Научная статья на тему 'Особенности диверсификации логистической системы предприятия животноводства'

Особенности диверсификации логистической системы предприятия животноводства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИВОТНОВОДЧЕСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПОТОКИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ / СЕРВИСНЫЕ ПОТОКИ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ANIMAL BREEDING ENTER PR I SE / LOG I STICS SYSTEM / MATER IAL F LOWS / INFORMATION FLOWS / SERVICE FLOWS / ACTIVITY DIVERSIFICATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Локтионов Павел Викторович

Статья посвящена особенностям развития логистической системы предприятия животноводства. Обозначены основные проблемы функционирования действующей логистической системы. Предложен механизм комплексного развития логистической системы животноводческого предприятия на основе ее диверсификации. Доказана необходимость диверсификации за счет приобретения мобильной скотобойни и ее интеграции в логистическую систему животноводческого предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LOGISTICS SYSTEM DIVERSIFICATION FEATURES OF LIVESTOCK ENTERPRISES

The article is devoted to the peculiarities of the development of the logisticssystem of an animal husbandry enterprise. The main problems of the functioningof the existing logistics system are indicated. A mechanism for the integrateddevelopment of the logistics system of an animal husbandry enterprise on thebasis of its diversification is proposed. The need for diversification through theacquisition of mobile slaughterhouse and its integration into the logistics systemof the livestock enterprise is proved.

Текст научной работы на тему «Особенности диверсификации логистической системы предприятия животноводства»

ОСОБЕННОСТИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ЖИВОТНОВОДСТВА

THE LOGISTICS SYSTEM DIVERSIFICATION FEATURES OF LIVESTOCK ENTERPRISES

УДК 338.4 DOI: 10.25631/PEJ.2018.4.16

ЛОКТИОНОВ Павел Викторович

аспирант Санкт-Петербургского экономического университета, Loktionov.pavel@gmail.com LOKTIONOV, Pavel Viktorovich

Postgraduate Student of the Saint-Petersburg University of Economics, Loktionov.pavel@gmail.com

Аннотация.

Статья посвящена особенностям развития логистической системы предприятия животноводства. Обозначены основные проблемы функционирования действующей логистической системы. Предложен механизм комплексного развития логистической системы животноводческого предприятия на основе ее диверсификации. Доказана необходимость диверсификации за счет приобретения мобильной скотобойни и ее интеграции в логистическую систему животноводческого предприятия.

Ключевые слова: животноводческое предприятие, логистическая система, материальные потоки, информационные потоки, сервисные потоки, диверсификация деятельности.

Abstract.

The article is devoted to the peculiarities of the development of the logistics system of an animal husbandry enterprise. The main problems of the functioning of the existing logistics system are indicated. A mechanism for the integrated development of the logistics system of an animal husbandry enterprise on the basis of its diversification is proposed. The need for diversification through the acquisition of mobile slaughterhouse and its integration into the logistics system of the livestock enterprise is proved.

Key words: animal breeding enterprise, logistics system, material flows, information flows, service flows, activity diversification.

© Локтионов П. В., 2018.

Современных животноводческих предприятий, имеющих полную логистическую цепочку: выращивание крупного рогатого скота (КРС) - убой, обвалка - мясоперера-ботка - поставка на рынок готовой продукции, в России пока мало, и их продукция в дефиците. Важный этап в развитии предприятий - приобретение собственной бойни с последующей реализацией мясной продукции. В Ленинградской области (ЛО) данный сегмент имеет огромный потенциал, развитие которого может повысить эффективность деятельности животноводческого предприятия. Рынок убоя и первичной мясопереработки в России развивается быстрыми темпами в условиях продолжающихся экономических санкций и государственной политики на им-портозамещение.

Для определения возможностей будущей деятельности на рынке убоя и первичной мя-сопереработки автором проведен анализ пяти конкурентных сил М. Портера (рисунок 1).

