Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОГО И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА, СКЛОННЫХ К КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОГО И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА, СКЛОННЫХ К КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНОЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ / ИГРОВАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / КОНДИЦИОННЫЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лакейкина Ирина Александровна

В статье представлены результаты исследования двигательного и функционального состояния студентов, склонных к компьютерной игровой зависимости. Данное исследование было проведено с целью выявления воздействия средств физической культуры и спорта на различные проявления компьютерных зависимостей. Исследование проводилось со студентами, среди которых по результатам предварительных исследований было выделено три группы испытуемых: группа «зависимых» (n=11), группа «риска» (n=14) и группа «не зависимых» (n=20). Изучение двигательного и функционального развития определялось с помощью комплексной оценки общего уровня физических кондиций (ОУФК) и экспресс-оценки физического здоровья С.Д. Полякова, включающие в себя кондиционные и функциональные тесты. Значительные достоверные межгрупповые различия в пользу группы «не зависимых» отмечены в испытаниях, требующих проявления силовой выносливости, координационных способностей и статического равновесия. Анализ параметров физического здоровья исследуемой выборки свидетельствует о сопоставимом «среднем» уровне здоровья в группах «зависимых» и «риска». У студентов с признаками компьютерной игровой зависимости на начальном этапе, несмотря на общий «средний» уровень физического здоровья, отмечаются достоверно более низкие показатели физиологических индексов, оценивающих регуляцию деятельности сердечно-сосудистой системы (индекс Робинсона), развитие двигательных качеств, связанных с выносливостью (индекс мощности Шаповаловой), функциональные возможности и адаптационные резервы кардиореспираторной системы организма (индекс Руфье).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лакейкина Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF MOTOR AND FUNCTIONAL STATE OF TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS PRONE TO COMPUTER GAMING DEPENDENCE

The article presents the results of the study of the motor and functional state of students prone to computer game addiction. This study was conducted in order to identify the impact of physical culture and sports on various manifestations of computer addictions. The study was conducted with students, among whom, according to the results of preliminary studies, three groups of subjects were identified: the group of "dependent" (n=11), the group of "risk" (n=14) and the group of "independent" (n=20). The study of motor and functional development was determined using a comprehensive assessment of the general level of physical condition (OFC) and an express assessment of the physical health of S.D. Polyakov, including conditional and functional tests. Significant significant intergroup differences in favor of the "independent" group were noted in tests requiring the manifestation of strength endurance, coordination abilities and static balance. An analysis of the physical health parameters of the study sample indicates a comparable "average" level of health in the "dependent" and "risk" groups. The average values for all indices obtained in the “independent” group significantly exceed those of other groups, which made it possible to identify significant differences in their favor in terms of the Robinson index, which characterizes the state of regulation of the cardiovascular system, the Shapovalova power index, and the Rufier index, which assesses the reaction cardiovascular system to standard physical activity. Students with signs of computer game addiction at the initial stage, despite the general "average" level of physical health, have significantly lower physiological indices that assess the regulation of the cardiovascular system (Robinson index), the development of motor qualities associated with endurance (index power of Shapovalova), functionality and adaptive reserves of the cardiorespiratory system of the body (Rufier index).

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОГО И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА, СКЛОННЫХ К КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ»

3. Колесникова И.А. Концептосфера непрерывного образования: логика и методология изучения / И.А. Колесникова // Непрерывное образование: XXI век. - 2016. - № 3 (15). - С. 124140.

4. Купавцев Т.С. Концепция педагогической поддержки саморазвития личности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации в непрерывном образовании: монография / Т.С. Купавцев. - Москва : Академия управления МВД России, 2022. - 168 с.

5. Сериков В.В. Развитие личности в образовательном процессе: монография / В.В. Сериков. - Москва : Логос, 2012. - 448 с.

6. Ходякова Н.В. Ситуационно-средовой подход в проектировании личностно-развивающих образовательных систем: исследование продолжается / Н.В. Ходякова // Прикладная психология и педагогика. 2022. - Т. 7, № 4. - С. 61-74.

