Научная статья на тему 'РОЛЬ МЧС РОССИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

РОЛЬ МЧС РОССИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
263
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЧС РОССИИ / EMERCON OF RUSSIA / НАЦИЯ / NATION / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / НЕВОЕННЫЕ УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ / NON-MILITARY SECURITY THREATS / ГУМАНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ / HUMANITARIAN ASSISTANCE / НАТО / NATO / БЛИЖНИЙ ВОСТОК / MIDDLE EAST / ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КРИЗИСОВ И КОНФЛИКТОВ / CRISIS AND CONFLICT PREVENTION / ГУМАНИТАРНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ / HUMANITARIAN SOLIDARITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Давыдова Наталия Анатольевна, Хоруженко Александр Федорович

Рассмотрены особенности международных отношений в XXI веке. Обсуждены их изменения, подведшие систему отношений к опасной черте. Показана необходимость выработки новых конструктивных подходов международным сообществом при решении назревших проблем в межгосударственных отношениях. Освещена деятельность МЧС России в этой сфере с целью сохранения мира и повышения национальной, международной, глобальной и других видов безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Давыдова Наталия Анатольевна, Хоруженко Александр Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of EMERCOM of Russia in Ensuring National Security at the Present Stage

Twenty-first century has established new trends in international relations. To keep the peace the international community needs to develop new approaches in solving urgent problems in international relations. Improving of humanitarian activity is an objective necessity and strategically important task for all States in the world. It also covers EMER- CON of Russia international activities with the focus on improving international security and keeping the peace in the world.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МЧС РОССИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

/66 Civil SecurityTechnology, Vol. 15, 2018, No. 1 (55) УДК 614.8

Роль МЧС России в обеспечении национальной безопасности на современном этапе

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2018

Н.А. Давыдова, А.Ф. Хоруженко

Аннотация

Рассмотрены особенности международных отношений в XXI веке. Обсуждены их изменения, подведшие систему отношений к опасной черте. Показана необходимость выработки новых конструктивных подходов международным сообществом при решении назревших проблем в межгосударственных отношениях. Освещена деятельность МЧС России в этой сфере с целью сохранения мира и повышения национальной, международной, глобальной и других видов безопасности.

Ключевые слова: МЧС России; нация; национальная безопасность; невоенные угрозы безопасности; гуманитарная помощь; НАТО; Ближний Восток; терроризм; предупреждение кризисов и конфликтов; гуманитарная солидарность.

The Role of EMERCOM of Russia in Ensuring National Security at the Present Stage

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2018

N. Davydova, A. Khoruzhenko

Abstract

Twenty-first century has established new trends in international relations. To keep the peace the international community needs to develop new approaches in solving urgent problems in international relations. Improving of humanitarian activity is an objective necessity and strategically important task for all States in the world. It also covers EMER-CON of Russia international activities with the focus on improving international security and keeping the peace in the world.

Key words: EMERCON of Russia; nation; national security; non-military security threats; humanitarian assistance; NATO; the Middle East; terrorism; crisis and conflict prevention; humanitarian solidarity.

Статья поступила в редакцию в феврале 2018 года.

Технологии гражданской безопасности, том 15, 2018, № 1 (55)

Новый правопорядок и новая моральная основа человеческого общества— необходимые условия дальнейшего развития цивилизации, всего человеческого рода.

Ф. М. Достоевский

Окончание противостояния двух сверхдержав — СССР и США в конце ХХ столетия — не привело к ликвидации источников конфликтности. За резким сломом общественного устройства в странах Центральной и Восточной Европы, развалом Варшавского Договора не последовал роспуск военных структур НАТО, несмотря на то, что источники декларированных Западом «угроз» безопасности странам-членам этой организации со стороны СССР были ликвидированы.

На международной арене создавались предварительные условия для новых реальных угроз международной стабильности и безопасности. Дисбаланс сил и интересов между отдельными государствами на европейском континенте, возникший после самоликвидации ОВД и утраты СССР его статуса сверхдержавы, внес значительные коррективы в систему международных отношений и в соотношение военно-политических сил. Это, прежде всего, выразилось в нарушении общего баланса военных сил в Европе [1: 327]. Бывшие союзники по Договору стали заявлять о себе как о новых военно-политических субъектах отношений с тенденцией сближения с Западом и его военными структурами, что в итоге привело к их полному поглощению в 2000-х гг. XXI в. В связи с этим возникло множество очагов военных конфликтов на почве этнонациональных, территориальных противоречий в исторических зонах повышенной конфликтности [1: 326-327].

