Научная статья на тему 'Инновации и проблемы дизайн-образования в контексте общекультурных ценностей'

Инновации и проблемы дизайн-образования в контексте общекультурных ценностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1851
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ДИЗАЙН / ТВОРЧЕСТВО / EDUCATION / DESIGN / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончарова Елена Владимировна

Дизайн-образование, являясь выразителем общекультурных ценностей, сохраняет материальную и духовную культуру. В статье делается акцент на развитие профессиональных навыков у студентов в области дизайнерского творчества в русле современных тенденций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovations and design education problems in a context of common cultural values

Design education, being the mouthpiece of common cultural values, preserves material and spiritual culture. The paper focuses on the development of professional skills of students in the field of design creativity in mainstream of modern trends.

Текст научной работы на тему «Инновации и проблемы дизайн-образования в контексте общекультурных ценностей»

УДК 74:008:378 Е. В. ГОНЧАРОВА

Омский государственный институт сервиса

ИННОВАЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ

ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Дизайн-образование, являясь выразителем общекультурных ценностей, сохраняет материальную и духовную культуру. В статье делается акцент на развитие профессиональных навыков у студентов в области дизайнерского творчества в русле современных тенденций.

Ключевые слова: образование, дизайн, творчество.

В современном мире большое внимание уделяется проблемам образования. Значение образования определяется, как процесс развития и саморазвития личности, воплощённый в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру. Оно является необходимым условием сохранения и развития материальной и духовной культуры. Основной путь получения образования — обучение и самообразование.

Понятие «образование» теснейшим образом связано с понятием культуры и обозначает в конечном итоге специфический человеческий способ развития и преобразования природных задатков и возможностей.

Рассматривая проблемы дизайн-образования, необходимо найти инновационные подходы к их решению в контексте общекультурных ценностей. Процесс формирования дизайнера как профессии ещё далеко не завершился. Известно, что в 1959 г. на Первом конгрессе ИКСИДа в Стокгольме термин «дизайнер» был признан международным для обозначения новой специальности, которая тогда же была внесена в Международный кодекс профессий. Но до сих пор ни одна страна, практикующая дизайн, не имеет единой системы дизайнерского образования. Программы учебных заведений стран Европы, Азии и Америки, выпускающие определённое количество дизайнеров в год, представляют собой калейдоскопическую картину концепций и методик. В некоторых странах, обратившихся к дизайну в последние 40 лет, вопросы подготовки художников-конструкторов пытались решить в общегосударственном масштабе. Возникает вопрос о том, что же должно превалировать в обучении дизайнеров — технические или художественные дисциплины, обязаны ли выпускники быть специалистами широкого профиля или узкая специализация больше соответствует дифференцированному характеру современного промышленного производства, — эти и подобные вопросы являются предметом постоянных дискуссий.

Сложность формирования системы обучения дизайнеров обусловлена не столько новизной этой области, сколько многозначностью самого дизайна как явления и неодинаковым пониманием его сущности, функций и задач теоретиками и практиками различных стран и школ.

Когда дизайн выделился в самостоятельную область человеческой деятельности и сформировались его задачи, выявилась недостаточность традиционных, во многом интуитивных средств, заимствованных в основном у искусства и архитектуры. Поэтому насущной потребностью для дизайнера является разработка теории построения предметной формы. Элементы этой теории содержатся и в программах пропедевтических курсов, знакомящих студентов на элементарном уровне с профессиональным языком дизайна.

Пропедевтические курсы различных учебных заведений отличаются друг от друга своими задачами и содержанием и определяются, прежде всего, той концепцией дизайна, которая принята в данной школе, так же как культура каждой эпохи отражает качественное своеобразие материальной, духовной, социальной жизни общества. Инновации не разрушают традиций, а органично их дополняют, почти растворяясь в них. Но следует отметить, что время меняет мировоззрение, меняются взгляды, вкусы, предпочтения. Конечно, главной функцией культуры является, прежде всего, сохранение многовекового опыта человечества и передача его каждому последующему поколению уже обогащенным современными инновациями. Каждому культурному периоду соответствует собственное художественное и дизайнерское наследие, которое не может повторяться, но может и должно преображаться в контексте общекультурных ценностей во временнокультурном пространстве. Так зарождаются новые стили в искусстве и дизайне, они несут черты тех инноваций, которые порождены мировоззренческими изменениями в обществе.

