ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕВОЧЕК 9-10 ЛЕТ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ «ВЕДУЩЕГО» ФИЗИЧЕСКОГО КАЧЕСТВА
Сообщение 2: Особенности двигательной подготовленности, физического развития, работоспособности и энергетического обеспечения мышечной деятельности девочек 9-10 лет с различным уровнем развития быстроты и скоростно-силовых качеств
И.А. Криволапчук1, Д.В. Мельников ФГНУ “Институт возрастной физиологии " Российской академии образования, Москва
Начало статьи в № 2 «Новые исследования» за 2012 год.
Установлено, что у девочек 9-10 лет по мере перехода от высокого к среднему и от среднего к низкому уровню развития быстроты и скоростно-силовых качеств постепенно уменьшаются показатели двигательной подготовленности и энергетического обеспечения мышечной деятельности. У девочек с высоким и средним уровнем развития скоростно-силовых качеств не зарегистрировано достоверных различий в изучаемых показателях физического развития, аэробной выносливости, абсолютной и относительной силы, физической работоспособности, мощности смешанного и аэробного энергообеспечения, коэффициентов а и b уравнения Мюллера. У школьниц с высоким и средним уровнем развития быстроты статистически существенных межгрупповыхразличий значительно меньше. Девочки с низким уровнем развития быстроты и скоростно-силовых способностей характеризуются более высокими показателями массы тела по сравнению со сверстницами, имеющими высокий и средний уровень развития этих физических качеств. Они не уступают школьницам с высоким и средним уровнем развития рассматриваемых двигательных способностей в показателях ширины плеч, окружности грудной клетки, абсолютной силы, PWC/кг и др.
Ключевые слова: двигательная подготовленность, физическое развитие, физическая работоспособность, биоэнергетика мышечной системы
Physical state of 9-10-yer-old girls depending on the level of development of the leading physical characteristic. Report 2: Motor fitness, physical development, physical working ability and muscle energy supply in 9-10-year-old girls with different levels of development of speed and speed-power indices. It was shown that in 9-10-year-old girls when going from high to average and from average to the low level of development of speed and speed-power indices, the development of motor fitness and bioenergetics of muscular system gradually decreases. Reliable differences in the indices of physical development, aerobic endurance, physical strength, physical working capacity, capacity of the mixed and aerobic power supply, a and b Muller coefficient in girls with high and average level of speed-power characteristics were not registered. Girls with high and
Контакты: 1 Криволапчук И.А., E-mail: <[email protected]>
average level of speed development showed less intergroup differences. Girls with a low developmental level of speed and speed-power characteristics demonstrate higher indices of body weight in comparison with their peers with high and average level of these physical qualities. In comparison with the girls with high and average level of development of these abilities, they are not inferior in shoulders width, thorax circle, absolute physical strength, PWC/kg, etc.
Keywords: motor fitness, physical development, physical working ability, bioenergetics of muscular system.
Одной из важных проблем современной школы является индивидуализация физической подготовки детей и подростков. Успешность ее решения во многом зависит от того, насколько полно и системно учитываются индивидуальные различия между детьми в процессе занятий [13, 18, 22]. Согласно современным представлениям, понятие индивидуальность интегрирует в себе всю совокупность свойств человека. В ее структуре, в соответствии с принципами системного подхода, выделяют биохимический, соматический, нейродинамический, психодинамический, личностный и социальный уровни [14]. Известно, что взаимоотношения между разными уровнями и измерениями индивидуальности не линейны, при этом свойства и характеристики разных уровней связаны друг с другом посредством многозначных отношений (свойства одного уровня могут быть связаны со свойствами другого уровня, и наоборот) [2]. В человеческой индивидуальности четко вырисовываются социальный и биологический аспекты [19].
Если интегрированная индивидуальность включает в себя все проявления индивида и личности при определенной иерархии их взаимоотношений, то биологически значимую ее часть представляет, прежде всего, конституция, понимаемая как функциональное единство всех физических, физиологических и формально-динамических свойств личности, присущих некоторой группе людей [1, 10, 16, 19, 24].