Эскалация конфликтов на межэтнической почве, террористические акты, быстрое распространение инфекционных заболеваний, участившиеся стихийные бедствия, ухудшение состояния окружающей среды — все это и многое другое стало рассматриваться как невоенные угрозы национальной безопасности Российской Федерации.

Россия при формировании национальной политики безопасности исходила из необходимости реагировать на приобретающие новое значение невоенные угрозы безопасности. Для этих целей 7 июля 1990 года постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР принято решение об образовании Российского корпуса спасателей. 27 декабря 1990 года постановлением Совета министров РСФСР № 606 образован Российский корпус спасателей (РКС). Эта дата считается датой основания МЧС России. Впоследствии РКС переименован в Государственный Комитет по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС).

19 ноября 1991 года, на базе Государственного комитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба гражданской обороны РСФСР, был образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР.

30 сентября 1992 года Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР был реорганизован в Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Этот комитет, в свою очередь, 10 января 1994 года был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) [2].

Создание МЧС в составе исполнительной власти России и наделение этого ведомства большим административным весом были в значительной степени обусловлены необходимостью реагировать на вызванные кризисом государственной системы внутренние угрозы национальной безопасности, которые в постсоветской России получили первостепенное значение. Поэтому, определяя роль МЧС России в обеспечении безопасности страны и в урегулировании различного рода конфликтов, необходимо рассматривать российскую безопасность с двух точек зрения: как безопасность мировой державы и, в значительной степени, как безопасность развивающегося государства [2].

В МЧС России образован и функционирует Департамент международного сотрудничества, среди задач которого имеются следующие:

организация международного сотрудничества в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, преодоления последствий чернобыльской и других крупных катастроф, проведения подводных работ особого назначения, поиска и спасения на морях и акваториях;

организация подготовки сил МЧС России, чрезвычайного гуманитарного реагирования и аварийно-спасательных формирований с учетом международного опыта и на базе зарубежных и специализированных центров и организаций;

формирование необходимой договорно-правовой базы и организация участия структурных подразделений Министерства в выполнении обязательств Российской Федерации, перед зарубежными государствами и международными организациями, вытекающих из заключенных международных договоров, соглашений и конвенций;

привлечение российских и иностранных специалистов для участия в проведении международной экспертизы по вопросам, входящим в компетенцию Министерства.

XXI век внес свои коррективы в систему международных отношений, подведя ее вновь к опасной черте. Объявление США войны «терроризму», после трагических событий в 11 сентября 2001 г., расширение НАТО на Восток, эскалация войны на Ближнем Востоке и как следствие: миграционный кризис в Европе и возросшая угроза террористических атак, участившиеся попытки некоторых европейских стран поставить под сомнения итоги Второй мировой войны, кризис в отношениях с Украиной, введение

/68 ^П SecurityTechnology, Vol. 15, 2018, No. 1 (55)

экономических санкций, беспрецедентная информационная война против нашей страны, подогреваемая откровенной русофобией, и многое другое — все это изменило направление внутреннего и внешнего векторов современной российской политики в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации*.

Уроки миротворческой деятельности России в ходе разрешения балканского кризиса, особенно его косовский этап, были учтены еще при формулировании внешних угроз России в «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24, а также в «Концепции внешней политики Российской Федерации», утвержденной Президентом РФ В. В. Путиным 28 июня 2000 г. Кроме того, эти особенности учтены в Военной доктрине Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 г. № 706.

В сложившихся условиях одна из приоритетных задач обеспечения национальной безопасности России, заключается в том, чтобы не только не допустить интернационализации любого конфликта как на российской территории, так и в «ближнем зарубежье», но и полностью исключить возможность создания очагов напряженности вдоль российских границ [1: 397].

Россия—единственная «незападная» страна в мире, которая никогда не была и не является колонией или подопечной территорией Запада. В том была заслуга наших предков, которые сумели отстоять национальную самостоятельность России, успешно модернизируя страну, не меняя при этом ее национального кода... В России, у русских пока нет ощущения чего-то невозможного для них. Ни в духовной, ни в материальной сфере наша национальная гордость не претерпела фатальных крушений [3: 29].

