M*
LJ
• ВОЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ ОТЕЧЕСТВА
А.Ю. ТИМОФЕЕВ
A.Yu. TIMOFEYEV
РОССИЯ — СЕРБИЯ: МОСТЫ ПАМЯТИ
RUSSIA - SERBIA: BRIDGES OF MEMORY
Сведения об авторе. Тимофеев Алексей Юрьевич — доцент кафедры новейшей истории исторического отделения Белградского университета, ведущий научный сотрудник Института новейшей истории Сербии, доктор исторических наук (г. Белград, Сербия. E-mail: [email protected]).
Аннотация. Статья освещает участие россиян в строительстве, спасении от разрушения и восстановлении мостов в Сербии и её столице.
Ключевые слова: Россия; Югославия; Белград; российско-сербские отношения; Первая и Вторая мировые войны; Красная армия; мосты.
Information about author. Aleksey Timofeyev - Associate Professor of the Subdepartment of Contemporary History, Historical Department of the Belgrade University, Leading Researcher of the Institute of Contemporary History of Serbia, D. Sc. (Hist.) (city of Belgrade, Serbia. E-mail: [email protected]).
Summary. The article highlights the participation of Russians in the construction, rescue from destruction and restoration of bridges in Serbia and its capital.
Keywords: Russia; Yugoslavia; Belgrade; Russian-Serbian relations; First and Second World Wars; Red Army; bridges.
МОСТЫ в Сербии и её столице входят в число объектов, в истории которых оставили след россияне.
Во время Первой мировой войны русский инженерный отряд под командованием инженер-полковника П.И. Доброва занимался установкой и содержанием мостов и переправ через реки в тылу сербской армии, а также подготовкой понтонного парка для форсирования рек Сава и Дунай.
Осенью 1914 года сербская армия испытывала острую нехватку
сапёров, понтонёров1, поэтому значение прибывшего в Сербию в начале ноября 1914 года инженерного отряда во главе с Добро-вым, в составе которого были понтонёры и понтонный парк, трудно было переоценить. О важности такой помощи свидетельствует переданная российским властям посланником Сербии в Петрограде М. Спалайковичем просьба председателя сербского правительства и министра иностранных дел Н. Пашича об отправке в Сербию второй инже-
Военнослужащие из русского инженерного отряда, который возглавлял полковник П.И. Добров, в Сербии
1915 г.
Военный музей Сербии
. —г^ "ï , -
нерной команды в апреле-мае 1915 года2. Русские инженеры навели и поддерживали переправу в районе города Чуприя, которая имела большое значение при отступлении сербской армии осенью 1915 года. Русские минёры и артиллеристы участвовали в обороне Белграда в 1914—1915 гг.3 Первым белградским мостом, история которого связана с россиянами, стал построенный в 1930—1934 гг. Mост короля Александра через реку Сава. Позже название моста сменили. Жители сербской столицы ранее неофициально называли, а теперь и официально именуют его — Бранков мост4, т.к. он продолжает улицу Бранкову, носящую имя сербского поэта-романтика Бранко Радичевича. Пилоны моста спроектировал русский архитектор Н.П. Краснов — автор проектов многих монументальных строений в Белграде5. При сооружении моста фирма генерал-лейтенанта А.Г. Шкуро нанимала на тяжёлые работы сотни казаков-эмигрантов, строивших на берегу Савы со стороны города Земун насыпь. Она и массивные каменные плиты оснований моста, возвышающихся на разделительных островках между транспортными потоками на Караджорджевой улице, — результаты труда русских рабочих и архитектора6. Между двумя мировыми войнами русские эмигранты (в основном казаки) участвовали и в строи-
Казаки, участвовавшие в строительстве многих мостов в Сербии
между двумя мировыми войнами
Военный музей Сербии
тельстве многих других мостов в Сербии.
Другой белградский мост — Старый савский (от названия реки Сава) спасли от разрушения воины Красной армии в ходе освобождения столицы Югославии в 1944 году.
План овладения Белградом, разработанный советским командованием, включал захват моста через Саву7. Значение этого моста для наступавших войск Красной армии и оборонявшихся фашистов раскрывают архивные документы. В наградном листе на командира 9-й стрелковой роты 211-го гвардейского стрелкового полка 73-й гвардейской стрелковой Сталинградско-Дунай-ской Краснознамённой дивизии гвардии старшего лейтенанта Ф.К. Хохича командир полка гвардии майор Л.М. Волощук указал: «Бой за овладение... мостом через р. Сава решал исход операции по уничтожению Белградской группировки противника. Захват моста нашими войсками отрезал немецкий гарнизон в Белграде и крупную группировку противника юго-восточнее города, поэтому немцы всеми силами пытались удержать мост»8.