В настоящее время существует большое многообразие конституциональных классификаций, обусловленное тем обстоятельством, что разные авторы отдают предпочтение различным признакам. Следует отметить, что в подавляющем большинстве работ, посвященных решению проблемы диагностики конституциональной принадлежности детского организма, используются морфологические, функциональные, психологические показатели [3, 5, 6, 11, 18, 22], тогда как рандомизированные исследования, базирующиеся на учете уровня развития ведущих физических качеств, не проводились. Вместе с тем многочисленные работы по изучению двигательных способностей различных групп населения, опубликованные за последние 100 лет, позволяют рассматривать физическую подготовленность в качестве самостоятельного уровня в биологической организации человека. Поэтому, конституциональный подход к оценке двигательной подготовленности детей, диагностике и коррекции неблагоприятных изменений их функционального состояния, разработке эффективных двигательных режимов и программ физического воспитания, должен прочно войти в практику общеобразовательных учреждений.
Цель исследования - выявить особенности физического состояния девочек 910 лет в зависимости от уровня развития “ведущего” физического качества.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняли участие здоровые девочки 9-10 лет в количестве 200 человек. Использовались педагогические, физиологические, морфологические и математико-статистические методы.
Программа тестирования двигательной подготовленности включала 7 показателей: бег на 30 м, бег на 60 м, челночный бег 3 х 10 м, бег 6 минут, прыжок в длину с места, поднимание туловища, наклон вперед.
Для оценки физической работоспособности и энергетического обеспечения мышечной деятельности использовался комплекс функциональных и эргометрических критериев. Определяли мощность нагрузки при пульсе 170 уд/мин (PWCi70) [9], максимальное потребление кислорода (МПК) по Добельну [9], максимальную силу (МС).
По данным выполнения двух беговых нагрузок большой и максимальной мощности на основе уравнения Мюллера определяли интегральную работоспособность (Lns), величины мощности нагрузок, максимальное время реализации которых составляло 1 (W1), 40 (W40), 240 (W240), 900 с (W900), коэффициенты, отражающие емкость аэробного (b) и соотношение возможностей аэробного и анаэробно-глико-литического источников (а) и [10, 21].
Запись сердечного ритма в процессе нагрузочного тестирования проводилась на одноканальном электрокардиографе ЭК1Т-07 “Аксион”, с дополнительной возможностью подключения к персональному компьютеру. Электроды фиксировались на левой стороне груди в отведении по Небу.
Физическое развитие оценивалось по антропометрическим показателям: длине и массе тела, окружности грудной клетки, ширине плеч, ширине таза. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) определялись с помощью сухого спирометра.
Статистическая обработка полученных эмпирических данных проводилась с применением пакета прикладных программ «Statistica for Windows». Показатели оценивались на нормальность распределения по тесту Колмагорова-Смирнова. Производился расчет среднего арифметического (М), среднего квадратичного отклонения (с), ошибки средней арифметической (m). Достоверность различий определялась с помощью t-критерия Стьюдента.
Дифференциация по быстроте
В таблице 1 представлены статистики «ведущего» показателя - бега на 30 м (быстрота): среднее значение, стандартное отклонение, уровни развития этого показателя у девочек 9-10 лет (высокий, средний, низкий), рассчитанные по формуле М±0,67с.
Дифференциация по скоростно-силовым качествам
В таблице 2 представлены статистики «ведущего» показателя - прыжка в длину с места (скоростно-силовые возможности): среднее значение, стандартное отклонение, уровни развития этого показателя у девочек 9-10 лет (высокий, средний, низкий), рассчитанные по формуле М±0,67с.
