Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ДОСТИЖЕНИЯ СМЫСЛО-ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ИНТОНИРОВАНИЯ У НАРОДНОГО ПЕВЦА В КЛАССЕ ВОКАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

ОСОБЕННОСТИ ДОСТИЖЕНИЯ СМЫСЛО-ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ИНТОНИРОВАНИЯ У НАРОДНОГО ПЕВЦА В КЛАССЕ ВОКАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
народно-певческое образование / народная манера пения / творческое мышление / смысло-выразительная интонация / интонационный и вокальный слух / приемы работы над смысло-выразительной интонацией / folk singing education / folk style of singing / creative thinking / meaningful intonation / intonation and vocal hearing / methods of working on meaningful intonation

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — И.Н. Соловьева, К.И. Сорокина

Настоящая статья посвящена одному из аспектов работы с народным голосом в рамках занятий в классе вокальной подготовки – смысло-выразительному интонированию. Подчеркивается актуальность обращения к данной теме в контексте формирования профессиональных качеств будущих выпускников направления подготовки «Искусство народного пения». Проведен анализ учебно-методических источников, выделены и описаны характерные особенности навыков, на основе которых происходит формирование смысло-выразительного интонирования – музыкальный и вокальный слух. Выявлены теоретические основы, описаны и представлены практические приемы достижения смысло-выразительного интонирования народных певцов. Статья подводит некоторые итоги изучения одного из аспектов развития профессиональных качеств выпускника, касающихся вокальной техники. Авторы приходят к выводу о необходимости формирования смысло-выразительного интонирования в пении исполнителей народной песни в классе вокальной подготовки, происходящее на основе комплекса вокально-технических навыков в сочетании с эмоциональной сферой для высокопрофессиональной компетенции выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ACHIEVEMENT OF MEANINGFUL INTONATION IN A FOLK SINGER IN A VOCAL TRAINING CLASS

The article studies meaningful intonation as one of the aspects of working with the folk voice within the framework of a vocal training class. The importance of addressing this topic in the context of developing the professional qualities of future graduates of the “Art of Folk Singing” training direction is emphasized. Theoretical, educational and methodological sources on the designated topic are studied, the characteristic features of the skills on the basis of which the formation of meaningful intonation occurs – musical and vocal hearing – are identified and described. The work provides theoretical foundations and practical techniques for achieving meaningful intonation of folk singers. The article summarizes some results of the study of one of the aspects of the development of professional qualities of a graduate concerning vocal technique. The authors come to the conclusion that it is necessary to form meaningful intonation and singing among folk song performers in the vocal training class, which occurs on the basis of a complex of vocal and technical skills in combination with the emotional sphere for the highly professional competence of graduates.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ДОСТИЖЕНИЯ СМЫСЛО-ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ИНТОНИРОВАНИЯ У НАРОДНОГО ПЕВЦА В КЛАССЕ ВОКАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

4. Фомина С.В. Использование интернет-ресурсов для оптимизации обучения иностранному языку. ВестникМИТУ-МАСИ. 2020; № 2: 82-84.

5. Андрюхина Л.М., Садовникова Н.О., Уткина С.Н., Мирзаахмедов А.М. Цифровизация профессионального образования: перспективы и незримые барьеры. Образование и наука. 2020; № 22: 116-147.

6. Безпалова А.Г. Цифровая среда вуза - грани возможного. А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). 2020; № 1: 1-12.

7. Шабанов ГА., Растягаев Д.В. Цифровизация вуза: реальность и ожидания. Высшее образование сегодня. 2020; № 1: 2-7.

8. Байханов И.Б. Трансформация профессиональных компетенций специалистов государственного управления в условиях цифровых трендов. Миссия конфессий. 2021; Т. 10, № 3 (52): 320-327.

9. Байханов И.Б. Молодежь в цифровом мире: самооценка сформированное™ цифровых компетенций абитуриентов московских вузов. Миссия конфессий. 2021; Т. 10, № 6 (55): 615-623.

10. Байханов И.Б. Формирование цифровых компетенций в условиях трансформации образовательных систем. Миссия конфессий. 2021; Т. 10, № 7 (56): 705-712.

11. Тараторин Е.В., Якушкина ГВ. Приёмы театрализации в условиях дистанционного обучения. Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2021; № 3 (42): 114-126.

