мером и основой концепции сохранения этнической самобытности национальных видов спорта при их развитии на мировой арене.
ЛИТЕРАТУРА
1. Захаров, А. А. Проблема правового статуса национальных видов спорта в законе Российской Федерации о физической культуре и спорте / А.А. Захаров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 7 (77). - С. 73-76.
REFERENCES
1. Zakharov, A.A. (2011), “ Problem of the national kinds of sport legal status in the law of the Russian federation on the physical culture and sport”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 77, No. 7, pp. 73-76.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.03.2012.
УДК 796-055.2
ОСОБЕННОСТИ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗАНЯТИЙ СИЛОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ФИТНЕС-ТРЕНИРОВКЕ С ЖЕНЩИНАМИ ФЕРТИЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Юлия Александровна Ильюхина (Харлампенкова), преподаватель,
Наталья Александровна Дарданова, кандидат педагогических наук, преподаватель, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
(СГАФКСТ)
Аннотация
В статье рассматриваются особенности дифференциации занятий силовым тренингом с женщинами фертильного возраста, с учетом их компонентного состава тела. Не изменяя структуры занятия силовым тренингом, мы предложили по-разному дозировать величину нагрузки в основной ее части женщинам в зависимости от их типологических особенностей. Женщины разных соматических типов отличаются по развитию физических качеств: МеС тип имеют низкий уровень развития гибкости, но высокий уровень статической силы, МиС тип характеризуется высокими показателями общей выносливости, при низких характеристиках общей силы, женщины МаС типа имеют низкие параметры, характеризующие физическую работоспособность. Предложенный вариант дифференциации позволяет, не нарушая формата групповой тренировки, индивидуально подбирать нагрузку, в результате чего достигается стабильная лабильность мышечного и жирового компонентов.
Ключевые слова: силовой тренинг, соматодиагностика, женщины фертильного возраста, дифференциация тренировочных занятий.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.02.96.p69-72
FEATURES OF DIFFERENTIATION OF POWER ORIENTATION OF OCCUPATIONS IN FITNESS TRAINING WITH WOMEN AT CHILDBEARING AGE
Julia Aleksandrovna Ilyyukhina (Harlampenkova), the teacher,
Natalia Aleksandrovna Dardanova, the candidate of pedagogical sciences, teacher, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism
Annotation
The article discusses the features of training differentiation during the power training sessions with women at childbearing age, taking into account their component composition of the body. Without changing the structure of the power training classes, we have proposed a different dosing of the load in its main
part for the women according to their typological characteristics. Women of different physical types differ in the development by physical qualities: MeC type has a low level of flexibility, but high static force, MIS type is characterized by high levels of general endurance, general power low characteristics, women of MAC type have lower parameters characterizing the physical performance. Proposed version of differentiation allows for individual selection of the load without breaking the format of group training, which results in a stable labiality of muscle and fat components.
Keywords: power-training, somatic-diagnostic, women at childbearing age, differentiation of training exercises.
Существует множество оздоровительных фитнес направлений, которые помогают обрести стройную подтянутую фигуру. Еще в конце 20-го века наиболее популярным и оптимальным средством считалась аэробика и ее разновидности. На сегодняшний день преимущество отдается тренировкам силовой направленности (Pump-аэробика, Power-Body, Sculpt и другие).
Силовой тренинг — это вид оздоровительной аэробики, в основе которой лежит оптимально дозированная нагрузка на все группы мышц верхнего плечевого пояса, мышцы ног, спины и живота. Ее достоинствами является то, что во время выполнения хорошо нагружается сердечно-сосудистая система и эффективно ускоряется обмен веществ. Поэтому не стоит забывать и о жиросжигающем эффекте силового тренинга. Эффективное снижение жировой массы, с долговременным результатом, возможно только при грамотном совмещение аэробных и силовых нагрузок.
Цель - теоретически разработать и экспериментально проверить дифференцированную методику физической культуры женщин фертильного возраста на основе фитнес программ силовой направленности с учетом соматических типов.
Методы: 1) анализ научно-методической литературы; 2) соматодиагностика по методу Р.Н. Дорохова [1, 2]; 3) измерения компонентного состава тела при помощи весов TANITA; 4) измерение ЧСС с помощью кардиомонитора POLAR; 5) методы математической статистики.
Исследования проводились на базе фитнес-клубов города Смоленска. В педагогическом эксперименте участвовали 52 женщины фертильного возраста. В начале исследования для выявления соматических особенностей женщин фертильного возраста [4], с ними (n=52) была проведена соматодигностика.
Результаты оценки компонентного уровня варьирования (КУВ) представлены на рисунке 1.
