ФИЗИОЛОГИЯ СПОРТА
ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ
И.И. Криволапчук1 , Г.А. Зайцева ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО», Национальный исследовательский технологический университет (НИТУ) «МИСиС», Москва
Целью настоящего исследования явилось выявление особенностей двигательной подготовленности девочек-подростков 11-12 лет, характеризующихся разными стадиями полового созревания.
Полученные результаты свидетельствуют, что общая направленность изменений двигательной подготовленности девочек 11-12 лет, обусловленная процессом полового созревания, состоит в том, что высокий уровень общей выносливости, силовой выносливости и гибкости достигается на начальных стадиях полового созревания. В противоположность этому высокий уровень силовых, скоростных, скоростно-силовых и координационных (проявляемые применительно к скоростному бегу) способностей отмечается на завершающих стадиях полового созревания.
Ключевые слова: стадии полового созревания; двигательные способности, календарный и биологический возраст.
Motor readiness in teenage girls at the different stages of puberty. The purpose of this study was to identify the peculiarities of motor readiness in 11-12-year-old teenagers depending on the puberty stage.
The results show that general changes in the motor readiness of 11-12-year-old girls depend on puberty: high level of general endurance, strength endurance, and flexibility are achieved at the initial stages of puberty. In contrast, high level of power, speed, speed-strength, and coordination abilities (related to high-speed running) are noticed at the final stages ofpuberty.
Key words: stages of puberty; motor abilities, calendar age, biological age.
Развитие двигательных способностей школьников на различных этапах онтогенеза во многом обусловлено совокупностью биохимических, структурных и функциональных изменений, определяющих резервные возможности организма к выполнению качественно своеобразной мышечной деятельности [2; 6; 8; 12]. Биохимические, структурные и функциональные резервы организма детей кардинально изменяются в процессе возрастного развития. Наиболее сложным в этом отношении является подростковый период [1; 5; 6; 7; 9; 11; 13]. Существенное расхождение паспортного и биологического возрастов в пубертатном периоде ставит ряд вопросов, связанных с необходимостью учета индивидуальных осо-
Контакты: 1 Криволапчук И.И. - E-mail: <[email protected]>
бенностей полового созревания современных школьниц при оценке уровня развития двигательных способностей. Вместе с тем данные о двигательной подготовленности девочек-подростков, полученные во второй половине 20 века, требуют уточнения с учетом изменения темпов развития и сроков начала полового созревания. В настоящее же время подход, базирующийся на определении стадий полового созревания у школьниц одного паспортного возраста для решения задач физического воспитания, используется крайне редко. В этой связи очевидна целесообразность изучения двигательной подготовленности девочек одного возраста, отличающихся по степени полового созревания, в условиях современной образовательной среды.
Целью настоящего исследования явилось выявление особенностей двигательной подготовленности девочек-подростков 11-12 лет, характеризующихся разными стадиями полового созревания.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняли участие девочки 11-12 лет (n=177), отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе.
Степень полового созревания оценивали по методике, предложенной Д.В. Колесовым и Н.Б. Сельверовой [3]. По совокупности вторичных признаков выделяли пять стадий полового созревания (СПС): I стадия - препубертатный этап; II стадия - этап активации гипофиза; III стадия - этап активации гонад; IV стадия -этап активного стероидогенеза; V стадия - завершение пубертата.
Комплекс контрольных упражнений состоял из показателей, характеризующих уровень развития основных физических качеств: бег 20 метров с хода; прыжок в длину с места; становая динамометрия; челночный бег 4х9 м; шестиминутный бег; поднимание туловища из положения «лёжа на спине» за 1 минуту; наклон вперёд. По результатам тестирования определяли общую оценку физической подготовленности (ОФП).
Обработка данных осуществлялась с использованием стандартной программы в пакете Statistica. Статистическую значимость различий определяли на основе расчета t-критерия Стьюдента для несвязанных выборок. Различия считались статистически существенными при уровне значимости p<0,05.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В обследуемой выборке девочек 11 -12 лет были выявлены все пять СПС: I СПС - 10 (5,7 %); II - 46 (26,0 %); III - 53 (29,9 %); IV - 43 (24,3 %); V - 25 (14,1 %) человек. Полученные результаты показывают, что у девочек, имеющих один календарный возраст, по мере полового созревания наблюдается прогрессивная статистически значимая (p<0,05-0,001) динамика большинства из рассматриваемых показателей двигательной подготовленности. Данные о двигательной подготовленности девочек-подростков, распределенных по стадиям полового созревания, представлены на рисунках 1-3.
