Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКО-СЕРБСКОГО ГУМАНИТАРНОГО ЦЕНТРА ПО ПОВЫШЕНИЮ ОПЕРАТИВНОСТИ РЕАГИРОВАНИЯ НА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ НА ТЕРРИТОРИЯХ СЕРБИИ И ДРУГИХ СТРАН БАЛКАНСКОГО РЕГИОНА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКО-СЕРБСКОГО ГУМАНИТАРНОГО ЦЕНТРА ПО ПОВЫШЕНИЮ ОПЕРАТИВНОСТИ РЕАГИРОВАНИЯ НА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ НА ТЕРРИТОРИЯХ СЕРБИИ И ДРУГИХ СТРАН БАЛКАНСКОГО РЕГИОНА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
85
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ГУМАНИТАРНАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ" / МЧС РОССИИ / РОССИЙСКО-СЕРБСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ЦЕНТР (РСГЦ) / ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ / ГУМАНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ НАСЕЛЕНИЮ / РАДИОАКТИВНОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ / ГУМАНИТАРНОЕ РАЗМИНИРОВАНИЕ / ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / BALKANS / NATO / "HUMANITARIAN INTERVENTION" / EMERCOM OF RUSSIA / RUSSIAN-SERBIAN HUMANITARIAN CENTER / EMERGENCY SITUATIONS / FIRE FIGHTING / HUMANITARIAN AID / RADIACTIVE CONTAMINATION / HUMANITARIAN MINE CLEARANCE / SEARCH AND RESCUE OPERATIONS / БАЛКАНЫ / НАТО / ГУМАНИТАРНЫЕ ОПЕРАЦИИ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Давыдова Наталия Анатольевна, Хоруженко Александр Федорович

Проанализирована деятельность МЧС России на Балканах в 90-х годах прошлого столетия по оказанию гуманитарной помощи населению во время бомбардировок НАТО Союзной Республики Югославия. Рассмотрены создание и работа Российско-сербского гуманитарного центра (РСГЦ) в городе Нише. Обсужден вопрос о присвоении РСГЦ дипломатического статуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current Activities of Russian-Serbian Humanitarian Center for Improving the Efficiency of Emergency Response in Serbia and Other Balkan Countries

The article provides a review of EMERCOM of Russia humanitarian actions in the Balkans in the 1990s during the NATO bombing of Yugoslavia. These actions led to the creation of the Russian-Serbian Humanitarian Center (RSHC) in Niš. The authors describe the Center establishment and activities. The issue of granting diplomatic status to RSHC is discussed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКО-СЕРБСКОГО ГУМАНИТАРНОГО ЦЕНТРА ПО ПОВЫШЕНИЮ ОПЕРАТИВНОСТИ РЕАГИРОВАНИЯ НА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ НА ТЕРРИТОРИЯХ СЕРБИИ И ДРУГИХ СТРАН БАЛКАНСКОГО РЕГИОНА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

/58 Civil SecurityTechnology, Vol. 15, 2018, No. 4 (58) УДК 614.8

Особенности деятельности Российско-сербского гуманитарного центра по повышению оперативности реагирования на чрезвычайные ситуации на территориях Сербии и других стран Балканского региона на современном этапе

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2018

Н.А. Давыдова, А.Ф. Хоруженко

Аннотация

Проанализирована деятельность МЧС России на Балканах в 90-х годах прошлого столетия по оказанию гуманитарной помощи населению во время бомбардировок НАТО Союзной Республики Югославия. Рассмотрены создание и работа Российско-сербского гуманитарного центра (РСГЦ) в городе Нише. Обсужден вопрос о присвоении РСГЦ дипломатического статуса.

Ключевые слова: Балканы, НАТО; «гуманитарная интервенция»; МЧС России; Российско-сербский гуманитарный центр (РСГЦ); гуманитарные операции, чрезвычайные ситуации; тушение пожаров; гуманитарная помощь населению; радиоактивное загрязнение; гуманитарное разминирование; поисково-спасательные работы.

Current Activities of Russian-Serbian Humanitarian Center for Improving the Efficiency of Emergency Response in Serbia and Other Balkan Countries

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2018

N. Davydova, A. Khoruzhenko

Abstract

The article provides a review of EMERCOM of Russia humanitarian actions in the Balkans in the 1990s during the NATO bombing of Yugoslavia. These actions led to the creation of the Russian-Serbian Humanitarian Center (RSHC) in Nis. The authors describe the Center establishment and activities. The issue of granting diplomatic status to RSHC is discussed.

