Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРОВ ПОЖИЗНЕННОЙ РЕНТЫ, ЗАКЛЮЧАЕМЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ В СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ'

ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРОВ ПОЖИЗНЕННОЙ РЕНТЫ, ЗАКЛЮЧАЕМЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ В СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
203
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
договор пожизненной ренты / пожизненное содержание с иждивением / плательщик ренты / получатель ренты / содержание договора.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попович М.М.

статье рассматриваются актуальные вопросы связанные с заключение договора пожизненной ренты и договора пожизненного содержания с иждивением с участием муниципальных образований Северо-Западного федерального округа. Автором изучена нормативная база указанных субъектов, правоприменительная, в том числе судебная практика. Исследуются критерии, предъявляемые к гражданину как получателю ренты, требования к жилому помещению и встречному предоставлению. Делается вывод, о необходимости унификации правоприменительной практики по заключению договоров пожизненной ренты и договоров пожизненного содержания с иждивением в целях недопущения злоупотреблений со стороны муниципального образования, заключающего договор с рентополучателями, относящимися к наиболее незащищенным слоям населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРОВ ПОЖИЗНЕННОЙ РЕНТЫ, ЗАКЛЮЧАЕМЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ В СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ»

ПОПОВИЧ Марина Михайловна,

доцент кафедры гражданского права и гражданского процесса Северо-Западного института (филиала) Московского государственного юридического университета имени О.Е.Кутафина (МГЮА), к.ю.н., доцент, e-mail marih13@mail.ru; ORCID 0000-0002-2421 -1748

ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРОВ ПОЖИЗНЕННОЙ РЕНТЫ, ЗАКЛЮЧАЕМЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ В СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы связанные с заключение договора пожизненной ренты и договора пожизненного содержания с иждивением с участием муниципальных образований Северо-Западного федерального округа. Автором изучена нормативная база указанных субъектов, правоприменительная, в том числе судебная практика. Исследуются критерии, предъявляемые к гражданину как получателю ренты, требования к жилому помещению и встречному предоставлению. Делается вывод, о необходимости унификации правоприменительной практики по заключению договоров пожизненной ренты и договоров пожизненного содержания с иждивением в целях недопущения злоупотреблений со стороны муниципального образования, заключающего договор с рентополучателями, относящимися к наиболее незащищенным слоям населения.

Ключевые слова: договор пожизненной ренты, пожизненное содержание с иждивением, плательщик ренты, получатель ренты, содержание договора.

POPOVICH Marina,

associate Professor of the Department of civil law and civil procedure of the North-Western Institute (branch) Kutafin Moscow state law University (MSLA),

PhD, associate Professor

DOI: 10.24412/2224-9125-2022-10-84-90 NIION: 2022-0079-10/22-152 MOSURED: 77/27-025-2022-10-152

FEATURES OF LIFETIME ANNUITY AGREEMENTS CONCLUDED BY MUNICIPALITIES IN THE NORTH-WESTERN FEDERAL DISTRICT

Annotation. The article deals with topical issues related to the conclusion of a lifetime annuity contract and a lifetime maintenance contract with a dependent with the participation of municipalities of the North-Western Federal District. The author has studied the regulatory framework of these subjects, law enforcement, including judicial practice. The criteria imposed on a citizen as a recipient of rent, requirements for residential premises and counter-provision are investigated. It is concluded that there is a need to unify law enforcement practice on the conclusion of life annuity contracts and life maintenance contracts with dependents in order to prevent abuse by municipal education, concluding a contract with rent recipients belonging to the most vulnerable segments of the population.

Key words: annuity contract, lifelong maintenance with a dependent, rent payer, rent recipient, content of the annuity contract.

С закреплением в ч. 2 Гражданского кодекса РФ норм главы 33, регулирующих договор ренты с его разновидностями рентные отношения стали широко использоваться в правоприменительной деятельности с участием, как правило лиц нуждающемся в периодическом доходе (лица пожилого возраста, ограниченные по состоянию здоровья, малоимущие).

Слово «рента» происходит от позднелатин-ского «rendita» и латинского «reddita», дословно -«отданная назад, возвращенная». В разных языках это слово имеет различное значение: в немецком словом «Rente» обозначается пенсия, в английском «rent» - арендная или квартирная плата, во французском «rente» - ежегодный доход, получаемый владельцем по облигациям государ-

ственных займов, земли. В дальнейшем в экономической теории возникло и развилось понятие экономической ренты как части дохода любого фактора [1].