Анализ динамики показателя скоростной подготовленности по стадиям полового созревания показывает, что результаты бега на 20 м наиболее значительно
возрастают на V стадии полового созревания, т.е. в самом конце пубертатного периода (см. рис. 1).
Рис. 1. Развитие скоростных, силовых и скоростно-силовых способностей у школьниц 11-12 лет с разными стадиями полового созревания. Примечание. За 100 % принята величина показателя у девочек с I СПС.
Подн. туловища, раз
110 -|-
100----
90--- -
% 80--- --- -
70--- - --- -
60--- - - - -
50 ]-----------
I II III IV V
Стадии полового созревания
_ _„ Бег 6 мин, м
112 -|-1-
108--¡=1-
104--- - -
100---- - - -
% 96-- - - -¡=|- -
92-------------
88-- - - - - -
84-------------
80 ]-----------
I II III IV V
Стадии полового созревания
Рис. 2. Развитие общей и силовой выносливости у школьниц 11-12 лет с разными стадиями полового созревания. Примечание. За 100 % принята величина показателя у девочек с I СПС.
Наиболее выраженные приросты наблюдаются на V стадии. Аналогичным образом изменяется силовая и скоростно-силовая подготовленность. Становая сила нарастает ф<0,001) от I к V стадии полового созревания.
Результаты прыжка в длину с места также значимо улучшаются ф<0,001) к V стадии (см. рис. 1). Наиболее выраженные приросты наблюдаются на IV-V стадиях. На II стадии отмечены самые низкие результаты выполнения скоростного бега и прыжка в длину (см. рис. 1).
Челночный бег 4х9 м, с
112 -|-
108---
104-----
100------ - -
% 96----- - -—=
92----- - -
88----- - -
84----- - -
80 -I----------
I II III IV V
Стадии полового созревания
Наклон вперед, см 105 т-
100
95
%
90 85
80 J----------
I II III IV V
Стадии полового созревания
ОФП, балл
130 т-
120
110
100---- - - - -
90----- --- -
80 -----------
I II III IV V
Стадии полового созревания
Рис. 3. Общий уровень физической подготовленности, развитие гибкости и координационных способностей (применительно к скоростному бегу) способностей у школьниц 11-12 лет с разными стадиями полового созревания. Примечание. За 100 % принята величина показателя у девочек с I СПС.
По мере биологического развития девочек-подростков наблюдаются волнообразные изменения показателей общей и силовой выносливости. Результаты выполнения шестиминутного бега существенно выше (p<0,01) на II-III стадиях полового созревания, на IV стадии отмечается их снижение, а на V - незначительное повышение по сравнению с I стадией. Наиболее высокий уровень отмечается у девочек со II стадией.
Силовая выносливость по мере полового созревания постепенно снижается. Её уровень существенно уменьшается на IV стадии (p<0,01). На V стадии происходит улучшение (p<0,05) результатов выполнения теста «поднимание туловища». Вместе с тем наиболее высокий уровень отмечается у девочек с I стадией.
Координационные способности, проявляемые применительно к скоростному бегу, существенно (p<0,01) улучшаются от II к V стадии полового созревания. Наиболее высокий результат отмечается у девочек с V стадией.
Уровень гибкости по мере полового созревания волнообразно снижается (p<0,05). Наиболее высокие результаты выполнения наклона вперед отмечается у девочек со II стадией полового созревания, а наименьшие - с IV стадией.
Интегральная оценка физической подготовленности, выраженная в баллах, проявляет статистически (p<0,01) значимую тенденцию к увеличению от I к V стадии полового созревания. Наиболее существенные (p<0,05) различия обнаружены между девочками c IV и V стадиями полового созревания.
Анализ материалов по изучению двигательной подготовленности девочек-подростков 11-12 лет с учетом стадий полового созревания позволил выявить различия темпах развития основных двигательных способностей. С увеличением стадии полового созревания у девочек, имеющих один и тот же календарный возраст, наблюдается положительная динамика общего уровня двигательной подготовленности и большинства из используемых показателей оценки двигательных способностей.
Как было отмечено выше, в связи с гетерохронностью морфофункционально-го развития девочек-подростков в пределах одного возраста, возникает необходимость дифференцированного подхода к оценке двигательных способностей с учетом степени полового созревания. Для решения этой задачи анализировали динамику изменений двигательной подготовленности по мере нарастания стадии биологического развития.
