МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЯПОНИИ
В.И. Данилова
Министерство экономического развития Российской Федерации. 125993, Россия, Москва, ул. Тверская-Ямская д. 1,3
В статье приводится комплексный анализ трансформации экологической политики Японии. Именно Япония, столкнувшись с обострением экологических проблем ещё в период проведения программ форсированной индустриализации, сейчас по праву считается лидером в сфере обеспечения экологической безопасности не только своей территории, но и всего Азиатско-Тихоокеанского региона. В этой связи автором рассматриваются основные периоды становления концепции экологической безопасности Японии с наступления эпохи Мэйдзи до конца XX в.
Обозначены исторические предпосылки зарождения японской политики сохранения окружающей среды и контроля над загрязнениями. Приводится анализ случаев ухудшения экологической обстановки, вызванных периодом форсированной индустриализации. Исследуется специфика действий властей, направленных на противодействие экологическим вызовам. Так, особое внимание уделяется переходу правительства к целенаправленной систематической деятельности по сохранению окружающей среды на длительную перспективу, включающей разработку специальных законодательных инициатив и пересмотр политики экономического роста, проводившейся в предвоенные и послевоенные годы.
Приводятся ключевые моменты законодательного регулирования природоохранной деятельности, отвечающего также ожиданиям мирового сообщества, возложенным на Японию, как на «зелёную сверхдержаву».
Затрагиваются вопросы участия Токио в международных экологических конференциях по вопросам защиты озонового слоя, потепления атмосферы, сохранения окружающей среды, оказавших значительное влияние на совершенствование законодательного регулирования экологической политики.
Ключевые слова: Япония, экологические вызовы, экологические угрозы, безопасность окружающей среды, международное экологическое сотрудничество, «японское экономическое чудо», «зелёная сверхдержава», «зелёное высокотехнологичное развитие», устойчивое общество.
Среди актуальных мировых вызовов начала XXI в. обозначилось сравнительно новое направление - борьба с экологическими вызовами и угрозами. Именно в этот период многие страны стали осознавать необратимость негативных и губительных последствий форсированных темпов промышленного развития предыдущего столетия. С конца XX в. экологические угрозы постепенно переходят в центр внимания международного сообщества и рассматриваются в качестве угрозы самому существованию человечества. Понимание насущности этой угрозы заставило пересмотреть подходы к обеспечению безопасности государств, которые традиционно основывались на наращивании и поддержании военного потенциала [8].
Проблема обеспечения экологической безопасности развивалась на протяжении столетий, однако именно к середине XX в. нарастание негативных последствий бесконтрольной хозяйственной деятельности достигло критического уровня. В связи с этим большинство развитых и развивающихся стран были вынуждены обратить особое внимание на обеспечение безопасности окружающей среды, а некоторые правительства стали рассматривать защиту окружающей среды в качестве основы обеспечения национальной безопасности.
Специфика экологических рисков состоит в том, что для их сдерживания требуются не только дорогостоящие мероприятия, но и внесение корректив в стратегию хозяйственной деятельности, отказ от многих вредных производств [2]. Обеспечение экологической безопасности представляет собой комплексное явление, включающее соответствующие изменения политического курса, экономической активности, а также расширение сфер международного сотрудничества в данной области.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) относит проблемы экологии к наиболее сложным проблемам мирового сообщества. Эксперты ОЭСР выделяют проблемы сохранения безопасного состояния окружающей среды, которые требуют пристального внимания и скорейшего решения, ввиду возможной необратимости их губительных последствий.
В подтверждение актуальности упомянутых проблем ОЭСР определила сценарий развития до 2050 г., согласно которому прогнозируется рост населения Земли (с 7 до 9 млрд человек), почти четырёхкратный рост мировой экономики с растущим спросом на энергетические и природные ресурсы [4].
Прогнозируемые изменения демографической обстановки в мире увеличат нагрузку на экономику, что не может не отразиться на экологии, так как с увеличением жителей планеты возрастать будут и их экономические потребности. Предложенный сценарий ведёт к пересмотру экономической политики стран для сохранения экологически безопасной среды. В противном
случае планета столкнётся с продолжающейся деградацией экосистемы, её истощением, что в свою очередь приведёт к необратимым изменениям. Поэтому сегодня во многих странах обеспечение экологической безопасности всё чаще переходит в категорию приоритетов политического курса и национальной безопасности.