В Словаре экономических терминов под рентой понимается, во-первых, определенный доход с капитала, имущества или земельного участка, не требующий от своих получателей предпринимательской деятельности, во-вторых, определенная ежегодная сумма, уплачиваемая страховым обществом застраховавшемуся [2].

В гражданском законодательстве Российской империи данный институт отсутствовал. Как писал К.П. Победоносцев: «наше законодательство не имеет особого разряда для договора ренты и не упоминает о нем. Однако по общему правилу статей 1528 и 1530 Свода законов гражданских, возможно и у нас заключение подобного договора...» [3, с. 341]. Незадолго до Октябрьской революции была предпринята попытка законодательного закрепления ст. 1100 «Пожизненный доход (рента) и пожизненное содержание» в Проекте кн. V Гражданского уложения [4, с. 425]. В ней давались определения договора о пожизненном доходе (ренте) и договора о пожизненном содержании как его разновидности.

Зачатки рентных обязательств появились в Гражданском кодексе РСФСР 1964 года, когда в главе 21, посвященной купле-продаже были закреплены ст. 253 Купля - продажа жилого дома с условием пожизненного содержания продавца и ст. 254 Прекращение договора купли - продажи дома, проданного с условием пожизненного содержания продавца. Судя по немногочисленной, но все же имеющейся судебной практике данный договор использовался населением в тот период [5].

Основные признаки рентного договора на современном этапе, отличающие его от иных обязательств по передаче имущества в собственность были сформулированы в труде М.И. Брагинского и В.В. Витрянского «Договорное право. Договоры о передаче имущества» [6]. Авторы указывали, что, во-первых, рента представляет собой отдачу того, что передано. Соответственно имеется в виду, что получению ренты предшествует передача плательщику определенного имущества. Во-вторых, рента носит в принципе непрерывный характер; в этой связи она по общему правилу не ограничивается каким-либо предельным сроком или во всяком случае никогда не бывает разовой. Наконец, в-третьих, рента не связана с предпринимательской деятельностью и соответственно она не представляет собой прибыли. Рента вообще не является доходом, полученным от любой другой деятельности, в том числе и не подпадающей под признаки предпри-

нимательской. Указанные признаки ренты составляют основу ее особого правового режима.

В июле 2020 года Союз потребителей России выступил с инициативой создать государственный рентный фонд, куда будут передаваться жилье одиноких пенсионеров, взамен они получат пожизненное содержание источником которого будут взносы претендентов на жилплощадь [7]. Данная инициатива не нашла широкой поддержки из-за ее «громоздкости и не совсем понятной схемой работы». Поскольку гражданам, нуждающимся в жилье легче взять ипотеку и переехать в новое жилье, чем платить взносы неопределенный срок в отношении неопределенного жилья.

В статье мы рассмотрим особенности рентных отношений с участием публично правовых образований, как правило это муниципальные образования. В провинции частный бизнес не пришел на рынок рентной недвижимости и поэтому именно муниципальные образования могли бы занять эту нишу. В том числе оказывая соответствующую помощь социально незащищенным слоям населения.

В настоящее время во многих субъектах Российской Федерации на уровне муниципальных образований действуют нормативно-правовые акты, регулирующие рентные отношения. Однако в настоящее время договоры о социальной поддержке пенсионеров на условиях пожизненной ренты с участием администрации муниципального образования не нашли широкого применения среди данной категории граждан. Так по информации Жилищного управления Департамента имущественных отношений администрации г. Вологды на сегодня заключено четыре таких договора. В Великом Новгороде действует 24 договора, в Пскове пять [8]. Информации по другим муниципальным образованиям Северо-Западного Федерального округа в открытых источниках и на сайтах мэрии мы не нашли.