Инновационный подход и проблемы в дизайн-образовании в последнее время входят в число наиболее острых и животрепещущих, становятся одними из главных в контексте общекультурных ценностей для представителей интеллигенции, преподавателей вузов, научных работников и студентов, всех здравомыслящих представителей передового человечества, заинтересованного в творческом, интеллектуальном и культурном развитии молодежи — будущего человечества. С другой стороны, оказывается, что в арсенале критической мысли всё ещё нет достойного решения проблем этой категории: переходя к обсуждению явлений в дизайн-образовании, мы

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013 ДИЗАЙН. РЕКЛАМА

ДИЗАЙН. РЕКЛАМА ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013

стараемся представить себе сложнейшую мозаику разнородных явлений как нечто, в принципе, доступное схематизации. Не оказывается ли в конце концов, что проблема не имеет решения, что смысл её не в том, чтобы найти выход из кажущегося страшным положения, в котором сегодня оказалась вся система образования в нашей стране, а в том, чтобы искать единство в рамках иной категории? Достоинство дискуссий такого рода состоит в том, что они заставляют критика взглянуть на собственный инструментарий. Нужно быть уверенным прежде всего в собственных средствах анализа, а потом уже выносить оценки мировой практике в системе образования.

Поскольку сфера дизайна неразрывно связана с такими понятиями, как «среда» и «стиль», а они, в свою очередь, являются категориями, способными интегрировать многообразие предметного мира и художественных форм, обеспечивая их единство, то естественно рассматривать данные проблемы сквозь призму категории «культура». При этом визуальная интеграция мира в категории «стиль» и категории «среда» столь резко отличаются друг от друга, что можно говорить об их различиях. Здесь, безусловно, заявляет о себе закон единства и борьбы противоположностей. Рассматривать проблемы и инновации в дизайн-образовании необходимо в контексте общекультурных ценностей.

Необходимо отметить, что процесс возникновения новых систем ценностей, а также новых стилей, которые оказывают влияние и изменяют окружающую среду, являющуюся объектом для дизайнерских преобразований, сопровождает развитие культуры. В свою очередь, становление относительно самостоятельных систем ценностей, которые ранее включены в контекст общекультурных ценностей, приводит к их специализации. Дизайн является таким видом эстетической деятельности, который способствует образованию инноваций как в форме, так и в содержании, что, в свою очередь, не может не отражаться на тех способах передачи информации, которые исследователи — педагоги-дизайнеры — применяют в своей профессиональной деятельности. Педагог-дизайнер непосредственно участвует в процессе создания культурных ценностей. Ещё Цицерон писал о значимой роли педагогов в обществе: «И именно те люди, чьи занятия и вся жизнь были посвящены познанию, всё же не переставали заботиться о пользе и об интересах людей; ведь они обучили многих людей, дабы они стали лучшими гражданами, более полезными своим государствам...» [1, с. 156].

Область дизайна представляет всё более популярную сферу в жизни общества, профессии и образовании, поэтому главная задача в процессе обучения специалистов данной области дизайн-проектированию заключается в решении предметно-пространственного наполнения среды с учётом заданного архитектурой «средового» пространства. На современном этапе, при создании новых учебных программ, необходимо учитывать то, что дизайнеру придётся работать не только над новыми проектами, но и с реконструкцией существующей архитектурной среды, занимаясь её обновлением.

Одной из важных задач в современном дизайн-образовании является создание условий, способствующих развитию профессиональных навыков у студентов в контексте общекультурных ценностей. Это сегодня является важнейшим этапом в формировании инновационного подхода в области высшего

образования. «Дизайн в сегодняшнем мире отвечает за эстетическое и культурное содержание человечества, так как он окружает нас повсюду и во всём, в каждой вещи. Дизайн сформировался как самостоятельная дисциплина и его задача создать культурное общество» — утверждает Т. Ю. Быстрова [2].

