Научная статья на тему 'Двигательная подготовленность школьников 13-14 лет с разными стадиями полового созревания'

Двигательная подготовленность школьников 13-14 лет с разными стадиями полового созревания Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
163
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / MOTOR READINESS / ПАСПОРТНЫЙ ВОЗРАСТ / PASSPORT AGE / ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ / PUBERTY / МАЛЬЧИКИ-ПОДРОСТКИ / CHRONOLOGICAL AGE / BOYS-ADOLESCENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Криволапчук И.А., Сухецкий В.К., Чернова М.Б., Савушкина Е.В.

Установлено, что в пубертатный период мальчики-подростки одного паспортного возраста с разными стадиями полового созревания (СПС) статистически существенно различаются по уровню двигательной подготовленности. Полученные данные свидетельствуют о том, что по мере полового созревания показатели силовых, скоростных, скоростно-силовых способностей и общей выносливости значительно улучшаются. Исключение составляет уровень развития силовой выносливости, значимо более низкий у подростков с IV СПС по сравнению с детьми со II и III СПС. Обнаруженные различия необходимо учитывать при разработке новых технологий и методик развития кондиционных двигательных способностей у подростков.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Криволапчук И.А., Сухецкий В.К., Чернова М.Б., Савушкина Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

t was stated that boys of the same chronological age but at different puberty stages statistically differ a lot in their motor readiness level. Data analysis shows that during puberty the indices of power, speed, power-speed abilities and average stamina are improving significantly. The only exception is the development of the stamina level, which is much lower among the adolescents of the IV puberty stage in comparison with the children of the II and III puberty stages. These differences are to be considered when developing new technologies and methods of developing the conditioned motor abilities in adolescents.

Текст научной работы на тему «Двигательная подготовленность школьников 13-14 лет с разными стадиями полового созревания»

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ 13-14 ЛЕТ С РАЗНЫМИ СТАДИЯМИ ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ

И.А. Криволапчук*1, В.К. Сухецкий**, М.Б.Чернова*, Е.В. Савушкина*

ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования», Москва Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, Гродно

Установлено, что в пубертатный период мальчики-подростки одного паспортного возраста с разными стадиями полового созревания (СПС) статистически существенно различаются по уровню двигательной подготовленности. Полученные данные свидетельствуют о том, что по мере полового созревания показатели силовых, скоростных, скоростно-силовых способностей и общей выносливости значительно улучшаются. Исключение составляет уровень развития силовой выносливости, значимо более низкий у подростков с IV СПС по сравнению с детьми со II и III СПС. Обнаруженные различия необходимо учитывать при разработке новых технологий и методик развития кондиционных двигательных способностей у подростков.

Ключевые слова: двигательные способности, паспортный возраст, половое созревание, мальчики-подростки

Motor readiness of 13-14-year-old children at different stages of puberty. It was stated that boys of the same chronological age but at different puberty stages statistically differ a lot in their motor readiness level. Data analysis shows that during puberty the indices of power, speed, power-speed abilities and average stamina are improving significantly. The only exception is the development of the stamina level, which is much lower among the adolescents of the IV puberty stage in comparison with the children of the II and III puberty stages. These differences are to be considered when developing new technologies and methods of developing the conditioned motor abilities in adolescents.

Key words: motor readiness, passport age, chronological age, puberty, boys-adolescents.

Повышение уровня двигательной подготовленности детей является одной из ключевых задач физического воспитания в современной школе [7, 14, 8, 6, 9]. Важность ее решения стимулирует процесс совершенствования уже существующих и разработку новых методологических подходов, технологий и методик, ориентированных на улучшение физического состояния школьников. Особое значение этот процесс приобретает в период полового созревания. Несовпадение паспортного и биологического возраста в пубертатном периоде ставит целый ряд вопросов, связанных с целесообразностью учета индивидуальных особенностей

Контакты:!1 Криволапчук И.А. - E-mailA i.krivolapchuk@mail.ru

полового созревания при диагностике двигательной подготовленности и адаптационных возможностей школьников [2, 11, 10, 5, 1, 15]. Вместе с тем, подобный подход к оценке уровня развития основных двигательных способностей у школьников, различающихся по стадиям полового созревания (СПС), все еще не получил широкого распространения. С учетом вышеизложенного очевидна необходимость изучения особенностей двигательной подготовленности современных школьников-подростков одного паспортного возраста, отличающихся по степени полового созревания.

