Научная статья на тему 'Особенности диагностики умственного развития в дошкольном возрасте (6 - 7 лет)'

Особенности диагностики умственного развития в дошкольном возрасте (6 - 7 лет) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1025
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО / PRESCHOOL CHILDHOOD / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRESCHOOL EDUCATION / РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА / CHILD DEVELOPMENT / ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / MENTAL DEVELOPMENT / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SURVEY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Журакулова Дилдора Зиядуллаевна

Своевременная психологическая и педагогическая помощь детям является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания. Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте. В статье анализируются особенности диагностики умственного развития в дошкольном возрасте (6 7 лет), уточняются условия, определяющие готовность ребёнка к школьному обучению. А также автор изучает теоретические основы психолого-педагогического обследования детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Журакулова Дилдора Зиядуллаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности диагностики умственного развития в дошкольном возрасте (6 - 7 лет)»

7. Romek V.G. Self-confidence as a social-psychological characteristic of a person: Author's abstract. dis. Cand. ped. Nauk. Rostov n/D, 1997. 22 p.

8. Stepanov S.S. Popular psychological encyclopedia. Moscow: Izd-vo Eksmo, 2005. 672 p.

9. Khukhlaeva O.V. Tropina to her self: Program for the formation of psychological health in junior schoolchildren. Moscow: Genesis, 2011. 280 pp.

10. Hjell L., Ziegler R. Theories of personality.-SPb.: Peter Press, 2010. 608 p.

PECULIARITIES OF DIAGNOSTICS OF MENTAL DEVELOPMENT IN PRESCHOOL AGE (6 - 7 YEARS) Jurakulova D.Z. (Republic of Uzbekistan) Email: Jurakulova344@scientifictext.ru

Jurakulova Dildora Ziyadullaevna - Lecturer, DEPARTMENT PEDAGOGY, PSYCHOLOGY AND TECHNOLOGIES OF EDUCATION, CENTRE OF TRAINING AND RETRAINING OF WORKERS OF NATIONAL EDUCATION PEDAGOGICAL INSTITUTE OF CHIRCHIK IN TASHKENT REGION, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: timely psychological and pedagogical assistance to children is a necessary prerequisite for their successful education and upbringing. Many problems of learning difficulties lie in early and preschool years. The article analyzes the features of the diagnosis of mental development in the preschool age (6-7 years), specifies the conditions that determine the child's readiness for schooling. And also, the author studies the theoretical foundations of the psychological and pedagogical examination of preschool children.

Keywords: preschool childhood, preschool education, child development, mental development, psychological and pedagogical survey.

ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (6 - 7 ЛЕТ) Журакулова Д.З. (Республика Узбекистан)

Журакулова Дилдора Зиядуллаевна - преподаватель, кафедра педагогики, психологии и технологии образования, Центр подготовки и переподготовки работников народного образования Ташкентский областной Чирчикский педагогический институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: своевременная психологическая и педагогическая помощь детям является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания. Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте. В статье анализируются особенности диагностики умственного развития в дошкольном возрасте (6 - 7 лет), уточняются условия, определяющие готовность ребёнка к школьному обучению. А также автор изучает теоретические основы психолого-педагогического обследования детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: дошкольное детство, дошкольное образование, развитие ребёнка, психическое развитие, психолого-педагогического обследования.

Дошкольное детство - большой и ответственный период психического развития ребенка. В личностной сфере формируются иерархическая структура мотивов и потребностей, общая и дифференцированная самооценка, элементы волевой регуляции поведения. Активно усваиваются нравственные формы поведения. Нарушение любого звеньев или механизмов психологической структуры развития дошкольника может решающим образом сказаться на всем

дальнейшем ходе развития ребенка. В личностной сфере формируются иерархическая структура мотивов и потребностей, общая и дифференцированная самооценка, элементы волевой регуляции поведения. Активно усваиваются нравственные формы поведения. Нарушение любого из звеньев или механизмов психологической структуры развития дошкольника может решающим образом сказаться на всем дальнейшем ходе развития ребенка [1, с. 45].