Япония столкнулась с обострением экологических проблем ещё в период форсированной индустриализации. В настоящее время страна по праву считается лидером в сфере обеспечения экологической безопасности не только у себя дома, но и во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Рассмотрение особенностей японской экологической политики невозможно в отрыве от истории развития данного вопроса. Какие тенденции в развитии страны с начала XX в. заставили власти уделять особое внимание обеспечению экологической безопасности? Изучению проблемы трансформации экологической политики Японии и посвящена настоящая статья.
Теоретической основой статьи послужили работы таких авторитетных специалистов, как Д.В. Стрельцов («Экологическая безопасность -новая ценность нации», «Проблема глобального потепления: политика Японии», «О концепции низкоуглеродного общества»), Н.В. Стапран («Экологическая безопасность Японии: внешнеполитический аспект»), И.Л. Тимонина («Экономические аспекты экологической политики: современные подходы и проблемы»).
В статье получили развитие конструктивные идеи, представленные в монографии Д.В. Стрельцова «Япония как «зелёная сверхдержава». Это позволило выделить различные этапы становления страны в качестве мирового лидера в области «зелёных технологий», проанализировать международные аспекты экологической политики Токио. Обращение к коллективной монографии «Экологические проблемы стран Азии и Африки», вышедшей под редакцией А. Алиева и Д. Стрельцова, представило возможность определить важность и актуальность проблемы экологической безопасности для азиатского мира и рассмотреть особенности опыта азиатских стран в реализации экологической политики.
Целесообразно отметить, что в специальной литературе объясняется важность вопроса экологии для Японии, освещаются конкретные инициативы японского правительства по утверждению статуса «зелёной сверхдержавы» как на глобальном, так и на региональном уровне.
В ходе написания статьи использовались исследования по экологической проблематике на английском языке, подготовленные Институтом развивающихся экономик Министерства экономики, торговли и промышленности Японии. Одновременно автором были изучены следующие источники международного права по экологическим вопросам: Декларация принципов
Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей человека среды (1972 г.), Обзор экологической политики Японии, подготовленный Организацией экономического сотрудничества и развития (1977 г.), Венская конвенция о защите озонового слоя (1988 г.), Монреальский протокол о веществах, разрушающих озоновый слой (1989 г.), «Повестка дня на XXI в.», принятая Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (1992 г.).
В заключение следует обратить внимание на то, что несмотря на достаточное количество авторитетных работ по вопросам экологии и экологической безопасности Японии, исторические аспекты экологической политики Токио ещё не получили достаточной разработки и комплексного освещения в специальной литературе.
Настоящая статья является попыткой специального изучения концепции экологической политики Японии.
Именно в конце XX в. переход к рациональному бережному использованию окружающей среды становится в мире признанным способом преодоления негативных тенденций, связанных с хозяйственной деятельностью постоянно увеличивающегося населения мира [10].
Стоит обратить внимание на то, что ещё несколько лет назад понятие «экология» рассматривалось исключительно в контексте биологических аспектов сохранения окружающей среды. Проблемы обеспечения экологической безопасности и реализации экологической политики почти не использовалось при рассмотрении в сфере международных отношений.
Сейчас понятие «экология» одновременно приобрело характер идеологической, политической, а также экономической категории. Сохранность окружающей среды представляет чрезвычайно важную и острую проблему для мирового сообщества.
Япония стала одной из первых стран, определившей защиту окружающей среды - экологическую безопасность своей территории - в качестве одного из приоритетов обеспечения национальной безопасности.
Следует отметить, что японский подход к обеспечению экологической безопасности включает в себя не только меры борьбы с загрязнениями, экологические инновации, но и международные экологические инициативы, целью которых является утверждение имиджа страны на международной арене в качестве «зелёной сверхдержавы». По заявлению премьер-министра Японии Ю.Хатояма в 2009 г., «именно Япония, взявшись за решение таких проблем мирового масштаба, как глобальное потепление, проблема распространения ядерного оружия, проблемы бедности, в первую очередь применительно к странам Африки, и так далее, должна стать «мостом» между странами Востока и Запада, между развитыми и развивающимися странами, между различными цивилизациями. Активное исполнение этой роли должно
стать первым шагом к тому, чтобы все граждане Японии имели надежду на будущее и гордились своей страной, а также к тому, чтобы Япония стала пользоваться доверием международного сообщества в качестве «моста» между странами мира»[5].
Объектом рассмотрения статьи является сама экологическая политика Токио. В этой связи предметом исследования стали этапы её становления, сущность, факторы и тенденции. Цель статьи - провести объективный и детальный анализ трансформации японской экологической политики, на базе использованных научных подходов осветить этапы становления, сущность, факторы и тенденции экологической политики, определить её значение для страны. Помимо этого ставится цель определения основных аспектов японского опыта в проведении эффективной политики по защите окружающей среды на международном уровне.