Проанализировав доступную информацию по СЗФО о заключении договоров пожизненной ренты с участием администрации муниципального образования можно сделать некоторые выводы относительно единообразия применения рентных обязательств. Так, в разные годы были разработаны соответствующий нормативные акты: Закон Санкт-Петербурга от 19.11.2014 № 629-120 «О финансировании расходов, связанных с заключением договоров пожизненной ренты» и Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 07.09.2015 № 757 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «О финансировании расходов, связанных с заключением договоров пожизненной ренты»; Положение «О порядке заключения договоров пожизненного содержания с иждивением, об использова-

нии и заселении жилья, переданного в муниципальную собственность по договорам пожизненного содержания с иждивением» утверждено решением городского Совета депутатов Калининграда от 12.04.2000 № 124; «Положение о пожизненной жилищной ренте» утверждено Архангельским городским советом Депутатов от 26.09.2000 № 157; Постановление главы администрации МО ГО «Сыктывкар» от 16.06.2006 № 6/2078 «О заключении договоров пожизненного содержания одиноких и одиноко проживающих граждан в обмен на добровольную передачу ими жилой площади в собственность муниципального образования городского округа «Сыктывкар»; «Положение о социальной поддержке пенсионеров на условиях договора пожизненной ренты» утверждено решением Вологодской городской Думы 22.12.2008 № 1006; Решение Думы Великого Новгорода от 7.05.2008 № 67 «О социальной поддержке и защите прав пожилых граждан при передаче принадлежащего им жилья в собственность муниципального образования -городского округа Великий Новгород на условиях пожизненной ренты»; Постановление Псковской городской Думы от 27.10.2000 № 342 «Об утверждении Положения о приобретении у граждан в возрасте 65 лет и старше жилых помещений на условиях пожизненной ренты», а также Постановление от 20 октября 2011 г. № 2484 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Приобретение в муниципальную собственность жилья у граждан в возрасте 65 лет и старше на условиях пожизненной ренты». Что касается Петрозаводского городского округа, городов Мурманск, Нарьян-Мар, то в открытых информационных источниках мы не нашли действующего нормативно-правового акта, предусматривающего заключение договоров пожизненной ренты с участием администрации данных муниципальных образований. В Петрозаводске можно найти указание на адреса и телефоны куда следует обратиться за разъяснениями.

Представленный перечень нормативных актов свидетельствует о том, что за исключением столицы субъекта РФ в иных городах (муниципальных образованиях) СЗФО такая работа по передаче в собственность муниципального образования жилого помещения на условиях ренты не ведется. Это говорит о незаинтересованности МО, что вызвано на наш взгляд недостаточным бюджетным финансированием по данной статье расходов.

Название заключаемых договоров разнится, хотя предоставляемое встречное удовлетворение во многом схоже. Так договор пожизненной ренты заключается в Вологде, Новгороде, Пскове, Санкт-Петербурге, Архангельске; дого-

вор пожизненного содержания с иждивением в Сыктывкаре, Калининграде, Петрозаводске.

Плательщиком ренты в большинстве рассматриваемых МО становится администрация в лице соответствующих жилищных комитетов или департаментов. В г. Санкт-Петербург создано специализированное государственное бюджетное учреждение «Горжилобмен», подведомственное жилищному комитету Санкт-Петербурга. Такой плательщик ренты в лице муниципального образования стабильнее, надежнее, платежеспо-собнее по сравнению со всеми иными участниками гражданских правоотношений при заключении рентных договоров. Как указано в п. 1.2 Положения МО ГО «Сыктывкар» целью заключения договора является поддержка и социальная защита пожилых граждан от посягательства на занимаемую ими жилую площадь.

Что касается получателей ренты, то здесь предъявляемые требования существенно разнятся и договор заключается не с любым желающим. На наш взгляд, это является причиной небольшого количества заключаемых договоров, поскольку оказываемая услуга адресно предоставляется особенно социально незащищенным гражданам. Договор заключается с гражданином РФ. Законодательство муниципального образования город Псков предусматривает возможность заключения договора с иностранными гражданами и лицами без гражданства, имеющими на праве собственности жилое помещение в данном городском округе.

Нормативными актами предусмотрены два критерия требований к получателю ренты: во-первых, возраст, во-вторых состояние здоровья. Так в г. Вологде договор может быть заключен с гражданами в возрасте от 60 лет (при наличии 1 группы инвалидности), от 65 лет без ограничения; в городах Калининград, Великий Новгород с 55 лет (при наличии 1 группы инвалидности), с 60 лет (при наличии 2 группы инвалидности), с 65 лет без ограничения; в г. Петрозаводске с 65 лет (при наличии 1 группы инвалидности), с 70 лет (при наличии 2 группы инвалидности), с 75 лет без ограничения; в г. Пскове с 65 лет; в г. СПб с 75 лет. В г. Архангельск не установлен минимальный возрастной ценз для получателя ренты. В г. Сыктывкаре используется такой термин как «одиноко проживающие пожилые граждане».

