Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ДИЗАЙНА КАК СОЦИАЛЬНОГО ЯВЛЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ДИЗАЙНА КАК СОЦИАЛЬНОГО ЯВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
364
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ / ИСКУССТВО / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Стародубова Полина Игоревна

Дизайн стал одной из неотъемлемых частей окружающего мира. Несмотря на уже достаточно долгую историю, он не перестает развиваться и дальше, предлагая все больше неординарных идей и создавая контраст с уже сложившимися традициями академического творчества. Но и при этом не все люди принимают новшества как в обыденной жизни, так и в рамках творчества, которое уже подразумевает поиск оригинальных воплощений нашей фантазии. Статья посвящена осознанию и принятию дизайна в качестве постоянного элемента «нормальной» социальной реальности и адекватной его оценке не только профессионалами в этой области, но и «патриотами» классического искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ДИЗАЙНА КАК СОЦИАЛЬНОГО ЯВЛЕНИЯ»



ОСОБЕННОСТИ ДИЗАЙНА КАК СОЦИАЛЬНОГО ЯВЛЕНИЯ

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Стародубова Полина Игоревна, Российский государственный университет туризма и сервиса, г. Москва

E-mail: sta.lini@yandex.ru

Аннотация. Дизайн стал одной из неотъемлемых частей окружающего мира. Несмотря на уже достаточно долгую историю, он не перестает развиваться и дальше, предлагая все больше неординарных идей и создавая контраст с уже сложившимися традициями академического творчества. Но и при этом не все люди принимают новшества как в обыденной жизни, так и в рамках творчества, которое уже подразумевает поиск оригинальных воплощений нашей фантазии. Статья посвящена осознанию и принятию дизайна в качестве постоянного элемента «нормальной» социальной реальности и адекватной его оценке не только профессионалами в этой области, но и «патриотами» классического искусства.

Ключевые слова: дизайн, социальное явление, искусство, развитие

«Общество знакомо с плохим дизайном лучше, чем с хорошим. Именно из-за этого люди предпочитают плохой дизайн хорошему.

Они слишком сильно сжились с тем, что есть. Всё новое начинает пугать, а старое их утешает».

Пол Рэнд (1914-1996), американский арт-директор и графический дизайнер

Несмотря на то, что сам термин «дизайн» вошел в обиход сравнительно недавно, не рассматривать источники его зарождения было бы неправильным, поскольку дизайн является важной частью творческой деятельности. Сам дизайн предстает как естественный элемент развития общества - любое изменение от науки до искусства требует модернизации и улучшения способов и стилей воспроизведения конечного результата [1; 2]. Та же маленькая завитушка буквы может иметь два или три варианта исполнения в зависимости от самого исполнителя, но при этом всегда найдется кто-то другой, кто создаст новый вид этой завитушки.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Уже в великую эпоху Возрождения всё большее значение приобретал «проектный подход», концепция которого подразумевала, что создание проекта не должно сопоставляться с самим процессом создания вещей. Делая наброски различных устройств и изобретений - геликоптеров, махолётов, подводных лодок, велосипедов, строительных механизмов и военных машин - Леонардо да Винчи применял такой распространённый метод проектирования, как компоновка. И хотя сейчас творчество этого мастера считается классическим, в те времена это было большой инновацией, в частности, создание эскизов летательных аппаратов [5].

Однако зарождение понятия «дизайна» как отдельного вида проектной деятельности всегда связывают с промышленной революцией. Так, например, при возведении Хрустального дворца для Всемирной выставки в Англии в 1851 году его автором Дж. Пакстоном было применено много принципиально важных дизайнерских идей:

- модульность и стандартизация конструктивных элементов;

- принципы комбинаторики и вариативности [5].

В период с XIX по XX век появление совершенно новых технических изделий обусловило потребность в разумной организации предметной среды в более широких масштабах - электрические светильники, автомобили, аэропланы, телефонные и телеграфные аппараты и тому подобное. Вещи начали терять свою уникальность, стали превращаться в продукты массового потребления, что затормозило развитие дизайна как направления, хоть это и позволило «свыкнуться» и «ужиться» с существующими на тот момент инновационными тенденциями.

Одним из основоположников современного дизайна считается Петер Беренс - архитектор, прославившийся тем, что проектировал офисную мебель, рекламные щиты и образцы продукции для немецкой компании AEG, в которую был приглашен в 1906 году для того, чтобы придать одинаковый стилистический характер разнообразной продукции этого гигантского концерна. Беренс же стал и одним из основателей «Немецкого Веркбунда» [5; 10].