В связи с тем, что в статье рассматривается происхождение и становление экологической политики, исторические этапы её развития, в основу методологии был положен исторический подход, традиционно применяющийся для исследования истории развития различного рода явлений на международной арене. Данный подход был выбран с целью представления комплексного описания процесса становления японской экологической политики, сбора необходимой фактической информации для пополнения теоретического знания в данной сфере. В рамках исторического подхода рассматриваемые этапы становления экологической политики изучаются в привязке к непосредственному историческому контексту. Принимаются во внимание события окружающей исторической действительности, выделяются основные периоды возникновения экологической политики, приводятся конкретные исторические факты.
С помощью сравнительно-исторического метода удалось изучить различные исторические ступени развития японской экологической политики, выявить и сопоставить сущность произошедших изменений в каждом периоде, определить факторы и тенденции развития. Так, в качестве формы данного метода использовано сравнение, при котором были зафиксированы элементы взаимовлияния промышленного развития страны и соответствующей трансформации её экологической политики.
Начало индустриализации и первые случаи деградации экологической обстановки в довоенный период.
Первые случаи ухудшения экологической обстановки в Японии были зафиксированы ещё в эпоху Мэйдзи (период с 23 октября 1868 г. по 30 июля 1912 г.), когда в стране начался период индустриализации.
С наступлением эпохи Мэйдзи Япония начала проводить национальную политику модернизации и индустриализации под лозунгом «обогатить страну и укрепить военную мощь»[15],
а также «увеличить производство и способствовать развитию промышленности»[15], что сопровождалось усиленным использованием природных ресурсов и, как следствие, загрязнением окружающей среды.
Следует отметить, что ещё до наступления эпохи Мэйдзи в Японии отмечались случаи слива в реки жидких токсичных отходов различных рудников, что привело к отравлению воды и рыбных хозяйств. Тогда преимущество при разрешении данных «конфликтов интересов» отдавалось фермерам, поскольку сельскохозяйственная продукция представляла для государства больший интерес, чем добыча полезных ископаемых. В то же время те случаи загрязнений по тяжести последствий не шли ни в какое сравнение с масштабом загрязнений периода индустриализации.
Ситуации с вредными отходами четырёх крупнейших медных рудников - Асио, Бесси, Хитати и Косака - оказались в центре внимания японской прессы того времени. Несмотря на деградацию окружающей среды, правительство продолжило реализовывать политику ускоренной индустриализации. Важным историческим событием того времени стала победа Японии в японо-китайской войне (1894-1895 гг.). Правительство Мэйдзи стало активнее продвигать политику создания империалистской нации, окрестив её термином «Кампания после японо-китайской войны».
Изначально ущерб экологии от разработки рудников в виде задымления воздуха и загрязнения воды воспринимался как «ущерб в интересах общества» и публично оправдывался интересами национальной обороны [15]. В то время добыча меди имела особое значение для Японии, и отравление медью, загрязнение воздуха на упомянутых рудниках воспринималось как неизбежное и неотъемлемое условие развития промышленности. Фермеры, выступавшие с протестами, считались «изменниками родины» [15]. Протестные движения на руднике Асио закончились трагически. Подобным образом развивались события на рудниках Бесси, Хита-ти и Косака. Однако там, в отличие от рудника Асио, удалось добиться выплаты компенсаций за ущерб и установить систему предупреждения и ликвидации загрязнений и задымлений.
С окончанием эпохи Мэйдзи интенсивно развивались предприятия тяжёлой и химической промышленности, создавались крупнейшие промышленные зоны. На фоне этих изменений японское общество перестало воспринимать отходы предприятий горнодобывающей отрасли в качестве основной причины загрязнений. В то же время интенсивное развитие химической промышленности оказало серьёзное негативное влияние на экологию, квалифицируемое как химическое загрязнение [16]. Ещё одной особенностью стало «городское загрязнение». Из-за большого количества сажи и задымлений город Осака даже получил название «город дыма».
Ухудшение экологической обстановки в послевоенный период.
Поражение во Второй мировой войне нанесло сильнейший удар по всей японской нации. Однако в 1950 г. страна встала на путь восстановления экономики и увеличила темпы развития - исторический феномен рекордного роста японской экономики, получивший название «японское экономическое чудо».
