Научная статья на тему 'Особенности дисгармоничной структуры ответственности у студентов медицинского вуза'

Особенности дисгармоничной структуры ответственности у студентов медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
37
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Лечебное дело
ВАК
Ключевые слова
студенты-медики / ответственность / профессиональные качества / черты личности. / medical students / responsibility / professional qualities / personality traits

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чернов Д. Н., Шачнева К. И.

Ответственность является важнейшим профессионально значимым качеством медицинских работников. Дисгармоничная структура ответственности может иметь негативные последствия как для их профессиональной деятельности, так и для личностного развития. Цель исследования заключалась в сравнении психологической структуры ответственности студентов ФГАОУ ВО “Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова” Минздрава России, имеющих полярные уровни проявления ответственного поведения. Для изучения особенностей ответственного поведения студентов использовалась методика “Многомерно-функциональная диагностика ответственности (ОТВ-70)” В.П. Прядеина. Для верификации результатов исследования применялись методы статистического анализа: рассчитывался коэффициент ранговой корреляции Спирмена для определения связей между исследуемыми показателями, а также непараметрический критерий Манна–Уитни для выявления различий в уровне признаков. Установлено, что студенты как с гипоответственным, так и с гиперответственным поведением обладают дисгармоничной структурой ответственности. Гипоответственные студенты не стремятся скрывать свою необязательность от окружающих, однако могут приступить к выполнению ответственных заданий, чтобы не отставать от коллектива. При этом состояние ответственной зависимости создает для них ситуацию ограничения и обременения. Гиперответственные студенты берут на себя ответственность, руководствуясь совестью, чувством долга, желанием выделить себя в глазах окружающих, но при этом взятие ответственности вызывает у них негативные переживания. Результаты могут быть полезны для построения программ консультационно-профилактической и воспитательной деятельности при работе со студенческим контингентом медицинского вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Features of Disharmonious Structure of Responsibility Among Medical Students

Responsibility is the most important professional quality for medical workers. The disharmonious structure of responsibility can have negative consequences both for their professional activity and for personal development. The purpose of this study was to compare the psychological structure of responsibility among students of the Pirogov Russian National Research University with opposing levels of responsible behavior. The Multidimensional Functional Diagnostics of Responsibility (OTV-70) methodology by V.P. Pryadein was used to study the features of responsible behavior. To verify the results of the study, the following statistical methods were used: Spearman’s rank correlation coefficient was calculated to determine the relationships between parameters and nonparametric Mann–Whitney test was applied to identify the differences in the levels of variables. It was found that students with both hypoand hyper-responsible behavior had a disharmonious structure of responsibility. Hypo-responsible students did not seek to hide their lack of commitment from others, however, they were able to commence with responsible tasks in order to keep up with the team. At the same time, the state of responsible dependence created a situation of restriction and encumbrance for them. Hyper-responsible students took responsibility guided by conscience, a sense of duty, and desire to be exclusive among the others. At the same time taking responsibility was associated with negative experience for them. The results can be useful for creating programs for advisory, preventive, and educational activities with the students of medical universities.

Текст научной работы на тему «Особенности дисгармоничной структуры ответственности у студентов медицинского вуза»



Структура ответственности студентов

DOI: 10.24412/2071-5315-2023-12960

Особенности дисгармоничной структуры ответственности у студентов медицинского вуза

^ Д.Н. Чернов1, К.И. Шачнева2

Институт клинической психологии и социальной работы ФГАОУВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова"Минздрава России, Москва 1 Кафедра общей психологии и психологии развития

2 Студентка

Ответственность является важнейшим профессионально значимым качеством медицинских работников. Дисгармоничная структура ответственности может иметь негативные последствия как для их профессиональной деятельности, так и для личностного развития. Цель исследования заключалась в сравнении психологической структуры ответственности студентов ФГАОУ ВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова" Минздрава России, имеющих полярные уровни проявления ответственного поведения. Для изучения особенностей ответственного поведения студентов использовалась методика "Многомерно-функциональная диагностика ответственности (0ТВ-70)" В.П. Прядеина. Для верификации результатов исследования применялись методы статистического анализа: рассчитывался коэффициент ранговой корреляции Спирмена для определения связей между исследуемыми показателями, а также непараметрический критерий Манна—Уитни для выявления различий в уровне признаков. Установлено, что студенты как с гипоответственным, так и с гиперответственным поведением обладают дисгармоничной структурой ответственности. Гипоответственные студенты не стремятся скрывать свою необязательность от окружающих, однако могут приступить к выполнению ответственных заданий, чтобы не отставать от коллектива. При этом состояние ответственной зависимости создает для них ситуацию ограничения и обременения. Гиперответственные студенты берут на себя ответственность, руководствуясь совестью, чувством долга, желанием выделить себя в глазах окружающих, но при этом взятие ответственности вызывает у них негативные переживания. Результаты могут быть полезны для построения программ консультационно-профилактической и воспитательной деятельности при работе со студенческим контингентом медицинского вуза.