Цель исследования - выявить особенности двигательной подготовленности мальчиков 13-14 лет, характеризующихся разными стадиями полового созревания.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие мальчики 13-14 лет (n=194), отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе. Исследование проходило в соответствии с Хельсинской декларацией.

Степень полового созревания оценивали по методике, предложенной Д.В. Колесовым и Н.Б. Сельверовой [3]. По совокупности вторичных признаков выделяли пять стадий полового созревания: I стадия - препубертатный этап; II стадия - этап активации гипофиза; III стадия - этап активации гонад; IV стадия - этап активного стероидогенеза; V стадия - завершение пубертата [2, 11, 15].

Комплекс контрольных упражнений состоял из показателей, характеризующих уровень развития кондиционных двигательных способностей: 1) бег 20 метров с хода; 2) прыжок в длину с места; 3) подтягивание из виса на перекладине; 4) челночный бег 4х9 м; 5) шестиминутный бег; 6) поднимание туловища из положения «лёжа на спине» за 1 минуту; 7) становая динамометрия.

Полученный фактический материал обработан общепринятыми методами статистического анализа. Определялись статистические характеристики ряда измерений и проводилась проверка статистических гипотез. Достоверность различий оценивали с помощью параметрических и непараметрических критериев для корреляционно независимых выборок. Количество мальчиков с I и V СПС в рассматриваемой выборке подростков 13 -14 лет не превышало 5 человек. Поэтому в ходе дальнейшей работы анализировались данные обследования только школьников со II, III и IV СПС.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Представленные результаты (табл.) свидетельствуют о существенных различиях в уровне двигательной подготовленности мальчиков 13 -14 лет, имеющих различные СПС. В целом, однако, по мере полового созревания, используемые нами показатели физической подготовленности, улучшаются.

Таблица

Показатели двигательной подготовленности подростков 13-14 лет с различной стадией полового созревания (М±т)

Показатель Стадии полового созревания

II III IV

Масса тела, кг 40,15 ±0,96*** 46,35 ±1,08+++ 57,25 ±1,28ххх

Становая динамометрия, кг/кг 1,60 ±0,03** 1,61 ±0,03 1,74 ±0,04х

Челночный бег 4х9 м, с 10,53 ±0,07* 10,42 ±0,08 10,33 ±0,06

Прыжок в длину, см 173,00 ±1 92*** 176,70 ±2,75 190,90 ±1,56ххх

Бег 6 мин, м 1261,9 ±17,8* 1275,3 ±18,7 1319,0 ±13,9

Бег 20 м, с 3,7 8±0,03*** 3,74 ±0,04 3,47 ±0,02ххх

Подтягивание, раз 2,17 ±0,42 2,22 ±0,47 2,60 ±0,38

Подн. туловища, раз 45,43 ±0,99** 44,59 ±1,22 40,20 ±1,48х

Примечание: *, **, ***, - достоверность различий между II и IV СПС; ++, +++, - достоверность различий между II и III СПС; х, хх, ххх, - достоверность различий между III и IV СПС при р < 0,05, 0,01, 0,001 соответственно.

Расшифровку аббревиатур см. в разделе «Методика».

Так, дети, характеризующиеся IV СПС, статистически достоверно превосходили своих сверстников со II СПС по результатам выполнения челночного бега (р<0,05), прыжка в длину с места (р<0,001), бега на 20 м (р<0,001), становой динамометрии (р<0,01), шестиминутного бега (р<0,001), и уступали им по количе -ству подниманий туловища из положения «лежа на спине» (р<0,001). Из представленных данных видно, что испытуемые со II и IV СПС отличаются друг от друга по уровню проявления физических качеств, связанных, как с анаэробным, так и с аэробным энергообеспечением мышечной деятельности. Различия между группами подростков с III и IV СПС были менее выраженными и касались физических качеств, базирующихся на анаэробной производительности организма. Статистически достоверно (р<0,05-0,001) отличались среднегрупповые значения прыжка в длину с места, бега на 20 м, становой динамометрии и поднимания туловища. Последний показатель был ниже в группе мальчиков с IV СПС. Следует подчеркнуть, что подростки со II и III СПС по уровню двигательной подготовленности не имели статистически значимых различий.