Ускоренное восстановление промышленного потенциала негативно повлияло на состояние окружающей среды. Локальные загрязнения приняли общенациональный масштаб. Однако власти игнорировали данную проблему, стараясь скрыть от общественности любую информацию о загрязнениях. Больным ставили другие диагнозы, а на публикацию любой информации о случаях загрязнений был наложен строжайший запрет [16].
В конце 1960-х гг. масштаб проблемы окружающей среды и их необратимость власти Японии уже не могли игнорировать. Именно в этот период появился термин «когай» - «общественный ущерб», под которым понимался «вред, нанесённый окружающей среде предпринимательской и прочей деятельностью человека, которая приводит к загрязнению воздуха, воды и ухудшению её качества, загрязнению почвы, оседанию грунта, возникновению шумов, вибрации, неприятных запахов» [6].
Изначально проблема «общественного ущерба» носила локальный характер. Как результат - ущерб здоровью населения в определённых географических районах страны, где размешалось наибольшее количество промышленных предприятий. Это выражалось в форме тяжёлых заболеваний: «астма Йокаити» - поражение органов дыхания выбросами веществ нефтехимическими комбинатами, «болезнь Минамата» - поражение центральной нервной системы человека солями тяжёлых металлов, «болезнь итай-итай» - разрушение костной ткани в результате накопления в организме критического количества хрома [3].
Проблема «когай» постепенно вышла на общенациональный уровень. Возникла нехватка не только чистой питьевой воды, но даже воды для промышленных целей. Одновременно власти Токио были вынуждены объявлять чрезвычайное положение в связи с опасностью отравления фотохимическим смогом, образующимся в результате разложения выхлопных газов автомобилей под воздействием солнечных лучей [3].
По мере увеличения темпов экономического роста проблемы загрязнений начали представлять всё большую опасность, несопоставимую с довоенным уровнем. Неравномерное развитие различных секторов промышленности и регионов, пренебрежительное отношение к условиям жизни людей в интересах промышленности и неспособность государства проводить эффективные меры помощи жертвам загрязнений усугубляли экологическую обстановку.
Становление концепции экологической безопасности.
Правительство Японии осознало, что за небывалый экономический рост стране придётся расплачиваться экологией. В этой связи во второй половине 1960-х гг. существенной критике подверглась политика экономического роста, проводившаяся в предвоенные и послевоенные годы. Экологическая безопасность страны получила статус «национального приоритета», а в основу экологической политики была заложена «политика контроля за загрязнениями», представляющая собой и сегодня неотъемлемую часть современной экологической политики Японии.
Парламент Японии принял 17 законов по следующим вопросам: защита атмосферы и водных бассейнов от загрязнений, природоохранные расходы, формирование специализированных административных органов, призванных заботиться об окружающей среде [3]. В пяти - семилетних планах социального и экономического развития Японии всё больший вес приобрёл вопрос защиты окружающей среды.
Продолжением стало принятие парламентом в 1967 г. «Основного закона о контроле над загрязнением среды». В законе была прописана целенаправленная систематическая деятельность по сохранению окружающей среды на длительную перспективу. Он вводил в обязанность правительства составление и претворение в жизнь «Основного экологического плана» с целью комплексного развития политики сохранения окружающей среды в национальном масштабе [6]. Закон стал базой последующего принятия более 20 частных, «зелёных» законов и подзаконных актов в данной сфере.
В начале 1970-х гг. экологический ущерб был настолько велик, что общественный протест принял всенародный организованный характер. Впервые стали выноситься судебные решения по отдельным случаям масштабных загрязнений, что не только способствовало толкованию правовых норм при определении экологического и общественного ущерба, но также оказало влияние на формирование законодательной базы по вопросам предоставления помощи жертвам загрязнений и размещения на территории страны промышленных объектов. Одновременно вводились юридическая и финансовая ответственность за нанесение вреда окружающей среде умышленными или неумышленными действиями [12]. В экологическое законодательство, положения которого регулировали вопросы контроля за загрязнениями, были также включены вопросы сохранения окружающей среды («Закон об охране окружающей среды» 1972 г.).
Одной из особенностей законодательства в сфере экологии стало сочетание прямых законодательных инициатив и косвенных субсидий. В его основу был заложен принцип «загрязнитель платит» (Ро11и:егРауРг1пс1р1е - РРР) [11], в соответствии с которым обязанность выплачивать
расходы возлагалась на компанию-загрязнителя. Он позволил стране в довольно сжатые сроки справиться с наиболее вопиющими проявлениями экологического кризиса.