Ключевые слова: студенты-медики, ответственность, профессиональные качества, черты личности.

Введение

Ответственность является важнейшим качеством личности, которым должен обладать современный человек для оптимальных межкультурных, общественно-политических, социальных, профессиональных и межличностных коммуникаций [1—5].

Контактная информация: Чернов Дмитрий Николаевич, Летоу dima@mail.ru

Воспитанию ответственности как профессионально значимого качества у будущих медицинских работников придается важное значение [6—9]. В связи с этим особую актуальность приобретают исследования, направленные на изучение дисгармоничного ответственного поведения, заключающегося не только в недостатке сознатель-

Медицина и общество

ности и ответственности, но и в их избыточном проявлении.

В проведенной работе мы рассматривали феномен ответственности с позиций сис-темно-диспозиционного подхода к изучению личности и ее свойств А.И. Крупнова, который исследовал внутреннее строение личностных свойств. А.И. Крупнов отмечал: "Любая черта личности, как показали наши многолетние исследования, представляет собой сложную функциональную систему. Иначе говоря, каждое свойство в своей внутренней структуре содержит единство инструментально-динамических и мотивационно-смысловых составляющих, которые обеспечивают готовность и стремление субъекта к реализации того или иного отношения определенным способом" [10]. Системообразующим фактором здесь является установочно-целевой компонент, т.е. конкретные цели, установки, намерения, от которых будет зависеть общая программа инструментально-смыслового обеспечения каждой личностной черты. При этом большинство из них состоят из биполярных, внутренне противоположных (оппозиционных) признаков. Содержательно-смысловая подсистема отвечает прежде всего за селекцию и приоритет тех или иных побуждений (социоцентрических или эгоцентрических), глубину и точность смысловых значений (осмысленность/осведомленность), сферу приложений черт характера (в предметных видах деятельности или в самовыражении, саморазвитии). Инструментально-стилевая подсистема представляет собой единство динамических (эргичность/аэргичность), эмоциональных (стеничность/астеничность) и регулятор-ных (экстернальность/интернальность) переменных [10].

Модель системно-функционального строения черт личности легла в основу исследований таких свойств личности, как общительность, инициативность, любознательность, агрессивность и т.д. Не стало исключением и изучение такого качества, как ответственность.

Так, В.П. Прядеин в рамках системно-диспозиционного подхода А.И. Крупнова разработал методику многомерно-функциональной диагностики ответственности [11]. Под ответственностью автор понимает внутренне сформированное качество личности, благодаря которому человек осознает поставленные перед ним цели как свои личные. Он перестает нуждаться в дополнительной мотивации, приступает к делу по личной инициативе, считает исполнение назначенного задания своим долгом, гарантирует достижение результата, поскольку считает такой исход делом чести, готов при необходимости проявить волю в преодолении препятствий [12]. При этом ответственность здесь также рассматривается в функциональном единстве мотива-ционных, эмоциональных, когнитивных, динамических, регуляторных и результативных составляющих [13].

Вслед за отечественными учеными под ответственностью мы будем понимать системное устойчивое психологическое качество, обусловливающее нравственный облик личности и ее способность отвечать за свои поступки и имеющее внутреннюю многомерно-функциональную структуру. Выраженность входящих в ее состав показателей иллюстрирует различные стороны ее проявления, а также возможности гармонизации данного личностного свойства. Гармонично сформированная структура ответственности в таком случае будет означать преобладание взаимосвязей между показателями, способствующими самостоятельному достижению личных и общественных целей, развитию интроспективного, критического, осмысленного отношения к себе, актуализирующими внутренний потенциал индивида, предполагающими формирование качеств и ценностей высшего порядка — чести, долга, совести, навыков истинно ответственного отношения к себе, к окружающим, к деятельности и позитивного взгляда на само качество ответственности в целом.