По свидетельству участника освобождения Белграда, в то время начальника политуправления 3-го Украинского фронта генерал-майора (с апреля 1945 г. — генерал-лейтенанта) И.С. Ано-шина, после того как попытки частей 4-го гвардейского механизированного Сталинградского Краснознамённого, орденов Суворова и Кутузова корпуса захватить мост не увенчались успехом, его командир гвардии генерал-лейтенант танковых войск В.И. Жданов обратился за помощью к авиаторам и артиллеристам. Прибывшие вместе с ним на командный пункт корпуса командующий артиллерией 3-го Украинского фронта генерал-полковник артиллерии (впоследствии главный маршал артиллерии) М.И. Неделин и командующий 17-й воздушной армией генерал-полковник авиации (впоследствии — маршал авиации) В.А. Судец выработали и реализовали оригинальный план. По приказу командующего 17-й воздушной армией над мостом и аэродромом в расположенном неподалёку за рекой г. Земун по-
явились советские штурмовики под прикрытием истребителей и нанесли удары по позициям артиллерии и пехоты противника9.
Удар с воздуха и артподготовка помогли воинам 73-й гвардейской стрелковой дивизии захватить Старый савский мост при поддержке действовавших в городе частей 4-го гвардейского механизированного корпуса и бойцов Народно-освободительной армии Югославии (НОАЮ).
При спасении моста совершил подвиг ветеран Балканских и Первой мировой войн, учитель начальной школы М. Зарич (1889—1976). Через полторы недели после этого события белградская ежедневная газета «Политика» опубликовала рассказ Зарича: «Я живу как раз через дорогу от моста — на Ка-раджорджевой улице, дом 69. Каждый день. видел, как немцы залезают на мост, протягивают провода и закладывают мины. 20 октября услышал я возгласы русских на Босанской улице. побежал к ним навстречу, мы расцеловались, и я позвал их с собой вместе осмотреть мост. Но они отправились в противоположную сторону, так как имели приказ идти не на мост, а к Кале-мегдану (Калемегданская, она же Белградская крепость в старой части города. — Прим. авт.). Я тогда сказал, что я в прошлом сербский офицер и сам спасу мост. Дабы не потерять лица, пошёл на дело один. На мосту я застал ужасную картину. Горы военного снаряжения и убитых нем-
цев. Медленно приблизившись к арке... разглядел медные провода. Ударил я лопатой по пучку проводов, но, увидев, что этого недостаточно, огляделся вокруг себя и схватил окровавленный немецкий клинок. Сколько раз я им ударил, не помню, но жужжание (очевидно, речь о шипении горевшего бикфордова шнура. — Прим. авт.) прекратилось. А в двадцати метрах от меня, со стороны Земуна в трёх местах полыхал пожар. Я попробовал погасить его лопатой, но понял, что и 50-ти человек не хватило
Белградский учитель М. Зарич, спасавший Старый савский мост вместе с советскими воинами
Военный музей Сербии
• ВОЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ ОТЕЧЕСТВА
Советские сапёры — участники штурма Белграда
Фото Е.А. Халдея из ЖБД 11 шисбр РВГК
бы, чтобы справиться с огнём. Тогда я обернулся к русским и стал махать им шляпой. До них было больше 200 метров. Некоторое время они переговаривались, а потом 40 человек влезли на мост. Вместе с ними я дошёл до самого левого берега. За этими сорока последовал целый батальон, и они стали спускаться на прибрежный бруствер около Саймиште (района Ярмарочной площади. — Прим. авт.). Здесь они вступили в бой с немцами. Началась перестрелка. В тот же решающий момент на мост обрушился ураганный артиллерийский огонь. Многих убило и ранило, полмоста провалилось, но русские повалили толпой, на ходу чинили мост и направились в сторону Саймиште. Они переправили орудия и продолжили вместе с бойцами Народно-освободительной армии Югославии наступать в сторону Земуна.»10.
1 ноября 1944 года газета 57-й армии «Звезда Советов» опубликовала сообщение о некоторых из участников спасения моста11. Более подробно узнать об их подвигах позволили документы Центрального архива Министерства обороны РФ12.
На мост через Саву в числе первых ворвался заместитель командира 211-го гвардейского стрелкового полка по политчасти гвардии майор Н.К. Ткаченко13 с двенадцатью храбрецами из 9-й роты 211-го полка14, обеспечив захват и удержание моста. Гвардейцы закрепились на левом
берегу Савы и более трёх часов, отбивая яростные атаки врага, удерживали предмостный плацдарм до подхода подкреплений15. Советские артиллеристы, чтобы воспрепятствовать контратаке немцев, сосредоточили огонь гаубиц, БМ-13 «катюш» и БМ-31 по позициям гитлеровцев на левом берегу реки, снизивший эффективность огня немецкой артиллерии. С 10.30 до 12.00 она произвела по мосту 250 выстрелов. Из нихтолько три105-милли-метровых снаряда попали в цель. Советские штурмовики Ил-2 и артиллерия заставили замолчать немецкие орудия. Разрушение моста прекратилось. В 11.15 на левом берегу реки появилось первое советское орудие. К 12 часам там уже были две сорока-пятки и две пушки калибра 76 мм. На этот берег перешли воины 1-го батальона 214-го стрелкового полка 73-й дивизии16.