Важно отметить, что все используемые в исследовании контрольные упражнения, за исключением шестиминутного бега, характеризуют двигательные способности, тесно связанные с анаэробной производительностью организма, развитие которой контролируется половыми гормонами, оказывающими большое вли-

яние на процессы созревания энергетических систем и метаболические возможности скелетных мышц. Становление анаэробной производительности организма в значительной степени синхронизировано с динамикой базальных концентраций половых гормонов. Не случайно изменения уровня рассматриваемых показателей скоростно-силовой подготовленности и анаэробной производительности совпадают с описанной в ряде работ динамикой содержания в плазме крови соматотро-пина, лютропина, фоллитропина и тестостерона в зависимости от СПС [11, 16]. При переходе от II-III к IV СПС у мальчиков отмечается не только нарастание в плазме крови содержания мужских половых гормонов [11, 15], но и под их влия -нием происходит увеличение толщины быстрых гликолитических волокон (II-B подтип) и повышение активности ферментов анаэробного гликолиза [20, 21, 19, 4, 12]. К основным факторам, воздействующим на развитие скоростных, силовых и скоростно-силовых способностей в период полового созревания, прежде всего, относятся чистая масса тела, концентрация тестостерона, степень развития нервной системы, пубертатные мышечные дифференцировки [22]. Важно отметить, что изменения ряда показателей скоростно-силовой подготовленности и анаэробной производительности на различных этапах полового созревания в значительной степени генетически детерминированы [24].

Отдельного обсуждения требует выявленное нами ухудшение результатов выполнения теста «поднимание туловища» по мере полового созревания и улучшение результатов выполнения шестиминутного бега. Первое связывается с относительным снижением на IV СПС доли медленных окислительных волокон (I тип) в скелетной мускулатуре [16, 13] и преимущественным увеличением длины туловища в процессе роста [2], что проявляется в уменьшении динамической силовой выносливости. Второе, в значительной степени связано с тем, что шестиминутный бег, используемый для оценки общей выносливости, реализуется в смешанном аэробно-анаэробном режиме энергообеспечения. Поэтому относительно стабильный уровень аэробной производительности организма, наблюдаемый в процессе полового созревания [17, 25, 26], в данном случае сочетается с возросшими анаэробными возможностями подростков с IV СПС. Кроме того, проявление общей выносливости зависит не только от биоэнергетических, но и других факторов. По мере роста у детей увеличивается длина ног, улучшается техника бега и экономичность работы. Это также способствует повышению скорости бега на длинные дистанции при относительно постоянном уровне МПК [18, 23]. Изменения экономичности бега в ходе онтогенеза в свою очередь зависят от соотношения длины и частоты шагов, накопления эластичной мышечно -сухожильной энергии, отношения площади поверхности тела к его массе, изменения состава тела, тепловой нагрузки, утилизации субстратов, анаэробной производительности, эффективности вентиляции [26].

Таким образом, изучение физической подготовленности подростков 13-14 лет показало, что имеются существенные отличия, обусловленные степенью полового созревания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В пубертатный период мальчики-подростки одного паспортного возраста с разными стадиями полового созревания существенно различаются по уровню

двигательной подготовленности. Различия между школьниками со II и III СПС, с одной стороны, и мальчиками с IV СПС, с другой, достигают статистически значимой величины в отношении большинства из используемых показателей двигательной подготовленности.

Полученные данные свидетельствуют о том, что по мере полового созревания показатели силовых, скоростных, скоростно-силовых способностей и общей выносливости значительно улучшаются. Исключение составляет уровень разви -тия силовой выносливости (тест «поднимание туловища»), значимо более низ -кий у подростков с IV СПС по сравнению с детьми со II и III СПС. Обнаруженные различия необходимо учитывать при разработке новых технологий и методик развития кондиционных двигательных способностей у подростков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баранов, А.А. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности: Руководство для врачей / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 350 с.