Группировка данных по показателям бега на 30 м (с)
Среднее (М) 6,43
Сигма (а) 0,83
М - 0,67а 5,87
М + 0,67а 6,99
низкий уровень развития от 6,99
средний уровень развития от 5,87 до 6,99
высокий уровень развития до 5,87
Таблица 2
Группировка данных по показателям прыжка в длину с места (см)
Среднее(М) 134,68
Сигма (а) 13,59
М - 0,67а 125,57
М + 0,67а 143,79
низкий уровень развития до 125,57
средний уровень развития от 125,57 до 143,79
высокий уровень развития от 143,79
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Полученные результаты (табл. 3, 4) свидетельствуют о том, что у девочек с высоким уровнем развития быстроты (бег 30 м) по сравнению со сверстницами, имеющими низкий уровень данного физического качества (р<0,01), отмечается достоверно более высокое развитие общей (р<0,01) и силовой выносливости (р<0,01), скоростно-силовых качеств (р<0,01), ловкости (р<0,01), относительной силы (р<0,01), относительного МПК (р<0,01), эргометрических показателей мощности энергообеспечения ^шах, W40, W240, W900) во всем диапазоне доступных нагрузок (р<0,01), общей мышечной работоспособности (р<0,01). У них достоверно меньше (р<0,01) показатели физического развития (масса тела, окружность таза и др.). Абсолютные значения МПК, PWC170 и ЖЕЛ не имели достоверных различий.
У четвероклассниц с высоким уровнем развития быстроты по сравнению со сверстницами, имеющими средний уровень развития этого физического качества (р<0,01), отмечается достоверно более высокое развитие выносливости (р<0,01), скоростно-силовых качеств (р<0,01), силовой выносливости (р<0,01), ловкости (р<0,01), гибкости (р<0,01), абсолютной (р<0,01) и относительной силы (р<0,01), эргометрических показателей мощности ^шах, W40, W240, W900) энергообеспе-
чения (р<0,01), общей мышечной работоспособности (р<0,01). У девочек с высоким уровнем развития быстроты больше показатели МПК (р<0,01), ЖЕЛ (р<0,01) и длины тела (р<0,01).
У девочек со средним уровнем развития быстроты по сравнению со сверстницами, имеющими низкий уровень развития быстроты (р<0,01), отмечается достоверно более высокое развитие скоростной выносливости (р<0,01), выносливости (р<0,01), скоростно-силовых качеств (р<0,01), ловкости (р<0,05), эргометрических показателей мощности энергообеспечения (р<0,01) и общей мышечной работоспособности (р<0,01). Девочки с низким уровнем развития быстроты имеют достоверно более высокие параметры физического развития, ЖЕЛ, МПК, максимальной силы.
Таким образом, у девочек 9-10 лет от высокого к среднему и от среднего к низкому уровню развития быстроты постепенно уменьшаются показатели развития двигательных качеств (аэробная выносливость, скоростная выносливость, ловкость, скоростно-силовые качества, гибкость, скоростно-силовая выносливость) и энергетического обеспечения мышечной деятельности (МПК, Ьпб, Wmax, W40, W240, W900, коэффициенты а и Ь).
Девочки с низким уровнем развития быстроты характеризуются достоверно более высокими показателями массы тела, ширины таза, более низкими значениями коэффициента Ь. Они не уступают сверстницам с высоким уровнем развития этого качества в показателях абсолютной максимальной силы, ЖЕЛ, МПК, PWC170, PWC/кг, коэффициента а, окружности грудной клетки, длины тела, ширины плеч.
У девочек с высоким и средним уровнем развития быстроты не зарегистрировано достоверных различий в показателях массы тела, ширины плеч и таза, окружности грудной клетки, МПК/кг, PWC170, PWC/кг, коэффициентов а и Ь уравнения Мюллера.
У девочек с высоким уровнем развития скоростно-силовых качеств («ведущий» показатель - прыжок в длину с места) по сравнению со сверстницами, имеющими низкий уровень развития скоростно-силовых качеств (р<0,01), отмечается достоверно более высокое развитие выносливости, быстроты, силовой выносливости, ловкости, относительной силы, показатели мощности источников энергообеспечения, общей мышечной работоспособности. У них меньше показатели массы тела.
У девочек с высоким уровнем развития скоростно-силовых качеств по сравнению со сверстницами, имеющими средний уровень развития скоростно-силовых качеств (р<0,01), отмечается достоверно более высокое развитие быстроты, силовой выносливости, ловкости, гибкости, мощности фосфагенного и анаэробного гликолитического источников.