В бою за мост отважно и умело действовали воины 53-го отдельного штурмового инженерно-сапёрного Запорожского (с 24 апреля 1945 г. — ордена Богдана Хмельницкого) батальона 11-й штурмовой инженерно-сапёрной Запорожской (с апреля 1945 г. — Запорожско-Будапешт-ской) Краснознамённой, орденов Кутузова и Богдана Хмельницкого бригады резерва Верховного Главнокомандования17 (11 шисбр РВГК). Сапёры под огнём противника перерезали провода, проложенные немцами от зарядов взрывчатых веществ на мосту в
здания старых ярмарочных павильонов, и разминировали мост, сняли на левом берегу 11 противотанковых мин Т.М1.42 у моста и 18 мин Т.М1.43 на дороге18.
Старый савский мост стал одним из заминированных гитлеровцами 845 городских объектов, которые спасли от уничтожения советские сапёры, обезвредив 3179 мин и 3540 зарядов взрывчатых веществ общим весом 28 656 кг19.
Стрелковым подразделениям и артиллеристам удалось отбросить от плацдарма на левом берегу Савы немецкую пехоту, пытавшуюся при поддержке танков ликвидировать его. В тот же день, 20 октября, советские войска завершили освобождение югославской столицы и Белградскую наступательную операцию20.
Через 3 дня М. Зарича разыскал советский офицер и пригласил в штаб, где его чествовали как героя, снабдили продуктами и представили к высокой награде21. За свой подвиг Зарич удостоился советского ордена Отечественной войны 2-й степени, а соотечественники наградили его югославским орденом «За храбрость».
Командир 73-й гвардейской стрелковой Сталинградско-Ду-найской Краснознамённой дивизии гвардии генерал-майор (в дальнейшем — генерал-лейтенант, дважды Герой Советского Союза, Народный герой Югославии)22 С.А. Козак в представлении на награждение отметил: «Зарич Миладин Захарович, беспартийный, серб по национальности, получил контузию в ходе боев на р. Сава в 1944 г.»23. Его подвиг состоял в том, что «20 октября 1944 г. гр. Зарич Миладин в момент боя с немецко-фашистскими захватчиками проявил исключительный героизм за дело освобождения Белграда. Действуя совместно с бойцами дивизии, под интенсивным ар-тиллерийско-миномётным огнём противника первым взошёл на мост через р. Сава. Заметив, что к мосту проложен бикфордов шнур, подожжённый немцами при отступлении, рискуя жизнью, Зарич перерезал горящий шнур, тем самым спас мост от взрыва заложенного амонала.
Героический поступокгр. Зарич оказал решающее содействие в обеспечении захвата переправы
через р. Сава и... плацдарма на левом её берегу»24.
Воины 211-го гвардейского стрелкового полка, первыми прорвавшиеся через мост и захватившие плацдарм на левом берегу Савы, удостоились высоких наград. За этот и другие подвиги на югославской земле гвардии майору Н.К. Ткаченко, погибшему в бою 17 ноября 1944 года25, было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза26.
Приказом командующего 57-й армией № 195/H от 26 декабря 1944 года были награждены орденами 11 воинов 9-й стрелковой роты 211-го полка. Четверо представленных командиром полка к присвоению звания Героя Советского Союза — гвардии старшие лейтенанты Ф. Хохич и П.С. Осипов, гвардии младший лейтенант И.А. Камдин и гвардии старшина И.П. Юносов удостоились орденов Красного Знамени27, гвардии красноармеец К. Аскаров28 — ордена Отечественной войны 1-й степени, гвардии сержанты И.Е. Босый и В.Х. Фанайлов, гвардии красноармейцы А.А. Белоус, Н.П. Гришинок, Я.П. Кучеренко и П.И. Пиштой — орденов Красной Звезды29.
С 21 октября батальоны 11 шисбр РВГК, которые в ходе боёв разминировали первоочередные объекты, вместе с приданными бригаде частями 44-й отдельной инженерной бригады спецназначения приступили к сплошному разминированию Белграда, в том числе мостов и объектов по обеим сторонам Дуная и Савы на расстоянии до 50 км30.