REFERENCES

1. Vershlovskij, S.G. (2013), "Adulthood as a category of andragogy", Educational Studies, No. 2, pp. 285-297.

2. Gorshkova, V.V. (2014), "Ontologization of the continuous education", Pedagogika, No. 8, pp. 53-56.

3. Kolesnikova, I.A. (2016), "Concept Sphere of Lifelong Learning: Logic and Methodology of Study", Lifelong Education: The XXI century, Vol. 3, No. 15, pp. 124-140.

4. Kupavtsev, T.S. (2022), The concept of pedagogical facilitation of self-development of the personality of an officer of the Ministry of Internal Affairs of Russia in continuing education, Publishing house "Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Moscow.

5. Serikov, V.V. (2012), Personal development in the educational process, Publishing house "Logos", Moscow.

6. Khodyakova, N.V. (2022), "Situational and environmental approach in the design of personal-developing educational systems: the study continues", Applied Psychology and Pedagogy, Vol. 7, No. 4, pp. 61-74.

Контактная информация: kupavzev22@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 11.12.2022

УДК 796.011

ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОГО И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА, СКЛОННЫХ К КОМПЬЮТЕРНОЙ

ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Ирина Александровна Лакейкина, старший преподаватель, Астраханский государственный технический университет, Астрахань

Аннотация

В статье представлены результаты исследования двигательного и функционального состояния студентов, склонных к компьютерной игровой зависимости. Данное исследование было проведено с целью выявления воздействия средств физической культуры и спорта на различные проявления компьютерных зависимостей. Исследование проводилось со студентами, среди которых по результатам предварительных исследований было выделено три группы испытуемых: группа «зависимых» (n=11), группа «риска» (n=14) и группа «не зависимых» (n=20). Изучение двигательного и функционального развития определялось с помощью комплексной оценки общего уровня физических кондиций (ОУФК) и экспресс-оценки физического здоровья С.Д. Полякова, включающие в себя кондиционные и функциональные тесты. Значительные достоверные межгрупповые различия в пользу группы «не зависимых» отмечены в испытаниях, требующих проявления силовой выносливости, координационных способностей и статического равновесия. Анализ параметров физического здоровья исследуемой выборки свидетельствует о сопоставимом «среднем» уровне здоровья в группах «зависимых» и «риска». У студентов с признаками компьютерной игровой зависимости на начальном этапе, несмотря на общий «средний» уровень физического здоровья, отмечаются до-

стоверно более низкие показатели физиологических индексов, оценивающих регуляцию деятельности сердечно-сосудистой системы (индекс Робинсона), развитие двигательных качеств, связанных с выносливостью (индекс мощности Шаповаловой), функциональные возможности и адаптационные резервы кардиореспираторной системы организма (индекс Руфье).

Ключевые слова: двигательное и функциональное состояние студентов, игровая компьютерная зависимость, физическая культура и спорт, кондиционные и функциональные тесты.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p318-321

PECULIARITIES OF MOTOR AND FUNCTIONAL STATE OF TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS PRONE TO COMPUTER GAMING DEPENDENCE Irina Aleksandrovna Lakeikina, the senior teacher, Astrakhan State Technical University

Abstract

The article presents the results of the study of the motor and functional state of students prone to computer game addiction. This study was conducted in order to identify the impact of physical culture and sports on various manifestations of computer addictions. The study was conducted with students, among whom, according to the results of preliminary studies, three groups of subjects were identified: the group of "dependent" (n=11), the group of "risk" (n=14) and the group of "independent" (n=20). The study of motor and functional development was determined using a comprehensive assessment of the general level of physical condition (OFC) and an express assessment of the physical health of S.D. Polyakov, including conditional and functional tests. Significant significant intergroup differences in favor of the "independent" group were noted in tests requiring the manifestation of strength endurance, coordination abilities and static balance. An analysis of the physical health parameters of the study sample indicates a comparable "average" level of health in the "dependent" and "risk" groups. The average values for all indices obtained in the "independent" group significantly exceed those of other groups, which made it possible to identify significant differences in their favor in terms of the Robinson index, which characterizes the state of regulation of the cardiovascular system, the Shapovalova power index, and the Rufier index, which assesses the reaction cardiovascular system to standard physical activity. Students with signs of computer game addiction at the initial stage, despite the general "average" level of physical health, have significantly lower physiological indices that assess the regulation of the cardiovascular system (Robinson index), the development of motor qualities associated with endurance (index power of Shapovalova), functionality and adaptive reserves of the cardiorespiratory system of the body (Rufier index).

