лающий говорить правду или давать показания вообще, ошибаться может и искренне стремящийся сообщить все известное ему по делу. Искажение и вымысел надлежит своевременно обнаружить и учесть при оценке и использовании показаний.
Допрос обвиняемого по делам преступных нарушений авторских прав в сфере программного обеспечения является важным этапом стадии расследования преступления, сбора и проверки не только доказательственной, но и ориентирующей информации. Следователь получает ее с помощью вербальных и невербальных коммуникаций.
В процессе следственного действия допрашиваемому лицу необходимо внушить мысль о пользе конструктивного сотрудничества. При этом нужно учитывать, что обвиняемые по делам рассматриваемой категории - обычно лица, имеющие достаточно высокий интеллектуальный уровень. Лицу, производящему допрос, необходимо оперировать грамотными аргументами, чтобы убедить допрашиваемого сознаться в нарушении и дать правдивые показания, отказаться от нарушений впредь.
Именно поэтому основным психологическим методом служит метод убеждения. Следователь должен настроить обвиняемого к сотрудничеству в ходе следствия. Этого можно достичь прежде всего корректным тоном, объективным подходом к восприятию и оценке показаний, отсутствием демонстративности любого рода, настойчивостью, последовательностью. Последнее означает, что следователь кроме убеждения готов использовать и другие приемы психологического воздействия: изобличение в неправдивости, предостережение, разъяснение смысла деяния и т. д.
Важное значение имеет установление психологического контакта (2, 8). Психологический контакт следователя с другими участниками следственных действий состоит в установлении отношений, характеризующихся точным и добросовестным выполнением всеми участниками (в том числе следователем) процессуальных и нравственных обязанностей, правильным использованием своих процессуальных прав, в результате чего создаются отношения и атмосфера, благоприятствующие решению задачи данного следственного действия (3, 89).
Лицо, впервые совершившее преступление, нередко еще до допроса испытывает угрызения совести, чувство стыда, сожаления о содеянном. Поэтому, видя в лице следователя человека сопереживающего, такой обвиняемый проникается доверием к нему и его словам о том, что чистосердечное признание вины станет смягчающим обстоятельством. Основой установления контакта в данном случае будет служить идея обоюдной заинтересованности в даче правдивых показаний.
Более сложным является установление психологического контакта с обвиняемым, настроившимся на дачу заведомо ложных показаний, ранее судимым. Иногда в подобных ситуациях контакт установить не удается. В таких случаях основная задача следователя - лишить обвиняемого надежды обмануть следствие.
Положительной может являться ситуация, когда обвиняемый испытывает чувство уважения к «своему» следователю (1, 89). Поэтому для расследования преступлений по делам преступных нарушений авторских прав в части программного обеспечения следователю необходимо обладать хотя бы минимумом знаний в области программного обеспечения.
В том случае, если обвиняемый дает ложные показания, а также когда он не признает себя виновным, можно использовать следующие тактические приемы:
1. Приемы эмоционального воздействия:
- побуждение раскаяться и чистосердечно признаться путем разъяснения как вредных последствий запирательства и лжи, так и благоприятных последствий признания своей вины;
- воздействие на положительные стороны личности допрашиваемого, использование его привязанностей, увлечений и т. п.;
- использование антипатии, питаемой допрашиваемым к кому-либо из соучастников;
- использование фактора внезапности путем постановки неожиданных вопросов в ситуации, когда допрашиваемый таких вопросов не ждет (иногда этот прием именуют постановкой «лобовых» вопросов).
2. Приемы логического воздействия:
- предъявление доказательств, опровергающих показания допрашиваемого (сразу наиболее важного, или от менее веских - к более веским);
- предъявление доказательств, требующих от допрашиваемого детализации показаний, которая приведет к противоречиям между ним и соучастниками;
- логический анализ противоречий, имеющихся в показаниях допрашиваемого.
При допросе по делам преступных нарушений авторских прав в сфере программного обеспечения можно использовать также следующие тактические приемы:
- демонстрация осведомленности следователя и, наоборот, приемы, преследующие цель скрыть от допрашиваемого осведомленность следователя о тех или иных обстоятельствах дела;
- метод косвенного допроса, который заключается в постановке вопросов, второстепенных с точки зрения допрашиваемого, но фактически маскирующих главный вопрос -о причастности к преступлению;
- проговорки - допрашиваемое лицо побуждают пространно изложить свои объяснения события в расчете на то, что среди ложной информации он сообщит достоверные данные;
- психологическая ловушка (например, после допроса следователь может поблагодарить за сотрудничество обвиняемого и пожать ему руку, чтобы другой соучастник это видел, даже если обвиняемый дал ложные показания или отказался от дачи показаний);
- повторный допрос;
- следователь может поставить себя на место обвиняемого и рассказать, что бы он сделал за обвиняемого;
- внезапность - неожиданная постановка вопроса, не связанного с предыдущим, на который он должен дать немедленный ответ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Васильев А. Н. Следственная тактика. - М., 1976.