У девочек со средним уровнем развития скоростно-силовых качеств по сравнению со сверстницами, имеющими низкий уровень развития этого двигательного качества (р<0,01), отмечается достоверно более высокое развитие выносливости, быстроты, ловкости, относительной силы, мощности анаэробного гликолитиче-ского, смешанного и аэробного энергообеспечения, общей мышечной работоспособности. У них достоверно меньше показатели длины и массы тела.
Физическое состояние девочек 9-10 лет с различным уровнем развития быстроты (бег30 м)
Показатель Уровни развития, М±0,67а Дост. разл., 1/р
Высокий п =18 Средний п =156 Низкий п =26 В-Н В-С С-Н
Бег 30 м, с 5,54 ±0,25 6,31±0,26 86 % (-14 %) 7,86 ±1,61 58 % (-42 %) -6,94 0,01 -11,73 0,01 -4,70 0,01
Бег 6 мин, м 1078 ±64,6 957 ±127 89 % (-11 %) 852 ±120 71 %(-29 %) 8,04 0,01 6,56 0,01 3,94 0,01
Бег 60 м, с 10,91 ±0,44 12,03 ±0,48 90 % (-10 %) 12,83 ±0,83 82 % (-18) -9,871 0,01 -9,41 0,01 -4,73 0,01
Челн. бег, с 8,93 ±0,456 9,46 ±0,48 94 % (-6 %) 9,79 ±0,66 90 % (-10 %) -4,77 0,01 -4,45 0,01 -2,43 0,05
Пр.дл/м, см 144,5 ±12,4 135,5 ±12,8 94 (-6) 122,5 ±11,2 85 % (-15 %) 6,15 0,01 2,83 0,01 4,91 0,01
Наклон вперед, см 12,1 ±5,9 7,2 ±4,1 60 % (-40 %) 5,7 ±3,2 47 % (-53 %) 4,18 0,01 3,46 0,01 1,72
Подним. туловища, раз 32,6 ±6,5 27,8 ±7,7 85 % (-15 %) 25,7 ±7,6 79 % (-21 %) 3,13 0,01 2,53 0,01 1,28
МС, кг 50 ±11,8 37 ±11,7 74 % (-26 %) 44 ±10,9 88 % (-12 %) 1,75 4,55 0,01 -2,94 0,01
МС/кг массы тела, отн. ед. 1,48 ±0,419 1,10 ±0,338 74 (-26) 1,04 ±0,288 70 % (-30 %) 3,81 0,01 4,35 0,01 0,82
МПК, мл/мин 1693 ±247 1475 ±229 87 % (-13 %) 1785 ±199 105 % (5 %) -1,36 3,78 0,01 -6,48 0,01
МПК/кг, мл/мин*кг 50,2 ±11,85 44,7 ±7,88 89 % (-11 %) 42,4 ±7,25 84 % (-16 %) 2,72 0,01 1,92 1,42
Р№Сш , кгм/мин 525 ±215 446 ±129 85 % (-15 %) 513 ±191 98 % (-2 %) 0,19 1,52 -1,72
PWC/кг, кгм/мин*кг 15,3 ±6,48 13,4 ±3,42 88 % (-12 %) 12,2 ±4,94 80 % (-20 %) 1,75 1,94 1,15
Ьш, усл.ед. 47,9 ±2,7 38,1 ±13,4 80 % (-20 %) 32,9 ±2,4 69 % (-31 %) 5,08 0,01 7,65 0,01 3,493 0,01
Wmax, м/с 6,91 ±0,34 6,24 ±0,48 90 % (-10 %) 5,24 ±1,16 76 % (-24 %) 5,90 0,01 5,71 0,01 4,36 0,01
W40, м/с 4,09 ±0,15 3,64 ±0,25 89 % (-11 %) 3,14 ±0,28 77 % (-18 %) 14,77 0,01 11,16 0,01 9,46 0,01