Key words: the Balkans; NATO; "humanitarian intervention"; EMERCOM of Russia; Russian-Serbian Humanitarian Center; emergency situations; fire fighting; humanitarian aid; radiactive contamination; humanitarian mine clearance; search and rescue operations.

Статья поступила в редакцию 12.10.2018.

В современном мире ни одна страна не застрахована от чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС) как природного, так и техногенного характера. Расширение масштабов катаклизмов, непрекращающиеся войны и вооруженные конфликты, а также террористические угрозы поставили мир перед необходимостью поиска новых форм взаимодействия.

С созданием ООН системы гуманитарного реагирования сотрудничество России с зарубежными странами в вопросах взаимопомощи по защите населения в ЧС получило государственную поддержку и развитие. В 1991 году Россия подтвердила свое участие в Частичном открытом соглашении Совета Европы по прогнозированию, предотвращению и оказанию помощи в случаях стихийных бедствий и технологических катастроф (ЧОС СЕ). Государственная политика в области противодействия бедствиям и защиты человека стала приоритетной, а МЧС России взяло на себя ответственность за безопасность населения страны и участие в международных гуманитарных операциях. Начало международной гуманитарной деятельности МЧС России относится к 1992 году. Свою деятельность в этой области оно проводит по трем направлениям: предотвращение ЧС природного и техногенного характера, снижение риска их возникновения, оказание гуманитарной (чрезвычайной международной) помощи, участие в гуманитарных акциях [1: 537].

В январе 1993 года, по решению Правительства Российской Федерации, ГКЧС был привлечен к оказанию гуманитарной помощи воюющим республикам бывшей Югославии. В связи с обращением Секретариата ООН к государствам-членам ООН шло наращивание российского присутствия в гуманитарной операции . Доставка помощи осуществлялась автомобильным, железнодорожным, морским и воздушным транспортом [2: 539].

В результате проведения карательной операции «Буря» в 1995 году более 15 тысяч сербов погибло и около 300 тысяч стало беженцами [3: 382-383]. МЧС России оперативно доставляло медикаменты, продовольствие, одежду и топливо в лагеря беженцев.

Необходимо отметить такой гуманитарный шаг, когда МЧС России проявило инициативу, организовав на Черном море отдых детей беженцев из Республики Югославия. Так, например, осенью 1995 года, выполняя поручение Правительства Российской Федерации от 11октября № 12233-П, МЧС России арендовало у авиакомпании «Орел авиа» три самолета ЯК-42 Д для доставки 2000 сербских детей на реабилитацию в город Анапу и из Анапы в Белград [4: 541].

24 марта 1999 года США и их союзники по НАТО начали вооруженную агрессию против СРЮ. Агрессия, которой было придумано название «Союзническая сила», продолжалась 79 дней и ночей — до 10 июня 1999 года. По данным штаба верховного командования югославской армии, опубликованным в Белой книге «Югославия на пороге 2000 года», в агрессии было задействовано 1200 самолетов, в том числе — 850 боевых. Армада НАТО совершила более 12000 авианалетов, выпустила свыше 3000 крылатых ракет, сбросила

более 10 000 тонн взрывчатки, что по тротиловому эквиваленту в пять раз превышало мощность атомной бомбы, сброшенной американцами на Хиросиму. Ударам подверглось 995 объектов на территории СРЮ. Среди гражданского населения были многочисленные жертвы: под бомбежками погибло 1200 взрослых и 1000 детей, около 5000 человек получило тяжелые ранения. Общий ущерб СРЮ превысил 100 млрд долларов [3: 36-38, 444].

Спасаясь от бомбардировок, десятки и сотни тысяч беженцев устремились из Косово и других регионов в Македонию и Албанию, Боснию и Герцеговину, Хорватию. По данным Верховного комиссара ООН по делам беженцев, только в период с 24 марта по 5 апреля 1999 года Косово покинуло более 350 тыс. человек, а за весь период натовских бомбардировок половина сербского населения покинула места проживания [5: 33].

Во время агрессии НАТО против Союзной Республики Югославия родился и получил распространение коалиционный принцип международного реагирования на ЧС. Примером является прецедент создания коалиции четырех государств: Австрия и Швейцария — нейтральные страны, Греция — член блока НАТО и Россия объединились и образовали международную гуманитарную программу «Фокус» [1: 544].