В настоящее время в научной литературе имеется достаточно большое количество исследований ответственности как системной черты личности [14, 15]. Авторы отмечают, что в широком диапазоне средств исследования этого личностного свойства его изучение с позиций многомерно-функционального подхода является наиболее перспективным. Однако следует отметить, что существующие научные работы, посвященные исследованиям психологической структуры ответственности у лиц молодого возраста, ограничиваются констатацией факта наличия дисгармоничного развития ответственности, что, по мнению авторов, указывает на деструктивный путь формирования личности современного человека. Идея нашего исследования заключалась в том, чтобы проанализировать и сравнить структуры ответственности у студентов с полярными уровнями дисгармоничного ответственного поведения.

Цели исследования: 1) рассмотреть особенности проявления дисгармоничного ответственного поведения у студентов, обучающихся в медицинском высшем учебном заведении; 2) оценить различия в структуре ответственности у студентов с гипоответственным и гиперответственным поведением.

Материал и методы

Изначально в нашем исследовании приняли участие 80 студентов клинических психологов ФГАОУ ВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова" Минздрава России. На основании квартилей по суммарному показателю ответственности из методики "Многомерно-функциональная диагностика ответственности" В.П. Прядеина из совокупной выборки студентов для дальнейшего сопоставления были отобраны 30 человек (5 юношей, 25 девушек) в возрасте от 18 до 23 лет (средний возраст 19,6 ± 1,3 года), которых разделили на 2 группы в зависимости от суммарных по-

казателей ответственности: в 1-ю группу вошло 12 студентов (40%), у которых значения этих показателей были больше 3-го квартиля (283,8 балла), во 2-ю группу — 18 студентов (60%), у которых соответствующие значения были меньше 1-го квартиля (254,3 балла). Все респонденты были ознакомлены с целями, задачами и процедурой исследования и дали согласие на участие в нем.

Для изучения особенностей ответственного поведения студентов использовалась методика "Многомерно-функциональная диагностика ответственности (ОТВ-70)" В.П. Прядеина, включающая полярные шкалы "динамическая эргичность-ди-намическая аэргичность", "мотивация социоцентрическая-мотивация эгоцентрическая", "когнитивная осмысленность-когнитивная осведомленность", "результативность предметная-результа-тивность субъектная", "эмоциональность стеническая-эмоциональность астеническая", "регуляторная интернальность-ре-гуляторная экстернальность", а также шкалы "трудности" и "искренность" [11]. Для верификации результатов исследования использовались методы статистического анализа: рассчитывался коэффициент ранговой корреляции Спирмена для определения связей между исследуемыми показателями, а также применялся непараметрический критерий Манна-Уитни для выявления различий в уровне признаков. Статистический анализ осуществлялся при помощи компьютерного пакета SPSS Statistics 23.

Результаты

При анализе данных было установлено, что в группе студентов с гиперответственным поведением медианы значений большей части показателей (динамическая эр-гичность, когнитивная осведомленность, предметная результативность, субъектная результативность, стеническая эмоциональность, астеническая эмоциональность и регуляторная интернальность) соответствовали выраженному уровню проявле-

-Лечебное дело 1.Z0Z3fl

Медицина и общество

ДЭ ДАЭ МС МЭ КО КОС РП РС ЭС ЭА РИ РЭ ТР ис

■ Гипоответственные Гиперответственные

Сравнительный анализ компонентов ответственности у студентов с разным уровнем проявления ответственности. ДЭ — динамическая эргичность, ДАЭ — динамическая аэргичность, МС — мотивация социоцентрическая, МЭ — мотивация эгоцентрическая, КО — когнитивная осмысленность, КОС — когнитивная осведомленность, РП — результативность предметная, РС — результативность субъектная, ЭС — эмоциональность стеническая, ЭА — эмоциональность астеническая, РИ — регуляторная интернальность, РЭ — регуляторная экстернальность, ТР — трудности, ИС — искренность. * р < 0,05, ** р < 0,01, *** р < 0,001 — статистически значимые различия с группой гипоответственных студентов.

ния. Медианы значений остальных показателей соответствовали нейтральному, ситуативному уровню проявления. В группе студентов с гипоответственным поведением медианы значений всех показателей соответствовали нейтральности, ситуативному проявлению ответственности, за исключением когнитивной осведомленности — медиана значения этого показателя соответствовала невыраженному уровню проявления. Медиана значения показателя искренности в обеих группах соответствовала высокому уровню правдивости ответов, однако в группе студентов с гиперответственным поведением этот показатель был ниже, что свидетельствует о более высоком уровне правдивости ответов (рисунок).