Keywords: motor and functional state of students, game computer addiction, physical culture and sports, conditional and functional tests.

ВВЕДЕНИЕ

Физическая культура является наиболее эффективным средством в плане коррек-ционного воздействия и превентивной диагностики аддикций у студенческой молодежи [1].

Реализация любой зависимости невозможна без моторного компонента, так как при этом человек выполняет определенный алгоритм специфичных движений, присущих конкретной аддикции. После многократных повторений формируется динамический стереотип, сродни профессиональному, который со временем носит уже чётко выраженный автоматизированный подсознательный характер [2].

Именно поэтому, изучение уровня развития двигательных способностей является необходимым для выявления индивидуальных особенностей лиц с признаками компьютерных игровых зависимостей.

С целью выявления воздействия средств физической культуры и спорта на различные проявления компьютерных зависимостей, была поставлена задача: определить особенности двигательно-функционального состояния студентов-первокурсников, склонных к компьютерной игровой зависимости.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Изучение двигательного и функционального развития определялось с помощью комплексной оценки общего уровня физических кондиций (ОУФК) и экспресс-оценки физического здоровья С.Д. Полякова, включающие в себя кондиционные и функциональные тесты, полностью соответствующие требованиям Программы по физическому воспитанию для высших учебных заведений.

Общий уровень физических кондиций (ОУФК) определялся по сумме показателей отдельных физических качеств. В данном исследовании студентам было предложено шесть тестовых заданий, оценивающих различные компоненты двигательного развития: сгибание и разгибание рук в упоре лежа (От), поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 сек (Пл), наклон вперед из положения сидя (Нс), удержание упора лежа на полусогнутых руках (Уд), длительность удержания статического равновесия (Ср), перешагивание гимнастической палки, удерживаемой руками (Пгп).

Результат выполнения каждого теста высчитывался по формуле:

(Р-НВП)/НВП,

где Р - результат в соответствующих тестах; НВП - оценочный норматив, соответствующий данному тесту, возрасту и полу.

Итоговая оценка общего уровня развития физических кондиций (ОУФК) высчиты-валась по формуле:

ОУФК=(От+Пл+Нс+Уд+Ср+Пгп)/6

Значения ОУФК могут варьировать от -1 до +1. Нулевое значение ОУФК классифицируется как средний уровень двигательного развития, т. е. значения коэффициента ниже «0» соответствуют уровню «ниже среднего», выше «0» - «выше среднего».

Изучение качественных характеристик физического здоровья студентов проводилось с использованием метода экспресс-оценки С.Д. Полякова, основанного на определении 5 индексов, каждый из которых положительно коррелирует с величиной максимального потребления кислорода [4].

Исследование проводилось на базе АГТУ со студентами-первокурсниками, среди которых по результатам предварительных исследований было выделено три группы испытуемых: группа «зависимых» (п=11), группа «риска» (п=14) и группа «не зависимых» (п=20) [3].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ВЫВОДЫ

Анализ результатов тестирования показал, что студенты без признаков аддикции имеют некоторое превосходство в сравнении с другими опытными группами по большинству исследуемых параметров, кроме проявлений гибкости, показатели которой ниже аналогичных значений в группах «зависимых» и «риска», но без достоверной значимости (р>0,05).

Значительные достоверные межгрупповые различия в пользу группы «не зависимых» отмечены в испытаниях, требующих проявления силовой выносливости (р<0,01), координационных способностей (р<0,01; 0,05) и статического равновесия (р<0,05). Наличие более высоких количественных показателей по большинству исследуемых параметров способствовало достоверному преимуществу студентов группы «не зависимых» в оценке общего уровня физических кондиций (ОУФК), которые соответствует верхним пограничным «средним» значениям (р<0,01).