Оценка жировой массы Оценки мышечной массы
Рис.1. Распределение женщин по результатам соматодиагности по жировому и мышечному компоненту
Женщины МиС типа обладают слабым развитием жировой и мышечной ткани, представительницы МеС типа средними показателями, а МаС типы - повышенным [3]. Женщины МеС типа имеют низкий уровень развития гибкости, но высокий уровень статической силы, МиС тип характеризуется высокими показателями общей выносливости,
при низких характеристиках общей силы, женщины MаC типа имеют низкие параметры, характеризующие физическую работоспособность.
На стадии констатирующего эксперимента нами была проведена оценка 4CC на нагрузку женщин, занимающихся силовым тренингом, с помощью кардиомонитора Polar. Полученные данные показали, что женщины крайних соматических типов имеют большую реакцию на нагрузку и выходят за пределы допустимой 4CC для данного вида занятий (пульс для данной возрастной группы не должен превышать 165 ударов в минуту) (рис.2).
ЦЕЛЕВАЯ ЗОНА
Рис. 2. Изменение ЧСС женщин разных соматических типов в процессе занятий силовым
тренингом до эксперимента
Нами была разработана комплексная программа силовой направленности, основанная на дифференциации интенсивности нагрузки для лиц разных соматических типов. Не изменяя структуры занятия, мы по-разному дозировали величину нагрузки в основной ее части женщинам в зависимости от их типологических особенностей. Например, при выполнении подъема корпуса вверх из положения лежа, женщины МеС типа выполняли его, держа руки за головой, локти в стороны, МаС - вытянув руки вперед, МиС - вытянув руки над головой (увеличение рычага). Таким образом, в микроцикле (неделя) выполнялись упражнения на все основные мышечные группы с большим акцентом на проблемные зоны. По предложенной нами программе группа занималась в течение полугода. При повторном измерении разделение женщин изменилось: жировая масса 14% - МаС, 67% - МеС, 19% - МиС; мышечная масса 68% - МеС, 8% - МиС, 24% - МаС (рис.З).
80
60
40
Жировая масса до Жировая масса Мышечная масса Мышечная масса начала занятий после 6 мес. до начала занятий после 6 мес.
■ МаС "МеС ОМиС
Рис.3. Изменение компонентного состава тела женщин за шестимесячный период занятий
ї1
Выводы. Учет выявленных соматических особенностей женщин фертильного возраста позволяет рационально подобрать величину нагрузки для комплексного использования средств силового тренинга. Разработанная методика позволяет дифференцированно дозировать нагрузку в основной части занятия силовой направленности по средствам увеличения координационной сложности, увеличение времени и темпа выполнения, не изменяя структуру занятия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дорохов, Р.Н. Соматические типы и варианты развития детей и подростков : автореф. дис. ... д-ра мед. наук / Дорохов Р.Н. - Москва, 1985. - 31 с.
2. Дорохов, Р.Н. Конституциональная диагностика детей 5-8 лет / Р.Н. Дорохов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 3 (85). - С. 81-86.
3. Романенко, Н. И. Содержание физической подготовки женщин 35-45 лет с использованием различных видов фитнеса на основе учета соматотипа : автореф. дис. . канд. пед. наук / Романенко Н. И. ; Кубанский гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма.
- Краснодар, 2013. - 24 с.
4. Харлампенкова, Ю.А. Учет соматических особенностей женщин фертильного возраста в организации занятий различными видами аэробики / Ю. А. Харлампенкова, Н.А. Дарданова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 3 (85).
- С. 184-197.
REFERENCES
1. Dorokhov, R.N. (1985), Somatic types and options for the development of children and adolescents: Avtoref. Diss. ... doct. Medical Sciences, Moscow, Russian Federation.
2. Dorokhov R.N. “Constitutional diagnosis of children of 5-8 years old”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 85, No. 3, pp. 81-86.
3. Romanenko, N.I. (2013), Content of physical training for women 35-45 years with different kinds of fitness-based accounting somatotype: dissertation, publishing Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Russian Federation.
4. Harlampenkova J.A., Dardanova N.A. (2012), “Consideration of somatic features of women at childbearing age in the organization of training on various kinds aerobics”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 85, No. 3, pp. 184-187
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.03.2012.
УДК 378.147
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ИНФОРМАЦИОННО-ВЕРОЯТНОСТНОЙ
ИНТЕРПРЕТАЦИИ
Елена Сергеевна Киселева, кандидат физико-математических наук, доцент, Людмила Николаевна Караванская, кандидат физико-математических наук, доцент, Марина Леонидовна Романова, кандидат педагогических наук, доцент,
Роман Викторович Терюха, кандидат педагогических наук, доцент,
Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар
Аннотация
Статья посвящена информационно-вероятностным моделям образовательной деятельности. В работе отражен вероятностно-статистический подход к моделированию образовательного процесса. Обосновано, что функциональная надежность образовательного процесса - один из главных критериев его качества, а в основу построения моделей развития личности обучающегося и его учебно-профессиональной деятельности должен быть положен вероятностно-статистический под-