12. Барахсина А.Г Роль использования информационной технологии на занятиях по физической культуре студентов вузов. Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020; № 6 (184): 11-14.

13. Воробьева И.А., Жукова А.В., Минакова К.А. Плюсы и минусы цифровизации в образовании. Педагогические науки. 2021; № 1 (103): 110-118.

14. Горшкова В.В., Тонконогая Е.П. Фактор опережения образования взрослых в современной России. Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 3. Экономические, гуманитарные и общественные науки. 2018; № 1: 82-86.

References

1. Kut'kina O.P., Grinevich L.A. Proekciya mirovyh tendencij razvitiya vysshego obrazovaniya na regional'nuyu dejstvitel'nosf. Uchenye zapiski (Altajskaya gosudarstvennaya akademiya kul'tury i iskusstv). 2022; № 4: 53-61.

2. Strokov A.A. Cifrovizaciya obrazovaniya: problemy i perspektivy. Vestnik Mininskogo universiteta. 2020; T. 8, № 2: 2-15.

3. Movsarov P.M. Formirovanie professional'nogo myshleniya studentov s ispol'zovaniem cifrovyh obrazovatel'nyh resursov. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 6 (103): 38-40.

4. Fomina S.V. Ispol'zovanie internet-resursov dlya optimizacii obucheniya inostrannomu yazyku. Vestnik MITU-MASI. 2020; № 2: 82-84.

5. Andryuhina L.M., Sadovnikova N.O., Utkina S.N., Mirzaahmedov A.M. Cifrovizaciya professional'nogo obrazovaniya: perspektivy i nezrimye bar'ery. Obrazovanie inauka. 2020; № 22: 116-147.

6. Bezpalova A.G. Cifrovaya sreda vuza - grani vozmozhnogo. A-faktor: nauchnye issledovaniya i razrabotki (gumanitarnye nauki). 2020; № 1: 1-12.

7. Shabanov G.A., Rastyagaev D.V. Cifrovizaciya vuza: real'nost' i ozhidaniya. Vysshee obrazovanie segodnya. 2020; № 1: 2-7.

8. Bajhanov I.B. Transformaciya professional'nyh kompetencij specialistov gosudarstvennogo upravleniya v usloviyah cifrovyh trendov. Missiya konfessij. 2021; T. 10, № 3 (52): 320-327.

9. Bajhanov I.B. Molodezh' v cifrovom mire: samoocenka sformirovannosti cifrovyh kompetencij abiturientov moskovskih vuzov. Missiya konfessij. 2021; T. 10, № 6 (55): 615-623.

10. Bajhanov I.B. Formirovanie cifrovyh kompetencij v usloviyah transformacii obrazovatel'nyh sistem. Missiya konfessij. 2021; T. 10, № 7 (56): 705-712.

11. Taratorin E.V., Yakushkina G.V. Priemy teatralizacii v usloviyah distancionnogo obucheniya. Kul'tura i obrazovanie: nauchno-informacionnyj zhurnal vuzov kul'tury i iskusstv. 2021; № 3 (42): 114-126.

12. Barahsina A.G. Rol' ispol'zovaniya informacionnoj tehnologii na zanyatiyah po fizicheskoj kul'ture studentov vuzov. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2020; № 6 (184): 11-14.

13. Vorob'eva I.A., Zhukova A.V., Minakova K.A. Plyusy i minusy cifrovizacii v obrazovanii. Pedagogicheskie nauki. 2021; № 1 (103): 110-118.

14. Gorshkova V.V., Tonkonogaya E.P. Faktor operezheniya obrazovaniya vzroslyh v sovremennoj Rossii. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta tehnologii i dizajna. Seriya 3. 'Ekonomicheskie, gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2018; № 1: 82-86.

Статья поступила в редакцию 11.03.24

УДК 784.4:378.1

Solovyova I.N., senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: irina.solo.solo@mail.ru

Sorokina K.I., senior teacher, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: it2209@mail.ru

FEATURES OF ACHIEVEMENT OF MEANINGFUL INTONATION IN A FOLK SINGER IN A VOCAL TRAINING CLASS. The article studies meaningful intonation as one of the aspects of working with the folk voice within the framework of a vocal training class. The importance of addressing this topic in the context of developing the professional qualities of future graduates of the "Art of Folk Singing" training direction is emphasized. Theoretical, educational and methodological sources on the designated topic are studied, the characteristic features of the skills on the basis of which the formation of meaningful intonation occurs - musical and vocal hearing - are identified and described. The work provides theoretical foundations and practical techniques for achieving meaningful intonation of folk singers. The article summarizes some results of the study of one of the aspects of the development of professional qualities of a graduate concerning vocal technique. The authors come to the conclusion that it is necessary to form meaningful intonation and singing among folk song performers in the vocal training class, which occurs on the basis of a complex of vocal and technical skills in combination with the emotional sphere for the highly professional competence of graduates.

