Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗРОСЛЫХ'

ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗРОСЛЫХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
669
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
методика / изучение / наблюдение / беседа / прогноз / жизненная ситуация / регуляция / целенаправленность.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шельшакова Н.Н.

Психологическая диагностика — наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях. Можно выделить две функции психологической диагностики — научную и практическую. Первая характеризует ее как научно-исследовательскую область и представляет собой деятельность по конструированию психодиагностических методик. Вторая функция психодиагностики реализуется практическими психологами, использующими диагностические методики. В статье перечисляются основные методы диагностики взрослых. При этом акцент сделан на необходимости изучения прогнозирования жизненных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шельшакова Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗРОСЛЫХ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -9-329-332 ШЕЛЬШАКОВА Наталья Николаевна,

NIION: 2018-0076-9/21-201 кандидат психологических наук,

MOSURED: 77/27-023-2021 -09-400 Петрозаводский государственный университет,

г. Петрозаводск, Россия, e-mail: naty_sy@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ

ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗРОСЛЫХ

Аннотация. Психологическая диагностика — наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях. Можно выделить две функции психологической диагностики — научную и практическую. Первая характеризует ее как научно-исследовательскую область и представляет собой деятельность по конструированию психодиагностических методик. Вторая функция психодиагностики реализуется практическими психологами, использующими диагностические методики. В статье перечисляются основные методы диагностики взрослых. При этом акцент сделан на необходимости изучения прогнозирования жизненных ситуаций.

Ключевые слова: методика, изучение, наблюдение, беседа, прогноз, жизненная ситуация, регуляция, целенаправленность.

SHELSHAKOVA Natalya Nikolaevna,

candidate of psychological sciences, Petrozavodsk State University, Petrozavodsk, Russia

FEATURES OF DIAGNOSIS OF INDIVIDUAL AND PERSONAL

FEATURES OF ADULTS

Annotation. Psychological diagnosis is the science of designing methods for assessing, measuring, classifying the psychological and psychophysiological characteristics of people, as well as using these methods for practical purposes. Two functions of psychological diagnostics can be distinguished - scientific and practical. The first characterizes it as a research field and is an activity in the design of psychodiagnostic methods. The second function of psychodiagnostics is implemented by practical psychologists using diagnostic techniques. The article lists the main methods for diagnosing adults. At the same time, emphasis is placed on the need to study the prediction of life situations.

Key words: methodology, study, observation, conversation, prognosis, life situation, regulation, targeting.

Разные авторы предлагают разные способы классификации психодиагностических методов. Например, согласно Р. С. Немову (1995), можно выделить:

1. Методы психодиагностики, основанные на наблюдении (стандартизированное и свободное наблюдение);

2. Методы интервью, психодиагностические методы (анкеты; анкеты, которые могут содержать закрытые и открытые вопросы, а также прямые или косвенные вопросы; интервью);

3. Объективные методы психодиагностики, включая учет и анализ поведенческих реакций человека и продуктов его труда;

4. Экспериментальные методы психодиагностики.

Рассмотрим преимущества и недостатки основных методов психологического исследования.

Основным методом психологии, как и в случае любой науки, является наблюдение. Ранние психологи пытались изучать и объяснять поведение, просто наблюдая за поведением и деятельностью организмов. На основе своих наблюдений они попытались найти объяснения.

Этот тип наблюдения называется естественным наблюдением или неконтролируемым наблюдением. Этот термин означает, что наблюдение производилось в естественных условиях, как и когда происходило поведение. На основе повторных наблюдений психологи попытались сформулировать общие законы и принципы.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

Выдающимся примером законов, основанных на таких естественных наблюдениях, являются законы ассоциации, сформулированные Локком, Беркли, Брауном и другими британскими философами. На еще более глубоком уровне философы пытались объединить наблюдение с логикой и пытались разработать психологические теории. Естественное наблюдение долгое время использовалось для психологических исследований. Было установлено, что прежде чем проводить наблюдение за каким-либо объектом необходимо провести саморефелексию собственных особенностей развитий для установления внешних факторов, которые могут препятствовать объективному наблюдение (освещенность, влажность, цветовая гамма и т.д.).

Этот метод имел как свои преимущества, так и недостатки. Некоторые из преимуществ заключаются в следующем:

а) Собирать данные легко, и никаких специальных приспособлений или приспособлений не требуется.

б) Наблюдая за поведением в естественных ситуациях, мы действительно наблюдаем за поведением в жизненных ситуациях. Также надо учитывать, что любое целенаправленное наблюдение за человеком является для него неестественным.

