Научная статья на тему 'Особенности двигательных возможностей людей пожилого возраста'

Особенности двигательных возможностей людей пожилого возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
155
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пожилой возраст / укрепление опорно-двигательного аппарата / снижение риска падения людей пожилого возраста

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ковязина Галина Викторовна, Софронова Нина Андреевна

Статья посвящена анализу особенностей людей пожилого возраста. В ней описаны правила и рекомендации для эффективного построения занятий для снижения риска падений у лиц пожилого возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ковязина Галина Викторовна, Софронова Нина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности двигательных возможностей людей пожилого возраста»

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях DOI: 10.24412^-37132-2023-1-259-263

Особенности двигательных возможностей людей пожилого возраста

Ковязина Галина Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

Софронова Нина Андреевна,

студент

ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

Аннотация: статья посвящена анализу особенностей людей пожилого возраста. В ней описаны правила и рекомендации для эффективного построения занятий для снижения риска падений у лиц пожилого возраста.

Ключевые слова: пожилой возраст, укрепление опорно-двигательного аппарата, снижение риска падения людей пожилого возраста.

К пожилому возрасту у людей постепенно возрастает распространённость нарушений и заболеваний опорно-двигательного аппарата (ОДА). Главной причиной является вымывание кальция из организма, так как происходит нарушение баланса между вымыванием кальция из-за недостатка витамина D и восполнением его в костях. Поражения опорно-двигательного аппарата занимают третье место среди заболеваемости в год. По данным статистики за 2018 год, 1,71 миллиарда человек в мире живут с нарушениями и заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Причём каждый пятый - человек пожилого возраста [9].

Изменения в организме пожилого человека претерпевают все органы и системы, в особенности опорно-двигательный аппарат. Общий объём количества костной и мышечной ткани со временем уменьшается, истончаются суставные хрящи и межпозвонковые диски, последствиями которых является развитие бо-

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях

левых синдромов, изменение осанки, искривление позвоночника, сколиозы, дистрофические изменения в позвоночном столбе. Постоянными спутниками пожилого человека являются сильные боли в области шеи, позвоночника, тазобедренных, коленных, плечевых суставов при любом движении. Боли сопровождаются выраженной деформацией и ограничением подвижности во всем теле. В связи с этим уменьшается двигательная активность человека, его изоляции, апатии, депрессии, желанию пребывать весь день в постели и никуда не выходить [3].

Снижение активности и трудоспособности организма у пожилых людей возникает из-за уменьшения мышечной ткани. Вследствие наступает быстрое утомление мышц, соответственно, пожилой человек с трудом занимается привычными делами, не доделывает до конца начатую работу. Следует отметить, что со временем нарушается походка. Она становится медленной, неустойчивой, шаркающей, укорачивается шаг, возрастает период опоры на обе ноги. У людей пожилого возраста наблюдаются медленные и неуклюжие повороты и с разной скоростью в разных отделах тела. Данные нарушения походки зачастую приводят к падениям, а падения - к переломам костей [7].

Важно отметить, что в пожилом возрасте нередко встречаются нарушения ходьбы, часто приводящие к падениям и сопровождающиеся травмами различной степени тяжести. С точки зрения биомеханики основными компонентами синдрома нарушения передвижения у людей пожилого возраста при патологиях нервно-психической сферы и опорно-двигательного аппарата являются изменения походки и устойчивости, приводящее к снижению общей двигательной активности. Однако, устойчивость и походка соответствует нормальным значениям, при условии, что отсутствуют выраженные психоневрологические и соматические патологии. При отсутствии выраженной соматической и психоневрологической патологии состояние устойчивости и ходьбы у людей в пожилом возрасте соответствуют нормальным значениям [8].

Скорость шага является одним из ориентиров динамики патологического процесса в организме пожилого человека и характеризуется замедленностью при

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях

патологиях. Также наблюдается снижение частоты шага. Время цикла шага увеличивается, его частота, соответственно, снижается. Увеличение частоты шага выбирается как механизм компенсации при фатально короткой длине шага. В этом случае скорость шага может быть увеличена только за счёт частоты [1]. Следует отметить, что длина шага уменьшается, делая шаги более короткими. Также наблюдается увеличение шага со стороны поражённой или больной конечности.

Рассмотрим с физиологической точки зрения: основные патогенетические механизмы связанных с возрастом нарушений поддержания равновесия заключаются в снижении способности 1а-афферентации активировать спинальные мотонейроны, кортикальной активации и возбудимости кортикоспинальных путей и уменьшении выраженности интракортикального ингибирования.