Key words: folk singing education, folk style of singing, creative thinking, meaningful intonation, intonation and vocal hearing, methods of working on meaningful intonation

И.Н. Соловьева, доц., Алтайский государственный институт культуры г. Барнаул, E-mail: irina.solo.solo@mail.ru

К.И. Сорокина, ст. преп., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: it2209@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ДОСТИЖЕНИЯ СМЫСЛОВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ИНТОНИРОВАНИЯ У НАРОДНОГО ПЕВЦА В КЛАССЕ ВОКАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Настоящая статья посвящена одному из аспектов работы с народным голосом в рамках занятий в классе вокальной подготовки - смысловыразительно-му интонированию. Подчеркивается актуальность обращения к данной теме в контексте формирования профессиональных качеств будущих выпускников направления подготовки «Искусство народного пения». Проведен анализ учебно-методических источников, выделены и описаны характерные особенности навыков, на основе которых происходит формирование смысловыразительного интонирования - музыкальный и вокальный слух. Выявлены теоретические основы, описаны и представлены практические приемы достижения смысловыразительного интонирования народных певцов. Статья подводит некоторые итоги изучения одного из аспектов развития профессиональных качеств выпускника, касающихся вокальной техники. Авторы приходят к выводу о необходимости формирования смысловыразительного интонирования в пении исполнителей народной песни в классе вокальной подготовки, происходящее на основе комплекса вокально-технических навыков в сочетании с эмоциональной сферой для высокопрофессиональной компетенции выпускников.

Ключевые слова: народно-певческое образование, народная манера пения, творческое мышление, смысловыразительная интонация, интонационный и вокальный слух, приемы работы над смысловыразительной интонацией

В настоящее время в профессиональном народно-певческом образовании России прослеживаются тенденции, связанные с использованием новых исполнительских стилей и форм в учебно-творческой деятельности. Они гармонично сочетаются с уже устоявшимися принципами обучения, основанными на традиционной песенной культуре русского народа. Данную тенденцию можно просле-

дить во всех средних и высших образовательных учреждениях нашей страны, осуществляющих подготовку бакалавров по народно-певческому исполнительству. Наряду с другими творческими вузами нашей страны, в Алтайском государственном институте культуры, который является одним из центров, осуществляющим образовательную деятельность по направлению подготовки «Искусство

народного пения», ведется подготовка специалистов, способных осуществлять профессиональную деятельность не только в качестве руководителей, и, что особо ценно - в качестве исполнителей-солистов в профессиональных народно-певческих коллективах.

Для формирования профессиональных исполнительских качеств будущих специалистов в области народно-певческого искусства необходим целый комплекс учебных дисциплин, одним из которых является «Вокальная подготовка». В ее содержание входит углубление теоретических знаний по народно-певческому искусству, приобретение практических навыков народной манеры пения, методика владения собственным голосом, развитие исполнительских навыков посредством вокально-технических упражнений, освоение репертуара, способствующего формированию исполнительского мастерства обучающихся. На основе базовых исполнительских навыков в классе вокальной подготовки преподавателем формируется способность обучающихся использовать в пении смысловыразительное интонирование, что подчеркивает актуальность темы.

Цель данного исследования - раскрыть особенности достижения смысло-выразительного интонирования народного певца в классе вокальной подготовки. В ходе достижения цели были поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические основы достижения смысловыразительного интонирования;

- представить приемы достижения смысловыразительной интонации в пении.

Научная новизна данного исследования состоит в том, что она является обобщением практического опыта работы над развитием навыка смысловы-разительного интонирования у обучающихся в классе вокала по направлению подготовки 53.04.03 Искусство народного пения Алтайского государственного института культуры. В качестве методологической основы авторы использовали:

- анализ имеющихся данных по вопросу смысловыразительного интонирования в пении:

- обобщение накопленного практического опыта по формированию навыка у обучающихся смысловыразительного интонирования в пении.