W240, м/с 3,17 ±0,18 2,82 ±0,34 89 % (-11 %) 2,49 ±0,30 79 % (-21 %) 9,56 0,01 7,22 0,01 4,63 0,01
W900, м/с 2,63 ±0,19 2,34 ±0,37 89 % (-11 %) 2,12 ±0,42 81 % (-19 %) 5,42 0,01 5,38 0,01 2,70 0,01
Коэфф. а, усл.ед. 7,1 ±0, 91 7,2 ±1,59 101 % (1 %) 2,5 ±12,9 35 % (-65 %) 1,84 -0,33 1,87
Коэфф. Ь, усл.ед. 13,7 ±1,40 13,1 ±2,45 96 % (-4 %) 7,4 ±12,9 54 % (-46 %) 2,47 0,05 1,71 2,22 0,05
Длина тела, см 147,4 ±6,48 142,1 ±10,1 96 % (-4 %) 149,4 ±6,49 101 % (1 %) -0,98 3,08 0,01 -4,82 0,01
Показатель Уровни развития, М±0,67а Дост. разл., 1/р
Высокий п =18 Средний п =156 Низкий п =26 В-Н В-С С-Н
Масса тела, кг 34,5 ±5,29 33,7±7,67 98 % (-2 %) 42,8 ±7,27 124 % (24 %) -4,16 0,01 0,41 -5,65 0,01
Окр. груди, см 71,4 ±6,03 69,8 ±7,27 98 % (-2 %) 73,2 ±13,31 103 % (3 %) -0,51 0,92 -1,25
Ширина плеч, см 32,9 ±2,54 31,7 ±3,18 96 % (-4 %) 33,6 ±2,45 102 % (2 %) -0,95 1,47 -2,86 0,01
Ширина таза, см 22,8 ±2,18 22,7 ±2,51 100 % (0 %) 25,1 ±2,08 110 % (10 %) -3,51 0,01 0,19 -4,61 0,01
ЖЕЛ, мл 1992 ±334 1537 ±445 77 % (-23 %) 1840 ±419 92 % (-8 %) 1,28 5,26 0,01 -3,24 0,01
Примечание: 100 % - показатели девочек с высоким уровнем развития быстроты. В скобках - разница данного показателя от 100 %, знак «-» соответствует ухудшению показателя. Прочерк - различия недостоверные.
Таким образом, у девочек 9-10 лет от высокого к среднему и от среднего к низкому уровню развития скоростно-силовых качеств постепенно уменьшаются показатели развития двигательных качеств (аэробная выносливость, скоростная выносливость, ловкость, быстрота, гибкость, скоростно-силовая выносливость, относительная сила) и параметры энергетического обеспечения мышечной деятельности (Ьиб, Wmax, W40, W240, W900). Девочки с низким уровнем развития скоростносиловых качеств характеризуются по сравнению со сверстницами, имеющими высокий и средний уровень развития этого качества, достоверно более высокими показателями массы тела, МПК и достоверно более низкими показателями аэробной выносливости, относительной становой динамометрии, общей мышечной работоспособности, мощности смешанного и аэробного энергообеспечения, коэффициентов а и Ь уравнения Мюллера.