Дальнейшей задачей было исследование взаимосвязей между различными показателями ответственности в каждой группе

студентов. Среди полученных значимых корреляций было 34,1% умеренных, 61% средних и 4,99% тесных по шкале Р. Чед-дока. При корреляционном анализе было установлено достаточно большое количество связей между параметрами ответственности в группе студентов с гипоответ-ственным поведением (табл. 1).

Так, были выявлены отрицательные корреляционные связи динамической эр-гичности с эгоцентрической мотивацией (г = —0,52), когнитивной осведомленностью (г = —0,60) и эмоциональной астенично-стью (г = —0,49), искренностью (г = —0,41). Это означает, что студенты, менее тщательно выполняющие трудные и ответственные задания, характеризуются большей предрасположенностью к возникновению негативных эмоций в процессе выполнения ответственных дел, большей склонностью

Таблица 1. Анализ взаимосвязей между параметрами ответственности в группе гипоответственных студентов

Параметр ДЭ ДАЭ МС МЭ КО КОС РП РС ЭС ЭА РИ РЭ ТР ИС СПО

ДЭ -0,66** - -0,52* - -0,60** 0,59* 0,67** - -0,49* - - - -0,41 -

ДАЭ - - 0,45 - -0,44 -0,40 - 0,68** - - 0,47* - -

МС 0,46 -- - 0,44 -0,44 0,57* - 0,61*

МЭ -- -- 0,65** - -- - - - - 0,43 -

КО

КОС -- -- - - -- - - 0,46 - - -

РП -- -- - - -- -0,44 - - - - -

РС -- -- - - -- -0,56* - - - - -

ЭС -- -- - - -- - - -0,49* - - -

ЭА

РИ -- -- - - -- - - -0,45 - - -

РЭ

ТР 0,56*

ИС

СПО

Примечание. Здесь и в табл. 2: * р < 0,05, ** р < 0,01 - статистически значимые корреляции; остальные корреляции имеют уровень значимости р < 0,1.

Обозначения здесь и в табл. 2: ДЭ - динамическая эргичность, ДАЭ - динамическая аэргичность, МС - мотивация социо-центрическая, МЭ - мотивация эгоцентрическая, КО - когнитивная осмысленность, КОС - когнитивная осведомленность, РП - результативность предметная, РС - результативность субъектная, ЭС - эмоциональность стеническая, ЭА -эмоциональность астеническая, РИ - регуляторная интернальность, РЭ - регуляторная экстернальность, ТР - трудности, ИС - искренность, СПО - суммарный показатель ответственности.

понимать ответственность как наказание, взятием на себя ответственности только при условии наличия личной выгоды, но в то же время у них нет потребности скрывать такое поведение от окружающих.

Положительные корреляции наблюдались между динамической аэргичностью и эмоциональной астеничностью (г = 0,68), эгоцентрической мотивацией (г = 0,45) и трудностями (г = 0,47). Это означает, что большей необязательности и склонности переносить ответственные задания на последний момент соответствуют более частое появление отрицательных эмоций при выполнении ответственных дел, преобладание личных интересов над общественными, а также нежелание справляться с возникающими в процессе работы трудностями. Отрицательно динамическая аэргичность была взаимосвязана с субъектной (г = -0,40) и

предметной (г = -0,44) результативностью, таким образом, более нерешительные и необязательные студенты характеризуются меньшей продуктивностью и добросовестностью при выполнении как коллективных, так и личностно значимых дел.

Была выявлена прямая взаимосвязь со-циоцентрической мотивации с показателем "трудности" (г = 0,57) и суммарным показателем ответственности (г = 0,61); кроме того, показатель "трудности" также коррелирует с суммарным показателем ответственности (г = 0,56). Результаты свидетельствуют о том, что у студентов с гипо-ответственным поведением более высокие уровни ответственности соотносятся с желанием быть среди людей, в коллективе, в обществе при выполнении ответственных дел, но в то же время само по себе взятие на себя ответственности является для них

Медицина и общество

Таблица 2. Анализ взаимосвязей между параметрами ответственности в группе студентов с гиперответственностью