С начала XX века дизайн начали рассматривать как важный и нужный этап в создании массовых вещей. Тогда были сформулированы основные принципы функционализма (простота и выполнение предметом его конкретной функции) и интернационального стиля (предпочтение объема и простора в пространстве путем сочетания баланса и минимализма в декоре).

Ульмская школа дизайна предпринимала попытки возродить традиции Баухауза (учебное заведение Германии в период 1919-1933 годов) и ввести в морально-этический и социально-экономические контексты проблемы дизайна. В 1960-е годы дизайнерские бюро перешли к комплексным программам, включающим анализ рынка, сравнение товаров, изучение функциональных и эргономических параметров проектируемых предметов. В результате Научно-технического прогресса внезапно расширилась номенклатура предметного окружения, произошли кардинальные изменения в устройстве и областей

»

52

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

применения изделий. По прототипам от традиционного проектирования дизайнеры переходят в этот период к проектам улучшенной тактики, решению различных гуманитарных, социальных, экономических и других проблем. Тогда же формируется новое стилевое направление - хай-тек - стиль в искусстве, при котором широко внедрялись прямые линии и простые формы, реализованные с помощью применения таких материалов, как металл, стекло и пластик.

Хотя европейское общество спокойнее относится к внезапным и абстрактным идеям творчества, дизайн до сих пор остается не до конца понятым направлением наряду с современным искусством. Российское общество, наверное, более отрицательно относится ко всей этой «новомодной» тенденции. Российский потребитель просто не настроен воспринимать единичные предметы искусства, которые направлены не на практичность, а на возможность удовлетворения потребности эстетического чувства и эстетического воспитания.

В английском словаре термин «design» означает - проектировать, конструировать - иными словами, любой процесс проектирования и создания новых предметов, инструментов, оборудования, а также формирование предметной среды. Дизайн, в общем смысле, представляет собой новейший вид художественно-конструкторской профессиональной деятельности XX века. Одной из задач конкретно этого стилистического направления является создание общей тесно взаимосвязанной эстетической среды жизни всего человечества [9].

Формальным качествам дизайна присваивают и внешние характеристики изделия, но те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают продукт в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя в первую очередь.

Объектами дизайна являются практически любые промышленные изделия в любой сфере жизни людей, где человеческое общение практически полностью обусловлено социально-культурно - комплект, ансамбль, комплекс, система. А вот предметом дизайнерской деятельности считается создание гармоничной, содержательной и выразительной формы объекта с отражением целостного значения его потребительной ценности.

Но, прежде всего, следует помнить, что профессионалы в сфере дизайна не определяют, а формируют свойства предназначения объектов разработки в процессе их композиционного создания. Совокупность этих черт, проявляясь в неразрывности понятий «красота» и «польза», предстает как качество и ценность для потребителя. Дизайн олицетворяет мир и человека во всем многообразии проявлений их существования, а выражает отношение к человеку и смысловое значение для человека проектируемых им объектов.

Кроме этого, в дизайне креативный процесс разработки предмета разделен с реализацией творческого замысла. Если мастер сам воплощает свою творческую идею в вещи методами ручного ремесленного труда, то идея дизайнера, воплощенная в проекте, воссоздается другими людьми по аналогии. В эпоху массового производства, когда все должно быть заранее спланировано и спроектировано, дизайн стал самым «рабочим» средством, применяя который

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

человек создает новые инструменты, изменяет окружающую среду и, как правило, совершает процесс реформации общественного сознания и лично себя. Что, собственно, накладывает на дизайнера довольно серьезную ответственность.

Также большого понимания требует от дизайнера проблема реализации запросов потребителей, а от них - большой заинтересованности в процессе проектирования. Нередко заказчик сам не понимает, чего он хочет в конечном результате. Поэтому целью дизайнера является не только сроков реализации проекта, но и убеждение потребителя в правильности своей проектной идеи. Выполнить данную задачу не так просто, как кажется, так как абсолютно каждый имеет свою точку зрения на все вокруг и вкусы, которые в большинстве случаев отличаются от личных предпочтений дизайнера.