2. Доспулов Г. Г. Психология допроса на предварительном следствии. - М., 1996.
3. Криминалистика: учебник для вузов / под ред. заслуженного деятеля науки РФ, профессора Р. С. Белкина. - М., 2002.
ОСОБЕННОСТИ ДОПРОСА ПОДОЗРЕВАЕМОГО (ОБВИНЯЕМОГО)
ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ
А. А. Сысенко, адъюнкт
Омская академия МВД России
Проблема наркомании и наркобизнеса является одной из основных международных проблем. По данным Всемирной организации здравоохранения, на 100 человек в мире приходится один наркоман. Растет количество преступлений, связанных с наркотиками.
Одним из источников доказательственной информации по делам о незаконном обороте наркотиков является допрос
подозреваемого (обвиняемого). В юридической литературе тактические приемы допроса нашли достаточно широкое освещение (2, 58; 5, 134; 6, 118-142). Цель использования тактических приемов заключается в создании условий для обнаружения, сбора, оценки и использования доказательственной информации. Применение тех или иных приемов допроса во многом зависит от того, допрашивали ли ранее это лицо, или его допрашивают в первый раз, в какой ситуации проводится допрос, в каком психологическом состоянии находится допрашиваемый.
Наиболее характерны следующие тактические ситуации, складывающиеся к моменту допроса подозреваемого по делам рассматриваемой категории:
1) допросу предшествовали оперативно-розыскные мероприятия, позволившие собрать некоторые данные о нем, его связях, преступной деятельности;
2) допрос производится в связи с задержанием с поличным, и о лице нет почти никаких сведений.
В первой ситуации происходят изучение, оценка оперативно-розыскных данных и возможность их использования при допросе подозреваемого. Оперативная информация может указывать на степень участия подозреваемого в незаконных операциях с наркотиками, характер действий (например, изготовитель или перевозчик), место хранения наркотических средств, отношения между соучастниками. Оперативно-розыскные данные помогут оценить полученные показания и определить их достоверность непосредственно при допросе.
Во второй ситуации, как правило, задержанный дает ложные показания о способах приобретения наркотиков, скрывает данные о себе, о связях. Поэтому при подготовке к допросу работник дознания по поручению следователя собирает сведения о личности задержанного. Это позволяет следователю проанализировать обстоятельства задержания, появления у него наркотиков, выдвинуть наиболее достоверные версии, наметить вопросы и подготовить вещественные доказательства.
В юридической литературе высказывается мнение, что лицо, страдающее наркоманией, может быть допрошено в состоянии наркотического опьянения или абстиненции (недостаток наркотического вещества в организме) (4, 51; 7, 12). По мнению И. П. Пилюшина, расценивать такие действия как факт нарушения уголовного и уголовно-процессуального законодательства не следует по следующим основаниям:
- страдающий наркоманией, как правило, находится в наркотическом опьянении либо в состоянии абстинентного синдрома, в связи с чем практически исключена возможность нахождения такого допрашиваемого в относительно нормальном состоянии здоровья;
- допрос подозреваемого (обвиняемого) по существу подозрений или предъявленного обвинения выступает правовой обязанностью, поэтому, допрашивая наркомана, следователь преследует цель получения показаний по обстоятельствам преступления, а не причинения допрашиваемому дополнительных страданий, являющихся неизбежным негативным последствием потребления наркотиков (4, 51).
Общеизвестно, что в период абстинентного синдрома человек испытывает ни с чем не сравнимые физическую боль и мучения. В связи с этим, допрашивая наркомана, следователь не может не понимать, что специфическое физическое состояния такого лица существенно влияет на процесс получения от него каких-либо показаний. Свидетель либо подозреваемый (обвиняемый), испытывая болезненное состояние во время допроса - «ломку», естественно, стремится к тому, чтобы как можно быстрее закончилось следственное действие, поэтому он готов дать любой ответ на поставленный вопрос.