Параметр ДЭ ДАЭ МС МЭ КО КОС РП РС ЭС ЭА РИ РЭ ТР ИС СПО

ДЭ - - - - - - - 0,68* -

ДАЭ -0,63* - -0,82** - - - - - -

МС - - - - 0,55 - - - -

МЭ

КО - 0,53 - - - -0,59* - - 0,50

КОС - -0,55 - 0,53 -0,55 - - - -

РП 0,51

РС - - - - 0,63* -0,59* - - -

ЭС

ЭА 0,75** - 0,51

РИ - - - - - - -0,52 - -

РЭ

ТР

ИС

СПО

тяжким бременем. Кроме того, социоцен-трическая мотивация была положительно связана с предметной результативностью (г = 0,46) и регуляторной интернальностью (г = 0,44), а значит, студенты с социально значимой мотивацией отличаются большей добросовестностью при выполнении общественных дел и независимостью от внешних обстоятельств.

Также выявлена положительная взаимосвязь между эгоцентрической мотивацией и когнитивной осведомленностью (г = 0,65) и искренностью (г = 0,43); это означает, что преобладание личностно значимой мотивации при выполнении ответственных заданий связано с недостаточным пониманием ответственности, рассмотрением ее лишь со стороны несения наказания, а также с желанием преувеличить свою ответственность перед окружающими.

Отрицательная корреляция наблюдалась между эмоциональной астеничностью и предметной (г = —0,44) и субъектной (г = —0,56) результативностью, что свидетельствует о том, что большая склонность к возникновению негативных эмоций при

выполнении ответственных дел соотносится с меньшей самоотверженностью как в личных, так и в коллективных ответственных делах.

Обратная взаимосвязь также выявлена между регуляторной экстернально-стью и эмоциональной стеничностью (г = —0,49) и социоцентрической мотивацией (г = —0,44). Таким образом, те студенты, которые в большей степени склонны обвинять в неудачах других людей или стечение обстоятельств, менее склонны испытывать положительные эмоции при необходимости брать на себя ответственность, меньше стремятся принимать участие в общественно важных ответственных делах. Положительно регуляторная экстерналь-ность была взаимосвязана с когнитивной осведомленностью (г = 0,46); это означает, что студенты с экстернальным локусом контроля характеризуются и недостаточным пониманием ответственности, рассмотрением ее как исполнительности.

В группе студентов с гиперответственным поведением (табл. 2) наблюдались отрицательные корреляции динамической

аэргичности с предметной результативностью (г = -0,63) и эмоциональной сте-ничностью (г = -0,82); это означает, что студенты, характеризующиеся меньшей нерешительностью и необязательностью, с большим удовольствием берут на себя ответственность, а также более продуктивны, самоотверженны и добросовестны при выполнении коллективных дел.

Также в группе гиперответственных студентов была обнаружена положительная взаимосвязь динамической эргичности и искренности (г = 0,68); это свидетельствует о том, что студенты, характеризующиеся самостоятельным и тщательным выполнением ответственных заданий, отличаются желанием казаться в глазах других людей лучше, чем они есть на самом деле.

Кроме того, обнаружены обратные взаимосвязи между регуляторной экстерналь-ностью и когнитивной осмысленностью (г = -0,59) и субъектной результативностью (г = -0,59). Таким образом, в группе гиперответственных студентов респонденты с экстернальным локусом контроля также характеризуются недостаточным пониманием ответственности и, кроме того, низкой эффективностью в ответственных делах, связанных с личным благополучием.

Положительная корреляция субъектной результативности наблюдалась с когнитивной осмысленностью (г = 0,53), а отрицательная - с когнитивной осведомленностью (г = -0,55); это означает, что студенты, в большей степени склонные рассматривать ответственные задания как источник самореализации и личностного развития, отличаются более глубоким и целостным представлением об ответственности, рассмотрением ее с позиции долга, совести и т.п.

Прямая взаимосвязь выявлена между когнитивной осведомленностью и эмоциональной астеничностью (г = 0,53). Студенты, отличающиеся недостаточным осмыслением ответственности, в ситуации ответственной зависимости чаще склонны к возникновению негативных эмоций.

Регуляторная интернальность была прямо пропорционально связана с социоцен-трической мотивацией (г = 0,55) и субъектной результативностью (г = 0,63) и обратно пропорционально - с когнитивной осведомленностью (г = -0,55). Это означает, что большей независимости от внешних обстоятельств при выполнении ответственных дел соответствуют большая продуктивность в личностно значимых делах и меньшая склонность к поверхностному пониманию ответственности.