Ранее действовавший федеральный закон от 02.08.1995 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» относил к гражданам пожилого возраста женщин старше 55 лет и мужчин старше 60 лет (ст. 5 закона). Действующий федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» не устанавливает возрастного ценза лиц,

которым предоставляется социальное обслуживание. Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения [9] к пожилым относятся лица в возрасте 60-74 года. Отсутствие указания в нормативных документах на возраст заявителя при заключении договора ренты, на наш взгляд, может рассматриваться как злоупотребление, дающее необоснованное расширительное толкование для отказа в заключении договора со стороны муниципального образования.

Особый социальный статус получателя ренты предполагает тщательную подготовительную работу перед заключением договора с такой категорией граждан. Так в одном из своих решений суд указал, что истец был пожилым, одиноко проживающим человеком, не имел специальных познаний, позволяющих ему отличить условия договора пожизненного содержания с иждивением от условий других договоров, находился под влиянием лиц, склонявших его к заключению оспариваемого договора. Суд обратил внимание, что квартира была единственным местом жительства истца и спустя несколько дней после подписания договора истец обратился в правоохранительные органы с заявлением о том, что в отношении него совершено мошенничество, связанное с завладением его квартирой. То обстоятельство, что условия сделки изложены в договоре в полном объеме и прочитаны вслух нотариусом, не опровергают доводы истца о его заблуждении относительно правовой природы сделки [10].

Справка из психиатрического и наркологического диспансера о состоянии здоровья, предоставляемая заявителем при принятии решения о заключении договора ренты (а это является обязательным документов в большинстве рассматриваемых муниципальных образованиях) еще не гарантирует сохранность договора, если в последующем получатель ренты обратится в суд с требованием о расторжении договора в одностороннем порядке по ст. 177 ГК РФ, на основании того, что получатель ренты хотя и был дееспособным, однако не был способен понимать значение своих действий или руководить ими [11]. Это еще раз свидетельствует о рисковом характере данных отношений со стороны плательщика ренты.

Предметом договора выступает имущество, передаваемое под выплату ренты и рентные платежи. Нормативными актами муниципальных образований предусмотрены однотипные (в большинстве своем) четкие требования, предъявляемые к жилому помещению, передаваемому под выплату ренты. Жилое помещение должно находиться в пределах городского округа, быть в собственности заявителя, не обременено правами третьих лиц, не заложено, не находиться в споре,

не сдано в поднайм. Передаваемое жилое помещение должно соответствовать установленным санитарно-техническим требованиям. Здание, в котором находится жилое помещение, не должно быть признано в установленном порядке аварийным, непригодным для проживания требующим капитального ремонта.

По мнению В.В. Долинской характер встречного удовлетворения определяется скорее не как комплекс, а как альтернатива и вызывает бурные дискуссии как в науке, так и в судебной практике [12, с. 9]. Согласно п. 1 ст. 602 ГК «Обязанность плательщика ренты по предоставлению содержания с иждивением может включать обеспечение потребностей в жилище, питании и одежде, а если этого требует состояние здоровья гражданина, также и уход за ним. Договором пожизненного содержания с иждивением может быть также предусмотрена оплата плательщиком ренты ритуальных услуг». Так оплата ритуальных услуг предусмотрена не во всех рассматриваемых муниципальных образованиях (например, нет ее в Калининграде, Пскове, СПб, Архангельске). Предусмотрена данная услуга с указанием стоимости в Сыктывкаре, Новгороде или без таковой (Вологда, Петрозаводск).

В действующем законодательстве нет четкой связи между характером имущества, отчуждаемого под выплату ренты, и характером встречного предоставления, поэтому МО самостоятельно определяют объем и содержание такого встречного предоставления. Так при отчуждении под выплату ренты жилого помещения получателю ренты может предоставляться другое жилое помещение. Например, в соответствии с п. 2.7 Положения о пожизненной жилищной ренте в г. Архангельске договор заключается с имеющими в собственности одно жилое помещение (большей площади), находящееся на территории муниципального образования «Город Архангельск», с передачей его в собственность плательщика ренты на условиях договора ренты, при условии предоставления получателю ренты жилого помещения (меньшей площади, но в пределах установленной законодательством РФ социальной нормы) на территории РФ по желанию получателя ренты. Очень интересное положение, предусматривающее гипотетическую возможность приобретения для получателя ренты жилья в любом субъекте РФ, при этом собственником становится получатель ренты (взамен на переданную квартиру большей площади и выплачиваемые рентные платежи), в противном случае возникает абсурдная ситуация, когда муниципальное образование становится собственником квартиры, расположенной вне его городского округа.