Теоретическая значимость работы состоит в углублении знаний механизмов достижения смысловыразительного интонирования народных певцов, возможности использования ее в качестве методического материала в классе вокальной подготовки средних специальных и высших учебных заведениях культуры. Практическая значимость исследования заключается в практико-ориенти-рованном содержании приемов работы в освоении навыка смысловыразительно-го интонирования будущих выпускников.

Анализ методических изданий показал, что к вопросу интонационного мышления и интонирования специалисты отечественного вокального исполнительства обращались достаточно часто. В методических работах по академическому вокальному искусству рассматривается широкий круг проблем, касающихся исполнительства в целом и в частности - вокальной интонации, вокального мышления, обобщается опыт ведущих педагогов-практиков. В исследованиях по народно-певческому образованию также известно большое количество приемов работы по вокальному воспитанию, которые стали итогом многолетнего теоретического и практического опыта отечественных педагогов-практиков. К вопросу изучения основных компонентов интонации - высоте тона, спектра интенсивности, длительности тона - обращались теоретики и практики отечественной народно-певческой музыкальной культуры. Среди них можно выделить музыковеда-фольклориста И.И. Земцовского, педагога, фольклориста Л.Л. Христиансена, хормейстера, педагога, деятеля народного искусства Н.К. Мешко. Так, русский музыковед Б.В. Асафьев, отмечал, что «...интонация - первостепенной важности фактор. Без интонирования и вне интонирования музыки нет». Он рассматривал музыку как «искусство интонируемого смысла», опираясь на общехудожественный способ интонационно-стилевого понимания музыки, где главными элементами интонационного процесса являются средства музыкального языка [1, с. 198]. Очень точно отражено значение интонации в пении в словах заслуженного деятеля искусств Л.В. Шаминой. По ее утверждению, «живая манера интонирования, сохранение тембра выразительной речевой интонации в пении, изначально свойственное синкретической нерасчлененности искусства, а не искусства в фольклоре, позволяет достичь внутреннего динамизма, эмоциональной окрашенности, смысловой выразительности в исполнении, что подчас воздействует на слушателя гораздо сильнее и убедительнее, чем собственно динамика звука» [2, с. 90].

В народном исполнительстве и вокальной педагогике смысловыразитель-ному интонированию, как важному звену в формировании и развитии профессиональных качеств народного певца, должно отводится большое количество времени. Педагогическая работа над смысловой интонацией является, пожалуй, одной из самых трудных задач в формировании навыков профессионального народного пения. Поэтому на основе анализа имеющейся литературы авторы пришли к выводу о необходимости детального изучения вопроса с учетом вокальных и эмоционально-выразительных возможностей обучающихся, тем более что вопрос смысловыразительного интонирования в пении специалистами раскрыт достаточно фрагментарно.

Интонация (от лат. «Попо» - громко произношу) - воплощение художественного образа в музыкальных звуках [3]. Для определения механизмов работы над интонацией в целом и достижения смысловыразительного интонирования в пении в частности необходимо раскрыть некоторые аспекты вокально-техни-

ческой работы, связанной с базовыми вокальными навыками обучающегося, на основе которых впоследствии и осуществляется работа преподавателя в классе вокальной подготовки. К базовым навыкам народной манеры пения относятся певческая установка, певческое дыхание, мягкая атака звука, подвижная артикуляция при речевом интонировании. Немаловажную роль в работе над интонацией играет наличие музыкального слуха у обучающихся. Пение не может осуществляться без слухового контроля исполнителя. Это выражение становится заключением к восприятию исполнителем конкретного музыкального образа, к смыслу произведения. С музыкальным слухом взаимосвязан интонационный слух, в основе которого лежит способность певца восприятия и воспроизведения звуков различной звуковысотности. Также неотъемлемой частью базовых слуховых навыков обучающихся является наличие у них и вокального слуха, находящегося в области взаимодействия слуховой и мышечной чувствительности. Вокальный слух направлен на установку качественной вокальной интонации и понимание тех ошибок голосового аппарата, которые являются причиной неточного пения в интонационном отношении. Сущность вокального слуха заключается в активном восприятии, в умении осознать и воспроизвести принцип образования звука. Следовательно, слух и звукоизвлечение неразрывно связаны между собой. Таким образом, для того чтобы осуществить формирование навыка смысловыразительной интонации, певцу необходимо с теоретическими знаниями, владеть всеми видами музыкального слуха.

