Научная статья на тему 'Сравнительный анализ структуры ответственности у студентов разных специальностей, обучающихся в медицинском вузе'

Сравнительный анализ структуры ответственности у студентов разных специальностей, обучающихся в медицинском вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
90
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Лечебное дело
ВАК
Ключевые слова
студенты-медики / ответственность / тревога / депрессия / профессиональные качества / medical students / responsibility / anxiety / depression / professional qualities

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чернов Д.Н., Шачнева К.И.

На сегодняшний день актуальной проблемой для медицинского сообщества является формирование профессиональной компетентности у студентов медицинских высших учебных заведений. Одним из главных качеств, ожидаемых от представителей медицинских профессий, является развитое чувство ответственности. Однако значительные стрессовые нагрузки, испытываемые студентами уже с первых курсов обучения, могут негативно сказываться на проявлении их профессиональных качеств. Изучалась факторная структура взаимосвязей состояния тревоги и ответственности у студентов Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова, обучающихся на врачей и клинических психологов. Было установлено, что реализация ответственного поведения у студентовпсихологов находится в большей зависимости от их психоэмоционального состояния, в то время как для студентов-врачей характерно желание тем или иным способом преувеличивать степень ответственности в глазах окружающих. Кроме того, в обеих группах студентов были выделены противоположные паттерны ответственного поведения: добровольное участие в ответственных делах, с одной стороны, необязательность и перекладывание ответственности на других людей – с другой. Полученные результаты могут быть полезны для создания коррекционных программ по улучшению профессиональных качеств студентов в соответствии с их индивидуальными стилями реализации ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чернов Д.Н., Шачнева К.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative Analysis of the Framework of Responsibility Among Students of Different Academic Specializations in Medical School

Establishing professional competence of students in medical schools is a relevant issue in the medical community. Strong sense of responsibility is one of the main qualities expected from future physicians. However, significant stress that is being experienced by students starting from the early years of education can have a negative effect on the development of their professional qualities. We studied the factor structure of the interconnection between anxiety and sense of responsibility among medical and clinical psychology students of the Pirogov Russian National Research Medical University. It was demonstrated that the implementation of responsible behavior among psychology students is more dependent on their psychological and emotional state, while medical students tended to exaggerate their degree of responsibility in the eyes of others in some way. In addition, contrary patterns of responsible behavior were observed in both student groups: on the one hand, voluntary participation in demanding tasks, and on the other hand, lack of commitment and shifting responsibility to other people. The obtained results can be used for development of correctional programs aimed at improving professional qualities of students according to their individual way of implementing responsibility.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ структуры ответственности у студентов разных специальностей, обучающихся в медицинском вузе»

Медицина и общество

DOI: 10.24412/2071-5315-2021-12401

Сравнительный анализ структуры ответственности у студентов разных специальностей, обучающихся в медицинском вузе

^ Д.Н. Чернов, К.И. Шачнева

Кафедра общей психологии и психологии развития Факультета клинической психологии и социальной работы ФГАОУ ВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова" МЗ РФ, Москва

На сегодняшний день актуальной проблемой для медицинского сообщества является формирование профессиональной компетентности у студентов медицинских высших учебных заведений. Одним из главных качеств, ожидаемых от представителей медицинских профессий, является развитое чувство ответственности. Однако значительные стрессовые нагрузки, испытываемые студентами уже с первых курсов обучения, могут негативно сказываться на проявлении их профессиональных качеств. Изучалась факторная структура взаимосвязей состояния тревоги и ответственности у студентов Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова, обучающихся на врачей и клинических психологов. Было установлено, что реализация ответственного поведения у студентов-психологов находится в большей зависимости от их психоэмоционального состояния, в то время как для студентов-врачей характерно желание тем или иным способом преувеличивать степень ответственности в глазах окружающих. Кроме того, в обеих группах студентов были выделены противоположные паттерны ответственного поведения: добровольное участие в ответственных делах, с одной стороны, необязательность и перекладывание ответственности на других людей — с другой. Полученные результаты могут быть полезны для создания коррекционных программ по улучшению профессиональных качеств студентов в соответствии с их индивидуальными стилями реализации ответственности. Ключевые слова: студенты-медики, ответственность, тревога, депрессия, профессиональные качества.