Архивные документы открыли имя офицера, запечатлённого на одном из широко известных снимков освободителей столицы Югославии фотокорреспондента ТАСС Е.А. Халдея «Встреча советских воинов-освободителей в Белграде»31. Подпись под ним в журнале боевых действий (ЖБД) и другие документы 11 шисбр РВГК позволили выяснить, что на фото — взвод 54-го отдельного инженерно-сапёрного батальона бригады во главе с лейтенантом П.Т. Авдеенко32.
В том же журнале описание боевых действий сапёров бригады у моста через Саву проиллюстрировано известным снимком Е.А. Халдея «Участники штурма
Белграда»33, его название дополнено словами: «Советские сапёры».
С россиянами исторически связан и белградский мост через Дунай — Панчевский, соединяющий столицу с г. Панчево. Он был построен в 1935 году, повреждён в 1941-м в ходе вторжения немецко-фашистских войск в Югославию и окончательно уничтожен в 1944 году. Восстановление Панчевского моста стало одной из советских мер помощи Югославии, реализация которых началась, как только войска Красной армии приступили к освобождению страны от немецко-фашистских оккупантов.
Отступая, гитлеровцы разрушали югославские дороги и особенно мосты. Инженерные войска 3-го Украинского фронта только за 8 дней, с 3 по 10 октября, построили 3 новых и восстановили 13 разрушенных мостов, проложили 6 км новых и отремонтировали 28 км горных дорог, расчистили множество завалов34.
Для восстановления югославских дорог и мостов Советский Союз создал штат ответственных уполномоченных по транспорту. На эти должности были назначены крупные специалисты из Наркомата путей сообщения (в т.ч. бывший заместитель наркома путей сообщения И.К. Кулагин), Центрального управления военных сообщений (ЦУП ВОСО) и Военно-транспортной академии, под руководством которых
на железных и автомобильных дорогах Югославии широко развернулись восстановительные работы. Первой была введена в строй железнодорожная линия к городу Велика Кикинда. Когда на югославской земле ещё продолжались бои с фашистами, в октябре 1944 года началось движение по комбинированному наплавному мосту через реку Тиса западнее Петровграда, к началу ноября стала действовать железнодорожная линия Белград — Ниш. Предпринятые меры позволили организовать воинские перевозки для обеспечения боевых действий советских и югославских войск против оккупантов. Но состояние железнодорожной сети страны оставалось крайне тяжёлым, усугублялось разрушением крупных мостов через Дунай и другие реки. Самостоятельно Югославия восстановить их в то время не могла.
Хотя перед СССР стояли сложнейшие, сверхмасштабные задачи восстановления разрушенного войной хозяйства на своей территории, правительство Советского Союза по просьбе маршала И. Броз Тито в мае 1945 года направило в Югославию группу специалистов Народного комиссариата путей сообщения (НКПС, с 1946 г. — министерства — МПС) во главе с начальником Главного управления военно-восстановительных работ НКПС СССР генерал-лейтенантом В.А. Головко для организации восстановления
Взвод 54-го отдельного инженерно-сапёрного батальона лейтенанта П.Т. Авдеенко 11 шисбр РВГК на улице Белграда
Фото Е.А. Халдея из ЖБД 11 шисбр РВГК
У
• ВОЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ ОТЕЧЕСТВА
-
Югославская медаль «За строительство моста через Дунай»
Военный музей Сербии
мостов35. 27 сентября 1945 года Совет министров СССР принял решение о помощи Югославии в восстановлении совмещённого железнодорожно-автомобиль-ного моста через Дунай в Белграде. Для этого было создано специализированное строительное управление № 30036, его начальником назначен генерал-лейтенант В.А. Головко, первым заместителем начальника и главным инженером — один из выдающихся советских архитекторов-мостостроителей полковник Н.М. Колоколов, заместителем — начальником политотдела полковник Я.М. Майоров, заместителем (по общим вопросам) полковник В.А. Турийский. К восстановительным работам были привлечены воинские части Красной (с 1946 г. — Советской) армии — три отдельных батальона железнодорожных войск — два мостовых (16-й и 25-й под командованием, соответственно, майоров Н.М. Каневского, И.С. Пицхелаури и механизации во главе с майором Н.П. Прозоровым), тральщики Краснознамённой орденов Нахимова и Кутузова Дунайской военной флотилии и большая плавбаза. Проект восстановления моста составила группа советских инженеров под руководством Н.М. Колоколова37.