Наряду с формированием народной манеры пения, развитием музыкального слуха народного певца, перед преподавателем стоит задача по определению у обучающегося наличия способностей к овладению исполнительскими приемами, характерных для народно-песенного творчества, раскрытию всех специфических качеств, а именно - акустически яркого звучания голоса, его темброво окрашенного звучания. Тембр (фр. - timbre) - окраска звука, качество, позволяющее различать звуки одной высоты, исполненные на различных музыкальных инструментах или разными голосами. Тембр - важнейшее выразительное средство голоса. В нем, прежде всего, отражается эмоциональное состояние исполнителя, богатство музыкальных переживаний [4]. Раскрытый в процессе обучения тембр народного певца обладает большой свободой в проявлении его индивидуальных качеств.

Исполнительской манере русской народной песни свойственна логика, которая лежит в основе ее жанровой принадлежности, мелодического, гармонического и образно-поэтического языка и напрямую связана с природой народного певческого искусства. Песенные фольклорные образцы относятся к самому распространенному виду народного музыкального творчества и являются результатом коллективного устного творчества. По мнению В.М. Щурова, «они отражают характер русского народа, обычаи, исторические события, отличаются своеобразием поэтического содержания, музыкального языка, структуры. В некоторых ранних и отчасти современных видах народные песни бытуют в синкретическом единстве с танцем, игрой, инструментальной музыкой, словесным и изобразительным фольклором» [5, с. 3]. Для того чтобы в полной мере почувствовать и понять глубину песенного образца народного музыкального творчества, его красоту, осознать заложенный в нем образный строй, особенности оттенков поэтического содержания, немаловажно понимать их место в традиционной культуре, их жанровые особенности. Одни песенные жанры характеризуются разговорно-интонационным посылом звука, который осваивается легче. К таким относятся плясовые и хороводные песни, в их основе лежит речитативный (нераспевный) тип мелодического движения. В других жанрах, например, в лирических песнях, интонационный посыл достигается в процессе совместной кропотливой работы преподавателя и обучающегося. Это связано с тем, что в протяжных песнях зачастую присутствуют большие внутрислоговые распевы.

Исполнение фольклорных произведений имеет свою специфику, которая отличается от исполнения аранжировок, обработок русских народных песен и авторских произведений. Исполнительскому стилю в пении должна соответствовать своя художественная образная природа, комплекс исполнительских средств в решении творческих задач. Поэтому приемы работы в классе вокальной подготовки отличаются большим разнообразием, они базируются на теоретических знаниях певцов, соединяют познавательные процессы с практическими умениями и навыками. Так как используемые формы работы связаны, прежде всего, с вокальным исполнительством, то они видятся в опоре на процессы мышления с неразрывной связью с автоматизированными видами деятельности певца -выработка устойчивых основных певческих навыков. Народный певец будет профессионалом в том случае, если будет владеть большим арсеналом выразительных средств и вокально-технических возможностей для исполнения произведений различных стилей и жанров: традиционный фольклор и авторскую музыку, популярные песни и романсы [6, с. 37.].

Народному пению свойственна характерность, являющаяся частью целого художественного мира народного певца. Она охватывает такие понятия, как стиль русской песенности, психология мышления, которая выражена оригинальными художественно-выразительными и музыкально-исполнительскими средствами. Овладение песенным стилем в тесной связи со свойственными ему исполнительскими приемами происходит посредством постижения духовной сущности и характера песенного творчества, правдивости в передаче смысла произведений. Этому способствует работа над смысловой интонацией, свойственная разговорной речи человека, причем у каждого она индивидуальна. В процессе переноса выразительного слова на фонацию необходимо использовать речевые навыки, сочетая их со смысловой интонацией, и начинать данную работу целесообразно

уже во время исполнения вокально-технических упражнений. После закрепления их необходимо использовать в исполняемых певцами произведениях. После достижения исполнителем смысловой интонации гораздо легче можно решить и вокальные задачи - выработки мягкой атаки звука, достижения высокой певческой позиции и соединения грудного и головного регистров.