На фоне структурной перестройки японской экономики 1973 г., начавшейся после нефтяного кризиса, сочетание упомянутого принципа и законодательного регулирования дало весьма ощутимые положительные результаты в нормализации экологической обстановки.
В 1977 г. Комитет по политике в области охраны окружающей среды ОЭСР опубликовал обзор экологической политики Японии, и привлёк внимание международного сообщества к мерам, предпринимаемым в стране для защиты окружающей среды.
Важной исторической вехой в становлении японской экологической политики было принятие закона «О защите озонового слоя» в 1988 г. Он стал реакцией Японии на разгоравшуюся международную дискуссию о глобальном потеплении (парниковом эффекте) и разрушении озонового слоя и соответствовал основным положениям Венской конвенции о защите озонового слоя (1988 г.) и Монреальскому протоколу о веществах, разрушающих озоновый слой (1989 г.) [12]. Япония была первой страной в мире, принявшей подобный закон.
В 1989 г. прошли три известных экологических конференции по вопросам защиты озонового слоя (г. Лондон), потепления атмосферы (г. Гаага), сохранения окружающей среды (г. Токио). Именно тогда заговорили о лидерстве в сфере экологии, которое было заглавной темой обозначенных международных мероприятий. Неслучайно, что в том же году Токио включило вопросы обеспечения глобальной экологической безопасности в число основных направлений, что позволило внести соответствующие коррективы и в национальную экологическую политику. Было принято решение о выходе политики экологической безопасности на новый уровень, то есть переходе от политики по контролю за загрязнениями на национальном уровне к инициативам по сохранению окружающей среды в глобальном масштабе.
Особое влияние оказала Конференция ООН по окружающей среде и развитию в июне 1992 г., по итогам которой в 1993 г. парламент Японии принял обновлённую версию «Основного экологического закона»[12].
Данный законодательный акт заложил фундамент новой экологической политики, включив положения «Основного закона о контроле за загрязнениями атмосферы» и «Закона о сохранении природы». Ещё одной особенностью «Основного экологического закона» стало провозглашение новой философии сохранения окружающей среды и создание единой базы для реализации основных мер по её поддержанию. Там была отражена необходимость сохранения баланса экосистем в глобальном масштабе, а в качестве основной цели регулирования заложена
защита от деградации экосистем не только населения Японии, но и всего человечества [12]. Отмечалось, что последующие поколения должны иметь возможность жить в чистой и богатой природными ресурсами окружающей среде. Ещё одной особенностью стало положение о международном сотрудничестве для обеспечения безопасности окружающей среды в развивающихся странах, что подтверждало приверженность Токио взятым на себя обязательствам перед мировым сообществом по обеспечению экологической безопасности в глобальном масштабе.
До 2000 г. страна придерживалась идеологии пацифизма. В то же время, принимая во внимание реалии международных отношений, правительство осознало необходимость изменений, ставя на первое место природоохранный аспект, заложенный в основу экономических инициатив. Сегодня сочетание экологии и вопросов экономического роста стало современной «философией развития», которую страна предлагает другим. Об этом заявил в 2002 г. премьер-министр Японии Д. Коидзуми во время Саммита по устойчивому развитию в Йоханнесбурге [14].
Вопросы экологии и вопросы развития представляют на данный момент «козырные карты» современной японской дипломатии [7]. Это позволяло ей успешно решать внешнеполитические задачи, создавать максимально благоприятные условия для развития и сотрудничества. Благодаря своим позициям Япония стала играть ведущую роль во всех международных экологических вопросах. Страна смогла не только преодолеть последствия экологического кризиса, но и добиться статуса «зелёной сверхдержавы».
В «Синей книге» японской дипломатии за 2004 г. к обеспечению национальной безопасности отнесены: обеспечение водными ресурсами и противостояние глобальным проблемам окружающей среды (потеплению климата) [11]. Это означает, что правительство на основе действенной национальной законодательной базы экологической политики перешло к реализации наднациональных мер обеспечения экологической безопасности в мировом масштабе. Подобных взглядов придерживалось и руководство страны во главе с премьер-министром Ю. Ха-тоямой. Благодаря «Инициативе Ю. Хатоямы» об оказании помощи развивающимся странам в сфере обеспечения экологической безопасности, Япония успешно справлялась с ролью «моста» между развитыми и развивающимися странами.