Дизайн возник в начале ХХ века, в эпоху стихийного становления предметной среды как явления, обладающего визуальными и функциональными свойствами. Он призван был решить проблему соединения в одной вещи обоих свойств, то есть проблему рационального построения предметного мира таким образом, чтобы существование и функционирование человека в этом мире было наиболее комфортным. Предмет дизайнерской деятельности может выступать как предмет эстетического воздействия на бытие человека. Даже в самом незначительном и обыденном предмете, если в него вложена дизайнерская мысль, можно увидеть эстетически прекрасное произведение, которое естественным образом, ненавязчиво будет влиять на эстетический вкус человека. Процесс создания предмета обуславливается утилитарно-практическими потребностями, преобразовывая бытие пространства и служа эволюционным моментом для дальнейшего развития мысли и продукта. Таким образом, как отмечает Я. А. Лу-гина: «Целью дизайна прежде всего является изменение среды обитания человека посредством проектирования предметной среды, обладающей эстетическими свойствами и помогающей решать социальнотехнические проблемы комфортной жизнедеятельности людей. Можно сказать, что дизайн — это эстетическое формообразование, а изобразительное искусство — образное творение личностного мира» [3, с. 61].

Творческая деятельность дизайнера является по своей сущности инновационной, решающей задачи, отличающиеся новизной любой категории и требующей интеграции теории и практики различных видов деятельности в различных областях. Всё это, в свою очередь, является веским аргументом для создания соответствующих условий в виде дополнительных площадей под мастерские, где студенты дизайнерских специальностей смогут на практике осваивать необходимые навыки, а также лаборатории, специально оборудованные по последнему слову техники. Это прежде всего программное обеспечение, а также обеспечение современными материалами дизайна для проведения экспериментальных задач по воплощению творческих идей в практике. Профессиональное владение современными технологиями в области дизайна есть важнейшее условие для воспитания специалиста в высшей школе дизайна. В этой связи, поскольку дизайн есть специфический род проектной деятельности, а дизайнер должен обладать хорошо развитым пространственным мышлением и логикой, дополнительные площади под оборудованные мастерские просто необходимы.

Цель деятельности будущих дизайнеров формируется под воздействием потребностей человека. Мы уже фиксировали внимание на необходимости учитывать то, что дизайнер часто будет работать не с новым проектом, а с реконструкцией существующей архитектурной среды, занимаясь её обновлением. В связи с этим необходимо так организовать процесс обучения, чтобы учесть большое количество требований, критериев, нюансов той или иной специальности, группы, а также отдельного студента. В качестве средства реализации компетентностного подхода для дизайнерских специальностей необхо-

дима такая информационная система, под которой понимается совокупность технических, программных, методических средств, позволяющих применять в образовательном процессе информационные компьютерные технологии, а также осуществлять сбор, хранение и обработку данных.

Одними из основных задач дизайн-образования являются определение подходов к процессу подготовки специалистов, а также диагностика и прогнозирование развития личности будущих выпускников. Безусловно, дизайнерская деятельность является инновационной, она требует интеграции теории и практики различных видов деятельности и в различных областях. Дизайнерскую деятельность можно назвать творческой. Творческой деятельности характерен поиск и предложение множества вариантов, один из которых, возможно, будет реализован. Дизайнер должен обладать таким качеством, как креативность. Но следует заметить, что «креативность» не есть «воображение». Известно, что некоторые западные технологии развития креативности, по сути, развивают воображение. «На самом деле, воображение является одной из составляющих креативности. Креативность — это качество личности, позволяющее принимать нестандартные решения. Креативность является интегративным качеством и включает в себя помимо развитого воображения творческое мышление и высокий уровень развития общей культуры (определённые багаж общекультурных знаний и умение им пользоваться, вкус, юмор и т. д.)» — констатирует Я. А. Лугина [3, с. 63].