Суммируя практический опыт работы в классе вокальной подготовки, можно сделать вывод о том, что основной задачей педагога в процессе обучения народному пению является поиск приемов и способов личностного смысловыразительного интонационного постижения обучающимся традиционных образцов песенного народного творчества и авторских произведений для народного голоса. Решение данной задачи крайне важно, так как для исполнения песни народным исполнителем требуется найти свой «ключ» для раскрытия образного строя, сюжета, оттенков поэтического содержания. При этом преподаватель по вокалу должен владеть огромным багажом методических приемов, вокально-технических упражнений для достижения точного интонационного показа обучающимся для понимания ими смысла поэтического текста произведения.

В современном народно-певческом исполнительстве, особенно в его сольном направлении, певцы, исполняющие народные песни, демонстрируют различный вокально-технический уровень владения голосом, который отражается на эмоциональной и образной сферах. В этой связи на первый план в процессе обучения выступает необходимость усиления внимания к формированию и развитию образного творческого мышления, который можно отнести к первоочередному приему на пути достижения смысловыразительного интонирования обучающихся. По мнению Н.К. Мешко, «примитивное и неопределенное творческое мышление, при котором художественный образ лишь смутно формируется на основе предыдущего слухового и зрительного опыта, вызывает неловкие, неуверенные мышечные движения певца. На этом этапе они не поддаются его самоконтролю, так как неразвиты или настроены на «другую волну»» [7, с. 5]. Творческое мышление необходимо певцу для нахождения своей неповторимой индивидуальности, своего амплуа на сцене. В случае подражания или копирования чужого образа творческая индивидуальность стирается, переходит в шаблон.

Сравнительный анализ. Этот прием следует вводить уже с первых занятий, когда педагог по вокалу демонстрирует два образа одной и той же мелодической попевки с различной смысловой окраской, просит певца сравнить и сказать, какая ему больше понравилась, и постараться объяснить, чем понравилась. Постепенно, используя сравнительный анализ различных смысловых образов звучания голоса, обучающиеся учатся оценивать и воспринимать отдельные компоненты образно смыслового мышления, учатся находить отличия профессиональных правильных вариантов от неправильных. Прием сравнительного анализа целесообразно использовать также при оценке и анализе певческих навыков, наличии выразительного пения и уровне профессионального мастерства других исполнителей народной песни или во время обсуждения прослушанных записей народных певцов. Плодотворной является работа в вокальном классе по самоанализу при прослушивании записи собственного голоса с вариантами смысловыразительной интонации. Сравнительный анализ позволяет обучающимся слушать певцов с различным профессиональным уровнем и оценивать собственное исполнение. Данный прием работы в классе вокальной подготовки способствует формированию навыка самоконтроля, так необходимого для успешного обучения.

Библиографический список

Опорой смысловыразительного пения является обязательное предварительное представление слухового образа исполнителя, с его помощью певец озвучивает соответствующие интонации вокально-технических возможностей голоса и органов артикуляции в процессе пения. При этом внимание певца должно быть сосредоточено на речевом способе звукоизвлечения как фундаменте исполнения народных песен. Речевой способ звукоизвлечения певца напрямую связан с процессом развития вокального мышления: вокально-звукового и вокально-речевого. Первое осуществляется за счет контроля певца за органами дыхания (сохранение высокой певческой позиции и яркости голоса в пении), второе предполагает наличие речевой звукоподачи, работы грудного резонатора и четкой дикции.

В заключение необходимо остановиться еще на одном приеме работы для достижения смысловыразительного пения в классе вокальной подготовки. Он касается использования комплекса исполнительских приемов. Всех обучающихся условно можно разделить на эмоционально открытых и эмоционально закрытых людей. Первые - искренние, внутренне и внешне эмоционально переживающие поэтический сюжет песни. В процессе освоения произведений такие певцы гораздо быстрее овладевают навыками использования исполнительских приемов - опевание ступеней, спады, скольжения, синкопы, паузы в пении, легко усваивают основы варьирования и импровизации. Достижение смыслового и выразительного пения через интонирование в сочетании с исполнительскими приемами дают хорошие результаты и ведут к повышению профессиональных качеств народных певцов. Эмоционально закрытые же певцы с трудом преодолевают возможность не только использовать определенную свободу в пении, им трудно в процессе исполнения песни даже использовать мимику и жестикуляцию. За весь период обучения народному пению в классе вокала они постигают основы вокальной техники и выразительного пения. При глубоком осмыслении певцами механизмов вокальной и эмоциональной сфер произведений можно добиться хороших исполнительских результатов смысловыразительного пения.