Введение

Становление профессиональной компетентности является важнейшей задачей обучения будущих медицинских работников. Помимо приобретенных за годы обучения в вузе знаний, умений и навыков важную роль в становлении студентов как специалистов играют их личные качества, и в первую очередь ответственность. Специфика медицинских профессий обусловлена необходимостью каждый день сталкивать-

Контактная информация: Чернов Дмитрий Николаевич, chernov_dima@mail.ru

ся с человеческими страданиями, своевременно принимать решения по жизненно важным вопросам и т.д., что ставит ответственность в особое положение среди других профессиональных качеств медицинских работников.

Понятие "ответственность" носит междисциплинарный характер и используется в разных научных дисциплинах: правоведении, этике, социологии, психологии. Одно и то же слово используется для обозначения обязательств, представлений о вине и виновности, вопросов компетентности и определенных черт характера (трудолюбия,

Структура ответственности студентов

надежности и т.п.) [1]. Но даже в рамках одной науки трактовки данного термина различны. Не стала здесь исключением и психология.

В трудах отечественных психологов нет единой точки зрения на содержание концепта "ответственность". По мнению Б.С. Алишева, ответственность — это своеобразный, выработанный в ходе социокультурной эволюции механизм регуляции поведения, ассоциированный с осознанием человеком причинно-следственных связей между своими действиями и теми последствиями, которые они влекут не только для него самого, но и для других людей [2]. Схожую позицию высказывает Г.И. Каша-пова, по мнению которой ответственность как личностное качество можно трактовать как средство внутреннего самоконтроля и саморегуляции деятельности [3]. В.П. Пря-деин обращает внимание на необходимость разграничивать понятия ответственности и исполнительности. По мнению автора, ответственность является преобразованием исполнительности во внутренне сформированное качество, когда человек осознает поставленную перед ним цель как свою личную [4]. Помимо этого В.П. Прядеин определяет ответственность как системное качество личности, предполагая рассмотрение ее в функциональном единстве мотивационных, эмоциональных, когнитивных, динамических, регуляторных и результативных составляющих [5].

В зарубежной литературе также не наблюдается единства в понимании ответственности. В исследованиях можно встретить две полярные трактовки данного понятия. Для обозначения первой (негативной) трактовки чаще всего используется термин "accountability", т.е. подотчетность, которую многие авторы понимают как форму социального взаимодействия, предполагающую наличие отношений между теми, кто несет ответственность, и теми, кто может вводить санкции; как подверженность наказанию за то или иное поведение [6, 7]. В тех случаях, когда речь

идет об ответственности как о морально-этическом качестве личности (положительная трактовка), используется термин "responsibility", который понимается как способность вызывать доверие, быть надежным человеком, на которого можно положиться; как необходимое условие зрелости личности, выражающееся в адекватном владении своими собственными возможностями [8, 9].

В данной работе под ответственностью мы понимаем системное устойчивое личностное свойство, обусловливающее, с одной стороны, морально-нравственный облик личности, а с другой — ее способность отвечать за свои действия.

Наряду с развитым чувством ответственности не менее важным для профессиональной компетентности студентов-медиков является стабильное психоэмоциональное состояние. Согласно многочисленным исследованиям, период обучения в медицинском вузе отличается значительными стрессовыми нагрузками [10—12]. Постоянное пребывание в состоянии тревоги может негативно сказываться не только на академической успеваемости студентов, но и на проявлении их профессиональных качеств, в частности на особенностях реализации ответственного поведения.

Однако, несмотря на актуальность данной темы, существующая литература состоит из ограниченного числа разрозненных исследований, посвященных изучению чувства ответственности студентов-медиков [13—15]. Как отмечают авторы, термин "ответственность" зачастую используется как понятное и базовое понятие с совершенно очевидным значением и редко рассматривается как независимо устанавливаемый предмет исследования. Проблема взаимосвязи ответственности и тревожности у студентов-медиков оказалась и вовсе не изученной.

Цели исследования: 1) выявить общие особенности состояния тревожности и проявления ответственного поведения у студентов, обучающихся в медицинском

Медицина и общество

вузе; 2) оценить различия в структуре ответственности и ее взаимосвязи с состоянием тревожности у студентов разных специальностей.

Материал и методы

В исследовании приняли участие 109 студентов Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова, обучающихся на врачей (66 респондентов) и клинических психологов (43 респондента), в возрасте от 18 до 23 лет (средний возраст 19,9 ± 1,0 года). Все респонденты были ознакомлены с целями, задачами и процедурой исследования и дали согласие на участие в нем.