Поступление ребенка в школу знаменует собой начало нового периода его жизни. Дети начинают новую, общественную по своему содержанию и по функции деятельность (ходить в школу, заниматься учебными предметами, следовать школьному режиму, подчиняться правилам поведения). Новое положение ребенка в обществе, позиция ученика характеризуются тем, что у него появляется обязательная, общественно значимая и контролируемая деятельность — учебная, он должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность за их нарушение.

Успешность адаптации ребенка к новым условиям определяется его готовностью к школьному обучению, которая включает в себя:

1. развитие аффективно-потребностной (мотивационной) сферы ребенка. Наличие у него познавательных интересов. Стремление занять свое особое место в системе социальных отношений, выполнять важную, оцениваемую деятельность — быть школьником;

2. развитие произвольной сферы ребенка: произвольного внимания, произвольной памяти, умения действовать по образцу, по правилу, по принятому намерению;

3. развитие познавательной сферы ребенка: восприятия, памяти внимания, речи и мышления;

4. развитие предпосылок учебной деятельности: умение внимательно слушать и точно выполнять последовательные указания взрослого; самостоятельно действовать по заданию; ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлечение на побочные факторы.

В настоящее время с особой остротой встал вопрос о необходимости разработки компактной системы обследования умственного развития детей 5-6 лет. Это связано с такими тенденциями в отечественном образовании, как переход к обучению детей с шестилетнего возраста и дифференциацией образования.

Специфика психолого-педагогического обследования заключается в системном анализе явлений детского развития. Это изучение социальной ситуации развития ребенка, рассмотрение иерархии деятельности и психологических новообразований в сфере сознания и личности ребенка. Решение любых проблем, касающихся развития, обучения и воспитания ребенка, не может быть успешным без внимательного рассмотрения их под углом зрения содержания и условий конкретного возрастного этапа, без учета закономерностей онтогенеза в целом. При разработке диагностических вопросов и проблем возрастного консультирования детей опорой являются теоретический базис и практический опыт, который накоплен в области возрастной и специальной психологии. Процесс психического развития ребенка рассматривается в системе понятий Л. С. Выготского: источник, движущие силы развития и условия воспитания. Такой подход отражает специфику психического развития человека как индивида по своей природе социального, активного и деятельностного. Индивидуальные формы психической деятельности формируются на основе процесса усвоения и присвоения ребенком опыта человеческих поколений, на основе овладения многообразными средствами и способами ориентации в сфере человеческих отношений и предметной практики.

В отечественной психологии и педагогике давно признана необходимость систематического контроля за ходом психического развития детей. Контроль за психическим развитием ребенка:

1) позволяет своевременно обнаружить нарушения в онтогенезе;

2) дает возможность организовать работу по компенсации, коррекции и предупреждению вторичных отклонений в развитии [2, с. 5].

На современном этапе развития консультативно диагностической службы работа должна быть направлена:

• на активную пропаганду психологических знаний среди учителей, воспитателей и родителей;

• на разработку рекомендаций по организации коррекционно-педагогической работы с детьми;

• на профилактику отклонений от нормального хода психического развития ребенка.

В настоящее время важнейшей задачей психолого-педагогического консультирования является работа с родителями.

Известно, что характер семейного воспитания оказывает влияние на становление образа «Я» в детском возрасте, позиции ребенка по отношению к миру. Именно в семье создаются уникальные условия для формирования ценностных ориентации, установок, эмоционального отношения к другим людям, что создает основу для развития личности ребенка в целом. Успешность коррекционной работы, направленной на формирование адекватного типа семейного воспитания в случаях его нарушений, во многом определяется особенностями родительской позиции. Отсюда следует, что основной задачей работы с родителями является повышение уровня их психологической грамотности, компетентности в области психолого-педагогических знаний о закономерностях развития ребенка.

Особую направленность составляет работа с родителями, воспитывающими детей с нарушениями в развитии, в целях разрешения их собственных личностных проблем, накладывающих отпечаток на характер семейного воспитания. Е.А. Стребелева выделяет конкретные задачи психолого-педагогического обследования детей:

1) раннее выявление отклонений в развитии, их коррекция и профилактика нарушений в поведении и деятельности;

2) выявление причин и характера первичных нарушений в развитии у ребенка, а также определение степени этого нарушения;

3) выявление индивидуально-психологических особенностей развития обследуемого ребенка (личностных и интеллектуальных);

4) определение условий воспитания ребенка;

5) обоснование педагогического прогноза;

6) разработка индивидуальной коррекционной программы развития;

7) организация коррекционной работы с родителями и детьми [2, с. 8].