Подготовительные работы начали в ноябре 1945 года. Крайне сложная задача ещё больше усложнялась тем, что гитлеровцы не только взорвали все пролётные строения моста и подходы к нему, но и после уничтожения каждого пролёта столкнули в реку по целому эшелону железнодорожных
вагонов и платформ, гружённых металлом и железобетоном, это огромное месиво нашпиговали противотанковыми и морскими минами, артиллерийскими снарядами и авиабомбами, чтобы воспрепятствовать проходу советских кораблей. Сапёры извлекли из-под воды более 100 т боеприпасов и взрывчатых веществ. Затем корабли Дунайской военной флотилии обработали дно и обрушенные на него обломки моста глубинными бомбами, чтобы полностью обезопасить строителей. Более 50 советских и югославских водолазов ежедневно в ледяной воде пробирались сквозь железные джунгли, взрывчаткой дробили крупные деформированные детали моста, остовы вагонов и платформ, обвязывали тросами куски металла и подавали крановщикам сигнал на подъём38. Всего с глубины из-под песчаных наносов подняли 5800 т взорванных металлических конструкций39. В течение зимы были подготовлены необходимые для строительства механизмы и расчищено русло реки.
Мост общей длиной 1526 м построили за 6 месяцев40. Первый поезд по нему прошёл 7 ноября 1946 года. В постоянную эксплуатацию мост сдали в праздничный день первой годовщины со дня провозглашения Федеративной Народной Республики Югославия (ФНРЮ) — 29 ноября 1946 года. Восстановленный Панчев-ский мост торжественно открыл глава правительства Югославии И. Броз Тито, дав ему почётное название «Мост Красной армии».
В честь строителей моста по решению правительства Югославии была учреждена специальная медаль с изображением моста, эмблемой министерства транспорта ФНРЮ и надписью: «За строительство моста через Дунай. ФНРЮ 1945—1946. Белград». Большая группа советских воинов-железнодорожников и гражданских специалистов была награждена югославскими орденами и медалями41.
Под руководством советских специалистов с 15 января по 24 августа 1947 года был капитально восстановлен мост через Дунай у ст. Богоево на железнодорожной линии Сомбор — Винковицы длиной 620 м с одним железнодорожным путём
и автомобильной дорогой. На крупной транспортной стройке дороги, получившей название молодёжной, под руководством главного инженера Н.М. Глотова и других советских специалистов был построен однопутный мост длиной около 600 м через Саву у города Шамац. Пуск в эксплуатацию мостов и основных железнодорожных магистралей Югославии в значительной мере способствовал послевоенному восстановлению и развитию её экономики42.
В середине 1950-х годов россияне вписали новую страницу в историю Панчевского моста в Белграде. Благодаря им мост обрёл сегодняшний облик, после того как первый секретарь ЦК КПСС, председатель Совета министров СССР Н.С. Хрущёв в ходе нормализации отношений между двумя странами предложил главе югославского государства И. Броз Тито оказать Югославии помощь. В результате стратегически важный для страны Панчевский мост был реконструирован. Работы завершились в 1956 году. Фактически в югославской столице появился ещё один мост с двумя железнодорожными путями.
В истории белградских и других мостов Сербии оставили след не только россияне, но и представители других стран, в том числе немцы. Но если для сравнительной оценки их вклада в строительство мостов нужен анализ, то первенство Германии в их разрушении и без него очевидно. Бомбила мосты Белграда в годы Второй мировой войны и авиация США и Британии. А вот русские и советские воины не разрушили в Белграде ни одного моста. Это отнюдь не малозаметный факт истории. Его значение стало ещё более очевидным в трагические дни агрессии НАТО против Югославии в 1999 году, когда число разрушителей её мостов наряду с США, Британией, Германией и Францией, военно-воздушные и военно-морские формирования которых составили основу группировки войск агрессоров, пополнили страны, принявшие участие в агрессии предоставлением вооружённых сил, территорий и своего воздушного пространства силам НАТО. За 78 дней агрессии они нанесли около
2300 ракетно-бомбовых ударов по 990 объектам в Сербии и Черногории. В числе уничтоженных и серьёзно повреждённых объектов было 82 железнодорожных и автомобильных моста43. Единственным неразрушенным на сербской части Дуная остался Панчевский мост, вероятно потому, что белградцы защищали его от натовских бомбардировок живым щитом.
12 апреля 1999 года,во второй день пасхальных праздников, пилот натовского самолёта F-15E, зная, что перед ним на железнодорожном мосту в районе ущелья Грделица пассажирский поезд, уничтожил его, убил мирных граждан, включая женщин и детей44.
Апрельскими ночами, когда НАТО обрушивала на Белград и другие районы Югославии ракетно-бомбовые удары, на Бранков и Панчевский мосты выходили толпы белградцев, прикрывая их живыми щитами. Среди них были и граждане России, воспринимавшие югославскую трагедию как свою.
Те дни и ночи 1999-го стали для Белграда второй «кровавой Пасхой» и третьим кровавым апрелем за 55 лет.
В апреле 1941 года Белград жестоко бомбили гитлеровцы, в апреле 1944 года ещё более зверски и бессмысленно — англо-американская авиация. Эти события долгое время были сложной темой югославской историографии из-за идеологических стереотипов45. Она приобрела актуальность в 1999 году46.