Для оказания гуманитарной помощи и проведения эвакуационных мероприятий были задействованы пассажирские и транспортные самолеты МЧС России. Первым же самолетом ИЛ-76 МЧС России был доставлен и развернут мобильный госпиталь для оказания медицинской помощи беженцам. Впоследствии, по решению Правительства Российской Федерации, мобильный госпиталь был передан в качестве дара Минздраву Югославии [6: 68].

Одновременно с проведением эвакуации соотечественников транспортные Ил-76 и автоколонны МЧС России осуществляли доставку гуманитарной помощи на аэродромы Белграда, Косово, Скопье, Подгорицы.

Подводя итог гуманитарной деятельности за два месяца боевых действий на Балканах, следует отметить, что авиация МЧС России выполнила в этот район 36 полетов, эвакуировав 964 человека и доставив 347 тонн гуманитарных грузов [7: 95]. Общий размер гуманитарной помощи России за этот период составил 24,8 млн руб. и более 400 тыс. долл. США, выделенных МЧС России по распоряжению Правительства Российской Федерации [8: 144].

В обоснование варварских бомбардировок СРЮ США и их союзники по НАТО активно использовали концепцию «гуманитарной интервенции», согласно которой любые насильственные действия, в том числе в обход и в нарушение резолюций Совета Безопасности ООН, могут быть оправданы, если они направлены на предотвращение «гуманитарной катастрофы» в том или ином регионе мира. При этом понятие «гуманитарная катастрофа» намеренно не определялось, а имелось в виду, что в каждом конкретном случае агрессоры могли истолковать это понятие по своему усмотрению. С другой стороны, насильственные действия ничем не

ограничивались и вполне могли включать варварские бомбардировки, прямое вмешательство во внутренние дела государств, оккупацию и попытки свержения неугодных режимов, как это было во время боснийского и косовского, а позднее — иракского кризисов [9: 83].

На Балканах не прекращаются расследования и дискуссии о преступлениях Североатлантического альянса в регионе в 90-х годы прошлого столетия. Но если до сих пор этим занимались в основном сербские эксперты, то сейчас публикуются серьезные материалы косовских СМИ и аналитиков, поднимающих вопрос о правомерности действий НАТО в ходе конфликта. Так, по данным косоваров, в 25 километрах от Скопье натовская авиация сбросила 10 тонн запрещенных боеприпасов с обедненным ураном, что является причиной раковых заболеваний и преждевременных смертей албанцев в Македонии и Косово по сей день. Местные экологические организации мгновенно забили тревогу, призывая к ответу виновных в произошедшем и «очистке» территории. Приштинская «Газета Экспресс» даже опубликовала карту загрязненных территорий. Согласно ей наибольшее радиоактивное загрязнение почвы наблюдается в районах Македонии и самопровозглашенного Косово: Шар Планина, Де-ревенска Клисура и Качаник [10: 2].

В Боснии и Герцеговине системная работа в этом направлении ведется Республиканским центром исследования войны, военных преступлений и поиска без вести пропавших лиц (Республика Сербская), где фиксируются и документируются последствия натовской операции «Обдуманная сила» (30 августа — 14 сентября 1995 года), в ходе которой авиацией союзников осуществлялись бомбардировки позиций сербов во время боснийского конфликта. Вот что пишут эксперты центра в своем заключении: «Какие последствия вызывает применение боеприпасов с обедненным ураном демонстрирует нам пример Сербии, также подвергшейся натовским бомбардировкам, где онкологические заболевания диагностируются каждый год примерно у 320 детей в возрасте до 19 лет, двум третям из которых нет и 14, а битву за жизнь из них проигрывает 56 малышей» [10: 3].

Президент Сербии Александр Вучич на открытии нового в стране онкологического центра 13 мая 2018 года заявил, что Белград будет серьезно изучать последствия натовских бомбардировок с применением обедненного урана. Он также назвал такого рода действия Запада преступлением, не имевшим аналогов в Европе. В феврале 2018 в сербском городе Нише прошло первое заседание Совета по подготовке судебного иска к 19 странам — членам НАТО, принимавшим участие в бомбардировках Сербии в 1999 году [10: 1].