Для диагностики психоэмоционального состояния студентов использовалась госпитальная шкала тревоги и депрессии (Hospital Anxiety and Depression Scale, HADS); для выявления компонентов ответственности применялась методика "Многомерно-функциональная диагностика ответственности" (ОТВ-70) В.П. Прядеина, включающая полярные шкалы "динамическая эргич-ность—динамическая аэргичность", "мотивация социоцентрическая—мотивация эгоцентрическая", "когнитивная осмысленность—когнитивная осведомленность", "результативность предметная-результа-тивность субъектная", "эмоциональность стеническая-эмоциональность астеническая", "регуляторная интернальность-ре-гуляторная экстернальность", а также шкалы "трудности" и "искренность" [5, 16].

Сопоставление распределений уровней выраженности признака двух групп проводилось при помощи критерия %2 Пирсона. Для структурной классификации переменных применялся факторный анализ с вращением Варимакс. Статистический анализ осуществлялся при помощи компьютерного пакета Statistica 12.

Результаты и обсуждение

На основании показателей HADS было установлено, что в обеих исследованных

нами группах почти у 2/3 студентов наблюдался выраженный уровень тревоги. В группе врачей у 30,3% наблюдалась суб-клинически выраженная тревога, у 31,8% — клинически выраженная тревога. В группе психологов результаты были схожими: у 34,9% студентов имелась субклинически выраженная тревога, клинически выраженная тревога была характерна для 27,9%. Для большинства студентов каждой группы было характерно отсутствие достоверно выраженных симптомов депрессии (71,2% в группе врачей и 81,4% в группе психологов). Количество студентов с субклиниче-ски выраженной депрессией было схожим (16,7% среди врачей и 18,6% среди психологов). Однако 12,1% выборки студентов-врачей отличались наличием клинически выраженной депрессии, в то время как среди студентов-психологов клинически выраженные симптомы депрессии отсутствовали (различия не достигли минимального уровня значимости; р = 0,06).

На основании показателей методики ОТВ-70 было выявлено, что для большинства включенных в исследование студентов-медиков характерны высокие значения по многим показателям ответственности (табл. 1).

В группе студентов-врачей преобладание выраженной степени проявления характерно для таких компонентов ответственности, как динамическая эргичность (активность и самостоятельность в выполнении ответственных заданий), когнитивная осмысленность (понимание ответственности с позиции свободы, долга, совести), предметная результативность (продуктивность в выполнении коллективных дел), субъектная результативность (продуктивность в выполнении лично значимых дел), эмоциональная стеничность (появление положительных эмоций при выполнении ответственных дел), эмоциональная астеничность (появление отрицательных эмоций в ходе реализации задания или в случае неуспеха) и ре-гуляторная интернальность (независимость от внешних обстоятельств, принятие от-

Структура ответственности студентов

Таблица 1. Частота проявления различных компонентов ответственности у студентов разных специальностей

Переменная Уровень Студенты-врачи Студенты-психологи Переменная Уровень Студенты-врачи Студенты-психологи