Преступность и бессмысленность гитлеровского варварства подчёркивало то, что до нападения Германии правительство Югославии провозгласило её столицу открытым городом. Агрессор мог войти в него без боя. По международному праву неукреплённый и незащищённый открытый город Белград не мог входить в театр военных действий. IV Гаагская конвенция и Положение о законах и обычаях сухопутной войны 1907 года запретили атаковать или бомбить незащищённые города, селения, жилища или строения. В Белграде, который не защищали югославские силы ПВО, в апреле 1941 года, по немецким данным, под бомбами люфтваффе погибли около 4 000
жителей, по оценке городских властей — 2271 человек47.
Бомбы англо-американской авиации в апреле 1944 года в Белграде и его пригороде убили около 5 000 мирных горожан и лишь 174 гитлеровца. И в других районах Югославии уничтожили несоизмеримо больше мирных жителей, чем вояк вермахта и союзников Германии. Например, в городе Подгорице весной 1944 года убили около 2 000 мирных граждан при полном отсутствии жертв среди гитлеровцев. 16—17 апреля англо-американские бомбардировки Белграда сильно повредили Савский железнодорожный мост. Немцы ремонтировали его 19 дней48.
Летом 1945 года посольство США в Белграде провело анализ размеров ущерба от бомбардировок столицы Югославии в 1941 и 1944 гг., подтвердивший его оценку властями Югославии, и 27 августа 1945 года зафиксировало конфиденциальным документом ущерб жилому фонду Белграда (по довоенной стоимости): 39,65 млн динаров от немецких бомбардировок и 67,5 млн динаров от американских (британское участие в документе не упомянуто). При этом дипломаты США отметили, что данная оценка «не включает незначительный ущерб, вызванный немецко-русскими уличными боями»49. Тем самым посольство США констатировало: разрушения от американских бомб были в 1,7 раза больше, чем от немецких, а от ожесточённых недельных боёв с оккупантами войск Красной армии и НОАЮ — крайне незначительными. Они были настолько малы, что не повлияли на общую оценку ущерба и не нашли отражения в детальном списке повреждений, составленном инженерами, проводившими их исследование50.
В 1999 году натовские агрессоры напомнили об апрельской трагедии 1944-го, вошедшей в югославскую историю под названием «кровавая Пасха», циничными надписями на бомбах, которые сбрасывали на Югославию: «Счастливой Пасхи»51.
А россияне оставили в её истории противоположные следы и продолжают оставлять в наши дни. В мае 2014 года добрую память оставили в Сербии российские спасатели,которые во
время катастрофического наводнения эвакуировали около 3 000 человек, в т.ч. свыше 600 детей. Три самолёта МЧС России Ил-76 доставили жителям Сербии более 105 т гуманитарной помощи52, а российский предприниматель, генеральный директор ЗАО «Строймашсервис» В.А. Ситников оказал помощь в восстановлении школы в селе Трмчаре и подарил 2 млн динаров на восстановление пострадавшего от наводнения моста через Рибарску реку. «Этот мост символизирует связь и братство русского и сербского народов, — пояснил Ситников, — а мой вклад
— выражение личного желания и готовности помочь сербскому народу»53.
Число сербских мостов, история которых связана с россиянами, продолжает увеличиваться. 15 ноября 2017 года на сербской станции Валево было торжественно открыто движение поездов по реконструированному на средства российского кредита от «РЖД Интернешнл»
— дочерней структурой компании ОАО «Российские железные дороги» участку Ресник — Валево железнодорожной линии Белград(Сербия) — Бар(Черногория). Наряду с ремонтом всех инфраструктурных объектов вдоль железной дороги, в том числе десяти станций, реконструкцией контактной сети, систем сигнализации и телекоммуникации, земляного полотна, верхнего строения пути, двух тоннелей были реконструированы 17 мостов54.
В тот же день 15 ноября «РЖД Интернешнл» и АО «Инфраструктура железных дорог Сербии» подписали дополнительное соглашение к основному контракту о реконструкции, модернизации и строительстве части железнодорожной линии Белград — Будапешт на участке Стара Пазова — Нови Сад протяжённостью более 40 км. Будут реконструированы станции Сремски Карловци, Инджия, Пе-троворадин с подземными переходами и один остановочный пункт, построены новая станция Бешка, двухпутная железнодорожная линия, 3 виадука, тоннель, 19 мостов и путепроводов, а также 36 малых мостов55.
Следы россиян в истории сербских мостов — окроплённого
M*
LJ
• ВОЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ ОТЕЧЕСТВА
братской кровью освободителей Белграда Старого савского, возрождённого и реконструированного Панчевского, построенного с участием русских Бранкова и других — сделали их мостами памяти об отношениях народов России и Сербии. В эту историю новые строки вписаны в наши дни. Российское участие в реконструкции и строительстве сербских железных дорог и мостов — в числе многих свидетельств сохранения и развития добрых традиций взаимодействия двух стран и народов, отметивших в феврале 2018 года 180-летие установления российско-сербских дипломатических отношений.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Погибща код Чеврнтще. Поновно су^егае Генералу г. Влад. Кондийу, бившем команданту тимочке дивизще // Политика. 1922. № 4993. 18 марта.