Некоторые авторы (В. С. Бурданов, В. Г. Степанов) предлагают подозреваемому, находящемуся в состоянии абстиненции, при необходимости ввести наркотик. Допрос начинается с наступлением нормального состояния (факт введения
наркотического средства должен быть отражен в протоколе допроса) (1, 40-41). На наш взгляд, эта рекомендация представляется еще более сомнительной, так как у человека в состоянии абстиненции после приема наркотика наступает состояние эйфории, если доза соответствует потребностям организма, а после вновь наступает абстиненция. В случае, если вид препарата и его дозировка не будут соответствовать привычной для наркомана норме, то состояние абстиненции не снимается, а обостряется.
В связи с тем, что преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, совершаются, как правило, в группе, с распределением ролей, целью допроса должно быть установление всей преступной цепочки. Исходя из того, какую роль в совершенном преступлении играет подозреваемый, следователь ставит перед собой различные задачи. В ходе допроса подозреваемого необходимо установить: соучастников незаконных операций с наркотическими средствами; источники получения наркотиков, сырья, лекарственных препаратов; места и способы изготовления, хранения, сбыта наркотиков, способы перевозки; лиц, потребляющих наркотики; данные, характеризующие соучастников преступления; взаимоотношения между ними; способы расчетов и т. п. Поэтому, выполняя поставленные задачи и готовясь к допросу подозреваемого, следователь должен учитывать:
- личные качества подозреваемого (возраст, наличие или отсутствие судимости, состоит ли на учете в наркологическом диспансере и в милиции; продолжительность употребления наркотических средств, наличие семьи и взаимоотношения в ней и т. д.), позволяющие ожидать от него правдивых показаний;
- наличие и важность доказательств участия этого подозреваемого в совершении преступления;
- роль подозреваемого при совершении преступления.
Как замечает Е. Р. Российская, «...успех допроса зависит
от того, насколько полно будут учтены и использованы особенности личности допрашиваемого: его психика, культурный и общеобразовательный уровень, профессия, взгляды, общественная активность и т. п.» (8, 200). Без учета этих данных невозможно установить психологический контакт с допрашиваемым, что является необходимым условием достижения цели допроса.
Для создания психологического контакта с допрашиваемым необходимо иметь следующие данные о его личности:
- причины потребления наркотических средств;
- при каких обстоятельствах он начал потреблять наркотики, с какого возраста, какой вид наркотиков предпочитает остальным (т. е. получить как можно больше сведений о степени влечения к наркотическим средствам);
- обстановка и условия в семье, на работе, по месту жительства и учебы;
- круг знакомств, роль допрашиваемого в неформальной группе;
- положительные стороны личности допрашиваемого (интересы, увлечения и т. д.) (3, 267).
Практическая деятельность как оперативных работников, так и следователей свидетельствует о том, что установление, в частности, факта совершения незаконного оборота наркотиков во многом зависит от оперативно-розыскного обеспечения допроса. При этом оперативные работники могут использовать конфиденциальных сотрудников или доверенных лиц для внедрения их в комнату временно задержанных для побуждения их к даче правдивых показаний. В то же время необходимо учитывать психологическое состояние и мотивацию поведения лиц, причастных к незаконному обороту наркотиков, верно выработать тактику такого мероприятия.
Подозреваемый на первом допросе объясняет факт хранения наркотических средств, как правило, различными некриминальными причинами: нашел, кто-то подложил в карман и т. п. Для изобличения таких лиц хорошие результаты дают правильная реализация оперативно-розыскной информации, предъявление предметов, ценностей, принадлежащих подозре-
ваемому. Первый круг вопросов, который должен найти отражение в протоколе допроса, касается личности задержанного. Второй круг вопросов, подлежащих выяснению, касается непосредственно преступной деятельности задержанного.
Задержанного за сбыт наркотических средств необходимо допросить о том, где, когда, кому, в каких количествах и при каких обстоятельствах сбывались наркотические средства, каковы условия взаиморасчетов, где хранились наркотики, а также механизм сбыта наркотиков: 1) у кого он получает наркотики; 2) место, где происходит передача наркотиков; 3) знает ли он лиц, от которых получает наркотики, если нет, выяснить приметы внешности, одежды, номер, марку автомашины и т. д.; 4) кому он сбывает наркотики: постоянным клиентам или случайным лицам; если эти лица являются постоянными клиентами, выяснить их адреса, телефоны, приметы внешности и одежды, номер и марку автомашины, кто рекомендовал ему этих людей или от кого они впервые явились; 5) как он получает наркотики - с предварительной оплатой или отдает деньги после реализации наркотиков; по какой цене он приобретает наркотики и по какой цене за единицу (ампула, граммы и т. д.) их реализует.