За прошедшие 50 лет (с 1970-х) в сфере дизайна произошли кардинальные изменения. Возможно, такое стихийное развитие отрасли связано именно с рынком и коммерцией и тем самым обществом потребления. При этом дизайн -это всегда сочетание трёх параметров в разных соотношениях. К примеру, всё «удобное» обычно выглядит не притягательно, так как мастер работал в основном над комфортным его применением в будущем и его полезной функцией, а не над внешним впечатлением и «восторгом», который он должен производить. То есть внешний облик навязан анатомией, а не эстетическим чувством.

Считается, что хороший дизайн - не тот, который вам нравится, а тот, который выполняет план по нужному параметру и на максимальный процент решает поставленную задачу [3].

Однако дизайнер не может являться только «сумасшедшим мастером и творцом» и уметь опережать существующие тренды. Его видение должно соответствовать видению целевой аудитории, а понятие эстетики должно соответствовать современной для него эпохе.

Несмотря на то, что дизайнер, как и художник, воплощает свой художественный замысел, он может получить не только признание единичных почитателей его творчества и покупателей, но и положительную оценку массового потребителя. Конечно, в том случае, если в его искусстве сочетаются идея, красота, польза миру и новшества, а также присутствуют идеи удобства и практичности, хоть и в малой степени, а иногда в очень большой. В таком случае его творчество может стать зарождением как одного, так и целого ряда ведущих и основополагающих тенденций в дизайне. Для данной цели необходимо постоянно учитывать и изучать опыт прошлых и нынешних мастеров, придумывать изделия в соответствии с современными тенденциями и потребностями человечества в искусстве, но при этом сочетать свои новые для мира идеи с уже сложившимися «классическими» основами.

Также при работе с дизайном проекта сам дизайнер должен учитывать множество этических аспектов, как экологичность (сниженный уровень потребления), инклюзивность, юзабилити, конфиденциальность данных и

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

замыслов, влияние непосредственно на социум и разгрузка внимания (перераспределение зацикленности на чем-либо). В идеале каждый дизайнер должен оценивать свой каждый проект и предотвращать всевозможное отрицательное влияние. Однако по некоторым причинам, многие предпочитают пренебречь этим. Ведь очень просто иметь моральные принципы, но в реальности сложнее работать в соответствии с ними [4].

Литература:

1. Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Екатеринбург, 2001. - С. 22-42, С. 98-112.

2. Глазычев В.Л. О дизайне: Очерки по теории и практике дизайна на Западе. - М., 1970. - С. 12-99.

3. Мосоров А.М., Мосорова Н.Н. Теория дизайна. Проблемы онтологического и методологического знания. - Екатеринбург, 2004. - С. 67, С. 86-114.

4. Папанек В. Дизайн для реального мира. - Москва, 2004. - С. 46-66, С. 144-164.

5. Электронный ресурс. - Режим доступа: https://w.histrf.ru/articles/article/ show/dizain (дата обращения: 19.04.2021)

6. Электронный ресурс. - Режим доступа: https://oformitelblok.ru/istoriya-dizayna.html (дата обращения: 19.04.2021)

7. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://taby27.ru/ studentam_aspirantam/philos_design/referaty_philos_design/opredelenie_design/ opredelenie-dizajna.sushhnost-dizajna.-dizajn-kak-fenomen-xx-veka.html (дата обращения: 20.04.2021)

8. Электронный ресурс. - Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ ruwiki/6977 (дата обращения: 24.04.2021)

9. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://taby27.ru/ studentam_aspirantam/philos_design/referaty_philos_design/opredelenie_design/ opredeleniya-dizajna.-sushhnost-dizajna.-dizajn-kak-fenomen-xx-v.html (дата обращения: 24.04.2021)

10. Электронный ресурс. - Режим доступа: https://tjournal.ru/art/81825-dizayn-v-kontekste-obshchestva-potrebleniya (дата обращения: 30.04.2021)

11. Электронный ресурс. - Режим доступа: https://vc.ru/design/73577-kak-otlichit-horoshiy-dizayn-ot-plohogo-tri-stula-i-artemiy-lebedev (дата обращения: 30.04.2021)

12. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.officenext.ru/orientir/ article_27506_vliyanie-dizayna-na-uspekh-biznesa/ (дата обращения: 02.05.2021)

13. Электронный ресурс. - Режим доступа: https://www.sostav.ru/ publication/mckinsey-kak-dizajn-vliyaet-na-biznes-pokazateli-34471.html (дата обращения: 02.05.2021)

»

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.