Общая направленность изменений двигательной подготовленности девочек 11-12 лет, обусловленная процессом полового созревания, состоит в том, что интегральная оценка физической подготовленности, включающая показатели, базирующиеся как на аэробном, так и на анаэробном энергообеспечении существенно нарастает по мере полового созревания. Вместе с тем высокий уровень общей выносливости, связанной с аэробным механизмом энергообеспечения мышечной деятельности, достигается на начальных (I-III) стадиях полового созревания, а на завершающих стадиях - проявляет тенденцию к снижению. В противоположность этому силовые, скоростные и скоростно-силовые качества, связанные преимущественно с анаэробным алактатным механизмом энергообеспечения, наиболее существенно увеличиваются на завершающих (IV-V) стадиях полового созревания. Сходной динамикой характеризуются координационные способности, проявляемые применительно к скоростному бегу. Показатель силовой выносливости, свя-
занный преимущественно с анаэробным гликолитическим механизмом энергообеспечения скелетных мышц, значимо изменяется на II-III полового созревания. Уровень развития гибкости, волнообразно снижающийся по мере полового созревания, проявляет динамику независящую от изменений энергообеспечения мышечной деятельности.
Важно отметить, что динамика развития различных кондиционных двигательных способностей лишь частично совпадает с изменениями аэробного и анаэробных механизмов энергетического обеспечения мышечной деятельности, наблюдаемыми по мере нарастания стадии полового созревания [6, 11]. Дело в том, что на темпы развития и уровень проявления кондиционных двигательных способностей в процессе полового созревания наряду с особенностями мышечной энергетики, существенное влияние оказывают изменения вегетативной регуляции, интенсивность роста различных звеньев тела и скелетных мышц, изменения соотношения быстрых и медленных волокон в структуре мышц, опережающий рост костей в длину, по отношению к росту других тканевых компонентов во время пубертатного скачка интенсивности ростовых процессов [9, 4, 1, 14, 7, 10, 6, 8].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ материалов по изучению двигательной подготовленности девочек-подростков 11-12 лет с учетом стадий полового созревания позволил выявить различия в уровне развития основных двигательных способностей. С нарастанием стадии полового созревания у девочек, имеющих один и тот же календарный возраст, наблюдается положительная динамика общего уровня двигательной подготовленности и большинства из используемых показателей двигательных способностей. Вместе с тем общая направленность изменений двигательной подготовленности девочек 11 -12 лет, обусловленная процессом полового созревания, состоит в том, что высокий уровень общей выносливости, силовой выносливости и гибкости достигается на начальных стадиях полового созревания. В противоположность этому высокий уровень силовых, скоростных, скоростно-силовых и координационных (проявляемые применительно к скоростному бегу) способностей отмечается на завершающих стадиях полового созревания.
Работа поддержана грантом РФФИ (проект № 18-013-00649а).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вегетативная дисфункция у детей и подростков / И.Л. Алимова [и др.]; под ред. Л.В. Козловой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 96 c.
2. Волков, Н.И. Биоэнергетика спорта: Монография / Н.И. Волков, В.И. Олейников. - М.: Советский спорт, 2011. - 160 с.
3. Колесов, Д.В. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания /Д.В. Колесов, Н.Б. Сельверова. - М.: Педагогика, 1978. - 224 с.
4. Корниенко, И.А. Возрастное развитие энергетики мышечной деятельности: Итоги 30-летнего исследования. Сообщение I. Структурно-функциональные перестройки / И.А. Корниенко, В.Д. Сонькин, Р.В. Тамбовцева // Физиология человека. - 2005.- Т.31, №4. - С. 42-46.
5. Подростковая медицина. Руководство / Под. ред. Л.И. Левиной, А.М. Куликова. - СПб: Питер, 2006. - 544 с.
6. Сонькин, В.Д. Развитие мышечной энергетики и работоспособности в онтогенезе/ В.Д. Сонькин, Р.В. Тамбовцева. - М.: книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. - 368 с.
7. Спивак, Е.М. Синдром вегетативной дистонии у детей/ Е.М. Спивак, Н.Н. Нежкина. Ярославль: Александр Рутман, 2009. 220 с.
8. Тамбовцева, Р.В. Физиологические основы развития двигательных качеств/ Р.В. Тамбовцева // Новые исследования, 2011. 26 (1). С. 5-14.
9. Тэннер, Дж. Рост и конституция человека/ Дж. Тэннер // Биология человека. - М.: Мир, 1979. - С. 366-471.
10. Физиология развития ребенка: Руководство по возрастной физиологии / Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2010. - 768 с.
