традиции для содействия охране окружающей среды. В мире, который борется с экологическим кризисом, уроки уникального подхода Японии к экологической этике подчеркивают важность уважения и изучения различных культурных подходов к окружающей среде. Признавая и изучая различные подходы к экологической этике, общество может создать более устойчивое и гармоничное будущее.

Литература

1. Yoshinaga Akihiro. Nihon no kankyö rinri-gaku no höhöronteki bunseki [Методологический анализ японской экологической этики] // Shakai bunkakagaku kenkyü (6). 2002 (2). P. 81-88.

2. Ijima Nobuko. Soron kankyomondai no rekishi to kankyo shakai-gaku. [Обзор истории экологических проблем и экологической социологии]. Tokyo: University of Tokyo Press, 1998. P. 24.

3. Моисеев Н. Н. Современный рационализм. Москва: Изд-во МНЭПУ, 1995. С. 306. Текст: непосредственный.

4. Пак Х. С. Исследования Йоккаити: рекомендации по загрязнению воздуха. Нагоя: Изд-во Фубаися, 2005. С. 47-53. Текст: непосредственный.

5. Ueda K., Teranishi T. Kankyo keizai-gaku [Экономика окружающей среды]. Yukika-hu. 2017. Р. 43.

6. Kurasaka H. Kankyo ni kakaru gaibu-sei no tokucho to gaibu-sei pu rosesu no kangaekata (ue) [Характеристики внешних эффектов, связанных с окружающей средой, и концепция процессов внешних эффектов (Ч. 1)] // Экономические исследования Университета Тиба, 1998. Т. 13, № 2. Р. 7-12.

7. Mantatov V., Mantatova L., Nasibulina A. Humanism and environmental ethical frameworks // Humanistic futures of learning: perspectives from UNESCO Chairs and UNITWIN Networks. Published by: UNESCO. 2020. 214 p.

8. Inoue Y. Ekoroji no mittsu no genri ni kansuru kosatsu ikkan sakai jizoku-sei, shakai-teki kösei, sonzai no yutaka-sa ichi [Часть исследования трех принципов экологии: экологическая устойчивость, социальная справедливость и богатство существования] // Na-rasangyodaigaku kiyo. 2010. 12(3). Р. 62.

9. Tsuchida A. Kankyo hogo undo wa doko ga machigatte iru no ka? [Что не так с движением за защиту окружающей среды?] // JICC shuppan-kyoku. 2002. Р. 43.

10. Бальчиндоржиева О. Б., Гармаева Т. И. Взаимосвязь экологической этики и концепции «жизненного» образования в Китае // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2023. Вып. 2. С. 57-64. Текст: непосредственный.

11. Karcher M., Holcomb M., Zambrona E. Measuring adolescent connectedness // Handbook of school counseling. NJ: Lawrence Erlbaum, 2006. P. 649-669.

Статья поступила в редакцию 10.09.2023; одобрена после рецензирования 12.09.2023; принята к публикации 12.09.2023.

FEATURES OF ENVIRONMENTAL ETHICS IN JAPAN

Anastasiya S. Nasibulina Researcher,

East-Siberian State University of Technology and Management 40v Klyuchevskaya St., Ulan-Ude 670013, Russia dn.nastia@gmail.com

Abstract. The article explores three key aspects of Japanese environmental ethics. The first aspect concerns the division of environmental problems into "global" and "local" and emphasizes the importance of combining global and local perspectives in solving environmental issues. The second aspect focuses on the distinction between "material and quantitative" and "spiritual and qualitative" environmental problems, emphasizing that consideration of environmental problems should involve both aspects. The third aspect is related to the methodology for solving environmental problems and the interaction of "social-institutional" and "individual-ethical" approaches in the context of sustainable development.

The article also pays attention to the changes in Japan's attitude towards environmental sustainability, as well as to the importance of a balanced approach to solving environmental problems that involves both individual and social efforts. We emphasize the importance of environmental ethics in the context of sustainable development and Japan's commitment to environmental sustainability through a combination of traditional wisdom and modern technology.

Keywords: environmental ethics, sustainable development, Japan, global environmental problems, human activity, environment.

Acknowledgements

The article is part of a study funded by the Russian Science Foundation, project No. 19-18-00412-P.

For citation

Nasibulina A. S. Features of Environmental Ethics in Japan. Bulletin of Buryat State University. Philosophy. 2023; 3:77-82 (In Russ.).

The article was submitted 10.09.2023; approved after reviewing 12.09.2023; accepted for publication 12.09.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.