Российские саперы участвуют в проекте по гуманитарному разминированию в Сербии с 2008 года: за это время была обследована территория свыше 4 миллионов квадратных метров, обнаружено и обезврежено свыше 12,6 тысяч взрывоопасных предметов. Саперы находят и обезвреживают боеприпасы, оставшиеся в земле со времен Первой и Второй мировых войн, после взрыва на армейском складе в Парачине в 2006 году

и после бомбардировок НАТО в 1999 году. Российские саперы проделали огромную работу по очищению сербской земли от смертоносного радиоактивного загрязнения [11].

В апреле 2012 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербия подписано соглашение о создании Российско-сербского гуманитарного центра. Он призван обеспечить повышение оперативности реагирования на ЧС на территориях Сербии и других стран Балканского региона. В частности, Центр нацелен на проведение поисково-спасательных операций, оказание гуманитарной помощи, а также на организацию тушения пожаров как одну из важнейших задач защиты населения и территорий. Центр дислоцируется в сербском городе Нише.

Российско-сербский гуманитарный центр (информационная справка от 25 апреля 2012)

Цели и задачи центра. Российско-сербский гуманитарный центр (далее — Центр) создается на основании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербия о сотрудничестве в области чрезвычайного гуманитарного реагирования, предупреждения стихийных бедствий и техногенных аварий и ликвидации их последствий от 20 октября 2009 года.

Деятельность и правовой статус Центра будут определяться отдельным Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербия (далее — Стороны), а уполномоченными органами по его реализации являются МЧС России и МВД Сербии.

Центр создается в целях содействия развитию возможностей гуманитарного реагирования на чрезвычайные ситуации в Сербии и других странах региона.

На Центр возлагается совместное выполнение следующих основных задач: осуществление мероприятий по подготовке к предупреждению и ликвидации ЧС; оказание гуманитарной помощи населению, пострадавшему от ЧС; реализация проектов и программ по гуманитарному разминированию; оказание помощи Сербии и государствам региона в тушении пожаров с применением авиационных средств; обучение, повышение квалификации и тренировка специалистов в области предупреждения и ликвидации ЧС; проведение демонстраций и испытаний современных пожарно-спасательных и других средств и технологий, обмен опытом и информацией в соответствии с задачами Центра; выполнение других задач, не противоречащих целям создания Центра.

Центр является межправительственной некоммерческой организацией, пользующейся правами юридического лица, который по мере присоединения к нему других участников может наделяться международными координационными функциями.

Территориально Центр и его элементы (филиалы) размещаются на аэродроме Ниш, в городе Нише и в других согласованных Сторонами районах Сербии.

Центр как юридическое лицо регистрируется в Республике Сербия в соответствии с ее национальным законодательством.

Структура и состав Центра. В целях выполнения возложенных на Центр задач в его составе планируется иметь: правление Центра; совместную дирекцию; авиационную группу; поисково-спасательные и другие формирования; совместный отряд гуманитарного разминирования; подразделение обучения персонала, технологий и обмена информацией; материально-технический резерв.

Правление Центра является высшим органом управления Центром. Он утверждает программу деятельности и бюджет Центра, его структуру, штатное расписание, направления использования бюджетных средств и осуществляет иные полномочия в соответствии с уставом Центра. Совет также рассматривает заявления и готовит предложения Сторонам о приеме новых членов Центра.

Дирекция Центра является исполнительным органом Центра, который осуществляет непосредственное управление его деятельностью. Она включает директора, содиректора, заместителей директора и других сотрудников.

Авиационная группа Центра является многоцелевым аэромобильным компонентом, предназначенным для доставки гуманитарных грузов, команд спасателей (пожарных), участия в поисковых, аварийно-спасательных и других работах при ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе в тушении пожаров. В состав группы включаются самолеты и вертолеты МЧС России, а также вертолеты МВД Сербии. Она базируется на аэродроме в городе Нише в период выполнения совместных операций, а также в дежурном режиме по согласованию Сторон.

В целях обеспечения готовности сил Центра к совместным действиям в 2010 и 2011 годах проведены учения с привлечением наземного и воздушного компонентов Центра. Реальная способность сил Центра к таким действиям была подтверждена в сентябре 2011 года при тушении масштабных лесных пожаров в районе сербских городов Кралево и Заечар. В ходе этой операции на аэродром Ниш оперативно были перебазированы самолет-амфибия Бе-200 и тяжелый вертолет Ми-26, которые совместно с вертолетами и наземными подразделениями МВД Сербии обеспечили локализацию пожаров в короткие сроки, тем самым подтвердив высокую эффективность применения авиационных средств при тушении пожаров в труднодоступной горной местности.