Таблица 4
Физическое состояние девочек 9-10 лет с различным уровнем развития скоростно-силовых возможностей (прыжок длину с места)
Показатель Уровни развития, М±0,67а Дост. разл., 1/р
Высокий п =51 Средний п =107 Низкий п =42 В-Н В-С С-Н
Пр.дл/м, см 151,9 ±6,90 133,9 ±4,93 88 % (-12 %) 115,8 ±6,25 76 % (-24 %) 26,21 0,01 18,78 0,01 18,69 0,01
Бег 6 мин, м 993 ±134 971 ±123 98 % (-2 %) 867±117 87 % (-13 %) 4,79 0,01 1,04 4,70 0,01
Бег 60 м, с 11,65 ±0,57 12,11 ±0,71 96 %(-4 %) 12,32 ±0,62 96 % (-4 %) -5,42 0,01 -4,08 0,01 -1,65
Челн. бег, с 9,17 ±0,53 9,48 ±0,44 97 % (-3 %) 9,75 ±0,63 94 % (-6 %) -4,86 0,01 -3,90 0,01 -2,56 0,01
Бег 30 м, с 6,09 ±0,33 6,34±0,45 96 % (-4 %) 7,08 ±1,45 84 % (-16 %) -4,34 0,01 -3,44 0,01 -3,26 0,01
Показатель Уровни развития, М±0,67а Дост. разл., 1/р
Высокий п =51 Средний п =107 Низкий п =42 В-Н В-С С-Н
Наклон вперед, см 10,2 ±5,98 6,5 ±3,19 64 % (-36 %) 6,4 ±3,51 63 % (-37 %) 3,85 0,01 4,15 0,01 0,22
Подним. туловища, раз 32,6 ±7,29 26,9 ±7,11 83 % (-17 %) 25,3 ±7,70 78 % (22 %) 4,71 0,01 4,70 0,01 1,21
МС, кг 42,0 ±14,1 38,1 ±10,5 91 % (-9 %) 37,4 ±14,1 89 % (-11 %) 1,57 1,76 0,29
МС/кг массы тела, отн. ед. 1,25 ±0,44 1,15 ±0,32 92 % (-8 %) 0, 93 ±0,24 74 % (-26 %) 4,37 0,01 1,53 4,36 0,01
МПК, мл/мин 1534 ±233 1453 ±211 95 % (-5 %) 1746 ±262 114 % (14 %) -4,13 0,01 2,17 0,05 -7,10 0,01
МПК/кг, мл/мин*кг 45,7 ±8,70 44,1 ±7,31 96 % (-4 %) 46,0 ±10,38 101 % (1 %) -0,15 1,23 -1,09
РШСш , кгм/мин 471 ±143 436 ±127 93 % (-7 %) 519±192 110 % (10 %) -1,39 1,56 -2,60 0,01
PWC/кг, кгм/мин*кг 13,9 ±4,04 13,1 ±3,42 94 % (-6 %) 13,5 ±5,32 97 % (-3 %) 0,37 1,20 -0,43
Ьш, усл. ед. 42,5±5,71 40,7 ±5,94 96 % (-4 %) 30,5 ±17,90 72 % (-28 %) 4,15 0,01 1,77 3,60 0,01
Шшах, м/с 6,44 ±0,51 6,17 ±0,53 96 % (-4 %) 5,85 ±1,16 91 % (- %) 3,08 0,01 3,00 0,01 1,75
W40, м/с 3,77 ±0,29 3,66 ±0,29 97 % (-3 %) 3,31 ±0,30 88 % (-12 %) 7,52 0,01 2,21 0,05 6,56 0,01
W240, м/с 2,92 ±0,36 2,85 ±0,33 98 % (-2 %) 2,55 ±0, 30 87 % (-13 %) 5,31 0,01 1,19 5,10 0,01
W900, м/с 2,43 ±0,39 2,38 ±0,35 98 % (-2 %) 2,12 ±0,39 87 % (-13 %) 3,79 0,01 0,79 3,88 0,01
Коэфф. а, усл.ед. 7,2 ±1,49 7,36 ±1,506 102 % (2 %) 3,79 ±10,26 53 % (-47 %) 2,14 0,05 -0,58 2,25 0,05
Коэфф. Ь, усл.ед. 13,3 ±2,338 13,29 ±2,33 100 % 8,9 ±10,38 67 % (-33 %) 2,68 0,01 0,08 2,69 0,01
Длина тела, см 144,4 ±9,15 141,7 ±8,22 98 % (-2 %) 147,1 ±12,92 102 % (2 %) -1,14 1,86 -2,52 0,05
Масса тела, кг 34,15 ±6,52 33,5±6,80 98 % (-2 %) 39,8 ±10,45 117 % (17 %) -3,05 0,01 0,57 -3,62 0,01
Окр. груди, см 69,3 ±5,67 69,8 ±6,31 101 % (1 %) 73,3 ±13,28 106 % (6 %) -1,82 -0,52 -1,62
Ширина плеч, см 32,0 ±2,87 31,7 ±2,70 99 % (-1 %) 33,1 ±4,08 103 % (3 %) -1,41 0,60 -1,96
Ширина таза, см 23,0 ±2,09 22,6 ±2,41 98 % (-2 %) 24,1 ±3,11 105 % (5 %) -1,92 1,08 -2,82 0,01
ЖЕЛ, мл 1731 ±460 1561 ±427 90 % (-10 %) 1623 ±515 94 % (-6 %) 1,07 2,29 0,05 1,07
Примечание: 100 % - показатели девочек с высоким уровнем развития скоростно-силовых качеств. В скобках - разница данного показателя от 100 %. Знак «-» соответствует ухудшению показателя. Прочерка - различия недостоверные
Они не уступают сверстницам с высоким и средним уровнем развития этого качества в показателях ширины плеч, окружности грудной клетки, ЖЕЛ, абсолютной становой динамометрии, PWC/кг, МПК/кг. Достоверно превосходят сверстниц со средним уровнем развития скоростно-силовых качеств в показателях длины тела, ширины таза, PWCl70.