2. Биология человека / Дж. Харрисон [и др.]. - М.: Мир, 1979. - 611 с.

3. Колесов, Д.В. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания/ Д.В. Колесов, Н.Б. Сельверова. - М.: Педагогика, 1978. - 224 с.

4. Корниенко, И.А. Возрастное развитие энергетики мышечной деятельности: Итоги 30-летнего исследования. Сообщение I. Структурно-функциональные перестройки / И.А. Корниенко, В.Д. Сонькин, Р.В. Тамбовцева // Физиология человека. - 2005. - Т. 31, № 4. - С. 42-46.

5. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб.: Питер. 2005. - 940 с.

6. Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО: учебное пособие общеобразовательных организаций (ФГОС). - М.: Просвещение, 2016. - 128 с.

7. Лях, В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В.И. Лях. - М.: Терра-спорт, 2000. - 192 с.

8. Паршикова Н.В., Бабкин В. В., Виноградов П. А., Уваров В. А. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО): документы и методические материалы. - М.: Спорт, 2016. - 207 с.

9. Погадаев, Г. Готовимся к выполнению нормативов ГТО: 1-11-й классы: учебно-методическое пособие. - М.: Дрофа, 2016. - 192 с.

10. Подростковая медицина / под ред. Л.И. Левиной. - СПб.: Специальная литература, 1999. - 731 с.

11. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. - М.: Мир, 1994.- 320 с.

12. Сонькин В.Д., Тамбовцева Р.В. Развитие мышечной энергетики и работоспособности в онтогенезе. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. - 368 с.

13. Сонькин, В.Д. Физическая работоспособность и энергообеспечение мышечной функции в постнатальном онтогенезе человека / В.Д. Сонькин // Физиология человека. - 2007. - Т. 33, № 3. - С. 1-19.

14. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин, В.И. Григорьев, Н.Е. Латышева [и др.]; под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2007. - 463 с.

15. Физиология развития ребенка. Руководство по возрастной физиологии / Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2010. - 768 с.

16. Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты / Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. - М.: Образование от А до Я, 2000. - 319 с.

17. Armstrong N., Barker A.R., McManus AM. Muscle metabolism changes with age and maturation: How do they relate to youth sport performance? // Br J Sports Med. 2015, 49(13): 860-864.

18. Differences and changes in V02, among young runners 10 to 18 years of age/ J. Daniels [et al] // Medicine and Science in Sports and Exercise. - 1978. - № 10. -Р. 200-203.

19. Effects of age and recovery duration on peak power output during repeated cycling sprints / Ratel S. [et al] // Int. J Sports. Med. - 2002. - Vol. 23, № 6. - Р. 397-402.

20. Eriksson, B. O. Physical training, oxygen supply and muscle metabolism in 11-13-year old boys / B. O. Eriksson // Acta Physiologica Scandinavica. Suppl. - 1972. - Vol. 384. - Р. 5-48.

21. Fellmann, N. Physiology of muscular exercise in children / N. Fellmann, J. Coudert // Arch Pediatr. - 1994. - Vol. 1, № 9. - Р. 827-840.

22. Kraemer, W.J. Strength training for young athletes / W.J. Kraemer, S.J. Fleck // Champaign. IL: Human Kinetics. - 1993. - Р. 184-197.

23. Krahenbuhl, G.S. Longitudinal changes in distance-running performance of young males/ G.S. Krahenbuhl, D.W. Morgan, R.P. Pangrazi // International Journal of Sports Medicine. - 1989. - № 10. - Р. 92-96.

24. Maridaki M. Heritability of neuromuscular performance and anaerobic power in preadolescent and adolescent girls // J Sports Med Phys Fitness. - 2006. - 46(4) -P. 540-547.

25. Rowland, T.W. Aerobic response to endurance training in prepubescent children: A critical analysis / T. W. Rowland // Medicine and Science in Sports and Exercise. - 1985. - № 17.- Р. 493-497.

26. Rowland, T.W. Oxygen uptake and endurance fitness in children: A developmental perspective / T.W. Rowland // Pediatric Exercise Science. - 1989. - № 1. -Р. 313-328.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.