Поисково-спасательные и другие формирования Центра размещаются на национальных территориях и привлекаются к участию в совместных операциях в случае возникновения ЧС. Реестр включаемых в состав Центра сил и средств утверждается Сторонами.

Отряд гуманитарного разминирования предназначен для выполнения работ по разминированию на территориях Сербии и других стран региона

в интересах обеспечения безопасности населения и возвращения в экономический оборот объектов и территорий. Отряд ведет работы на территории Сербии с 2008 года, а с июня 2010 года функционирует как совместное российско-сербское подразделение. За этот период разминировано и передано сербским властям около 2,7 млн кв. метров территорий, обнаружено и уничтожено свыше 2 тыс. взрывоопасных предметов различных типов. При организации и выполнении работ отряд взаимодействует с Противоминным центром Сербии.

Подразделение обучения персонала, технологий и обмена информацией — решает задачи по обеспечению деятельности Центра, включая организацию обучения персонала, а также обмен опытом и передовыми пожарно-спасательными технологиями, в том числе организации их демонстрации и испытаний. Сотрудничество Сторон по этим направлениям в последние годы активно развивается, включая проведение конференций, семинаров, рабочих встреч и других мероприятий по обмену опытом в области ликвидации ЧС, в том числе борьбы с наводнениями, природными пожарами, оказания пострадавшему населению экстренной психологической помощи и т. д. Наиболее плодотворно такое сотрудничество развивается между Санкт-Петербургским университетом государственной противопожарной службы МЧС России и Высшей технической школой в городе Нови-Сад, по совместным планам которых ежегодно осуществляется значительное количество совместных мероприятий как в Сербии, так и в России. В перспективе на базе Центра планируется иметь курсы повышения квалификации по всем основным специальностям персонала спасательных и других формирований, включая курсы по совершенствованию подготовки персонала отрядов разминирования перед началом очередного рабочего сезона.

Резерв материально-технических средств создается для оказания гуманитарной помощи пострадавшему от ЧС населению и обеспечения совместных операций. Он содержится на складах аэродрома Ниш и в других согласованных Сторонами местах. В октябре 2011 года самолетом Ил-76 МЧС России на аэродром Ниш доставлена первая партия гуманитарных грузов для формирования резерва Центра общим весом около 37 тонн, включая палатки, генераторы, мотопомпы, а также комплекты рабочего инструмента для оснащения спасательных формирований. К 25 апреля 2012 года—дню открытия Центра — самолетом Ил-76 МЧС России и автомобильной колонной в Ниш доставлена вторая партия грузов общим весом около 60 тонн. В дальнейшем запланировано наращивать резерв Центра и поддерживать его на уровне согласованных объемов.

В состав Центра входит постоянный и временный персонал. На постоянной основе функционируют дирекция и часть обеспечивающих подразделений Центра. На временной основе — персонал, привлекаемый на период подготовки и проведения совместных операций и мероприятий.

Финансирование деятельности Центра осуществляется за счет бюджетных средств участников Центра, грантов и пожертвований физических и юридических лиц, а также доходов от разрешенной деятельности Центра.

Основы организации деятельности Центра. Выделенные Сторонами в состав Центра силы и средства размещаются на национальных территориях и находятся в дежурном режиме в готовности к перебазированию на аэродром Ниш и действиям по предназначению в рамках совместных операций по ликвидации ЧС.

Привлечение сил и средств Центра для ликвидации ЧС на территории Сербии осуществляется по запросу уполномоченного органа (МВД Сербии), а на территориях третьих государств — в общепринятом порядке на основании обращения правительства пострадавшего государства. При этом услуги третьим государствам по договоренности сторон Центр может оказывать на компенсационной основе.

Для управления действиями сил и средств Центра на время проведения совместной операции формируется оперативный штаб, который функционирует в тесном взаимодействии с МВД Сербии (уполномоченным органом пострадавшего государства).

Предполагается также, что Центр будет осуществлять сотрудничество и рабочее взаимодействие с соответствующими структурами и органами Европейского Союза [12].

Операции по разминированию территории Сербии являются одним из приоритетных направлений деятельности Российско-сербского гуманитарного центра. С августа по октябрь 2016 года сводный отряд Центра по проведению спасательных операций особого риска «Лидер» и Ногинского спасательного центра МЧС России в количестве 16 человек проводил пиротехнические работы, связанные с обезвреживанием взрывоопасных предметов на территории Республики Сербия. Всего обследовано 232 254 кв. м. территории, обнаружено 39 взрывоопасных предметов [13].