• Внутриотраслевая конкуренция - согласно данным информационного портала для предпринимателей мясной и мясоперерабатывающей промышленности, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области на данный момент зарегистрированы девять компаний, занимающихся убоем скота [1]. Крупнейшей компанией на мясном рынке и единственной занимающейся убоем скота на заказ является ООО «Мясная Гатчинская Компания». В наличии у компании имеется стационарный цех для забоя скота и пять скотовозов. Другие предприятия специализируются либо на убое собственного скота, либо на обработке туш. Соответственно имеется быстрый и легкий вход на рынок, потенциальных предприятий-потребителей много, а предприятий-поставщиков услуг недостаточно.

• Влияние поставщиков - основными поставщиками являются топливные компании, которые поставляют дизельное топливо для передвижения мобильной скотобойни. Их влияние велико, цены на товар постоянно растут. Таким образом, поставщики - конкурентная сила, которая имеет значительное влияние на предприятие.

• Возможность проникновения на рынок потенциальных конкурентов - с экономической точки зрения вход на рынок - выгодное вложение, можно спрогнозировать быстрый рост конкурентов на рынке. На данный момент у предприятия есть все шансы занять свою нишу на рынке.

• Возможность появления товаров-субститутов - единственной заменой мобильной скотобойни являются стационарные скотобойни. При невысокой производственной мощности, конкурентным преимуществом является ее мобильность, возможность качественно обслуживать клиентов рядом с производством, что значительно увеличивает шансы выиграть конкуренцию.

• Влияние потребителей - спрос на услугу забоя скота очень велик, а предложения ограниченны, соответственно клиенты-потребители не смогут оказывать влияние на ценовую политику данной услуги.

Результаты исследования логистической системы животноводческого предприятия ООО «Племенной завод «Бугры», проведенного автором статьи, показали, что выявленные проблемы в логистике невозможно решить без изменения существующей логистической системы предприятия. Она нуждается в диверсификации, а именно во включении в логистическую цепочку собственной переработки мясного сырья. Что, соответственно, приведет к изменению существующих и созданию новых логистических потоков: материальных финансовых, информационных и сервисных [3].

Животноводческое предприятие ООО «Племенной завод «Бугры» Ленинградской области осуществляет два вида деятельности: производство продукции животноводства и выращивание однолетних кормовых культур для собственных нужд. Основной доход приносит реализация сырого коровьего молока, весь произведенный объем которого забирается собственным транспортом покупателя. Специфика животноводческих предприятий КРС состоит в том, что животные имеют определенный жизненный цикл, средний возраст обновления стада - шесть лет, а животных, которые не дают молоко, сдают на мясоком-

РГСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 4 • 2018 I

Рисунок 1

Модель влияния конкурентной среды на предприятие по М. Портеру [2]

бинаты. Действующая логистическая система

000 «Племенной завод «Бугры» представлена на рисунке 2.

Существующая логистическая система имеет входной материальный поток, который представляет закупку животных - телят и материально-техническое обеспечение (МТО): комбикорм, оборудование для охлаждения молока, специальное оборудование, топливо, медикаменты, семена и др. Закупают животных по плану закупки, когда возникает потребность в увеличении численности стада. Материальный поток МТО после входа в логистическую систему животноводческого предприятия принимает форму запаса и хранится на складе МТО [4].

Со склада МТО материальный поток перемещается в основное производство - на фер-

му, где получают сырое коровье молоко. По причине того, что молоко - скоропортящийся продукт, данное предприятие не имеет собственного склада готовой продукции.

Таким образом, сразу после окончания процесса производства материальный поток перемещается к покупателю для дальнейшей переработки.

В процессе производства сырого коровьего молока основные фонды - стадо крупного рогатого скота (КРС) физически стареет, и материальный поток основных фондов (коров) отправляется на выход из логистической системы предприятия к партнерам, которые занимаются убоем коров [4].