Президент Российской Федерации В. В. Путин утвердил «Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (утверждена Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666).

Стратегия разработана в целях обеспечения интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепления государственного единства и целостности России, сохранения этнокультурной самобытности ее народов, сочетания общегосударственных интересов и интересов народов России, обеспечения конституционных прав и свобод граждан. Стратегия основывается на принципах построения демократического федеративного государства, служит основой для координации деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Стратегия направлена на активизацию всестороннего сотрудничества народов Российской Федерации, развития их национальных языков и культур. Стратегия носит комплексный межотраслевой социально ориентированный характер, призвана развивать потенциал многонационального народа Российской Федерации (российской нации) и всех составляющих его народов (этнических общностей).

Россия — это великая цивилизация, которая самовосстанавливается естественным и почти привычным образом... Сохраненная культура, особенности национальной психики, богатства великой территории, индустриальная инфраструктура, промышленность и наука позволяют надеяться на центростремительный импульс собирания, общее преодоление национального смятения, выход большой России в авангард мира XXI века [3: 30].

Надежное решение проблем современного мира может быть обеспечено только через серьезное, честное сотрудничество ведущих государств и их объединений в интересах решения общих задач. Такое взаимодействие должно учитывать многоцветие современного мира, его культурно-цивилизационное многообразие, отражать интересы основных компонентов международного сообщества [4].

Российская Федерация не стремится к конфронтации ни с США, ни с Евросоюзом, ни с НАТО. Наоборот, Россия открыта для самого широкого взаимодействия с западными партнерами. По-прежнему ее народ считает, что наилучшим способом обеспечения интересов людей, проживающих на европейском континенте, было бы формирование общего экономического и гуманитарного пространства, простирающегося от Атлантики до Тихого океана, так чтобы недавно сформированный Евразийский экономический союз смог стать интегрирующим звеном между Европой и АТР. Россия стремится делать все, что от нее зависит, для преодоления препятствий на этом пути, включая урегулирование на основе Минских договоренностей украинского кризиса, спровоцированного государственным переворотом в Киеве в феврале 2014 года [4].

Сегодня МЧС России, являясь службой оперативного, чрезвычайного реагирования, предупреждающей и ликвидирующей последствия ЧС природного и техногенного характера, а также участвующей в различного рода гуманитарных операциях как на ее территории, так и за рубежом, помогает России интегрироваться в формирующуюся мировую систему противодействия катастрофам и кризисам и поддерживать статус страны в данной сфере международного сотрудничества. В целом, активизация российского участия в гуманитарно-восстановительных работах в постконфликтных зонах становится новым перспективным направлением внешней политики России. Это развитие обусловлено растущим интересом России к более широкому участию в международных усилиях по ликвидации кризисов и конфликтов, движимым соображениями не только престижа и имиджа, но и реальной гуманитарной солидарности [5: 10].

Международная деятельность МЧС России направлена на реализацию внешнеполитического курса РФ, включая защиту российских граждан за рубежом, формирование дружественных отношений с иностранными государствами, а также совершенствование чрезвычайных служб и выстраивание эффективных механизмов оказания взаимной помощи при чрезвычайных ситуациях на региональном и глобальном уровнях [6].

* Послание Президента Федеральному Собранию от 1 марта 2018 г.

Технологии гражданской безопасности, том 15, 2018, № 1 (55) /69

Особое значение имеет реализация на национальном уровне положений Сендайской рамочной программы действий по уменьшению рисков бедствий до 2030 г., повестки для ООН в области устойчивого развития на период до 2030 г., других глобальных стратегических и программных документов ООН.

Указами президента России утверждены три важнейших документа национально-стратегического планирования, которыми закреплены основные цели и задачи, необходимые для достижения гарантированного уровня безопасности жизнедеятельности населения и укрепления национальной платформы управления рисками [7].

При этом Россия последовательно выступает за укрепление координирующей роли ООН, объединение усилий всех государственных институтов и общественных объединений, а также активное подключение к этой работе развивающихся стран. Руководство страны полагает, что формирование национальных систем и механизмов гражданской защиты и управление рисками должно осуществляться с учетом современных мировых трендов и предусматривать тесное взаимодействие чрезвычайных служб государств мира. Важную роль в этом прессе должна играть последовательная актуализация договорно-правовой базы международного взаимодействия [7].