В целом, в 2008-2015 годах МЧС России реализовало программу содействия Сербии в гуманитарном разминировании ее территории. За годы реализации программы более 200 специалистов МЧС России из Ногинского спасательного центра и Центра по проведению спасательных операций особого риска «Лидер» прошло подготовку в соответствии с международными стандартами противоминной деятельности. За 8 лет совместными усилиями очищено от мин и кассетных боеприпасов более 4,6 млн кв. м. территории, которая возвращена в хозяйственный оборот. За это время найдено и обезврежено почти 13 тысяч боеприпасов [13].

В 2014 году Сербия боролась с крупнейшим за последние 120 лет наводнением. В стране было полностью затоплено несколько крупных городов, включая Белград. В общей сложности пострадало 39 муниципалитетов и более 1,6 млн жителей; 32 тыс. человек было эвакуировано, 27 человек погибло. В стране было разрушено 30 и повреждено 50 крупных мостов,

снесено водой и получило повреждения около 200 мостов муниципального значения, было размыто много дорог, наибольший ущерб нанесен энергетическому сектору и сельскому хозяйству страны. Общий ущерб от наводнения составил €1,5 млрд (15% национального ВВП). Примерно 950 тыс. жителей страны было эвакуировано, более 100 тыс. осталось без жилья, всего пострадало около 1,5 млн человек. В мае Россия направила в Сербию около 100 спасателей и спецтехнику (включая два многоцелевых вертолета Ка-32). С их помощью из затопленных районов было эвакуировано 3 тыс. человек, в том числе 604 ребенка. Кроме того, из Москвы в Сербию было доставлено свыше 140 тонн гуманитарного груза. В Боснию было переброшено порядка 40 тонн гуманитарной помощи [14].

Как подчеркивают эксперты, в 2014 году Российско-сербский гуманитарный центр (РСГЦ) в городе Нише доказал свою эффективность и востребованность на Балканах, стал играть заметную роль в жизни не только Сербии, но и всего региона благодаря деятельности его специалистов по защите населения от ЧС и их участию в гуманитарных операциях.

В соответствии с требованиями государственного задания летчики авиационного звена (на МИ-8, г. Оренбург) и авиационного отряда (г. Жуковский) авиационно-спасательного центра в период с 1 августа по 2 сентября 2017 года приняли участие в ликвидации очагов катастрофических пожаров и локализации пожароопасной обстановки на территории Республики Сербия. От выгорания была сохранена лесная площадь в десятки гектаров, спасено от уничтожения имущество, постройки и жилые дома в районе с населением более тысячи жителей. Сохранены десятки гектаров лесных угодий, спасены дома и имущество примерно тысячи местных жителей. Опыт российских летчиков и помощь сербских коллег позволили оперативно локализовать очаги пожаров [15].

В 2017 году была продолжена работа по развитию Центра, который изыскивает новые методы деятельности как с сербскими коллегами, так и с международными институтами и профильными структурами балканских государств. Приоритетным направлением международной деятельности РСГЦ является сотрудничество с Македонией, Боснией и Герцеговиной, Швейцарией [16].

С самого учреждения РСГЦ как межправительственной гуманитарной некоммерческой организации, пользующейся правами юридического лица, предполагалось обеспечить для центра статус полноценной международной структуры. На повестке дня многочисленных межгосударственных контактов как на уровне МИД России, так и на высшем уровне стоял вопрос о присвоении РСГЦ ряда дипломатических привилегий по примеру организации Красного креста и других гуманитарных организаций.

Российская сторона прилагала немалые усилия, чтобы продемонстрировать транспарентность работы РСГЦ и доказать, что дипломатические привилегии выгодны не столько Москве, сколько сербской стороне. Дипломатический статус помог бы избежать налоговых

издержек и ускорить поставки нового оборудования, что несомненно в интересах Сербии.

Однако за пять лет существования центра этот вопрос так и не был решен. Против российского гуманитарного центра в Нише активно выступают США, которые постоянно выдвигают тезис о том, что под прикрытием гуманитарной миссии Россия якобы создала региональную штаб-квартиру собственной разведки [17].