В группе «компьютерно-зависимых» студентов большинство кондиционных результатов имеют более низкие показатели в сравнении с другими группами, которые значительно уступают «не зависимым» студентам по параметрам силовой выносливости и вестибулярной устойчивости (р<0,01), а также координационной способности к соединению движений (р<0,05).

Далее рассмотрим возможное наличие индивидуальных особенностей в физиологическом состоянии испытуемых. Одной из наиболее достоверных оценок физиологического статуса является уровень физического здоровья.

Анализ параметров физического здоровья исследуемой выборки свидетельствует о сопоставимом «среднем» уровне здоровья в группах «зависимых» и «риска».

Средние значения по всем индексам, полученные в группе «не зависимых», значительно превосходят аналогичные показатели других групп, что позволило выявить достоверные различия в их пользу по индексу Робинсона (р<0,01), характеризующему состояние регуляции сердечно-сосудистой системы, индексу мощности Шаповаловой (р<0,01) и индексу Руфье, оценивающему реакцию сердечно-сосудистой системы на стандартную физическую нагрузку (р<0,05).

Исходя из количественной оценки общего уровня физического здоровья (ОУФЗ) у студентов без признаков аддикции, большинство полученных значений имеет более высокий уровень функционирования исследуемых характеристик, что и обеспечило их итоговое преимущество по сумме баллов ОУФЗ.

У студентов с признаками компьютерной игровой зависимости на начальном этапе, несмотря на общий «средний» уровень физического здоровья, отмечаются достоверно более низкие показатели физиологических индексов, оценивающих регуляцию деятельности сердечно-сосудистой системы (индекс Робинсона), развитие двигательных качеств, связанных с выносливостью (индекс мощности Шаповаловой), функциональные возможности и адаптационные резервы кардиореспираторной системы организма (индекс Руфье).

ЛИТЕРАТУРА

1. Буров А.Э. Исследование коррекционного воздействия физической культуры на лич-ностно-типологические особенности Интернет-зависимых студентов / А.Э. Буров, В.А. Кабачков // Ярославский педагогический вестник. - 2010. - № 2 (63) серия «Психолого-педагогические науки»

- С. 110-115.

2. Буров А.Э. Физическое воспитание подростков 11-12 лет, предрасположенных к употреблению психоактивных веществ: автореф. дис. .. .канд. пед. наук / Буров Александр Эдуардович.

- Москва, 2005. - 23 с.

3. Лакейкина И.А. Выявление распространённости интернет-аддикций среди первокурсников - студентов технического вуза / И.А. Лакейкина, А.Э. Буров // Культура физическая и здоровье. - 2022. - № 1 (81). - С. 163-166.

4. Соболев А.М. Компьютерная технология мониторинга физического здоровья и эффективности индивидуализированных физкультурно-оздоровительных программ у школьников : дис. ... канд. мед. наук / Соболев Анатолий Михайлович. - Москва, 2006. - 115 с.

REFERENCES

1. Burov, A.E\ and Kabachkov, V.A. (2010), "The study of the correctional impact of physical culture on the personality-typological features of Internet-addicted students", Yaroslavl Pedagogical Bulletin series "Psychological and Pedagogical Sciences", No.2 (63), pp. 110-115.

2. Burov, A.E\ (2005), Physical education of adolescents aged 11-12 years old, predisposed to the use of psychoactive substances, dissertation, Moscow.

3. Lakeikina, I.A. and Burov, A.E\ (2022), "Identification of the prevalence of Internet addictions among first-year students - students of a technical university", Physical culture and health, No 1 (81), pp. 163-166.

4. Sobolev, А.М. (2006), Computer technology for monitoring physical health and the effectiveness of individualized physical culture and health programs for schoolchildren, dissertation, Moscow.

Контактная информация: lucky_32@bk.ru

Статья поступила в редакцию 21.12.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.