В начале XXI в. условия и задачи обеспечения безопасности в мире кардинально изменились. Япония столкнулась с целым комплексом новых вызовов и угроз, таких как «военный экономический подъём Китая и связанная с ним утрата Японией положения второй страны мира по объёму ВВП, обострение социальных проблем, связанных со старением общества, низкой рождаемостью, кризисом системы социального обеспечения» [8]. Возникла необходимость выработать новую модель развития.
В настоящее время важнейшим элементом международно-политической и экономической безопасности государств стали специальные технологии для защиты окружающей среды, их разработка и внедрение не только на национальном, но и на глобальном уровне. «В теории и практике международных отношений получил широкое распространение термин «зелёная сверхдержава», обозначающий страны, наиболее продвинувшиеся вперед по признаку обладания научно-технологическим потенциалом в области экологии и поставившие этот потенциал на службу собственному экономическому развитию» [8]. Благодаря развитому и эффективному экологическому законодательству, принимаемым Токио как политическим, так и экономическим мерам, особому бережному отношению японцев к природе можно с уверенностью утверждать, что среди претендующих на звание «зелёной сверхдержавы» страна по праву занимает лидирующие позиции.
В заключение следует отметить, что ещё сравнительно недавно «экология» рассматривалась исключительно в контексте природоохранной деятельности. Такие понятия, как «экологические вызовы» или «экологическая политика» почти не использовалось при рассмотрении вопросов международной политики. Сейчас данная тенденция постепенно меняется - специалисты в сфере международных отношении включают в исследования экологическую проблематику, делая вывод о том, что причиной многих современных конфликтов в том числе является борьба за ресурсы. В то же время до настоящего времени не было представлено определения способов обеспечения экологической безопасности - реализации эффективной экологической политики, в связи с чем научная новизна статьи заключается в уникальной попытке выявления подобных механизмов посредством изучения японского опыта становления экологической политики.
Комплексный анализ трансформации экологической политики Японии позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, осознание государством в середине XX в. губительных последствий бесконтрольной хозяйственной деятельности, а также возросший в связи с этим интерес правительства к природоохранной деятельности позволили своевременно выработать стратегию борьбы с экологическими вызовами.
Во-вторых, разрабатывавшаяся в течение нескольких десятилетий законодательная база экологической безопасности учитывает потребности Японии в данном вопросе, и отвечает ожиданиям мирового сообщества, возложенным на Японию, как на «зелёную сверхдержаву».
В-третьих, при реализации концепции экологической безопасности Японии удалось не только снизить бремя на окружающую среду, но и добиться одновременного роста объёма эконо-
мической активности, обеспечить стабильность японской экономики. Японские компании смогли занять уверенные позиции на международной арене, а японские товары заслужили репутацию высококачественных, высокотехничных и экологически чистых изделий.
В-четвёртых, с начала XXI в. японское правительство продвигает природоохранный аспект и на внешнеполитической арене, придавая особое значение «зелёному высокотехнологичному развитию», ставшему в то же время основной составляющей экономических инициатив. Таким образом, акцент на «зелёное высокотехнологичное развитие» становится ответом Японии на вызовы как экологической, так и экономической безопасности.
Используя лишь два внешнеполитических инструмента (экологию и экономику), Япония успешно решает основную дипломатическую задачу - укрепление статуса «зелёной сверхдержавы». В связи с этим обеспечение экологической безопасности представляет безусловный интерес для правительства, как средство укрепления национального престижа, так и средство противоборства новым угрозам.
Можно с уверенностью утверждать, что путь от страны с критическим уровнем загрязнений, деградирующей экологической обстановкой до страны - лидера в сфере сохранения окружающей среды позволил Японии разработать прочную систему экологической безопасности, ставшую примером для многих стран мира.
Представленный анализ даёт возможность использования его основных выводов в дальнейшей разработке актуальных проблем реализации эффективной экологической политики. На базе проведённого теоретико-методологического анализа возможна подготовка научных материалов, содержащих практические выводы и предложения, а также аналитических справок для органов государственного власти. Практическая ценность статьи заключается в составлении комплексного анализа, который может быть использован российскими специалистам в сферах как природоохранной деятельности, так и международных отношений. Таким образом, существует возможность применения зарекомендовавшей себя практики реализации эффективной экологической политики.
Список литературы
1. Банчева А.И. Экологические инновации Японии: основные направления развития и особенности управления // Вестник МГИМО-Университета. М., №5(32) 2013.
2. Воскресенский А.Д. Восток/Запад: Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений / А.Д. Воскресенский. М.: МГИМО-Университет; «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. С. 448
3. Павлятенко В.Н. Япония и глобальные вызовы: стратегия борьбы / В.Н. Павлятенко. М.: МАКСПресс, 2008. 229 с.