Показатель "трудности" был положительно взаимосвязан с эмоциональной астеничностью (г = 0,75) и отрицательно взаимосвязан с регуляторной интерналь-ностью (г = -0,52). Таким образом, нежелание справляться с возникающими в процессе выполнения ответственных заданий трудностями сочетается со склонностью к отрицательным эмоциям при необходимости брать на себя ответственность, а также с меньшей независимостью от внешних обстоятельств, склонностью перекладывать вину за неуспех на других людей.

И наконец, суммарный показатель ответственности имел прямые взаимосвязи с когнитивной осмысленностью (г = 0,50), предметной результативностью (г = 0,51) и эмоциональной астеничностью (г = 0,51). Это означает, что у гиперответственных студентов более высокие уровни ответственности соотносятся с более глубоким и осмысленным пониманием этого качества, большей добросовестностью при выполнении общественных обязательств, но в то же время и с большей склонностью к негативным эмоциям при необходимости брать на себя ответственность.

Обсуждение

Таким образом, можно констатировать, что студенты как с гипоответственным, так и с гиперответственным поведением обладают дисгармоничной структурой ответственности. При этом можно видеть, что в группе студентов с гипоответственным по-Лечебное дело Ш23|1

Медицина и общество

ведением структура взаимосвязей различных компонентов ответственности отличается большим разнообразием. В группе ги-поответственных студентов респонденты с более высокими уровнями ответственности могут подключиться к выполнению ответственных дел из-за стремления быть среди людей, в коллективе и приносить пользу обществу, но в то же время само по себе взятие на себя ответственности рассматривается ими в качестве ограничения, обременения. В группе гиперответственных студентов респонденты с более высокими уровнями ответственности отличаются большей самоотверженностью, добросовестностью и эффективностью при выполнении общественных обязательств. При этом необходимость несения какой-либо ответственности рассматривается ими с позиций долга, совести, но в то же время сопровождается появлением негативных эмоций.

Также следует отметить, что у гиперответственных студентов тщательное выполнение ответственных заданий связано с желанием казаться в глазах других людей лучше, чем они есть на самом деле. Это отличает их от гипоответственных студентов, которыми необязательность и негативное отношение к ответственности как к наказанию не скрываются от окружающих.

Заключение

Полученные результаты могут быть применены для построения диагностических программ и в коррекционно-воспитатель-ной деятельности в конкретной образовательной организации при работе со студенческим контингентом. Для студентов, отличающихся гиперответственным поведением, могут быть рекомендованы методы психолого-педагогической поддержки, направленные на работу с самооценкой, личными границами, осознанностью, выработку навыков тайм-менеджмента, развитие ассертивности. Студентам с гипо-ответственным поведением необходимы целенаправленная работа по формированию мотивационно-волевой, когнитивной, смысловой сфер личности, социальной ориентированности, способности к самоопределению, личностного умения осуществлять выбор в главных сферах деятельности, осознания ответственности как фактора профессионального становления, а также стимулирование проявления социальной активности.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Со списком литературы вы можете ознакомиться на нашем сайте www.atmosphere-ph.ru

The Features of Disharmonious Structure of Responsibility Among Medical Students D.N. Chernov and K.I. Shachneva

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Responsibility is the most important professional quality for medical workers. The disharmonious structure of responsibility can have negative consequences both for their professional activity and for personal development. The purpose of this study was to compare the psychological structure of responsibility among students of the Pirogov Russian National Research University with opposing levels of responsible behavior. The Multidimensional Functional Diagnostics of Responsibility (OTV-70) methodology by V.P. Pryadein was used to study the features of responsible behavior. To verify the results of the study, the following statistical methods were used: Spearman's rank correlation coefficient was calculated to determine the relationships between parameters and nonparametric Mann—Whitney test was applied to identify the differences in the levels of variables. It was found that students with both hypo- and hyper-responsible behavior had a disharmonious structure of responsibility. Hypo-responsible students did not seek to hide their lack of commitment from others, however, they were able to commence with responsible tasks in order to keep up with the team. At the same time, the state of responsible dependence created a situation of restriction and encumbrance for them. Hyper-responsible students took responsibility guided by conscience, a sense of duty, and desire to be exclusive among the others. At the same time taking responsibility was associated with negative experience for them. The results can be useful for creating programs for advisory, preventive, and educational activities with the students of medical universities. Key words: medical students, responsibility, professional qualities, personality traits.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.