абс. % абс. % абс. % абс. %

ДЭ 1 5 7,6 3 7,0 РС 1 5 7,6 0 0

2 30 45,5 22 51,2 2 24 36,4 16 37,2

3 31 46,9 18 41,8 3 37 56,1 27 62,8

ДАЭ 1 9 13,6 7 16,3 ЭС 1 4 6,1 2 4,7

2 47 71,2 27 62,8 2 27 40,9 22 51,1

3 10 15,2 9 20,9 3 35 53,0 19 44,2

МС 1 5 7,6 2 4,6 ЭА 1 3 4,5 0 0

2 41 62,1 30 69,8 2 25 37,9 21 48,8

3 20 30,3 11 25,6 3 38 57,6 22 51,2

МЭ 1 15 22,7 8 18,6 РИ 1 3 4,5 1 2,4

2 44 66,7 28 65,1 2 24 36,4 21 48,8

3 7 10,6 7 16,3 3 39 59,1 21 48,8

КО 1 1 1,5 0 0 РЭ 1 21 31,8 12 27,9

2 20 30,3 14 32,6 2 40 60,6 30 69,8

3 45 68,2 29 67,4 3 5 7,6 1 2,3

КОС 1 25 37,9 10 23,2 ТР 1 6 9,1 6 13,9

2 36 54,5 27 62,8 2 50 75,8 30 69,8

3 5 7,6 6 14,0 3 10 15,1 7 16,3

РП 1 0 0 1 2,3 ИС 1 36 54,5 31 72,1

2 27 40,9 20 46,5 2 26 39,4 10 23,3

3 39 59,1 22 51,2 3 4 6,1 2 4,6

Обозначения здесь и в табл. 2: ДАЭ - динамическая аэргичность, ДЭ - динамическая эргичность, ИС - искренность, КО - когнитивная осмысленность, КОС - когнитивная осведомленность, МС - мотивация социоцентрическая, МЭ -мотивация эгоцентрическая, РИ - регуляторная интернальность, РП - результативность предметная, РС - результативность субъектная, РЭ - регуляторная экстернальность, ТР - трудности, ЭА - эмоциональность астеническая, ЭС - эмоциональность стеническая. Примечание. Уровни: 1 - невыраженность ответственности, безответственность субъекта (но искренность - чем меньше сумма, тем правдивее отвечал на утверждения субъект); 2 - нейтральность, ситуативное проявление ответственности; 3 -выраженность характеристики ответственности.

ветственности за свои поступки). В группе студентов-психологов выраженная степень проявления отмечалась для когнитивной осмысленности, предметной и субъектной результативности, эмоциональной асте-ничности и регуляторной интернальности. Однако различия между распределениями уровней проявления изучаемых компонен-

тов ответственности в двух группах оказались статистически незначимыми.

Таким образом, и студенты-врачи, и студенты-психологи характеризовались выраженным уровнем тревоги и схожими по выраженности компонентами ответственного поведения. Мы посчитали целесообразным провести процедуру факторного анализа для выявления различий

Медицина и общество

Таблица 2. Значимые факторные нагрузки показателей тревожности и ответственности у студентов разных специальностей

Переменная Факторные нагрузки

фактор 1 фактор 2 фактор 3 фактор 4 фактор 5

Тревога 0,41 0,78

Депрессия 0,81 0,77

ДЭ 0,75 0,84

ДАЭ -0,50 0,79 0,70

МС 0,76 0,57 0,56

МЭ -0,41 0,73 0,45 0,45

КО 0,42 0,59 -0,55

КОС 0,57 0,79

РП 0,64 0,81

РС 0,72 0,77

ЭС 0,42 0,77 0,59

ЭА 0,73 0,86

РИ 0,80 0,76

РЭ 0,56 0,84

ТР 0,54 0,70 0,54

ИС 0,75 0,90

Собственное значение фактора 3,41 4,11 3,09 2,91 1,88 1,46 1,77 1,86 - 1,38

Процент объясняемой дисперсии 0,21 0,26 0,19 0,18 0,12 0,09 0,11 0,12 - 0,09

Примечание. По каждому фактору в 1-й колонке даны результаты факторного анализа по выборке студентов-врачей, во 2-й колонке представлены результаты факторизации данных по группе студентов - клинических психологов.

в структуре взаимосвязей тревожности и ответственности.

Рассматривая факторную структуру тревожности и ответственности у студентов-врачей (табл. 2), можно обозначить 4 фактора, в которые выстроились исследуемые переменные.

Первый фактор представлен 6 переменными: динамическая эргичность (0,75; здесь и далее в скобках указана факторная нагрузка переменной), социоцентрическая мотивация (0,76), результативная предметность (0,64), эмоциональная стенич-ность (0,42), регуляторная интернальность (0,80), искренность (0,75). Перечисленные параметры отражают активное и самостоятельное выполнение ответственных заданий, ориентацию индивида на проявление инициативы и достижение результата

в делах для самоутверждения в обществе, способность брать на себя ответственность за происходящие события, энтузиазм при выполнении поручений. Однако входящая в фактор переменная "искренность" говорит о том, что подобное поведение связано в первую очередь с желанием показать себя как можно с лучшей стороны в глазах окружающих. Поэтому данный фактор мы обозначили как "соционаправленное демонстративное проявление ответственности".

Во второй фактор вошли следующие переменные: динамическая аэргичность (0,79), эгоцентрическая мотивация (0,73), когнитивная осведомленность (0,57), эмоциональная астеничность (0,73), регуля-торная экстернальность (0,56), трудности (0,54). Этот фактор описывает противоположный предыдущему тип реализации от-

Структура ответственности студентов

ветственного поведения: пассивность при выполнении заданий; стремление переложить работу на других; склонность брать на себя ответственность лишь в тех случаях, когда можно извлечь из этого определенную пользу или из-за страха наказания; ощущение раздражения и отвращения при выполнении дела; объяснение возникающих проблем стечением обстоятельств; зависимость эффективности от самочувствия, эмоционального состояния. Этот фактор мы назвали "недобросовестное, избегающее проявление ответственности".