При допросе лиц, подозреваемых в перевозке оптовых партий наркотиков, имеются свои особенности. Необходимо выяснить следующие обстоятельства: с какого времени он занимается перевозкой наркотиков, кто предложил ему это; где и как происходит передача партий наркотиков (адрес, способ проезда туда, привязка к какой-либо достопримечательности, описание встречающих лиц, пароль и т. д.); какое вознаграждение причиталось за перевозку, от кого и каким образом оно должно быть получено; осуществлялись ли ранее аналогичные перевозки, когда, от кого и кому, в каком объеме; кому принадлежит транспортное средство; пароли и средства связи с отправителем и получателем; кто получатель.
При наличии материалов фото-, видеосъемки преступной деятельности лиц, подозреваемых в сбыте наркотиков или их оптовой перевозке, необходимо допросить их дополнительно, с предъявлением этих документов. Выяснить как можно более полно все о лицах, изображенных на этих документах, их действиях, зафиксированных на видеопленке или фотографиях.
Задержанный за приобретение наркотических средств может пояснить: где, когда, у кого, при каких обстоятельствах, в каких количествах, какие именно наркотики были приобретены, способы их получения и расчетов. Необходимо выяснить цель приобретения - для личного потребления или для сбыта.
После получения результатов судебно-медицинского освидетельствования подозреваемого в наркологическом медицинском учреждении в случае обнаружения в его организме следов употребления наркотиков его необходимо дополнительно допросить по этим обстоятельствам. Выяснению подлежат следующие вопросы: с какого времени он употребляет наркотики; кто предложил впервые попробовать наркотики; где (адрес) он употреблял наркотики; способ употребления (внутривенная инъекция, прием таблеток, курение и т. д.); какие именно наркотики употреблял и в каком количестве; какое действие оказывает на него употребляемый наркотик; где и от кого их получал; на какие средства приобретались эти наркотики; кто может подтвердить факт употребления наркотиков.
При допросе содержателя притона выясняется следующее: обстоятельства организации притона, распределение обязанностей между его организаторами, содержателями и другими соучастниками; источники получения наркотиков, их виды, способы и дозы употребления; состав клиентуры; обстоятельства и способы склонения к потреблению наркотических средств; кого именно склонял подозреваемый к потреблению наркотиков; не сопровождалось ли потребление наркотических средств совершением других преступлений.
К моменту возбуждения уголовного дела об организации и содержании притонов для потребления наркотических средств следствие уже располагает ориентирующей информацией о преступных действиях подозреваемых. Эту информацию необходимо использовать при планировании и выработке тактики допроса подозреваемого.
Т аким образом, знание следователем основных тактических приемов допроса, а также умелое практическое их применение, с учетом специфики преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, и особенностей поведения лиц, их совершивших, дают возможность в немалой степени повлиять на достижение в ходе допроса поставленных целей и, как следствие, на окончательный результат расследования уголовного дела, установления истины.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бурданов В. С., Степанов В. Г. Расследование дел о преступлениях, связанных с наркотическим веществами. - Л., 1980.
2. Карнеева Л. М. Тактические основы организации и производства допроса в стадии расследовании. - Волгоград, 1976.
3. Меретуков Г. М. Криминалистические проблемы борьбы с наркобизнесом организованных преступных групп. - М., 1995.
4. Пилюшин И. П. Уголовно-правовые и процессуальные вопросы, возникающие при допросе лиц, страдающих наркоманией // XXI век и наркотики: путь из бездны: Мат-лы науч.-практ. конф. - Омск, 2001.
5. Порубов Н. И. Допрос в советском уголовном судопроизводстве. - Минск, 1978.
6. Порубов Н. И. Научные основы допроса на предварительном следствии. - Минск, 1978.
7. Расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. -Волгоград, 1999.
8. Российская Е. Р. Криминалистика. - М., 1999.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ С СОТРУДНИКОМ
ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
Н. В. Будько, адъюнкт
Омская академия МВД России
Деятельность следователя и сотрудника экспертно-криминалистического подразделения, как, впрочем, и вся деятельность по раскрытию и расследованию преступлений, подчиняется определенным психологическим закономерностям. Она представляет собой социальную деятельность, на которую полностью распространяются положения социальной психологии.
В целом отношения между следователем и сотрудником экспертно-криминалистического подразделения могут быть различными, их характер зависит от особенностей психики, темперамента, убеждений, направленности личности и т. д. (1, 6). Их можно подразделить на два вида:
- деловые отношения, возникающие между участниками взаимодействия как носителями определенных общественных функций;
- личные, складывающиеся на основе симпатии или антипатии.
Наряду с различием этих двух видов отношений не следует забывать о диалектической связи, так как ее становление прохо-