Финансовых потоков в данной логистической системе несколько. Один сонаправлен с материальным - это поток, выходящий из

ип

—► МП - материальный поток; —► ФП - финансовый поток; ИП - информационный поток; СП - сервисный

Рисунок 2

Действующая логистическая система ООО «Племенной завод «Бугры»

предприятия вместе с выходящим потоком основных фондов. Есть два других финансовых потока: один направлен от покупателя животной продукции в систему предприятия, другой - от предприятия животноводства к поставщикам материально-технического обеспечения и продавцов животных.

В логистической системе предприятия функционирует несколько информационных потоков [4]:

• при закупке у поставщиков МТО и продавцов животных информационный поток направлен от предприятия к поставщикам и содержит информацию о существующих потребностях;

• аналогичный информационный поток идёт в компанию от покупателей животной продукции;

• информационный поток к партнерам, занимающимся убоем коров, содержащий ин-

формацию о том, когда и сколько коров будет отправлено на убой.

Сервисные потоки логистической системы направлены следующим образом:

• от поставщиков МТО к складу МТО;

• от продавцов животных к основному производству;

• от покупателей животной продукции и от партнеров, занимающихся убоем коров, к основному производству.

Партнеры сами осуществляют всю необходимую транспортировку до предприятия (вход в систему) и из него (выход из системы) [5].

Предпосылками для реорганизации действующей логистической системы ООО «Племенной завод «Бугры» стали результаты исследования логистической системы и выявленные автором проблемы ее функционирования (рисунок 3).

Рисунок 3

Проблемы функционирования действующей логистической системы ООО «Племенной завод «Бугры» I ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 4 • 2018

1. Отсутствие логистического подхода. Все потоки на предприятии не имеют ответственного лица - руководителя, ответственного за его функционирование, несмотря на отсутствие проблем в данный момент, предприятие рискует потерять свою внутреннюю организацию в случае неожиданных внешних воздействий.

2. Правовое обеспечение. Одной из проблем предприятия является необходимость партнерства с предприятиями, осуществляющими убой коров. С 1 мая 2014 г. вступил в силу технический регламент Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» (ТР ТС 034/2013), согласно которому фермеры, которые хотят продавать мясо убитого скота, обязаны производить убой скота по определенному регламенту [6].

3. Экономическая иррациональность. Численность стада КРС составляет 900 коров и 1300 телят. Телятами считается крупный рогатый скот до двух лет. Средний срок обновления стада составляет шесть лет. За убой одной коровы скотобойни требуется не менее 1000 руб. Таким образом, через шесть лет предприятию придется потратить на оплату убоя свыше двух млн руб. Если стадо не будет увеличиваться, то такие затраты будут происходить с периодичностью каждые шесть лет. В среднем в год на убой животных необходимо тратить более 350 тыс. руб.

4. Стратегические цели предприятия. В стратегические приоритеты развития животноводческого предприятия заложен план расширения стада КРС, что значительно увеличит затраты на убой скота. Вторая приоритетная стратегическая цель - запуск собственной скотобойни с целью минимизации издержек на убой животных.

В связи с этим автор статьи предлагает диверсификацию логистической системы данного предприятия с включением дополнительного звена - мобильной скотобойни (рисунок 4).

Механизм комплексного развития животноводческого предприятия с учетом отдельных периодов представлен на рисунке 5. В подготовительный период предприятию необ-

ходимо провести комплексный анализ своей деятельности, спрогнозировать и спланировать ожидаемые изменения [7]. Необходимо реализовать вспомогательные проекты - закупить необходимое оборудование для расширения стада (построить стойла, обеспечить условия для содержания), создать необходимые для дальнейшей деятельности подразделения. После реализации данных проектов необходимо провести контроль и начинать расширение основной деятельности, развивать появившиеся процессы от вспомогательных до равных -проводить диверсификацию (аутсорсинг в данных сферах) [7].

В рамках реализации проектов, необходимых для расширения основной деятельности, следует организовать отдел логистики. Это изменение позволит оптимизировать входные потоки МТО, структурировать деятельность предприятия, а также обеспечит снижение рисков в случае непредвиденных ситуаций и регулирование потоков [4].