Третий фактор включает в себя когнитивную осмысленность (0,59), субъектную результативность (0,77) и эмоциональную стеничность (0,59). Входящие в фактор переменные характеризуют индивида, который имеет глубокое и целостное представление об ответственности; ему доставляет радость находить различные способы решения стоящих перед ним задач. Тем не менее данная манера проявления ответственности наблюдается только при решении личных, жизненно важных вопросов, так или иначе связанных с собственным благополучием. Поэтому данный фактор был назван нами "направленность на проявление ответственности для достижения личност-но значимых результатов".

Четвертый фактор, названный нами "боязнь ответственности", образован тремя переменными: трудности (0,54), депрессия (0,77) и тревога (0,78). Данный фактор отражает паттерн ответственного поведения, связанный с тревожным и депрессивным состоянием, при котором встречающиеся трудности на пути к достижению цели демобилизуют индивида, заставляют его работать с меньшей самоотдачей, а возможность наказания существенно снижает результативность.

У студентов-психологов факторная структура тревожности и ответственности представлена 5 факторами (см. табл. 2). Первый фактор совмещает в себе следующие переменные: динамическая эргич-ность (0,84), социоцентрическая мотива-

ция (0,57), результативная предметность (0,81), результативная субъектность (0,72), эмоциональная стеничность (0,77), регу-ляторная интернальность (0,76), а также переменные с отрицательными факторными нагрузками - динамическая аэргич-ность (-0,50) и эгоцентрическая мотивация (-0,41). Входящие в фактор показатели описывают поведение, при котором индивид добросовестно относится к возложенным на него как общественным, так и личным обязательствам, выполняет их оперативно и без дополнительного контроля, подобным поведением стремится к самореализации в обществе, достижению положительных отношений с окружающими. При этом выполнение ответственных дел ассоциируется у него с эмоциями радости и удовлетворения, а достижение результата не ставится в зависимость от других людей и внешних обстоятельств. Данный фактор был назван нами "соционаправленное проявление ответственности".

Второй фактор включает в себя переменные: тревога (0,41), динамическая аэргич-ность (0,70), социоцентрическая мотивация (0,56), эгоцентрическая мотивация (0,45), когнитивная осмысленность (0,42), эмоциональная астеничность (0,86), трудности (0,70). Перечисленные переменные характеризуют паттерн ответственного поведения, при котором индивид понимает ответственность с позиций долга, совести, необходимости, стремится принести максимальную пользу как для общего дела, так и для себя лично. Однако результат в данном случае сильно зависит от эмоционального состояния субъекта, поэтому входящая в фактор переменная "тревога" (0,41) обусловливает низкую помехоустойчивость и продуктивность субъекта, нерешительность, возникновение отрицательных эмоций (злости, страха, раздражения) в ситуациях ответственной зависимости. Этот фактор мы назвали "обусловленная тревогой низкая эффективность в ответственных делах".

В третий фактор вошли следующие переменные: депрессия (0,81) и когнитивная

Медицина и общество

осмысленность (-0,55). Показатели данного фактора находятся в обратной корреляционной зависимости, что говорит о том, что депрессивное состояние сочетается с поверхностными представлениями об ответственности как качестве личности. Последнее приводит к недостаточному пониманию ответственности, обращению внимания на одну, неспецифическую сторону данного качества — сторону наказания. Поэтому данный фактор был назван "обусловленное депрессией негативное понимание ответственности".

Четвертый фактор представлен переменными: эгоцентрическая мотивация (0,45), когнитивная осведомленность (0,79), регу-ляторная экстернальность (0,84). Данные переменные описывают поведение человека, для которого характерны, во-первых, упрощенное понимание ответственности, а во-вторых, высокая значимость различных стимулов при выполнении ответственных задач - как материальных, так и идеальных. Такой человек не берется за дела, в которых не идет речь о личной выгоде, он желает обратить на себя внимание в процессе реализации ответственных дел, получить поощрение, вознаграждение, а в случае неуспеха занимается поиском оправдательных причин, перекладывающих ответственность на других людей. Подобный тип ответственного поведения противоположен поведению, описываемому первым фактором, поэтому четвертый фактор мы обозначили как "эгоистически ориентированное проявление ответственности".