Если целью психологии является понимание и прогнозирование поведения в реальных жизненных ситуациях, то естественным будет изучение поведения в жизненных ситуациях. Жизненные ситуации отличаются от лабораторных ситуаций. Следовательно, естественное наблюдение было бы более идеальным и значимым.

Однако существуют также некоторые очень серьезные недостатки и трудности в использовании метода естественных наблюдений. Некоторые из них заключаются в следующем:

a) невозможно наблюдать все типы поведения в естественных условиях. Некоторые аспекты поведения скрыты для наблюдения. Чувства и другие внутренние процессы невозможно наблюдать.

b) трудно перевести данные естественных наблюдений в количественные термины.

ф Разные наблюдатели, наблюдающие за одним и тем же поведением, могут прийти к разным выводам.

Например, если кто-то застает друга в не очень общительном настроении, можно сделать вывод, что он сердит. Но другой человек, встретившись с ним, может прийти к выводу, что ему грустно. Таким образом, одно и то же поведение индивида может передавать разные значения разным наблюдателям.

d) Многие случаи поведения не повторяются самих себя. Важное необходимым условием научного наблюдения является повторяемость. Это часто невозможно при естественном наблюдении. Таким образом, если психолог заинтересован в изучении того, как люди реагируют, когда близкий родственник попадает в аварию, очевидно, что он не может ни ожидать, ни даже желать многих таких случаев. Таким образом, можно видеть, что метод естественного наблюдения накладывает серьезные ограничения. Это требует много времени и усилий. Таким образом, естественное наблюдение имеет свои ограничения, и психология, как и другие науки, также обратилась к тому, что называется экспериментальным наблюдением или экспериментальным методом.

Плюсы очевидного наблюдения, но могут быть различные ошибки в оценке наблюдаемых фактов, связанные с различными эффектами, известными психологии, например, эффектом ореола и эффектом Пигмалиона.

Эффект Пигмалиона заключается в том, что, выдвигая исходную гипотезу, исследователь стремится непроизвольно затем интерпретировать наблюдаемые факты в ее пользу.

Эффект ореола, или эффект гала, приводит к неоправданному обобщению конкретного опыта исследователя и переносу отсчета из одной ситуации в другую.

Кроме того, наблюдатель может интерпретировать психические факты с точки зрения основных положений психологической школы, к которой он принадлежит, или он может подвергаться различного рода предрассудкам, касающимся, например, способности женщин к определенным видам деятельности (так называемый сексизм) или связанной с этим зависимости функционирования психики от принадлежности к расе, национальности, социокультурной группе и т.д. Это может сказаться на объективности результатов.

Экспериментом называют метод, при котором исследователь сам является исследуемым явлением.

На протяжении многих лет преступники-экспериментаторы разработали очень тонкие методы и методы установления контроля в своих экспериментах. Они могут манипулировать людьми, которые подвергаются экспериментам, или условиями эксперимента, или самими стимулами. Очень часто контроль включает в себя изменение или манипулирование всем этим. Поэтому если в поведении людей или окружающей обстановке появляются на ваш взгляд странные события, неадекватные действия людей, необходимо посещение психолога с целью определения адекватности восприятия жизненных событий.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

Экспериментальный метод имеет еще одно преимущество, заключающееся в том, что наблюдения можно проводить намного точнее. Степень нарушение может быть измерено с точки зрения сердцебиения, кровяного давления и т.д. Для точного и точного определения уровней помех можно использовать подходящие устройства или измерительные приборы. Это невозможно при естественном наблюдении.

На ранних стадиях эксперименты в области психологии были очень простыми и не сложными. Многие из доступных сегодня гаджетов и инструментов тогда были недоступны. Ввиду этого психологи-экспериментаторы полагались на то, что называется самоанализом. После создания стимула они просили субъекта или человека сообщить или изложить все психологические изменения, события и переживания, происходящие в них. Этот метод был известен как самоанализ. Термин «самоанализ» означает взгляд внутрь. На самом деле это был клиент, который делал наблюдения и сообщал о том же экспериментатору.

Но метод самоанализа вскоре подвергся критике по следующим основаниям:

a) Субъект может быть не в состоянии наблюдать все переживания.

b) Они могут быть не в состоянии правильно сообщить или выразить весь свой опыт.

ф Разные люди могут по-разному сообщать об одном и том же опыте.

d) сравнение и количественная оценка различных видов опыта были бы ошибочными.

Ввиду этих возражений метод самоанализа постепенно вышел из моды. Психолог начал разрабатывать различные типы приборов и психологических тестов для наблюдения и измерения. Некоторые из них являются механическими и электрическими устройствами, в то время как многие из них представляют собой тесты на бумаге и карандаше или требуют от человека выполнения некоторых конкретных задач.