Министр инноваций и технологического развития Сербии Ненад Попович в интервью местному изданию «Вечерние новости» заявил о том, что российскому персоналу Российско-сербского гуманитарного центра (РСГЦ), дислоцирующемуся в городе Нише, необходимо предоставить дипломатический статус, прежде всего, исходя из заслуг спасателей перед Сербией, в том числе в борьбе с ликвидацией природных катастроф и разминировании миллионов квадратных метров сербской территории от натовских бомб». Как гражданам Сербии можно объяснить, что военнослужащие НАТО, бомбившие Сербию, имеют дипломатический статус, а российские спасатели, которые расчищают нашу землю от тех бомб, нет?» — подчеркнул Ненад Попович [18].

В свою очередь, министр иностранных дел Сербии Ивица Дачич заявила о том, что на Белград оказывается огромное давление с Запада, а Вашингтон прямо дал понять, что в случае принятия решения о предоставлении российским спасателям дипломатического статуса это будет истолковано в США «как антиамериканский акт» [18].

Сербия, вопреки распространенному в России мнению, не является союзницей Москвы. Официальный курс внешней политики Белграда направлен на ев-роинтеграцию, а в военной сфере Сербия отчаянно стремится сохранять баланс между Москвой и НАТО, пополняя при этом свой арсенал оружия [18].

Фактический американский ультиматум ставит Белград в сложное положение: любой его выбор, по мнению сербских экспертов, сулит серьезные проблемы — либо с Западом, либо с Российской Федерацией. «Как бы ни повела себя Сербия, проблем, скорее всего, не избежать,— считает политолог Белградского университета Бобан Стоянович,— поэтому решение по центру в Нише будет, похоже, откладываться до бесконечности». И все же, по мнению эксперта, проблем для Сербии будет меньше, если она сделает выбор в пользу Запада [18]. «Это, возможно, привело бы к охлаждению отношений, экономического сотрудничества

с Российской Федерацией, но не более того. Россия для Сербии — не настолько важный и значимый экономический партнер»,— поясняет эксперт. Схожей позиции придерживается и директор Белградского центра политики безопасности Предраг Петрович, который убежден: «Ориентир для Сербии — Евросоюз». Близкие к правительству Сербии источники "Ъ" также уверяют, что Белграду ближе выбор в пользу ЕС и США, от которых он зависит экономически, и что именно из этого руководство страны будет исходить, в частности, при решении вопроса о статусе гуманитарного центра в Нише [19].

С 2016 года вступило в силу соглашение о логистической поддержке натовских войск. Согласно документу Белград обязан предоставлять всю необходимую помощь для транспортировки и снабжения группировки альянса. Это соглашение предусматривает предоставление представителям НАТО дипломатического иммунитета и свободы передвижения, при этом натовская собственность освобождается от налогов, таможенных пошлин и других сборов в Сербии, за исключением коммунальных услуг. Это означает, что и североатлантический альянс в целом, и американские военные в частности — реальные хозяева в Сербии. Поэтому любое присутствие российских спасателей вызывает у американцев приступ ярости и болезненной ревности. Развертывание сил НАТО на Востоке отражает стремление альянса осваивать геополитическое пространство, которое, по мнению членов организации, оказалось «свободным» после распада СССР.

Что же касается оценки деятельности Российско-сербского гуманитарного центра американской стороной, то МИД России призвал США «не навязывать другим свои враждебные идеологизированные стереотипы, подрывающие основы международной стабильности и сотрудничества на Балканах и в Европе в целом».

В отличие от политиков простые люди с благодарностью помнят самоотверженную помощь российских спасателей. МЧС России длительное время оказывает гуманитарную помощь людям, поставленным на грань выживания, а МИД России последовательно защищает территориальную целостность Сербии, призывая к соблюдению резолюции Совета безопасности ООН 1244.

В заключение хотелось бы добавить: «А пользоваться ли услугами Центра в формате гуманитарного сотрудничества для блага своих народов или загонять себя в определенные рамки в ущерб себе, как поступила Черногория,—решать самим государствам региона».

Литература

1. Бортан С. А. Авиация МЧС России в спасательных и гуманитарных операциях за рубежом. https://cyberleninka.rU/article/v/ aviatsiya-mchs-rossN-v-spasatelnyl^-i-gumanitamyh-operatsiyah-za-rubezhom

2. Там же.

3. Югославия на пороге 2000 года. Белая книга. Документы, факты, свидетельства, мнения. М., 1999. Цит. по Васильева Н., Гаврилов В. Балканский тупик?.. Историческая судьба Югославии в XX веке. М., 2000.