Об учете в своей работе вышеупомянутых положений красноречиво говорят следующие результаты деятельности МЧС России за 2017 год в области международного сотрудничества [8].

В 2017 году международное сотрудничество осуществлялось в соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации, при координации МИД России и во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации.

В 2017 году в рамках международного сотрудничества с зарубежными государствами на двусторонней основе за пределами Российской Федерации проведено 36 гуманитарных операций, включая доставку на территорию Украины 6 тыс. тонн гуманитарного груза 13-ю автомобильными колоннами МЧС России. В общей сложности помощь оказана 15 странам, доставлено более 8 тыс. тонн гуманитарных грузов.

На двусторонней основе были проведены следующие международные гуманитарные операции:

доставка грузов гуманитарной помощи — 22 (в том числе Таджикистан, Йемен, Шри-Ланка, Киргизия, Мексика, Куба, Вьетнам, Филиппины, Содружество Доминики, Украина);

санитарно-авиационные эвакуации — 8 (в том числе Турция, Индия, Таджикистан, Нидерланды); санитарные рейсы — 1 (Узбекистан); тушение природных пожаров — 3 (Чили, Сербия, Армения);

поисково-спасательные работы — 1 (Шпицберген); оказание содействия в разминировании территорий — 1 (Южная Осетия).

Наиболее масштабной в 2017 году была операция по доставке грузов гуманитарной помощи странам Карибского региона, пострадавшим от урагана «Ирма».

Авиацией МЧС России в 2017 году оказано содействие в тушении природных пожаров в Республике Чили. Было совершено более 40 вылетов, не допущено распространение огня в сторону 17 населенных пунктов. Применяя новый механизм реагирования и используя потенциал российско-сербского и российско-армянского гуманитарных центров, оказано содействие в тушении природных пожаров Сербии (совершено 3 вылета, спасено 2 населенных пункта) и Армении (осуществлено 17 вылетов, защищен от огня заповедник «Хосровский лес»).

В 2017 году во исполнение поручений руководства Российской Федерации МЧС России было обследовано более 30 гектаров площади и обезврежено 105 взрывоопасных предметов на территории Республики Южная Осетия. В 2017 году было проведено более 50 крупных международных мероприятий.

Наиболее значимые из них:

10-й Международный салон средств обеспечения безопасности «Комплексная безопасность-2017». В работе Салона приняло участие более 230 иностранных представителей из 57 государств и международных организаций;

II Международный конгресс «Глобальная и национальная стратегии управлениями рисками природных и техногенных катастроф». На полях конгресса специалисты из 57 государств и международных организаций обсудили дальнейшие пути сотрудничества в области управления рисками и представили национальный опыт реализации Сендайской рамочной программы действий по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы;

XII Международный ядерный форум «Безопасность ядерных технологий: Аварийная готовность и реагирование», организованный ГК «Росатом».

В рамках председательства Российской Федерации в Совете Баренцева / Евроарктического региона в г. Петрозаводске проведены Международные учения спасательных служб России, Норвегии, Швеции и Финляндии «Баренц Рескью-2017».

В ходе учений были отработаны вопросы оповещения, пересечения границы, тушения лесных пожаров на приграничных территориях, спасения людей из разрушенных зданий, а также спасения экипажей судов, столкнувшихся в акватории Онежского озера.

В рамках реализации Программы действий по обеспечению стратегических интересов Российской Федерации в Каспийском регионе на 2016-2018 гг., а также Соглашения о сотрудничестве в сфере предупреждения и ликвидации ЧС в Каспийском море, в ноябре 2017 года в г. Баку состоялись Международные комплексные учения чрезвычайных служб прикаспийских государств «Хазар (Каспий)-2017» по реагированию на условные ЧС в акватории Каспийского моря и прибрежной зоне.

В 2017 году продолжена работа по развитию Российско-Сербского гуманитарного центра (РСГЦ) в г Нише, который изыскивает новые методы деятельности, как с сербскими коллегами, так и с международными институтами и профильными структурами балканских государств. Приоритетным направлением международной

/70 Civil SecurityTechnology, Vol. 15, 2018, No. 1 (55)

деятельности РСГЦ является сотрудничество с Македонией, Боснией и Герцеговиной и Швейцарией.