4. Перспективы окружающей среды ОЭСР на период до 2050 года: последствия бездействия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://oecdru.org/zip/9712018e5.pdf (дата обращения: 01.04.2015)
5. Посвященный внешней политике Японии отрывок программной речи премьер-министра Японии Ю.Хатояма, произнесенной на 173-м заседании парламента Японии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ru.emb-japan.go.jp/POLICIES/PERFORMANCE/PRIMEMINISTER/20091026_1.html (дата обращения: 10.03.2015)
6. Сенаторов А.И. Японское законодательство // Япония: Ежегодник, 1994-1995., М., 1995. 274 с.
7. Стапран Н.В. Экологическая безопасность Японии: Внешнеполитический аспект // Япония: Ежегодник, 2002-2003. М.: Аиро-21. 2003. 104 с.
8. Стрельцов Д.В. Япония как «зелёная сверхдержава» / Д.В. Стрельцов. М.: МГИМО-Университет, 2012. 212 с.
9. Тимонина И.Л. Экономические аспекты экологической политики: современные подходы и проблемы // Япония: Ежегодник, 2000 - 2001. М., 2001. С. 86-109.
10. Экологические проблемы стран Азии и Африки / Под ред. Д.В. Стрельцова и Р.А. Алиева. М.: Аспект Пресс, 2012. С. 7-20.
11. Antonio F. Inventory of Environment and Security Policies and Practices.II-G.Profile of Japan 1.Version 1. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.envirosecurity.org/ges/inventory/IESPP_Full_Report. pdf (дата обращения: 12.03.2015)
12. Nomura Y. History, Structure and Characteristics of Japan's Environment Law [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://d-arch.ide.go.jp/idedp/DES/DES000100_013.pdf (дата обращения: 01.04.2015)
13. Shigeaki F. Development and the Environment: Experiences of Japan and Industrializing Asia [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://d-arch.ide.go.jp/idedp/DES/DES000100_004.pdf (дата обращения: 10.04.2015)
14. Statement by J.Koizumi at the World Summit on Sustainable Development [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Японии. 2002. Режим доступа: http://www.mofa.go.jp/policy/environment/ wssd/2002/kinitiative4.html (дата обращения: 03.04.2015)
15. Teranishi S. A Critical Review of Pollution Issues and Environmental Policy in Japan [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://d-arch.ide.go.jp/idedp/DES/DES000100_008.pdf (дата обращения: 30.03.2015)
16. Ueta K. Environment and Economy: Lessons of Japan's Environmental Problems and Policies [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://d-arch.ide.go.jp/idedp/DES/DES000100_007.pdf (дата обращения: 01.04.2015)
Об авторе
Данилова Валерия Игоревна - главный специалист-эксперт Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России, аспирант кафедры востоковедения, МГИМО (У) МИД России. E-mail: Valerija_spb@rambler.ru.
DEVELOPMENT OF JAPANESE ENVIRONMENTAL SECURITY CONCEPT
V.I. Danilova
Ministry of Economic Development of the Russian Federation, Tveskaya-Yamskaya 1,3, Moscow, 125993, Russia.
Abstract: The article provides a comprehensive analysis of the transformation of the Japanese environmental policy. Japan, which faced with the aggravation of environmental problems during rapid industrialization, is considered nowadays as a leader in the sphere of environmental security provision not only for its own territory, but also for the whole Asia-Pacific region. Therefore the author underlines the main periods of the Japanese environmental security concept development from the beginning of the Meiji era till the end of the 20th century.
Special attention is paid to the study of historic backgrounds and basic features of the Japanese environment preservation and pollution control policy. At the same time the author deals with political actions aimed at the fight against environmental challenges. Thus, particular attention is paid to the Japanese government's turn to deliberate, systematic, long term activity on environmental conservation, which includes special legislative acts elaboration, pre- and postwar economic growth policy review.
Key aspects of environmental conservation regulation, which take into account Japan's demands in this sphere and at the same time meet expectations of the international community, viewing Japan as a green power, are also discussed in the article.
In conclusion the author examines the basic features of Japan's participation in major international conferences on the protection of the ozone layer, on the warming of the atmosphere, on preservation of the global environment, which had a great impact on the Japanese environmental legislation.
Key words: Japan, environmental challenges, environmental threats, environmental security, international environmental cooperation, Japanese economic miracle, green power, green high-tech development, pollution control policy, sustainable society.