4. Бортан С. А. Авиация МЧС России в спасательных и гуманитарных операциях за рубежом. https://cyberleninka.rU/article/v/ aviatsiya-mchs-rossN-v-spasatelnyl^-i-gumanitamyh-operatsiyah-za-rubezhom

5. Н. Хомский. Новый военный гуманизм. Уроки Косова. М., 2002.

6. МЧС России хроника событий 1990-2005. М.: Информационный отдел МЧС России, 2005.

7. Чрезвычайная служба России 1990-2005 / Под общ. ред. С. К. Шойгу / МЧС России. М.: Московская типография № 2, 2005.

8. Гуманитарные операции МЧС России / Под общ. ред. Ю. Л. Воробьева. М.: КРУК-Престиж, 2002.

9. Барышев А. П. Разрушение Югославии и Организация Объединенных Наций. М., 2007.

10. Борисов А. Белград настаивает на расследовании «урановых бомбардировок Югославии» // Российская газета. https: // rg.Ru2018/05/13/belgrad-nastaiv

11. За семь лет работы российских саперов в Сербии, участвующих в проекте гуманитарного разминирования в..: 8 сентября 2014. http://russia-reborn. ru |news/ profile/

12. Российско-сербский гуманитарный центр // Портал МЧС Медиа. http://www.mchsmedia.ru/focus/item/5051490/5874667

13. Август-октябрь 2016 — МЧС продолжает проведение пиротехнических работ в России и за рубежом. www.mchs.gov.ru./ document/32936251

14. Сильное наводнение в Сербии. http:// www. Planet-nwes. ru

15. Вертолет МИ-8 МЧС России принимает активное участие в тушении природных пожаров в Сербии. http://www.mch.gov.ru/ dop/unfo/smi/news/item/33294495

16. Давыдова Н.А., Хоруженко А.Ф. Роль МЧС России в обеспечении национальной безопасности на современном этапе // Технологии гражданской безопасности. 2018. Т. 15. № 1 (55). С. 66-70.

17. Американский сенатор требует от Сербии сопротивляться России // Вся правда. 30 августа 2017. http://m.allpravda.info

18. В Сербии предоставят дипломатический статус российским спасателям // RN. 4 января 2018. http://infopok.ru

19. Капустин А., Сысоев Г. Сербию разворачивают на запад // Русская планета; Коммерсант. 5-30 октября 2017. http:// mamlas.livejournal.сom /6059032.htmi

Сведения об авторах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Давыдова Наталия Анатольевна: к. ист. н., Дипломатическая академия МИД России, доц. каф. русского и других славянских языков. 119021, Москва, ул. Остоженка 53/2. e-mail: [email protected] SPIN-код — 2929-5615.

Хоруженко Александр Федорович: д. мед. н., проф., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), г. н. с. науч.-исслед. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. е-mail: [email protected]; SPIN-код — 4277-4056.

Information about authors

Davydova Natalia A.: Candidate of Historical Sciences, Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, Associate Professor of the Department of Russian and other Slavic languages.

53/2 Ostozhenka, Moscow, 119021, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific — 2929-5615.

Khoruzhenko Aleksandr F.: Dr. Sci. (Medicine), Professor, Chief Researcher, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected]. SPIN-scientific — 4277-4056.

Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Авторы, название URL

Пучков В.А. и др. Совершенствование гражданской обороны в Российской Федерации. Материалы Всероссийского совещания с руководителями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проблемам гражданской обороны и защиты населения и XII Научно-практической конференции http://elibrary.ru/item.asp?id=26496461

Воронов С.И. и др. Актуальные проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения. XXI Международная научно-практическая конференция по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Ногинск, 17-18 мая 2016 г. Сборник докладов Воробьёв Ю.Л. и др. Системные аварии и катастрофы в техносфере России. Монография http://elibrary.ru/item.asp?id=26496652 http://elibrary.ru/item.asp?id=18203597

Батырев В.В. Основы противохимической защиты населения в чрезвычайных ситуациях. Монография http://elibrary.ru/item.asp?id=15549633

Акимов В.А. и др. Актуальные вопросы предупреждения чрезвычайных ситуаций. Научно-методическое издание http://elibrary.ru/item.asp?id=15549671

Цаликов Р.Х. и др. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2009 году» http://elibrary.ru/item.asp?id=16210160

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.