У девочек с высоким и средним уровнем развития скоростно-силовых качеств не зарегистрировано достоверных различий в изучаемых показателях физического развития, абсолютной и относительной становой динамометрии, аэробной выносливости, МПК/кг, PWC170, PWC/кг, Lns, W240, W900, коэффициентов а и Ь.
Полученные результаты дают основание полагать, что физическое состояние девочек 9-10 лет с различным уровнем развития ведущих физических качеств, характеризуется спецификой двигательной подготовленности, работоспособности, физического развития и энергетического обеспечения мышечной деятельности. Несмотря на то, что каждое физическое качество как система, характеризуется сложной структурой, включающей множество элементов [13, 20, 8], сама физическая подготовленность может рассматриваться в качестве базового компонента более общей подсистемы биологической организации человека. Хорошо известно, что развитие физических качеств сопровождается комплексом взаимосвязанных биохимических, функциональных и морфологических изменений в организме [4, 8, 12,
13, 23]. Результаты исследования свидетельствуют о том, что свойства и характеристики морфологического, физиологического и биоэнергетического уровней интегральной индивидуальности, связаны с ведущими физическими качествами посредством многозначных отношений. Сочетания разных уровней морфофункциональных показателей с уровнем развития ведущего физического качества определяют особенности физического состояния девочек 9-10 лет.
Поскольку формирование двигательных функций и развитие физических качеств человека в значительной степени генетически детерминировано [15, 20], полученные в настоящем исследовании данные выступают в поддержку представления о существовании «общей конституции» человека как качественной черты всех его индивидуальных особенностей и свойств, единой характеристики всего организма, общего принципа многообразной деятельности всех входящих в него подсистем [1, 3, 16, 17, 19, 24]. Одной из таких подсистем (частных конституций) является физическая подготовленность, тесно взаимосвязанная с другими уровнями биологической организации человека.
ВЫВОДЫ
1. Физическое состояние девочек 9-10 лет с различным уровнем развития быстроты и скоростно-силовых качеств характеризуется спецификой двигательной подготовленности, мышечной работоспособности, физического развития и энергетического обеспечения деятельности.
2. У девочек 9-10 лет от высокого к среднему и от среднего к низкому уровню развития быстроты и скоростно-силовых способностей постепенно уменьшаются показатели развития двигательных качеств и энергетического обеспечения мышечной деятельности.
3. У девочек с высоким и средним уровнем развития скоростно-силовых качеств не зарегистрировано достоверных различий в изучаемых показателях физического развития, аэробной выносливости, максимальной силы (абсолютной и относительной), физической работоспособности, относительного МПК, общей мышечной работоспособности, мощности смешанного и аэробного энергообеспечения, коэффициентов а и b уравнения Мюллера. У девочек с высоким и средним уровнем развития быстроты межгрупповые различия менее выражены.
4. Девочки с низким уровнем развития быстроты и скоростно-силовых качеств характеризуются достоверно более высокими показателями массы тела по сравнению со сверстницами, имеющими высокий и средний уровень развития этих физических качеств. Они не уступают школьницам с высоким и средним уровнем развития рассматриваемых двигательных способностей в показателях ширины плеч, окружности грудной клетки, ЖЕЛ, абсолютной силы, PWC/кг и др.