References
1. Bancheva A.I. Jekologicheskie innovacii Japonii: osnovnye napravlenija razvitija i osobennosti upravlenija [Environmental Innovations in Japan and Management Features]. Vestnik MGIMO-Universiteta. Moscow, No5 (32) 2013. (In Russian)
2. Voskresenskij A.D. Vostok/Zapad: Regional'nye podsistemy i regional'nye problemy mezhdunarodnyh otnoshenij [East / West: Regional Problems of International Relations]. Moscow: MGIMO-Universitet; «Rossijskaja politicheskaja jenciklopedija» (ROSSPJeN), 2002. p. 448 (In Russian)
3. Pavljatenko V.N. Japonija i global'nye vyzovy: strategija bor'by [Japan and Global Challenges: fight strategy] / Moscow: MAKSPress, 2008. 229 p. (In Russian)
4. Perspektivy okruzhajushhej sredy OJeSR na period do 2050 goda: posledstvija bezdejstvija. [OECD Environmental Outlook till 2050]. Available at: http://oecdru.org/zip/9712018e5.pdf (accessed: 1 April 2015) (In Russian)
5. Posvjashhennyj vneshnej politike Japonii otryvok programmnoj rechi prem'er-ministra Japonii Jukio Hatojama, proiznesennoj na 173-m zasedanii parlamenta Japonii. [Statement by Jukio Hatojama at the 173rd Meeting of Japanese Parliament]. Available at: http://www.ru.emb-japan.go.jp/POLICIES/PERFORMANCE/ PRIMEMINISTER/20091026_1.html (Accessed: 10 April 2015) (In Russian)
6. Senatorov A.I. Japonskoe zakonodatel'stvo [Japanese Legislation]. Japonija: Ezhegodnik, 1994-1995., M., 1995. 274 p. (In Russian)
7. Stapran N.V. Jekologicheskaja bezopasnost' Japonii: Vneshnepoliticheskij aspekt. [Environmental Security of Japan: foreign policy aspect]. Japonija: Ezhegodnik, 2002-2003., Moscow: Airo-21. 2003. 104 p. (In Russian)
8. Strel'cov D.V. Japonija kak «zelenaja sverhderzhava» [Japan as a Green Power] / Moscow: MGIMO-Universitet, 2012. 212 p. (In Russian)
9. Timonina I.L. Jekonomicheskie aspekty jekologicheskoj politiki: sovremennye podhody i problemy [Economic features of Environmental Policy: Modern Approaches and Challenges]. Japonija: Ezhegodnik, 2000 - 2001., Moscow, 2001. p. 86-109. (In Russian)
10. Jekologicheskie problemy stran Azii i Afriki [Environmental Problems in Asia and Africa] / Pod red. D.V. Strel'cova i R.A. Alieva. Moscow: Aspekt Press, 2012. P. 7 - 20. (In Russian)
11. Antonio F. Inventory of Environment and Security Policies and Practices. II-G.Profile of Japan 1. Version 1. -Available at: http://www.envirosecurity.org/ges/inventory/IESPP_Full_Report.pdf (accessed: 12 March 2015)
12. Nomura Y. History, Structure and Characteristics of Japan's Environment Law. Available at: http://d-arch. ide.go.jp/idedp/DES/DES000100_013.pdf (accessed: 1 april 2015)
13. Shigeaki F. Development and the Environment: Experiences of Japan and Industrializing Asia. - Available at: http://d-arch.ide.go.jp/idedp/DES/DES000100_004.pdf (accessed: 10 April 2015)
14. Statement by J.Koizumi at the World Summit on Sustainable Development // Ministerstvo inostrannyh del Japonii. - 2002. Available at: http://www.mofa.go.jp/policy/environment/wssd/2002/kinitiative4.html (accessed: 3 April 2015)
15. Teranishi S. A Critical Review of Pollution Issues and Environmental Policy in Japan. - Available at: http://d-arch.ide.go.jp/idedp/DES/DES000100_008.pdf (accessed: 30 March 2015)
16. Ueta K. Environment and Economy: Lessons of Japan's Environmental Problems and Policies. - Available at: http://d-arch.ide.go.jp/idedp/DES/DES000100_007.pdf (accessed: 1 April 2015)
About the author
Valeria I. Danilova- Chief Specialist-Expert Department of State Regulation in Economy Ministry of Economic
Development of the Russian Federation, PhD student at Moscow State Institute of International Relations
(University), Oriental Studies Department.
E-mail: Valerija_spb@rambler.ru.