Чтобы стать профессионалом в области дизайна, необходимо, прежде всего, иметь к этому природные способности или, как говорят, иметь предназначение. Тот факт, что не все выпускники, получившие диплом дизайнера, становятся специалистами и работают, развивая полученные в институте навыки и знания, говорит не только о естественном отборе. Это подтверждается тем, что материальный мир является отражением социальной среды общества и тесно связан с ним гуманистическими и просветительными идеями. В идеале, будущий специалист в области дизайна — это самостоятельная личность, творческая индивидуальность, яркий представитель передовой части общества его культуры. Но не следует забывать о том, что «...понятие идеала, в соответствии с правдивостью времени, может раскрывать смысл человеческой деятельности на определённом историческом этапе своего развития. Иногда идеал идёт вразрез с истиной, поэтому бывает так, что истина не несёт никакой ответственности за её применение, но именно идеал принимает на себя всю ответственность целиком. В результате, по мере расцвета идеала, действительность, направляемая им, может наполняться глубоким смыслом, но может, по мере его же упадка, постепенно терять этот смысл и становиться бессмыслицей», — как правильно отмечает в своей статье «Дизайнерское искусство как продукт культурных и художественных ценностей общества» Г. Ю. Османкина [4, с. 83].

Известно, что дизайн, как область культуры и науки, находится где-то посередине между удовлетворением материальных запросов человека и его духовных потребностей. Поэтому, возможно, проблемы в дизайн-образовании следует искать на этой тонкой грани или они находятся где-то рядом.

Действующий дизайнер творит культуру, воспроизводит и использует её как средство для собственного развития. Преподаватель, обучающий студента дизайнерской специальности, в свою очередь, является строителем культуры мира студента как формирователь его эстетического содержания.

Когда речь заходит о формировании эстетических вкусов студентов, как будущих исполнителей дизайн-проектов, возникает некая расплывчатость, ведь задача дизайнера заключается не только в качественном выполнении требований заказчиков. «Вкусы разные» — «tastes are different», как говорят англичане. Здесь значимая роль образования и той и другой стороны очевидна. Таким образом, осуществляется взаимовлияние людей, несущих культуру обществу, и людей, воспринимающих её новые тенденции. Регулярное проведение выставок учебных работ студентов и творческих работ преподавателей предоставляет яркую возможность культурного общения и одновременно образовательно-про-святительской деятельности, а также профессиональной ориентации школьников, выпускников колледжей и училищ.

Творческой личностью являются те люди, у которых развита самодисциплина, они могут работать без перерыва на перемены, без отдыха, самостоятельно распределяя своё время. Навязывание каких-либо систем, привнесённых из других сфер учебной деятельности, только принесёт вред и разрушение. Проблемы в дизайн-образовании связаны зачастую с плохой материальной базой. Известно, чтобы что-то спросить или иметь — необходимо вложить, это касается финансовой стороны вопроса, но непосредственно влияет на создание общекультурных ценностей и повлияет на появление инноваций.

Важно отметить, что понимание искусства стало новым символом принадлежности к элите взамен владения самими произведениями, а поскольку знание истории и теории искусства требует высокого уровня образования, искусство по-прежнему остаётся знаком принадлежности к высшему классу.

Библиографический список

1. Цицерон. Об обязанностях / Цицерон // Мысли Рима. Наедине с собой : соч. — М. : ЭКСМО-Пресс, 1998. — 832 с.

2. Быстрова, Т. Ю. Об имиджелогии и философии дизайна [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www/ taby27.ru/studentam_aspirantam/ philos_design-/phdesign-test1.html/ (дата обращения: 24.10.2012).

3. Лугина, Я. А. Специфика дизайнерской деятельности / Я. А. Лугина // Визуальная культура: дизайн, реклама, информационно-коммуникационные технологии : материалы IX Меж-дунар. науч.-практ. конф. — Омск : ОмГТУ, 2010. — С. 61—65.

4. Османкина, Г. Ю. Дизайнерское искусство как продукт культурных и художественных ценностей общества / Г. Ю. Ос-манкина // Визуальная культура: дизайн, реклама, информационно-коммуникационные технологии : материалы IX Меж-дунар. науч.-практ. конф. — Омск : ОмГТУ, 2010. — С. 82 — 84.

ГОНЧАРОВА Елена Владимировна, доцент кафедры «Дизайн, рисунок, живопись».

Адрес для переписки: qonharova-e@imbox.ra

Статья поступила в редакцию 03.12.2012 г.

© Е. В. Гончарова

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013 ДИЗАЙН. РЕКЛАМА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.