11. Armstrong, N. Muscle metabolism changes with age and maturation: How do they relate to youth sport performance? /N. Armstrong, A.R. Barker, A.M. McManus // Br J Sports Med. 2015. 49(13): 860-864.
12. Kenney, W.L. Physiology of Sport and Exercise / W.L. Kenney, J. Wilmore, D. Costill. - Published by Champaign, IL; Human Kinetics, 2015. - 640 p.
13. Okely, A.D. Systematic Review to update the Australian Physical Activity Guidelines for Children and Young People / A.D. Okely, J. Salmon, S.A. Vella, D. Cliff, A.Timperio [et al.] / A Report prepared for the Australian Government Department of Health. 2012. - 57 p.
14. Physical Activity Guidelines Advisory Committee. - Washington, DC, US Department of Health and Human Services, 2008. - 183 p.
REFERENCES
1. Vegetativnaya disfunkciya u detej i podrostkov [Autonomic dysfunction in children and adolescents] / I.L. Alimova [i dr.]; pod red. L.V. Kozlovoj. - Moscow: GEHOTAR-Media, 2008. - 96 c.
2. Volkov, N.I. Bioehnergetika sporta: Monografiya [Bioenergetics of sports: Monograph] / N.I. Volkov, V.I. Olejnikov. - Moscow: Sovetskij sport, 2011. - 160 s.
3. Kolesov, D.V. Fiziologo-pedagogicheskie aspekty polovogo sozrevaniya [Physiological and pedagogical aspects of puberty] /D.V. Kolesov, N.B. Sel'verova. -Moscow: Pedagogika, 1978. - 224 s.
4. Kornienko, I.A. Vozrastnoe razvitie ehnergetiki myshechnoj deyatel'nosti: Itogi 30-letnego issledovaniya. Soobshchenie I. Strukturno-funkcional'nye perestrojki [Age development of the energy of muscle activity: Results of a 30-year study. Communication I. Structural-functional rearrangements] / I.A. Kornienko, V.D. Son'kin, R.V. Tam-bovceva // Fiziologiya cheloveka. - 2005. - T.31, №4. - S. 42-46.
5. Podrostkovaya medicina. Rukovodstvo [Teenage medicine. Management] / Pod. red. L.I. Levinoj, A.M. Kulikova. - St. Petersburg: Piter, 2006. - 544 s.
6. Son'kin, V.D. Razvitie myshechnoj ehnergetiki i rabotosposobnosti v onto-geneze [Development of muscular energy and working capacity in ontogenesis] / V.D. Son'kin, R.V. Tambovceva. - Moscow: knizhnyj dom «LIBROKOM», 2011. - 368 s.
7. Spivak, E.M. Sindrom vegetativnoj distonii u detej [Syndrome of autonomic dystonia in children] / E.M. Spivak, N.N. Nezhkina. YAroslavl': Aleksandr Rutman, 2009. - 220 s.
8. Tambovceva, R.V. Fiziologicheskie osnovy razvitiya dvigatel'nyh kachestv/ R.V. Tambovceva [Physiological basis for the development of motor qualities] // Novye issledovaniya, 2011. 26 (1). S. 5-14.
9. Tehnner, Dzh. Rost i konstituciya cheloveka [The growth and constitution of man] / Dzh. Tehnner // Biologiya cheloveka [Human biology]. - Moscow: Mir, 1979. -S. 366-471.
10. Fiziologiya razvitiya rebenka: Rukovodstvo po vozrastnoj fiziologii [Physiology of Child Development: A Guide to Age Physiology] / Pod red. M.M. Bezrukih, D.A. Farber. - Moscow: Izd-vo Moskovskogo psihologo-social'nogo instituta, 2010. - 768 s.
11. Armstrong, N. Muscle metabolism changes with age and maturation: How do they relate to youth sport performance? /N. Armstrong, A.R. Barker, A.M. McManus // Br J Sports Med. 2015. 49(13): 860-864.
12. Kenney, W.L. Physiology of Sport and Exercise / W.L. Kenney, J. Wilmore, D. Costill. - Published by Champaign, IL; Human Kinetics, 2015. - 640 p.
13. Okely, A.D. Systematic Review to update the Australian Physical Activity Guidelines for Children and Young People / A.D. Okely, J. Salmon, S.A. Vella, D. Cliff, A.Timperio [et al.] / A Report prepared for the Australian Government Department of Health. 2012. - 57 p.
14. Physical Activity Guidelines Advisory Committee. - Washington, DC, US Department of Health and Human Services, 2008. - 683 p.