В рамках проектов содействия международному развитию, реализуемых МЧС России и Международной организацией гражданской обороны (МОГО), в течение всего 2017 года осуществлялись программы обучения представителей чрезвычайных служб Сербии, Армении, Туниса, Иордании, Абхазии и Южной Осетии, а также стран Латинской Америки и Карибского бассейна, как на базе образовательных организаций высшего образования и учебных центров МЧС России, так и на базе зарубежных учреждений.

Таким образом, человечество призвано подняться на более высокий уровень социально-культурного и нравственного развития и научиться мыслить и действовать по-новому в соответствии с реалиями ядерной эпохи и высшими интересами сохранения человеческого рода. Деятельность МЧС России полностью соответствует этому призванию.

Литература

1. Васильева Н. В., Гаврилов В. А., Миркискин В. А. Балканский узел, или Россия и «югославский фактор» в контексте политики великих держав на Балканах в ХХ веке. М.: Звонница-МГ, 2005. 432 с.

2. Стрельцина М. М. Участие МЧС России в урегулировании внутри- и внешнеполитических конфликтов. Российская ассоциация политической науки. Библиотека РАПН. http://rapn.ru/ libraryphp?d=313&n=35&p=1

3. Смирнов Г. Н. Национальное государство в глобальном мире // Геополитический журнал. 2014. № 3. С. 21-30.

4. Лавров С. В. Историческая перспектива внешней политики России. http://www.mid.rU/foreign_policy/news/-/asset_ publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2124391

5. Макрюков В. О. Оказание гуманитарной помощи МЧС России как механизм снижения конфликтности в мире // Научные и об-

разовательные проблемы гражданской защиты. 2012. № 2. С.7-11.

6. Пучков В. А. Глобальные риски требуют глобального подхода: Интервью ТАСС, 25 декабря 2012 г http://tass.ru/opinions/ interviews/1599108

7. Романов А. А. МЧС России готово реагировать на различные ЧС и происшествия в мире в пять раз быстрее стандартов ООН: Интервью «Интерфакс», 1 марта 2018 г http://www.mchs.gov.ru/ dop/info/smi/interview/item/33546169

8. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2017 году» / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2017. 370 с.

Сведения об авторах

Давыдова Наталия Анатольевна: к. ист. н., Дипломатическая академия МИД России, доц. каф. русского и других славянских языков. 119021, Москва, ул. Остоженка 53/2. e-mail: davydova_bg@mail.ru

Хоруженко Александр Федорович: д. мед. н., проф., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), г. н. с. научно-исслед. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. е-mail: slavolkov@yandex.ru; SPIN-код — 4277-4056.

Information about authors

Davydova Natalia A.: Candidate of Historical Sciences, Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, Associate Professor of the Department of Russian and other Slavic languages.

53/2 Ostozhenka, Moscow, 119021, Russia. e-mail: davydova_bg@mail.ru

Khoruzhenko Aleksandr F.: Dr. Sci. (Medicine), Professor, Chief Researcher, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: slavolkov@yandex.ru. SPIN-scientific — 4277-4056.

Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Авторы, название URL

Чуприян А.П. и др. Проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности муниципальных образований: пути решения. Материалы ХУШ Международной научно-практической конференции по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 21—22 мая 2013 года, Москва Акимов В.А. и др. ВНИИ ГОЧС: нам 37 http://elibrary.ru/item.asp?id=20425165 http://elibrary. ru/item.asp?id=21846926

Афанасьева Е.В. и др. Основы системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях. Информационно-аналитический сборник. Издание второе, дополненное http://elibrary. ru/item.asp?id=20447018

Акимов В.А. и др. Итоговый сборник по результатам деятельности городской сетевой экспериментальной площадки «Разработка системы формирования транспортной культуры обучающих как фактор успешной профилактики детского дорожно-транспортного травматизма». Методическое пособие http://elibrary. ru/item.asp?id=20501647

Чуприян А.П. и др. Международная конференция «Проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктике, включая вопросы аварийных разливов нефти». Нарьян-Мар, 20-22 августа 2013 г. http://elibrary.ru/item.asp?id=20823652

Пчелкин В.И. Географический фактор в деятельности МЧС России: проблема и пути ее решения. Монография http://elibrary. ru/item.asp?id=21060972

Батырев В.В. Справочник специалиста-химика МЧС России http://elibrary. ru/item.asp?id=21060981

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.