В соответствии с п. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Такое «иное» достаточно часто предусмотрено договорами ренты с участием муниципального образования. Из рассматриваемых муниципальных образований расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг возлагается на получателя ренты, с предоставлением оплаченных счетов в администрацию не позднее указанного срока в г. Сыктывкаре, Пскове. Возложение расходов за коммунальные услуги на администрацию МО действует в Вологде. Вопрос нормативно не урегулирован в Архангельске, Калининграде. Стоит предположить, что в такой ситуации собственник (муниципальное образование) оплачивает коммунальные услуги, предоставляемые получателю ренты.

В некоторых из рассматриваемых МО предусмотрена единовременная выплата (единовременное социальное пособие), например, в Вологде, Новгороде - 10 тысяч рублей, в Калининграде в зависимости от площади помещения от 50 до 120 тысяч рублей; в Пскове выплачивается сумма в размере 24 месячных рентных платежей; в Санкт-Петербурге - 10% от рыночной стоимости жилья. Безвозмездность передачи жилого помещения под выплату ренты прямо предусмотрена в Архангельске (п. 2.6 Положения).

Как неоднократно указывали судебные инстанции [13] условие о возмездности договора ренты является юридически значимым, поскольку в свете действующего правового регулирования влияет на размер рентных платежей.

Закон допускает замену предоставления содержания с иждивением в натуре выплатой в течение жизни гражданина периодических платежей в деньгах (ст. 603 ГК РФ). Порядок расчета рентных платежей определяется в каждом муниципальном образовании индивидуально исходя из возраста получателя (Псков, Архангельск), жилой площади (Вологда) или всё вместе (Новгород). В ст. 597 и 602 ГК РФ законодатель установил императивное требование о минимальном размере ежемесячных рентных платежей, для договора пожизненной ренты - не менее одной величины, для пожизненного содержания с иждивением - не менее двух величин прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. При применении положений ст. 602 ГК РФ законодатель не связывает размер прожиточного минимума с категорией населения в зависимости от социально-демографической группы либо с природно-климатической зоной [14].

Это позволило защитить пожилых граждан от произвола в определении размера рентных платежей. На наш взгляд, следует признать утра-

тившим силу подпункт два п. 8 Административного регламента г. Пскова, предусматривающий в качестве основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги по приобретению в собственность жилья у граждан на условиях пожизненной ренты если размер ренты меньше минимального размера оплаты труда, установленного законодательством (предусмотренного для исчисления платежей по гражданско-правовым обязательствам). Поскольку в соответствие со ст. 5 федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы. В настоящее время муниципальными образованиями недостаточно ведется работа по информированию пожилых граждан о возможности заключения договоров пожизненной ренты, это является тормозящим фактором, который не способствует популяризации данного договора. Если рассматривать Северо-Западный Федеральный округ, то только в Санкт-Петербурге есть официальный сайт БУ «Горжилобмен» на котором можно увидеть нормативную базу, порядок предоставления услуги, часто задаваемые вопросы, адреса. В Пскове по запросу отправляет на сайт госуслуг, где также размещен административный регламент оказания услуги. В таких МО как Мурманск, Нарьян-Мар мы вообще не нашли информации, что свидетельствует об отсутствии данных правоотношений с участием публично-правового образования.

Договоров ренты с МО за четверть века заключено так мало, что невозможно вывести какие-то средние показатели. Сложность представляет соответствие установленным требованиям как самого заявителя (наличие инвалидности, достаточно преклонный возраст), так и требования к жилому помещению. Квартира есть, но не представляет для администрации того интереса, чтобы «вкладываться» в нее рассроченными платежами. С учетом того, что средняя продолжительность жизни в СЗФО по данным Рос-стата [15] за 2021 год составила 71 год муниципальные образования при заключении договора ренты находятся на более выгодных условиях по сравнению с рентополучателями устанавливая возрастные цензы в среднем от 65 лет, при этом не выполняются задачи муниципального образования по социальной поддержке одиноких и одиноко проживающих граждан пожилого возраста.