С возрастом отмечается нарастание амплитуды колебаний центра тяжести, причём даже у здоровых пожилых без клинически явных нарушений поддержания равновесия имеются субклинические структурные и функциональные изменения нервно-мышечной системы [5].

Все выше перечисленное является основополагающим фактором для занятий физической культурой, которая будет снижать риск падения пожилых людей. Эффективность физкультурных занятий зависит от используемых средств, методики их применения, структуры занятий и выбора оптимальных нагрузок. Оптимальность нагрузки определяется продолжительностью занятий, интенсивностью и количеством занятий в неделю [4].

Целесообразно создавать группы здоровья, руководствуясь принадлежностью занимающихся к определенной медицинской группе. Необходимо учитывать состояние здоровья лиц пожилого возраста, уровень их физической подготовленности и другие показатели. Это даёт возможность проводить занятия в адекватном функциональному состоянию занимающихся двигательном режиме [2].

Рекомендуется трехэтапное построение педагогического процесса:

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях

Первый этап - 1-3 месяцы занятий. В этот период идет изучение контингента занимающихся, их возрастных и биологических особенностей, на выявление нарушений в состоянии здоровья и оценку прошлого двигательного опыта. Подбор упражнений на данном этапе обеспечивает постепенное вовлечение в работу всех систем организма, и занимающиеся обучаются основным движениям.

Второй этап - 4-6 месяцы занятий. На этом этапе продолжается работа по укреплению и совершенствованию функций нервно-мышечного аппарата, расширению функциональных возможностей системы дыхания и кровообращения, дальнейшему обучению движениям, развитию основных физических качеств, постепенному обучению новым двигательным навыками. Третий этап - по истечении 6 месяцев занятий. В этот период решаются, в основном, задачи поддержания достигнутого уровня здоровья, самочувствия и тренированности организма, овладения новыми формами движений и навыков с более сложной координационной структурой, начинается работа по совершенствованию качества выносливости [6].

Чаще всего на занятиях с пожилыми людьми применяется равномерный метод - выполнение упражнений в одном темпе в течение продолжительного времени, также переменный метод - чередование различных упражнений, например ходьбы и бега. А также игровой и соревновательный методы - для повышения эмоциональной насыщенности занятий или при проведении спортивно-массовых мероприятий [10].

Все вышеперечисленные особенности двигательных возможностей и построения занятий по адаптивной физической культуре недостаточно учитываются в уже существующих разработанных методиках для снижения риска падения, и определяют необходимость разработки методики укрепления опорно-двигательного аппарата, направленная на снижение риска падения людей пожилого возраста.

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях

Библиографический список

1. Анисимов В. Н. Молекулярные и физиологические механизмы старения : в 2 т. Т. 1 / Анисимов Владимир Николаевич. - 2-е изд., доп. - СПб. : Наука, 2008. - С. 22-28.

2. Артамонов, В.Н. Влияние активного двигательного режима на состояние здоровья и адаптацию к физическим нагрузкам на выносливость у лиц пожилого возраста / В.Н. Артамонов, Л.А. Ерусалимский // Научные труды за 1969 год. -М., 1970. - Т. 2. - С. 137-140.

3. Аршавский, И.А. Очерки по возрастной физиологии / И.А. Аршав-ский.1967 - С. 124-130.

4. Гаврилов, Д.Н. Программы оздоровительной физической культуры для людей старшего возраста / Д.Н. Гаврилов, А.В. Малинин // Первый международный науч. конгресс «Спорт и здоровье» 9-11 сентября 2003. - СПб, Россия: материалы конгр. - СПб, 2003. - Т. II. - С. 150-152.

5. Овчинников Ю. Д., Стародубец А. И. Изучение биомеханики движений у лиц пожилого возраста. 2017. - С. 57-59.

6. Скутин, А. В. Физическая реабилитация в геронтологии (избранные лекции) : учеб. -метод. Пособие для магистрантов направления подготовки 34400.68 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)» / А. В. Скутин. - Челябинск: Уральская Академия, 2014 - С. 60-67.

7. Фролькис В.В. Старение и биологические возможности организма. М., «Наука», 1975. - С. 101-103.

8. Шпагин С. В. Роль двигательной активности в профилактике и укреплении здоровья людей пенсионного возраста // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 3 (143). С. 106-110.

9. Hartvigsen J, Hancock MJ, Kongsted A, et al. What low back pain is and why we need to pay attention. Lancet 2018; 391: 2356-67.

10. Hazzard William R. Biology of aging / Internal diseases in 10 volumes. Book 2, Translated from English / Edited by T.R. Harrison. M. Medicine, 1993 pp. 519-537.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.