Современная диагностика детей опирается на ряд основополагающих принципов:

1) комплексный подход к диагностике - это означает всестороннее обследование и оценка особенностей развития ребенка, охватывающее познавательную деятельность, поведение, эмоции, состояние зрения, слуха, двигательной сферы, неврологический статус, соматическое состояние;

2) целостное и системное изучение ребенка-это предполагает обнаружение не просто отдельных проявлений нарушений психического развития, но и связей между ними, определение причин, и установление иерархии обнаруженных нарушений или отклонений в развитии;

3) динамическое изучение ребенка - принцип динамического изучения опирается на концепцию Л.С. Выготского о двух уровнях умственного развития ребенка -актуальном и потенциальном, т.е. зоне «ближайшего развития». Это возможно определить в процессе сотрудничества ребенка со взрослым при усвоении ребенком новых способов действия;

4) учет возрастных особенностей развития - это значит необходимо ориентироваться при изучении ребенка на возрастную периодизацию. В отечественной психологии признана определенная последовательность стадий развитии, которые не могут опережать друг друга;

5) качественный анализ результатов диагностики - его содержание определяют параметры:

- отношение ребенка к заданиям;

- способы ориентировки в условиях задания;

- характер его ошибок;

- отношение к результату своей деятельности.

При этом необходимо определить уровень психического развития ребенка и его личностные особенности. Качественный анализ не противопоставляется учету количественных данных, и они выступают во взаимосвязи.

Список литературы /References

1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет / И.Ю. Кулагина. Москва: РОУ, 1996. 186 с.

2. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой. М.: Бук-Мастер, 1998. 225 с.: ил.

PSYCHOLINGUISTIC ASPECTS OF THE PERCEPTION OF ORAL SPEECH (DEPENDENCE OF PERCEPTION FROM SPEECH CHARACTERISTICS OF THE SPEAKER) Milieva M.G. (Republic of Uzbekistan) Email: Milieva344@scientifictext.ru

Milieva Muattar Gaffarovna - Teacher, DEPARTMENT OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY, UZBEKISTAN STATE WORLD LANGUAGES UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: in this article, problems of perception of oral speech that are considered by a whole range of sciences are considered: psychology, linguistics, methods of teaching languages, psycholinguistics, neurolinguistics, it is also in the center of attention of such types of arts as theatrical and oratorical. However, despite the fact that the problems of perception and speech production are the focus of a number of sciences, there are still a lot of questions that are still waiting to be solved. One of these unresolved problems is the dependence ofperception on the form of speech production, on the speech characteristics of the speaker. Keywords: psycholinguistics, speech, tempo, rhythm, diction, articulation, intonation.

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ (ЗАВИСИМОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ ОТ РЕЧЕВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ГОВОРЯЩЕГО) Милиева М.Г. (Республика Узбекистан)

Милиева Муаттар Гаффаровна - преподаватель, кафедра педагогики и психологии, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в настоящей статье изложены проблемы восприятия устной речи, которые рассматриваются целым рядом наук: психологией, лингвистикой, методикой преподавания языков, психолингвистикой, нейролингвистикой, она также находится в центре внимания таких видов искусств, как театральное и ораторское. Однако, несмотря на то, что проблемы восприятия и продуцирования речи стоят в центре внимания ряда наук, здесь все еще остается очень много вопросов, ждущих своего решения. Одной из таких нерешенных проблем являетоя зависимость восприятия от формы продуцирования речи, от речевых характеристик говорящего.

Ключевые слова: психолингвистика, речь, темп, ритм, дикция, артикуляция, интонация.

Психолингвистика нацеливает на исследование речевой деятельности, речевого общения, изучение его национально-культурной специфики. А.А. Леонтьев отмечает, что современное языкознание достигло больших успехов в описании структур языков разных систем, однако «ни

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.