ОСОБЕННОСТИ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В УКРАИНЕ Бурчак А.Ю. Email: Burchak17103@scientifictext.ru
Бурчак Антон Юлианович - студент, кафедра административного права, Национальный юридический университет им. Ярослава Мудрого, г. Харьков, Украина
Аннотация: в статье анализируется дисциплинарная ответственность государственных служащих в Украине. Рассматриваются вопросы дисциплинарной ответственности государственных служащих в Украине, порядок применения дисциплинарных взысканий, тенденции совершенствования законодательства, регулирования данных отношений. Данный вопрос является достаточно актуальным, поскольку с каждым годом штат государственных служащих все более и более расширяется. Автор описывает конкретно дисциплинарную ответственность государственных служащих, так как на практике это наиболее применимый вид ответственности.
Ключевые слова: дисциплинарная ответственность, государственные служащие, взыскание, дисциплинарные проступки, дисциплинарное производство.
FEATURES OF DISCIPLINARY RESPONSIBILITY OF STATE EMPLOYEES IN UKRAINE Burchak A.Yu.
Burchak Anton Yulianovich - Student, DEPARTMENT OF ADMINISTRATIVE LAW, YAROSLAVMUDRYINATIONAL LAW UNIVERSITY, KHARKOV, UKRAINE
Abstract: in the article, disciplinary responsibility of civil servants in Ukraine is analyzed. The issues of disciplinary responsibility of civil servants in Ukraine, the procedure for applying disciplinary sanctions, the tendency to improve legislation, and regulate these relations are examined. This issue is quite urgent, as every year the staff of civil servants is expanding more and more. The author describes the disciplinary responsibility of civil servants, since in practice this is the most applicable type of responsibility. Keywords: disciplinary responsibility, civil servants, recovery, disciplinary offenses, disciplinary proceedings.
УДК 342.922
Дисциплинарная ответственность государственных служащих, Несколько отличается от дисциплинарной ответственности работников, работающих по трудовому договору на предприятиях. В Законе Украины «О государственной службе» законодатель нормативно закрепляет эти особенности.
Согласно ч. 1 ст. 66 Закона Украины «О государственной службе» к государственным служащим может применяться только один из следующих видов дисциплинарного взыскания, как:
1) замечание;
2) выговор;
3) предупреждение о неполном служебном соответствии;
4) освобождение от должности государственной службы [1].
Такой перечень дисциплинарных взысканных является вполне исчерпывающим для госслужащих, поскольку законодатель полностью предоставляет все возможные взыскания именно для данной конкретной должности.
Часть 2 ст. 65 и ч. 5 ст. 66 Закона Украины «О государственной службе» определен перечень дисциплинарных проступков и общие условия применения дисциплинарных взысканий за их совершение [1].
В части 2 ст. 69 Закона Украины «О государственной службе» предусмотрено, что дисциплинарной комиссией в отношении государственных служащих, занимающих должности государственной службы категории «А», является комиссия [1]. Так, например, за нарушение присяги государственного служащего, накладывается взыскание в виде увольнения с должности государственной службы (ч. 5 ст. 66 Закона Украины «О государственной службе»). Поскольку высший корпус государственной службы является высшей категорией должностей государственных служащих, то созыва комиссии для решения дисциплинарных вопросов является обязательным. [3].
Следует обратить внимание на то, что увольнение с должности государственной службы является исключительным видом дисциплинарного взыскания и может быть применено в соответствии с ч. 5 ст. 66 Закона Украины «О государственной службе» только за:
1. нарушение Присяги государственного служащего; проявление неуважения к государству, государственным символам Украины, Украинского народа;
2. превышение служебных полномочий, если оно не содержит состава преступления или административного правонарушения; использование полномочий в личных (частных) интересах или в неправомерных интересах других лиц;
3. появление государственного служащего на службе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения и т.д. [5].
Частью 1 ст. 67 Закона Украины «О государственной службе» установлено, что дисциплинарное взыскание должно соответствовать характеру и тяжести совершенного дисциплинарного проступка и степени вины государственного служащего [1]. При определении вида дисциплинарного взыскания необходимо учитывать характер дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, наступление тяжких последствий, добровольное возмещение причиненного вреда, предварительную проверку государственного служащего и его отношение к исполнению должностных обязанностей. То есть, это - является неким проявлением диспозитивности дисциплинарного взыскания с государственного служащего [2].
Существуют обстоятельства, отягчающие ответственность (ч. 4 ст. 67 Закона Украины «О государственной службе»), а также в ч. 2 ст. 67 Закона Украины «О государственной службе» имеются обстоятельства, смягчающие ответственность государственного служащего.
Частью 1 ст. 68 Закона Украины «О государственной службе» установлено, что дисциплинарные производства инициируются субъектом назначения, а в ч. 2 ст. 68 Закона Украины «О государственной службе», определены субъекты, уполномоченные применять дисциплинарные взыскания [1]. Так, на государственных служащих, которые занимают должности государственной службы категорий «А», «Б» и «В», субъектами, которые уполномочены применять дисциплинарные взыскания в отношении замечания, являются субъекты назначения, а в отношении других видов дисциплинарных взысканий - для категории «А» - субъекты назначения с учетом предложения комиссии, для категорий «Б» и «В» - субъекты назначения по представлению дисциплинарной комиссии [2]. Такое деление является вполне обоснованным, поскольку в зависимости от должности государственного служащего, инициирование и назначение взыскания должно происходить соответствующим органом.
Согласно ст. 71 и 72 Закона Украины «О государственной службе» на время осуществления дисциплинарного производства государственный служащий может быть отстранен от выполнения должностных обязанностей [1]. Этот вопрос требует научной полемики. Правовые школы Украины разделены на 2 группы в этом вопросе. Одни считают, что отстранение необходимо во всех случаях дисциплинарного взыскания, как в данный момент записано в законе, другие - что отстранение должно
применяться в исключительных случаях, либо вообще не применяться [4]. Автор в этом вопросе придерживается точки зрения законодателя.
Требования относительно порядка создания дисциплинарных комиссий и определение их полномочий установлено нормами ст. 69 Закона Украины «О государственной службе».
Как вывод, проанализировав все вышеизложенное, можно с уверенностью утверждать, что Закон Украины «О государственной службе», в редакции от 01.01.2017, довольно исчерпывающе и полно раскрывает дисциплинарную ответственность государственных служащих и дополнения на данный момент не требует.
Список литературы /References
1. Закон Украины «О государственной службе» № 3723-XII от 16 декабря 1993 // Ведомости Верховной Рады (ВВР), 1993. № 52. Ст. 490.
2. Кивалов С.В., Белая Л.Г. Организация государственной службы в Украине: Учебно-методическое пособие. Одесса: Юрид. Лит., 2002.
3. Государственная служба: плюсы и минусы нового закона. // «Правительственный курьер», 28 апреля 1994. С. 4.
4. Государственное управление: теория и практика / Под общ. ред. проф. В.Б. Аверьянова. М.: Интер, 1998. 432 с.
5. Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход: Учебник. Ростов-на-Дону: Росиздат, 1997. 448 с.