Еще одним из недостатков рассмотренных договоров является их стандартная форма, что не позволяет предусмотреть такие условия как покупку продуктов питания, медикаментов, ока-

зание помощи по уборке помещения в чем чаще всего нуждаются одинокие и малотранспортабельные пожилые граждане. Чиновники не возьмут на себя такие обязанности. То есть отсутствует базовый критерий «содержания с иждивением».

Тем не менее, государственная поддержка одиноких людей в преклонном возрасте - иногда единственный, и не самый плохой способ обеспечить себе материальную защищенность на склоне лет. Поскольку оправданная мнительность и

боязнь пожилых граждан, информация о «черных риелторах» не позволяет коммерческим организациям в полной мере развивать данную сферу деятельность.

На наш взгляд, на уровне Министерства экономического развития РФ должны быть разработаны единые рекомендации для муниципальных образований по заключению договоров пожизненной ренты, дабы унифицировать правоприменительную практику.

Список литературы:

[1] Теория ренты: из истории исследований [Электронный ресурс] URL: https://helpiks.org/6-32681.html (дата обращения: 18.09.2022).

[2] Большой экономический словарь. Составитель А.Н. Азрилиян. 1997 г. [Электронный ресурс] URL: http://economics.niv.rU/doc/dictionary/big-economic/fc/slovar-208-5.htm#zag-12829 (дата обращения: 19.09.2022).

[3] Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Ч.3 Договоры и обязательства. М.: «Статут», 2003. - 622 с.

[4] Гражданское право: В 4 томах. Том 3: Обязательственное право. Отв. Ред. Е.А.Суханов. М.: «Волтерс Клувер», 2005. - 800 с.

[5] Определение Верховного Суда РФ от 11.11.1997дело N 49-В97пр-14; Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 04.06.2014 N 33-4432/2014; Определение Московского городского суда от 20.01.2011 по делу N 33-1081. Документы опубликованы не были [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/(дата обращения: 01.10.2022).

[6] Брагинский М.И., В.В. Витрянский. Договорное право. Договоры о передаче имущества. Книга 2. Статут. - 2002. 496 с. [Электронный ресурс] URL: https://private-right.ru/wp-content/uploads/ Dogovornoe_pravo_T2.pdf (дата обращения: 01.10.2022).

[7] В госдуме оценили инициативу создать госфонд квартир одиноких пенсионеров [Электронный ресурс] URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5f1815bf9a7947c50c39d240 (дата обращения: 05.10.2022).

[8] Пожизненная рента не стала популярной на Псковщине и Новгородчине [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2020/08/25/reg-szfo/pozhiznennaia-renta-ne-stala-populiarnoj-na-pskovshchine-i-novgorodchine.html (дата обращения: 05.10.2022).

[9] [Электронный ресурс] URL: http://25.rospotrebnadzor.ru/news/-/asset_publisher/b2yT/content/ здоровье-и-возраст (дата обращения: 15.10.2022).

[10] Определение Московского городского суда от 13.11.2019 N 4г-13089/2019. Документ опубликован не был. [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/(дата обращения: 11.10.2022).

[11] Апелляционное определение Московского городского суда от 20.02.2020 N 33-883/2020; Апелляционное определение Московского городского суда от 18.11.2019 по делу N 33-51808/2019. Документы опубликованы не были. [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.10.2022).

[12] Долинская В.В. Договор ренты как форма жилищных правоотношений // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. N 1. С. 7 - 11.

[13] Апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 13 июля 2021 г. по делу N 33-16138/2021; Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского областного суда от 20 сентября 2017 г. по делу N 33-26979/2017. Документы опубликованы не были [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/(дата обращения: 12.10.2022).

[14] Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 20 ноября 2014 г. по делу N 33-5650/2014 Документ опубликован не был [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/(дата обращения: 12.10.2022).

[15] [Электронный ресурс] URL: https://rosinfostat.ru/prodolzhitelnost-zhizni/(дата обращения: 12.10.2022).

Spisok literatury:

[1] Teorija renty: iz istorii issledovanij [Jelektronnyj resurs] URL: https://helpiks.org/6-32681.html (data obrashhenija: 18.09.2022).