2 Архив Србще (АС). МИД. Пс. П-По. Ф1. Р37/1915.
3 Руска во,)на помой Србщи за време Првог светског рата (зборник гра^е, при-ред. А. Тимофе]ев, Д. Кремий). Београд, 2014. С. 106—250.
4 РаичевиЛ У. Когааници за мост крала Александра I у Београду // Годишгаак града Београда. 1987. № XXXIV. С. 209— 221; Кадщ'евиЛ А. Исторща и архитектура земунског моста Крала Александра I Кара^ор^евийа // Путевима инжегаерства у Србщи. 1996. № 4. С. 7—19.; Ильуевски А. Прилог проучавагау архитектуре и идеологще моста витешког крала Александра Првог У]единитела у Београду // Наслеге. 2013. № XIV. С. 211—220.
5 Калинин Н.Н., КадиевичА, Земляниченко М.А. Архитектор Высочайшего Двора. Симферополь: Бизнес-Информ, 2003. C. 12—190.
6 Архив Jугославиjе ^J). Збирка пла-нова Архитектонског оделегаа Мини-старства гра^евине, Мост крала Александра преко Саве у Београду. С. 601, 676, 680.
7 История Второй мировой войны 1939—1945 в 12 т. Т. 9. М.: Воениздат, 1978. С. 178; Аношин И.С. На правый бой. М.: Воениздат, 1988. C. 125; интернет-ресурс: http://militera.lib.ru.
8 Наградной лист на командира 9-й стрелковой роты 211-го гвардейского стрелкового полка 73-й гвардейской стрелковой дивизии гвардии старшего лейтенанта Ф.К. Хохича // Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941— 1945 гг.» (далее — Подвиг народа): http:// podvignaroda.ru.
9 Аношин И.С. Указ. соч. С. 134.
10 Учител Миладин Зарий спасао Зе-мунски пешачки мост // Политика. 1944. 30 октобра. С. 4.
11 Звезда Советов. 1944. 1 ноября. С. 2.
12 Для уточнения приведённой в статье информации наряду с архивными документами и электронным банком документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.» (http://podvignaroda.ru) использованы сведения обобщённого компьютерного банка данных «Мемориал» (http://www. obd-memorial.ru) и портала «Память народа» (https://pamyat-naroda.ru, далее — Память народа).
13 Аношин И.С. Указ. соч. С. 134.
14 Приказ командующего 57-й армией (по награждению) от 26 декабря 1944 г. № 195/н // Подвиг народа.
15 Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Ф. 33. Оп. 690306. Д. 2792. Л. 309; Ф. 33565. Оп. 221670. Д. 3. Л. 24, 40; Наградной лист на гвардии старшего лейтенанта Ф. К. Хо -хича// Там же.
16 ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 690306. Д. 3213. Л. 142, 145.
17 ЖБД 11 шисбр РВГК с 01.10.1944 по 31.10.1944 // Память народа; ЖБД 53-го отдельного штурмового инженерно-сапёрного батальона 11-й штурмовой инженерно-сапёрной бригады с 02.09.1944 по 31.12.1944 // Там же.
18 ЦАМО РФ. Ф. 1212. Оп. 1. Д. 42. Л. 67—70.
19 Аношин И.С. Указ. соч. С. 126.
20 Подробнее см.: Белградская операция 1944 // Военная энциклопедия в 8 т. М.: Воениздат, 1997. С. 406, 407.
21 Лукницкий П.Н. По дымному следу: очерки и главы из фронтового дневника. М.: ДОСААФ, 1973. С. 201—206; интернет-ресурс: http://militera.lib.ru.
22 73-я гвардейская. Сборник воспоминаний, документов и материалов о боевом пути 73 -й гвардейской стрелковой Сталинградско -Дунайской Краснознамённой дивизии. Алма-Ата: Казахстан, 1986. С. 16.
23 ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 686196. Д. 6535. Л. 2.
24 Зарич Миладин Захарович // Подвиг народа.
25 Книга учёта безвозвратных потерь и погребения офицерского, рядового и сержантского состава 211-го гвардейского стрелкового полка // Память народа.
26 Ткаченко Никонор Корнеевич // Там же.
27 ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 690306. Д. 3213. Л. 135—200; Подвиг народа.
28 В архивных наградных документах не указан второй инициал (отчество) гвардии красноармейца К. Аскарова.
29 Приказ командующего 57-й армией (по награждению) от 26 декабря 1944 г. № 195/н.