Для получения больших объемов информации используются опросы, которые являются модификацией другого метода - беседы. Когда субъекты опроса предлагают тщательно разработанную анкету. Затем исследователь отвечает на вопрос о наличии или отсутствии определенных психических свойств.

Тесты могут количественно оценить различные характеристики психики: например, интеллект, внимание, умственные операции, память и различные психические состояния, такие как тре-вога,разочарование, депрессия.

Наряду с вербальными тестами используются различные невербальные тесты, такие как живописный тест Розенцвейга, направленный на

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

изучение реакций индивида в ответ на травмирующую ситуацию.

Проективные методы основаны на способности индивидов приписывать свой собственный статус и требования к качеству объектам.

Самая известная техника чернильных клякс Роршаха, во время которой испытуемые размещали карточки со стандартными чернильными кляксами разных цветов, и то, что они в них видят, оценивается реалистичностью восприятия, уровнем тревожности, эмоциональным состоянием.

Во время других проективных методик клиентов просят нарисовать дом, дерево, человека, животное, а о несуществующей специфике рисунка судят по состоянию психики отдельных лиц. Особое внимание при интерпретации надо уделить похожим рисункам нескольких людей в определенный период времени, например 1 месяц. Так схожая прорисовка одних и тех же деталей может быть направить медицинского психолога на установление связей тех, кто приходил на консультации.

Существуют также вербальные проективные методы, например, метод «Неполного предложения», в ходе которого исследователь предлагает тестовое начало предложения, которое они должны завершить. Надо обратить на категорию клиентов, которые делают метафорическое или юмористическое продолжение, так как это также может иметь важность для раскрытия деталей жизненных событий.

Особое внимание необходимо уделить новым методикам прогнозирования ситуаций развития непредвиденных событий. Мышление (память, восприятие, внимание, ориентировка в пространстве) человека при восприятии и прогнозировании новых событий должен быть согласован с положительными эмоциями, и тогда организм человека будет находиться в состоянии стабильности. Если отмечается разрозненность мышления и эмоциональных реакций, то энергетический потенциал будет рассогласованно действовать на нервную систему. Данное явление можно объяснить следующим процессом: движения разума (например, необходимость сходить в магазин) будут регулироваться волевым усилием (физическим усилием), при этом эмоции направляются общим состоянием функциональной системы, которая не имеет начального и конечного звеньев, поэтому этой системой сложно управлять, особенно при наличии «легкой крови» (снижение плотности кровеносных сосудов при различных болезненных состояниях). Поэтому необходимо быть целенаправленным, четко определять траекторию движения в заданном пространстве.

Список литературы:

[1] Ситкина Е.В. Связь индивидуально-личностных особенностей пациентов и приверженности выполнению рекомендаций врача по гигиене полости рта // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2019. - №. 3. - С. 141160.

[2] Сыс Л.А. Экспериментальное исследование индивидуально-личностных особенностей заикающихся подростков и взрослых // Специальное образование: методология, теория, практика. - 2017. - С. 80.

[3] Степаненко А.В. О взаимосвязи компонентов модели психического взрослых и личностных особенностей //Психология. Историко-крити-ческие обзоры и современные исследования. -2016. - Т. 5. - №. 5. - С. 67-75.

[4] Чувашова А.Г. Авторская методика психодиагностики индивидуально-личностных особенностей детей дошкольного возраста «Сюжеты детских потребностей» // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. - 2020. - Т. 6. - №. 2. - С. 127-137.

Spisok literatury:

[1] Sitkina E.V. Svyaz' individual'no-lichnostnyh osobennostej pacientov i priverzhennosti vypolneniyu rekomendacij vracha po gigiene polosti rta // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psihologiya. -2019. - №. 3. - S. 141-160.

[2] Sys L.A. Eksperimental'noe issledovanie individual'no-lichnostnyh osobennostej zaikayushchi-hsya podrostkov i vzroslyh // Special'noe obra-zovanie: metodologiya, teoriya, praktika. - 2017. - S. 80.

[3] Stepanenko A.V. O vzaimosvyazi kompo-nentov modeli psihicheskogo vzroslyh i lichnostnyh osobennostej //Psihologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya. - 2016. - T. 5. - №. 5. - S. 67-75.

[4] Chuvashova A.G. Avtorskaya metodika psi-hodiagnostiki individual'no-lichnostnyh osobennostej detej doshkol'nogo vozrasta «Syuzhety detskih potre-bnostej» // Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Sociologiya. Pedagogika. Psihologiya. - 2020. - T. 6. - №. 2. - S. 127-137.

J

V

ЮРКОМПАНИ

www. law-books. ru

л

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.

Г

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.