Необходимо отметить, что смысловыразительное интонирование в пении является уникальным явлением, сочетающим в себе вокальное мастерство, эмоциональную глубину эмоций и переживаний. В исполнении народного певца, который профессионально владеет искусством пения, каждая песня наполняется глубоким смыслом и выразительностью, поэтому необходимость обучения смыс-ловыразительному интонированию обучающихся в классе вокальной подготовки очевидна. Она направлена на развитие эмоциональной сферы личности, формирование навыков самоконтроля и саморегуляции.

Исследование показало, что использование комплекса практических приемов работы в классе вокальной подготовки, направленных на формирование навыка смысловыразительной интонации в пении, приблизит обучающихся к достижению максимальной выразительности и красоты певческой интонации в донесении поэтического содержания исполняемых произведений. Благодаря этому обучающиеся после окончания вуза смогут также эффективно использовать приобретенный навык в профессиональной деятельности. На основе приобретенных теоретических знаний и практических навыков студенты смогут продолжить совершенствовать свои творческие способности в области народно-певческого исполнительства.

1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Москва, 1971.

2. Шамина Л.В. Основы народно-певческой педагогики, учебное пособие. Санкт-Петербург: Издательство «Лань; Издательство «Планета музыки», 2017.

3. Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь. Ленинград: Музыка, 1988.

4. Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь. Ленинград: Музыка, 1988.

5. Щуров В.М. Жанры русского музыкального фольклора: учебное пособие для музыкальных вузов и училищ: в 2-х ч. История, бытование, музыкально-поэтические особенности. Москва: Музыка, 2007; Ч. 1.

6. Мешко Н.К. Искусство народного пения. Практическое руководство и методика обучения искусству народного пения. Москва: НОУ «ЛУЧ», 1996; Ч. 1.

7. Мешко Н.К. Искусство народного пения. Практическое руководство и методика обучения искусству народного пения. Москва, 2002; Ч. 2.

References

1. Asaf'ev B.V. Muzykal'naya forma kak process. Moskva, 1971.

2. Shamina L.V. Osnovy narodno-pevcheskojpedagogiki: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo «Lan'; Izdatel'stvo «Planeta muzyki», 2017.

3. Kochneva I., Yakovleva A. Vokal'nyjslovar'. Leningrad: Muzyka, 1988.

4. Kochneva I., Yakovleva A. Vokal'nyj slovar'. Leningrad: Muzyka, 1988.

5. Schurov V.M. Zhanry russkogo muzykal'nogo fol'klora: uchebnoe posobie dlya muzykal'nyh vuzov i uchilisch: v 2-h ch. Istoriya, bytovanie, muzykal'no-po'eticheskieosobennosti. Moskva: Muzyka, 2007; Ch. 1.

6. Meshko N.K. Iskusstvo narodnogo peniya. Prakticheskoe rukovodstvo i metodika obucheniya iskusstvu narodnogo peniya. Moskva: NOU «LUCh», 1996; Ch. 1.

7. Meshko N.K. Iskusstvo narodnogo peniya. Prakticheskoe rukovodstvo i metodika obucheniya iskusstvu narodnogo peniya. Moskva, 2002; Ch. 2.

Статья поступила в редакцию 22.03.24

УДК 378

Avanesova T.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Admiral F. Ushakov Maritime State University (Novorossiysk, Russia), E-mail: avanesova1@mail.ru Pechnikov A.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Doctor of Sciences (Engineering), Professor, Military Educational and Scientific Center of the Navy "Naval Academy named after Admiral of the Fleet of the Soviet Union N.G. Kuznetsov" (Saint Petersburg, Russia), E-mail: pan287@yandex.ru Somko M.L., postgraduate, Admiral F. Ushakov Maritime State University (Novorossiysk, Russia), E-mail: mbkl@mail.ru

TYPOLOGIZATION OF THE PROPERTY OF PATRIOTISM BASED ON THE DATA OF THE THEORY OF NAMING. The article studies a relevant topic of educating the younger generation in the spirit of patriotism in accordance with the set goal of the state structures of Russia, the educational processes of all Russian universities, the entire management staff and all public organizations. Achieving this purpose requires defining effective approaches to the study of the property of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.