30 ЖБД 11 шисбр РВГК с 01.11.1944 по 30.11.1944 // Память народа.
31 Километры плёнки и тысячи дней. Жизнь и работа фотографа Евгения Халдея // ИТАР-ТАСС: http://tass.ru.
32 ЖБД 11 шисбр РВГК с 01.10.1944 по 31.10.1944; наградной лист на лейтенанта П.Т. Авдеенко // Память народа.
33 Война глазами Евгения Халдея // Коммерсантъ. 2017. 23 марта: https://www. kommersant.ru.
34 Аношин И.С. Указ. соч. С. 126, 127.
35 Ковалёв И.В. Транспорт в Великой Отечественной войне (1941—1945 гг.). М.: На-
ука, 1981. С. 352, 353; интepнeт-pecypc: http://nozdr.ru.
36 Там жe.
37 Жeлeзнoдopoжныe вотека Ро^ии в 4 кн. K^ 4. B пepиoд миpнoгo CTpo-итeльcтвa: 1945—1991. M.: РУ^-СТИЛЬ XXI вeк, 2002. С. 38, интepнeт-pecypc: http://militera.lib.ru; Майоров Я.М. Mara-cтpaли мyжecтвa. M.: Boeниздaт, 1982. С. 166, 167; интepнeт-pecypc: http:// militera.lib.ru.
38 Майоров Я.М. Указ. co4. С. 167, 171.
39 Жeлeзнoдopoжныe вотка Ро^ии. Ka 4. С. 167, 168.
40 Там жe.
41 Майоров Я.М. Указ. co4. С. 181.
42 Ковалёв И.В. Указ. co4. С. 354.
43 Печуров C.Л. Агpeccия HАТO ^отив Союзной Pecпyблики Югославия // Ин-тepнeт-pecypc: http://www.fssb.su; он же. Boйнa в Югославии 1991—1995, 1998— 1999 гг. // Интepнeт-pecypc: http://www. fssb.su; Oпepaция HАТO пpoтив Юго^а-вии (мapт—aпpeль 1999 г.): cпpaвкa. 2009. 24 мapтa // РИА Hoвocти https://ria.ru.
44 Печуров C.Л. Указ. co4.
45 Cтaнковыñ Ъ. «Peвизиoниcти» и ca-вeзничкo бoмбapдoвa№e Бeoгpaдa 1944 годиж // BO^OMTOPHICXH глазик. 2006. № 1—2. С. 131—146.
46 Пoдpoбнee cм.: Трыпковый Ъ. Бeoгpaд под бомбама. Бeoгpaд: Cкyпштинa ^ада Бeoгpaдa. Ceкpeтapиjaт за инфopмиca№e, 1999. 130 c.
47 Bombardovanje Beograda u Drugom svetskom ratu. Katalog izlozbe. Beograd: Istorijski arhiv Beograda, 1975. S. 22, 23.
48 Terzic M. Jugoslovenska kraljevska vlada, general Dragoljub Mihailovic i saveznicko bombardovanje ciljeva u Jugoslaviji 1942— 1944. godine // Tokovi istorije, 2005. № 1—2. S. 81—111.
49 American Embassy, Belgrade, Yugoslavia. August 27, 1945. Confidential. Bomb Damage in Belgrade (Prepared by Eric L. Pridonoff) // Ibid. P. 220—222.
50 Bjelajac M. Nedicev memorandum generalu Ajzenhaueru maja 1945. Dokumenti o stetama nastalim bombardovanjem Beograda 1941—1944 // Tokovi istorije. 2005. № 1—2. S. 217.
51 Печуров C.Л. Указ. co4.
52 пoблaгoдapилa РФ за помощь в ликвидации пocлeдcтвий нaвoднeния // РИА «Hoвocти». 2014. 29 мая: https://ria.ru.
53 Бизнecмeн из Ро^ии помог cepбaм вoccтaнoвить пocтpaдaвший от навод-жния мост // JugoSlovo.com: 2014. 21 дe-кaбpя: https://jugoslovo.com.
54 Холдинг «РЖД» зaвepшил pe^a^ cтpyкцию y4ac^a Pecник — Baлeвo в Cepбии // ^ecc^emp РЖД. 2017. 15 но-ябpя: http://press.rzd.ru; Ро^ия и ^одолжат coтpyдничecтвo в cтpoитeль-cтвe жeлeзныx дopoг // ИА REGNUM. 2017. 1 нoябpя: https://regnum.ru.
55 Там жe.
Источники рисунков и фото Е.А. Халдея из ЖБД 11 шисбр РВГК с 01.10.1944 по 31.10.1944 и с 01.11.1944 по 30.11.1944: ЦАМО РФ. Ф. S0S98. Оп. 1. Д. 44, 45; портал «Память народа»: https://pamyat-naroda.ru.