Создание отдела логистики позволит структурировать работу склада МТО, оптимизировать процесс закупок, координировать информационные потоки, он исполняет роль центра, собирающего и обрабатывающего всю информацию. Также для успешной работы системы необходимо внедрять современные технологии и информационные системы, программные продукты. На первоначальном этапе создания отдела логистики потребуется два квалифицированных специалиста. В дальнейшем с расширением производственных мощностей предприятия и усилением роли функционала логистики предприятия потребуется увеличение штата специалистов-логистов.

Работа мобильной скотобойни заключается в забое скота, первичной обработке туш, кремации отходов. При этом имеется возможность постоянно изменять территориально место ее работы.

Емкость рынка убоя скота ЛО и в целом по стране резко увеличилась, что связано с вводом в действие новых правил в законодательстве, согласно которым предприятия обязаны производить убой скота по особым

МП - материальный поток; —► ФП - финансовый поток; ~► ИП - информационный поток; ~► СП - сервисный поток

Рисунок 4

Интеграция мобильной скотобойни в логистическую систему животноводческого предприятия

Анализ рынка

Создание планов изменения деятельности предприятия

Контроль проведенных изменений, подготовка к более крупным проектам

Расширение вспомогательной деятельности до уровня, равного основной - диверсификация

Рисунок 5

Механизм комплексного развития животноводческого предприятия

условиям, на сертифицированном оборудовании. Поэтому многие предприятия малого и среднего бизнеса, зарегистрированные как крестьянские (фермерские) хозяйства или сельскохозяйственные предприятия животноводства, содержащие стада КРС и других сельскохозяйственных животных, вынуждены

пользоваться сторонними услугами, которые имеют соответствующее оборудование для убоя [6].

В процессе работы скотобойни на выходе получают мясо: туши и полутуши. Большинство крестьянских (фермерских) хозяйств, с целью получения дополнительной прибыли,

РГСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 4 • 2018 I

самостоятельно продают мясо забитых животных. В рамках предлагаемого изменения логистической системы клиенты-потребители, которые заказали убой скота, самостоятельно организуют сбыт продукции.

Ввиду невысокой производительности (не более 15 голов КРС в день) предприятие займет рынок убоя скота животноводческих предприятий малого и среднего бизнеса.

Крупные агрохолдинги, перерабатывающие предприятия, имеют собственные скотобойни или используют услуги стационарных скотобоен.

В результате интеграция мобильной скотобойни в логистическую систему животноводческого предприятия позволит не зависеть от сторонних предприятий, оказывающих услуги забоя КРС, снизить логистические издержки.

Список литературы

1. Региональный информационный мясной портал. Все для мясопереработки в Санкт-Петербурге и Лен. обл. URL: http://www.spb.infomeat.ru (дата обращения: 30.10.2018).

2. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. СПб.: Альпина Паблишер, 2018. 164 с.

3. Щербаков В. В., Иванова Д. П. Программно-целевой подход к обоснованию инновационных управленческих решений в логистической системе производственного предприятия// РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. М.: ООО «Новые печатные технологии». 2018. № 2. С. 23-28.

4. Локтионов П. В. Особенности управления логистическими издержками животноводческого комплекса // Петербургский экономический журнал. 2018. № 2. С. 157-166.

5. Карх Д. А., Бармина Е. Ю. Фактор неопределенности среды в управлении логистической системой: Логистика и управление цепями поставок: сб. науч. тр. / В. В. Щербаков [и др.]. СПб.: СПбГЭУ, 2017. С. 46-49.

6. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» (ТР ТС 034/2013) URL: http://docs.cntd.ru/document/499050564 (дата обращения: 10.10.2018).

7. Michurina O. Y, Dubinina N. A., Barmina E. Y. Elements of the «new economy» and innovative development as strategic priorities for strengthening the competitive position of the regions // Competitive, Sustainable and Secure Development of the Regional Economy: «Response to Global Challenges» (CSSDRE 2018). 2018. Vol. 39. P. 169-173. URL: https:// www.atlantis-press.com/proceedings/cssdre-18/articles?q=Barmina+E.Y(дата обращения: 30.10.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.