[2] Bol'shoj jekonomicheskij slovar'. Sostavitel' A.N. Azrilijan. 1997 g. [Jelektronnyj resurs] URL: http:// economics.niv. ru/doc/dictionary/big-economic/fc/slovar-208-5.htm#zag-12829 (data obrashhenija: 19.09.2022).

[3] Pobedonoscev K.P. Kurs grazhdanskogo prava. Ch.3 Dogovory i objazatel'stva. M.: «Statut», 2003. - 622 s.

[4] Grazhdanskoe pravo: V4 tomah. Tom 3: Objazatel'stvennoe pravo. Otv. Red. E.A.Suhanov. M.: «Volters Kluver», 2005. - 800 s.

[5] Opredelenie Verhovnogo Suda RF ot 11.11.1997 delo N 49-V97pr-14; Apelljacionnoe opredelenie Krasnojarskogo kraevogo suda ot 04.06.2014 N 33-4432/2014; Opredelenie Moskovskogo gorodskogo suda ot 20.01.2011 po delu N 33-1081. Dokumenty opublikovany ne byli [Jelektronnyj resurs] URL: http://www. consultant.ru/ (data obrashhenija: 01.10.2022).

[6] Braginskij M.I., V.V. Vitrjanskij. Dogovornoe pravo. Dogovory o peredache imushhestva. Kniga 2. Statut. - 2002. 496 s. [Jelektronnyj resurs] URL: https://private-right.ru/wp-content/uploads/Dogovornoe_ pravo_T2.pdf (data obrashhenija: 01.10.2022).

[7] V gosdume ocenili iniciativu sozdat' gosfond kvartir odinokih pensionerov [Jelektronnyj resurs] URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5f1815bf9a7947c50c39d240 (data obrashhenija: 05.10.2022).

[8] Pozhiznennaja renta ne stala populjarnoj na Pskovshhine i Novgorodchine [Jelektronnyj resurs] URL: https://rg.ru/2020/08/25/reg-szfo/pozhiznennaia-renta-ne-stala-populiarnoj-na-pskovshchine-i-novgorod-chine.html(data obrashhenija: 05.10.2022).

[9] [Jelektronnyj resurs] URL: http://25.rospotrebnadzor.ru/news/-/asset_publisher/b2yT/content/zdor-ov'e-i-vozrast (data obrashhenija: 15.10.2022).

[10] Opredelenie Moskovskogo gorodskogo suda ot 13.11.2019 N 4g-13089/2019. Dokument opublik-ovan ne byl. [Jelektronnyj resurs] URL: http://www.consultant.ru/ (data obrashhenija: 11.10.2022).

[11] Apelljacionnoe opredelenie Moskovskogo gorodskogo suda ot 20.02.2020 N 33-883/2020; Apelljacionnoe opredelenie Moskovskogo gorodskogo suda ot 18.11.2019 po delu N 33-51808/2019. Dokumenty opublikovany ne byli. [Jelektronnyj resurs]. URL:http://www.consultant.ru/ (data obrashhenija: 12.10.2022).

[12] Dolinskaja V.V. Dogovor renty kak forma zhilishhnyh pravootnoshenij//Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. 2017. N 1. S. 7 - 11.

[13] Apelljacionnoe opredelenie SK po grazhdanskim delam Sankt-Peterburgskogo gorodskogo suda ot 13 ijulja 2021 g. po delu N 33-16138/2021; Apelljacionnoe opredelenie SK po grazhdanskim delam Moskovskogo oblastnogo suda ot 20 sentjabrja 2017 g. po delu N 33-26979/2017. Dokumenty opublikovany ne byli [Jelektronnyj resurs]. URL:http://www.consultant.ru/(data obrashhenija: 12.10.2022).

[14] Apelljacionnoe opredelenie SK po grazhdanskim delam Verhovnogo Suda Respubliki Komi ot 20 nojabrja 2014 g. po delu N 33-5650/2014 Dokument opublikovan ne byl [Jelektronnyj resurs]. URL:http:// www.consultant.ru/(data obrashhenija: 12.10.2022).

[15] [Jelektronnyj resurs]. URL: https://rosinfostat.ru/prodolzhitelnost-zhizni/(data obrashhenija: 12.10.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.