Работа поддержана грантом РГНФ (№ 12-06-00037а).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агаджанян Н.А., Баевский Р.М., Берсенева А.П. Проблемы адаптации и учение о здоровье. - М.: Изд-во РУДН, 2006. - 284 с.
2. Белоус В.В. Боязитова И.В. Детерминанты развития интегральной индивидуальности: монография. - М.-Пятигорск: РАО-ПГЛУ, 2008. - 230 с.
3. Бобошко И.Е. Системный анализ конституциональных особенностей детей школьного возраста и дифференцированные программы формирования их здоровья: Автореф. дисс. ... докт. мед. наук. - М., 2010.- 49 с.
4. Волков Н.И., Осипенко А.А., Несен Э.Н. Корсун С.Н. Биохимия мышечной деятельности. - Киев: Олимпийская литература, 2000. - 503 с.
5. Дорохов Р.Н. Соматические типы и варианты развития детей и подростков: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. - М., 1984. - 43 с.
6. Дорохов Р.Н., Губа В.П. Морфобиомеханическая оценка юного спортсмена. Смоленск, 1995. - 98с.
7. Зайченко А.А. Конституциональная психология // Известия Саратовского университета. Сер. Философия. Психология. Педагогика, 2010. - Т. 10. - Вып. 2. -С. 64-69.
8. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. - М.: Советский спорт, 2009. - 200 с.
9. Карпман В.Л., Белоцерковский З.Б., Гудков И.А. Тестирование в спортивной медицине. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 208 с.
10. Корниенко И.А., Сонькин В.Д. «Биологическая надежность», онтогенез и возрастная динамика мышечной работоспособности // Физиология человека. -1999. - Т. 25, № 1. - С. 98-108.
11. Корниенко И.А., Сонькин В.Д., Тамбовцева Р.В., Панасюк Т.В. Индивидуальные особенности соматотипа и энергетики скелетных мышц у девочек в возрасте 7-14 лет // Физиология человека. - 2000. - Т. 26, № 2. - С. 87-92.
12. Кучкин С.Н. Физиологическая характеристика двигательных качеств / Физиология человека / Под ред. В.И. Тхоревского. - М.: Физкультура, образование и наука, 2001. - С. 338-367.
13. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. - М.: Терра-спорт, 2000. - 192 с.
14. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986. - 254 с.
15. Москатова А.К. Генетические и средовые факторы развития и изменчивости двигательных качеств // Физиология человека / Под ред. В.И. Тхоревского. -М.: Физкультура, образование и наука, 2001. - С. 368-382.
16. Никитюк Б.А. Интеграция знаний в науках о человеке (современная интегративная антропология). - М.: СпортАкадем Пресс, 2000. - 440 с.
17. Никитюк Б.А. Конституция человека. - М.: ВИНИТИ. Итоги науки и техники, 1991. - Серия: Антропология, 1991. - Т. 4. - 152 с.
18. Панасюк Т.В. Конституциональная принадлежность как основа прогноза роста и развития: Автореф. дис. ... докт. биол. наук. - М., 2008. - 30 с.
19. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. - М.: Наука, 1979. - 352 с.
20. Сергиенко Л.П. Основы спортивной генетики. - К.: Вища шк., 2004. - 631 с.
21. Сонькин В.Д. Физическая работоспособность и энергообеспечение мышечной функции в постнатальном онтогенезе человека // Физиология человека. -2007. - Т. 33, № 3. - С. 81.
22. Сонькин В.Д., Тамбовцева Р.В. Развитие мышечной энергетики и работоспособности в онтогенезе. - М.: Книжный дом “ЛИБРИКОМ”, 2011. - 368 с.
23. Уилмор Дж., Костил Д. Физиология спорта и двигательной активности. -Киев: Олимпийская литература, 1997. - 504 с.
24. Чтецов В.П. Соматические типы и состав тела у мужчин и женщин: Автореф. дисс. ... докт. биол. наук. - М., 1978. - 39 с.