И наконец, в пятый фактор вошла переменная "искренность" (0,90). Данный фактор показывает желание порой приукрасить себя, казаться в глазах значимых персон лучше, чем есть на самом деле.

Выводы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Студенты медицинского вуза характеризуются высоким уровнем тревожности: почти у 2/3 студентов показатели тре-

вожного состояния превышают уровень "нормы".

2. В группе студентов - клинических психологов среди компонентов ответственного поведения преобладают: когнитивная осмысленность, предметная и субъектная результативность, эмоциональная асте-ничность и регуляторная интернальность. В группе студентов-врачей помимо перечисленных характеристик также преобладают динамическая эргичность и эмоциональная стеничность.

3. Структура взаимосвязей тревожности и ответственности у студентов-психологов отличается большим разнообразием по сравнению со студентами-врачами. Кроме того, у них наблюдается связь тревоги и депрессии с большим количеством компонентов ответственности: состояние тревоги у студентов-психологов снижает их эффективность в выполнении коллективных и личностно-значимых дел, а состояние депрессии соотносится с искаженным пониманием ответственности как качества личности. У студентов-врачей тревога и депрессия взаимосвязаны лишь с одним компонентом ответственного поведения -"трудности". Таким образом, реализация ответственного поведения у студентов-психологов находится в большей зависимости от их психоэмоционального состояния. В связи с этим можно предположить, что работа по снижению состояния тревоги и депрессии у студентов-психологов может создать предпосылки для улучшения тех или иных характеристик их ответственности. В то время как у студентов-врачей к улучшению их профессиональных качеств может привести работа непосредственно с ответственным поведением.

4. У студентов-психологов переменная "искренность" не нашла взаимосвязи ни с одним компонентом ответственности. У студентов-врачей переменная "искренность" вошла в фактор "соционаправлен-ное демонстративное проявление ответственности", что говорит о наличии у них желания тем или иным способом преуве-

Структура ответственности студентов

личивать свою степень ответственности в глазах окружающих. Вероятно, это может быть связано с большими требованиями, предъявляемыми обществом к профессиональным качествам врача.

5. Анализируя структуру ответственности у студентов-медиков, можно выделить типы ответственного поведения, которые противоположны друг другу: добровольное участие в ответственных делах, с одной стороны, и необязательность и перекладывание ответственности на других людей -с другой. В группе студентов-врачей - это факторы "соционаправленное демонстративное проявление ответственности" и "недобросовестное, избегающее проявление ответственности". В группе студентов-психологов - это факторы "соционаправ-ленное проявление ответственности" и "эгоистически ориентированное проявление ответственности".

Заключение

Полученные результаты могут быть полезны для создания коррекционных про-

грамм по улучшению профессиональных качеств студентов в соответствии с их индивидуальными стилями реализации ответственного поведения. У студентов с непродуктивными паттернами проявления ответственности необходимо развивать профессионально-ориентированный личностный потенциал, использовать формы и методы обучения, позволяющие повысить их инициативность и активизировать степень вовлеченности и сотрудничества в учебной деятельности. Для студентов, у которых проявление ответственности сильно зависит от психоэмоционального состояния, может быть рекомендована работа, направленная на снижение уровня тревожности, формирование стрессоустой-чивости, поддержание благоприятного социально-психологического климата в студенческой среде.

Со списком литературы вы можете ознакомиться на нашем сайте www.atmosphere-ph.ru

Comparative Analysis of the Framework of Responsibility Among Students of Different Academic Specializations in Medical School D.N. Chernov and K.I. Shachneva

Establishing professional competence of students in medical schools is a relevant issue in the medical community. Strong sense of responsibility is one of the main qualities expected from future physicians. However, significant stress that is being experienced by students starting from the early years of education can have a negative effect on the development of their professional qualities. We studied the factor structure of the interconnection between anxiety and sense of responsibility among medical and clinical psychology students of the Pirogov Russian National Research Medical University. It was demonstrated that the implementation of responsible behavior among psychology students is more dependent on their psychological and emotional state, while medical students tended to exaggerate their degree of responsibility in the eyes of others in some way. In addition, contrary patterns of responsible behavior were observed in both student groups: on the one hand, voluntary participation in demanding tasks, and on the other hand, lack of commitment and shifting responsibility to other people. The obtained results can be used for development of correctional programs aimed at improving professional qualities of students according to their individual way of implementing responsibility.

Key words: medical students, responsibility, anxiety, depression, professional qualities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.